Сообщение кукольный театр

История кукольного театра

Кукольный театр, как искусство, имеет очень длинную историю, которая началась еще в Древнем Египте. Историки считают, что в те далекие времена, женщины в сопровождении музыкантов ходили селениями с куклой в руках.

На вид размер ее был до сорока сантиметров, а в действие кукла приводилась при помощи веревочек. Такие куклы также встречались на территории Сирии и Латинской Америки.

В основу сюжета представлений ложились истории и легенды о богах и подвигах героев. Роль Бога человек не смел примерять на себя — это делали куклы. Такие представления показывались на движущихся колесницах, и каждый новый отрывок спектакля показывался на новой колеснице.

Зрители располагались по обе стороны дороги и могли наблюдать за представлением. Такой принцип показа представлений получил название в истории «педжент».

В древней Греции существовали совершенно другие куклы: это были куклы-автоматы, их изготавливали из дорогостоящих пород деревьев и драгоценных сплавов.

История кукольного театра

Сделать так, чтобы они двигались, было очень сложно и поэтому в действие их приводили исключительно в самые торжественные моменты, на праздниках, во время религиозных действий.

Также в древней Греции кто-то придумал для представлений использовать ящик. В истории этот вид кукольного театра получил название «Вифлеемский ящик».

Чуть позже в той же Греции, кому-то пришло в голову убрать одну из стенок ящика и разделить его пополам, таким образом разделить людей и кукол-богов.

В действие кукол приводили при помощи стержней.

Со временем менялись и сценарии постановок — они становились все более разнообразными.

В древнем Риме проводились целые фестивали с участием огромных кукол, их главная цель была — смешить или пугать людей. Такие коллекции карикатурных кукол были практически в каждом доме и представляли собой особый элемент декора помещений.

Со временем, после распада античных государств, кукольный театр унаследовали следующие поколения и они привнесли в развитие кукольного театра свои элементы. Так искусство кукольного театра получило распространение по всему миру.

Театральное искусство заслуженно распространилось и на Киевской Руси.Были представлены основные три вида направлений кукольного театра:

  • церковный,
  • придворный
  • и конечно же народный.

Но самым древним, заслуженно считается театр народных актеров – скоморохов. Этим видом искусства мог заниматься любой желающий: каждый, кто считал, что он умеет петь, танцевать, шутить и умел играть на музыкальных инструментах.

Однако, популярными становились лишь те, кто выделялись на фоне остальных — самые талантливые. В самом начале представления не требовали больших актерских трупп, поэтому скоморохи вели бродячий образ жизни, переезжая от одного города к другому, а со временем скоморошество развилось в профессиональное искусство, которое мы называем кукольным театром.

Каждый зритель понимает, что успех представления зависит в первую очередь от мастерства актера и его умения руководить куклой. И кукла — это главный компонент успеха. Во все времена куклу, которая умеет говорить и двигаться, считали волшебной и относили к разряду чудес. Способ управления куклой и есть главный отличительный знак для театра.

Существует несколько основных способов управления куклой.

Первый способ — куклой управляют снизу, а главный инструмент для управления это руки актера. Такие куклы называются верховые. Во время постановки актер находится за ширмой, а его руки подняты вверх. В свою очередь верховые куклы еще разделяются на перчаточные и тростевые. Названия этих кукол говорят сами за себя.

Второй способ управления куклой — сверху — актер как бы нависает над куклой сверху и управляет ей при помощи деревянных или металлических прутьев, к которым на нитках и прикреплена кукла. В основном таких кукол называют — марионетками.

Куклы — марионетки

Кроме двух основных видов театральной куклы существует еще очень много кукол, внешний вид которых не вписывается ни в одно описание.

Вертепные куклы — которыми управляют открыто, они существуют уже много веков и имеют внушительные размеры. Механика их управления тоже очень сложная. Многие из них самостоятельно могут двигаться и перемещать предметы, а есть даже такие, которые умеют играть на музыкальных инструментах.

Театр теней — относится еще к одному виду театрального действия. На первый взгляд этот вид кукольного театра может показаться скучным и однообразным, а куклы не представляют ничего необычного, но на самом деле, даже для игры с тенью используют самые различные куклы, как по фактуре и объему, так и по цветам. Таким образом создавая необычные представления при помощи игры света и теней.

В заключение хочется сказать что сколько народов, столько и видов кукольного театра. В каждой стране возникали и возникают свои виды театрального действия, которые в дальнейшем станут традиционными и получат свое название. Они отображают культуру и ценности народа.

Разнообразие и длинная история кукольного театра показывает, что этот вид детского досуга стоит того, чтобы Ваши дети познакомились с ним и получили массу положительных эмоций от кукол, которыми можно самостоятельно управлять. Самые доступные для малышей куклы — это куклы-рукавички.

Такие куклы есть в продаже, а можно изготовить их и самим — сшить из перчатки или варежки, или связать куклу крючком.

Куклы на руку

Статью об истории кукольного театра подготовила Екатерина Коленко.

Кукольный театр (стар.) — слово из 6 букв

Определения из сканвордов слова ВЕРТЕП

  • притон где царствуют порок и разврат
  • ящик с марионетками
  • «Клуб» преступников и развратников
  • батлейка
  • большой ящик с марионетками
  • большой ящик с марионетками: место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты
  • большой ящик, разделенный на два этажа, в котором размещен кукольный театр
  • воспроизведение средствами искусства сцены Рождества
  • гнездо разврата
  • жилище людей сомнительного поведения, преступников
  • именно так древние славяне называли труднодоступный овраг или пещеру
  • кукольный театр (стар.)
  • кукольный театр (старое)
  • народный украинский кукольный театр
  • народный украинский кукольный театр, в котором играют сцены на библейские сюжеты
  • пещера (устар.)
  • пещера, подземные ходы, труднодоступные овраги
  • притон
  • притон (устар.)
  • притон банды
  • притон злодеев и развратников
  • притон из прошлой жизни
  • притон отпетых
  • притон преступников, развратников
  • притон с марионетками
  • с начала XVII в. — ящик с кукольным театром для представления сцен чаще всего церковно-библейского содержания, куклы управлялись через прорези в дне ящика
  • старые названия пещеры и притона
  • украинский балаган
  • украинский театр кукол
  • украинский театр с Петрушкой
  • устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском
  • ящик марионеток

Из истории кукольного театра

.Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии — Панч, во Франции — Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.

Кукла на пальцах.

Кукла на нитках.

Кукла на тростях.

Есть в Москве театр, спектакли которого любят все — и взрослые и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — народный артист СССР Герой Социалистического Труда С. В. Образцов. С интересом слушают юные зрители увлекательный рассказ Сергея Владимировича о любимом искусстве, которому он посвятил всю свою жизнь, — искусстве кукольного театра.

Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах. В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Актер-кукловод стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток ^соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Обычно у куклы бывает 10, 20, а иногда даже до 40 ниток. Если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, прикрепленную к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это не совсем правильно, потому что во многих странах так называют любую театральную куклу. Лучше этих кукол называть просто куклы на нитках.

Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас петрушками, но это тоже совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих странах. Правильно называть их перчаточными или куклами на пальцах.

Третья система — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам — руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индонезии. В нашей стране такие куклы появились впервые у советских кукольников-художников Ефимовых.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. Их сейчас в Советском Союзе свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, Дворцах и Домах пионеров.

Много кукольных театров возникло в Чехословакии, Румынии, Польше, Венгрии, Германской Демократической Республике.

Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.

Проект «Кукольный театр в школьной библиотеке как средство привлечения детей к чтению»

Бондарь Светлана Николаевна

Организация: МБОУ Аннинская СОШ № 3

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Анна

Проблема

Низкая посещаемость детьми школьной библиотеки.

Обоснование проблемы

Падение престижа чтения у детей, потребности в чтении художественных произведений, не знание фонда детской и юношеской литературы, поверхностное чтение, не умение доходить до самой сути произведения.

Актуальность проекта

В последнее время мы много говорим о том, что дети перестали читать художественные произведения, что книгу у детей вытеснил компьютер, телевидение, видео… Причин тому много. Это и то, что родители не проводят досуг с ребёнком за книгой, и то, что школа ставит перед собой задачи научить технике чтения, позже — анализу программных произведений, важных для сдачи экзаменов. В результате «любовь к чтению» и «привычка читать» не сформированы.

Как привлечь детей в библиотеку, пробудить и развить интерес к чтению, превратить встречу с книгой в праздник? Помогут куклы! С помощью кукол можно в эмоциональной, наглядной, доходчивой форме познакомить ребенка с писателем, его творчеством, привлечь внимание к лучшим произведениям автора. Через театр кукол — в мир книги!

Кукольный театр в школьной библиотеке выступает как игровая форма работы с книгой. Он объединяет книгу – куклу – театр. Не все дети, читая книгу, улавливают авторскую мысль. Их, как правило, интересуют только события. А с помощью кукольных спектаклей выражается самая суть произведений, заложенная в них идея. Детям хочется «оживить книгу», перечитать ее внимательно. Все необходимое для представления изготавливают сами дети. Зрители – это их друзья и родители, учителя, библиотекари, читатели библиотеки. С помощью театральных постановок мы создаем связь маленького зрителя с книгой и библиотекой. Не секрет, что сегодня дети стали меньше играть. А ведь умение играть имеет решающее значение для формирования воображения, является своеобразной «прививкой от скуки». Играющий ребёнок смотрит на мир не как потребитель, а как творец.

Кукольный театр — это мир сказки и волшебства, мир добра и таланта. Он поможет вырастить прекрасных детей и сделать их более счастливыми. Ведь театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой и скромной сцене – что может быть более увлекательным?

Конечно, кукольный театр в библиотеке – это очень хлопотно, требует много работы, дополнительных усилий. Но все это окупается горящими глазами детей, которые с радостью бегут в библиотеку и с восторгом наблюдают за действиями спектакля. Театр — есть не только великолепная школа творчества, художественного вкуса и фантазии, но главное — школа чувств.

Тип проекта

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности –

ролево — игровой, творческий.

По уровню контактов – внутришкольный.

По продолжительности – долгосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.
По характеру координации – с открытой координацией.

Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта – 2 года.

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 9-12 лет.

Цель проекта

  1. Формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность.
  2. Привлечь читателей в школьную библиотеку.
  3. Максимальное раскрытие фондов и продвижение книги.
  4. Расширение круга интересов детей.
  5. Раскрытие их творческих возможностей, как актёров.

Задачи проекта

  1. Расширять представления детей о кукольном театре, его видах, атрибутах, костюмах.
  2. Создание творческой мастерской по изготовлению кукол, костюмов, декораций.
  3. Привитие навыков в области театрального искусства (кукловождение, диалог персонажей)
  4. Развитие эмоциональной и выразительной речи.
  5. Формирование эстетического вкуса, культуры мышления, навыков коллективной работы.
  6. Приобщать детей к художественному и литературному творчеству.

Необходимое оборудование

  1. Книги с русскими народными сказками.
  2. Презентации «Правила поведения в театре» и «Знакомство с театром, видами театра», «Театр снаружи и изнутри. Мир кулис. Знакомство с театральными понятиями».
  3. Ширма для кукольного театра
  4. Столы, ТСО.
  5. Необходимые материалы и инструменты для изготовления кукол: бумага, клей, гуашевые краски, лак, ножницы, ткань, иголки, нитки и т.д.

Продукт проекта

    1. Выставка в библиотеке «Театр – это волшебство».
    2. Мастер-класс по изготовлению перчаточных кукол из папье-маше.
    3. Фотомонтаж «Перчаточные куклы театра «Петрушка» своими руками», сказки «Колосок», «Рукавичка», «Кошкин дом», «Сказка о маленьком мышонке», «Василиса Прекрасная».
    4. Видеозапись спектакля кукольного театра по мотивам народных сказок «Зайкина избушка».

Работа над проектом

Перспективный план

1-ый этап – организационный или подготовительный

(сентябрь 2017)

1. Изучение литературы по организации театрализованной деятельности у детей 9-12 лет.

2. Разработка программы.

3.Подготовка презентаций «Правила поведения в театре» и «Знакомство с театром, видами театра».

4. Разработка сценариев, методических и дидактических материалов.

2-ой этап — основной (работа над проектом)

(октябрь – декабрь 2017)

1. Беседа с детьми с использованием слайдовой презентации для ребят «Знакомство с театром, видами театра», «Правила поведения в театре».

2. Знакомство с выставкой в библиотеке «Книги и театр».

3. Обыгрывание этюдов с обучением детей вождению кукол и их общению со зрителями и между персонажами хорошо знакомых сказок, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.

4. Знакомство с русской народной сказкой «Зайкина избушка». Формирование актерского состава. Распределение ролей.

5. Изготовление кукол и декораций для пьесы. Проведение мастер — класса по изготовлению перчаточных кукол из папье-маше.

6. Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

7. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его границы, знать стороны, определять середину и края.

8. Показ кукольного театра «Зайкина избушка» учащимся, родителям, учителям.

(январь – май 2018)

9. Подготовка к празднику книги «Путешествие по дорогам сказок» с участием кукольного театра. Знакомство с русскими народными сказками «Колосок» и «Рукавичка».

10. Изготовление кукол и декораций для пьесы. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли.

11. Репетиция пьесы.

12. Проведение праздника книги с показом кукольного спектакля «Колосок» и «Рукавичка».

(сентябрь – декабрь 2018)

13. Беседа с детьми с использованием слайдовой презентации для ребят «Театр снаружи и изнутри. Мир кулис. Знакомство с театральными понятиями».

14. Подготовка к циклу театрализованных представлений «Что за прелесть эти сказки!» Знакомство с русскими народными сказками «Сказка о маленьком мышонке» и «Василиса Прекрасная». Обсуждение главной мысли каждой сказки.

15. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Изготовление кукол и декораций для пьес.

16. Репетиция пьес.

17. Показ кукольных спектаклей «Сказка о маленьком мышонке» и » Василиса Прекрасная» учащимся, родителям, учителям.

(январь – апрель 2019)

18. Подготовка выставки в библиотеке «Театр – это волшебство».

19. Подготовка к театрализованному представлению по произведениям С.Я. Маршака «Дом, который построил Маршак». Знакомство со сказкой С.Я. Маршака «Кошкин дом». Обсуждение главной мысли сказки.

20. Формирование актерского состава. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Изготовление кукол и декораций для пьесы.

21. Репетиция пьесы.

22. Показ театрализованного представления по произведениям С.Я. Маршака «Дом, который построил Маршак» с участием кукольного спектакля «Кошкин дом».

3-ий этап — заключительный (май – октябрь 2019)

1. Анализ результатов внедрения проекта на основе анкетирования среди детей, родителей, педагогов.

2. Фотомонтаж и видеозапись сказок кукольного театра.

3. Выпуск печатной продукции по материалам проекта.

4. Видеозапись мастер — класса по изготовлению перчаточных кукол из папье-маше.

5. Видеоролик с фотографиями кукол и кукольных театров, проводимых в школьной библиотеке.

Предполагаемые результаты

1. Привлечение читателей в библиотеку.

2. Появится интерес к книгам.

3. Познакомятся с фондом библиотеки.

4. Повысится эмоциональность и выразительность речи у школьников.

5. Освоят технологии работы по созданию кукол и первичные навыки в области театрального искусства.

6. Появятся новые кукольные спектакли.

7.Сформируется эстетический вкус, культура мышления, навыки коллективной работы.

Приложения:

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас много говорится о продвижении новых технологий в библиотечном деле. Радует, что инновационные технологии активно внедряются в нашу работу. Но при этом мы не должны забывать традиционные формы и виды работ, которые как раньше, так и сейчас дают хорошие результаты в деле продвижения книг и чтения.

Кукольный театр – один из видов древнейшего театрального искусства. Кукольные театры появились в эпоху античности. У разных народов свои кукольные герои, но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Кукольный театр в большей степени близок детям. Мир кукольного театра понятен ребёнку, но, отнюдь, не примитивен и одномерен. Наши дети играют в куклы, и приходят в восторг от того, что игрушка вдруг становится «живой». Ребёнок воспринимает куклу, как живое существо, переживает за героев и радуется, когда добро побеждает зло.

Работа над кукольными спектаклями в рамках деятельности библиотеки может быть интересна и привлекательна для детей младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Дети находят в занятиях этого направления применение своим разным склонностям и интересам. Но самое главное, кукольные спектакли в библиотеке помогают детям полюбить книги и чтение, и играют большую роль в воспитании культуры чтения.

Спектакль театра кукол в детской библиотеке основан на любви, выдумке, изобретательности, возможности осуществить самые различные сценические положения и действия кукол-героев книг.

Работа над кукольным спектаклем – это такой вид творчества, который объединяет читателей в единый коллектив. Воспитываются такие важные качества как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Слаженная и дружная работа над чтением книги и последующая постановка спектакля объединяет ребят.

Деятельность кукольного театра носит общественно – полезный характер. Спектакли готовятся не только с целью выявления творческих способностей, но и с целью показа их во время проведения массовых мероприятий. Дети-участники постановок чувствуют всю важность своего творчества в жизни библиотеки.

Во время подготовки спектаклей формируется творчески активная личность, способная воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, в искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное — жить по «законам красоты». Книга + игрушка + игра — вот формула, с помощью которой происходит эстетическое, нравственно-этическое воспитание.

В процессе работы над спектаклями у детей развиваются такие полезные для жизни качества, как техника речи, выразительное чтение, память, мышление, воображение, творческая активность.

Кукольный театр в детской библиотеке делает жизнь читателей (и артистов, и зрителей) интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. Навыки и эталоны поведения, полученные в ходе творческого общения, обязательно пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Для того чтобы осуществить идею создания кукольного театра, нужно чётко представлять последовательность этапов организации данного вида творческой деятельности и методы, которые могут помочь организовать детей.

1 этап Выявление детей, которые желают заниматься данным видом творчества. Особенно тех детей, которые учатся в одной школе и в одном классе. Им легче договориться о дате и времени репетиций (спектаклей), они учатся в одну смену, у них одинаковая учебная нагрузка. На данном этапе подойдут такие методы индивидуальной работы, как наблюдение, индивидуальная беседа, вовлечение детей в конкурсы (они очень помогают выявлять способности детей).

2 этап Выбор и чтение художественного произведения, по которому будет ставиться спектакль. Осуществляется руководителем, но обсуждается с детьми обязательно.

Важно помнить, что

а) произведение должно быть знакомым, любимым и коротким (это должен быть мини-спектакль, так как очень трудно физически давать детям кукольные спектакли – устают руки);

б) действующих лиц немного (обычно по количеству участников, не должно быть актёров на запасной скамейке);

в) декораций для спектакля должно быть или очень мало, или они должны вовсе отсутствовать (отсутствие декораций позволяет развивать воображение у актёров и зрителей);

г) слова автора должны давать возможность зрителям представить себе или вообразить недостающие декорации, но при этом слова автора не должны быть длинным текстом;

д) самое главное — художественное произведение должно быть «наполнено» в большей степени диалогами, тогда его легко переработать в пьесу.

3 этап Переработка авторского текста в пьесу (если нет готовой пьесы). Этот вид деятельности должен быть выполнен руководителем.

4 этап Распределение ролей. Обсуждение с участниками, кто будет исполнять те или иные роли. Этот этап напоминает прослушивание или кастинг: все читают пьесу и потом пробуют себя в разных ролях. Очень важно отобрать на главные роли наиболее эмоциональных детей.

5 этап Постановка спектакля и создание реквизита для спектакля. После чёткого распределения ролей детям даётся задание учить тексты своих героев и назначается дата и время первой репетиции. Начинать репетиции можно, даже при неважном знании текста и при отсутствии реквизита. Частота репетиций зависит от знания текста: чем меньше знают, тем чаще встречаться (2-3 раза в неделю), если спектакль практически готов, то можно и 1 раз в неделю. Во время репетиции можно повторить спектакль 2-3 раза, но с перерывами, так как руки у детей очень устают. Во время отдыха детям даются рекомендации и делаются замечания.

Создание реквизита (кукол, декораций и ширмы) идёт одновременно с репетициями. Если дети и руководитель немного умеют шить или вязать, то можно сделать куклы и декорации всем вместе своими руками. Если дети не умеют делать кукол, то эту работу может выполнить руководитель (сшить, связать, склеить). Конечно при условии, если руководитель владеет какими-нибудь техниками рукоделия. Неважно, из каких материалов будут куклы (из бумаги, из ткани, из ниток и др. материалов), главное, чтобы они нравились исполнителям. Если нет возможности сделать самим, то можно купить готовые игрушки (сейчас в магазинах много игрушек-варежек). Изготовить ширму несложно. В качестве ширмы на первое время можно использовать старую занавеску. Впоследствии лучше сделать новую ширму из шёлковой ткани, тогда спектакли смотрятся совсем по-другому, да и самим актёрам и зрителям важно, чтобы театр был красивым. Как только реквизит создан, то репетиции уже нужно осуществлять с ним, чтобы дети умели управляться с куклами за ширмой.

6 этап Выступление детей. Спектакль практически невозможно проводить отдельным мероприятием, он очень короткий по времени. Поэтому руководитель должен умело вплести мини-спектакли в программы различных мероприятий. После выступления необходимо обязательно представить всех актёров зрителям. Зрителей призвать поаплодировать актёрам. Очень важно для артистов почувствовать успех, который может явиться хорошим стимулом, толчком для новых творческих работ.

7 этап Анализ представления. Обязательно после выступления всех похвалить, сказать актёрам спасибо, ведь без их работы мероприятие не было бы таким интересным и зрелищным.

После спектакля необходимо обязательно обсуждение всех моментов спектакля: что получилось, что не получилось, что понравилось, что нет. Делать замечания надо в непринуждённой обстановке, очень корректно. Хорошо, если руководитель организует чаепитие. И тут же за чаепитием можно поговорить обо всём в том числе и о перспективе на будущее, выяснить отношение актёров к участию в следующих мероприятиях библиотеки. Решить, кто в следующий раз будет исполнять какую роль (если при решении данного вопроса возникают ссоры или обиды, дать возможность детям подумать и, посоветовавшись друг с другом, принять решение самим, без вмешательства руководителя).

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. ГАЙДАРА

Организация работы кукольного театра

В нашей библиотеке работа по созданию кукольного театра началась в 2010 году. В июне 2010 года к нам записалась Ира Коротаева, ученица МБОУ СОШ №11 (на момент записи она только-только отучилась в 4 классе). Она часто на летних каникулах прибегала брать книги по списку литературы, который дали в школе. Ире нравилось читать, рассказывать о прочитанном, о своих увлечениях, о школе, о друзьях. Принимала активное участие в летнем конкурсе. Грех было упускать такую читательницу.

В сентябре 2010 года предложили поучаствовать в творческой работе (кукольном спектакле или театральной постановке). Ира быстро согласилась, даже не раздумывая. Но одного человека было мало, и мы попросили её поговорить со своими друзьями из класса, может быть кто-то захочет поучаствовать. К нашей радости у нас появилось ещё три человека – Евгения Андрющенко, Даша Вечерняя и Аня Хорошенькая. Они записались в библиотеку, стали сначала нашими читателями, а затем и активными помощниками в нашей работе.

Девочкам понравилась идея создания кукольного театра. Долго обсуждали, что будем ставить и остановили свой выбор на сборнике сказок Григория Остера «Котёнок по имени Гав» (сказка «Как меня зовут»).

Купить реквизит оказалось делом непростым: и дорого, и не всегда то, что необходимо (не было котёнка Гава). Да и хотелось создать что-то оригинальное и по материалу, и по технике исполнения. Лучше всего получалось вязание крючком. Попробовали связать чёрного кота – получилось замечательно. Дальше дело пошло быстро. Нужные нитки были. Вязание крючком – вид рукоделия, который позволяет создавать любые формы, без особых схем, освоив самый примитивный столбик без накида. Сначала вяжется рукавичка с двумя пальчиками (вязание надо начинать от манжеты), затем вяжется шея, и потом голова. За неделю были связаны все герои постановки. Ширмой стала старая занавеска, которую мы закрепили между книжными стеллажами.

Куклы очень понравились нашим артисткам и репетиции превратились в сплошное удовольствие (играли, шутили, пели, рисовали своих любимых кукол). У всех дома есть компьютеры, все пользуются Интернетом и проводят там часть своего свободного времени. Но было так интересно, что решили на время забыть это увлечение, ведь Неделя детской книги уже скоро. Одна проблема – на носу конец 3 четверти и девчонкам некогда было репетировать, учёбу нельзя запускать, да и в других кружках надо успеть позаниматься. Договорились встречаться по воскресеньям, когда в библиотеке выходной день. Во время репетиции решили, что спектакль должен завершаться какой-то весёлой песней. Песня «Вместе весело шагать» (музыка композитора Владимира Шаинского, слова поэта М. Матусовского) очень пришлась по душе и украсила спектакль. К тому же её простота позволила впоследствии подключать к исполнению песни зрителей.

Премьера состоялась в период Недели детской книги-2011, во время проведения книгопанорамы «Аллея литературных героев». Спектакль имел большой успех, зрители сначала дружно подпевали героям сказки, а потом, когда представили артистов, дружно аплодировали им. Удовольствие получили и актёры, и зрители.

Неделя детской книги — 2011 стала для нас своеобразным трамплином для творчества. Девчонкам очень хотелось выступить ещё. И мы им предоставили такую возможность. Четвёртая четверть в нашей библиотеке посвящена первоклассникам, в преддверии летнего чтения. В библиотеке для них проводятся экскурсии, библиотечные уроки. И в конце каждого библиотечного урока наши артисты делали подарок первоклассникам – показывали сказку.

Перед летними каникулами договорились с участниками кукольного театра, что обязательно продолжим своё творчество и в новом 2011-2012 учебном году.

Так и сделали… Во время проведения Недели детской книги – 2012 хотелось выступить с чем-то новеньким. Выбрали сказку Альберта Иванова «Как Хома рыбу ловил». Переработали текст, связали новых кукол – Хому и Суслика (снова куклы пришлись по душе), отрепетировали. Но решили не забывать и о предыдущей сказке. Все роли играли по очереди, ведь настоящие актёры должны уметь заменить отсутствующих по какой-либо причине участников. В 2012 года в нашу труппу влилась новая участница — Рита Журавлёва, которая учится в этом же классе и благодаря которой стало возможность осуществлять замену, в случае отсутствия актёра.

Процесс распределения ролей шел трудно, бывали и ссоры, и обиды. Но, благодаря большому количеству мероприятий, обиды прошли, а коллектив укрепился, сдружился и сплотился.

В 2012 году артистам представилась возможность выступить: в книгопанораме «Героев книжная семья» во время Недели детской книги; в 10 библиотечных уроках в период четвертой четверти для первых классов МБОУ СОШ №11 и МБОУ СОШ №14; в «Библионочи – 2012» (в детской библиотеке имени А.П. Чехова); в литературно-игровой программе «Вместе весело читать!» на осенних каникулах для детской площадки МБОУ СОШ №14.

Результаты работы кукольного театра

Организация кукольного театра в библиотеке дала хорошие результаты в развитии творческих способностей самих участников, а также в деле продвижения книг и чтения среди детей.

Наших актёров мы считаем своими помощниками, волонтёрами, тимуровцами. Они своим увлечением помогают читателям увлечься чтением. И конечно несомненная помощь библиотеке в рекламе чтения среди учащихся младших классов, в создании положительного образа библиотеки. Первоклассники, узнав о библиотеке и посмотрев с удовольствием спектакли, приходят в библиотеку, записываются и берут читать не только сказки Г. Остера «Котёнок по имени Гав» и А. Иванова «Про Хому и Суслика», но и другие книги.

Участники спектаклей проявили свои артистические способности, способности в рисовании, пении. Проявили себя как дружный коллектив единомышленников. Каждый из участников всегда приходил на помощь в трудной ситуации другу, выручал, подменял во время репетиции и выступления. Став активными читателями библиотеки, приобрели вкус к хорошей литературе (например, Даша Вечерняя раньше читала «ужастики», а теперь перешла на хорошие детские книги и журналы). Благодаря участию в постановках кукольных спектаклей появились уверенность в своих силах, умение выступать перед аудиторией. Не раз девочки получали благодарности за своё активное участие в жизни детской библиотеки им. А. Гайдара и детской библиотеки им. А.П. Чехова.

То, что заниматься в библиотеке работой этого направления нужно, сомнений нет. И об этом красноречиво говорят цифры и факты. За период 2011-2012 гг. творческий коллектив принял участие в 17 мероприятиях, которые посетило 466 человек.

Итоги проведения библиотечных уроков для первоклассников с участием кукольного театра (сведения на 15.01.13.)

Учебный год Образовательные учереждения Кол-во библиотечных уроков

Кол-во посещений библиотечных

уроков

Количество новых читателей, записавшихся после проведения библиотечных уроков (чел.)

Кол-во

новых читателей, записавшихся после проведения биб. уроков

(%)

2010-2011 МБОУ СОШ №11 4 106 32 30,2
2011-2012 МБОУ СОШ №11, №14 10 246 48 19,5

Кукольный театр – замечательный вид искусства, доживший до наших дней, который всегда радовал и будет радовать детей, несмотря на все цифровые технологии. В библиотеке он поможет построить мостик между книгой и ребёнком, а нам будет всегда хорошим помощником в работе и общении с детьми.

Литература

2.Безымянная, О. Школьный театр / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001. – С.3-6.

3.Иванов, А. Про Хому и Суслика: Сказки / А. Иванов. – М.: ОНИКС, 2007. – 64 с.

4.Образцов, С.В. Всю жизнь я играю в куклы / С.В. Образцов. – М.: Малыш, 1983. – 80 с.

5.Остер, Г. Все сказки Григория Остера: Сказки и сказочные истории / Г. Остер. – М.: Астрель, 2004. – 320 с.

6.Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 7. Искусство Ч.3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001. – С.229-231.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *