Содержание внеурочной деятельности

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: идеология, содержание, технология ведения»

ТЕМА

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Выполнил:

Орлова Анжелика Борисовна,

учитель начальных классов,

МАОУ гимназия № 37,

г. Екатеринбург

Екатеринбург

Введение 3

  1. Особенности организации внеурочной деятельности в

начальной школе.

    1. Цель, направления, виды и формы организации внеурочной

Деятельности. 4-8

    1. Модели организации внеурочной деятельности. 9-10

    2. Примерный план внеурочной деятельности. 11-13

Заключение. 14

Список литературы. 15

Введение.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Главное при этом – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.

    1. Цель, направления, виды и формы организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего — конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтёрская деятельность: шефство.

    1. Модели организации внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.

Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

    1. Примерный план внеурочной деятельности.

Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования и на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек.

Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:

— 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов… На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.

Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные. Не рекомендуется посещение ребенком занятий внеурочной деятельности более чем в 3 (трех) детских объединениях.

Примерный план внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Итого

Примерный развернутый план внеурочной деятельности

для 1 А класса МАОУ гимназии № 37 на 2012-2013 учебный год:

Класс

Направление внеурочной деятельности

Название программы, форма реализации

Кол-во учебных часов в неделю на 1 учебную группу

Кол-во групп

Ф.И.О. педагога

Спортивно-оздорови-

тельное

«Волейбол»

секция

(по выбору)

учитель физкультуры

«Баскетбол»

секция

(по выбору)

учитель физкультуры

«Хип-хоп» кружок

(по выбору)

педагог дополнитель-ного образования

Общеинтел-лектуальное

«Весёлый немецкий»

учитель иностранного языка

«Учусь создавать проект»

кружок

(по выбору)

учитель нач. классов

«Занимательная физика»

кружок

(по выбору)

учитель нач. классов

«Информатика»

кружок

(по выбору)

учитель информатики

«Литературная гостиная» кружок

(по выбору)

учитель нач. классов

Духовно-нравственное

«Орф-ансамбль»

кружок

(по выбору)

педагог дополнительного образования

Изо – студия (по выбору)

учитель изо

Студия «Фольклор»

(по выбору)

учитель музыки

ИТОГО

10 (11) часов

Заключение.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

— свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

— помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

— стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

— быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.

Список литературы.

Особенности внеурочной деятельности

Особенности внеурочной деятельности: задачи, направления, формы и методы работы

Цель:

формирование педагогической компетентности в области организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы согласно требованиям ФГОС ООО

Задачи:

  • Актуализировать знания по внеурочной деятельности.
  • Выбрать эффективные формы работы по каждому направлению внеурочной деятельности.
  • Определить комплекс УУД, который формируется на определённых типах занятий.
  • Оценить уровень готовности педагогов к организации внеурочной деятельности обучающихся ООО

Нормативно-правовое обеспечение

и методическая литература

по вопросам организации

внеурочной деятельности

  • Закон РФ»Об образовании» (в действующей редакции)
  • ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
  • Приказ МО РФ №2357 от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений ФГОС НОО».
  • ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 №1897)
  • Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
  • Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» (Лаборатория развития начального общего образования. Вологда)
  • Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.

Цель внеурочной деятельности:

создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

  • способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
  • формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
  • повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
  • расширять его представление об окружающем мире.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

» … образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!

Внеурочная деятельность направлена на:

  • Планируемые результаты
  • Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
  • УУД
  • Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.
  • Внеурочная деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
  • Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
  • Формы внеурочной деятельности отличны от классно-урочных.

Актуальность введения ВД

  • Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
  • Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
  • Экспансия молодежной субкультуры.
  • Нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
  • Подмена реальных форм социализации виртуальными.
  • Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.

Содержание внеурочной деятельности

учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

  • духовно-нравственное,
  • физкультурно-спортивное и оздоровительное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Формы внеурочной деятельности

«Организуется в формах , как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.»

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Задание №1

Определите, какие формы внеурочной деятельности целесообразно использовать при работе в рамках внеурочной деятельности

по вашему предмету (в вашем ОУ)

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Познавательная

деятельность

Материалы,

по организации внеурочной деятельности школьников

  • Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников

Серия «Стандарты второго поколения» (начальная и основная школа )

  • Серия «Стандарты второго поколения» (начальная и основная школа )

Методический

конструктор

ВНЕУРОЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬШКОЛЬНИКОВ

Авторы:

Д.В.Григорьев

П.В.Степанов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Познавательная

деятельность

Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся;

образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии,

факультативные занятия,

ученические научно-исследовательские сообщества,

интеллектуальные игры,

конференции,

олимпиады,

интеллектуальные марафоны,

предметные недели.

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Художественное творчество

Занятия объединений художественной направленности

Художественные выставки

Фестивали

Спектакли

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Проблемно-ценностное общение

Этические беседы

Дебаты

Тематические диспуты

Ситуационные классные часы

Групповая проблемная работа

Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Досугово- развлекательная деятельность

(досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Игровая деятельность

Игра с ролевой акцентуацией

Игра с деловой акцентуацией

Социально моделирующая игра

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность)

Социальная проба

КТД (коллективное творческое дело)

Социально-образовательный

Проект

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Трудовая (производственная деятельность)

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел .

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»),

детская производственная бригада под руководством взрослого

Детско-взрослое образовательное производство

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительная деятельность

Спортивные секции,

Оздоровительные процедуры

Школьные спортивные

турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные

проекты школьников в окружающем школу социуме

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Туристский поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей

Специфика внеурочной деятельности

по физике

  • Исследование простых явлений окружающего мира методами физической науки.
  • Физика-это метод познаний, а не склад готовых заданий.
  • Задачи, выдвинутые жизнью, требует от нас, чтобы уже в школе мы готовили технически грамотных людей, прививали учащимся любовь к технике.

Задание №2

РАЗРАБОТАТЬ АНКЕТУ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАПРОСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание №3

  • Заполнить в таблице недостающие графы: тема рабочей программы, формы работы, примерную тематику на 1 четверть и постараться определить, какие УУД вы будете формировать и развивать на данных занятиях.

Использовать опыт организации ВД в своем ОУ

и Методический конструктор (авт. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов)

Направления

Рабочая программа

Духовно-нравственное

Формы работы

Физкультурно-спортивное и оздоровительное

Примерная тематика занятий на 1 четверть

Социальное

Формирование и развитие УУД

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Задание № 4.

  • Проанализируйте организационные модели внеурочной деятельности.
  • Выявите достоинства и недостатки каждой из моделей.
  • Определите, какая из моделей подходит для вашего ОУ.

О рганизационны е модели внеурочной деятельности

1. Модель дополнительного

образования детей

УДОД:

ЦДТ, ДЮСШ, школы искусств

Школа

2. Модель

«Школа полного дня»

Группа

продленного дня

Школа

3. Оптимизационная модель

Школа

Педагоги школы

4. Инновационно-образовательная модель

Учреждения ДПО

Научные организации

Школа

Учреждения ВПО

Учреждения культуры

Тест «Определение педагогической компетентности

по вопросам ВД»

1. Выберите верную формулировку понятию ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Это:

  • а) совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса,
  • б) умение самостоятельно учиться,
  • в) целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формированию потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.

2. Дополните, по каким направлениям развития личности организуется внеурочная деятельность:

  • а)
  • б)
  • в) социальное
  • г)
  • д)

3. Выберите из предложенных вариантов формы внеурочной деятельности:

  • Кружки, учебные курсы, студии, спортивные клубы, соревнования, исследования, военно-патриотические объединения, школьные научные сообщества,

4. Вставьте пропущенное слово в предложение:

  • Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть …уровней.
  • а) двух
  • б) трёх
  • в) четырех

5 . Выберите основные результаты внеурочной деятельности:

  • а) формирование у обучающихся представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;
  • б) формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;
  • в) формирование у обучающихся реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;
  • г) умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • д) развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;
  • е) формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;
  • ж) умение определять понятия, создавать обобщения;
  • з) ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
  • 6. Что является организационно-методической основой реализации внеурочной деятельности:
  • а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • в) Методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
  • 7. На чем базируется общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности:
  • а) на формировании мотивации к здоровому образу жизни;
  • б) на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся;
  • в) на общественно-полезной деятельности.

Рефлексия «Незаконченное предложение»

  • Я считаю, что внеурочная деятельность…..
  • Мне нравятся следующие формы внеурочной деятельности…
  • Я узнал (а) …..
  • Я умею…
  • Я могу…
  • Больше всего мне понравилось…
  • У меня возникли вопросы….

Структура внеурочной деятельности

Внеурочные формы обучения математике

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:

— создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;

— создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,

— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив

Принципы организации внеурочной деятельности:


— выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

— учёт возрастных особенностей;

— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

— связь теории с практикой;

— доступность и наглядность;

— включение в активную жизненную позицию;

— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

— учебный план образовательного учреждения

— дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

— образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

— классное руководство

— деятельность педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями работников образования.

Формы внеурочной работы по математике

Традиционная классификация форм внеурочной работы опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы).

ПОСТОЯННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками.

Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 20 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу.

На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в новых ситуациях и областях, решать задачи с непривычным математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы — развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, но не сообщение учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений.

Учитель должен обдумывать план каждого занятия кружка, включать в него беседы, рассказы, выступления учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщения об исследовательских проектах и т.д.

Работу математического кружка следует проводить не чаще одного раза в две недели, так как каждое занятие требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и учащихся.

Творческая математическая группа — более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Создается из особо одаренных учащихся.

В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы.

Школа юного математика (сведения взяты из программы «Школа юного математика» г. Пермь)

Цель:интеллектуальное развитие учащихся, выявление и развитие их математических способностей;

Главной задачей при разработке и планировании каждого курса было создание условий для более полного раскрытия и развития математических способностей каждого ребёнка в увлекательной и нескучной форме.

При реализации применяются преимущественно проблемный, исследовательский и проектный методы. Доминирующей формой организации занятий являются следующие виды деятельности: познавательно- исследовательская, информационно- коммуникативная, игровая.

В процессе занятий учащиеся имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по математике, провести самостоятельный поиск информации, необходимый для реализации индивидуальных или групповых проектов. Каждый исследовательский проект может состоять в разработке и последующей презентации определённой темы по математике. При этом предполагается выполнение следующего вида деятельности:

  • — работа с научно- популярной литературой;
  • — анализ и отбор задач в соответствии с конкретной проблемой;
  • — систематизация отобранного материала;
  • — защита проекта и его презентация.

Практика показала, что наиболее эффективно проводить занятия в группах по 10 – 12 человек. Занятия рекомендуется проводить по субботам по 1,5 часа, т.е. по 2 урока с перерывом.

Научные математические общества школьников (сведения взяты из программы «НМОШ» Курганская область) — управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с объединением учителей математики: координируют работу математических кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: декаду (неделю) математики, а также отдельные математические конкурсы, математические олимпиады, математические бои, КВНы и т.п.

Основные направления работы

1. Подготовка учащихся к овладению знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

2. Включение в исследовательскую работу учеников.

3. Обучение учащихся работе с дополнительной и специальной литературой

4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научно-творческой работы.

5. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

6. Подготовка учащихся и их работ к участию в конференциях, олимпиадах и конкурсах.

ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его.

Математический вечер. На математических вечерах присутствуют не только те учащиеся, которые проявили свои способности в математике, но и школьники, которые такого интереса к математике еще не имеют, а их успехи по этому предмету весьма скромны. Степень их участия в математическом вечере зачастую ограничивается лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с предметом: подготовкой, оформлением вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее.

Ценность математических вечеров не столько в их математическом содержании, сколько в характере деятельности на этих вечерах. Это вечер, на котором дети фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Таким образом, время, проведенное на математическом вечере, для учащихся работает не только на математику, а имеет общекультурную ценность и воспитательное значение.

Тематика и методика проведения математических вечеров весьма разнообразны. Содержание вечеров может группироваться вокруг исторической темы, примеров приложения математики в различных областях науки и промышленности. Примером такого вечера может служить викторина, посвященная жизни какого-нибудь великого математика.

Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год.

Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей.

Статья «Специфика внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

Выступление учителя географии Ходжер В.В.. на тему

«Специфика внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в разделе Основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.), должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

Согласно Федеральному учебному плану внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации школьников.

В учебном плане выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное. Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность;

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая;

спортивно-оздоровительная;

туристско-патриотическая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная работа связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей являются факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору.

Определяющее значение в разработке современного содержания образования, целей и методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Внеурочную деятельность целесообразно строить на ряде общих принципов:

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.

Принцип внешней и внутренней дифференциации – это выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета.

Принцип свободы выбора — предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Принцип единства — единство обучения, воспитания, развития.

Принцип экологизации — развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Задачи внеурочной деятельности:

— реализация единства образовательного процесса;

— развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

— формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;

— обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

— создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности:

— Беседы, дебаты, тематические диспуты;

— Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

— Круглые столы, конференции;

— Кружки, секции;

— Экскурсии;

— Олимпиады, конкурсы, соревнования;

— Школьные научные общества;

— Поисковые и научные исследования;

— Общественно полезные практики;

— Культпоходы в театры, музеи, концерты;

— Досугово-развлекательные акции (концерты, инсценировки, спектакли.)

— Социальное проектирование и др.

Результаты внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2, 3, 4, 5 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4, 5 классам реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы и 5-го класса должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченными.

Внеурочная деятельность обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

Проблемы внеурочной деятельности в школе

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки; Отсутствие или недостаточное количество в школе специалистов; Дефицит учебно-методических пособий; Недостаточная методическая подготовка педагогов; Недостаточная компетентность педагогов в составлении рабочих программ по внеурочной деятельности; Отсутствие муниципальных критериев оценки эффективности внеурочной деятельности и всей воспитательной работы образовательного учреждения; Перегрузка учащихся; Отсутствие в школе достаточного уровня инфраструктуры для организации внеурочной деятельности; Низкая информационная компетентность педагогов по основным документам ФГОС; Выбор и освоение технологий, обеспечивающих осуществление деятельностного подхода во внеурочной деятельности; Отсутствие муниципального банка методических идей по организации внеурочной деятельности

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся методическая разработка

Ермола Т.В.

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 19 г.Химки Московской области

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди новаций, например, трёх групп требований (к результатам освоения основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования) имеют место изменения в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане. Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе . В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования .

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество;
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность .

В программно-методических документах ФГОС начального общего образования касательно внеурочной деятельности разными учёными (Д.В. Григорьев, В.А. Горский, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) раскрываются требования к организации внеурочной деятельности. Одним из основных является положение о классификации результатов внеурочной деятельности трёх уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия), о взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, в которых раскрываются формы организации различных видов внеурочной деятельности, требования к программам внеурочной деятельности, предлагаются примерные программы внеурочной деятельности.

Методический конструктор Д.В. Григорьева и П.В. Степанова вооружает педагогов-практиков знаниями о том, в каких формах организовать «воспитывающую» внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов.

Формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

— эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

— способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

— пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

— значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, на договорной основе).

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход). Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности. Так как детям предлагается выбор, то планировать эту часть внеурочной деятельности можно или как сквозной курс на учебный год (при желании закладывая перспективу продолжения курса в дальнейшем – первый, второй, третий год обучения), или как курс, рассчитанный на четверть – тогда занятия адресованы ученикам конкретного класса, после завершения преподаватель дублирует курс в остальных классах.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).

Модель организации внеурочной деятельности позволяет целостно представить возможности образовательного учреждения, определить необходимость привлечения специалистов системы дополнительного образования, культуры и спорта. Она помогает распределить часы внеурочной деятельности, определить, какие программы внеурочной деятельности необходимо разработать в образовательном учреждении.

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе зависит от условий, в которых протекает образовательный процесс: количества классов в параллели; наличия учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; специфики работы (одна или две смены, комплектность классов).

При разработке модели организации внеурочной деятельности необходимо следовать следующим принципам:

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.

Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я — исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в программу внеурочной деятельности ОУ занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте» для учащихся первых классов, занятия по развитию физической культуры и здорового образа жизни. В первом классе рекомендуется организация кружка с условным названием » Учись учиться» или » Учиться – это здорово!», или » Я открываю учения мир», программа которого позволит формировать универсальные учебные действия не только на уроках, на предметном материале, но и различных игровых и познавательных сценариях.

Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. В программе внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции, общества и др.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе кружка, студии.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

1. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

2. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией.

3. Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности

4. Четвертая модель организации внеурочной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Стандарт второго поколения определяет стратегию социального проектирования и конструирования системы образования на основе системно-деятельностного подхода, при котором результатом обучения является личностное развитие человека, отвечающее потребностям современного общества . Достижение данного результата возможно при организации вышеназванных направлений и видов внеурочной деятельности с применением деятельностных способов, направленных на достижение результатов не только первого и второго уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности), но и третьего уровня (опыт самостоятельного общественного действия). Разнообразие, нестандартность, инновационность деятельностных способов организации внеурочной деятельности и учебного сотрудничества должны рассматриваться в качестве условий личностного, социального и познавательного развития каждого учащегося.

По мнению Д.В. Григорьева и П.В. Степанова, «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» .

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *