Составление психолого педагогической характеристики на ребенка

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК материал

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно , смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

Речевое развитие

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

  • Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях.

Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего, следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности (ВНД).
Так для сильного, уравновешенного, подвижного типа ВНД (сангвинический темперамент) характерологическими чертами скорей всего будут следующие:
Позитивные: высокая подвижность, высокая адаптивность (легкая приспособляемость), общительность, доброжелательность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики.
Негативные: деятелен при условии интересного дела, тяготится однообразием, испытывает малую склонность к самоуглублению, в действиях бывает резок, отсутствие усидчивости, недостаточная настойчивость
Для сильного, уравновешенного, инертного типа ВНД (флегматический темперамент) характерологическими скорей всего будут такие черты:
Позитивные: ровен в отношениях, в меру общителен, не обидчив, отличается высокой работоспособностью, настойчив, способен к большому напряжению в работе.
Негативные: инертность, малоподвижность, требует время для сосредоточения, внимания, медленно принимает решения.
Точно также для сильного, неуравновешенного типа ВНД (холерический темперамент) наиболее вероятными характерологическими чертами будут:
Позитивные: высокая активность, энергичность, быстро уясняет обстановку, инициативен, общителен, решителен, возбужденная убедительная речь.
Негативные: цикличность в работе, в переживаниях, настроениях, вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении.
Для слабого типа ВНД (меланхолический темперамент) скорее всего характерологичесими чертами будут:
Позитивные: высокая чувствительность, сердечность, тонкая восприимчивость, в привычной обстановке — исполнительный работник.
Негативные: легко раним и застенчив, мнителен и замкнут, пониженная активность, неуверенность движений, низкая работоспособность(в неблагоприятных условиях).
Конечно, деление характерологических черт личности на позитивные и негативные здесь носит несколько условный характер. Каждый из типов темперамента имеет свои достоинства. Характерологические черты, в наибольшей степени свойственные тем или иным темпераментам, при определенных условиях могут проявляться достаточно ярко, при других условиях — в незначительной степени. При этом не следует забывать, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами располагаются до 16-ти промежуточных форм, вариаций основных типов. Таким образом, отнести конкретного человека к тому или иному типу темперамента можно лишь условно, определив, какие характерологические особенности в наибольшей степени присущи индивиду. Учитывая эти особенности, можно подбирать наиболее приемлемые виды работ для сотрудников. К примеру, холерику очень трудно, особенно в начале, осуществлять деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, поскольку его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием внешнего торможения. Обладая высокой чувствительностью (чего нет у холериков), меланхолик в привычной обстановке может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требующую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.
Психологами выявлено, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивание взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям без сколько-нибудь выраженной борьбы мотивов. В этом отношении можно привести пример из учения Д. МакКлелланда и Д. Аткинсона о мотивации достижения успеха. У человека с решительным характером, как правило, вырабатывается реалистический уровень притязаний. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение действий, направленных на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.
Человек, изначально мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможна временные неудачи.
Таким образом, индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценить свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивают себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе только трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнований, в некритичной оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.
Характерологические особенности человека, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью личностных тестов. К личностным тестам относятся психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, способностей поведения и т.п.) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов определяются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки и поведение.
Среди личностных тестов особое место занимают многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла (в различных модификациях), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник MMPI, личностные опросники Г. Айзенка, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, диагностический опросник расстройств личности и другие.
Среди методик, выявляющих отдельные устойчивые характерологические черты личности, важное место с точки зрения определения поведенческих характеристик человека принадлежит тестам по определению депрессивных состояний, тревожности и агрессии.

Характерологические особенности типов темперамента

Темперамент – свойство природно-генетически обусловленное. Характер, напротив, формируется при жизни под влиянием социальных условий. Характерологические особенности, в отличие от всех других (типологических, конституциональных, темпераментных, личностных), возникают в повторяющихся, стандартных социальных ситуациях и строго соответствуют им:

? под воздействием угрозы могут проявиться и сформироваться такие особенности, как храбрость и трусость, осторожность и безрассудство, собранность и растерянность;

? при необходимости принимать решения – вдумчивость и легкомыслие, робость и решительность, сообразительность и расчетливость или тугодумство и беспечность;

? в случае давления со стороны других людей – строптивость, упрямство или податливость, мягкотелость, конформность или нонконформность;

? при необходимости сделать нравственный выбор – честность, порядочность или подлость, предательство.

Этот список можно продолжать еще очень-очень долго. Но уже из приведенного перечня ясно, что к числу характерологических особенностей относятся эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. п. качества. В них выражается разное отношение к происходящему. А формируются они в результате убеждения, внушения, чьего-либо примера, то есть в результате воспитания, целенаправленного воздействия взрослых на сознание и поведение ребенка.

Черты характера достаточно устойчивы, но все-таки поддаются изменению. Они существуют годами и десятилетиями, но могут быть скорректированы целенаправленными усилиями самого человека или кого-то из его окружения. Например, когда подросток видит, что доброта и бескорыстие приносят только моральное удовлетворение, в то время как корыстолюбие и изворотливость – реальную материальную выгоду, он может захотеть избавиться от двух первых в угоду последним. Или девочка, видя, что ее скромность и застенчивость мешают ей в общении с развязными и нагловатыми подругами и приятелями, захочет поскорее избавиться от них, копируя чужие образцы поведения.

Формирование черт характера происходит через приучение и идет от контролируемого поведения к черте и ее последующему осознанию, а переделка – от осознания неугодности той или иной черты к изменению отношения к ситуации и копированию, демонстрации, насаждению такого поведения, которое связано с противоположной чертой.

Однако воспитание одной и той же характерологической особенности у кого-то происходит легко и быстро, а у кого-то с огромными трудностями. Базой для выработки характера является темперамент. Одни типы темперамента способствуют формированию каких-либо характерологических особенностей и препятствуют выработке иных, другие, наоборот, благоприятны для воспитания противоположных черт.

Типичные ситуации

Сегодня к нам на классный час приходили из психологической службы, изучали наш темперамент, чтобы набрать кандидатов в кадетский класс.

Оказалось, что я – холерик, а Эдька – флегматик. Кого будут брать и что лучше, не сказали, но мы расстроились из-за того, что на будущий год вместе учиться не будем.

Каждая мать хочет видеть своего ребенка счастливым. Добрым, отзывчивым, умеющим ладить с людьми, добиваться своего, чтобы в наше время не растерялся, а имел бы все, что нужно для жизни. Нынче рохлям и слизнякам места нет.

Наиболее тесно связаны с типами темперамента эмоциональные черты характера и черты, отвечающие за отношение к себе и людям, успех и неудачу, общественное признание или презрение.

Характер холериков часто называют взрывным. У холериков, склонных к экстремальным проявлениям эмоций и чувств, легко могут быть воспитаны жестокость, агрессивность, крикливость, слезливость, а проявление сдержанности и скрытности у них – большая редкость. Свойственная им тревожность может выражаться в подозрительности, мнительности, трусости, осторожности, нерешительности, страхе перемен, консерватизме и т. д. Просоциальная направленность холериков чаще всего обретает форму веселого нрава, некоторой легкости, поверхностности, пустозвонства, болтливости, любвеобильности, непостоянства.

Зная, что эти черты легко возникают в поведении детей и подростков холерического склада, можно с помощью специальной организации их жизни и деятельности предотвратить или ускорить их появление. А вот экспериментировать, пытаться сформировать противоположные или лучшие качества не следует. И уж если мы поставили перед собой такую задачу, то нужно быть готовыми к длительной и тяжелой борьбе с природными склонностями ребенка, и в этом случае без неусыпного контроля и жесткой системы наказаний никак не обойтись. Поэтому прежде чем поставить перед собой такую цель, необходимо не один раз взвесить свои возможности и силы ребенка, предусмотреть вероятные неудачи и рецидивы, спланировать меры по их предупреждению.

Сангвиники обладают наибольшим разнообразием свойственных им характерологических особенностей. Но и у них можно выделить типичные черты характера: решительность, целеустремленность, упрямство, настойчивость, предполагающие наличие достаточно сильного волевого компонента. Высокая степень контроля за эмоциональным состоянием в зависимости от условий может принять форму верности в дружбе и любви при сдержанности их проявлений. Сангвиники могут демонстрировать пылкость, ярость, холодность или чопорность, ничего при этом не испытывая. Таким образом, лицедейство – еще одна их характерная черта в любых видах (лживость, любовь к разговорам, рисовка).

Беззаботность сангвиников может основываться на везучести, высоком уровне развития способностей или сильных тылах. Она может сделать из них отъявленных лоботрясов, отчаянных, безрассудных искателей приключений, романтичных мечтателей. Высокая выносливость, свойственная людям этого типа, воплощается в трудолюбии, упорстве, одержимости, если дело, которым они занимаются, вызывает у них интерес, увлекает их своими конечными результатами. Они выказывают покорность судьбе, готовность нести свою ношу, до конца выполнить предназначенную им миссию, когда жизнь трудна и обстоятельства складываются против них. Социальная ориентация сангвиников делает их любимцами сверстников, и взрослые часто ставят их в пример. С возрастом из них вырастают законопослушные обыватели, гармоничные личности (по терминологии Л. Н. Гумилева) или люди, стремящиеся во всем следовать самым современным тенденциям.

Флегматичный тип темперамента служит хорошей базой для выработки таких черт, как последовательность, расчетливость и предусмотрительность. Великодушие и терпимость в отношении других людей они легко сочетают с некоторой скупостью, прижимистостью и бережливостью. Их отношение к вещам более уважительное и трепетное, чем к людям, они скупы на дружбу и любовь, но своим избранникам исключительно верны и преданны. В работе проявляют кропотливость и усидчивость, способны к устойчивым и однообразным действиям. Их преданность делу и идеям часто граничит с фанатизмом; злопамятность и мстительность в сочетании с умением быть благодарными дополняют их характер. Волевой компонент присутствует в характере и поведении флегматиков в не меньшей степени, чем у сангвиников. Косность и упрямство в равной степени свойственны им, как и корректность, чопорность, пытливость и осторожность.

В детском возрасте меланхолический тип темперамента проявляется в развитии таких черт характера, как робость, плаксивость, привязчивость. С возрастом они перерастают в стеснительность, обидчивость, романтическую мечтательность. Гурманы, эстеты – тоже чаще всего люди меланхолического типа. Свойственная им направленность от мира, от людей ведет к появлению разборчивости в привязанностях и знакомствах, замкнутости, проявлению щепетильности и высокомерия, свободомыслия и свободолюбия. В то же время типичной характерологической особенностью меланхоликов является отзывчивость, жалостливость, сентиментальность. Наиболее сильно у них бывают развиты именно эмоциональные черты характера, волевые представлены слабо.

Следует подчеркнуть, что связь характерологических особенностей с типом темперамента не фатальная, а вероятностная. Естественно, что у людей со сходными темпераментными проявлениями могут быть различные черты характера, поскольку не совпадают условия и обстоятельства их жизни. В то же время сходство характеров может наблюдаться у ребят с противоположными типами темперамента. Но это скорее случайность, нежели закономерность. Влияние природного и социального на поведение человека очевидно.

Для выработки одной и той же черты характера у разных детей требуется различный подход и разные средства. Сходные же воспитательные воздействия приведут к тому, что у индивидов с явно противоположными типами темперамента появятся несопоставимые, порой диаметрально противоположные черты.

Например, авторитарность и жесткий контроль приведут к формированию покорности, забитости у детей с меланхолическим типом темперамента, черт хитрости и изворотливости у сангвиников и мстительности, агрессивности у холериков, но они практически не скажутся на характере ребят-флегматиков. Принятие в расчет связи характера и темперамента, то есть природной и социальной обусловленности, и своевременная корректировка системы воспитательных воздействий позволит избежать нежелательных ошибок, принесет и родителям, и детям больше радости от общения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу

Цель характеристики — показать педагогу именно те особенности развития учащегося, знание которых поможет в ходе его обучения. При этом авторы старались избежать иногда совершаемых школьными психологами ошибок, о которых 80 лет назад предостерегал И. А. Арямов, осуждавший «отсутствие теории, обосновывающей построение программы исследования», когда «просто взято довольно много произвольных рубрик, дробящих психику ребенка на отдельные душевные способности, и на основании испытаний по этим рубрикам составляется «психологический профиль» ребенка».

Иногда возникает вопрос, следует ли в представлении на консилиум психологических данных указывать на особенности семейных отношений или иные социальные факторы. Нам представляется, что это зависит от того, насколько подобные данные помогут педагогу в учебном процессе. Если, например, учитель будет знать, что за каждую «двойку» ребенка дома жестоко наказывают, то он, возможно, выберет иные формы оценивания знаний. Оптимальная форма представления определяется психологом на основании специфики образовательного учреждения, его коллектива и запроса педагогов. По этой причине ниже мы предлагаем несколько вариантов психологических представлений. Нельзя, однако, забывать о необходимости соблюдения конфиденциальности, особенно, если вы обещали ребенку не разглашать полученные от него определенные сведения.

Психологическая характеристика учащегося 6-го класса.

Мальчик доброжелателен, эмоционален, очень импульсивен, двигательно беспокоен, иногда создается впечатление, что ребенок не контролирует свои действия и высказывания. Подвержен частым сменам настроения. Социальную дистанцию удерживает не всегда.

С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, поступать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к нестандартным способам решения учебных задач. Не всегда дает адекватную оценку собственной деятельности.

Мальчик обладает широким спектром познавательных интересов и высоким учебным потенциалом. Тем не менее, учебная деятельность не является приоритетной.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная;
  • концентрация внимания соответствует среднему уровню;
  • устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на средненизком уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти находится на верхненормативной границе возрастной нормы.

Речевая сфера без особенностей.

Тип нервной системы — среднеслабый: при монотонной деятельности наблюдается утомляемость в форме пресыщения, но способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость, наибольшая продуктивность соответствует первой половине и середине урока. Темп психической деятельности соответствует возрастной норме.

Эмоциональноличностная сфера характеризуется повышенной тревожностью и стремлением к самоутверждению и лидерству в группе (самооценка занижена при адекватно высоком уровне притязаний). С трудом переносит сравнение себя с другими, поэтому предпочитает индивидуальное общение с преподавателями, особенно в ситуации проверки знаний. Фасад отсутствия учебной мотивации скрывает высокий уровень тревоги, который временами может проявляться даже в отказе от деятельности в случае ожидания «провала». Особенности воспитания привели к тому, что мальчик, копируя поведение старшего брата и зачастую провоцируя взрослых на негативную оценку своих действий, невольно стремится подтвердить ее. В группе сверстников занимает положение неформального лидера.

Рекомендации для педагогов.

При организации учебного процесса ребенку иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи. При изучении нового или трудного учебного материала его лучше предлагать в первой половине урока. При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.

Для преодоления тревожности ребенку желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают, использование нестандартных методов решения и в которых мальчик может быть наиболее успешен. Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.

Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.

Психологическая характеристика учащегося 7-го класса.

Мальчик обучается в школе с начала текущего учебного года, процесс адаптации еще не завершен. В целом подросток доброжелательный, спокойный, испытывает некоторые трудности установления контактов. Социальную дистанцию удерживает.

Левша (об особенностях учебной деятельности; и эмоциональной сферы левшей рекомендуется рассказать педагогам подробно).

С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к творческим способам решения учебных задач. Может давать адекватную оценку собственной деятельности.

Имеет широкий спектр познавательных интересов.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная;
  • концентрация внимания соответствует высокому уровню;
  • устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на высоком уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.

Особенностью речевой сферы является нарушенное звукопроизношение. Это может стать причиной частных ошибок дисграфического характера и, в свою очередь, потребовать для учащегося консультации у логопеда и дополнительных занятий по русскому языку.

Тип нервной системы — среднеслабый: при однообразной, монотонной деятельности ребенок, испытывая утомление и пресыщение, стремится рационально распределять свои силы и способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает довольно длительный продуктивный период деятельности, который совпадает примерно с первой половиной урока. Темп психической деятельности соответствует верхненормативным границам.

Эмоционально-личностная сфера характеризуется высокой тревожностью, обусловленной недовольством своими физическими данными. Эта тревожность ситуативно проявляется в вербальной агрессии защитного характера. Подросток имеет адекватную самооценку при высоком уровне притязаний. В группе сверстников принят.

При организации учебного процесса следует предоставлять подростку самостоятельность и поощрять стремление к нестандартным способам решения учебных задач, так как он способен решать задачи повышенной сложности.
Вместе с тем рекомендуется принять во внимание, что трудный или новый учебный материал подросток, очевидно, сможет лучше усвоить в первой половине урока. В случаях затруднений разъяснения по заданию можно повторить устно.
Давая оценку деятельности, всемерно подчеркивать успехи ребенка. Критические замечания давать преимущественно конфиденциально и аргументированно.

Психологическое представление на учащуюся 8-го класса.

Девушка спокойная, рассудительная, легко устанавливает контакты, заинтересована в результатах своей деятельности. Социальную дистанцию удерживает. Ориентирована на формальное соблюдение социальных норм.

Может самостоятельно ориентироваться в учебной задаче, выстраивать гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, работать в соответствии с хорошо усвоенной инструкцией, давать оценку результатам своей деятельности (есть склонность к завышению). Для девушки в большей степени имеет значение формальная сторона оценивания ее успехов.

Познавательные интересы сформированы и охватывают предметы гуманитарно-естественного цикла.

Особенности развития сенсорных систем:

  • ведущей системой восприятия является аудиальная, ниже — визуальная;
  • концентрация внимания на среднем уровне;
  • устойчивость и распределение внимания по ряду признаков — на среднем уровне;
  • объем зрительной и слухоречевой памяти соответствует возрастной норме.

Речевая сфера без особенностей.

Тип нервной системы — средний: потенциально способна выдержать длительную нагрузку при монотонной деятельности, Требуется значительное время на врабатываемость в задание, после чего наступает наиболее продуктивный период деятельности, соответствующий середине и второй половине урока. Темп психической деятельности высокий. Утомление возникает в форме пресыщения.

Эмоциональная сфера характеризуется высокой ситуативной тревожностью в связи со стремлением соответствовать «идеалу», созданному девушкой под воздействием завышенных требований значимых взрослых (родителей), страхом не оправдать ожиданий.

Внешнее впечатление неадекватно завышенной самооценки скрывает внутреннюю неудовлетворенность своими реальными достижениями, поэтому девушка придает столь большое значение формальным признакам успеха (хорошим оценкам). Уровень притязаний завышен. В группе сверстников принята.

При организации учебного процесса следует использовать способность девушки работать самостоятельно по усвоенному алгоритму. При изучении нового или сложного учебного материала его следует предлагать ближе к середине урока или во второй половине. При возникновении затруднений наиболее сложные моменты желательно повторить устно и(или) предложить зрительные опоры. В случае возникновения утомления девушке рекомендуется сменить вид деятельности.

Давая оценку результатам деятельности, ее следует подробно аргументировать. Полезно побуждать девушку давать самостоятельную оценку своим результатам, объясняя свою точку зрения. Необходимо давать возможность самовыражения в наиболее успешных видах деятельности, всемерно поощряя реальные достижения.

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста

Индивидуальные особенности ребенка1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
— гибкость — отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори — группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I. Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
— В пище, тепле, сне
— В безопасности — В принятии и принадлежности
— В уважении
— В самореализации.
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
4. Сензитивные периоды — периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира.

Рекомендуем посмотреть:

Детское воровствоСеминар для педагогов ДОУПочему дети ругаются?Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *