Слова со звуком кь

Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (карточка №1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука в слогах.


3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!…

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком :
уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…,
вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…,
брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Автоматизация звука в словах.

ЗВУК К. (карточка №2)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком , :

…окос, …исть, …ино, …нига, …ошка, …ит, …рот, …ольцо,
…екс, …олдун, …офе, …ость, …амень, …олодец, …орова.

3. Автоматизация звука в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.


ЗВУК К. (карточка №5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.

2. Игра » Один-много».

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосы На скамейке семь котят
Налетели мы, как осы, Все котята есть хотят.
А кокосы высоко, В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.* Вот вам миска с киселем.

ЗВУК К. (карточка №6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

2. Игра » Один-много».

Один бак – много баков одна буква – много букв
Один мак – много маков одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков одно окно – много окон
Один паук – много пауков один маяк – много маяков
Один бык – много быков один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков один веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.


ЗВУК К. (карточка №7)

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.


ЗВУК Кь. (карточка №1)

1. Автоматизация звука в слогах.

кя-кя — кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука в словах.

3. Автоматизация звука в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит. Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка. Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

Последовательная автоматизация звука «К»

Артикуляция звука .

Недостатки произношения звуков к и к’ носят название каппацизм. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими- либо другими, называются паракаппацизмом.

Артикуляция звука состоит в следующем. Положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между зыком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади од давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты.

Звук глухой — голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Звук звонкий — голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Встречаются следующие виды неправильного произношения :

— взрывной звук заменяется звуком (руха — рука, хот — кот);

— звук заменяется звуком (тонь — конь, рута — рука);

— звук просто пропускается (руа — рука, онь — конь)

Постановка звука

Во-первых, попробуйте вызвать правильный звук путем подражания. Покажите перед зеркалом ребенку правильную артикуляцию звука с открытым ртом, чтобы ребенок увидел смычку спинки языка (корня) с небом. «Посмотри, как язычок выгнул спинку, как кошка выгибает спинку». Предложите ребенку сделать то же самое. Если этот способ удастся — получится правильный звук . Если путем подражания вы ничего не добились, нужно прибегнуть к механической помощи, постановки от с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо –та -та -та получается -тя -тя -тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо -тя должно получиться -кя. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый .

Проводя упражнения на закрепление звука в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый переходит в мягкий .

Добившись правильного произношения звука , можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — . В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука на , или , упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука , и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

Автоматизация звука .

1. Я произнесу название предмета без последнего звука, а вы, дети, произнесите этот последний звук.

цир……(К)

челове…(К)

тюби…(К)

като…(К)

вос…(К)

огоне…(К)

роли…(К)

комо…(К)

чуло…(К)

тан…(К)

ручее…(К)

вени…(К)

плато…(К)

блес…(К)

узело…(К)

банти…(К)

дожди…(К)

замо…(К)

шты…(К)

кошеле…(К) доми…(К)

щено…(К)

дис…(К)

колобо…(К)

А теперь назовите предметы, изображенные на картинках. Последний звук в слове выделите произношением.

2. Найдите картинку, название которой я начну произносить. Назовите последний звук слова. Произнесите слово полностью.

ЛУ.. .(К)

ЛА…(К)

ЖУ.. .(К)

СУ.. .(К)

БУ.. .(К)

МА. ..(К)

РА.. (К)

БА.. .(К)

СО…(К)

ТО. ..(К)

БО…(К)

ШО…(К)

В каких словах слышен звук ? звук ? Звук ?

3. Добавьте к целому слову . Какое новое слово получится? Произнесите слово.

вол – (к)

пол – (к)

пар – (к)

сто – (к)

шел – (к)

рыба – (к)

суда – (к)

лото – (к)

моря – (к)

завтра – (к)

Автоматизация звука в слогах.

4. Произноси слоги: ка — ко — ку — кы

ка-ка-ка ко-ко-ко ку-ку-ку кы-кы-кы

ка-ка-ка ко-ко-ко ку-ку-ку кы-кы-кы

ка-ка-ка ко-ко-ко ку-ку-ку кы-кы-кы

5. Повторяй слоги за мной.

ка-ка-ка ку-ку-ко ко-ко-ка кы-кы-ка ка-ку-ко-кы

ка-ку-ка ку-ко-ку ко-ку-ко кы-ка-ко ка-ко-ку-кы

ка-ко-ка ку-ка-ки ко-ку-ка кы-ку-кы кы- ко-ку-ка

6. Произноси слоги -ак -ок -ук -ик -як -юк

ак-ак-ак ок-ок-ок ук-ук-ук ик-ик-ик як-як-як юк-юк-юк

ак-ак-ак ок-ок-ок ук-ук-ук ик-ик-ик як-як-як юк-юк-юк

ак-ак-ак ок-ок-ок ук-ук-ук ик-ик-ик як-як-як юк-юк-юк

7. Какой звук или слог пропал в слове?

?…пуста

?…ртошка

?…бачок

петруш…?

лу ?

у?… роп

ты…?ва

све…?ла

брю…?ва

редис…?а

мор…?овь

ба?…лажан

редь…?

8. Произнесите слоги ку- ка- ко, а я договорю слово. А картинки помогут вам назвать слово полностью.

КУ…(КЛА)

КУ…(ЗОВ)

КУ…(ДРИ)

КУ…(ПОЛ)

КУ…(РТКА)

КУ…(РЫ)

КУ…(СТИК)

КА…(МЕНЬ)

КА…(ПЛЯ)

КА…(КТУС)

КА…(ДКА)

КА…(ФЕЛЬ)

КА…(ССА)

КА…(ТЕР)

КО…(3Ы)

КО…(НИ)

КО…(ЛЬЦА)

КО…(РНИ)

КО…(МПАС)

КО…(ШКА)

КО…(СТИ)

Автоматизация звука в словах.

9. Произнеси слова, правильно и четко повторяй за мной.

10. Послушайте, как звучат слова, которые я произнесу. Повторите за мной каждое слово. Чем интересны эти слова? Где находится звук в этих словах?

КАБАЧОК

КОМОК

КАЗАК

КУБИК

КАБЛУК

КЛУБОК

КУСОК

КОНЁК

КОСЯК

13. Назови предметы на картинках (карандаш, крыша, рак, краб)

11. Игра «Собираем урожай» (“Подскажи словечко!”). Тот, кто первым угадает название овощной культуры, забирает плод себе. Идеально, чтобы это были натуральные овощи — тогда во второй части игры дети могут по описанию товарищей или на ощупь угадать растение.

Вариант: вырезанные из картона изображения овощей. Дети вынимают их из-за черных планок — «грядок» («собирают урожай»)

Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто.

Летом выросла … (КАПУСТА!)

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел … (УКРОП!)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (КАРТОШКУ!)

От дождя земля намокла —

Вылезай, толстушка … (СВЁКЛА!)

Из земли — за чуб плутовку!

Тянем сочную … (МОРКОВКУ!)

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить … (РЕДИСКУ!)

Помогает деду внук —

Собирает с грядок … (ЛУК!)

Просит дедушка Федюшку:

— Собери еще … (ПЕТРУШКУ!)

Вот зелёный толстячок —

Крупный, гладкий … (КАБАЧОК!)

И красавец-великан

Темно-синий … (БАКЛАЖАН!)

Вот и всё! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

12. Послушайте, как звучат эти слова:

МАСКА — КАСКА, ПАРТА — КАРТА, Какой у них общий звук? Подумайте, что обозначают эти слова. Для чего все эти предметы? Из чего сделана маска? А каска? Я буду называть слова, которые начинаются на другие звуки, а вы подбирайте к ним слова на звук К.

НОРКА — КОРКА.

ВОЛОС- КОЛОС

ЛОЖА- КОЖА

ПОРТ- КОРТ

ПРОШКА — КРОШКА

ПОЛ-КОЛ

ПАЛАЧ- КАЛАЧ

ВОРОНА- КОРОНА

ДОМИК- КОМИК

МАША- КАША

БРОВЬ— КРОВЬ

РОТ—КОТ

ПОРА- КОРА

ПОЛЕНО- КОЛЕНО

РОЗЫ— КОЗЫ

ПОНИ- КОНИ

ЦАПЛЯ- КАПЛЯ

ПОЛОТЬ- КОЛОТЬ

РАНТ— КАНТ

ПОРТИК— КОРТИК

ЛОМ-КОМ

РОСА- КОСА

13. Я назову большой предмет, а вы — предмет поменьше. Какой новый звук появляется в слове?

РАМА- РАМКА

ЯМА- ЯМКА

ЛАПА- ЛАПКА

ЛИПА- ЛИПКА

РЕПА- РЕПКА

ПЕНА- ПЕНКА

ВАТА- ВАТКА

ПАНАМА- ПАНАМКА

СОЛОМА- СОЛОМКА

КОРЗИНА- КОРЗИНКА

КАРТИНА- КАРТИНКА

КОНФЕТА- КОНФЕТКА

МОНЕТА- МОНЕТКА

ЛОПАТА- ЛОПАТКА

14. Произнесите первый слог слова, а я произнесу второй — договорю слово. А потом вы произнесете все слово целиком. Каждый ребенок называет по одному разу слог КА:

КА.. .(ША)

КА.. .(РА)

КА.. .(БАК)

КА…(ЗАК)

КА…(ЛАЧ)

КА…(МИН)

КА…(НАЛ)

КА…(МЫШ)

КА…(РАСЬ)

КА…(ПОТ)

КА…(НАТ)

КА.. .(МЕНЬ)

15. Теперь я буду добавлять к слогу КА два слога, а вы догадайтесь, какое слово получится.

КА.. .(ЛИНА)

КА.. .(НАВА)

КА.. .(РЕТА)

КА.. .(ЧЕЛИ)

КА.. .(ЮТА)

КА.. .(БИНА)

Автоматизация

16. Я назову один предмет, а вы — множество таких же предметов. В каких словах твердый звук , а в каких — мягкий :

БАК-БАКИ

ЛАК-ЛАКИ

МАК- МАКИ

РАК- РАКИ

СОК-СОКИ

ЛЮК-ЛЮКИ

БЫК —БЫКИ

ЖУК -ЖУКИ

ШТЫК — ШТЫКИ

17. Я произнесу начало слова, а вы закончите его слогом КИ а затем назовете все слово:

САН.. .(КИ)

ЛАП.. . (КИ)

ДЕТ…(КИ)

КАС. . .(КИ)

МЫШ.. .(КИ)

ТАН…(КИ)

ЛИП…(КИ)

НЕТ.. .( КИ)

МАСКИ…(КИ)

МОШ…(КИ)

ТАП…(КИ)

КЕП…(КИ)

МЕТ. ..(КИ)

МИС…(КИ)

МУШ…(КИ)

А теперь наоборот! Вы произносите первый слог КИ, а я второй слог. Назовите полное слово:

КИ…(ТЫ)

КИ…(НО)

КИ…(ЛО)

КИ…(СА)

КИ…(ПА)

КИ…(РА)

18. Назовите картинки и скажите, с какого звука начинаются эти слова:

КЕГЛИ

КЕПКА

КЕДЫ

КЕДР

КЕКС

КЕНАР

КИНО

КИОСК

КИРПИЧ

КИЛЬКА

КИСКА

КИСТЬ

Посмотрите на картинки. Закончите предложение со звуком , подходящим по смыслу.

На голове у клоуна клетчатая … (КЕПКА).

Кира испекла сладкий … (КЕКС).

В клетке звонко поёт … (КЕНАР).

Никита мячом опрокинул все … (КЕГЛИ).

Кеша купил конфеты в … (КИОСКЕ).

На солнышке греется пушистая … (КИСКА).

У Вики и Ники билеты в … (КИНО).

19. ТАНКИ, САНКИ, ТАПКИ, ЛАПКИ … слова так похожи, что составляя предложения, я случайно поменяла слова местами: помогите мне, пожалуйста, навести порядок! Исправьте мои ошибки.

Зазеленели в парке… ДЕТКИ

И на прогулку вышли…ВЕТКИ!

В лесу летают летом … КОШКИ.

Охотятся на мышек … МОШКИ!

Когтистые у киски … ТАПКИ.

У Вики новенькие … ЛАПКИ!

В бою стреляют метко … САНКИ.

За шнур мы в горку тянем … ТАНКИ!

На маскарад наденем … КАСКИ.

Солдаты в бой наденут … МАСКИ!

20. Детям предлагают рассмотреть по два предмета различной величины: большой и маленький кубики, длинный и короткий карандаши, а также предметы с другими противоположными свойствами: тяжелый — легкий и т.п. В данном случае детям лучше называть только определения (не называя предметов) — они смогут сосредоточиться на значении этих слов и звучании их окончаний, В первый раз взрослый начинает произносить слово противоположного значения, а дети добавляют окончание -КИИ, во второй раз дети самостоятельно называют противоположное понятие. (При повторении игры следует поменять слова местами).

БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ

ДЛИННЫЙ- КОРОТКИЙ

ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЁГКИЙ

ХОЛОДНЫЙ- ГОРЯЧИЙ

ТВЁРДЫЙ- МЯГКИЙ

ГУСТОЙ- ЖИДКИЙ

ТУСКЛЫЙ- ЯРКИЙ

ТИХИЙ- ГРОМКИЙ

ГЛУХОЙ- ЗВОНКИЙ

УЗКИЙ- ШИРОКИЙ

НИЗКИЙ- ВЫСОКИЙ

ТОЛСТЫЙ-ТОНКИЙ

БЛИЗКИЙ-ДАЛЁКИЙ

ГОРЬКИЙ- СЛАДКИЙ

Автоматизация звука в предложениях.

15. Произноси предложения:

У Коли коллекция марок. Не руби березку! Хороша уродилась картошка! Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Кости купил книгу. Ребята купались в реке. Не молоток куст железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка.

16. Посмотри на картинки и составь предложение. Что делает девочка? Что делает мальчик? Придумай рассказ из 3-4х предложений.

Дифференциация к-г

Очень зелены, густы в нашем садике … (КУСТЫ).

Зреет красная калина, соберет ее … (ГАЛИНА)

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке … (КОСТИ).

Ели вкусную икру, подарили нам … (ИГРУ).

Громко петь умеет Клаша, и ее подружка … (ГЛАША).

Затвердела снега корка, будет скользкой наша (ГОРКА).

Коля любит есть галеты, Галя ест всегда … (КОТЛЕТЫ).

Жаворонка слышен голос, зреет в поле спелый … (КОЛОС).

Приложение

1. Я произнесу начало слова, а вы закончите его слогом КА, а затем повторите слово целиком. (В зависимости от произносительных возможностей ребенка выберите группу слов с нужным звуком и доступным количеством слогов).

ВИ…(КА)

ПО…(КА)

БАН…(КА)

АТА…(КА)

НИ…(КА)

ЩЕ…(КА)

РАН. ..(КА)

АПТЕ…(КА)

МИ…(КА)

РУ. ..(КА)

МАН…(КА)

МАКА…(КА)

ЛИ…(КА)

ЛУ.. .(КА)

ПЕН…(КА)

СОВА. ..(КА)

ПИ…(КА)

РЕ…(КА)

КОН…(КА)

САЛА. ..(КА)

ЛАВ…(КА)

ЛОМА…(КА)

ГОЛОВ…(КА)

ЛОД…(КА)

ПОЛОМ…(КА)

ЛОПАТ…(КА)

ПАЛ…(КА)

ИГОЛ…(КА)

ЛОШАД. ..(КА)

ГАЛ…(КА)

УЛОВ.. .(КА)

КОЛОН…(КА)

ВИЛ…(КА)

БУТЫЛ…(КА)

ВЕШАЛ…(КА)

МИЛ…(КА)

МОЧАЛ…(КА)

ЛУКОВ…(КА)

ПИЛ.. .(КА)

МЕШАЛ. ..(КА)

КУКОЛ.. .(КА)

БУЛ…(КА)

ГАДАЛ.. .(КА)

БАЙ.. .(КА)

ЧАЙ. ..(КА)

ГАЙ…(КА)

ШАЙ…(КА)

3АЙ…(КА)

МАЙ…(КА)

ЛАЙ…(КА)

ТРОЙ…(КА)

МАЙ…(КА)

СТОЙ…(КА)

САЙ…(КА)

СТАЙ…(кА)

СОЙ…(КА)

СЛОЙ…(КА)

ГОР.. (КА)

КОРОБ…(КА)

КОР…(КА)

КОРОВ…(КА)

НОР…(КА)

БОРОД…(КА)

ПОР…(КА)

БАРАН…(КА)

ВАР…(КА)

РОМАШ…(КА)

МАР…(КА)

РУБАШ…(КА)

БАР. . .(КА)

РАКЕТ.. .(КА)

ЧАР.. .(КА)

РОЗЕТ. . .(КА)

ШАВ. . .(КА)

НОЖ.. .(КА)

БУМАЖ. . .(КА)

ШАП…(КА)

ЛОЖ.. (КА)

КОРМЁж. ..(КА)

ШУБ…(КА)

КНИЖ.. .(КА)

ТЕЛЕЖ…(КА)

ШУТ. . .(КА)

КРЮК.. .(КА)

СЕРЁ)К. .(КА)

ШИШ…(КА)

ПРЯЖ…(КА)

ДОРОЖ…(КА)

ШАШ. . .(КА)

СТРУ)К.. .(КА)

ЖЕЛЕЗ.. (КА)

МИШ. ..(КА)

СТРИЖ.. .(КА)

СЫРОЕ . .(КА)

МОШ…(КА)

дУЖ…(КА)

ВАРЕЖ…(КА)

СКАЗ…(КА)

СЛОИ…(КА)

СТРОЙ…(КА)

СТРУЙ.. .(КА)

СТРУН.. .(КА)

СКАМЕЙ. . .(КА)

СОЛОМ. . .(КА)

ПОСЫЛ…(КА)

СОСЕД.. .(КА)

ПАСЕ…(КА)

ЗАСТАВ…(КА)

ЗАКОЛ.. .(КА)

ЗАГАД. . .(КА)

ЗАКЛАД. ..(КА)

ЗАМАЗ.. .(КА)

ЗАКАЛ…(КА)

ЗАЗНАЙ…(КА)

ЗАГРУЗ.. .(КА)

ЗАВЯЗ…(КА)

ГВОЗДИ…(КА)

Кирочки, Кирюшки,

Девочки и мальчики!

Берегите на морозе

Носики и пальчики!

Варежки — на ручки,

Валенки — на ножки!

Мчатся санки и коньки

По ледяной дорожке!

Щёчки — словно яблочки,

На носу — снежинки,

Девочки и мальчики

Скачут, как пружинки!

Послушайте стихи про мышку. А потом мы поиграем так: когда я буду читать стихи во второй раз, вы договаривать слово, в котором услышите слог например: КРОШ-КИ, КОР-КИ. Когда я буду читать стихи в третий раз, вы должны догадаться, каким словом закончить стишок, например: У мышки в норке крошки и … (КОРКИ).

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

у мышки-норушки

Шкварки в кружке

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

В кастрюле — галушки,

В духовке — ватрушки.

Кисель — в бутылке,

Монетки — в копилке,

На столике — плошки,

Вилки и ложки.

На этажерке — Книжки о кошке.

В шкафчике мышки — Рубашки, штанишки.

На вешалке — шапки,

На коврике тапки. мышки на полке — Нитки, иголки,

А около печки — Спички и свечки.

На двери крючочки,

Цепочки, замочки,

Запасов у мышки

Большие излишки

Автоматизация звука К-Кь

Занятие 1

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Автоматизация звука в слогах.

  1. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!…

  1. Угадай слово, которое —

заканчивается звуком :
уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…,
вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…,
брело…, зна…, кло…, трес… .

  1. Запомни, повтори.

Бак-мак, так-тук, маховик-паук, бук- внук,

бык-бок, док- поток, опенок-паек, веник-ботинок,

дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк- путник,

пик-табак, як-маяк, каюк-тупик.

Занятие 2

  1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

  1. Угадай слово, начав его звуком :

…окос, …нига, …ошка, …рот, …ольцо, …олдун, …офе, …ость, …амень, …олодец, …орова.

  1. Автоматизация звука в слогах.
Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну

  1. Названия, каких картинок звучат, похоже?

  1. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

Занятие 3

  1. Повторить чистоговорки.
ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.
  1. Игра » Один-много».
Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.
  1. Игра «Прятки». Назови картинки.
  2. Повторить чистоговорки.
На кокосы, на кокосы На скамейке семь котят
Налетели мы, как осы, Все котята есть хотят.
А кокосы высоко, В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.* Вот вам миска с киселем.

Занятие 4

  1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
  1. Игра » Один-много».
Один бак – много баков одна буква – много букв
Один мак – много маков одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков одно окно – много окон
Один паук – много пауков один маяк – много маяков
Один бык – много быков один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков один веник – много веников
  1. Повторить чистоговорку.
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)
  1. Автоматизация звука в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

  1. Игра «Прятки». Назови картинки.

Занятие 5

  1. Игра «Исправь ошибку».
Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок.
  1. Игра «Веселый счет».
  2. Автоматизация звука в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

Занятие 6

  1. Автоматизация звука в слогах.
кя-кя — кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-ки ки-кя-ке-кю
  1. Автоматизация звука в словах.
  1. Автоматизация звука в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

  1. Повторить чистоговорки.
В океане кит, киту кипяток кипятит. Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка. Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

  1. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.

Научить четко произносить звуки , , дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.

Познакомить ребенка с предлогами к, от.

Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:

мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.

Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.

Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).

Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти

Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.

Задание 3. Знакомство со звуком .

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — …, лоб — …, стол — …, пес — …

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука :

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «молчит».

Символ звука: идет сильный дождик: КККК….

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква…».

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

к, м, п, в, к…; ка, ма, па, ва; ак, ам…; корова, мак, резина, рука…

Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

Задание 7. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук , определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).

Задание 8. Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки. (Кошка)

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он не знает. (Крот)

Задание 10. Подобрать слова, в которых звук стоит в начале слова, в середине, в конце.

Задание 11. Добавить к целому слову последний звук . Какое слово получилось?

Вол…(к), пол…, пар…, сто…, рыба…, лото…, моря…, завтра…

Задание 12. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков в каждом слове, назвать место звуков в них:

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.

Задание 13. Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

Задание 14. Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.

Задание 15. Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к… Я иду от…

Задание 16. Знакомство со звуком .

Символ звука: вдет мелкий дождик: кькькь….

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

кь, мь, ть, кь…; ки, ми, ви…; акь, амь, окь…; кит, мыло, кирпич, кино, стул.

Задание 18. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук , определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).

Задание 19. Дифференциация звуков — . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

к, кь, кь…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ка-кя, ко-…; кю-ку, ки-…

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков и ):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

Подобрать слово по первому слогу:

ка… (-ша), ко… (-сы), ку… (-ры), ки… (-но), ке… (-ды).

Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки и (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».

Задание 20. Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе —

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст Молока.

В. Лунин

Задание 21. Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква К?

Игры с буквой.

Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

мак, кот, ток, маки, кино.

После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки…).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.

Начнем мы наш интернет — урок со сказки…

«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…

-Бе – бе — безобразие! — сказал он.

-Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.

Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….

— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?

Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.

Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук — гласный звук

Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука ? (согласный, мягкий, звонкий).

Запомни! Звук ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!

1. Придумайте слова со звуком в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

3. Послушайте слова, скажите, где, в какой позиции стоит звук : сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зайка не превратился в заику….

5. Доскажи словечко

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется… (трамвай).

***

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это… (йод)

Зимой уснули комары,
Спит медведь в берлоге,
А где-то в джунглях от жары
Изнывают… (йоги)

***

Что мы пели, угадай?
«Кара…» (вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…» (бай).
Что за месяц, угадай?

Месяц… (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий… (чай)
Знакомьтесь, буква И и буква Й!

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия. 2. Найди спрятанные буквы И и Й. Обведи их. 3. Определи букву в неправильном положении. 4. Отремонтируй буквы: 5. Выдели знакомую букву. 6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.

8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й.

9. Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука .

10. Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука .

11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.

Букву Й зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й.

13. Пишем…

Словарь

  • Иллюзия — вымысел, фантазия
  • Иллюзионист — фокусник
  • Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
  • Иммунитет — защитная реакция организма
  • Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
  • Интеллект — ум
  • Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
  • Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
  • Йод — химический элемент.
  • Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
  • Играть с огнём — рисковать.
  • Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
  • Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
  • Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
  • Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
  • Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *