Современный учитель должен

Исследовательская работа «Образ учителя глазами современных учеников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №64»

Исследовательская работа на тему:

«Образ учителя глазами современных учеников»

Выполнила: Баянасова Алсу, ученица 6А класса.

Научный руководитель:

Рылова Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания.

Ижевск, 2016

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Основная часть…………………………………………………………………….….4

    1. Краткая история российского образования………………………………………………………….4

    2. Современные требования к профессии учитель……………………………………………………………….6

    3. Восприятие и понимание учениками педагогов………………………………………………………….….8

Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………..………10

2.1. Результаты исследования и их анализ…………………………………………………………………..…..10

Заключение……………………………………………………………..….12

Список литературы…………………………………………………………13

Приложение…………………………………………………………………14

Введение

Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.

Профессия учителя всегда была востребована обществом, государством. И оно стало более критичным по отношению к представителям данной профессии. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных публикациях можно встретиться с разными оценками учительского труда, в том числе и негативными. Поэтому, на наш взгляд, данная тема очень актуальна в наше время.

В данном исследовании мы попытались выяснить отношение к профессии со стороны учеников школы №64.

Целью нашего исследования стало создание «модели» (образа) современного учителя.

Задачи, которые ставились в ходе исследования:

1)Изучить литературу по данной проблеме.

2)Разработать методику исследования.

3)Провести анкетирование учащихся среднего и старшего звена. Выяснить представления учащихся о современном учителе.

4)Проанализировать полученные данные.

5)Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.

Объект исследования: Образ современного учителя.

Предмет исследования: Профессиональные и личностные качества учителя.

Методы:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Практические: анкетирование, количественный и качественный анализ продуктов деятельности.
Работа имеет практический выход: познакомить учителей с результатами исследования и на их основании дать рекомендации для повышения их персонального имиджа и престижа профессии.

Глава 1. Основная часть. 1.1. Краткая история российского образования

В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты. Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, образ учителя, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к поколению. Во время правления Ярослава Мудрого открывались школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку школы существовали уже во многих городах Руси.

Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения трудовыми навыками. Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярии, приказные лица, а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия. Таким образом, учителем этой эпохи был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу, это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. В обязанность учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве.

В XVI веке, в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны. В 1687 году в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, где серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки. Здесь учитель выступал в образе наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же канонам воспитания, что и в предыдущие времена. В России XVII века появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, но учителя были сами недостаточно образованными, поэтому не могли дать детям нужный объем знаний. Жестокое обращение все еще имело место в процессе воспитания и обучения.

В первой четверти XVIII века была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских, были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей, которые поддерживали преобразования в государстве. Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. С начала 60-х годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из первых документов которой стало «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя. Право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица, которые должны были получить разрешение на преподавание. Реформы образования привели к эволюции образа учителя. Теперь это были люди более образованные, физические наказания стали использоваться намного реже. К.Д. Ушинский, применительно к России выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.

Для подготовки учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д. Ушинский предложил создать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания. Однако главное место в теоретическом наследии великого педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно-народной традиции православия, речь идет, конечно, о воспитании русских детей. Главным типом средней школы в России конца XIX – начале XX века была, как и раньше, классическая гимназия. Целью ее было воспитание социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в государственном аппарате. Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку взгляда на общеобразовательную подготовку молодежи. В конце XIX — начале XX века стало достаточно отчетливо осознаваться, что всякое конструктивное развитие педагогическая теория и практика могут получить только на фундаменте целостного и системного знания о личности ребенка. В начале ХХ века в отечественной педагогике был выдвинут ряд более или менее развитых педагогических концепций, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка.

После февральской революции 1917 года гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшей задачей новой правительственной политики в области просвещения. Совместное обучение детей обоего пола – требование прогрессивной демократической педагогики. Принципиальное отличие Единой трудовой школы от традиционной усматривалось в обращенности к жизни, к миру труда, природы и общества. Человек завтрашнего дня виделся физически здоровым, поэтому школе необходимо было позаботиться об этом. Великая Отечественная война 1941 – 1945 года серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Первая половина 40-х годов характеризовалась резким усилием политизации и идеологизации школы. В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до 80-х годов и по своей форме являлась одной из лучших в мире.

1.2. Современные требования к профессии учитель

«Что самое главное было в моей жизни?

Без раздумий отвечаю – любовь к детям».

В.А. Сухомлинский

Современные требования к педагогу освещены в законе «Об образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, иметь соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивать результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях среднего образования».

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку (подготовленность) как основу профессионализма.

Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных взаимосвязанных комплекса:

· Общегражданские качества;

· Качества, которые определяют специфику профессии учителя;

· Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Следует отметить, что личностные качества в педагогической деятельности неотделимы от профессиональных. К последним обычно относят те, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологией общения и другие качества. Профессионально-значимые качества педагога обеспечивают полноценное выполнение учителем своих профессиональных функций и обязанностей.

Все основные черты личности педагога тесно взаимосвязаны, но ведущая роль принадлежит мировоззрению и направленности личности, мотивам, определяющим поведение и деятельность учителя. Это позволяет среди качеств и характеристик личности педагога признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, их родителям, педагогической деятельности в целом и конкретных ее видов, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это, по словам В. Сухомлинского: «Плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Речь идет о мудрой, доброй, требовательной любви, которая учит жить. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития, многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, тем, кто нуждается, в рамках своих прав и компетенции, он требователен к себе, следует своеобразному кодексу педагогической морали, профессиональной чести. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, обладающий этим качеством, часто работает, не считаясь со временем, иногда и даже состоянием здоровья.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных и культурных потребностей педагога есть потребность в знаниях. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к предмету, который преподаешь. Лев Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия». Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть близкие и далекие перспективы науки.

1.3 Восприятие и понимание учениками педагогов

В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, без которого не может сегодня обходиться ни одно образовательное учреждение.

Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – вторыми родителями.

Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

Творческий рост учителя — через ошибки, заблуждения, преодоления себя — это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, в лабораториях, а с людьми.

На наш взгляд, для учителя наиболее важными являются следующие качества:

  • Внимание к ученикам, умение находить с ними общий язык;

  • Служить примером справедливости;

  • Грамотное сочетание доброты и строгости;

  • Чувство юмора;

  • Умение интересно вести урок и хорошо объяснять тему, учитывая способности учеников.

Но вот я решила связать свою жизнь с этой профессией и, конечно, попытаться эти качества воспитать в себе. И я долго, может всю жизнь, буду задавать себе вопросы: «Какая я? Что мне нужно изменить? Над чем мне надо поработать?»Я знаю, что это трудная профессия, что плоды моего труда будут видны лишь через несколько лет. Но все же я не жалею о своем выборе.

Как верно подметил Симон Соловейчик: «Он — артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он — врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят учиться. Где ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю».Я полностью с ним согласна. На долю учителя приходится очень много. Главной радостью учителя являются его ученики. В них учитель находит поддержку и вдохновение.

Дети — наше будущее, без воспитания и обучения будущего нет. Чтобы не говорили, учитель вечная профессия! Все люди во всяком вопросе ученики и учителя. Хотят они этого или нет. В любом возрасте они учатся у окружающих их людей, у самих себя, но далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Хотя это ничуть не меняет дела — вся наша жизнь — школа.

Есть большая группа людей, для которых учить — часть постоянной работы. Это тренеры, режиссеры, руководители разных уровней и рангов. Но есть люди, для которых учитель — профессия. Это педагоги. В «Толковом словаре живого великого русского языка» В. Даля слово «Учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные знания. Наставник наставляет, как следует себя вести, как надо и как не надо жить.

Отсюда следует: чтобы быть преподавателем, нужно быть весьма квалифицированным в этой области. А чтобы квалификация с годами «не потускнела», он должен непрерывно, анализируя факты, явления, события, совершенствоваться. Педагог должен ощущать недостаток знания, несовершенство своих умений, ограниченность своих навыков, только так его знания будут находиться в непрерывном развитии.

Для того, чтобы стать наставником, нужно уметь отделять личное от общественного. Углубляться в свою работу, забыть о немытой посуде, неготовом ужине, недовольном муже, детях. Уйти в мир своей профессии «с головой». В этом педагоги схожи с инками — затворниками. Только учитель выстраивает, как свою, так и детские души. Ответственность, ложащаяся на его плечи, удесятеряется.

Чтобы наставлять на путь истинный «заблудших учеников своих», учитель должен быть вместилищем и хранилищем духовных, моральных, этических и эстетических норм, идеалом, личностью, образцом и примером для подражания. Он должен непрерывно творить, вдохновлять, вселять веру, вести за собой по «каменистым дебрям» знаний; не отклоняясь от намеченной цели не на градус, не переставая об этом думать ни на минутку.

Несмотря на личные неурядицы и бытовые «болячки», он должен «отыграть» урок достойно по собственноручно вытканному сценарию.

Учитель — творец. Каждый урок обладает присущей только ему неповторимостью, каждый класс индивидуален и обладает своей характерной только для него, спецификой. Поэтому находить подход к ученикам ему приходится каждый раз заново, выстраивать урок, учитывая происходящее.

То есть личность учителя должна быть многогранной, подвижной и живой. Не говоря уже о том, что работа должна быть любимой.

Глава 2. Практическая часть. 2.1 Результаты исследования, их анализ

Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Чтобы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 5-11классов нашей школы.

Ответы анкетирования:

Анкета №1.

2. Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

Ответ «да» дали 47%

«Нет» ответили 53%

3. Каким должен быть возраст учителя?

от 20 до 35 — 37%

от 40 до 60 — 34%

«не имеет значения» — 29%

3.Каким должен быть пол учителя?

Женский – 88%

Мужской – 2%

Не имеет значения – 10%

4.Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся?

Да – 91%

Нет – 9%

5.Должен ли учитель повышать свою квалификацию?

Да – 85%

Нет – 15%

6.Должен ли учитель совершенствоваться как личность?

Да – 83%

Нет – 17%

Анкета №2

1. Какие качества должны преобладать у современного учителя (учащиеся выбирали не более двух ответов)?:

-профессиональные, интеллектуальные – 48%

— профессиональные, коммуникативные – 12%

— профессиональные – 10%

— прочее – 30%

2.Каких качеств не хватает современному учителю?

— юмора, терпения – 45%

— взаимопонимания с учениками, юмора – 15%

— взаимопонимания с учениками, профессионального знания предмета – 17%

— прочее – 25%

3. Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?

— изменилось в лучшую сторону –42%

— изменилось в худшую сторону -18%

— не изменилось -39%

4. На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?

— на настроение – 46%

— на то, во что он одет-32%

-на прическу и макияж – 22%

5. Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

— один раз было -40%

-такого никогда не было-38%

-постоянно происходит – 22%

6. Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

-да -56%

-я об этом не задумывался-36%

— нет- 8%.

7.Какими качествами учитель не должен обладать?

— грубость, деление учеников на «любимчиков» и остальных – 20%

— грубость, равнодушие к ученикам – 20%

— деление учеников на «любимчиков» и остальных – 21%

— ни одним из этих качеств – 39%

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников: это женщина от 20 до 35 лет, умеющая находить общий язык с каждым учащимся, повышающая свою квалификацию, которая совершенствуется как личность.

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет;

— любит и понимает своих учеников;

— терпелив и владеет собой;

— всегда в хорошем настроении;

— одинаково относится ко всем ученикам;

-современному учителю всегда приятно приходить на уроки, и он не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания: 40% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из-за учителя. Но главное, что в жизни многих учеников (56%) есть учитель, благодаря которому они стали лучше. Это идеал, к которому должны стремиться учителя.

Заключение

Каким же должен быть современный учитель? Результаты нашего исследования показали, что учитель XXI века, по мнению наших учеников, – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек. Учитель должен уметь находить общий язык с учениками, не делить учеников на «любимчиков» и остальных учеников, совершенствоваться как личность, но в то же время оставаться самим собой.

Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, хорошо объясняли материал, помогали, если возникают трудности. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Многие дети при встрече с грубостью в обращении с учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к предметам и к учебе в целом.

Приведенные характеристики иллюстрируют, как важно для учителя, прежде всего, установить положительный контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь четко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям передохнуть, если они устали, дать им разрядку. Эмоциональные реакции учителя должны жестко контролироваться.

Поэтому, на наш взгляд, так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

Список литературы

Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в социологическом опросе «Образ учителя глазами современных учеников». Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Анкета №1

1. Ваш пол и возраст______________________________________________________

2. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?_____________________________________________

3. Каким должен быть пол и возраст учителя?________________________________

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?_________

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию (да/нет)?__________________

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность (да/нет)?________________

Анкета №2

  1. Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А) профессиональные

Б) коммуникативные

В) личностные

Г) интеллектуальные

  1. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости

  1. Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

А) изменялось в лучшую сторону.

Б) изменялось в худшую сторону

В) не изменялось.

  1. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс (не более двух вариантов)?

А) на то, во что он одет

Б) на прическу

В) на настроение

Г) на макияж

  1. Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

  1. Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б ) нет

В) я об этом не задумывался.

  1. Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г )ни одним из этих качеств.

Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в социологическом опросе «Образ учителя глазами современных учеников». Для этого ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Анкета №1

1. Ваш пол и возраст______________________________________________________

2. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?_____________________________________________

3. Каким должен быть пол и возраст учителя?________________________________

4. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?_________

5. Должен ли учитель повышать свою квалификацию (да/нет)?__________________

6. Должен ли учитель совершенствоваться как личность (да/нет)?________________

Анкета №2

  1. Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А) профессиональные

Б) коммуникативные

В) личностные

Г) интеллектуальные

  1. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости

  1. Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

А) изменялось в лучшую сторону.

Б) изменялось в худшую сторону

В) не изменялось.

  1. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс (не более двух вариантов)?

А) на то, во что он одет

Б) на прическу

В) на настроение

Г) на макияж

  1. Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

  1. Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б ) нет

В) я об этом не задумывался.

  1. Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г )ни одним из этих качеств.

Доклад на педсовете «ПРИЧИНЫ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ» подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель математики Г.К. Лихачёва 10.11.2014 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СЕРЕБРЯНО – ПРУДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ

142960 Московская область тел.\ факс (директор) 8 – 496 – 67 – 36 – 232

Серебряно – Прудский район тел. (секретарь) 8 — 496 – 67 – 36 – 166

с. Узуново, мкрн Северный, д.13

«ПРИЧИНЫ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

подготовила

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

и учитель математики Г.К. Лихачёва

10.11.2014 г.

Цель педсовета: на основе обобщения опыта, изучения психолого-педагогической литературы, выявить основные причины неуспешности в обучении, найти пути ее преодоления и способы решения данной проблемы.

Задачи:

  • выявить основные причины неуспешности школьников;
  • определить пути, формы и способы решения проблемы неуспешности в обучении на различных этапах учебной деятельности.

В нашей школе по результатам 1 четверти сложилась не совсем благоприятная обстановка. (ИТОГИ 1 ЧЕТВЕРТИ, сравнительная характеристика с итогами 13-14 уч.г.).

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросе, в чем же причина неуспешности учащихся и постараемся найти способы ее преодоления.

Но сначала определим характерные признаки неуспешного ученика.

1. Определение характерных признаков неуспешного ученика

1. Учителя называют характерные признаки, заместитель директора записывает их в левый столбик.

Перед вами характерные признаки неуспешного ученика.

А теперь назовите противоположные значения критериев неуспешности.

Признаки неуспешного ученика

Противоположное

значение

Безынициативный

Инициативный

Ленивый

Трудолюбивый

Рассеянный

Собранный

2. Теперь пусть каждый из вас напишет на листочке фамилии учеников, которых Вы считаете неуспешными по Вашему предмету. Есть ли совпадение фамилий учащихся? Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно.

Попробуем рассмотреть причины неуспешности данных учащихся, поработав в группах.

2. Работа в группах

Для каждой группы выдается задание, которое необходимо выполнить в течение 10-15 минут. Затем один из представителей каждой группы делает резюме по проделанной работе в устной форме, а группа в письменной форме подает отчет экспертной группе.

Задание группе «Диагностика»: ответить на вопросы:

1. Что такое «неуспеваемость» с Вашей точки зрения?

2. Назовите причины неуспеваемости школьников.

3. Назовите условия неуспешности в изучении предметов у младших школьников, у учащихся школы второй и третьей ступени.

Задание группе «Терапия»: ответить на вопросы:

1. Какие способы преодоления неуспеваемости школьников Вы можете предложить?

2. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

При изложении нового материала

В ходе самостоятельной работы

При организации самостоятельной работы вне класса

3. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы явились эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся.

Задания группе «Профилактика»: ответить на вопросы:

1. Каким образом можно избежать неуспеваемость школьников?

2. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?

3. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

Задания группе «Эксперты»:

1. Сформулируйте выводы по работе каждой группы.

2. Предложите проект решения проблемы преодоления неуспеваемости школьников.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

К.Д.Ушинский

Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Реализация Концепции модернизации образования требует от учителя глубокого понимания факторов формирования и развития личности ребёнка.

Одной из важнейших задач российской школы является повышение качества образовательного процесса.

Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед образованием по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспешности школьников в обучении.

  1. Рассмотрим теоретические основы причины неуспеваемости школьников.

Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся.

В тоже время недостаточная организация учебно-воспитательного процесса, главным образом, слабая индивидуальная работа с каждым ребёнком, в ряде случаев, является причинами появления педагогической запущенности детей уже в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Проявлениями её являются пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие отрицательного жизненного опыта, отставание в развитии, отклонения в отношении к окружающим и к себе, негативное отношение к различным видам деятельности.

Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся — задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами.

Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни.

Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются:

— совершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьников;

— обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступеней обучения, учителей, работающих в данном классе;

— глубокое изучение личности школьника, условий его семейного воспитания;

— включение каждого школьника в различные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности;

— взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками.

Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя, воспитателя с детьми и, прежде всего организации постоянных педагогических наблюдений, глубокого изучения ученика, своевременного вскрытия причин, приводящих к осложнениям в его обучении и воспитании, выявления и устранения неблагоприятных условий воспитания в семье, организации необходимой помощи в учении.

Учителю необходимо учитывать, что предпосылки педагогической запущенности могут возникать у детей в дошкольном возрасте в результате неправильного развития отношений в семье, дефектов семейного воспитания, при нездоровых отношениях между родителями ребёнок усваивает отрицательные привычки поведения, у него могут формироваться искаженные нравственные представления, а невольное участие в конфликтах, негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагают к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психического развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе.

В период школьной жизни, для выявления педагогически запущенных детей классному руководителю необходимо хорошо знать обстановку в семьях, установить путём систематических наблюдений за учеником характер запущенности, пробелы в знаниях, умениях, навыках, причины отставания в учёбе, задержки в развитии, выявить положение ученика в коллективе класса, изучить его интересы, способности и склонности с тем, чтобы определить возможность включения во внеучебную, кружковую, общественно-полезную деятельность.

Глубокое и всестороннее изучение причин, порождающих трудности в обучении, неуспеваемость того или иного ученика, позволяет педагогу своевременно найти меры педагогического воздействия, наиболее подходящие именно для этого школьника.

Так, дети, воспитывающиеся в семьях, где проявляется недостаточное внимание к играм, чтению, организации досуга, как правило, не получают достаточного запаса знаний, страдают узостью и бедностью интересов. Для этой категории школьников характерна слабость учебных навыков, замедленность в усвоении программы. Они с трудом выполняют задания учителя. Низкие учебные результаты могут вызвать у таких школьников негативное отношение к учёбе в целом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии ребёнка, на формировании навыков поведения в коллективе. Такие учащиеся чаще других получают замечания учителя, подвергаются наказаниям, что сказывается и на отношении к ним одноклассников. С ними, подчас, не хотят дружить, сидеть на одной парте, вместе ходить в школу и т.д.

Состояние неудовлетворенности своим положением в школе толкает их иногда на ничем внешне не мотивированные нарушения дисциплины: выкрики на уроках, беготню и возню на переменах, повышенную драчливость. В работе с такими школьниками учителю важно стимулировать их познавательную деятельность, развивать память, прилежание, не спешить с выставлением отрицательных оценок, продумать систему дифференцированных заданий, позволяющих постепенно подтянуть ученика до уровня развития сверстников, обеспечив его успешность в учёбе.

Особого внимания учителя требуют школьники с выраженной эмоциональной неустойчивостью, бурно реагирующие на малейшую обиду, справедливое замечание учителя, на слова и поступки сверстников, или, наоборот, инертные, пассивные. Эмоционально неустойчивые дети отличаются нередко систематическими нарушениями дисциплины, а поэтому и подвергаются частым наказаниям, что нередко усугубляет нервозное состояние, отрицательно сказывается на отношениях с одноклассниками.

Сложный и противоречивый путь проходит ребёнок в становлении мотивов учения, склонностей, интересов, связанных со школой. При поступлении в школу все дети хотят учиться. Их не ждёт разочарование, но их ждут трудности, которые не всегда ребёнок может самостоятельно преодолеть. Не все первоклассники, например, с интересом пишут палочки, выводят цифры и буквы, произносят слоги, звуки, сидят смирно в течение всего урока. Если этого не заметить педагогу, то у них могут выработаться труднопреодолимая впоследствии негативная реакция на учёбу. Здесь важна работа по активизации учебного процесса, сделать уроки привлекательными и интересными.

Нет ученика в школе, который хотел бы плохо учиться. Следовательно, всякая неудовлетворяющая школьника оценка вызывает у него чувство досады, обиды, порой раздражение по отношению к учителю. В школьном возрасте ученик не в состоянии критически оценивать свои знания и причины пробелов в них. Поэтому В.А. Сухомлинский предупреждал особенно учителей начальных классов о том, что неудовлетворительная оценка не является стимулом, способствующим преодолению недостатков в знаниях и отношениях к учёбе.

  1. Психическое здоровье детей — залог успешности.

Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьников. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье и в большей степени на успешное обучение детей в период образовательного процесса в школе. В охране психического здоровья подрастающего поколения ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении одиннадцати лет учёба составляет основное содержание жизни детей и подростков, а кроме того на эти годы приходятся те периоды, которые принято называть критическими, когда растущий организм особенно реактивен и подвержен невротизирующим влияниям.

Среди множества причин неуспешности школьников в обучении наиболее, значимых являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены.

Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незрелых» учащихся не адаптируются к школе на протяжении всего времени обучения в начальных классах, поэтому и при обучении в 5-ом классе они неуспешны в обучении.

Сегодня проблема «школьной зрелости» актуальна. Причём среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48.6% против 28.6%).

  1. Дети с временной задержкой психического развития

Причина трудностей обучения и неуспешности школьников в обучении часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% — с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только в 4% — с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.

Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают программный материал. Ухудшение состояния (иногда очень резкое — «в саду или в начальной школе был как все, а в школе или среднем звене стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ученика.

В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.

На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для детей с временной задержкой психического развития, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.

Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Недопустимо игнорировать их, не оказывать необходимой своевременной помощи, доводить ребенка неправильным подходом, невниманием, негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности, срыва в психическом здоровье, т.е. до непоправимой ситуации, когда встает вопрос о возможности его обучения вообще в массовой школе. Так же необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Объективные показатели успеваемости характеризуют степень усвоения программного материала, но они не говорят о том, какое место занимают в жизни школьника.

Важно в каждый учебный день, на каждом уроке чувствовать субъективное состояние каждого школьника. Это даёт учителю основание для творческого поиска методов обучения и воспитания учащихся, реализации творческих возможностей для преодоления неуспешности школьников в образовательном процессе.

  1. Хроническая неуспешность и школьная тревожность — основная сфера проявления трудностей в учёбе

В период обучения в школе происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи.

К трудностям и неудачам, почти неизбежным в школьном обучении, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате учебного времени.

Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий.

В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспешности школьников в обучении.

Главное, что должны сделать учителя в этом случае, обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить это и родителям, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней классной работе было сделано 5 примеров, а в сегодняшней — шесть, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности и иронии оценен взрослыми.

Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. При этом повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учёбе будут продолжаться снижаться.

Следующей причиной трудностей в учёбе является уход от деятельности. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Школьник как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Негативными последствиями ухода от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей. Уход от деятельности — частая причина жалоб учителей и родителей.

Таким образом, уход от деятельности проявляется в сочетании следующих показателей:

1. Жалобы на пассивность ребёнка. Они могут выступать в разных формах («отсутствует на уроке», «витает в облаках», «не слушает учителя», «считает ворон», «ленится»).

2. Проявления демонстративности. Для детей с уходом от деятельности характерна мягкая, а не грубая демонстративность. Нередко школьник проявляет повышенную застенчивость, стеснительность.

Рекомендации здесь таковы: во-первых, активное воображение школьника надо развернуть во внешней форме, направить на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной продуктивной творческой деятельности необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Двигательная активность — самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему.

Не стоит пренебрежительно и скептически относиться к так называемым малым формам физического воспитания — гимнастики до занятий, физкультминутками на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое.

А иной раз причиной длительной неуспешности может быть и несоответствие формы подачи учебного материала учителем индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка, что может привести к устойчивой академической неуспеваемости, негативному отношению к учению, учителю, школе.

Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя.

Школьная неуспешность часто вызывает агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании личности и здоровье ребенка.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Если учитель своевременно и профессионально грамотно сможет осуществлять психолого-педагогическую помощь неуспевающим ученикам, то уменьшится их отставание по ряду предметов.

Как же помочь ребенку научиться слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно воспринимать информацию, выделять главное, делать выводы, контролировать и анализировать свои действия, нести за них ответственность? Как помочь научиться осмысленно читать, понимать содержание прочитанного? И т.д., то есть помочь выработать все те умения, которые являются предпосылками учебной деятельности и способствуют предупреждению, а часто и преодолению, школьной неуспешности и в каких условиях развивать эти способности? На все эти вопросы постараются ответить наши педагоги, которые расскажут о своем опыте и опыте своих коллег.

Слайды презентации

Скачать презентацию

3. Выступления педагогов школы «Из опыта работы»:

Блохина З.В. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель ШМО учителей начальной школы, педагогический стаж более 25-и лет,

Начарова Е.В. – учитель русского языка высшей квалификационной категории, член ШМО учителей гуманитарного цикла, педагогический стаж 25 лет,

Новоселова А.С. – учитель математики без квалификационной категории, педагогический стаж менее 3-х лет, член ШМО учителей естественно-математического цикла,

Ментусова Ю.В. – учитель биологии без квалификационной категории, педагогический стаж менее 3-х лет, член ШМО учителей естественно-математического цикла.

4. Озвучивание результата работы групп.

5. Работа с критериями успешности и неуспешности учащихся

Вернемся к написанным критериям успешности и неуспешности учащихся. Напишем, как из неуспевающего ученика сделать успешного (работа со средней колонкой таблицы).

6. Составление программы работы с неуспешными учащимися.

Вернемся к составленному списку неуспевающих учащихся. Составить план работы с каждым учеником, который является неуспешным по вашему предмету и проанализировать работу по намеченному плану на заседаниях ШМО.

Группа «Диагностика»

Ответите, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что такое «неуспешность в обучении» с Вашей точки зрения?
  1. Назовите причины неуспешности школьников.
  1. Назовите условия неуспешности в изучении предметов у школьников. ____________________________________________________________________________________
  1. Укажите, пожалуйста, Ф.И.О. членов вашей группы «Диагностика»

Группа «Терапия»

Ответите, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какие способы преодоления неуспешности школьников Вы можете предложить?
  1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить

неуспешному ученику?

  1. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы явились эффективным средством преодоления неуспешности учащихся.

4.Укажите, пожалуйста, Ф.И.О. членов вашей группы «Терапия» __________________________________________________________________________________________

группа «Профилактика»

ответите, пожалуйста, на вопросы:

  1. Каким образом можно избежать неуспешность школьников?
  1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспешности являются достаточными для решения данной проблемы?

  1. Предложите приемы работы с родителями неуспешных учеников.

Доклад на педагогический совет: «Работа социальной службы»

Выступление на педагогическом совете

Социальный педагог Курбанова М.А.

Тема : «Работа социальной службы»

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых трудно добиться результатов. И добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве всех, кто обучает и воспитывает ребенка ;учителей, кл.рук., администрации, родителей.

Я, как социальный педагог образовательного учреждения, в первую очередь -педагог ,а во вторую- социальный работник. Поэтому для меня актуальны методы воспитания : убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения, традиций Дагестана и т.д.

В своей работе мне приходится, в основном, общаться с детьми «группы риска».Это дети , оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психологическом и физическом развитии, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети с отклонениями в поведении.

Успех, удачи ,победы, надежды соц. педагога в решении проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависят от педагогического коллектива. В этом направлении мы должны работать вместе, как единое и целое.

Посещение семьи очень серьезное мероприятие. Я никогда не хожу в семью одна. В зависимости от обстоятельств вместе со мной идут инспектор, кл.рук., были случаи и с директором, это когда кл.рук. недобросовестно относится к своей работе и стараются уклониться от посещения ученика на дому.

Посещение семьи –дело сложное ,исключающие поспешность. Не все родители одинаково реагируют на наше посещение. Одни относятся с уважением и пониманием, другие проявляют полное безразличие, у третьих- вообще негативное отношение к посещению.

Большие перемены в обществе ,экономике привели к тому , что некоторые подростки ,чтобы заработать, стали мойщиками, заправщиками, регулировщиками на некоторых улицах и т.д. И родители не видят в этом ничего особенного. По социальному статусу у нас преобладают рабочие семьи, поэтому среди родителей присутствуют сквернословие, бездуховность, низкая культура. И общение с такой категорией родителей вызывает трудности. Многие родители заняты зарабатыванием денег и материальным обеспечением своих детей. К огромному сожалению, из жизни ушла романтическая целеустремленность к высоким идеалам и значимым целям.

Не смотря на огромную работу, проводимую соц. службой иногда приходится слышать упреки в свой адрес, со стороны «недалеких» учителей: «Да ну ,что там соц. пед сделает, привела я как-то к ним ученика из своего класса .как был хулиган, таким и остался».

Да, социальный педагог не волшебник, с трудным ребенком необходимо работать постоянно, и не факт, что он исправиться .Но работать надо., если в течение уч. года соц. служба сумеет помочь хотя бы одному ребенку, значит она работает не зря. Но мы помогаем далеко не одному ребенку.

В начале своего выступления я сказала ,что работать с детьми, а особенно с трудными ,необходимо всем вместе.

Но к сожалению, в течение прошлого года я сталкивалась с такими фактами, когда кл.рук. не проверяли дневники по полгода. О каком результате можно тут говорить ? Это никуда не годиться.(не хочу называть пофамильно учителей, у которых был выявлен такой факт).Поэтому в новом учебном году необходимо усилить контроль над работой кл. руководителей: это и род. собрания, которые проводились нерегулярно и никем не контролировались, и кл. часы, и системная проверка дневников.

Часто сталкивались с ситуацией ,когда кл. руководители не желают тесно сотрудничать с соц. службой, не приглашают родителей на совет профилактики и часто сами не являются, придумывая разные причины.

Есть хорошая пословица «Один в поле не воин»,поэтому работать нужно всем дружно и сообща.

И в конце хочу пожелать всем нам здоровья ,успехов и терпения. Спасибо за внимание!!!!

Доклад выступления на педсовете на тему «Самообразование учащихся на уроках математики».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ

на педагогическом совете

НА ТЕМУ: «Самообразование учащихся на уроках математики.»

Подготовила: учитель математики Теплова Нина Алексеевна.

Сколько работаю в школе, а работаю 51 год, я давно поняла, только самостоятельно работая учащиеся приобретают знания. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.

Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:

  • По образцу

  • По инструкции и алгоритму

  • По готовым схемам, чертежам, графикам

  • С указанием к решению

  • Вариативные

  • С промежуточными записями

  • Математические диктанты

  • Лабораторные работы

  • Тестовые опросы

  • Экспресс-диктант

  • Опрос эстафета

  • Опрос игра

  • Работа с учебником и со справочной литературой

  • Работа с взаимопроверкой и самопроверкой

  • Эвристические

  • Сочинения

  • Рефераты

  • Доклады и т. д.

Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснения некоторых из них:

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа

Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним , то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера.

Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант

Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.

Экспресс-диктант

Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.

Самостоятельная работа с выборочной системой ответа

Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы:

  • Последовательное предъявление вариантов ответа.

  • Введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»

  • Мотивировка к выбранному ответу.

  • Увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.

Опрос-эстафета

Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.

При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.

Творческие самостоятельные работы

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.

Высокая степень самостоятельности и самообразования проявляются на уроках геометрии в 9 классах. У каждого опытного учителя свои формы работы. Это я знаю из личного опыта, и активно пользуюсь своими методами и приемами обучения учащихся, и хочется поделиться с молодыми учителями.

Этапы работы учителя

1 этап :

  • Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс разбиваю на темы, знакомлю с ними учащихся через лист учета на большом стенде.

  • Готовлю пособия по теории, т.к. в учебнике Л. С. Атанасян иногда теоретический материал бывает трудно доступен для учащихся .

  • Затем к каждой теме даю образцы решения (примерно 10 и более) заданий.

  • Предлагаю ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.

  • Даны задачи 2 ступени без ответов.

  • Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.

Этапы работы ученика

2 этап:

  • Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.

  • Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.

  • Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.

  • Работа усложняется, ребята самостоятельно решают задачи 2 ступени, сильные учащиеся решают дополнительные задачи повышенной трудности.

  • Задания учащихся, полученные в ходе приобретения теоретического и решения практического материала, проверяются контрольной работой.

Что дает эта кропотливая работа?

Очень многое и для слабых, и для сильных учеников.
Слабому можно помочь, может быть, и не один раз, некоторому достаточно только лишь намекнуть. Ученик постоянно сам обращается к учебнику, к пособию, ищет ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не отвлекает, не мешает, все заняты.

Выполняя задание, ученики работают в своем темпе (кто успевает решить 3-4 задачи, кто 10-12 задач) – и это зависит только от ученика, но не от учителя. Есть ученики, которые какое-то время работают интенсивно, затем наступает спад, расслабление, затем снова подъем. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика.

Причинами, заставляющими ученика работать интенсивно, является не страх перед учителем, перед наказанием. Работая в собственном темпе, ученик все время преодолевает собственную лень, разболтанность, несобранность. Он учится преодолевать трудности, работать на пределе своих сил. Его самовоспитание идет не на классном часе, а непосредственно на уроке через учебный процесс. При работе по этой методике самообразования учащихся сильные ученики не теряются, они получают прочные знания – это одно из главных достоинств. Во время зачета или сотрудничества у учителя всегда есть возможность проверить, верно, ли ученик понимает тему, помочь ему.

Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет учет знаний на каждом этапе работы. Двойки за зачет не ставятся. У ученика нет боязни перед пересдачей. А при самообразовании учащихся отвечать должны все. Идет учет. Такая форма учета порождает здоровое соревнование, стремление быть не хуже других. Есть очень самолюбивые дети, и они никогда не допустят, чтобы кто-то шел впереди их. Ученики ясно видят на листе учета визуально, в цветовых гаммах, что они сделали и сколько еще нужно сделать. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе – одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.

Это совсем не означает, что на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что работать необходимо сознательно и разбираться основательно, так как контрольные работы они выполняют совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость в ее оценке способствуют тому, что все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у него на уроке. По сути дела идет один непрерывный урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей – это его воспитывает и дисциплинирует.

Учитель уходит с первого плана, в центре – ученик, но учитель работает дистанционно , приводя в движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.

Такой метод работы успешно готовит всех учащихся к экзаменам и в том числе одаренных детей к математической олимпиаде.

Учитель – очень важная профессия. В жизни каждого человека есть первый учитель. Он не только учит читать, писать, считать, но и является другом, наставником, старшим товарищем. Даже те, кто давно окончил школу, помнят своих учителей, ведь с ними рядом провели много лет своей жизни.

Учителя были еще в древности, когда старшие обучали всему что умеют младших. Тогда не было школ, и все знания передавались из поколения в поколение в домашних условиях.

Работа преподавателя – большой труд. Очень востребованная и не совсем высокооплачиваемая. Для такой работы необходимо обладать терпением, чтобы успокаивать целый класс и не повышать голос. Наблюдательность, настойчивость, самообладание являются верными помощниками в профессии. Учитель должен уметь заинтересовать детей в любой ситуации, быстро переключаться на различные темы. Речь преподавателя выразительная, эмоциональная, убедительная. Это необходимо для заинтересованности учеников в теме. Любую тему можно рассказать так, что все запомнят.

Учителя бывают разные. В начальных классах один человек ведет почти все предметы. Для этого необходимо знать и русский язык, и чтение, и математику, и географию. В старших классах разные предметы ведут разные учителя: химию – учитель химии, математику – учитель математики, на каждый урок разный преподаватель.

Учителя работают не только в школе, но и в техникумах, институтах. Там они учат разным специальностям.

Чтобы стать учителем нужно окончить педагогический университет или институт. В ВУЗах обучают не только предметам, но и общению с детьми, как находить подход к каждому. Преподаватели очень умные и находчивые люди, ведь для того чтобы учить других нужно в совершенстве знать свой предмет.

Для того чтобы стать хорошим учителем нужно любить свою работу и учеников, и тогда дети будут любить и уважать своего преподавателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *