Слова с буквой ъ знак

Мягкий и твердые знаки (Ь и Ъ). Задания для тренинга чтения. («Домашний репетитор»)

Полное описание

Этот тренинг является частью цикла тренингов на нашем сайте www.strana-znaek.ru. Цикл посвящен домашнему репетиторству навыков чтения. Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.

У дошкольников довольно часто возникают проблемы, связанные с недостаточным пониманием роли мягкого и твердого знака (Ь и Ъ). Рекомендуемые нами задания для дошкольников можно применять по частям, однако требуется регулярность в их использовании.

Задание №1.

Если ребенок затрудняется при чтении первого слова в цепочке, взрослый помогает ему прочитать. Далее ребенок читает самостоятельно.

МЕЛЬ – ГЕЛЬ – СЕЛЬ – ЦЕЛЬ – ЩЕЛЬ

ТЕНЬ – ДЕНЬ – ПЕНЬ – СЕНЬ – ЛЕНЬ

ДАЛЬ – ЖАЛЬ – ШАЛЬ

ПИТЬ – БИТЬ – ЛИТЬ – ВИТЬ – ШИТЬ – ЖИТЬ

Задание №2.

Ребенок читает слова парами, при необходимости взрослый помогает ему.

ЕЛ – ЕЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ХОР – ХОРЬ

ЖАР – ЖАРЬ

ЛАЗ – ЛАЗЬ

ВЯЗ – ВЯЗЬ

КОН – КОНЬ

ПАР – ПАРЬ

ШАР – ШАРЬ

ВЕС – ВЕСЬ

ДАН – ДАНЬ

МОЛ – МОЛЬ

ДАЛ – ДАЛЬ

МАЗ – МАЗЬ

МАТ – МАТЬ

ЦЕЛ – ЦЕЛЬ

БЫЛ – БЫЛЬ

ТОП – ТОПЬ

ЦЕП – ЦЕПЬ

ПЫЛ – ПЫЛЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ЖЕСТ – ЖЕСТЬ

КЛАД – КЛАДЬ

СТАЛ – СТАЛЬ

БРАТ – БРАТЬ

ПРАВ – ПРАВЬ

ТУШ – ТУШЬ

КРОВ – КРОВЬ

Задание №3.

БАНКИ – БАНЬКИ

ПЕНКИ – ПЕНЬКИ

ГАЛКА – ГАЛЬКА

УГОЛКИ – УГОЛЬКИ

ПОЛКА – ПОЛЬКА

Задание №4.

Если ребенок не может прочитать слово – взрослый помогает прочитать ему первое слово в цепочке.

ВЬЮ – ПЬЮ – ШЬЮ – БЬЮ – ЛЬЮ – ЧЬЮ

ВЬЁТ – ПЬЁТ – ШЬЁТ – БЬЁТ – ЛЬЁТ

Задание №5 (Дополнительное задание для хорошо подготовленных детей)

СТУЛЬЯ – ПЛАТЬЯ – ПЕРЬЯ – ВЬЮГА – ДРУЗЬЯ – РУЧЬИ – ЛИСТЬЯ

Задание №6 (Дополнительное задание для хорошо подготовленных детей)

Рекомендуем в этом задании сначала прочитать слова взрослому, а потом проверить усвоил ли ребенок?

СЪЕЛ – СЪЕМ – СЪЕЗД – СЪЕЛА – СЪЕЛИ

СЪЕЗД – ВЪЕЗД – ОБЪЕЗД – ОБЪЕКТ – ОБЪЯВЛЕНИЕ

ПОДЪЕЗД – РАЗЪЕЗД

СЪЕМКА

Заблуждения и ошибки взрослых по вопросам обучения чтению >>>

Переход от звука к букве >>>

Букварь для дошкольника (какой букварь выбрать? какой букварь лучше?) >>>

Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева («кубики Зайцева», «чтение по складам»). Краткий обзор и анализ. >>>

Как научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки (1 класс)

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

Разделение на гласные и согласные звуки

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Разделение на гласные и согласные звуки

В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные. Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

Всегда мягкие звуки в русском языке

Всегда твердые звуки в русском языке

, ,

, ,

Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. как определить мягкость или твердость по гласной,
  2. какие звуки всегда мягкие,
  3. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.

Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом — твердый:

Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.

Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

  1. Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:

  • гласные – красным;
  • твердые согласные – синим цветом;
  • мягкие звуки – зеленым.

  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.

  1. Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).

  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.

  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.

  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.

  1. Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.

  1. Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Буква Ъ

&nbsp &nbsp

Буква Ъ — двадцать восьмая буква русского алфавита. Буква Ъ не означает никакого звука, в русском языке нет слов, начинающихся на ъ.

Слова, начинающиеся на букву Ъ: нет таких слов.

Буква Ъ в середине слов: подъезд, съезд, объезд …

Буква Ъ в конце слов: нет таких слов.

Несколько букв Ъ в одном слове: …

&nbsp

Слова съ знаком

&nbsp

А теперь я перечислю разные слова с ъ знаком. Кажется, что слов с твердым знаком в русском языке не очень много, но на самом деле это не так. В русском языке слов с разделительным твердым знаком можно найти много, поэтому я не буду перечислять их все, это займет слишком много места. Приведу просто список из ста слов с твердым знаком.

Адъюнкт

Адъютант

Безъязыкий

Взъерепениться

Взъесться

Водоподъёмный

Всеобъемлющий

Въедаться

Въедчивый

Въесться

Въявь

Грузоподъёмный

Изъездить

Изъявительный

Изъязвить

Изъяснить

Изъятие

Инъекция

Конъюнктива

Конъюнктура

Неизъяснимый

Неотъемлемый

Объедать

Объедение

Объединить

Объедки

Объездить

Объезжать

Объект

Объективизм

Объективист

Объесть

Объехать

Объёмистый

Объявить

Объявление

Объяснение

Объяснить

Объясняться

Объять

Отъедать

Отъединить

Отъездить

Отъезжий

Отъесться

Отъём

Отъёмыш

Пересъёмка

Адъюнктура

Аэрофотосъёмка

Безъядерный

Взъерошить

Взъяриться

Волеизъявление

Въедливый

Въезд

Въехать

Грузоподъёмность

Изъесть

Изъявить

Изъян

Изъясниться

Изъять

Квартиросъёмщик

Конъюнктивит

Конъюнктурщик

Необъятный

Неподъёмный

Объегорить

Объедаться

Объединение

Объединиться

Объезд

Объездчик

Объезжий

Объектив

Объективировать

Объективный

Объесться

Объём

Объёмный

Объявиться

Объягниться

Объяснимый

Объясниться

Объятие

Отъедаться

Отъезд

Отъезжать

Отъесть

Отъехать

Отъёмный

Отъявленный

&nbsp

►Буква Ъ. Краткое описание

►Загадки про букву Ъ

►Скороговорки про букву Ъ

►Изображения буквы Ъ

►Рамка с буквой Ъ

►Картинки со словами на букву Ъ

►Стихотворения про букву Ъ

►Сказки про букву Ъ

►Поговорим с буквой Ъ

►Слова на букву Ъ 4 буквы

►Слова на букву Ъ 5 букв

►Машины на букву Ъ

►Птицы на букву Ъ

►Животные на букву Ъ

►Страны на букву Ъ

►Города на букву Ъ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *