Словосочетание это 3 класс

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Введение

Чтобы выражать свои мысли и чувства, узнавать о мыслях и чувствах других людей, мы строим предложения.

Чем лучше, точнее, разнообразнее мы умеем строить словосочетания, тем яснее, богаче наши предложения.

Тема урока: «Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении».

Составляем словосочетания

Рассмотрите рисунки и выберите более точные названия. (см. Рис.1)

Рис. 1. Листья

Лист

лист клёна

кленовый лист

лист берёзы

берёзовый лист

Более точные названия: лист клёна или кленовый лист, лист берёзы или берёзовый лист.

Показанное на следующем рисунке действие назовите как можно точнее.

(см. Рис. 2)

Рис. 2. Школа (Источник)

Получились сочетания слов:

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. Для этого к главному слову надо добавить зависимое, которое и поможет уточнить сказанное.

Мы сделали более точные подписи рисункам, составив словосочетания. Главный член словосочетания отмечаем крестиком, проводим от него стрелку и пишем вопрос к зависимому члену словосочетания. (см. Рис. 3)

Рис. 3. Словосочетание

Чаще всего каждый член словосочетания бывает представлен одним словом: пошёл (как?) бодро

Нередко какой-то член словосочетания выражен именем существительным с предлогом: пошёл (куда?во что?) в школу, в школу (какую?) новую

Из любых ли слов можно составить словосочетания?

Проверим, из любых ли слов можно составить словосочетания.

Словосочетания:

Зависимый член словосочетания обязательно должен быть связан с главным по смыслу.

Игра мелкая, игра широкая, игра ненастная, игра бородатая – это не словосочетания, т.к. слова не связаны по смыслу.

Можно ли назвать словосочетанием пару слов в парке? Нельзя.

Словосочетание всегда составляют слова самостоятельных частей речи (иногда им помогают предлоги), при этом одно слово командует, а другое подчиняется.

Составим словосочетания, используя эту пару слов.

Например, в парке (каком?) летнем. В парке – главный член словосочетания.

Гулял (где?) в парке. В парке – зависимый член.

Составим словосочетания, подбирая зависимые члены

построили (что?) школу

построили (как?) быстро

построили (где?) в селе

построили (из чего?) из кирпичей

построили (для кого?) для ребят

построили (когда?) летом.

Построили строители. Это не словосочетание. Это основа предложения. Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Включим словосочетания в предложение

Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль.

Стая белых гусей треугольником проплывает над теплоходом. (В. Песков)

Это предложение полнее, точнее выражает мысль.

Ставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях

Вы заметили, что нередко к слову можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Чтобы понять, какое значение зависимый член вносит в словосочетание, что именно он уточняет, особенно важен смысловой вопрос.

Падежный вопрос (вопрос по форме) нужен, чтобы узнать падеж, в котором употреблено зависимое имя существительное.

Поставим смысловые и падежные вопросы в словосочетаниях.

Мышь серенькая (какая? – смысловой вопрос, значение словосочетания: предмет и его признак);

улетели осенью (когда? — смысловой вопрос, значение словосочетания: действие и время его совершения);

Выписываем словосочетания из предложения

Какое словосочетание выписано из предложения неверно?

Из еловой чащи протянулся лисий след.

след (чей?) лисий

след (откуда? из чего?) из чащи

из чащи (какой?) еловой

Из еловой чащи протянулся лисий след.

Основа предложения протянулся след.

Ставим вопрос от подлежащего: след (чей?) лисий.

Ставим вопрос от сказуемого: протянулся (откуда? из чего?) из чащи.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения: из чащи (какой?) еловой.

След (откуда? из чего?) из чащи – неверно выделенное словосочетание, т.к. именем существительным командует глагол.

Потренируйся

Читай записи и решай, что это: слово, словосочетание или предложение.

пушистые снежинки

летали около берёзы

садились на поле

тихо садились

около берёзы

на пустынное поле

снежинки летали и садились

Это словосочетания, так как есть главный член и зависимый:

снежинки (какие?) пушистые

летали (где? около чего?) около берёзы

садились (куда? на что?) на поле

садились (как?) тихо

на поле (какое?) пустынное

Это не словосочетание, это существительное с предлогом:

около берёзы

Главные члены предложения:

снежинки летали и садились

Оформим границы найденного предложения.

Снежинкилетали и садились.

С помощью словосочетаний распространим предложение.

Пушистые снежинки летали около берёзы и тихо садились на пустынное поле.

Чтобы назвать предмет, признак, действие более точно, можно построить словосочетание. В словосочетании есть главный член и зависимый. Нередко к зависимому члену словосочетания можно поставить два вопроса: по смыслу и по форме.

Главные члены предложения словосочетанием не являются.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • В каком предложении текста нельзя выделить словосочетания? Отметь его.

Одно из оставшихся предложений рассыпь на словосочетания.

Осень. В окрестном болоте ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква. Тонконогие опята жмутся к старому большому пню.

(По. И. Соколову-Микитову)

  • В словосочетаниях с именами прилагательными отметь главные слова крестиком, устно поставь вопросы к зависимым и вставь буквы в окончания.

Наступила глубок… осень! Сер… небо, низк…, тяжёл… облака. Вдали гол.й, прозрачн.й лес.

  • Прочитай строки из стихотворения Д. Кедрина. Подчеркни главные члены предложений.

Найди словосочетания: отметь главные слова крестиком, стрелкой покажи зависимые, над стрелкой напиши вопрос.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Отсвистали жаворонки всласть.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Текст»

Контрольная работа №1

Тема «Текст»

1 вариант

  1. Текст –это:

А) предложения, связанные между собой по смыслу;

Б) набор словосочетаний, не связанных по смыслу;

В) предложения, не связанные по смыслу между собой.

2. Какая из перечисленных тем является широкой?

А) О спорте; Б) футбол; В) мяч.

3. Основная мысль текста- это:

А) то, что смог пересказать ученик; Б) то, что хотел сказать автор; В)то, что говорит главный герой в тексте.

4. Какие из данных предложений составляют текст?

А) Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они украшали лес. Б) В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата. В) В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

5. К тексту-описанию можно подобрать вопрос:

А) Какой? Б) почему? В) что делает?

6. Выберите заголовок к данному тексту

На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.

А) Пришла осень. Б) Осенний день. В) Золотая осень.

7. Определите тип данного текста.

Заботливая мама

Вывалилась на берег большая медведица. За ней выскочили два медвежонка. Медведица взяла одного за шиворот. Она окунула его в воду. Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался холодной ванны. Он пустился наутёк в лес. Мать догнала его – и в воду.

А) текст- повествование: б) текст- описание; в) текст – рассуждение.

8. Определите главную мысль текста.

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода. И ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»

А) Доброта старика; Б) забота старика о других людях; В) желание старика прославиться.

9. Определите стиль текста.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Все знают этот простой цветок. Он похож на маленькое солнце. Всё лето цветут одуванчики. Жёлтая головка цветка поворачивается вслед за солнцем. Отцветёт одуванчик и превратится в пушистый шарик.

А) художественный; Б) научный; В) деловой.

10. Правильно пронумеруй части теста. Подбери заголовок. Определи тип текста.

А кошка тут как тут! Воробьиха – за ним. Перья дыбом встали. Раскрыла она

клюв и целит кошке прямо в глаза.

Страх приподнял с земли воробьишку. Он подпрыгнул, замахал крыльями.

Раз, раз – и на окне.

Однажды пудик сидел на краю гнезда и пел во всё горло. Пел, пел, да и

вывалился из гнезда.

Заголовок ____________________________________________________________________

Тип текста____________________________________________________________________

Контрольная работа №1

2 вариант

Тема «Текст»

  1. Текст – это:

А) набор слов и предложений;

Б) связное по смыслу высказывание;

В) слова, связанные между собой по смыслу.

2. Какая из перечисленных тем является узкой?

А) Природа; Б) лекарственные растения; В) ромашка.

3. Структура построения текста:

А) основная часть, зачин, концовка; Б) зачин, концовка, основная часть; В)зачин, основная мысль; концовка..

4. Какие из данных предложений составляют текст?

А) Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце. Б) Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка. В) Дуют холодные ветры. Ребята идут по дорожке. Пришла тёплая весна.

5. К тексту — рассуждению можно подобрать вопрос:

А) Какой? Б) почему? В) что делает?

6. Выберите заголовок к данному тексту

В клетке сидела крольчиха. Возле неё копошились пятеро крольчат. Ушки у них длинные, хвостики коротенькие, глазки круглые. Грызут травку так же, как и их мама. Очень забавные крольчата!

А) Крольчиха. Б) Забавные крольчата. В) Крольчиха и крольчата.

7. Определите тип данного текста.

ПОЧЕМУ ЛАНДЫШ БЕЛЫЙ?

Почему ландыш белый? Замечал ли ты, что ландыши растут в тенистых местах? В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы видны. Учись разгадывать загадки природы. Твоя наблюдательность пригодится тебе в жизни.

А) текст — повествование: б) текст — описание; в) текст – рассуждение.

8. Определите главную мысль текста.

СПАС МАЛЫША

С обрывистого берега Андрей увидел в воде мальчика. В этом пруду обычно не купались. Значит, беда случилась. Андрей бросился на помощь. Он успел схватить мальчика за шиворот, приподнял ему голову. Осторожно на спине поплыл к берегу. Скоро малыш открыл глаза. За смелость и мужество Андрея Трофимова наградили медалью.

А) Равнодушие к чужой беде; Б) храбрость Андрея; В) помощь за награду.

9. Определите стиль текста.

ВОРОНА

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё серые или чёрные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны уничтожают вредных насекомых и грызунов.

А) художественный; Б) научный; В) деловой.

10. Правильно пронумеруй части теста. Подбери заголовок. Определи тип текста.

Хозяин обнял собаку и улетел. Она не уходила с аэродрома и встречала

каждый самолёт.

В газете напечатали рассказ о верности собаки. Этот рассказ прочитал

хозяин собаки. Он прилетел и забрал с собой верного друга.

Среди пассажиров аэропорта был человек с собакой. Но собаку в самолёт не

Пустили.

Заголовок ____________________________________________________________________

Тип текста____________________________________________________________________

Конспект урока по русскому языку на тему «словосочетание» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: «Словосочетание»

3 класс

УМК «Перспектива»

Екатеринбург
2019

Тема: Словосочетание.

Перспективная цель: сформировать у обучающихся представление о синтаксических единицах в ходе выполнения учебных заданий.

Актуальная цель: сформировать у обучающихся представление о словосочетании в процессе выполнения учебных заданий.

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся со словосочетанием и отработать изученные члены предложения.

Развивающая: развивать устную и письменную речь, способствовать развитию у детей высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения.

Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность, доброжелательность, трудолюбие.

Оборудование: учебник по Русскому языку, 3 класс, 1 часть.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Принципы: наглядности, научности, доступности

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Приемы: работа с учебником, работа в тетради

Литература: УМК «Перспектива», учебник Русский язык, 3 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Технологическая карта.

Предмет,

Тема, Класс, УМК

Методы

Тип, вид урока.

Результат

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предмет:

Русский язык

Тема:

Словосочетание

Класс:

УМК:

«Перспектива»

словесный, наглядный, практический

Тип:

открытие новых знаний

Вид:

урок-практикум

Понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Умение определять и формулировать тему и цель урока; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий; умение исправлять ошибки.

Умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

Знакомство с словосочетанием, формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание;

выделение словосочетания в предложении;

умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому.

Индивидуальная, фронтальная

Учебник, тетрадь

Конспект урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Организационно — мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

-Доброе утро, ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Проверьте свою готовность к уроку, всё ли у вас готово? Учебник, тетрадь, дневник, пенал?

-Давайте подарим друг другу свои улыбки и мысленно пожелаем себе удачи!

-Сегодня на уроке нас ждёт очень интересная тема и задания, поэтому договоримся работать дружно и сообща!

Доброжелательный настрой на урок

-Приветствуют учителя.

-Проверяют свою готовность к уроку.

-Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

-Отложите тетради в сторону и посмотрите на доску.

-Сейчас всё свое внимание направляем сюда! (учитель на доску повесил иллюстрации)

-Что вы видите на рисунках?

-Напишите ответ одним словом в 1-й столбик своей тетради.

-Прочитайте, что получилось?

-Правильно!

-Дальше, что вы можете сказать об этих предметах, например: какие они?

-Ответы напишите двумя словами во второй столбик.

-Прочитайте что у вас получилось.

-Посмотрите внимательно на свои столбики и подумайте: в каком столбике более точно говорится о доме, девочке, о петухе и о цветах?

-Подумайте и скажите мне: Как называются такие сочетания слов?

-А вы можете дать определение словосочетанию?

-Значит, какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок?

-А моя цель как учителя помочь вам в этом.

-Открывают тетради, записывают число, классная работа.

-Дом, девочка, петух, цветы.

-Ответы детей.

-Высокий дом, маленькая девочка, красивый петух, красные цветы.

-Более точно говорится о них в том столбике, где записаны сочетания слов.

-Словосочетания.

-Затрудняются ответить.

-Узнать что такое словосочетание, какие они бывают и научиться их составлять.

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия; планировать деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.

3. Открытие новых знаний

Задача:

решение проблемы

-И так, ребята, давайте откроем учебник на странице 84.

-Давайте прочтём сообщение профессора самовара.

-Все внимательно следим, я могу спросить любого.

-И так, ребята, какой вывод мы можем сделать из этого сообщения?

-Что такое словосочетание?

-Для чего оно служит?

-Можно ли назвать словосочетание подлежащим и сказуемым?

-Почему?

-Как вы уже сказали, словосочетания описывают предметы или действия, но более точно, чем слово. Давайте выполним с вами упражнение 136 и докажем, что словосочетания делают нашу речь более точной.

-Прочитайте каждый про себя задание.

-И так, назовите мне словосочетания в первой строчке.

-Во второй строчке.

-В третьей строчке.

-Докажите мне, что словосочетания делают нашу речь более точной.

-Молодцы! Хорошая работа!

-А сейчас придумайте по одному словосочетанию со словами дерево, урожай, кофе и запишите в тетради через запятую.

-Что у вас получилось? (спрашивает несколько человек)

-Давайте выполним упражнение 137.

-Прочитайте задание внимательно.

-Что нам нужно сделать?

-Давайте прочитаем образец.

-Один ученик читает вслух. Остальные следят.

-Какой ещё вывод мы можем с вами сделать?

-Да, действительно. В словосочетании мы от главного слова может задать вопрос.

-Назовите мне примеры вопросов, которые могут задаваться.

-Давайте приступим к выполнению упражнения. Первую строчку мы с вами выполним вместе. Оформляем так же как у меня на доске. Вопрос обязательно прописываем в скобочках.

(учитель записывает на доске, дети в тетрадях)

-Рисовать (что?)…

-Рисовать (что?) картину (запись на доске).

-Рисовать (чем?)…

-Рисовать (чем?) красками (запись на доске).

-Рисовать (в чём?)…

-Рисовать (в чём?) в альбоме (запись на доске).

-Рисовать (для кого?)…

-Рисовать (для кого?) для мамы.

-Рисовать (как?)…

-Рисовать (как?) красиво.

-Остальные три строчки мы с вами разделим. 1 ряд делает вторую строчку. 2 ряд делает 3 строчку и 3 ряд делает 4 строчку.

-Всем понятно задание?

-Приступайте к работе!

(кто выполнит быстрее всех и правильно, учитель проверит и поставит оценку)

-Открывают учебники на 84 странице.

-Один ученик читает вслух, остальные внимательно слушают и следят.

-Словосочетание — это
сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу.

-Оно служит для более точного обозначения предмета, действия и признак предмета, чем слово.

-Нет.

-Потому что подлежащее и сказуемое образуют предложение, которое служит для сообщения. А словосочетание только называет предметы или действия, как и слово, но более точно.

-Читают задание.

-Называют словосочетания из первой строчки.

-Называют из второй строчки.

-Называют из третьей строчки.

-Словосочетания уточняют, делают более понятными слова, которые называют какой-то предмет или действие.

-Придумывают три словосочетания и записывают в тетрадь.

-Отвечают несколько человек.

-Читают задание.

-Составить и записать словосочетания по образцу.

-Один ученик читает вслух. Остальные следят.

-Что в словосочетаниях мы может от слова к слову задать вопрос.

-Что? Какой? Когда? Как? Кому? Какая? С кем? Для кого? От кого? Чего? Чей? В чём? и т.д.

-Картину.

(прописывают тоже самое в тетради)

-Красками.

(прописывают тоже самое в тетради)

-В альбоме.

(прописывают тоже самое в тетради)

-Для мамы.

-Красиво.

-Да!

-Приступают к выполнению задания.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Коммуникативные : включаться в диалог, в коллективное обсуждение.

Регулятивные : умение пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Предметные: умение задавать вопрос от слова к слову, умение находить и выделять словосочетания, умение применять новое правило по пройденной теме.

4.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых знаний и умений

-Ну а сейчас мы с вами проверим, как вы хорошо освоили словосочетания и научились ли задавать к ним вопросы.

-Самостоятельно выполняете упражнение 137.

-Все внимательно прочитайте!

-Все поняли, что нужно сделать?

-Вам нужно в тексте найти словосочетания и выписать их прописывая вопрос.

-Все выполнили задание?

-Сейчас обменивайтесь тетрадями с соседом и выполним взаимопроверку по эталону на доске.(учитель на слайде выводит эталон)

-Поставьте отметки своим товарищам. Если нет ошибок-5; если 1-2 ошибки-4; если 3-4 ошибки-3; если 5 и более ошибок-2.

-Поставьте отметки и обменяйтесь тетрадями обратно.

-Внимательно читают упражнение.

-Приступают к выполнению задания.

-Да.

-Производят взаимопроверку.

-Выставляют отметки и обмениваются тетрадями обратно.

Личностные : способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям.

Предметные: умение применять правило по пройденной теме, умение задавать вопрос от слова к слову, умение находить и выделять словосочетания в тексте.

5. Итог урока

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

-Наш урок подходит к концу, ребята. Давайте вспомним, какая тема была у нас сегодня на уроке?

-Какие цели мы поставили сегодня на урок?

-Достигли мы целей?

-Кто скажет мне, что такое словосочетание?

— Чем словосочетание отличается от слова?

-А от предложения?

-Почему подлежащее и сказуемое — это не словосочетание?

-Молодцы! Хорошо усвоили тему!

-Сейчас выберете себе одно высказывание и продолжите его:

Я узнал…..

Я научился…..

Я смог……..

Я не смог……..

Я хочу……

Мне понравилось…

Мне не понравилось…..

(на слайде у учителя)

(спрашивает учеников по поднятой руке)

-Словосочетание.

— Узнать что такое словосочетание, какие они бывают и научиться их составлять.

-Да!

-Словосочетание — это
сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу.

-Словосочетание точнее описывает предмет или действие.

-Предложение сообщает, а словосочетание называет.

-Потому что подлежащее и сказуемое образуют предложение, а словосочетание это не предложение.

(отвечают по поднятой руке)

Коммуникативные : включаться в диалог, в коллективное обсуждение; слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватно принимать оценку товарищей и учителя.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы .

Регулятивные: умение сохранять цель на протяжении урока.

Проверочная работа по теме «Сложные слова и их правописание», 3 класс

Проверочная работа по теме «Сложные слова и их правописание»

1 вариант

Фамилия, имя________________________________________________

1. Какие буквы могут соединять корни? а) а б) о в) и г) е.

2. Закончи предложения:

Сложными называются слова, у которых ___________________________________.

Буквы, которые соединяют корни в сложных словах, называются_______________ ___________________буквами.

Буква о пишется после букв ______________ согласных, а е после букв__________ ______________ согласных. После букв __ и __ пишется буква е.

3. Запиши сложные слова – существительные и выдели корни, которые образуются из слов:

снег, падать — ______________________________

сам, варить — ______________________________

лес, рубить — ______________________________

пар, ходить — ______________________________

огонь, тушить — _____________________________

4. Запиши сложные слова — прилагательные и выдели корни, которые образуются из слов:

красный, щёки — ___________________________________

острый, нос — ___________________________________

белый, зуб — ___________________________________

синий, глаз — ___________________________________

белый, ствол — ___________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы:

Земл__трясение, мор__плаватель, экскурс__вод, письм__носец, книг__хранилище, корабл__строитель, сам__свар, пар__воз.

6. Отгадай и запиши сложное слово:

вид бытовой техники для очищения пыли с ковров и паласов — _______________

вид водного транспорта для прохождения во льдах — ________________________

вид воздушного транспорта — _____________________________________________

7. Напиши и выдели корни, как ты назовёшь человека, у которого

Добрая душа ___________________________________

Великая душа __________________________________

Мягкое сердце __________________________________

Острый ум _____________________________________

Ясные глаза ____________________________________

Темные волосы __________________________________

Проверочная работа по теме «Сложные слова и их правописание»

2 вариант

Фамилия, имя________________________________________________

1. Какие буквы могут соединять корни? а) а б) о в) и г) е.

2. Закончи предложения:

Сложными называются слова, у которых ___________________________________.

Буквы, которые соединяют корни в сложных словах, называются_______________ ___________________буквами.

Буква о пишется после букв ______________ согласных, а е после букв__________ ______________ согласных. После букв __ и __ пишется буква е.

3. Запиши сложные слова — существительные и выдели корни, которые образуются из слов:

вода, падать — ______________________________

сам, катить — ______________________________

рыба, ловить — _____________________________

пар, возить — _______________________________

вода, лазить — _______________________________

4. Запиши сложные слова — прилагательные и выдели корни, которые образуются из слов:

розовый, щёки — ___________________________________

острый, нос — ___________________________________

большая, голова — __________________________________

голубой, глаз — __________________________________

белый, ствол — ___________________________________

5. Вставьте пропущенные буквы.

Лес__руб, вод__хранилище, полк__водец, дым__ход, сам__вар, мыш__ловка, разн__цветный, пчел__вод.

6. Отгадай и запиши сложное слово:

человек, идущий пешком ______________________________ __________________

вид транспорта для передвижения по заснеженной поверхности земли ________

вид бытовой техники для приготовления фарша _______________________________

Упражнения по русскому языку на тему «Словосочетание»

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
Упражнение 2.

1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан;

б) к месту его расположения;

в) к времени его существования;

г) к его назначению;

д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.
Упражнение 3.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Упражнение 4.

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Упражнение 6.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.
Упражнение 8.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?
Упражнение 9.

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.
Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.
Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших…
Упражнение 16.

Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

Тест по теме «Словосочетание»

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *