Современный руководитель какой он

Психологический портрет современного руководителя (стр. 1 из 4)

Реферат

На тему:

Психологический портрет современного руководителя

Выполнила:

Проверила:

2010/2011 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Портрет современного руководителя

3. Личность руководителя

4. Что нужно, чтобы стать лидером

5. «Заповеди руководителя»

6. Заключение

7. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой — его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

­ Чувство коллективизма

­ Коммуникабельность

­ Инициативность

­ Самообладание

­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность — способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае — властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО «ГазпромТрансГаз — Ухта»:

«Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела — а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными — а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой — умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым».

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

«Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.

Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми — и поэтому ему надо быть хорошим психологом».

Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

«Меня несколько удивило в вопросе словосочетание «современный руководитель». То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества — это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии — то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука».

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;

проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров

проведение собраний и представительство;

заполнение форм отчетности;

повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Эссе на тему «Руководитель»

Цитата дня

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как (Л.Н. Толстой).

Каков должен быть идеальный руководитель в современных условиях? Мне всегда казалось, что хороший руководитель организует работу таким образом: каждый подчиненный будет думать – именно его действия привели к успеху. Но на самом деле конечный результат получился отличным благодаря правильной организации дел, подсказкам начальника. Настоящий руководитель всегда в тени, он незримо направляет своих подчиненных в нужное ему русло, всегда в курсе всех событий. Он, как незримый эфир, витает в воздухе — за всем наблюдает, но никто не чувствует неприятного контроля.

Конечно, руководитель должен держать в строгости своих «подопечных». Но разве ожесточенный контроль делают работу успешной? Люди не должны чувствовать себя безвольными и подконтрольными. Они должны верить в свои силы, опираясь на поддержку своего начальства. Ведь начальника, как правило, выбирают из числа самых опытных, проверенных людей. Во всяком случае, я хочу в это верить.

Стив Джобс (основатель Apple) просил своих сотрудников играть в перерывах в компьютерные игры, заниматься спортом. Все для того, чтобы они могли отвлечься, сделать передышку, а потом – снова за работу. В нашей действительности это сложно представить: люди не смогут оторваться от компьютера или футбола. Но начальник может придумать повод, чтобы все собрались и провели время вместе. Это не только поднимет всем настроение, зарядит для последующей работы, но и укрепит коллективный дух.

Я думаю, еще одно важное умение для профессионального руководителя — он должен держать свой коллектив сплоченным. Принцип «разделяй и властвуй» может плохо сказаться на работе.

Современный руководитель также должен разбираться в веяниях моды, музыки и компьютерных технологиях (хотя бы иметь о них определенное представление). Часто, когда начальники – люди в возрасте, начинаются сложности. Им тяжело понять поведение молодых сотрудников, которые делают себе тату, пирсинг.

Итак, подытожим. Руководитель должен: знать своих сотрудников, разбираться в своей сфере; уметь организовать работу, чтобы каждый осознавал свой вклад в общее дело; контролировать, а не надзирать. Желательно, чтобы он имел отменное чувство юмора.

8. Перечислите требования, предъявляемые к современному руководителю

Основные требования, предъявляемые в настоящее время к руководителю организации:

1. Обладает активностью, самостоятельностью, предприимчивостью, предоставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на оправданный риск.

2. Разрабатывает прежде всего стратегии решения экономических и правовых проблем; воспитывает подчиненных, разрешает конфликты; ведет переговоры.

3. Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы.

4. Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стремясь в первую очередь к достижению общих целей.

5. Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий.

6. Динамичен, открыт для новых идей, знаний и информации, имеет широкий взгляд на жизнь.

7. Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог.

8. Обладает респектабельной внешностью – внешняя привлекательность, хорошая осанка, умение держаться в рамках этикета и взаимодействовать с окружающими.

9. Независимое поведение, имеющее в качестве основ профессиональные знания и умения и позволяющие принимать решения самостоятельно, не пренебрегая при этом мнением других.

10. Речевые способности, предполагающие наличие риторических навыков, отработанной жестикуляции и тембров голоса.

11. Манеры, основывающие на знании правил этикета, внутренней собранности и осознании значимости своих действий.

12. Спокойная реакция руководителя на суждения людей, умение терпеливо выслушивать критические замечания и разумно воспринимать их, спокойно, без излишних эмоций, гнева или агрессивности.

9. Назовите основные стратегические ресурсы организации и их значение для ее развития

Стратегические ресурсы — это то, чем организация владеет и что она может использовать в своих экономических целях, в том числе для разработки эффективной стратегии. К стратегическим ресурсам организации относятся:

Кадровые ресурсы.

Лидеры. Квалифицированные сотрудники. Компетенции (знания, умения, навыки). Команда. Приемы и методы труда.

Материальные ресурсы.

Сырье. Материалы. Технологические услуги со стороны. Комплектующие.

Нематериальные ресурсы.

Лицензии, патенты и другие права. Бренд. Ноу-хау, инновации. Программные средства.

Финансовые ресурсы.

Собственный капитал. Заемный капитал. Денежные средства.

Производственно – технические ресурсы.

Природные ресурсы. Здания, сооружения. Средства производства. Инфраструктура.

Производственные технологии.

Информационные ресурсы.

Источники информации. Информация по потребителям, рынку, производству, сбыту. Отраслевая информация. Базы данных. Способы и методы обработки информации.

Коммерческие ресурсы.

Связи с покупателями. Связи с поставщиками. Связи с партнерами. Сбытовые сети. Торговые марки.Рекламные технологии.

Организационно – управленческие ресурсы.

Система управления реализацией стратегии. Организационная структура. Организационные процедуры. Управленческая инфраструктура,

информация, технологии. Система снабжения. Система планирования, распределения ресурсов. Система контроля. Система измерения и оценки (показателей). Система мотивации

Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке цели субъекта (направления действия).

Эссе на тему «Портрет идеального руководителя»

ЭССЕ

«Портрет идеального руководителя»

Я думаю, что в современном обществе нет человека, который бы не задумывался о том, каким должен быть идеальный руководитель. Образованным, честным, порядочным, активным, инициативным, харизматичным, лидером способным вести за собой подчиненных. И это, безусловно, не все качества, которыми должен обладать идеальный руководитель, но, по моему мнению, они являются основными, базовыми для успешного и эффективного управления образовательным учреждением.Считаю, что данная тема актуальна, так как рассматривает основные качества личности руководителя и современные механизмы эффективного управления. В настоящее время система образования претерпевает ряд преобразований, в том числе и сфера управления. Изменяется роль руководителя в системе управления. Очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние образовательного учреждения во многом зависит от личных качеств, знаний и способностей руководителя, его умения организовать работу коллектива и стремления достичь наилучших результатов. Сейчас я попробую составить портрет идеального руководителя.

Основным качеством личности идеального руководителя является образованность, специальная подготовленность. Трудно представить идеального руководителя в области образования без высшего профессионального образования и специального образования в области управления (Менеджмент в образовании). Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, руководитель должен иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению. Он должен быть нацелен на постоянное самообразование и повышение своего профессионального уровня, тем самым, так сказать первое лицо образовательного учреждения будет подавать положительный пример как учительскому коллективу, так и ученическому.

Менеджер должен быть открыт для инноваций, его задача не только принимать их, но и уметь адаптировать под существующую реальность и внедрять в конкретное образовательное учреждение. Один из способов внедрения инновационных процессов является создание внутри коллектива конкурентной среды, что позволит мотивировать его к самосовершенствованию и выявлению лидеров, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг.

Идеального руководителя должна характеризовать высокая степень ответственности. Он должен быть честным и порядочным, соблюдать нормы общечеловеческой морали, справедливым по отношению к окружающим. Он должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личность достойную уважения, быть человечным и заботиться о людях, принципиальным во всех вопросах, тверд в принятии решений. Педагоги, как известно представители творческой профессии, которые имеют свой определённый взгляд на многие вещи, в том числе, и на решения, принимаемые руководителем образовательного учреждения, из этого можно сделать вывод, что менеджер должен быть твёрд в принятии решений.

Харизма, такое качество должно быть присуще каждому руководителю образовательного учреждения. Именно харизма делает руководителя яркой личностью, выделяет его индивидуальность, создаёт его неповторимый образ. Заряжает окружающих оптимизмом, энергией и вызывает доверие у коллег. Способность убеждать, обаяние, властность, эмоциональность, уверенность в себе, неординарность мышления, умение предвидеть ситуацию без всех этих составляющих харизмы, трудно представить себе портрет идеального руководителя.

Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на личном авторитете, то есть базируется на двух позициях: формального руководителя и неформального лидера. Оптимальным для управления является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личностным статусом. Лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, доброжелательность и оптимизм.

Хотелось бы остановиться и на физиологических качествах идеального руководителя. Это приятная внешность, поставленный голос, хорошее здоровье. Работа руководителя трудна, и поэтому именно хорошее здоровье помогает ему быть энергичным и работоспособным. Однако одного физического здоровья недостаточно, он должен быть и эмоционально здоровым человеком, иначе не выдержит всех перегрузок.

В заключении подведём итог вышесказанному. Идеальный руководитель это всесторонне развитая личность, обладающая необходимыми знаниями и квалификацией. Личность, обладающая определёнными моральными качествами. Член коллектива, способствующий успешному его функционированию. Лидер способный вести за собой коллектив, умеющий принимать правильные управленческие решения и нести за них ответственность, по средствам которых достигать поставленных целей. Физически здоровый, энергичный и работоспособный.

Совершенствование личности

Управление той или иной организацией – это, прежде всего, работа как в команде, так и с каждой отдельной личностью. На сегодняшний день вопрос о том, как должен выглядеть идеальный управляющий, становится главной темой среди сотрудников. Рассматриваются личные качества начальника, его профессионализм, умение работать в команде и быть для подчиненных примером, а также компетентность и используемые им методы и приемы в работе.

Эта тема затрагивается в основном молодыми специалистами, которые отказываются слепо верить своему начальнику и считают, что не всегда его субъективное мнение становится верным решением поставленных задач.

Для получения портрета идеального руководителя проводятся социологические опросы, в результате которых сотрудники выявляют позитивные или негативные качества своего босса, определяют его основные задачи и лидерские навыки.

Согласно таким опросам сформированы основные факторы, которые влияют на авторитет современного руководителя:

• его динамичность, умение быстро принимать решения;

• осведомлённость во всех нюансах работы компании;

• знание приемов и принципов управления компанией;

• умение распределять ресурсы организации;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать других в своей правоте;

• видение перспектив и способность их достижения.

Но это еще далеко не все аспекты, которые влияют на слаженную работу начальника и персонала. Управленческая деятельность сейчас переживает свою революцию, поэтому окончательный портрет современного руководителя, без внесения поправок и корректировок, составить невозможно. Но, как показывают опросы, авторитет руководителя напрямую зависит также от его энтузиазма, стремления достигать эффективности в работе, уровня квалификации и способности мыслить как логически, так и аналитически.

Образ мышления руководителя – основной фактор, влияющий на работу персонала и на успешное развитие компании в целом. Поэтому далеко не каждый человек сможет освоить управленческую сферу деятельности. Для того, чтобы добиться результата, начальник должен оперативно реагировать на проблемы или предложения, мыслить системно, быть при этом предусмотрительным и решительным, правильно расставлять приоритеты и стремиться к повышению личностных качеств и навыков.

Он должен вести за собой команду, которая стремится к достижению общих целей, находить правильный подход и приемлемые для этого методы. Однако управляющий не всегда способен обрести сразу все навыки своей деятельности и понять специфику работы. Считается, что истинный начальник тот, который сначала был на месте своих подчиненных, то есть занимал должность специалиста. Как правило, такой руководитель способен по максимуму использовать знания своих «коллег по цеху» и имеет хорошие знания в своей отрасли.

Управляющий также должен уметь работать с информацией. Он должен ее перерабатывать, выносить для себя главное, воспринимать тот объем, который ему предоставлен. Все данные, которые поступают к руководителю, должны быть осмыслены и систематизированы. Поэтому внимательность и наблюдательность также являются неотъемлемой частью успешного руководителя.

В общении с подчиненными он должен исключать влияние личностных неприязней на развитие компании, быть лояльным и мотивировать остальных на дальнейшее плодотворное сотрудничество. В коллективе должны поддерживаться доверительные отношения и взаимное уважение, ведь это и есть залог процветания фирмы. Большую роль играет возможность карьерного роста среди персонала, поэтому не стоит ограничивать подчиненных или использовать меры наказания, которые влияют на желание трудиться во благо фирмы.

Начальник также не должен забывать о собственном самосовершенствовании и самосовершенствовании команды. Он является наставником для других и помогает людям раскрыть потенциал.

Именно эти факторы являются ведущими для тех, кто хочет добиться успеха своей компании, привести ее к стабильности и первоклассному уровню работы.

Современный руководитель – это разносторонняя личность, на которую возложена задача, сформировать настоящий коллектив, работающий на результат. Он одновременно является как начальником, так и помощником, несет большую ответственность за каждого сотрудника и поддержание установленных ценностей в рабочей среде. Это личность, которая является авторитетом, обладает моральными качествами и психологическими навыками, которые влияют на достижение целей, и защищает интересы своих подчиненных. Поэтому прежде чем занять руководящую должность, необходимо серьезно подойти к этому вопросу и сопоставить свои возможности, цели и желания. Ведь умение командовать – далеко не все, что требуется современному руководителю. Он должен выработать в себе тот стиль работы, который будет играть решающую роль для продвижения команды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *