Слова с проверяемыми парными согласными

Что такое звонкие и глухие согласные звуки? Как они делятся? По какому правилу их выбирать? Ответы на эти вопросы в нашей публикации.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Согласные, которые произносятся с шумом и голосом — звонкие согласные звуки. Согласные, которые произносятся только с шумом, — глухие согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары. В русском языке таких пар одиннадцать:

  • — , — ,
  • — , — ,
  • — , — ,
  • — , — ,
  • — , — ,

Содержание

Звонкие и глухие согласные звуки и их правописание

Парные согласные в конце слов — это орфограмма. Такие слова надо проверять, потому что их произношение и написание могут не совпадать.

Для проверки парных по звонкости — глухости согласных в конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласного звука шёл гласный: снег — снега, урок — уроки.

Тест — звонкие и глухие согласные (2 класс)

А теперь потренироваться подбирать проверочные слова для проверки парных согласных и предлагаем пройти онлайн-тест.

Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!

9.1. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

В связи с этим такие пары слов, как плод и плот, молод и молот, глаз и глас, труб (род. пад. мн. ч.) и труп, луг и лук, стог и сток, порог и порок, поезд и проест, груздь и грусть, серб и серп, произносятся одинаково с глухим согласным на конце: пло, моло, гла, тру, лу , сто , поро , проё, гру, сер.

Примеры с глухими согласными в произношении на месте звонких на конце слова:

на месте г — сне , пиро , сапб ; на месте в — улб , здорб , клю .

Примечание. Конец слова дождь, утвердившегося в церковно- славянском написании с жд, в современном русском языке произносится неодинаково. Это связано с тем, какой звук произносят в этом слове на месте сочетания жд перед гласными. В соответствии со старыми московскими нормами на конце этого слова произносится^ ,^ ср.

перед гласным: до; при наличии перед гласным : , на конце слова при огЛушении произносят до; наконец, при наличии перед гласными сочетания (т. е. при укреплении в этом слове буквенного произношения) на конце слова при оглушении соответственно произносится : до. О произношении этого слова см. также ниже, § 14.3.

столб и столп: (знак ‘ под буквой р или л обозначает глухость Или полуглухость или ).

мо (морг), то , хиру , четвё , йзве , восто ,

А А А А А А

комсо, ко (корж), мо (морж), сто (столб), до (долг), по (полз).

Ср. глухие и полуглухие и перед конечным глухим согласным спи , бо , по , мо , во , то , ку ,

пи ; па, фа; по , шё, то , бо .

При изложении правила о произношении глухих согласных на конце слова на месте звонких особо следует выделить случаи с г и в. Это объясняется тем, что по отношению к этим звукам особенно часто отмечается нарушение норм литературного языка под влиянием родного диалекта или языка говорящего. Разберем случаи с г и в раздельно.

Согласные и на конце слова совпадают. Ср. он мне помб и он весь промо .

Звук на месте г на конце слова в литературном языке произносится лишь в одном слове бог: бо . Это объясняется тем, что в этом слове, церковном по своему значению, с давних пор в литературном языке установилось произношение фрикативного : 66 а, 66 у. Лишь в последнее время звук в этом слове уступил звуку : 66а, 66у. Однако взрывное появилось в этом слове лишь перед гласным; на конце слова по старой норме продолжают и теперь произносить .

Звук на месте г на конце слова может произноситься также в род. пад. мн. ч. от слова благо: бла . Это также связано с тем, что в соответствии со старыми нормами литературного языка в этом слове, как церковном по происхождению, мог произноситься фрикативный , т. е. . Однако нормой для современного литературного языка уже является произношение бла .

О произношении слов бог и благо см. выше, § 7.1.

Ввиду всего сказанного произношение согласного на месте г на конце слова требует особого к себе внимания.

словно снег («Плясунья»). Есенин рифмует также доспех — снег, враг — в облаках, дух — друг, дух — круг, петух — луг, других — миг, порог — вздох, страх — очаг, очаг — плечах и т. д.

Правда, С. Есенину, в особенности в его ранней поэзии, не чужды были элементы церковного языка. Однако можно не сомневаться, что то самое явление, которое в поэзии Тютчева и Фета можно считать скорее принадлежностью высокого стиля, у Есенина представляет собой элемент родного рязанского говора (который широко отражается и в других сторонах его поэтического языка, например в лексике).

То же, в общем, можно сказать и об М. Исаковском. Правда, у него встречается рифмовка г с к (огонёк — прилёг, что может предполагать нечуждость ему и литературного произношения ( на месте г в конце слова). Есть у него и неточная рифмовка, например к с х (типа стих — блик). Однако очень часто М. Исаковский, как и Есенин, рифмует г с х. Приведем несколько примеров. Все коровы через луг — /В лес поодиночке./ Утомился дед-пастух / и заснул на кочке («Подпаски»), Или: Дрова таскаю. Печь топлю в квартире. /Курю какой-то невозможный мох, /Варю и ем картошку в вицмундире, /Как выразился здешний педагог («Зима в Чистополе»), М. Исаковский рифмует друг — пастух, отдых — подвиг, миг — своих, на миг — из них. Многочисленность таких примеров скорее всего свидетельствует о наличии у него родного смоленского произношения звука на месте г в конце слов.

Итак, норма современного литературного языка — взрывное, мгновенное произношение — звонкое в положениях, где различаются и , и глухое () на конце слова. Что касается чтения стихов, то надо учитывать их характер, стиль, звучание, время издания, преобладающий характер рифмы (точной или неточной). Имеют значение, конечно, также места, где родился, провел юные годы или жил поэт.

9.1.4. На месте буквы в на конце слова, как уже было указано

Эта норма нарушается представителями ряда говоров (чаще

9.1.5. Вместо звонкого согласного на конце слова произносится соответствующий глухой не только тогда, когда конец слова является в то же время концом фразы или части фразы, отделенной от следующей части паузой, но во многих случаях также и при слитном произношении данного слова с последующим, т. е. при отсутствии между ними паузы. При этом глухой согласный вместо звонкого в конце данного слова обычно произносится не только перед глухим согласным следующего слова (например, хлёорбший), но и в тех случаях, когда следующее слово начинается с гласного звука или одного из сонорных согласных— , , , , (), а также .

большой; слбтих я не знаю; на грядке моркбдна; коро нас много; увйде нну; крб дёт.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: звётих; пбе пять опоздал; дрб летёл.

Перед : дуырос; сру ывезли; стерёам стадо, дру аш; пара бйск; ро ысбкая; не ле огонь, влёсокнб.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: надёаших не оправдал; й аших не вйдел; ля ашйн; грб нограда.

глухой согласный перед глухим — Глё -Сергёевич, Лё- Петрбвич, Олё -Константйнович;

Леонй рьевич, Леонй аксймович, Любо ков- левна, Глё-Васйльевич, Олё -Владймирович, Леонй [^-Витальевич.

Непарные согласные звуки

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – и – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • .

Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому .

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие (, ) и . Они всегда образуются у дальнего нёба.

Непарные мягкие – это и опять же шипящие и .

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове (пень) звук парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Пар­ные со­глас­ные (Ис­точ­ник)

По­на­блю­да­ем за тем, что про­ис­хо­дит с пар­ны­ми со­глас­ны­ми на конце и в се­ре­дине слова.

На­зо­вём пред­ме­ты. Вы­де­лим по­след­ние звуки.

Поезд. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слы­шим звук С – пишем букву З.

Рис. 2. Поезд (Ис­точ­ник) Рис. 3. Таз (Ис­точ­ник)

Про­ве­рим, как зву­чит пар­ный со­глас­ный в се­ре­дине слова перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми.

Лодка. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слы­шим звук Ш – пишем букву Ж.

Рис. 4. Лодка (Ис­точ­ник) Рис. 5. Ложка (Ис­точ­ник)

Де­ла­ем вывод: звон­кие пар­ные на конце слова и в се­ре­дине перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми оглу­ша­ют­ся, зна­чит, на­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных надо про­ве­рять.

Три спо­со­ба про­вер­ки пар­ных со­глас­ных

Это ор­фо­грам­ма встре­ча­ет­ся в корне слова, по­это­му по­лу­чи­ла на­зва­ние «Пра­во­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных в корне слова». А какие слова будут про­ве­роч­ны­ми?

  • Рас­смот­рим при­ме­ры.
  • Пер­вый спо­соб про­вер­ки пра­во­пи­са­ния пар­ных со­глас­ных: из­ме­нить форму слова, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го по­яви­лась глас­ная.
  • На­при­мер: груз – грузы, су­гроб – су­гро­бы, плод – плоды.
  • Вто­рой спо­соб: мыс­лен­но под­ста­вить слово «нет».
  • На­при­мер: флаг – нет флага, мороз – нет мо­ро­за, клюв – нет клюва.
  • Тре­тий спо­соб: по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово так, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го шла глас­ная.
  • На­при­мер: ножка – но­жень­ка, лапка – ла­поч­ка, трав­ка – тра­вуш­ка.

Рис. 6. Слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми (Ис­точ­ник)

  1. Пар­ные со­глас­ные
  2. Самые опас­ные.
  3. Пар­ный в слове про­ве­ряй,
  4. Рядом глас­ный под­став­ляй.
  5. А ещё, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный, надо из­ме­нить слово так, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука слы­шал­ся звон­кий со­глас­ный звук Н.
  6. На­при­мер: рыбка – рыб­ный, книж­ка – книж­ный.

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

  • А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния.
  • Вста­вим про­пу­щен­ные буквы, на­зо­вём про­ве­роч­ное слово.
  • Юбка, дудка, блуз­ка, холод, вы­став­ка, глаз­ки, снеж­ки, грязь, ко­ров­ка, круж­ка, зво­нок, морж.
  • Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: юбка – юбоч­ка, дудка – ду­доч­ка, блуз­ка – блу­зоч­ка, холод – хо­лод­ный, вы­став­ка – вы­ста­вить, глаз­ки – глаза, снеж­ки – снеж­ный, грязь – гряз­ный, ко­ров­ка – ко­ро­вуш­ка, круж­ка – кру­жеч­ка, зво­нок – звон­ки, морж – моржи.
  • Вы­де­лим ко­рень в род­ствен­ных сло­вах, вста­вим пар­ную со­глас­ную.
  • Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
  • Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
  • Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – ко­рень трав.

Вста­ви­ли букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – ко­рень дуб. Вста­ви­ли букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – ко­рень мороз. Вста­ви­ли букву З.

На­зо­вём пред­ме­ты. В каких сло­вах на­пи­са­ние рас­хо­дит­ся с про­из­но­ше­ни­ем? Под­бе­ри­те к ним про­ве­роч­ные слова. Вы­де­лим корни.

  1. Хлеб, гвоздь, шапка, торт, го­лубь.
  2. Про­ве­рим. Про­из­но­ше­ние рас­хо­дит­ся с на­пи­са­ни­ем у слов:
  3. Хлеб, гвоздь, го­лубь.
  4. Про­ве­роч­ные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Ко­рень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Ко­рень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Ко­рень голубь.

Впи­шем под­хо­дя­щие по смыс­лу слова с пар­ной со­глас­ной на конце. Все слова на­чи­на­ют­ся с буквы С.

  • …… цве­тёт вес­ной.
  • Мама сде­ла­ла …… из огур­цов.
  • Зимой идёт……
  • …… на­ме­ло во время пурги.
  • После драки под гла­зом……
  • …… сена убра­ли в поле.
  • Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось (один из ва­ри­ан­тов).
  • Сад цве­тёт вес­ной.
  • Мама сде­ла­ла салат из огур­цов.
  • Зимой идёт снег.
  • Су­гроб на­ме­ло во время пурги.
  • После драки под гла­зом синяк.
  • Стог сена убра­ли в поле.
  • На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем пра­ви­ла на­пи­са­ния слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком и за­кре­пим эти зна­ния на прак­ти­ке, вы­пол­нив мно­же­ство ин­те­рес­ных за­да­ний.

https://www.youtube.com/watch?v=qhEzS1HbzzQ

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Правописание согласных в корне слова

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).

В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка.

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный.

Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.

Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.

: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср.

Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера .

Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с :

Двойное н пишется также в числительном одиннадцать (от один ); двойное с – в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с с конечной частью (постфиксом) -ся, напр.: несся, спасся .

Двойное л пишется в слове гулливый (от гулять , суффикс -лив- ).

В таких словах, как юный, свиной , пишется одно н , поскольку они не содержат суффикса -н-.

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.

сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр .

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

· Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.

: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.

· Однако в словах, где есть чередование зг – зж , зд – зж , пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж , а зж , напр.

брезг ‘рассвет’).

· Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др., а также в словах с корнем росс-, например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин .

Слова с корнем рус? пишутся с одним с , напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус ; но при наличии суффикса ?ск? – двойное с : русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский ; с двойным с пишется и слово Белоруссия.

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.

В вариантах бриллиант – брильянт и производных словах (бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.

: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический, металлург; класс – классовый, классный, одноклассник; компромисс – компромиссный, киловатт – киловаттный, либретто – либреттист, норманны – норманнский, антенна – антеннщик, ванна – ваннщица, Дарданеллы – дар?данелльский, Калькутта – калькуттский, Канн (и Канны ) – каннский, Равенна – равеннцы .

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

3) в следующих словах: кристальный (кристалл ), финский (финн ), оперетка (оперетта ).

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись ), корпункт (корреспондентский пункт ), теракт (террористический акт ), групком, групорг, спецкор.

На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн ) пишется двойное с.

Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор , но: спец. корр., соб. корр.

Правописание парных согласных

Часть 1

Правописание слов с парными согласными в корне слова

Школа: МБОУ «СОШ №4» г.Касимов Рязанской области.

  • Учитель:Шалина Елена Анатольевна, высшая квалификационная категория
  • Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
  • 3 класс
  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Методы ведения урока: деятельностный.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
  • Средства обучения:
  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
  1. Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихсяпо теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
  2. Предметные задачи урока:
  3. -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
  4. -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  5. -отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
  6. Метапредметные задачи урока:
  7. Регулятивные:
  8. -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  9. -проговаривать последовательность действий;
  10. — оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  11. — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  12. -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  13. Коммуникативные:
  14. -уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  15. -слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
  16. Познавательные:
  17. -уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  18. -находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  19. Личностные задачи урока:
  20. — уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  21. Планируемые результаты
  22. Дети учатся:
  23. — понимать и приниматьучебную задачу;
  24. — проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
  25. — сопоставлять произношение и написание слов;
  26. — подбирать проверочное слово;
  27. — находить примеры слов на изученную орфограмму;
  28. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
  29. Умения, характеризующие эти результаты:
  30. — принимать учебную задачу, выполнять ее;
  31. -определять проверяемое и проверочное слово;
  32. — владеть разными способами проверкипарных звонких и глухих согласных в корне слова;
  33. Ход урока:
  34. 1. Оргмомент
  35. Я тетрадь свою открою,
  36. И наклонно положу.
  37. Я, друзья, от Вас не скрою,
  38. Ручку я вот так держу.
  39. Сяду прямо, не согнусь.
  40. За работу я возьмусь.

2. Постановка темы и целей урока.

  • а) — Начинаем урок русского языка.
  • Чему мы учимся на этом уроке?
  • ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
  • б) — Какую тему заканчиваем?
  • (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

— Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

3. Актуализация знаний.

  1. а) Минутка чистописания.
  2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  3. На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
  4. — Что записано на доске? (Буквы)
  5. — Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
  6. — Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
  7. В алфавите пары есть
  8. Их у нас всего лишь 6.
  9. Верхний ряд всегда звенит.
  10. Нижний — тихо говорит.
  11. Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.
  12. (Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
  13. Слайд 2.
  14. 3. Отгадайте загадку
  15. ( читает ученик)
  16. Без рук рисует,

Без зубов кусает! (Мороз.)

— Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)

?— Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)

-Сколько способов проверки вы знаете?

— Назовите способы проверки парного согласного?

( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук , , , , .)

  • -Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)
  • Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный
  • -Выделите орфограмму

Парные согласные — Самые опасные.Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.

— Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

— Обозначьте ударную и безударную гласные.

-Подберите синоним к слову мороз. (холод).

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.

  • 1 вариант з д б д з ж в г ш б
  • 2 вариант ж б в в д в з ж г г
  • (Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.
  • Жёлтый — допустил 1 ошибку.
  • Красный – допустил более 2 ошибок.
  • (Выборочно спросить проверочные слова)

б). Работа в парах.

  1. Урок наш продолжаем
  2. Трудиться не кончаем
  3. Согласный будем проверять
  4. Работу в паре выполнять.

— Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.

Карточка:

  1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).

  2. Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.

  3. Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.

Слайд 4. -Проверяем.

1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).

2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

—Встаньте пары, которые выполнили работу верно

5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)

  • Раз -подняться, потянуться
  • Два –согнуться, разогнуться
  • Три – в ладоши три хлопка
  • На четыре – руки шире
  • Пять, шесть – тихо сесть.
  • Музыкальная физкультминутка для глаз.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.

  1. -Как можно назвать текст?
  2. -Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
  3. ?Проверка(называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

  • -В написании каких слов ошиблись?
  • — Укажите над словами с парной согласной части речи.
  • ?Проверка
  • Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
  • б) Групповая работа.

Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).

А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут.

Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе.

Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.

Проверка

-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Слайд 6.

Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:

Ястре .ки, скри .ка, шу.ка, улы.ка, ла .ки, ли .кий.

  1. Сколько раз встречается звук
  2. Слайд 7.
  3. Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
  4. Тополь высокий, а шиповник……………( ).
  5. Река широкая, а ручей……………………( ).
  6. Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 8.

К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 9.

Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.

Часто — ……………………

Вверх — ……………………

Жёстко- ………………

Густо — …………………….

Далеко — …………………..

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 10.

Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.з, б, к, н, с, ж, ч,

  1. Подчеркни слова с парной согласной.Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

  1. Вставь букву:Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Слайд 11. На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

У кого допущены ошибки? Коррекция.

7. Подведение итога урока.

  • -Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
  • -Какие цели мы с вами ставили на урок?
  • -Выполнили ли мы намеченные цели?
  1. Рефлексия с помощью цветных кружков

Слайд 12.

Выберите и поднимите кружок соответствующего цвета.

  • На сегодняшнем уроке мне всё понятно.
  • Мне ещё надо поупражняться.
  • На этом уроке я плохо понял.

Тест. Русский язык. Парные согласные. тест по русскому языку (2 класс) на тему

Тест. «Парные согласные звуки» 1 вариант

1. Укажи парные согласные по глухости и звонкости:

1) б 3) л 5) к 7) д 9) ш

2) ч 4) ц 6) з 8) р

2. Укажи непарные звонкие согласные:

1) й 3) с 5) г 7) м 9) ж

2) ф 4) щ 6) н 8) п

3. Укажи слова, на конце которых согласную надо проверить:

1) кран 4) жираф 7) голубь

2) этаж 5) стол 8) сапог

3) шрам 6) рукав 9) пенал

4. Укажи слова с глухой согласной на конце:

1) автобу…(з,с) 4) горо…(д,т) 7) заво…(т,д)

2) шар….(в,ф) 5) сно….(б,п) 8) холо….(д,т)

3) хле…(б,п) 6) пиро…(г,к) 9) голо…(з,с)

5. Укажи слова со звонкой согласной на конце:

1) гара…(ш,ж) 4) глобу…(с,з) 7) сторо…(ш,ж)

2) зу…(б,п) 5) сне…(к,г) 8) шка…(в,ф)

3) моро…(з,с) 6) …(п,б) 9) кро…(д,т)

6. Выбери из текста слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

7. Укажи слова, на конце которых надо писать букву:

«д» «с»

1) сала…. 6) огоро…

2) горо…. 7) гла…

3) холо… 8) но…

8. Укажи проверочные слова к данному:

гриб малыш

1) грибы 4) малышка

Тест. «Правописание парных согласных на конце слова» Вариант 2.

1. Укажи парные согласные по глухости и звонкости:

1) ф 3) й 5) п 7) м 9) н

2) щ 4) с 6) ж 8) г

2. Укажи непарные звонкие согласные:

1) к 3) х 5) ш 7) м 9) ч

2) щ 4) ц 6) ф 8) р

3. Укажи слова, на конце которых согласную надо проверить:

1) плен 4) плод 7) заяц

2) хлеб 5) ландыш 8) воз

3) рукав 6) кран 9) корм

4. Укажи слова, у котлорых на конце нужно писать звонкий согласный:

1) пару…(з,с) 4) хле…(б,п) 7) шала…(ш,ж)

5. Укажи слова, у которых на конце глухой согласный:

2) ) глобу…(с,з) 5) сеноко…(з,с) 8) голо…(з,с)

3) гри…(б,п) 6) автобу…(с,з) 9) сугро…(п,б)

7. Укажи слова, на конце которых надо писать букву:

«г» «ш»

1) сне…. 6) сторо….

2) уро… 7) шала…

3) овра… 8) малы…

4) фла… 9) Пари…

5) исто… 10) камы…

8. Укажи проверочные слова к данному:

город дуб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *