Средства выразительности музыки

Равномерно-темперированный звукоряд — звукоряд, в котором каждая октава разделена на двенадцать равных частей и высотное двух соседних звуков одинаково во всех случаях. Соотношение это называется полутоном и является мерой измерения всех других высотных отношений. Равномерно-темперированный звукоряд установился на рубеже 17-18 вв.; является хроматическим, т. е. содержащим звуки одного названия, но разной высоты (например, до и до-диез, ми и ми-бемоль и т. д.); может быть назван также полным и рассматриваться как сочетание двух звукорядов: основного (диатонического), образованного из звуков простых названий (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), и вспомогательного (ангемитонного, бесполутонового), состоящего из звуков повышенных или пониженных названий и дополняющего основной звукоряд.

Разработка — средний из основных разделов сонатной формы, следующий после экспозиции и предшествующий репризе. В тональном отношении представляет переход (возвращение) из побочной тональности, которой закончилась экспозиция, в главную тональность, в которой начинается реприза, через ряд промежуточных тональностей с более или менее краткими или длительными остановками в них. В тематическом отношении разработка представляет мотивную или вариационную разработку тематического материала, изложенного до того в экспозиции, но может также включать изложение и разработку новых тем и мотивов по усмотрению автора. Разработка строится свободно, имеет различный объём и при изучении может быть разбита на ряд эпизодов, каждый из которых будет отличаться единством использованного тематического материала и модуляционных приёмов. Часто встречается такой заключительный эпизод разработки, в котором всё движение устремляется к достижению тоники главной тональности и который с этой целью использует органный пункт на доминанте главной тональности, после чего начало репризы звучит как особенно сильное утверждение главной партии. Разработка является обычно наиболее динамичным и драматическим по содержанию разделом сонатной формы.

Разрешение

1. Переход диссонирующего звука в звук консонирующий; совершается ходом на секунду обычно вниз, значительно реже вверх (в этом случае, как правило, на малую секунду).

2. Переход неустойчивой ступени лада в устойчивую ступень.

3. Переход диссонирующего аккорда (в соответствии с тяготением его звуков) в консонирующий аккорд.

Рама фортепианная — основа для закрепления струн, изготовленная с целью достаточной прочности из чугуна (сила натяжения фортепианных струн превышает 20 000 кг).

Рапсодия — виртуозное инструментальное произведение в форме парафразы на народные темы; реже — пьеса эпического склада вроде баллады.

Раструб — различных форм более или менее расширяющийся конец трубки духовых инструментов.

Расширенная экспозиция — экспозиция фуги, содержащая дополнительное проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими ранее вступившими голосами.

Ре

1. Одно из семи слоговых названий звуков; соответствует буквенному обозначению D или d.

2. Строй транспонирующих инструментов (in D), звучащих на один тон (большую секунду) выше, чем написаны их ноты.

Регент — руководитель хора, обычно церковного.

Регистр

1. Часть звукоряда, ряд его соседних звуков, объединённых каким-либо признаком (прежде всего тембровым единством).

2. Набор органных труб (или струн на клавесине) различной настройки, но одинакового тембра.

Резонанс — усиление звука в результате передачи колебаний звучащего тела другому телу, бóльшему по объёму или по площади излучения звука.

Резонансный ящик — корпус струнных инструментов, которому передаются колебания струн и который усиливает и окрашивает извлекаемые из них звуки.

Реквием — вокальное или вокально-инструментальное произведение, посвящённое памяти умершего; первоначально заупокойная католическая месса с начальными словами requiem aeternam. Реквиемы композиторов 18-19 вв. перешли на концертную эстраду и приобрели характер вполне светского жанра, сохранившего лишь традиционный текст поминального значения.

Реминисценция

1. Черты музыкального произведения, напоминающие другую пьесу и возникающие обычно под её влиянием (может быть, и неосознанным).

2. В отдельных частях крупного произведения появление темы, встречавшейся в нём раньше.

Репертуар — круг произведений, исполняемых отдельными артистами, ансамблями или театральными труппами.

Репетиция

1. Разучивание или пробное исполнение произведения, предназначенного для концерта или спектакля.

2. Быстрое извлечение одного и того же звука на фортепиано или некоторых других клавишных инструментах несколько раз подряд.

Реприза

1. В сонатной форме — последний из её основных разделов, следующий после разработки. Нормативная реприза представляет собой тонально изменённое повторение экспозиции, в котором побочная партия проходит не в побочной, а в главной тональности.

2. В других формах (трёхчастной, рондо) — повторное проведение какого-либо раздела этих форм, чередующееся с другими разделами.

3. В пьесах любого построения — повторение какого-либо раздела тотчас после его первого исполнения.

Рефрен

1. Основной раздел рондо, который повторяется несколько раз.

2. Второй раздел в куплетной форме — припев.

Речитатив — род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую или декламационную речь. Речитатив обычно пишется ритмически свободно и не укладывается в нормативные музыкальные построения (предложения, периоды и т. д.). Часто речитатив предшествует арии, контрастируя с ней и подчёркивая её певучесть.

Ригодон — старинный (17-18 вв.) французский (провансальский) танец живого, бодрого движения в такте размером 4/4 или 2/4. Начинается затактом в одну четверть, по характеру близок бурре.

Риспоста — второй и последующий голоса в каноне, имитирующие (повторяющие) пропосту.

Ритм — чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм; средством измерения и осознания ритма является метр.

Ритмическая фигура — характерный отрывок ритма, обычно неоднократно повторяющийся; музыка каждого танца, как правило, имеет свою ритмическую фигуру, сопровождающую танцевальную фигуру (па).

Ритурнель

1. В вокальной музыке — инструментальные отрывки, обрамляющие пение и исполняемые между отдельными строфами текста.

2. В танцевальной музыке — инструментальные отрывки, предшествующие танцам или чередующиеся с ними.

Ричеркар — старинное название инструментальных пьес, предшествовавших возникновению фуги и основанных на непрерывном контрапунктически-разнообразном и изощрённом развитии какой-либо темы и её вариантов.

Родство тональностей — соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях). Делится на три степени: в первой степени родства находятся тональности, тонические трезвучия которых принадлежат к числу общих аккордов (До мажор и Соль мажор и т. д.); каждая мажорная тональность имеет 6 тональностей первой степени родства (2 мажорных, 4 минорных); каждая минорная тональность имеет также 6 тональностей первой степени родства (4 мажорных, 2 минорных). Во второй степени родства находятся тональности. Которые имеют хотя бы одно общее трезвучие, но не тоническое; каждая мажорная или минорная тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (8 того же лада и 3 иноладовых). Степень родства обусловливает возможности и характер модуляции.

Рожок — русский народный духовой инструмент; цилиндрическая или коническая деревянная либо берестяная трубка с раструбом на одном конце и выемкой на другом конце, прикладываемом к губам; без боковых отверстий издаёт фанфарные звуки и употребляется для сигнала; рожок, снабжённый боковыми отверстиями, применяется как музыкальный инструмент с диатоническим звукорядом; форма прямая или согнутая.

Романс

1. Сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением; вокальное произведение самого различного содержания, характера и построения. Романс получил широкое распространение в 19 в. В России, со времени появления, романс часто был тесно связан с народной песней и черпал из неё жизненные, реалистические образы.

2. Заимствованное из вокальной музыки название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.

Рондо — музыкальная пьеса, содержащая не менее трёх проведений основного раздела в главной тональности, чередующихся с рядом побочных размеров в других тональностях; основной, повторяющийся раздел рондо иногда называют рефреном, а побочные разделы — куплетами. Наиболее распространённый тип рондо пятичастный.

Рондо-сонатная форма — построение музыкальных произведений, содержащее, подобно сонатной форме, экспозицию и репризу и подобно форме рондо — не менее трёх проведений главного раздела (рефрена) в главной тональности. Чаще всего применяется в финале сонатного цикла.

Рояль — название основной разновидности фортепиано; клавишно-струнный молоточковый инструмент. Большой крыловидный корпус различных размеров с резонирующей нижней декой, стоящий на трёх ножках; внутри корпуса помещается чугунная рама с натянутыми струнами. Сила и блеск звучания рояля значительно увеличиваются при поднятой крышке, которая отражает звуки в сторону слушателей.

Рубато — подобно взволнованной речи, ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот; сжимая одни и расширяя другие фразы, по усмотрению исполнителя.

Рулада — быстрый, раскатистый оборот в пении.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»
Лебедянского муниципального района Липецкой области РФ
Открытый урок
по музыкальной литературе
«Выразительные средства музыки»
Преподаватель Е. П. Волкова
Лебедянь, 2015
Тема урока: «Выразительные средства музыки».
Цель урока:
Дидактические
Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме;
Обобщить представления учащихся о взаимосвязи выразительных средств музыки;
Объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у нее есть свои средства и приемы выразительности.
Воспитательные
Добиваться осознания и понимания учащимися произведений по-настоящему;
Учить внимательно вслушиваться в каждую мелодию – музыкальную тему, анализировать ее особенности, иметь о каждом произведении свое собственное мнение;
Воспитывать профессиональное восприятие;
Заинтересовать учащихся произведениями, отличающимися высокими художественными и представляющими духовные ценности мировой классики;
Активизировать учебный процесс, ввести классную письменную работу с целью проверки самостоятельного восприятия и мышления;
Заинтересовать учащихся игровыми и творческими заданиями, сделать процесс обучения более увлекательным, полнее реализовать творческий потенциал учащихся;
Расширить кругозор учащихся, используя дополнительный материал;
Активизировать домашнюю музыкальную деятельность.
Оборудование:
Музыкальные произведения в исполнении педагога и в записи (фрагменты)
Л. Бетховен Симфония №5
С. Прокофьев «Дождь и радуга»
П. Чайковский «Песня жаворонка»
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
П. Чайковский «Похороны куклы»
П. Чайковский «Игра в лошадки»
М. Мусоргский «Старый замок»
П. Чайковский «Осенняя песнь»
П. Чайковский «Подснежник»
Э. Григ «Смерть Озе»
И.С. Бах «Менуэт»
И. С. Бах «Токката» d-moll.
М. Глинка Речитатив Сусанина «Чуют правду…»
С. Рахманинов «Вокализ»
А. П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская», ГП, ПП.
Иллюстрации картин:
Саврасов «Рожь»
Айвазовский «Морский вид при луне»
Шишкин «На севере диком»
Нестеров «Два лада».
Стихи Ю. Мориц «Пони», «Слониха, слоненок и слон»
Рассказ «Легенда»
Раздаточный материал для самостоятельной работы
«Проверь себя».
Нотные примеры (ГП, ПП симфонии № 2 Бородина).
Карточки с изображением выразительных средств музыки
Кроссворд «Выразительные средства музыки»
«Цветик-разноцветик».
Ход урока
«Музыка – живая речь,
чутко отражающая действительность,
как и речь словесная» .
Б. В. Асафьев
Не бойся слов теория,
гармония, полифония и т.д.
Отнесись к ним дружески,
и они тебе улыбнутся.
Р. Шуман
I. Организационный момент.II. Вступительное слов педагога. Сообщается тема урока: «Выразительные средства музыки».
III. Обобщающее повторение по теме.
«Разминка».
— Перечислите 12 основных выразительных средств музыки по начальным буквам:
Д Р Т Л М Р Т Г Ш Р Т Ф.
— Ребята, у меня много карточек. По указанных разделам они были все распределены, но упали нечаянно и все перепутались. Кто мне поможет навести порядок? (Задание выполняется по желанию учащегося).
-Распределите термины, указанные на карточках, по разделам: темп, динамические оттенки, штрихи.
Дома вы повторили темпы, латинские темповые обозначения.
-Кто желает проверить себя? (Отвечают два учащихся по типу вопрос-ответ)
Задание следующее для двух учащихся:
Для каждого из перечисленных элементов музыкальной речи выбери соответствующую характеристику:
а) быстрый, умеренный, медленный;
б) мажор, минор;
в) равномерный, упругий, изменчивый, жесткий;
г) высокий, средний, нижний;
д) тихая, громкая.
-Назови элементы музыкальной речи, указанные на карточках (3/4, ре минор, пентатоника, трезвучие, мелодия).
-Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Контраст – это резкая смена каких-либо явлений. Контраст означает «противоположность».
Контраст в живописи – резкая смена цветов. Когда один цвет переходит в другой без полутонов (например, черный-белый).
Контраст в музыке – это резкая смена характеристик элементов музыкальной речи. Приводим примеры музыкальных контрастов.
Лад – мажор (минор).
Темп – быстрый (медленный).
Регистр – высокий (низкий).
Штрихи – легато (стаккато).
Динамика – форте (пиано).
Мелодия – кантилена (речитатив).
Фактура – гармоническая (полифоническая).
Мелодия – вокальная (инструментальная).
Тембр – сопрано (бас).
Тембр – флейта (фагот).
IV. Повторение и закрепление пройденного.
Разгадывание кроссворда «Выразительные средства».
-Ребята, этот цветок волшебный, музыкальный. Все лепестки этого цветика-разноцветика как бы вырастают из главного свойства музыки. А какого, мы узнаем после того, как разгадаем наш кроссворд, постепенно «раскроем» все лепестки (Все ответы написаны на лепестках).
Вопросы и задания к кроссворду:
1. Вспоминая человека, многие представляют себе его лицо. Вспоминая понравившееся произведение, мы пытаемся напеть, насвистеть… Что? (Мелодия)
2. Решили звуки силой помериться.
-Вот какой я сильный, — сказал один и прозвучал так громко, как мог – Форте.
-А я еще сильнее, — сказал другой и, действительно, прозвучал еще громче – Фортиссимо.
-А моя сила в моей слабости, — сказал третий и прозвучал тихо – Пиано.
-Если уж слабостью мериться, то попробуйте так, — сказал четвертый и прозвучал совсем тихо, еле слышно – Пианиссимо.
А пятый прозвучал не громко и не тихо (меццофорте = меццопиано).
А шестой прозвучал не тихо и не громко (меццопиано = меццофорте).
Как вы думаете, кто победил? Нет, не сильнейший. Победила дружба. дружба, согласие между громкими и тихими звучностями, совсем громкими и совсем тихими, полугромкими и полутихими. Все хорошо на своем месте: и постепенное усиление звучности от пиано к форте, называемое крещендо, и постепенное ослабление звучности от форте к пиано, называемое диминуэндо.

В общем, то, что касается силы (громкости) звучания, зовется у музыкантов … Как?
Тут греческое слов дина (т.е. сила) говорит само за себя. Решите сами, за какие заслуги взрывчатое вещество получило название «динамит». «Зри, т. е. смотри в корень», советовал один мудрец. Хороший совет, будто прямо для нас предназначен: зри в корень музыкального слова, смотри, откуда оно выросло. (Динамика)
3. Этот термин встречается не только в музыке, но в изобразительном искусстве. В музыке это способы извлечения музыкального звука – голосом или на инструменте. (Штрихи)
4. Три звука, три белые клавиши, обязательно через одну, соединившись вместе, прозвучат в аккорде. (На черные клавиши пока не обращаем внимания). А название аккорду – соответствующее…. Звучит просто приятно, а соединившие звуки вместе радуют ухо. (Трезвучие)
5. Каждое музыкальное произведение имеет имя и фамилию. Под именем скрывается тоника, а под фамилией – лад. Тоника + лад = …. (Тональность)
6. Мы говорим: знакомый голос, незнакомый голос. Потому, что всякий голос звучит по-особенному, всякий имеет неповторимую окраску. Окраска звука называется французским словом …. Несколько певцов могут спеть по очереди совершенно одно и то же. Мы сразу заметим: у каждого свой …. Несколько музыкальных инструментов могут сыграть одно и то же. Мы сразу отличим один от другого по …. В музыке он ценится чрезвычайно высоко – не меньше, чем краска в живописи. (Тембр)
7. Это слово среди других мудрых слов составили в наследство человечеству древние греки. Этим слово они называли соразмерность, слаженность, — о общем, согласие и порядок. Перевести это слов легко, объяснить труднее. Почем-то не всякую слаженность и соразмерность хочется назвать …. О слаженной работе универмага я бы не решилась сказа: здесь царит …. Вполне уместно назвать … мир и согласие в семье, коллективе, обществе. Люди ценят душевную … — спокойное, умиротворенное состояние чувств. Древние учение философы любили говорить о всеобщей … мира, природы, космоса. И, между прочим, иногда находили, что планеты на небе располагаются в …, подобно звукам в музыке.
В рассказе А. Чехова «Ванька» ученое слово … не встречается, картинку оттуда я напомню: «А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, не видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто перед праздником намыли и натерли снега».
Не знаю как вам, а мне отчетливо слышится в голосе писателя удивление и восхищение: какая же это неведомая чудесная сила свела и породнила совершенно чужие, посторониие предметы – дым, сугробы, звезды? Что же это за необъяснимый порядок открылся глазам?
Я думаю, слово … потому таинственным кажется, что говорит о вещах не до конца понятных, содержащих какую-то тайну. Как бы нам не объясняли, тайне всегда есть в человеческих отношениях, в человеческих чувствах, в природе, в искусстве. А тайна на то и тайна, чтобы на нее дивиться.
Что такое счастье, тоже никто тебе толком не расскажет. Да ты и так о счастье самое главное, кто чувствовал себя счастливым. Каждый знает о счастье самое главное, кто чувствовал себя счастливым.
Если ты получаешь удовольствие, слушая музыку, если тебя радует удивительное согласие созвучий в музыке – знай, это и есть …. С одной стороны, музыканты понимают слово … как все: это прекрасный, в чем-то таинственный порядок.
С другой стороны, для музыкантов … — специальная дисциплина, целая наука. Изучает наука … правила, по которым строятся и следуют друг за другом аккорды-созвучия. Каждый, кто знает эти правила, умеет правильно собрать звуки в аккорде, правильно расположить аккорды по порядку. Таким образом, к примеру, можно сочинить аккомпанемент к мелодии. Слово … очень уважаемое у музыкантов. (Гармония)
8. Часть звукового диапазона, область звучания. (Регистр)
9. Латинское слово означает склад, строение музыкальной ткани. Она складывается из мелодии, аккомпанемента, баса, средних голосов и подголосков. Бывает очень разнообразной, плотной, аккордовой, прозрачной. (Фактура)
10. Подумайте, можно ли понять двух одновременно говорящих людей? Конечно, нет. А в музыке такое чудо возможно. И это чудо называется … многоголосие. В ней всегда есть несколько самостоятельных голосов; один голос как бы разговаривает с другим, спорит, доказывает. Красоту … поняли давно. И красоту, и звучание, и красоту умного, точного расчета. Когда-то, в средние века, музыку благодаря …, не удивляйтесь, ставили наравне с математикой. Композиторы, сочиняя … музыку, делали хитро умные вычисления по строгим правилам, чтобы выстроить этажи голосов в благозвучии один над другим. Вначале … музыка была исключительно хоровой. Позже и музыкальные инструменты увлеклись …. …музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной, но не менее сложной в расчетах. Недаром излюбленной название … — инвенции, в переводе с латыни выдумка, изобретение.
Слушая инвенции, фуги и другие … произведения, мы, конечно, можем получать удовольствие, вовсе не зная, что такое ….
Но, если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, можно уловить, что идет увлекательная головоломная игра. Удовольствия от этого только прибавится.
Между прочим, сравнение … с «беседой друзей» придумал великий мастер … музыки композитор И. С. Бах. (Полифония)
11. Его можно услышать как в музыке, так и в стихах.
ПОНИ
Пони девочек катает,
Пони мальчиков катает,
Пони бегает по кругу
И в уме круги считает.
А на площадь вышли кони,
Вышли кони на парад!
Конь по имени Пират
Вышел в огненной попоне.
И заржал печальный пони:
— Разве, разве я не лошадь?
Разве мне нельзя на площадь?
Разве я вожу детей
Хуже взрослых лошадей?
Ю. Мориц.
СЛОНИХА, СЛОНЁНОК И СЛОН
Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да-да! Унеслись в-о-он туда!
Слониху, слонёнка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слонёнка, слона.
Да-да! И слоны улыбались тогда!
Слонихе, слонёнку, слону
Глоток задушевности нужен, —
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слонёнку, слону.
Ю. МорицВ каком из стихотворений размер двухдольный, а в какой трехдольный?
12. В музыке, если быть внимательными, всегда какой-то пульс прослушивается. Иногда такой: раз-два…. А иногда такой: раз-два-три….
Он время равномерными порциями отсчитывает. А зовут его греческим именем…. А по-русски – Мера. Это одно и то же. (Метр)
13. Иногда быстрее приходится метрические дольки считать, иногда медленнее. Как при езде на машине: чем больше скорость движения, тем быстрее деревья вдоль дороги мелькают и цифры на спидометре быстрее бегут. скорость музыкального пульса говорит о характере музыки – более оживленном, подвижном или менее. В нотах скорость музыкального движения обозначается словами. В серьезной классической музыке по давнему обычаю принято пользоваться итальянским языком.
-Так что же делает время быстрым и медленным? А метр у него в попутчиках. (Темп)
14. это греческое слов означает мерное течение. Термин этот не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному … — наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о нем так: «… — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».
В музыке – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.
Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ему мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жаров характерны определенные фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Очень большую роль он играет в джазовой музыке. Группа ударных инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида музыкального искусства виртуозными импровизациями. (Ритм)
15. Как называется музыка, предназначенная для исполнения голосом? (Вокальная)
16. … — это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.
Мажор и минор – самые распространенные в музыке ….
Хорошо, когда дело …, когда в семье …, когда платье … сшито. (Лад)
Послушайте рассказ «Легенда».
-Какие чувства вы испытываете, глядя на картину Нестерова «Два лада».
Подумайте, о каких двух ладах рассказывает легенда?
17. Какой ритм маршам первый друг? (Пунктирный)
18. Как называются мелодии, близкие к разговорной речи? (Речитатив)
19. Определите тембр голоса Ивана Сусанина? (Бас)
20. Есть мелодии очень напевные, широкого дыхания. Как они называются? (Кантилена)
21. Как называется ритм? (Синкопа)
Прослушайте и проследите за фрагментами из 1 части симфонии А. Бородина «Бородинская».
Ответьте на вопросы:
-Какие элемент музыкальной речи использует композитор в ГП и ПП симфонии № 2?
-Как зависит характер тем от выбранных композитором элементов музыкальной речи?
-Что вы может сказать о ладе, тональности, темпе, динамике, размере, фактуре, разновидностях мелодии?
(ГП: лад –минор, тональность си минор, фактура – унисонная, темп Аллегро, динамика – фортиссимо, мелодия – речитативная, размер – 2/2, тембр – струнные инструменты.
ПП – лад мажор, тональность Ре мажор, параллельная си минору, фактура – гомофоно-гармоническая, динамика – пиано, мелодия – певучая, кантилена, размер 3/2, тембр – виолончели. ГП воплощает могучий, героический характер. ПП – нежная, распевная, русская.
«Проверь себя». Самостоятельная работа. (см. Приложение).
IV. Итог урока.
Музыка потому и может изображать картины жизни, что у нее есть свои краски (средства и приемы выразительности): тембр, динамика, ритм, оттенки и др.
Мы раскрыли все лепестки нашего волшебного музыкального цветка. Осталось раскрыть его сердцевину. Все лепестки музыкального цветка вырастают из главного свойства музыки – интонации.
V. Домашнее задание.Проанализировать свое произведение по специальности и охарактеризовать в нем все музыкально-выразительные средства музыки.
Используемая литература:
1. Э. Финкельштейн. Музыка от А до Э. – Изд. «Композитор», С. –Петербург, 1997.
2. Ротачкова Н., Казанцева Е. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе для 4 кл. ДМШ – М. Издательский дом, 2003.
3. Калинина . Г. Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск 1, М., 2000.
Приложение 1
Приложение 2

Разработка урока по теме «Интонация как носитель образного смысла. Музыка-оружие в борьбе за свободу»

Урок №5 6 класс /1/

Тема: Интонация как носитель образного смысла. Музыка-оружие в борьбе за свободу.

Эпиграф:

«…Песня и стих – это бомба и знамя»

В.Маяковский

Цель:

Обучающая: активизировать жизненно-музыкальные впечатления обучающихся о роли музыки в жизни человека;

Развивающая: развить логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;

Мотивационная: пробудить интерес к творчеству греческого композитора М.Теодоракиса, музыке борьбы

Задачи:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений

  • Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью

Результаты освоения предмета:

Личностные:

  • испытать глубокое эстетическое воздействие, чувство сопереживания;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • проявлять сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач

Метапредметные:

  • проявить познавательную активность, творчество, самостоятельность;

  • выстраивать цели и гипотезы, видеть противоречия;

  • участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, формулировать собственную позицию, понимать содержание вопросов.

Предметные:

  • убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: интонация, темп, ритм, песня, танец

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа

Характеристика деятельности учащихся:

Владеть музыкальными понятиями и терминами в пределах изучаемой темы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме

Музыкальный материал:

для восприятия: 1. Греч. нар.танец

«Сиртаки»

2. М.Теодоракис

«На побережье тайном»

для исполнения: 1. М.Теодоракис

«Я – фронт»

Оборудование:

ПК; ММ; папка 6.1.5.

План урока:

1. Организационный момент

2. Рассказ о жизни и творчестве М.Теодоракиса с демонстрацией презентации

3. Слушание и сравнительный анализ песен «Я – фронт!», «На побережье тайном»

4. Разучивание песни «Я – фронт!»

5. Слушание «Сиртаки»

6. Физминутка

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

9. Итог

10. Организационный момент

Ход урока:

1. Вход: «Я-фронт!».

Музыкальное приветствие.

Вопросы:

1. Какое настроение создала музыка, под которую вы входили сегодня в класс?

(Бодрое, революционное, боевое…)

Предлагаю исполнить ваш ответ, превратив его в ритмическую распевку на слова: «Настроение такое: бодрое и боевое».

2. Какие средства музыкальной выразительности созданию бодрого, боевого настроения?

Посмотрите на доску. Перед вами слова поэта В.В.Маяковского.

«_______ и _______ — это бомба и знамя!»

Вопрос:

1. Как вы считаете, что может быть у Маяковского бомбой и знаменем? Что помогает людям бороться?

(Музыка, боевой дух, оружие…песня и стих)

2. С чем сравнивает Маяковский песню?

(Песня – бомба (снаряд, обладающий силой)

3. Зачем нужны такие песни?

(Чтобы бороться)

4. Сформулируйте тему нашего урока. Что будем слушать?

Слайд №1

Тема: «Музыка – оружие в борьбе за свободу»

Эпиграф: «Песня и стих – это бомба и знамя!»

2. Сегодня мы начали с вами урок песней знаменитого греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Слайд №2

(«Портрет М.Теодоракиса»)

Вопрос:

Известно ли кому-нибудь из вас его имя?

Тогда я попрошу нашего Знатока познакомить вас с ним.

Выступление учащегося с показом презентации

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной жизнью и творчеством прекрасного греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Слайд №3

(«Семья»)

Микис Теодоракис родился 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. Отец – выходец с острова Крит, мать родилась в Малой Азии. С детства Микис проявлял интерес и любовь к музыке, свои первые песни начал сочинять, ещё не умея играть на музыкальных инструментах.

Слайд №4

(М.Теодоракис)

В возрасте 17 лет он организовал в пелопонесском городе Триполисе хор.

Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в Движении Сопротивления.

Слайд №5

(«С друзьями»)

Был схвачен фашистами, подвергнут пыткам. Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икарис, а затем помещён в концлагерь на острове Макронисос, где также подвергался пыткам и избиениям. Все испытания Микис Теодоракис выдержал с честью.

В 1950г. Микис на «отлично» заканчивает консерваторию в Афинах и едет во Францию, где обучается в Парижской консерватории (1954-1959) и продолжает сочинять музыку.

Слайд №6

(«Париж»)

В 1959г. Теодоракис возвращается в Грецию и организует оркестр в Афинах и Музыкальное общество в Пирее. Микис Теодоракис занимает активную гражданскую позицию, занимается политической деятельностью (был депутатом парламента от Единой демократической партии (1964-1967).

Слайд №7

(«М.Теодоракис – гражданин!»)

В апреле 1967 года, после путча, устроенного «чёрными полковниками», Теодоракис ушёл в подполье. Полковники запретили его музыку под угрозой военного трибунала, а вскоре композитора посадили в тюрьму, где он провёл 5 месяцев.

Когда тяжелобольного Теодоракиса временно выпустили из тюрьмы и он жил дома в Афинах, к нему пришёл советский журналист и спросил:

«Где можно послушать ваши песни?»

Микис ответил:

«В Греции их нигде нельзя услышать. Они запрещены. Даже если стало известно, что их кто-то напевал у себя дома, этих людей арестовывают»

Но оказалось, что на окраине Афин, в маленьком кабачке, каждый вечер собирались любители песен М.Теодоракиса, его единомышленники. Каждый вечер приходил туда старый музыкант с гитарой и пел… Пел песни, которые можно услышать повсюду, -по радио, по телевидению, в кино… Песни Теодоракиса он не пел. Он не мог, не имел права их петь. Но слушателей становилось всё больше. Они сидели, слушали и ждали. В конце концов в вечере наступала минута, когда старый музыкант переставал играть, клал гитару на колени и замолкал. По выражению его лица, его глаз все сидящие вокруг понимали: он молчит песни Микиса Теодоракиса. И все вместе с ним тоже молчали песни М.Теодоракиса.

Вдумайтесь, песни, которые не поют, а молчат. И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством и единой мыслью – свободу Родине! Молчащие песни стали оружием в борьбе!

Теодоракис был вновь брошен в тюрьму, но и там он продолжал сочинять песни, которые удавалось иногда передавать на волю, и они становились оружием греческих патриотов.

Вопросы:

1. За что Теодоракис попал в тюрьму?

(За свои песни)

2. Как, по вашему мнению, должны звучать песни, чтобы их боялись, как боятся оружия, бомб, снарядов?

(Должна звучать уверенно, громко, призывно, мужественно)

3. Почему его песни были запрещены? Чего так боялись «чёрные полковники»?

3. Думаю, на этот вопрос мы с вами сможем ответить после того, как послушаем песни композитора. Сейчас мы услышим две песни М.Теодоракиса

Задание:

Послушайте и сравните две песни М.Теодоракиса.

Слайд №8

(Видео «На побережье тайном» (02.18.))

«На побережье тайном» Слушание, сравнительный анализ произведений.

«Я – фронт!»

Вопросы:

1. Какая музыка по характеру?

(Спокойная, нежная, лирическая, певучая, напевная, задумчивая, грустная, простая мелодия. Разнообразный ритм, берущий начало в народных традициях)

1. Какой была музыка по характеру?

(Мужественная, суровая)

2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне спокойный, нежный, лирический характер?

(Умеренный темп, плавное, поступенное движение мелодии, не очень громкое звучание)

2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне мужественный, суровый характер?

Приглушённая мелодия, внутренняя сила прорывается в проигрышах. В музыке контраст: сочетание народно-песенных и революционных интонаций (марш). Второй куплет – контраст первому. Звучит широко, твёрдо, мужественно. Призывную интонацию вносит интервал ч.4)

Задание:

Прочтите текст этой песни.

Слайд №9

(текст песни на греческом языке)

Вопрос:

Как вы думаете, о чём эта песня?

(Это песня о том, «с каким вдохновением, с какой любовью мы стали бы жить, если бы могли начать всё с начала». Это песня — мечта о счастливой, свободной жизни.

Не зная греческого языка, по самой сути музыки, по её исполнению, мы почувствовали глубокую человечность этой песни, пронизывающую её жажду счастливой, спокойной жизни, а так же глубокую любовь к родной земле.

3. Как вы понимаете слова: «Я – фронт!»?

Можно ли песню назвать песня – плакат?

Какие слова вы считаете наиболее важными, главными?

4. В чьём исполнении прозвучала?

Слайд № 10

(М.Теодоракис и М.Фарандури)

(Солистка: Мария Фарандури, в сопровождении ансамбля. Запись этих песен на пластинку была сделана в Москве в 1966 году греческой певицей Марией Фарандури – ей тогда было всего 19 лет. В записи участвует ансамбль, состоящий из бузуки (греческого народного инструмента),

Слайд №11

(Бузуки)

гитары, рояля и ударных. Ансамблем руководил Теодоракис, но в те дни, когда Мария Фарандури выступала в Москве, он находился в тюрьме.

4. В чьём исполнении прозвучала?

(Детский хор в сопровождении ф-но)

Вопрос:

Почему же песни М.Теодоракиса были запрещены? Чего так боялись «чёрные полковники»?

(Песни М.Теодоракиса помогали людям объединяться. Они призывали людей любить и защищать родную землю)

4. Сегодня мы с вами начнём работать над песней М.Теодоракиса «Я – фронт!»

Слайд №12

(Текст песни «Я – фронт!»)

«Я – фронт!» — разучивание, работа над чистым интонированием, дикцией, исполнение 1 куплета с аккомпаниментом.

5. В песне «Я – фронт!» всего 2 куплета.

Вопрос:

1. Обратили ли вы внимание на проигрыш между куплетами? Кто знает, какая мелодия слышится в проигрыше?

2. Кто знает, как называется эта танцевальная мелодия?

(«Сиртаки»)

Доска

(Карточка «СИРТАКИ»)

Сиртаки (греч.-касание) – популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорбо». Он не является греческим народным танцем, однако представляет собой сочетание быстрой и медленной версии хосапико – старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку, написанную к нему греческим композитором М.Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы»

После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Послушайте стихотворение поэта В.Якущенко, посвящённое Греции.

О, Греция, воспетая Гомером!

Ты многим поколеньям даришь вдохновенье!

Звучанье лир, кифар…

Волшебный мир нашёптывает шум твоих олив.

По горным склонам пусть журчат ручьи

Лазурны небеса…а солнышка лучи нежны…

Мотив сиртаки вечно пусть звучит,

А на Олимпе бог войны молчит!

Вопрос:

А вы видели, как танцуют сиртаки? Можете показать?

Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр 4/4, темп возрастает, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинают с медленных, плавных движений постепенно переходя в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

Слайд №13

(Просмотр видеофильма (04.17.))

6. Физминутка (Слайд №14)

7. Вопрос:

Хотите узнать, как в дальнейшем сложилась судьба М.Теодоракиса? Слово — Знатоку.

В 1968 году под давлением мирового общественного мнения М.Теодоракиса освободили и отправили в ссылку, но уже через год (1969) поместили в концлагерь.

Слайд №14

(Л.Бернстайн, Д.Шостакович, А.Миллер, Г. Белафронте)

За него вновь заступились деятели культуры, в частности Д.Д.Шостакович, Л.Бернстайн, А.Миллер, Г.Белафонте. Это возымело действие и в 1970 году композитор был освобождён. Теодоракис живёт во Франции.

Слайд №15

(Портреты М.Теодоракиса)

В изгнании он продолжает борьбу, устраивает концерты в пользу борцов с хунтой. После падения хунты в июле 1974 года, Теодоракис вернулся в Грецию.

Слайд №16

(«М. Теодоракис с М.Фарандури и Ф.Кастро» и «М.Теодоракис с семьёй в Москве»)

Домашнее задание:

Рассказать о дальнейшей судьбе греческого композитора М.Теодоракиса

Закончить наш сегодняшний разговор о греческом композиторе Микисе Теодоракисе я хотела бы его словами:

Слайд №17

(«Я всего лишь капля своего народа. Всё что я сделал, сотворил, я сделал вместе с ним»)

Слайд №20

Вопросы:

1. Чему научил вас нас сегодняшний урок?

(Цели можно добиться не кулаком, оружием, силовыми методами, а добрым словом, красивой песней, приятной улыбкой)

2. Чья жизнь и творчество убедили нас в этом?

3. Какие произведения М.Теодоракиса прозвучали сегодня на уроке?

4. Справедливы ли слова В.В.Маяковского «Песня и стих – это бомба и знамя»?

9. Итог:

Музыка способна с большой силой влиять на человека, возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей.

10. Выход: «Сиртаки»

Музыка. 6 класс

Музыка

6 класс

Урок № 14

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— музыка как вид искусства;

— интонация как носитель образного смысла в музыке;

— жанровое разнообразие музыки;

— музыкальный образ.

Тезаурус

Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.

Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.

Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

Обязательная литература

Дополнительная литература

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.

В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).

Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой — в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.

В увертюре развиваются три образа:

образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),

образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

образ Любви (побочная партия).

Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.

Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…

Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.

Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.

Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.

Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.

Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.

Перейдём к Репризе.

Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.

Конфликт получает новое драматическое развитие.

Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.

Кода увертюры.

В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.

Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.

К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»? Выделите цветом правильный ответ:

опера; балет; увертюра-фантазия.

Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.

Ответ: увертюра-фантазия.

№ 2. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?

Мы помним, что в репризе звучание «Темы Любви» становится более торжественным, ей противопоставляется «Тема Вражды», она звучит тревожно, предваряя гибель героев. Поэтому правильный ответ: в репризе.

Средства музыкальной выразительности

Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll. Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».

  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.

  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».

  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.

  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского.

  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена.

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха, что создает особый музыкальный колорит.

Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

Фредерик Шопен op.9 №2 «Ноктюрн»

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.

Людвиг ван Бетховен «Лунная» соната №14, I часть

Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» I том.

2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена.

В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.
  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.

Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.

Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету «Весна священная» использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.
  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.
  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.
  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.

Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато — отрывисто, обозначается точкой над нотой.

Легато – связно, объединяет несколько нот линией.

Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.

Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *