Средство невербального общения

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов.

Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Расширьте свое восприятие

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять и «раскусить» другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Чтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

Поговорим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь. Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

При визуальном контакте можно выяснить не только отношение собеседника, но и определить некоторые особенности характера по цвету глаз.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;
  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Видео о невербальных средствах общения:

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

  • Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
  • Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
  • Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
  • Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.

Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Научитесь распознавать ложь

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

  • слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
  • ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
  • «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
  • запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
  • «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
  • визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
  • подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
  • скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
  • высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
  • согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
  • скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
  • быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
  • быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
  • более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
  • любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
  • частое моргание глазами

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми

Читать далее…
  • Женский кризис середины жизни — главные симптомы
  • «Роковой» мужской возраст
  • Цель — стать успешным и богатым. Список полезных рецептов.
Вы считаете статью полезной?

О чем говорит дистанция при общении?

На каком расстоянии находятся люди, когда общаются друг с другом? Человек с опытом уже из этого может сделать важные выводы и о том, как люди относятся друг к другу, и какого рода вопросы они обсуждают, и у кого какой статус. Дистанцию в общении люди соблюдают (или выстраивают) чаще всего бессознательно, но быть к этим вопросам внимательным и иногда это делать осознанно — полезно.

Когда вы разговариваете, расстояние между вами должна быть приемлемой для собеседника и соответствующей вашим задачам в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»? В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м. Дистанция делового разговора: 1,2 м — 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см — 1,2 м. В российской культуре, где деловые отношения всегда перемешиваются с личными, дистанция делового общения обычно короче, нередко ничем не отличается от дистанции личной беседы.

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 — 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь… (в небольших помещениях или в углу помещения люди сохраняют большие межличностные дистанции, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре помещения).

​​​​​​​​​​​​​​То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности. Отсюда следует важный практический вывод: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами, но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы подстроитесь к собеседнику по позе, жестам, дыханию или темпу разговора. При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет самых солидных размеров стол, который непременно окажется между вами.

​​​​​​​​​​​​​​На дистанцию разговора влияет опрятность человека, в частности его запах. Приятный запах способствует более короткой дистанции, такой человек как бы притягивает собеседника, а если кто-то за собой не следит, зубы не чистит или не лечит — дистанция общения с ним будет более длинной, а контакт — более коротким.

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы. Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте. У детей школьного возраста межличностная дистанция увеличивается примерно до 12 лет, когда она достигает дистанции взрослых людей.

А самое главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседнику и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

Каковы симптомы НРО?

Основные симптомы невербального расстройства обучения включают в себя плохо развитые социальные навыки, но НРО может проявляться и другими способами. Например, дети с НРО могут испытывать трудности с математикой, пониманием прочитанного, письмом и/или физической координацией. Вот некоторые из симптомов, которые вы можете обнаружить у своего ребенка с НРО:

  • Запоминает информацию, но не знает, почему она важна;

  • Общается социально неприемлемыми способами;

  • Обращает внимание на детали, но не видит общей картины;

  • Испытывает трудности с чтением;

  • Испытывает трудности с математикой, особенно с задачами;

  • Физически неловкий и неуклюжий;

  • Плохой почерк;

  • Воспринимает информацию буквально;

  • Не понимает интонаций, языка жестов, мимики;

  • Плохие социальные навыки;

  • нарушает личностные границы других – может встать слишком близко к собеседнику;

  • Не обращает внимания на чужую реакцию;

  • Резко меняет тему разговора;

  • Слишком зависит от родителей;

  • Боится оказаться в непривычной ситуации;

  • С трудом приспосабливается к изменениям.

Детей с НРО часто неправильно понимают из-за того, что они так себя ведут. Сверстники и взрослые могут посчитать их странными или незрелыми. Не зная, что у ребенка НРО, учитель может подумать, что он невнимательный или дерзкий.

Несмотря на хорошую память им может быть трудно интерпретировать и делать выводы из того, что они читают.

По мере взросления детей симптомы НРО могут стать более очевидными и создать больше проблем. Дети понимают, что воспринимают социальные ситуации иначе, чем их сверстники, но не знают, что с этим делать. У некоторых развивается тревожность, которая может привести к компульсивному поведению, например, касаться дверной ручки определенное количество раз, прежде чем открывать дверь.

Чем раньше Вы узнаете о проблемах Вашего ребенка, тем скорее Вы сможете найти лечение и стратегии, которые помогут улучшить социальные навыки и облегчить тревожность.

На какие навыки влияет невербальное расстройство обучения?

НРО не влияет на всех детей одинаково, но у большинства НРО оказывает влияние на следующие навыки:

  • Концептуальные навыки: сложности с решением проблем, пониманием больших концепций и причинно-следственных связей.

  • Моторные навыки: проблемы с координацией и движением. Это включает в себя грубые двигательные навыки (например, бег), мелкие моторные навыки (например, письмо) и баланс (например, катание на велосипеде).

  • Визуально-пространственные навыки: проблемы с визуальными изображениями, визуальной обработкой и пространственными отношениями. Ребенок может запомнить то, что он услышал, но не то, что он увидел.

  • Социальные навыки: трудности с обменом информацией социально приемлемым образом. Ребенок может не понимать сарказма или мимики, может перебивать собеседника посреди разговора.

  • Абстрактное и критическое мышление: проблема с пониманием прочитанного и пониманием «общей картины». Ребенок может хорошо запоминать детали, но не понимать более крупные концепции, стоящие за ними. Также могут возникнуть проблемы с организацией своих мыслей.

Как распознать НРО?

Так как не существует общепринятого теста на НРО, процесс диагностики включает несколько шагов:

Шаг 1: Пройдите медицинское обследование. Врач Вашего ребенка, вероятно, не является экспертом в вопросах расстройств обучения, но Вы можете поговорить с ним о своих проблемах и узнать, может ли медицинское состояние вызвать симптомы вашего ребенка. Врач может помочь Вам найти специалиста, например, невролога для дальнейшей оценки.

Шаг 2: Получите направление к специалисту в области психического здоровья. После устранения медицинских причин врач Вашего ребенка, скорее всего, направит вас к специалисту в области психического здоровья, например, к неврологу. Специалист поговорит с вами и вашим ребенком о ваших проблемах. Затем он проведет различные тесты для оценки способности вашего ребенка в следующих областях:

  • Речь и язык: Развитие речи у маленьких детей; вербальные навыки, понимание абстрактных идей и контекста у детей постарше.

  • Визуально-пространственная организация: Способность проводить параллель между визуальной информацией и абстрактными концептами, например, читать карту или определять время по часам.

  • Моторные навыки: Навыки мелкой моторики, такие как рисование и письмо, и навыки крупной моторики, например, способность кидать и ловить предметы.

Специалист посмотрит, как Ваш ребенок владеет этими навыками, и спросит вас о симптомах, которые Вы заметили у своего ребенка.

Шаг 3: Проанализируйте полученную информацию. После сбора всей информации специалист будет искать сильные и слабые стороны, которые характерны для детей с НРО. Это поможет определить, имеет ли ваш ребенок отклонение.

Общие сильные стороны:

  • Уровень интеллекта средний или выше среднего;

  • Хорошие вербальные навыки;

  • Раннее развитие речи;

  • Хорошая память и способность повторять сказанное;

  • Лучше усваивает то, что услышал, чем то, что увидел.

Общие слабые стороны:

  • Социальные навыки;

  • Баланс, координация, почерк;

  • Понимание причинно-следственной связи;

  • Визуализация информации;

  • Уровень активности (выше в юном возрасте, понижается с возрастом).

Какие расстройства связаны с НРО?

Невербальное расстройство обучения — это отклонение, наиболее тесно связанное с проблемами с социальными навыками. Тем не менее, есть несколько других расстройств, которые мешают детям заводить друзей. Эти расстройства не связаны, но они могут возникать вместе с НРО:

  • СДВГ: детям с НРО сначала могут по ошибке поставить диагноз СДВГ. Оба отклонения имеют схожие симптомы, например, чрезмерная разговорчивость, плохая координация и привычка перебивать собеседника. Но СДВГ не является расстройством обучения. Это отклонение, которое зарождается в мозге, из-за которого детям сложно концентрироваться, думать о последствиях и контролировать импульсы.

  • Нарушения развития речи: это проблемы с речью (экспрессивное нарушение развития речи) и пониманием языка (рецептивное нарушение развития речи). Детям с этими отклонениями трудно понимать и использовать язык жестов, следовать указаниям и поддерживать разговор. НРО также может напоминать некоторые симптомы социального коммуникативного расстройства.

  • Синдром Аспергера: это нарушение развития, которое влияет на способность ребенка социализироваться и общаться с другими. Это легкая форма аутизма. Очень многие симптомы синдрома Аспергера и НРО совпадают, и исследователи предполагают, что около 80% детей с синдромом Аспергера также имеют НРО. Но это два отдельных расстройства.

Проект: Невербальные средства передачи информации Жесты как средство общенияЖесты как средство общения О чем может сказать поза человекаО чем может сказать. — презентация

1 Проект: Невербальные средства передачи информации Жесты как средство общенияЖесты как средство общения О чем может сказать поза человекаО чем может сказать поза человека Сигналы глаз Выполнили студентки ФМФ гр.МиИ-5В Васильева Светлана Г и Иванова Инна В СОШ 61 г.Чебоксары 10″а» класс

2 Основополагающий вопрос: Можно ли говорить молча? Проблемные вопросы: О чем говорят жесты? О чем может сказать поза человека? Как говорят глаза?

3 Жесты как средство общения Большинство жестов, используемых в общении, абсолютно одинаковы во всем мире. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они сердятся или грустят, то хмурятся. Кивок, как правило, означает подтверждение и согласие. Покачивание головой из стороны в сторону означает несогласие или отрицание. Большинство жестов, используемых в общении, абсолютно одинаковы во всем мире. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они сердятся или грустят, то хмурятся. Кивок, как правило, означает подтверждение и согласие. Покачивание головой из стороны в сторону означает несогласие или отрицание. Эволюционное происхождение некоторых жестов уходит корнями в наше глубокое животное происхождение. Оскаливание – это явный признак нападения. В наше время оно приобрело форму презрительной усмешки и довольно широко используется современным человеком, хотя атаковать противника при помощи зубов ему уже давно не приходится. Улыбка по своему происхождению, несомненно, является угрожающим жестом, но в наши дни в сочетании с другими неугрожающими жестами она служит для выражения удовольствия. Эволюционное происхождение некоторых жестов уходит корнями в наше глубокое животное происхождение. Оскаливание – это явный признак нападения. В наше время оно приобрело форму презрительной усмешки и довольно широко используется современным человеком, хотя атаковать противника при помощи зубов ему уже давно не приходится. Улыбка по своему происхождению, несомненно, является угрожающим жестом, но в наши дни в сочетании с другими неугрожающими жестами она служит для выражения удовольствия. Пожимание плечами – вот еще один хороший пример универсального жеста, который используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. Это множественный жест, состоящий из трех основных компонентов: раскрытые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови. Пожимание плечами – вот еще один хороший пример универсального жеста, который используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. Это множественный жест, состоящий из трех основных компонентов: раскрытые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.

4 Жесты ладоней Жесты рук

5 На протяжении веков открытые ладони ассоциировались с искренностью, честностью, преданностью и покорностью. В повседневном общении люди используют два основных положения ладоней. Рука ладонью вверх – это привилегия попрошаек и нищих. Рука ладонью вниз – это сдерживающий, успокаивающий жест. Один из наилучших способов определения истинности собеседника это наблюдение за его ладонями. Когда человек говорит искренне, он полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником. Попытка спрятать ладони – это явный сигнал, что собеседник пытается скрыть истину. Ладонь способна подать самый редко замечаемый, но в то же время самый мощный невербальный сигнал. Существует три основных команды жестов ладонью: ладонь вверх, ладонь вниз, ладонь со сжатыми пальцами. Рука ладонью вверх — это жест покорности. Он не несет в себе угрозы, напоминает об униженной просьбе уличных попрошаек. Когда же ладонь повернута вниз, вы демонстрируете свое превосходство. Ладонь сжатая в кулак, а указательный палец превращается в символическую дубинку, который говорящий принуждает слушателя к покорности. Указующий жест – это жест, способный привести в раздражение любого, особенно если он соответствует смыслу сказанного На протяжении веков открытые ладони ассоциировались с искренностью, честностью, преданностью и покорностью. В повседневном общении люди используют два основных положения ладоней. Рука ладонью вверх – это привилегия попрошаек и нищих. Рука ладонью вниз – это сдерживающий, успокаивающий жест. Один из наилучших способов определения истинности собеседника это наблюдение за его ладонями. Когда человек говорит искренне, он полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником. Попытка спрятать ладони – это явный сигнал, что собеседник пытается скрыть истину. Ладонь способна подать самый редко замечаемый, но в то же время самый мощный невербальный сигнал. Существует три основных команды жестов ладонью: ладонь вверх, ладонь вниз, ладонь со сжатыми пальцами. Рука ладонью вверх — это жест покорности. Он не несет в себе угрозы, напоминает об униженной просьбе уличных попрошаек. Когда же ладонь повернута вниз, вы демонстрируете свое превосходство. Ладонь сжатая в кулак, а указательный палец превращается в символическую дубинку, который говорящий принуждает слушателя к покорности. Указующий жест – это жест, способный привести в раздражение любого, особенно если он соответствует смыслу сказанного

6 Потирание ладоней – это невербальный сигнал позитивных ожиданий. Скорость потирания рук много говорит о том, кто получит ожидаемые позитивные результаты. Потирание большим пальцем по кончикам пальцев или только по кончику указательного обычно означает материальные, особенно денежные, ожидания. Сцепленные руки — означает разочарование и желание человека скрыть свое негативное отношение. Этот жест можно наблюдать в трех основных положениях: пальцы, сцепленные возле лица; руки, лежащие на столе; руки, опущенный на колени, если человек сидит, или перед собой, если он стоит. Существует определенная взаимосвязь между расположением сцепленных пальцев и степенью негативности. Человеком гораздо труднее управлять, если сцепленные пальцы находятся в вертикальном положении. Соединенные кончики пальцев (шпиль) – он свойствен людям, уверенным в себе, обладающим чувством превосходства. Шпиль имеет два варианта: вертикальное положение рук и опущенное. Вертикально располагают руки люди, высказывающие свое мнение, идею или ведущие переговоры. Опускают сложенные кончики пальцев обычно тогда, когда выслушивают мнение собеседника. Захваченные кисти, запястья и предплечья – этот жест говорит об уверенности в себе и превосходстве над окружающими. Большие пальцы демонстрируют доминирование, превосходство, даже агрессию. Демонстрация больших пальцев обычно вторична, она является частью совокупности жестов. Большой палец может быть также сигналом насмешки или неуважения, если им указывают на кого-либо.

7 Выражение глаз Выражение глаз – это ключ к истинным мыслям человека Выражение глаз Выражение глаз Выражение глаз – это ключ к истинным мыслям человека Выражение глаз На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. Выражения, подобные Она просто испепелила его взглядом, или У нее глаза ребенка, илиЕе глазки забегали, или У нее завлекающий взгляд,Его глаза подозрительно заблестели, или У него дурной взгляд, прочно поселились в нашем языке. Когда мы используем их, то бессознательно оцениваем размер зрачка и движения глаз другого человека. На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. Выражения, подобные Она просто испепелила его взглядом, или У нее глаза ребенка, илиЕе глазки забегали, или У нее завлекающий взгляд,Его глаза подозрительно заблестели, или У него дурной взгляд, прочно поселились в нашем языке. Когда мы используем их, то бессознательно оцениваем размер зрачка и движения глаз другого человека. При определенном освещении зрачки могут расширятся или сужаться, и настроение человека может манятся от негативного к позитивному и наоборот. Если человек возбужден, то зрачки его расширяются. И наоборот, если человек настроен негативно, раздражен и рассержен, то его зрачки сужаются до минимальных размеров. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж, чтобы усилить этот эффект. При определенном освещении зрачки могут расширятся или сужаться, и настроение человека может манятся от негативного к позитивному и наоборот. Если человек возбужден, то зрачки его расширяются. И наоборот, если человек настроен негативно, раздражен и рассержен, то его зрачки сужаются до минимальных размеров. Глаза играют очень важную роль в процессе ухаживания. Женщины используют макияж, чтобы усилить этот эффект. Зрачки младенцев и маленьких детей больше, чем у взрослых, и они постоянно расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно. Зрачки младенцев и маленьких детей больше, чем у взрослых, и они постоянно расширяются в присутствии взрослых, так как дети подсознательно стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть наиболее привлекательно. Старинная мудрость гласит:Смотри человеку в глаза когда говоришь с ним. Старинная мудрость гласит:Смотри человеку в глаза когда говоришь с ним.

8 Движения глаз Движения глаз Движения глаз Движения глаз Основа для подлинного общения может быть установлена только при общении с глазу на глаз. Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими неловко, а некоторые не кажутся нам заслуживающими доверия. Все зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт продолжается более двух трети времени беседы, то это может означать из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относится к вам враждебно (в этом случае вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, ваши взгляды должны встречаться на протяжении 60 – 70 процентов всего времени разговора. Это заставит вашего собеседника отнестись к вам с симпатией. Основа для подлинного общения может быть установлена только при общении с глазу на глаз. Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими неловко, а некоторые не кажутся нам заслуживающими доверия. Все зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт продолжается более двух трети времени беседы, то это может означать из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относится к вам враждебно (в этом случае вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, ваши взгляды должны встречаться на протяжении 60 – 70 процентов всего времени разговора. Это заставит вашего собеседника отнестись к вам с симпатией.

9 Деловой взгляд Когда вы ведете деловые переговоры, представьте себе, что на лице собеседника начерчен своеобразный треугольник. Сосредоточив свой взгляд внутри этой зоны, вы произведете впечатление человека серьезного. Ваш партнер почувствует, что вы ответственны и надежны. Если ваш взгляд не будет опускаться ниже уровня глаз собеседника, вы сможете держать ход беседы под контролем.

10 Неформальный взгляд Когда взгляд собеседника опускается ниже уровня глаз партнера, возникает дружеская атмосфера. Эксперименты показали, что во время неформального общения на лице собеседника также можно выделить треугольную зону. В это случае она располагается между глазами и ртом собеседника.

11 Интимный взгляд В этом случае взгляд может скользить по лицу собеседника, опускаться на подбородок и другие части тела. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге. Если человек заинтересован в вас, то он вернет вам такой же взгляд.

12 Взгляд икоса Так смотрят люди, которые либо заинтересованы в вас, либо настроены враждебно. Если человек при этом высоко поднимает брови или улыбается, то он явно заинтересован. Это сигнал ухаживания. Если же брови, наоборот, нахмурены и сведены на переносице, а уголки рта опущены, то человек относится к вам с подозрением, враждебно или критически.

13 О чем может говорить поза человека О чем может говорить поза человека О чем может говорить поза человека О чем может говорить поза человека Исторически сложилось так, что рост человека относительно другого является средством установления отношений превосходства или подчиненности. Оратор на митинге протеста встает на коробку, чтобы казаться выше, чем остальные, судья сидит на возвышении, те, кто живет в пентхаузе, обладают социальным статусом гораздо большим, чем жильцы первого этажа. Исторически сложилось так, что рост человека относительно другого является средством установления отношений превосходства или подчиненности. Оратор на митинге протеста встает на коробку, чтобы казаться выше, чем остальные, судья сидит на возвышении, те, кто живет в пентхаузе, обладают социальным статусом гораздо большим, чем жильцы первого этажа. Хотим мы этого или нет, но высокие люди обладают большим авторитетом, чем коротышки, но в личных отношениях рост может сыграть и отрицательную роль. Ведь часто вам нужно вести разговор на том же уровне, смотреть глаза в глаза, иначе атмосфера разговора может оказаться абсолютно не той, которую вам хотелось бы установить. Хотим мы этого или нет, но высокие люди обладают большим авторитетом, чем коротышки, но в личных отношениях рост может сыграть и отрицательную роль. Ведь часто вам нужно вести разговор на том же уровне, смотреть глаза в глаза, иначе атмосфера разговора может оказаться абсолютно не той, которую вам хотелось бы установить.

14 Прекрасный пример открытой совокупности жестов. Ладони полностью раскрыты, позиция подчиненности, пальцы раздвинуты, что придает жесту дополнительную выразительность. Голова в нейтральной позиции, руки и ноги раздвинуты. Человек выражает покорное, неугрожающее отношение к собеседнику. Классический жест обмана. Потирая глаз, человек смотрит на пол, брови подняты в жесте недоверия. Голова отвернута от собеседника и опущена, что говорит о негативном отношении. Кроме того, на его губах играет неискренняя, натянутая улыбка. Доминирование, превосходство и защита территории. Руки, заложенные за голову, говорят о самоуверенности мужчины, а ноги, положенные на стол, демонстрируют территориальные притязания. Чтобы подчеркнуть свой социальный статус, он использует вращающееся кресло с откидывающейся спинкой и колесиками. Кроме того он сидит в оборонительно- соревновательном положении. Руки положены на бедра. Подбородок выдвинут вперед, демонстрируя вызов, рот раскрыт- видны зубы, ну ничем не оскалившееся животное. Оба мужчины используют жесты агрессивности и готовности. Мужчина слева положил руки на бедра, а тот, кто стоит справа, заложил большие пальцы за ремень. Мужчина слева менее агрессивен, так как он отклонился назад и его тело развернуто от собеседника. Тем не менее мужчина справа принял угрожающую позу, он развернулся лицом к собеседнику.

15 Мужчина слева оседлал стул, пытаясь установить контроль над обсуждением или доминировать над мужчиной, сидящим справа от него. Он сцепил пальцы и соединил ноги под стулом, что говорит о его беспокойстве. Возможно ему не удается убедить собеседников принять его точку зрения. Мужчина сидящий в центре ощущает свое превосходство. Этот вывод можно сделать, заметив, что он заложил руки за голову. Кроме того, он сложил ноги в замок, что говорит о его несогласии и намерении спорить. Его вращающийся стул на колесиках и с подлокотниками также повышает его статус. Мужчина справа сидит на стуле, понижающем статус, так как его ножки фиксированы и у него нет никаких аксессуаров. Руки и ноги этого человека плотно скрещены (оборона), голова наклонена (враждебность), что говорит о том, что он не верит в то, о чем ему говорят. Женщина выдвинула одну ногу вперед в направлении мужчины, стоящего слева (интерес), рука положена на бедро, большой палец заложен за пояс (сексуальная готовность), левое запястье выставлено на обозрение, сигаретный дым направлен на к потолку (уверенность, позитивный настрой). Она искоса посматривает на заинтересовавшего ее мужчину, а он реагирует на ее ухаживания, поправляя галстук (прихорашивание) и выставив ногу по направлению к ней. Мужчина, стоящий в центре, явно не рад присутствию соперника, так как его тело развернуто от него. Кроме того, мужчина в центре агрессивно искоса посматривает на своего собеседника. Он выдыхает дым вниз (негативный настрой). Мужчина в центре прислонился к стене (территориальная агрессия).

16 ВЫВОД Человек может передавать информацию, не произнося ни единого слова! Более того, если знать азбуку жестов и движений, можно узнать то, что человек хочет скрыть!

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Данная работа посвящена анализу невербального общения.

В последние десятки лет в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения повысился, т.к. этот компонент социального поведения человека играет в жизни людей очень важную роль.

Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятна речь собеседнику, но и умением правильно понять визуальную информацию, т.е. взгляд партнёра, мимику и жесты, позы, телодвижения, дистанцию, темп и тембр речи.

Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, таких как юриспруденция, реклама, телевидение и др., а также желанием сохранить традиции и обычаи, которые выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и влияют на современные коммуникации.

Объектом исследования являются невербальные средства общения.

Цель данной работы – выявить особенности невербальных средств общения.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

1) ознакомиться с основами невербального общения;

2) рассмотреть особенности невербального общения;

3) изучить функции невербального общения.

Общетеоретические аспекты невербальных средств общения разрабатывали такие ученые, как Л.И. Чернышова1, А.Л. Журавлев2, Г.В. Бороздина3 и др.

В ходе написания данной работы был произведен анализ:

— научных публикаций;

— специальной учебной литературы;

— ресурсов сети Интернета.

1 Невербальные средства общения

Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается не больше 35% информации. Вместе с языком существует большое количество способов общения, которые тоже служат средством сообщения информации. Эти формы общения объединили в одно понятие «невербальная коммуникация». Позы, мимика, жесты, причёски, одежда, предметы, которые нас окружают, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, которым дали название невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. На их долю приходятся 65% информации, которая передается в процессе коммуникации4.

Невербальное общение – это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, получаемые от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными.

Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» сформировалось сравнительно недавно, в 1950-х годах, хотя основы этого научного направления можно искать и в более ранних работах. Так, Марк Фабий Квинтилиан, по Г.М. Андреевой, в своей книге «Наставления оратору» подробно объяснял наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира5. А французский просветитель Жан-Батист Дюбо (XVIII в.) обратил внимание на невербальные средства, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта».

Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке.

В книге Г.В. Колшанского «Паралингвистика» (1974 г.) рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике. В психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева (2008 г.) можно найти следующее определение: «паралингвистические средства – невербальные (неречевые) средства передачи информации»6.

Существуют различные классификации невербальных средств общения.

Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые в общении выполняют выразительно-регулятивную функцию. Они являются наиболее значимыми. К ним относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной.

  • Мимика – «зеркало души» — движение мышц лица. В передаче информации ей отводится особая роль, т.к. на протяжении долгого времени человек не может сделать так, чтобы его лицо не выражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Например, когда говорят, что у кого-то «умный взгляд», «добрые глаза», «тупое выражение лица», то в мимике подразумевают выражение психологических особенностей человека. Легче всего определяются эмоции удивления, радости, гнева, презрения, а эмоции страха и удивления – сложнее.7

Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.

  • Взгляд, или визуальный контакт тесно связан с мимикой и составляет важную часть общения. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Визуальный контакт при этом свидетельствует о расположении к общению.

Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются.8

  • Поза является элементарной единицей пространственного поведения человека. Это положение тела человека, типичное для данной культуры. Человек может принять около тысячи различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц.

Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. Далее В. Шюбцем было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Это говорит или о расположенности, или о закрытости к общению. Существуют «открытые» позы, которые воспринимаются как позы доверия, доброжелательности, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» — воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики и противодействия.

Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу.

Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают.9

  • Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Различают:

— коммуникативные – жесты приветствия, прощания, запретов, привлечения внимания, отрицательные, утвердительные, вопросительные и т.д.;

— описательные – жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания;

— модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.).10

  • Походка – стиль передвижения человека. По походке легко узнать эмоциональное состояние человека. Так, самая тяжелая походка при гневе, а легкая – при радости, угнетенная походка – при страданиях.

Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д.

Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания.

Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе.

Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие. Т.е. скорость речи также является важной характеристикой чувств.

Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства.

Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам.

Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции. Выделяют четыре зоны:

— интимная (до 50 см) – общение близких людей;

— персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

— социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;

— публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями.11

У разных народов пространственные зоны различны.

Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

2 Особенности невербального общения

В отличие от вербальных невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Т.е. невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить еще такую особенность, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, З.Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов.

При помощи языка тела, по оценкам специалистов, в процессе общения люди передают около 60% всей информации. Поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия. Т.е. информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта. Например: взгляд, выражающий внимание к собеседнику; жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т.д. Или, когда отправитель не имеет намерения передать какую-то информацию или пытается ее скрыть (например, плохое настроение), а получатель, тем не менее, эту информацию воспринимает. В связи с этим, по мнению А.Л.Журавлева, полезными оказываются такие понятия, как «знак» и «сигнал» 12.

Знак – элемент внешности, поведения, движений индивида, несущий в себе информацию, которую другой индивид воспринимает независимо от воли и намерений первого. Если отправитель использует его осознанно с целью передавать какую-то определенную информацию получателю, то знак становится сигналом.

Различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Знак, не осознаваемый отправителем, (случайный взгляд) может быть воспринят как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. А специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетания осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, т.к. каждый из них может занимать определенную позицию.

3 Функции невербального общения

Невербальные средства общения позволяют людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга и строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия.

Это общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более подробно в ряде его информационных функций.

С помощью невербального общения можно передать информацию о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека; о его физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении человека к кому-то или к какой-то ситуации; о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.; о психологическом климате в группе.

Особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.д.13

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, регулировать течение процесса общения, отражать истолкование ситуации.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.

Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.

Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

2 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

3 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

4 Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – С. 8.

6 Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. — № 11. – С. 312.

7 Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – С. 159.

9 Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 155.

11 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 145.

12 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 124.

13 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 124-125.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *