Слова с антонимами

Как объяснить второкласснику что такое антонимы и синонимы?

Можно применять разные игры, поскольку в этом возрасте дети не могут осознавать научную терминологию на нужном уровне, и усваивать всё только теоретически.

Для антонимов:

  • можно принести на урок картинки (или разложить их на столе, если Вы обучаете ребёнка дома) и повесить на доске. Картинки должны быть парные и противоположные друг другу. Например, картинка, где изображено день! Напротив неё вешается картинка, где изображено ночь. И между ними рисуем «минус». Знак того что они разные. И так используем остальные понятия. Картинки с белым и чёрным платьем, грустное лицо человека и радостное;
  • объяснять надо и то, что не все слова имеют антонимии! Для этого напишите на доске несколько слов, что бы ребёнок это увидел!
  • Попросите малыша самому навести приклады антонимов. Если он не может, напишите ему слова сами, и попросите эго написать противоположные за лексическим значением. Например:

большой – маленький;

толстый – худой.

  • Можете использовать для примера мультфильмы. Например: «Шрек у нас толстый, а Пинокио?».

Для синонимов:

  • Покажите картинку, например солнца, и скажите синонимичные пары, связанные с ним: ясное, светлое.

Попросите ребёнка, на другой картинке повторить тоже упражнение.

  • Попросите ребёнка описать свою маму словами, которые были бы одного значения или приблизительно того же. (Добрая, хорошая).

Речевые игры для детей 5–6 лет. Синонимы, антонимы

Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 5–6 лет. Синонимы, антонимы

«Слова – «неприятели»

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля»

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья иногда ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Подбери слова — «неприятели»

утро — говорить — восход — взял —

весна — нашел — зима — забыл —

добро — уронил — друг — насорил —

грязь — ложиться — жара — одеваться —

мир — мириться — правда — опускать —

радость — помогать — вдох — смеяться —

выдох — залетать — юг — закрывать —

польза — включать — грязь — входить —

великан — хвалить — богач — заснуть

трусость — разрешать —

Близко — редко — медленно — рано —

темно — низко — легко — можно —

трудно — радостно — много — плохо —

сухо — широко — ярко — высоко —

чисто — мокро — светло — быстро —

«Сравни наоборот»

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова- «приятели» к данным словам»

здание — (дом,

идти — (шагать,

льется — (течет,

печаль — (грусть,

глядеть — (смотреть,

конь — (лошадь,

торопиться — (спешить,

солдат — (боец,

крошечный— (маленький,

Отчизна — (Родина,

смелый — (храбрый,

приятель — (друг,

прежде — (раньше).

«Сумеешь назвать?»

Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

Ход игры.

Педагог.

— Вот сколько слов на мы сумеем сказать (Дети перечисляют слова на заданный звук.)

— Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).

«Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

«Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)

Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

Ход упражнения.

1 — й вариант. Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево.

Примерные высказывания детей:

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

2 — й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают,кружатся по группе под слова педагога:

Тихо листики летали,

Очень листики устали.

Отдохнуть они хотят.

Вот и просят ребят: ….

«Наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке).

Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а).Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

«Что это? Кто это?»

Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.

Например :

Рыба – карась

Птица – галка

Зверь – лиса

Цветок – гвоздика

Ягода – малина

Дерево – клен

Одежда – куртка

Мебель – кровать

Посуда – кастрюля

Овощи – капуста

Фрукты – груша и т. д.

«Чудесный мешочек»

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек,и дети выполняют задания педагога:

— Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

«Закончи фразу»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…Мы любим слушать, потому что…

«Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)

Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.

Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу,например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.

Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.

В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.

«Графические рисунки»

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах — с помощью нити, веревочки.

«Падают, падают капли»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.

Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)

«Букет»

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков , , .

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

— Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

Он этот букет (хочет) подарить … .

Она этот букет (хочет) подарить … .

Они этот букет (хотят) подарить … .

Вы этот букет (хотите) подарить … .

Мы этот букет (хотим) подарить … .

«В лесу»

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга.При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки — та, Ли – за и т. д.В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).

«Падают, падают снежинки»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов (включить в отработку предлоги из — за, из – под).

Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»

«Слово заблудилось»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Педагог рассказывает:

— Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

«Мягко – твердо»

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку).Затем педагог объясняет задание:

Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

«Я знаю пять названий»

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»

«Ритмический рисунок»

Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.

— Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом. (С. Маршак)

— Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)

Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.

Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.

«Поиск»

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки , , .

Дети, найдя предмет,вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

«Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным.Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.

«Такие разные дома»

Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.

Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю.Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.

Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.

«Слова – действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом).Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.

Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

«Что лишнее?»

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки.

Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

«Поиграем – посчитаем»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры.Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

«Кто как передвигается?»

Цель: активизировать словарь детей.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

— Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

«Подбери похожие слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

«Слоги»

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг.Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, — подпрыгивает; тот, у кого два слога, — выходит в центр; тот, у кого три слога, — приседает.

Задание проверяется.

«Что каким бывает?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

«Узнай по контуру»

Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).

Детям предлагается картинка с контуром ракетой. В коробочках лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники — по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт., на каждого ребенка).Дети анализируют изображение: предполагают, из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры в нужном количестве и сложить ракету.

В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.

«Разноцветные ритмы»

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет,что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

Примеры:

а)для сеток в один ряд:

красные круги и квадраты: круг — квадрат – круг – квадрат и т. д.

синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат — круг – круг – квадрат – и т. д.

б)для сетки в два ряда:

зеленые круги и квадраты: круг — квадрат – круг, круг — квадрат – круг и т. д.

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

«Угадай слово»

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры, например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение «слова-неприятели». Но можно ввести понятие «антонимы к слову». Я обычно говорю малышу: «Сейчас будем искать «слова-неприятели». Их еще называют «антонимы». Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится».

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови «слова-неприятели»

Инструкция. «Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты — конец».

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. «Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот» (привести пример)

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо «в лёт». Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника. Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Слова

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, —
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

*****

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары «слово – его противоположность».
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт «Синонимы». От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта «Антонимы».
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка «ошибитесь» где-нибудь. Похвалите подростка, но не «в лоб», потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Игра «Скажи наоборот»

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

В «Скажи наоборот» («Подбери антонимы») можно играть с ребенком дома или на прогулке. Эта игра отлично подойдет для группы детского сада.

Дидактическая игра с антонимами помогает развитию пространственного мышления у ребенка, обогащает лексику и учит ребенка думать, рассуждать, анализировать.

ЦЕЛЬ: игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта.
ПРАВИЛА: играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.

АНТОНИМЫ:
большой – маленький
высокий — низкий
огромный — малюсенький
тонкий — толстый
добрый — злой
глупый — умный
легкий — тяжелый
грязный — чистый
красивый — некрасивый/уродливый
больной — здоровый
веселый — печальный
гибкий — негибкий\жесткий
молодой — старый
сильный — слабый
темный — светлый
черный — белый
внизу – вверху
древний/старинный — современный
новый — старый
глубокий — мелкий
мокрый — сухой
водный — безводный
волосатый — лысый
прямой — кривой
одетый — раздетый
включенный — выключенный
открытый — закрытый
полный — наполненный пустой
горячий — холодный
мягкий — твердый
внутри — снаружи
шумный — тихий/бесшумный
широкий — узкий
один — много.

Можно играть и без мяча или изменить правила по-своему. Уверены, что антонимы из этого списка пригодятся вам не только для этой игры, но и для других полезных развлечений!

Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР картотека (логопедия, подготовительная группа) на тему

Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;

— расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

—.уточнение лексического значений слов;

— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.

При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, , узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.

При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.

Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.

Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

  1. Осень

ранняя — поздняя

пасмурная – солнечная

унылая – веселая

тусклый — яркий

тихая — ветреная

частый — редкий

дождливая — солнечная

скучная — веселая

скудный — щедрый

вянуть — расцветать

засыпать — просыпаться

висеть — падать

  1. Весна

ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
глубокий – мелкий

белый –серый

нежданная — долгожданная
мокрая — сухая
рыхлая — плотная

оживать — замирать
солнечно (ясно) — пасмурно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Весной природа оживает, а осенью (замирает).

Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

  1. Зима

студеная — теплая
плотный — рыхлый

длинная – короткая

прочный — ломкий
гладкий — бугристый
грязный — чистый

зима — лето
холод — жара
жара — мороз
холод — тепло
мороз — оттепель
замерзать — оттаивать
подниматься — спускаться

падать — лежать
наступить — закончиться
холодно — тепло

  • Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

  1. Лето

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

гром — тишина

зной – холод

  1. Дикие животные.

ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный

трусливый — смелый

нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно

бегом — шагом
стаей — поодиночке

  • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

  1. Домашние животные.

Ласковый – злой,

пушистый — гладкий,

рогатый — безрогий,

сердитый — ласковый,

послушный — озорной,

быстрый — медленный,

бородатый — безбородый,

злобный — добродушный

запрягать — распрягать

ускакать — прискакать

галопом — трусцой

верность — предательство

ласка — грубость

  1. Сад. Фрукты. Ягоды.

твердый — мягкий
вкусный — невкусный
недозрелый — перезрелый
мягкий — жесткий
свежий — гнилой
ранний — поздний

растет — сохнет
висит — падает
заморозить — разморозить
высоко — низко
полно — пусто

  • Дополните предложение.

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

  1. Птицы.

прямой — изогнутый
оседлые — кочующие
перелетные — зимующие

дикие – жомашние

прилет — отлет,
уничтожение — защита
воздух — земля
крик — молчание
улететь — прилететь
залететь — вылететь
поймать — выпустить
петь — молчать
покинуть — возвратиться

разгребать – загребать

нырнуть-вынырнуть

убежать — прибежать

  1. Овощи. Огород.

крупный — мелкий
свежий — соленый
рассыпчатый — водянистый
спелый — незрелый
вареный — сырой
горький — сладкий

выкопать — закопать

посеять — собрать
укрыть — раскрыть
расцветать — вянуть
вкусно — невкусно
густо — редко
глубоко — мелко
сладко— горько

  • Дополните предложения.

Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

Морковь сладкая, а лук (горький).

Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

Укроп сеют густо, а морковь (редко).

Весной картошку сажают, а осенью (копают).

  1. Транспорт Город

грузовой — легковой
личный — общественный
наземный — подземный
шумный — тихий
древний — молодой
безлюдный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — старинный
узкая — широкая

прилет — вылет
приезд — отъезд
отправление — прибытие
движение — остановка
уезжать — приезжать

взлетать — садиться
отплыть — приплыть
подъехать — отъехать
заходить — выходить
нагружать — разгружать
тут — там
туда — сюда

направо-налево

  1. Мебель

мягкий — жесткий
матовый — блестящий

покупать — продавать
ломать — мастерить
придвинуть — отодвинуть
уронить — поднять
соединить — разъединить

открыть — закрыть
встать — сесть
справа — слева
вверху — внизу
далеко — близко
удобно — неудобно

  • Закончи предложения
    Стул твердый, а диван (мягкий).
    На стуле посидели, потом (встали).

Стул уронили, потом (подняли).

Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

  1. Дом.

старый — новый
прочный — ветхий
старинный — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
внутри — снаружи
красиво — некрасиво

  • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили.

Снаружи стены красят, а внутри — клеят обоями.

  1. Одежда Обувь.

непрочная — прочная
мягкая — жесткая
новая — старая

летняя — зимняя
уличная — домашняя
чистая — грязная

аккуратный — небрежный
дорогой — дешевый
темный — светлый
изнаночный — лицевой
толстый — тонкий
однотонный — цветной
ворсистый — гладкий
ручная — ножная
длинный — короткий

чистюля — грязнуля
надеть — снять

одеть — раздеть
порвать — заштопать
смять — погладить
испачкать — постирать
намочить — высушить
оторвать — пришить
застегнуть — расстегнуть
купить — продать
укоротить — удлинить
велико — мало

  1. Посуда. Продукты питания.

глубокая — мелкая
полная — пустая
старая — новая
целая — разбитая
острый — тупой
тяжелая — легкая
тусклая — блестящая
прозрачная — матовая

прочная — хрупкая
чистая — грязная
полезный — вредный
холодный — горячий
пресный — соленый
постный — жирный
густой — жидкий
свежий — черствый

взять — положить
разбить — склеить
закрыть — открыть
налить — вылить
уронить — поднять
аккуратно — небрежно

снять — поставить
поднести — унести

насыпать — высыпать
налить — вылить
рассыпать — собрать
наполнить — опустошить
крупно — мелко
всмятку — вкрутую
полезно — вредно

  • Скажите, какого слова не хватает.

Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскладывают в … (мелкую) тарелку.

Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка … (хрупкая).

Молоко жидкое, а сметана (густая).

В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод — пить (горячий) чай.

  1. Семья.

сердечный — черствый
мудрый — глупый
родной — чужой
ленивый — трудолюбивый

правда — ложь
труд — лень
почет — позор
мир — ссора
сила — слабость
здороваться — прощаться
помнить — забывать
мирно — враждебно

награда — наказание
щедрость — жадность
богатство — бедность
гнев — прощение
плакать — смеяться
мириться — ссориться
улыбаться — хмуриться
сердито — радостно

  • Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

  1. Мое тело. Человек.

печальный — радостный
воспитанный — невоспитанный
молодой — старый
женский — мужской
слепой — зрячий
стройный — сутулый
худой — толстый
ловкий — неуклюжий
бледный — румяный

доброта — злоба
жизнь — смерть
мудрость — глупость
радость — горе
любовь — ненависть
счастье — несчастье
здоровье — болезнь
успех — неудача
трус — храбрец
умник — глупец
друг — враг
ребенок — старик

спать — бодрствовать
говорить — молчать
спрашивать — отвечать

  • Дополните предложения.

Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *