Слова на звук т

Тест. Фонетика

ТЕСТ. ФОНЕТИКА

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1. переехать

2. сбросьте

3. поевший

4. предъяви

2. В каком слове произносится звук ?

1. впредь

2. отдать

3. находка

4. молотьба

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

1. солнце

2. вьюга

3. ясный

4. полёт

4. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1. съест

2. меньше

3. скачешь

4. поют

5. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1. объезжать

2. ярмарка

3. опаздывать

4. мягкий

6. В какой словоформе произносится гласный ?

1. по проспекту

2. молодая

3. ёлка

4. под сенью

7. В каком слове произносится гласный ?

1. выкормить

2. берёза

3. шоколад

4. полевая

8. В каком слове произносится звук ?

1. глуп

2. вглубь

3. коробка

4. стопа

9. В каком слове произносится звук ?

1. изморось

2. изморозь

3. воз

4. сидеть

10. В каком слове произносится звук ?

1. груз

2. рассказчик

3. сговор

4. резкий

11. В каком слове произносится звук ?

1. тёрка

2. еда

3. сюда

4. прятать

12. В каком слове произносится звук ?

1. няня

2. деревня

3. въезд

4. колёса

13. В каком слове произносится звук ?

1. вянуть

2. частичный

3. тянуть

4. щадить

14. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1. цепи

2. жилище

3. увидеться

4. сияние

15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1. дневной

2. образ

3. вокзал

4. портить

16. В каком слове произносится тв. глухой согласный?

1. даже

2. часто

3. помощи

4. глушью

17. В каком слове произносится звук ?

1. очередь

2. отдых

3. пересадка

4. портиться

18. В каком слове произносится звук ?

1. мороз

2. восемь

3. косьба

4. сбежать

19. В каком слове произносится звук ?

1. нож

2. намажьте

3. зажигать

4. резче

20. В каком слове произносится звук ?

1. отголосок

2. тишина

3. женитьба

4. подкоп

21. В каком слове звуков больше, чем букв?

1. семья

2. вертеть

3. бульон

4. язычок

22. В каком слове произносится звук ?

1. территория

2. тенденция

3. тест

4. ателье

23. В каком слове произносится звук ?

1. сбросить

2. счёт

3. извлечь

4. близко

24. Какой согласный звук произносится в слове ДУБ?

1. – звонкий, твёрдый

2. – звонкий, мягкий

3. – глухой, твёрдый

4. – глухой, мягкий

25. Укажите ошибочное суждение:

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.

2) В слове ВХОДЯ первый звук – .

3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.

Тест

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) якорь 2) земля 3) уголь 4) пояс

2. В каком слове произносится звук Й?

1) няня 2) деревня 3) въезд 4) колёса

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) плести 2) приют 3) объезд 4) деньги

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) семья 2) проезд 3) повесть 4) есть

5. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) юг 2) объяснил 3) люк 4) съёмка

6. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1)живёт 2)жила 3)щука 4)час

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) родной 2) шесть 3) широко 4) ясно

8. В каком слове все согласные мягкие?

1)цепи 2)жилище 3)увидеться 4)сияние

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) деревце 2) шитьё 3) неумелый 4) питьё

10. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) экзамен 2) подвиг 3) сквозняк 4) смеяться

11. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

1) просьба 2) резьба 3) гвоздь 4) поиск

12.В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) позволить 2) косьба 3) безработный 4) метраж

13. В каком слове произносится согласный мягкий звук С?

1) съел 2) просьба 3) считать 4) расщедриться

14. В каком слове все согласные звуки мягкие, глухие?

1) чутьё 2) сядьте 3) есть) 4) ищешь

15.В каком слове произносится гласный звук А?

1) прямой 2) пряник 3) пояс 4) тучами

16. В каком слове произносится звук Ы?

1) дирижёр 2) чисто 3) цифра 4) поиск

17. В каком слове произносится звук О?

1) жёсткий 2) бояться 3) корзина 4) шоколад

18. В каком слове есть гласный звук Э?

1) весло 2) шепчут 3) жена 4) поезд

19. Написание какого слова не расходится с произношением?

1) счёт 2) ряд 3) стать 4) сдать

20. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?

1) сторож 2) шёлк 3) ружьё 4) кружка

21. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Зацепин, Заценина, Захаров, Желновская, Желновский

2) Захаров, Зацепина, Зацепин, Желновский, Желновская

3) Желновский, Желновская, Зацепин, Зацепина, Захаров

4) Желновская, Желновский, Захаров, Зацепин, Зацепина

22.В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться, знания

2) деревья, подъезд

3) вьюга, счастье

4)местность, деревня

23. В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?

1) вьюжная, деревня

2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник

4) грамматика, чтобы

24. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) бурьян, только 2) ночью, юг 3)дождь, южная 4) поющая, яростная

25. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) воюю, страстная

2) тюльпан, юркий

3) двоякий, оппозиция

4) значение, явление

26.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?

1) перебежчик, живёшь

2) купаться, июльский

3) местность, юбиляр

4) разъяриться, грустная

27.В словах какого ряда звуков меньше, чем букв?

1) счёт, пять 2) южная, пень 3) солнце, якорь 4) пьеса, эффект

28. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) жизнь 2) приястепь 4) пишешь

29. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) посадка 2) яшма 3) ёж 4) клуб

30. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) мороз 2) южный 3) вглубь 4) вдруг

31.В каком слове произносится гласный звук О?

1) воробей 2) дьякон 3) пойти 4) нёс

32.В каком слове произносится гласный звук А?

1 хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык

33. В каком слове произносится гласный звук И?

1) часы 2) циркуль 3) жить 4) также

34. В каком слове произносится согласный твёрдый звук Т?

1) футбол 2) смеётся 3) отгородился 4) походка

35. В каком слове произносится согласный твёрдый звук Д?

1) надёжный 2) отбить 3) надпись 4) завод

36. В каком слове произносится согласный твёрдый звук Г?

1) снег 2) синего 3) мягко 4) глобус

37. В каком слове произносится согласный мягкий звук В?

1) любовь 2) влияние 3) вторник 4) занавес

38. В каком слове произносится согласный твёрдый звук К?

1) пирог 2) пакет 3) вокзал 4) кино

39. В каком слове произносится согласный твёрдый звук З?

1) сказка 2) сбить 3) скользить 4) скользко

40. В каком слове произносится согласный твёрдый звук С?

1) сделать 2) сегодня 3) указ 4) выросший

41. В каком слове произносится согласный твёрдый звук Ф?

1) вторник 2) любовь 3) февраль 4) фигура

42.В каком слове произносится согласный твёрдый звук Б?

1) берёза 2) хлеб 3) голубь 4) хлебный

43. В каком слове произносится согласный твёрдый звук П?

1) зябь 2) гриб 3) пианино 4) пять

44. В словах какого ряда нет согласного твёрдого звука Ж?

1) жизнь, книжка

2)перебежчик, сторожка

3)пейзаж, дружба

4)намажьте, жонглировать

45. В каком ряду во всех словах есть звук К?

1)вдруг, мягкий

2)кинуть, к дому

3)окружность, пробег

4)к делу, кататься

46.В каком ряду во всех словах есть согл. твёрдый звук Г?

1) пирог, гибкий

2) к зиме, гвоздь

3) рейтинг, гаснуть

4) гитара, педагог

47. В каком ряду во всех словах есть согласный звук Ш?

1) сторожка, дружба

2) дрожь, художник

3) съешь, песчаный

4) пейзаж, помощник

48.В каком ряду во всех словах есть согл. твёрдый звук Г?

1) вокзал, к зданию

2) друг, экзамен

3) гибель, каталог

4) анекдот, гербарий

49.В каком ряду во всех словах нет согл. твёрдого звука С?

1)сжать, косьба, счастье

2)паровоз, сшить, айсберг

3)бесшумный, сделать, распить

4) сидеть, расхвалить, сзади

50. В каком ряду во всех словах есть согласный мягкий звук Д?

1)свадьба, подъезд, дом

2)сядь, дикий, доклад

3)сладко, делегат, лошадь

4)дистанция, молотьба, академия

51. В каком ряду во всех словах нет согл. твёрдого звука З?

1)брызжет, зарево, синтез

2)зимний, перебежчик, гвоздь

3)близко, скользить, развитие

4)зеркало, визжать, сделать

52. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала

53.В каком слове ударение падает на третий слог?

1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить

54. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) статуя 2) черпать 3) отняла 4) щавель

55. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) намерение 2) начата 3) заржаветь 4) зимовщик

56. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начала 2) петля 3) звонишь 4) коклюш

57.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать 2) мастерски 3) кремень 4) кухонный

58. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) мельком 2) черпать 3) хлопковый 4) надолго

59. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним

60.В каком слове ударение падает на второй слог?

1) ржаветь 2) мизерный 3) лососевый 4) средства

61. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) факсимиле 2) свекла 3) кашлянуть 4) фарфор

62. В каком слове ударение на первом слоге?

1) начала 2) таможня 3) пахота 4) ломоть

63. В каком слове ударение на втором слоге?

1) щепа 2) облегчить 3) статуя 4) ломоть

64. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) намерение 2) обеспечение 3) плесневеть 4) откупорить

65. В каком слове ударение на четвёртом слоге?

1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь

66.В каком слове ударение на первом слоге?

1) арбуз 2) брала 3) алкоголь 4) верба

67. В каком слове ударение на втором слоге ?

1) свекла 2) звонишь 3) апостроф 4) псевдоним

68. В каком слове ударение на первом слоге?

1) щавель 2) экскурс 3) эксперт 4) цыган

69.В каком слове ударение на втором слоге?

1) некролог 2) диспансер 3) черпать 4) факсимиле

70. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) заняла 2) мельком 3) крапива 4) искра

71. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт

2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли

4) тортов, начала, звонит

72. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) кухонный, досуха, плесневеть

2) ждала, досуг, ревень

3) жалюзи, досуг, ревень

4) агент, заем, шофер

73. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер

2) намерение, закупорить, брала

3) приняли, апостроф, алфавит

4) дедовский, догнала, хозяева

74. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем

75. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) муЗей 2) Тесты 3) акаДемик 4) Одесса

76. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный звук?

1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос

77. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный звук?

1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер

78. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?

1) макраМе, шосСе, Теннис

2) моДернизация, шиНель, кашНе

3) каФе, коФе, гроТеск

4) инТеграция, Дефис, Деликатесы

79.В каком ряду слов буквы ЧН обозначают звуки ШН?

1) дачный, скворечник

2) яичница, вечный

3) конечно, съёмочный

4) скучный, нарочно

Ответы к тесту на тему «Фонетика. Графика. Орфоэпия. «

Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки Т, Ть. Буква Т»

Автор- составитель:

Исмагилова Гульфия Ильдаровна

учитель — логопед

МБОУ «Начальная школа — детский сад №76» города Тюмени

Лексическая тема: «Наша Родина»

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: познакомить детей со звуками , , и буквой Т. Активизировать словарь по лексической теме «Наша Родина».

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;
  • Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков , , буквой Т;
  • Формировать умение различать звуки , по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Активизировать речевую деятельность детей по теме «Наша Родина»;
  • Закрепить правильное произношение звуков , в словах.

Оборудование и материалы: картинки для артикуляционной гимнастики, гласные и согласные в домиках, картинка (перечеркнутый колокольчик), схема-сигнал (синяя и зеленая), карточки для определения места звука в слове (вагон), буква Т, картинка (герб России), пазл (герб России) по количеству детей, схема плакат (чем отличается буква от звука), тарелки по количеству детей, фишки или камешки марблс, солнышко, прописи буква Т.

Методические приемы: рассматривание схем, речевой образец, вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы, игры.

Словарная работа: Россия, Москва, Тюмень, река Тура, герб России.

Ход занятия

1.Организационный момент
Логопед: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями и проходите на свои места. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Садимся на свои места.

Логопед: мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы хотите попасть в волшебную страну звуков и букв? (ответы детей). Замечательно, мы ведь с вами уже знаем, как туда можно попасть? (ответы детей). Тогда начинаем?

— За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик», каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы! Вот мы с вами и оказались в волшебной стране звуков и букв. В этой стране, нас как всегда ждут интересные задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки (пазл), ваша задача, собрать все части картинки и сказать, что изображено на картинке, если ответите правильно, то в конце занятия вас ждет сюрприз. Готовы?

Логопед: тогда приступим к выполнению заданий. Давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

— Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, Э, И.

— Они какие?

— Гласные.

— Как они произносятся?

— свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

— А какого цвета домики у гласных звуков? (красные)

— Правильно, молодцы ребята!

— А с какими согласными звуками мы познакомились?

Б, В, Г, М.

— Почему их называют согласными? (потому, что они согласились со всеми препятствиями).

— Какие препятствия могут помешать? (язык, губы, зубы).

Логопед: отлично, вот и 1-я часть картинки. (раздаю каждому ребенку часть картинки). Герб России. У меня условие, картинки буду класть так, чтобы их не было видно. Пока никто не смотрит и не трогает.

Усвоение нового материала:

Приступаем ко второму заданию:

Логопед: — как называется наша страна? (Россия)

— Как называется самый главный город России? (Москва). Правильно, это столица нашей страны, поэтому ее называют самым главным городом России.

— Как называется город, в котором мы живем? (Тюмень)

— Правильно, город в котором мы живем называется Тюмень!

А теперь, послушайте стихотворение.

Хороша у нас Тура

Мы купались там вчера

И сегодня мы опять

На Туру пойдем гулять

Поиграем на песке

И поплаваем в воде

Хороша у нас Тура

У причала шум с утра. (Белов).

Логопед: о какой реке говорится в этом стихотворении. (о Туре).

— Какие звуки стоят в начале этих слов Тура, Тюмень ( и ).

— А теперь проверим звук у нас звонкий или глухой. Положили ладошку к горлышку и произнесем звук , горлышко дрожит или нет? (Нет). Значит звук глухой, и обозначается он зачеркнутым колокольчиком. (вывешивается схема зачеркнутого колокольчика).

— Правильно, молодцы! (получаете 2-ю часть картинки)

Логопед: давайте поиграем в игру «Чьи ушки лучше услышат, твердый или мягкий звук». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы услышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий звук – зеленую карточку. (ТЮМЕНЬ, ТУРА, ТРАВА, ТЕАТР, ЖИТЕЛЬ, ТЫКВА, СТРАНА) – слова просто произносятся. (получают 3-ю часть картинки)

Логопед: ребята, давайте расскажем о нашей Родине, а заодно и отдохнем. Встаем рядом со своими стульчиками.

Физкультминутка.

Нет на свете Родины красивей — (дети шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают богатырей)

Вот она, по имени Россия (шагают на месте)

От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)

В нашей стране горы высоки, реки глубокие, степи широкие и леса большие. А мы ребята вот такие!

Логопед: присаживайтесь на свои места. Продолжаем.

Следующая игра.

(по одному ребенку выходят к доске, остальные работают и проверяют на местах). (получают 4-ю часть картинки).

Логопед: последняя игра «Раздели слова на слоги».

(РОДИНА, ГОРОДА, ЖИТЕЛИ, УЛИЦА, ДОМА, МОРЯ, ГОРЫ, ЗЕМЛЯ). (получают 5-ю часть картинки).

Логопед: замечательно, со звуками мы познакомились. А вот и буква «Т»

На антенну «Т» похожа,
И на зонт, как будто, тоже.

Логопед: на что еще похожа буква «Т»? (ответы детей).

— А теперь я попрошу вас встать и написать букву Т указательным пальчиком в воздухе. (дети пишут букву в воздухе). Теперь напишем букву Т пальчиком у себя на ладошке.

Зрительная гимнастика.

— А теперь напишем эту букву в воздухе глазками, следим за моей рукой глазами. Молодцы, теперь посмотрите на свой кончик носа. Замечательно, присаживайтесь на свои места. (получаете последнюю 6-ю часть картинки). Вот вы собрали все части картинки, теперь вам нужно собрать картинку и сказать, что изображено на этой картинке? (герб России). Правильно, это герб России.

Рефлексия.

Логопед: молодцы, вам удалось собрать все части картинки. А сейчас скажите мне, пожалуйста, с какими звуками мы сегодня познакомились?

— Какие это звуки? Почему?

— Дайте характеристику звуку

— Как мы его обозначаем?

— Дайте характеристику звуку

— Как мы его обозначаем?

— А какая буква обозначает эти звуки?

Логопед: молодцы, вы хорошо поработали! Теперь я предлагаю вам украсить наше солнышко лучиками, если вам понравилось наше занятие берите лучики, которые лежат у вас на краю парты и выходите к доске. (дети украшают солнышко лучиками). Посмотрите, солнышко засветило ярко, ярко и говорит вам спасибо! Как я и обещала, вот мой сюрприз! Спасибо ребята!

Литература:

«Свидетельство публикации в СМИ» Серия А № 0007238

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.

2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.

3. Научить правильно произносить звуки и , дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.

4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.

5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить правило правописания большой буквы в собственных именах.

6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения, употреблении большой буквы в начале предложения).

Задание 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — короткий звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию (например, «воспроизведи „короткий» звук») выбирает сам музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие слухового внимания).

Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом пропускает какую-либо цифру, например 5. Ребенок должен назвать пропущенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игра проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).

Задание 3. Знакомство со звуком .

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания (например, порядковый счет).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука :

— губки в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— кончик язычка стучит за верхними зубками;

— горлышко «молчит».

Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ…

Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Колеса поезда стучат: тук-тук-тук…

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

а, у, т, т, м, и…; та, то, ма, му, ты…; ам, ат, от, ум…

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:

та-та; то-то; …; та-ту; ту-ты…

Задание 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-ат, то-от…; ту-…, ты…

Задание 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук :

туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

Задание 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребе-яок заканчивает слово всегда одинаково):

— договорить последний звук в словах: вин…, бин…, зон…, кус…, мое…, лис…, сала…, жаке…, паке…;

— договорить последний слог ТА в словах: лопа…, конфе…, моне…, да…, газе…, воро…, котле…

Задание 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт). Определить место звука во всех этих словах, используя карточку синий кружок. (Сколько звуков в слове «транспорт», где они стоят?)

Задание 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

Задание 12.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть зв..

Задание 13. Выучить чистоговорки:

Та-та-та — я везу кота.

Ту-ту-ту — помоги коту.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

То-то-то — я иду в пальто.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: часы тикают: тьтьть…

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Фонетическое упражнение. Часики тикают: тик-тик…

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

ть, и, мь, ть, а, ть…; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь…

Задание 17. Договорить последний слог в словах:

ТЯ: Ви…, Ка…, Ми…, Нас…, Кос…;

ТИ: пус…, мес…, вез…, пас…

Задание 18. Взрослый предлагает ребенку:

назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон…;

назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить…

(Продолжить ряды слов самостоятельно.)

Задание 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди — Будет бежать впереди. (Тень)

Задание20.Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названиях которых есть зв..

Задание 21. Выучить чистоговорки:

Тя-тя-тя — у меня дитя.

Ти-ти-ти — со мной не шути.

Те-те-те — чайник на плите.

Ать-ать-ать — я иду гулять.

Еть-еть-еть — я буду петь.

Ить-ить-ить—я хочу пить.

Задание 22. Дифференциация звуков — .Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук :

ть, ть, т, т, ть…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

та-тя, то-те, ту-тю…; тю-ту, ти-…

Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком выделить ударный слог:

та-тя, то-те…

Договорить последний звук в слове ( — ):

самоле…, парашю…, гуля…, писа…

Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук в словах:

тиф, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.

Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук слове»:

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил… (точку).

Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать слова со звуками и ).

Вспомнить загадки, картинки на звуки и .

Выучить скороговорку:

Под деревом тетерев тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята, — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет?»

Задание 23. Упражнение для развития координации речи с движением

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

С. Михалков

(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)

Задание 24. Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень.

О. Гофман

На что еще похожа буква Т?

Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.

Игры с буквой.

Задание 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).

Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?» Ребенок читает:

Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.

Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет, что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

4. Раскрась большую букву Т синим, а маленькую — зелёным цветом. Поставь в букве точки Т по образцу. Найди и раскрась букву Т справа.

5. Соедини с буквой Т только те предметы, названия которых начинаются со звуков , .

6. Буква потерялась

Вставьте пропущенные буквы: ка – ок, с – ук, аис –, ко –, кус – ы, ни – ки, кана –, кис – и.

7. И г р а «Найди слово в слове»

Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки (точки, очки, кит, кот).

8. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве. Ток – так – там – таз.
  • Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Тигр – роща – аист – тень.

9. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву Т, а справа – которые начинаются на букву Т.

– – Т – – – – – Т – – – – – – – Т – – – – О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.

10. П и р а м и д а

11. И г р а «Наборщик»

Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.

О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.

12. И г р а «Анаграммы»

Теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).

Молоток стучит: «Тук-тук!

Буквы Т я лучший друг».

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буква Т.

14. Читаем…

15. Пишем….

Пословицы и поговорки

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Терпенье и труд все перетрут.

3. Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Трус своей тени боится.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Скороговорки

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Ткет ткач ткани на платки Тане

  • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Словарь

  • Таблоид — способ размещения рекламы на уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями ИЛИ малоформатная газета.
  • Табун — стадо лошадей
  • Таймер — прибор, устройство, издающее сигнал по истечении заданного промежутка времени.
  • Тайфун — ураган большой разрушительной силы.
  • Тактика — это приемы, способы при игре, ведения боя.
  • Талант — выдающиеся способности.
  • Таможня -государственное учреждение, которое контролирует перемещение через границу государства предметов, товаров, физических лиц.
  • Тариф — установленный размер стоимости чего-л., оплаты за что-л.
  • Телескоп — инструмент, который помогает в наблюдении удаленных объектов (звёзд)
  • Теория — совокупность высказываний.
  • Терпение — это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации.
  • Тираж — количество экземпляров печатного издания.
  • Титул — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое.
  • Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
  • Традиция — множество обрядов, привычек, передаваемых из поколения в поколение.
  • Трясина — зыбкое болотистое место.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Терять почву под ногами — терять уверенность

Конспект логопедического занятия с буквой т и звуками [т]-[т’]

Екатерина Климова
Конспект логопедического занятия с буквой т и звуками —

Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.

Коррекционно-образовательная:

1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.

Коррекционно-развивающие:

2. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.

3. Продолжать учить детей определять место звука в слове.

4. Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.

Коррекционно-воспитательная:

5. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные, зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское, символы звуков (Агранович З. Е.).

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жителем страны звуков и букв.Но сначала давайте поиграем: я называю слово «торт», а маленький будет тортик, кот – (котик, стол – (столик, тарелка – (тарелочка, терем – (теремок, стул – (стулик, тетрадь – (тетрадочка, топор – (топорик, ботинки – (ботиночки). Молодцы!

Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (бегемотик). Этого бегемотика зовут Тотошка. Какой звук слышится в начале слова Тотошка? (звук ). Сегодня мы вместе с Тотошкой будем слушать и произносить звук .

Поиграем в одну игру: вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук : ТА, ДА, ТО, ДУ, ТУ, КО, СУ, ТА, НО, ПО, ТУ.

Ребята, нашего бегемотика Тотошку позвал к себе в гости пёсик Тимошка.

А на чём же он сможет добраться к Тимошке?Давайте поможем Тотошке: посмотрите, на чём можно поехать в гости? (на такси, на трамвае, на троллейбусе, на теплоходе). Как это называется одним словом? (транспорт).

Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? (ответы детей).

Давайте напишем букву Т пальчиками в воздухе,

а)загадка: По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…

б) выделение звука “т” из слова “туча”;

в) произношение и характеристика звука “т”.

Развитие фонематического восприятия:

а)повторить цепочку: ат-ат-та,

та-та-ат, ат-ат-та и т. д.

б) повторить имена со звуком “т”: Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля,

Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на “т”:

банк –

раз –

санки –

куча –

лапки –

ком –

почка –

пачка –

сорт –

4.Физкультминутка с мячом: единственное число существительных.

банты – бант,

бинты – бинт,

букеты –букет,

винты – винт,

листы –лист,

билеты – билет,

кусты – куст,

болты – болт,

жакеты – жакет,

мосты – мост,

торты – торт,

халаты – халат,

посты – пост,

зонты – зонт,

аисты – аист.

Логопед: Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ

Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

Введение в тему занятия. Логопед: с какими звуками мы называли слова?- Т и ТЬ.

— Сегодня мы сравним эти звуки.

Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»)

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Логопед: Подскажите, какой мы слышим звук,мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

Пальчиковая гимнастика:

Точильщики.

Точим нож!Дети имитируют движения точильщика: проводят

Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей (пав. рукой по лев.)

Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла (лев. рук по пр)

Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

Дети.: Звук , твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

Дети.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

Логопед:- А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

Дети: Во всех словах в середине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *