Собрание 1 класс

Тематика родительских собраний в 1 классе на год

Особенности родительского собрания, проводимого в 1 классе

У учащихся первого класса в силу их возрастных особенностей такие качества, как произвольность, способность к саморегуляции, проходят начальный этап формирования. Эти качества сначала проявляются только в ситуациях, которые связаны с выполнением учебной деятельности, а затем уже и в других сферах деятельности.

В этом возрасте происходит осознание своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции детей. Оно в большой степени связано со взаимоотношениями с другими людьми, особенно со сверстниками. В этом возрасте дети претендуют на определенное место в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка первоклассника начинает оказывать влияние то, как складываются его отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебе или отношения с учителями. В 1 классе эти отношения пока определяются «взрослой» моралью, т. е. выполнением требований взрослых. Поэтому очень важно использовать этот период как благоприятный для установления дружеских взаимоотношений между детьми и их родителями.

Планирование родительских собраний в 1 классе

Вариант 1

1. Организационное собрание.

2. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?

3. Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

4. Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка.

5. Игра — средство развития детей 7-8-летнего возраста.

6. Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе.

7. Умный ребенок, прилежный ребенок.

8. Роль совместного отдыха родителей и детей.

9. Итоговое родительское собрание.

Вариант 2

1. Организационное собрание.

2. Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

3. Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка.

4. Поговорите со мной, родители!

5. Инициатива не наказуема.

6. Увлекаемость и увлеченность детей 7-8-летнего возраста.

7. Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса.

8. Формирование адекватной оценки качества знаний с позиций педагога, родителей, первоклассника.

9. Итоговое родительское собрание.

Вариант 3

1. Организационное собрание.

2. Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе.

3. Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

4. Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка.

5. Мир увлечений вашего ребенка.

6. Одаренные дети: степень влияния педагогов и родителей на их развитие.

7. Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.

8. Роль совместного отдыха родителей и детей.

9. Итоговое родительское собрание.

Учащиеся 1 класса являются пока ученической группой, а их родители — родительской группой. Задача классного руководителя на этом этапе — создание предпосылок для становления данных групп коллективами, чтобы впоследствии осуществить достижения всех учебных целей и задач, поставленных общеобразовательным учреждением. Классному руководителю предстоит так спланировать свою деятельность, чтобы межличностные отношения в создавшейся ученической и родительской группах зависели от содержания, целей и ценностей групповой совместной деятельности. Поэтому на родительских собраниях в 1 классе чаще, чем в других классах, должна присутствовать информация о планировании проведения совместных внеклассных мероприятий, а затем и анализ результатов проведения.

На родительских собраниях в 1 классе важно правильно спланировать тематику бесед для педагогического всеобуча. Классному руководителю предстоит выполнить сложную, кропотливую и объемную работу по сбору информации о каждой семье и семейных отношениях учащихся. Поэтому родительские собрания должны быть хорошо продуманы. С целью изучения семьи и семейных отношений необходимо составить анкеты-опросники, тесты.

Наиболее важными этапами родительского собрания в 1 классе являются:

— подготовка;

— проведение педагогического всеобуча для родителей;

— выступление представителей родительской группы;

— социологический опрос.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Санитарно-гигиенические нормы

Родительское собрание в 1 классе. Умный ребёнок, прилежный ребёнок

Родительское собрание в 1 классе. Режим дня первоклассника

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Родительское собрание в 1 классе. Возрастные особенности первоклассников

Сборник родительских собраний для 1 класса

Темы:

  • Знакомство с родителями учеников — первоклассников
  • Трудности адаптации первоклассников к школе.
  • Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
  • Эмоции положительные и отрицательные формы проведения: семейный совет.
  • Итоги прошедшего учебного года — «Перелисты­вая страницы…»

Первое собрание в первом классе

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познако­миться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную дея­тельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
  • Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
  2. Представление педагога, который будет работать с классом.
  3. Экскурсия по школьному зданию.
  4. Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».
  5. Анкетирование родителей по теме собрания.
  6. Самопредставление — визитная карточка семьи.
  7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

План организации собрания-встречи

Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпуск­ников, которые учились у педагога, набирающего класс.

Вариант вступительного слова директора школы

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, при­шедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен­тябре ваши малыши.

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интерес­ным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научится падать, наби­вая как можно меньше шишек, где получить консультацию, получить исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос — все это можно сде­лать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

Вариант выступления заместителя директора по начальной школе

Необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся; познакомить с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций зам. дирек­тора по начальной школе, представить учителя начальных классов, кото­рый будет работать с конкретным классом.

Самопредставление учителя

Учитель проводит самопредставление приблизительно так:

  • Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
  • Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.

Самопредставление семей

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече само­представление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Жела­тельно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особен­ности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализиро­вать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи:

  1. фамилия, имя, отчество родителей;
  2. возраст родителей, день рождения семьи;
  3. интересы, увлечения семьи;
  4. традиции и обычаи семьи;
  5. девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в ра­боте с учащимися.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теп­лой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписа­нием его работы, предложить записать телефон доверия психологиче­ской службы.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в кото­ром записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представ­ляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю. В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме соб­рания.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания

  1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации де­тей в первый год обучения.
  2. Предложить практические советы организации общения с первоклас­сником.

Вопросы для обсуждения

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
  3. Родительский практикум.

План организации собрания

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечат­ления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравля­ли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитив­ные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рас­смотрения темы собрания.

1. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации ребенка к школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ре­бенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Не­обходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреж­дение близорукости, искривления позвоночника). Организация правиль­ного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, макси­мальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адапта­ции к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их об­щения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запу­гивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче­нию.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и ор­ганизация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубли­ковал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

— Не дерись без причины.

— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

— Играй честно, не подводи своих товарищей.

— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

— Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­ время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

— Старайся быть аккуратным.

— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удает­ся выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

— Не дерись без причины.

— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

— Играй честно, не подводи своих товарищей.

— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

— Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­ время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

— Старайся быть аккуратным.

— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Родительское собрание в 1-м классе «Ваш ребенок стал учеником»

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступили ваши малыши!

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием “Школа”. Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. 4 года мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Ваши дети проучились в школе 1 неделю. Послушаем, как они ответили на вопросы:

— Нравится ли вам здесь учиться? Как вы будете учиться? Легко ли получать знания и хорошо вести себя на уроках и переменах?

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 10 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой “острой” адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после “острого” периода адаптации. Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.

Упражнение для родителей “Снежинка”

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

— сложите лист пополам

— оторвите правый верхний уголок

— опять сложите пополам

— снова оторвите правый верхний уголок

— сложите лист пополам

— оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?

Вывод: Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

• организация режима дня;

• контроль за выполнением домашних заданий;

• приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.

Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.

Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.

Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.

Переодевание после школы.

Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.

Здесь стоит прислушаться к советам врачей:

— не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,

— 30-40 мин. на посильную работу по дому,

— 1 час на самообслуживание,

— оставшееся время — на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.

Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному просмотру детских познавательных передач по телевизору или работе на компьютере.

Подготовка ко сну. Ночной сон.

Организация режима дня позволяет ребенку:

• легче справиться с учебной нагрузкой;

• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье — причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный распорядок занятий — это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

2-е направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: — какие отметки? — выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе. Хорошо если бы вы интересовались;

• что изучал ребенок сегодня в школе;

• как он понял материал;

• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль — это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: “Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло”. Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач “сидения” рядом с сыном или дочерью — следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, и этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

3-е направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Послушайте известную Вам сказку на психологический лад. (Заповеди написаны на доске и открываются по ходу чтения сказки)

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляй маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок дальше по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвёртая: Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.

Большинство школьных проблем решаются просто — если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель…

Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.

Самое замечательное свойство портфеля — он открывается. Портфель — это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.

Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: «Здесь у тебя лежит то-то, а здесь — то-то», — недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи «входят и выходят» из его школьной сумки.

Урок № 1: главное положительное качество школьных вещей — ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша — красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.

Урок № 2. В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской.

Урок № 3. А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет — серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить.

Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток — иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).

Урок № 4. Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.

Урок № 5. Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.

На этом наша встреча заканчивается. Я попрошу Вас оставить на листках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для Вас небольшие памятки.

Памятка для родителей

1) Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

2) Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

3) Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаем Вам всего доброго!

Презентация

Родительское собрание в 1 классе «Суммативное оценивание для родителей»

Родительское собрание в 1 классе

Тема » Оценка. Отметка. Как к ней относиться?»

Цель: Формирование у родителей понятия об особенностях суммативного оценивания и функциях системы оценивания в учебном процессе.

Критерии:

— понимают особенности суммативного оценивания и его преимущества;

— делают выводы о значении оценки.

Оборудование: презентация, рабочие листы, памятки для родителей.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители!

Наступил новый этап в учебной деятельности первоклассников, с 3 четверти ваши дети будут получать отметку за достигнутые результаты в обучении.

Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждет этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок наоборот не справится с возложенными на него надеждами.

Именно поэтому, сегодня наша встреча посвящена теме «Оценка. Отметка. Как к ней относиться?».

(Слайд 1)
Эпиграф: «Измени мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них». Марк Аврелий.

(Слайд 2)

2. Основная часть
Упражнение 1.

Перед вами известная картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Попробуйте озвучить данную картину с позиции сегодняшнего дня.

(Слайд 3)

(Заслушиваются несколько вариантов «озвучивания»)

А теперь перенеситесь мысленно в первый класс, ощутите вновь себя школьниками и вспомните свою первую пятёрку или двойку.

-Какие чувства вызывает это воспоминание?

-Как вы думаете, чем вызваны эти чувства?

-Как отреагировали родители на эти отметки?

-Какие чувства вызывает воспоминание о радости или огорчении родителей?

За последнее десятилетие изменилось не только содержание школьного образования, то есть набор тех знаний и умений , которые должен усвоить

ребёнок, но изменилась и сама цель обучения. Сегодня перед учителем стоит задача – не передать ребёнку определённую сумму знаний , умений и навыков, а сформировать такие умения , которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений.

В казахстанских школах применяется пятибалльное оценивание, то есть ученику выставляется определённый балл за его работу – отметка.

К сожалению, психологами и педагогами доказано, что традиционная пятибалльная система оценивания несёт в себе ряд недостатков. Отметка не даёт полноценной возможности для формирования у ребёнка такого важного для дальнейшей учёбы качества, как умение самому оценивать результаты своей работы, то есть оценочной самостоятельности. Это качество лежит в основе способности самостоятельно учиться, потому что позволяет понять, что нужно «подтянуть» и что ещё узнать.

Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?

Большинство неудач бывает не только от того, что не принимаются во внимание чувства и эмоции ребёнка, но и от незнания критериев оценивания знаний.

Попробуем найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно, знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?

Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.

В последние годы учёнными и педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы повышению учебной мотивации и самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное (формативное) оценивание введено нормативно в первом полугодии в 1 классе и вы уже с ним знакомы.

— Какая цель стоит перед формативным оцениванием?

— Какую помощь оказала обратная связь при формативном оценивании вам и вашему ребенку?

Часто мы, учителя, сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую, и родители недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой.

Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные критерии оценивания знаний Чтобы лучше это понять, проведём небольшой эксперимент:
Сейчас вы в роли учеников начальных классов на уроке ИЗО. Цель урока: нарисовать дом. Приступайте к выполнению задания.
1.Оцените свою работу по десятибалльной системе (Самооценивание)
2.Передайте рисунок группе справа (Взаимооценивание)
3.Верните работы друг другу. Совпало ли ваше мнение с мнением других групп?
4.А сейчас сравним вашу работу с образцом и оценим её по заданным критериям.
Критерии оценивания:
1.Фундамент – 1 балл
2.Ступени –1 балл
3.Перила – 1балл
4. Дверь – 1 балл
5. Окно — 1 балл
6. Окно на чердаке – 1 балл
7. Водосточная труба – 1 балл
8. Труба на крыше дома – 1 балл
9.Трава возле дома – 1 балл
10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл
Максимальное количество баллов — 10
0-4 балла — «2»
5-6 баллов — «3»
7-8 баллов — «4»
9 – 10 баллов — «5»
— Удалось ли набрать максимальное количество баллов? ПОЧЕМУ же результат не соответствует поставленной цели? (Не знали критерии, по которым будет оцениваться работа).

Раздать памятку для родителей «Как относиться к отметкам ребёнка?»
Притча «Трещина в кувшине»

Жила-была пожилая китайская женщина, у нее было два больших кувшина. Они свешивались по сторонам коромысла на ее плечах. У одного из них была трещина, в то время, как второй был безупречным и вмещал полную порцию воды.

В конце длинного пути от реки к дому женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.

Безупречно целый кувшин был бесконечно горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может выполнять свою работу только наполовину. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в собственной никчемности, кувшин обратился к старой женщине:
— Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу до твоего дома течет вода.

Старая женщина усмехнулась: — Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.

Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы, и она не оказывала бы честь нашему дому.

У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Сегодня мы вместе попробовали найти ответы на вопросы: ПОЧЕМУ важно знать критерии оценивания? КАК осуществляется оценивание и на что оно влияет?

Акцентируйте своё внимание на успехах ребёнка, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться — все это делает процесс гуманным и направленным на развитие ученика, способного контролировать себя и отвечать за свои результаты.

Рефлексия

Для меня очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече, предлагаю вам заполнить анкету.
(Слайд 17)
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет б) едва ли в) да

Анкета обратной связи

1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации по теме родительского собрания?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная
3.Как вы оцениваете групповую и другие формы работы, во время которых вы могли задавать вопросы, обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?
а) бесполезная

б) едва ли полезная

в) полезная

г) очень полезная
4. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет

б) едва ли

в) да

5. На какие вопросы вы не получили ответа?

Спасибо за сотрудничество!

Организационное родительское собрание в 1 классе на тему «Давайте познакомимся» методическая разработка (1 класс) по теме

Родительское собрание «Давайте познакомимся»1 класс

Повестка:

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя. Самопредставление учителя (классного руководителя).

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы. Бабушки и дедушки! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поближе познакомиться. Наш путь с вами долгий, трудный, но необычайно интересный и увлекательный. И будет замечательно, если этот путь мы пройдём рука об руку, будем единомышленниками, а может быть и друзьями.

Для начала я хотела бы представиться. Наверное, многие меня уде знают. Меня зовут Татьяна Евгеньевна. Работаю я в школе 3 года. Я счастливый человек, потому что не ищу другой профессии. А в школе я не просто работа, я продолжаю жить. Люблю читать, размышлять, общаться с природой, петь, шутить. Но, увы, иногда могу невзначай кого – то обидеть. Нет, не со зла. Так что, если кого – то нечаянно обижу, скажите мне. Ведь так проще идти по жизни дальше.

  1. Особенности школьной жизни.

Ребёнок ещё не понимает, что теперь «хорошо», а что – «плохо». Поддерживайте ребёнка в этой трудной для него ситуации. Утратив одни формы поведения, ребёнок ещё не освоил другие. У беззаботного малыша появились непривычные обязанности: он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся разумными.

Меняется и характер деятельности. Раньше была игра, где результат не самое главное. В учёбе же на первый план всё больше выдвигается результат — оценка. Вы, уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребёнок любил школу и учился с радостью. Занятия для детей 1 класса не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Чего сегодня было самое интересное?», «В какие игры играли?», «С кем дружишь в классе?», «Что вкусного было в столовой?» и т.д. Если ребёнок не всегда сможет вам ответить — не огорчайтесь. То что приветствовалось в семье или в детском саду, в школе может быть нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и учитель могут видеть одного и того же ребёнка по — разному.

Ребёнок не должен бояться ошибиться. Невозможно научиться чему — то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у него страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой помощник. Оно подавляет инициативу, желание учиться. Помните, для ребёнка что-то не уметь или не знать – нормальное положение вещей.

Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за малейшие успехи. Признайте за своим ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

Помните: ваш ребёнок будет учиться не так, как учились вы. Не старайтесь воплотить в своём ребёнке того, чего не смогли добиться сами. Не ругайте ребёнка обидными словами. Живите во имя своего ребёнка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь самым маленьким его успехам. Учитесь быть другом.

Восточная мудрость гласит.

До 5 лет с ребенком нужно обращаться как с царем, с 5 до 12 лет как с рабом, а после 12 лет как с другом. (слайд 2 )

Для успешной адаптации первоклассников очень важна поддержка и понимание со стороны родителей, мотивация учения. На первом году она обеспечивается взрослыми. От того, как вы реагируете на попытки малышей освоить что-то новое, во многом зависит, захотят ли ваши дети учиться.

  1. Организация учебного процесса.

Существует несколько образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения. Наш класс будет обучаться по программе «Школа России» и «Перспектива».

Особенности организации учебного процесса такие: (слайд 3)

  1. Пятидневная учебная неделя.
  2. Минимальное по объёму домашнее задание.
  3. Безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы «смешные печати» и наклейки, как положительные отметки.
  4. Порядок питания в столовой.
  5. Дополнительное образование: кружки.
  1. Работа с презентацией.

слайд 4 — 8

  1. Выбор родительского комитета.

Выбор может проходить в произвольной форме. Учитывать желание родителей.

У всех родителей на партах лежат анкеты «Готов ли ребёнок к школе?». Данные анкеты нужны учителю для того, чтобы понять особенности характера будущих первоклассников. (Приложение 1).

  1. Разное.
  • Анкета для родителей.
  • Рассмотрение вопроса о приобретении школьных принадлежностей на 2016-2017 учебный год. (Приложение 2)

(слайд 9 — 13)

  • Школьная форма.
  1. Подведение итогов собрания.

Безусловно, в рамках одного собрания мы не можем обсудить все проблемы адаптации первоклассников. Хочется надеяться, что, каждый из вас нашел для себя что-то значимое и полезное. Ведь каждый ребёнок уникален, и одинаковых рецептов воспитания быть не может. Желаю вам успехов на трудном пути восхождения вашего ребёнка к вершинам познания, и до новых встреч!

В конце родительского собрания нужно сделать общую фотографию на память о первой встрече, затем на неё в электронном виде подписать фамилию, имя, отчество всех родителей. Так родители быстрее запомнят друг друга и подружатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *