Социализация и воспитание

Зачётные тестовые вопросы По дисциплинеМДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования

Зачётные тестовые вопросы

По дисциплинеМДК.04.03 Технология социальной работы в учреждениях образования

Специальность 04.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

1. К социально-педагогическим механизмам социализации относятся:

1) импритинг;

2) подражание;

3) идентификация

4) все ответы правильные

2. Чем характеризуется традиционный механизм социализации:

1) усвоение человеком норм, эталонов поведения, характерных для его семьи и ближайшего окружения;

2) усвоение человеком норм и правил, традиционных для его народа;

3) усвоение человеком норм и правил, характерных для субъективно значимых для него людей;

4) правильного ответа нет.

3. Составляющей частью процесса социализации человека является:

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение;

4) правильного ответа нет.

4. Основными институтами процесса социализации являются (выберите наиболее полный ответ):

1) государство, производство, образование, религия, семья;

2) законы, профессиональные нормы, научное знание, верование, семейные традиции;

3) учреждения образования: дошкольные, школьные, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования;

4) семья, школа, группа сверстников, микросоциум.

5. Какой фактор относится к микрофакторам социализации:

1) учреждения дополнительного образования;

2) интернет;

3) учителя;

4) телевидение.

6. В каком типе поселения влияние микросоциума на социализацию конкретного человека выявляется сильнее:

1) в микрорайоне города;

2) в промышленном городе, ориентированном на одно или несколько крупных предприятий;

3) в мегаполисе;

4) в сельском социуме.

7. Какую категорию людей изучает социально-педагогическаявиктимология:

1) реальных жертв неблагоприятных условий социализации;

2) несовершеннолетних правонарушителей;

3) реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;

4) инвалидов.

8. Что означает понятие «виктимизация»:

1) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;

2) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;

3) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе;

4) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

9. Что означает понятие «виктимность»:

1) наличие в объективных условиях социализации опасностей, которые могут сделать человека жертвой социализации;

2) внутренняя предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств социализации;

3) процесс и результат превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации;

4) криминализация общества, способствующая увеличению правонарушителей в обществе.

10. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:

1) мигранты;

2) беженцы;

3) дети, родившиеся в неблагополучных семьях;

4) сироты

11. Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:

1) сироты;

2) беспризорные;

3) мигранты;

4) дети-инвалиды.

12. Родители, учителя, родственники, сверстники, соседи являются … социализации:

1) агентами;

2) средствами;

3) факторами;

4) этапами.

13. К неблагополучным семьям относятся:

1) неполные;

2) многодетные;

3) нуклеарные;

4) правильного ответа нет.

14. Социально-педагогическим основанием для определения семейного неблагополучия является:

1) низкий материальный уровень доходов семьи;

2) отсутствие одного или обоих родителей;

3) дискомфортное состояние ребенка в семье;

4) аморальное поведение родителей.

15. Основной социализирующей функцией семьи является:

1) умственное развитие ребенка;

2) репродуктивная;

3) психотерапевтическая;

4) рекреативная.

16. Основной составляющей социально-педагогической помощи семье является:

1) образовательная;

2) психологическая;

3) посредническая;

4) все ответы правильные.

17. К семьям «группы риска» относятся:

1) конфликтные;

2) неполные;

3) нуждающиеся;

4) все ответы правильные.

18. Содержанием социально-педагогической деятельности является:

1) деятельность по созданию условий для развития человека в социуме посредством создания инфраструктуры воспитания и предоставления социально-педагогических услуг;

2) особый вид общественно полезной деятельности взрослых, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности;

3) деятельность по оказанию помощи детям в связи с проблемами в процессе социализации;

4) целенаправленное преобразование человеком социальной действительности.

19. Основным направлением работы школьного социального педагога является:

1) диагностика школьной тревожности;

2) внутришкольный мониторинг;

3) выявление уровня готовности детей к школьному обучению;

4) правильного ответа нет.

20. Какой вид профилактики наркотической зависимости используется социальным педагогом в образовательном учреждении:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика;

3) третичная профилактика;

4) все ответы правильные.

21. Выберите наиболее полное определение понятия «социально-педагогическая технология»:

1) совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем;

2) оптимальная последовательность деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств, приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели;

3) описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения процессов планируемых результатов обучения;

4) специально разработанная программа исследования социальной проблемы.

22. Какой этап входит в структуру социально-педагогической технологии:

1) целевой;

2) контрольный;

3) операционный;

4) диагностико-прогностический.

23. К территориальным центрам социальной помощи семье и детям относятся:

1) центры психолого-педагогической помощи населению;

2) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

3) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков.

24. Объектами управления в социальной работе являются:

1) социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению;

2) руководящий состав служб и учреждений, формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями;

3) работники предприятий бюджетной сферы;

4) работники предприятий внебюджетной сферы.

25. Оказание социальной поддержки, оказание социаль¬но-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, — это:

1) социальное обслуживание;

2) оказание материальной помощи;

3): социальная реабилитация;

4) социальная интеграция.

26. Социально-педагогическая деятельность — это:

  1. профессиональная деятельность, направленная на передачу культурного опыта от одного поколения к другому посредством обучения и воспитания;

  2. разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание психологической и образовательной помощи семье;

  3. разновидность педагогической деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации;

  4. профессиональная деятельность, направленная на исследование процессов социализации.

27. Педагогическая технология – это

  1. набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

  2. инструментарий достижения цели обучения.

  3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки.

  4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

28. Методы обучения — это

  1. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения.

  2. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта.

  3. средство самообучения и взаимообучения.

  4. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

29. Социальное воспитание — это:

  1. передача социальных ценностей посредством участия ребенка в деятельности общественных организаций;

  2. целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;

  3. совокупность различных видов воспитания: семейного, коррекционного, религиозного;

  4. развитие адаптивных способностей ребенка.

30. Социальное обучение — это:

  1. целенаправленный процесс преподавания и учения, целью которого является передача культурного опыта цивилизации;

  2. целенаправленный процесс обучения ребенка социальной адаптации в обществе;

  3. целенаправленный процесс передачи социальных знаний, умений, навыков, способствующий успешной социализации;

  4. целенаправленный процесс социализации ребенка.

31. Социализация — это:

  1. приспособление человека к новым социальным условиям;

  2. превращение внешних социальных условий в ценности, значимые для личности;

  3. процесс и результат вхождения личности в общество, формирования социальных ценностей, установок, норм и правил поведения, освоения социальных ролей;

  4. целенаправленный процесс социального обучения и воспитания ребенка.

32. Социальная адаптация – это:

  1. приспособление человека к условиям новой социальной среды;

  2. освоение человеком системы социальных ценностей;

  3. освоение человеком новых социальных ролей;

  4. социальное обучение ребенка.

33. Социально педагогическая деятельность осуществляется:

  1. в любых учреждениях, где возникают проблемы социализации детей;

  2. в образовательных учреждениях;

  3. в правоохранительных учреждениях;

  4. в общественных организациях.

34. Социальная норма – это:

  1. норма социально-личностного развития;

  2. норма допустимого поведения в обществе;

  3. норма в прохождении социальных кризисов возраста;

  4. норма поведения в процессе социализации и социальной адаптации.

35. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми направлена:

  1. на создание условий для их успешной социализации и социальной адаптации;

  2. на развитие их интеллектуальных способностей;

  3. на развитие их творческих способностей;

  4. на выявление одаренных детей с помощью психологического тестирования.

36. Социальное воспитание в современных детских общественных организация ориентировано:

    1. на приобщение детей к политической жизни общества;

    2. на развитие личностного потенциала ребенка средствами общественных организаций;

    3. на формирование будущих лидеров общества;

    4. на приобщение ребенка к правоохранительной деятельности.

37. Опека и попечительство – это:

    1. форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    2. юридический акт, закрепляющий права и обязанности, существующие между детьми и родителями;

    3. социальное явление, способствующее решению проблем социальных сирот;

    4. функция деятельности социального педагога.

38. Какую функцию выполняет социальный педагог в процессе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков:

1) посредническую;

2) правозащитную;

3) социализирующую;

4) воспитательную.

39. Социальный педагог в своей деятельности прежде всего руководствуется:

1) уголовным кодексом Российской Федерации;

2) Конвенцией ООН «О правах ребенка»;

3) правилами внутреннего распорядка того образовательного учреждения, в котором он работает;

4) религиозными нормами.

40. Социально-педагогическая дельность в пенитенциарных учреждениях ориентирована:

1) на восстановление физического и психического здоровья несовершеннолетних;

2) на социальную реабилитацию и коррекцию содержащихся в них несовершеннолетних;

3) на получение образования и профессии;

4) на получение системы правовых знаний.

41. Что не относится к диагностическим методам исследования?

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) анализ;

г) интервьюирование.

42.Что такое мониторинг? Укажите один верный ответ.

а) отслеживание деятельности учащегося с помощью монитора;

б) регулярное отслеживание качества знаний и умений в учебном процессе;

в) отслеживание изменений строго определенных параметров.

г) отслеживание изменения поведения учащихся.

43.Какой из перечисленных вариантов прежде всего определяет уровень развитости ученика?

а) набор тестовых заданий;

б) наблюдения школьного психолога;

в) взаимодействие (познавательное, коммуникативное, созидательное) педагога и учащегося

г) оценки в журнале.

44.В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?

а) репродуктивные упражнения;

б) эвристическая беседа;

в) демонстрация картин.

г) проведение опытов.

45. Укажите один верный ответ. Какой взгляд на значение коллектива в формировании личности является верным?

а) коллектив имеет огромное значение на формирование личности;

б) вряд ли можно считать, что для развития личности коллектив имеет какое – то значение;

в) влияние коллектива на личность, пожалуй, больше отрицательное, чем положительное;

г) в формировании личности коллектив имеет важное значение.

46. Выберите правильный ответ. Что представляет собой воспитательное дело?

а) мероприятие, связанное с работой школьников на опытном пришкольном участке;

б) вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников;

в) посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время;

г) инструмент (средство, способ) педагогического воздействия;

47. Ведущим в развитии личности является:

а) наследственность;

б) наследственность и среда;

в) воспитание.

г) среда.

48. Исключите неверный ответ. Наличие воспитательной системы в школе –это:

а) скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий;

б) согласованность действий всех лиц, коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

в) логическая деятельность воспитателей;

г) взаимосвязь с общественностью и родителями.

49.Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

а) общего психологического климата в школе;

б) целостности и системности воспитательной системы;

в) самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

г) дисциплины в школе.

50. Дополнительные формы организации учебной деятельности включают:

а) экскурсии;

б) дополнительные занятия и консультации;

в) учебные конференции:

г) лабораторные работы.

51.Выберите правильный ответ. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

а) проблемный метод;

б) технология сотрудничества и взаимообучения;

в) вербальный метод.

г) метод наглядности.

52.Выберите верный ответ. Социализация представляет собой:

а) процесс и результат становления человеческой индивидуальности;

б) процесс и результат становления индивида социальным существом;

в) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;

г) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

53.Социальное воспитание осуществляется:

а) в семье;

б) в воспитательных организациях;

в) в воспитательном пространстве микрорайона;

г) все ответы верны.

54. Результатом процесса социализации является:

а) формирование социальных знаний. Умений, навыков;

б) формирование социальной компетентности личности;

в) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;

г) все ответы верны.

55. К основным социальным качествам личности

относятся:

а) активная жизненная позиция;

б) устойчивость;

в) творческое мышление;

56.Основные функции семьи:

а) воспитательная;

б) образовательная;

в) досуговая;

г) экономическая.

57.Формы воспитания включают:

а) индивидуальные;

б) масштабные;

в) групповые;

г) массовые.

д) все ответы правильные

58. Методы осуществления целостного педагогического процесса включают:

а) методы формирования сознания ;

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

в) методы стимулирования и мотивации деятельности:

г) все ответы верны.

59. Укажите верный ответ. Разрешение педагогической ситуации – это:

а) интуитивный подход;

б) технологический процесс;

в) система деятельности педагога;

г) выдвижение и решение задач.

60.Составляющей частью процесса социализации является:

а) образование;

б) воспитание;

в) обучение;

г) правильного ответа нет.

Социализированность – результат процесса социализации

Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление: этапы, механизмы, агенты социализации. Различные подходы к проблеме социализации. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализированность как результат социализации человека.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит в ходе взаимодействия со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Впервые термин «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887 г.) – yпотpебил егo в значении, близком к совpeменномy, — «рaзвитие социaльной приpoды или xaрактера индивида», «подгoтовкa человеческогo матeриaла к социaльной жизни» .

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество — субъект воздействия, а человек — его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский — Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации.Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление — это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Этапы социализации.В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Факторы социализации.Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая -мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая -макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу -микрофакторы.К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации.Важнейшую роль в том, каким вырастает че­ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия че­ловека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клуб­ные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институ­тами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения соци­альных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции оп­ределенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или опреде­ленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной воз­растной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Человек как объект социализации.Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Человек как субъект социализации.Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек как жертва процесса социализации.Человек не только объект и субъект социали­зации. Он может стать ее жертвой. Это связа­но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф­фективную адаптацию человека в обществе, а с другой — способ­ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само­реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа­лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо­собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа­лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рас­сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа­ции — диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про­дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци­рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус­тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла­рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не­избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа­ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя­заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело­век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це­лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен­ностями самого человека.

Классификация жертв социализации проведена В.А.Мудриком.

• Реальные жертвы: инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

• Потенциальные жертвы: люди с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера; мигранты и их дети; люди с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисы; представители национальных меньшинств.

• Латентные жертвы: люди, которые не смогли реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.

В русле субъект-объектного подхода социализированность понимается как сформированностъ черт человека, задаваемых его статусом и требуемых данным обществом,(конформность индивида к социальным предписаниям).

В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и является субъектом собственного

развития и в какой-то мере общества в целом.

Социализированность имеет «мобильный характер»,т.е. может стать неэффективной в связи с различными обстоятельствами (миграцией, взрослением,

изменением социального статуса или профессии, социальными катаклизмами и др.).

2. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания и сфера практической деятельности. Объект, предмет социальной педагогики. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Ее структура. Современные концепции социальной педагогики (А.В.Мудрик, М.А. Галагузова, Л.В.Мардахаев и др.)

Социальная педа­гогика — сравнительно новая область научного знания, имеющая свои исторические предпосылки.Термин «социальная педагогика» был предложен неемецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в.

Появление СП связывают с именем немецкого философа П. Натопа (вторая половина XIX в). Наторп выдвинул идею интеграции вос­питательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе.В России должность социального педагога была введена в 1991 г.

Социальная педагогика направлена на экономическое и со­циокультурное преобразование и отвечает на вопросы о закономерностях развития личности при взаимодействии с окружающей средой.

Цель СП— обеспечение возможнос­тями и условиями социального становления и социального раз­вития личности и общества, осмысление социальных явлений, процессов, их педагогическое оснащение.

Социальная педагогика как наука изучает социально-пе­дагогические явленияв социуме и решает следующие задачи:

— изучение особенностей процесса социализации личнос­ти, т. е. изучение условий и результата;
— изучение структуры социально-педагогической деятель­ности, т. е. профессиональную компетентность, готовность к со­циально-педагогической деятельности, профессиональное ма­стерство.
Социальное воспитание – использование сил общества для воспитания человека, умеющего воспринимать социальные нормы и быть индивидуальным (приспособление и обособление).

Предметом СП- изучение за­кономерностей социального развития личности в процессе со­циального обучения и социального воспитания.
Объектом СП — дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном раз­витии.

Функции СП:
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования соци­ально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке це­лей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Ведущим процессом социальной педагогики является соци­ально-педагогический процесс. Он включает несколько направ­лений.
1. раскрытие знаний о законах, нормах, правилах, традициях общества.
2. руководство процессом культурного развития личности и группы, принятия ценностей общества, видения кра­соты мира, формирования жизненной устремленности и созидательности..
3. раскрытие перед человеком возможностей про­фессионального развития, выбора жизненного пути.

4. оказание помощи в решении проблем в про­цессе социализации, саморазвитии, в преодолении негативных качеств, чувств, черт характера.

5. развитие социально активных качеств и чувств, укрепление воли с целью достижения целей и задач в процессе самореализации, создание условий для укрепления здоровья, развития социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, экологических, эстетичес­ких, экономических, физических, трудовых и т. д.).

6. управление социально-педагогическим процес­сом, включающим технологии работы с конкретным человеком, группой, семьей, социумом, создание системы социально-педа­гогической поддержки и защиты на уровне школы, социума, го­рода, региона, государства.
7. построение связей и отношений между семьей, организациями, учреждениями, педагогами всех категорий, специалистами социальной педагогики с целью обес­печения социальной защиты, помощи и поддержки.

Соотношение развития, социализация и воспитания человека

Социальная пе­дагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспи­тания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процес­сами, как развитие и социализация.

Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окру­жающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие – общий процесс становления человека; социали­зация – развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из по­литэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» примени­тельно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современ­ному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К серединеXX в. социализация превратилась в самостоятель­ную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, эт­нографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук. Попутно отметим, что почти до 60-х гг. XX в., говоря о социа­лизации, почти все ученые имели в виду развитие человека в дет­стве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский – Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации.Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в усло­виях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социаль­ной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индиви­да социальным существом.

Этапы социализации.В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

Факторы социализации.Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая –мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая –макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья –мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу –микрофакторы.К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации.Важнейшую роль в том, каким вырастает че­ловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специ­фичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми высту­пают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социа­лизации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Средства социализации.Социализация человека осуществляется ши­роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты мате­риальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбель­ных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах свер­стников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях; последовательное приобщение человека к многочислен­ным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедея­тельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семей­ной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санк­ций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физиче­ского насилия, способов выражения признания, отличия, наг­рад. С помощью этих способов и мер поведение человека и це­лых групп людей приводится в соответствие с принятыми в дан­ной культуре образцами, нормами, ценностями.

Составляющие процесса социализации.В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих (табл. I):

Таблица 1

Социализация
стихийная относительно направляемая относительно социально контролируемая воспитание
Самоизменение человека

– стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

– относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объек­тивно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

– относительно социально контролируемой социализации (вос­питания) – планомерного создания обществом и государством пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

– более или менее сознательного самоизменения человека, имею­щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Воспитание можно рассматривать как относительно со­циально контролируемый процесс развития человека в ходе его социа­лизации. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое — объект се­мейной педагогики. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональ­ным, воспитанием; оно — объект конфессиональной педагогики. Воспитание осуществляется обществом и государством в соз­даваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, опреде­лял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысле­ние возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом — процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка от­разить то общее, что свойственно воспитанию как процессу отно­сительно социально контролируемой социализации, но не затраги­вается специфика семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособ­ления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к рас­крытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

ü воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически ото­ждествляют воспитание с социализацией;

ü воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправлен­ное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель­ных учреждений;

ü воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – вос­питательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

ü воспитание в еще более узком значении – решение конкрет­ных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни ис­следователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспи­тание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса вос­питания его определяют как целенаправленное воздействие пред­ставителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитате­лей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демо­кратическое воспитание.

Задачи развития социального воспитания:

ü исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

ü исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

ü изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

ü изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Разница между социализацией и воспитанием

Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение. Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.

Определение

Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.

Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.

Сравнение

Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание. Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность. Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице.

Воспитание Социализация
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию.
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. Социализация – процесс непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения.

Выводы TheDifference.ru

  1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
  2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
  3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
  4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
  5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Воспитание является составной частью процесса социализации

⇐ Предыдущая12345

S: Воспитание, направленное на развитие интеллектуальных особенностей человека – это

-: умственное воспитание

-: эстетическое воспитание

-: классическое воспитание

-: развивающее воспитание

S: Воспитание, при котором используют музыку, народный фольклор

-: умственное воспитание

-: эстетическое воспитание

-: классическое воспитание

-: развивающее воспитание

S: Основная идея педагогики А.С. Макаренко:

-: воспитание коллективиста

-: индивидуальное воспитание

-: схоластическая педагогика

-: педологические основы

S: Выделите правильное определение понятия «физическое воспитание»:

-: деятельность взрослого, направленная на укрепление и сохранение здоровья ребенка

-: деятельность взрослого, направленная на обеспечение двигательной активности, безопасности жизнедеятельности детей

Педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области спорта.

S: К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся

-: физические упражнения, природные и гигиенические факторы

-: спорт и туризм

-: физические упражнения, природные факторы, игры, спорт

-: спорт, природные и гигиенические факторы

S: Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем

-: целенаправленного педагогического воздействия

-: активности, деятельности самого ребенка

-: восприимчивости ребенка к требованиям воспитателя

-: педагогического управления

S: Характеристикой косвенного требования, предъявляемого педагогом ребенку, является

-: опора на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения

-: позитивность

-: сочетание позитивности, инструктивности и решительности

-: инструктивность

S: Принцип диалогичности воспитания предполагает

-: организацию бесед, диспутов, дискуссий

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками и совместное продуцирование ими ценностей в жизнедеятельности воспитательных организаций

-: совместное продуцирование ценностей воспитателями и воспитанниками

S: В иерархии целей воспитания и образования высшей целью выступает

-: овладение человеком средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья

-: всестороннее гармоническое развитие личности

-: обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации человека

-: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия

S: Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания является

-: формой организации педагогического процесса

-: принципом педагогического процесса

-: закономерностью педагогического процесса

-: содержанием педагогического процесса

S: Одно из главных правил воспитания – «правило трех П» – расшифровывается как

-: поощрение, послушание, признание

-: понимание, принятие, поощрение

-: последовательность, постепенность, послушание

-: понимание, принятие и признание

S: Принцип диалогичности воспитания предполагает

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками

-: совместное продуцирование ценностей воспитателями и воспитанниками

-: организацию бесед, диспутов, дискуссий

-: обмен ценностями между воспитателями и воспитанниками и совместное продуцирование ими ценностей в жизнедеятельности воспитательных организаций

S: Эстетическое воспитание учащихся осуществляется

-: исключительно средствами искусства

-: через познание закономерностей художественного творчества

-: средствами искусства и наблюдением природы

-: через эстетизацию школьного быта и отношений детей, наблюдение природы и искусство

S: Целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека принято называть

Воспитанием

-: обучением

-: формированием

-: гуманизацией

S: Использование педагогом воспитательной силы коллектива является формой

-: косвенного педагогического воздействия

-: прямого педагогического воздействия

-: управляемого педагогического воздействия

-: неуправляемого педагогического воздействия

S: В процессе гуманистического воспитания происходит

-: усвоение личностью знаний, умений и навыков

-: освоение человеком социального опыта старших поколений

-: выработка человеком своей личной культуры ценностей и смыслов

-: адаптация личности к требованиям общества

S: Художественное воспитание по отношению к эстетическому воспитанию является

-: тождественным понятием

-: более широким понятием

-: самостоятельным видом воспитания

-: его составной частью

S: В современных условиях общественная практика воспитания представляет собой

-: целенаправленное педагогическое влияние на развитие мотивационно- ценностной сферы человека

-: целенаправленное воздействие взрослых на ценностное сознание детей и юношества

-: передачу старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта

-: взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия

S: В случае совершения ребенком сразу нескольких проступков, он должен быть наказан

-: по сумме всех проступков

-: за каждый проступок в отдельности

-: только один раз и за самый серьезный проступок

-: только один раз и за самый незначительный проступок

S: Уборка школьниками классного помещения относится к разряду

-: общественно-полезного труда

-: производственного труда

-: учебного труда

-: эксплуатации детского труда (классные помещения должны убираться профессиональными уборщицами)

S: Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются:

-: результаты воспитания

-: цели воспитания

-: основные направления воспитательной деятельности

-: методы, приемы и технологии воспитания

S: Усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения представляет собой

-: межличностный механизм социализации

-: институциональный механизм социализации

-: стилизованный механизм социализации

-: традиционный механизм социализации

S: К макрофакторам социализации принадлежит

-: субкультура

-: телевидение

Этнос

-: город

S: Непосредственное влияние на человека оказывают

-: мегафакторы социализации

-: макрофакторы социализации

-: микрофакторы социализации

-: мезофакторы социализации

S: Главная роль в воспитании детей принадлежит

Семье

-: сверстникам

-: общественности

S: Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы:

Коллектив

-: материальные условия

-: искренняя и безусловная любовь родителей

S: Воспитательный метод, воздействие которого основывается на подражании образцам поведения, — это

-: мотивационный

-: пример

-: позитивного подкрепления

-: негативного подкрепления

S: Вид воспитания, направленный на развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, идеалов красоты, называется

-: культурный

-: эмоциональный

-: культурологический

-: эстетический

S: Непосредственное влияние на человека оказывают

-: макрофакторы социализации

-: мезофакторы социализации

-: мегафакторы социализации

-: микрофакторы социализации

S: Выберите ведущую функцию семьи, определяющую эффективность сотрудничества родителей с педагогами

-: воспитательная

-: правовая

-: социального контроля

-: поощрительная

S: Найдите лишнее определение понятия «семья»:

-: ячейка общества

-: союз двух любящих людей противоположного пола

-: малая социально-психологическая группа, построенная на брачных и родительских отношениях, связанная общностью быта, моральной ответственностью своих членов

S: Определите функцию семьи по указанной характеристике. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета

-: регенеративная

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *