Стихи про портрет

Загадки про портрет. Загадка про портрет №1

Рубрика «угадайте картину» возвращается с каникул. Давайте попробуем немного по-другому, а то что-то мне стало скучно. Будем угадывать портреты, а заодно попутно кое-чему учиться о принципах их создания (надеюсь).
Сегодня разминаемся.
Итак, что это за портрет, если известно:

  • Сзади стоит некая она, и в руках у нее кишки и, быть может, черепаха.
  • Куцая деталь облачения главного персонажа роднит его с картиной Джошуа Рейнольдса, изображающей одного из последних губернаторов Нью-Йорка
  • Цель этого портрета — однозначно прославить изображенного как мастера своей профессии.
  • Обращают внимание очень ухоженные ноготки, которые увидеть здесь неожиданно. а впрочем, если вспомнить первую главу легендарной книги, то наоборот ожидаемо.
  • Пожалуй, достаточно. Но вот подсказка для слабаков: автор картины был бастардом, а того, кто стал ему приемным отцом, однажды перепутали с Рембрандтом.

Гуглить можно и нужно!
Просьба:
Пожалуйста, не шлите мне ответы в личку в соцсетях! Пожалуйста, очень-очень прошу.
Оставляйте ответы здесь, в комментариях, они автоматически скринятся (то есть прячутся) до воскресенья примерно.
Комментарии тут, в ЖЖ, можно оставлять с помощью любых аккаунтов — фбука, вконтакте, мейл.ру, гугла и проч. Да, совершенно точно можно, залогиньтесь через что угодно, и пишите.
НЕ НАДО также писать ответы в соцсетях открыто , там где другие люди могут их прочитать, не портите им удовольствие.
Пишите ТОЛЬКО тут.

Загадки про портрет для детей с ответами. Загадки про художника

Художник — творческая и увлекательная профессия. Именно о ней и собраны загадки в этом разделе. Малыши узнают, что рисовать можно красками, цветными и простыми карандашами, главное чтобы было желание и настроение!

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет …

Ответ? Художник

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

Ответ? Художник

Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?

Ответ? Кисть

Вот тебе помощник деревянный.
Должен быть он острым постоянно.

Загадки про портрет сложные. Загадка про портрет №3

Здравствуйте, доброе утро, рубрика «угадайте картину», снова в эфире, несмотря на мою просто нечеловеческую занятость по всем прочим фронтам, пытаюсь не пропускать, хоть и не всегда удается, простите.Итак, угадайте портрет, если известно, что:

  • Дедушка изображенной персоны по материнской линии был нашим соседом и слегка мешал жить Томасу Гордону и тому, кто отдоминировал знаменитого конюшего русской истории. Ему же вечно мешали те, у кого было право вопить «вето».
  • Но больше всего известен папа, потому что есть такие стулья. И прочая мебель. Поэтому на картине есть шмат горностая.
  • Всего у любителя охотиться в оленьем парке таких, породистых, было 10 штук, данный же объект сначала назывался «Четвертым» (вот прям официально, так и звали), потом «Третьим», ну и наконец по паспорту.
  • Загаданный прелестный портрет призван продемонстрировать модель не в русле кондового официоза, как вроде бы полагалось по чину, а через фильтры милоты и расслабленности. Именно поэтому там появились штаны в полосочку. Впрочем, подобное обезъянничанье с наших южных соседей для той эпохи было весьма типичным. UPD: не пропустите подсказку про штаны! Без штанов не щитово! И книжки.
  • Сестра (но не по крови) изображенного человека украшает в массовом порядке (с дополнениями, правда), одну популярную пищевую сеть в Москве.
  • Подсказка для слабаков под катом:

  • Состояние постмодерна. Хайдеггер и евреи. Министр культуры Франции во времена Жака Ширака. Прощай, барсук.

Гуглить можно и нужно! Просьба: Пожалуйста, не шлите мне ответы в личку в соцсетях! Пожалуйста, очень-очень прошу. Оставляйте ответы здесь, в комментариях, они автоматически скринятся (то есть прячутся) до воскресенья примерно. Комментарии тут, в ЖЖ, можно оставлять с помощью любых аккаунтов — фбука, вконтакте, мейл.ру, гугла и проч. Да, совершенно точно можно, залогиньтесь через что угодно, и пишите. НЕ НАДО также писать ответы в соцсетях открыто , там где другие люди могут их прочитать, не портите им удовольствие.Пишите ТОЛЬКО тут.

Словесное рисование портретов. Методический приём для вводного урока перед изучением больших, значимых тем, позволяющий на основе источников разного рода создать образы исторического деятеля, эпохи, события и облегчить учащимся восприятие и понимание материала. Можно использовать для групповой или индивидуальной работы. Задания могут быть устными и письменными.
5—11 классы

Алгоритм словесного рисования

• Выделите ключевые слова, относящиеся к образу (деятеля, эпохи, события); представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.

• «Раскрасьте портрет»: добавьте из текста (или из своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы), задайте себе вопросы: с чем можно сравнить то, что я представляю? Какие ассоциации у меня это вызывает?

• Подберите лексику, выражающую ваше отношение к изображаемому, введите эпитеты.

• Создайте единый образ; составьте текст на основе предлагаемого материала.

Критерии оценивания работы

• Логика ответа: вводная фраза; основная часть, состоящая из деталей, примеров, оценок; обобщение.

• Наличие фраз, структурирующих текст (такими фразами могут быть: «Образ представляется»; «Интересной деталью является»; «Кроме того, можно отметить»).

• Наличие слов-оценок (фраз, которые передают собственное отношение к образу).

• Умение выделить главное в источнике и использовать для выполнения задания.

• Речевая грамотность (отсутствие грубых речевых ошибок, богатство языка, преобладание в речи сложных распространённых предложений).

Словесный портрет
Екатерины Великой

Задание. Используя источники и следуя алгоритму словесного рисования, нарисуйте словесный портрет Екатерины II; особое внимание обратите на качества Екатерины как человека и как политика, государственного деятеля. Подумайте, какие цвета красок будут преобладать в портрете, который вы нарисуете? Почему?

1. Современники о Екатерине

Фавье, секретарь канцлера М.Воронцова. «Никак нельзя сказать, что красота её была ослепительна: довольно длинная, тонкая, но не гибкая талия, осанка благородная, но поступь жеманная, не грациозная; грудь узкая, лицо длинное, особенно подбородок, постоянная улыбка на устах, но рот плоский, вдавленный; нос с горбинкой; небольшие глаза, но взгляд живой, приятный; на лице видны следы оспы. Она скорее красива, чем дурна, но увлечься ею нельзя».

Граф Джон Бекингхэм, английский дипломат. «Прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой… мужчина не мог бы отнестись равнодушно…»

Граф Сегюр, французский посланник. «Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом… Склонная к удовольствиям и вместе с тем трудолюбивая, она была проста в домашней жизни и скрытна в делах политических. Честолюбие её было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям. Страстная в увлечениях, но постоянная в дружбе…»

2. Екатерина о себе, о власти

«Вот рассуждение, или, вернее, заключение, которое я сделала, как только увидала, что твёрдо основалась в России, и которое я никогда не теряла из виду ни на минуту: 1) нравиться великому князю; 2) нравиться императрице; 3) нравиться народу. Я хотела бы выполнить все три пункта… поистине я ничем не пренебрегала, чтобы этого достичь: угодливость, покорность, уважение, желание нравиться…»

«Надобно быть весёлою. Только это одно всё превозмогает и переносит. Говорю это по опыту: я много переносила и превозмогала в моей жизни, однако смеялась, когда могла, и, клянусь вам, что в настоящую минуту, когда у меня столько затруднений в моём звании, я охотно играю, когда представляется случай, в жмурки с моим сыном…»

«Столь великая империя, как Россия, погибла бы, если бы в ней установлен был иной образ правления, чем деспотический, потому что только он один может с необходимой скоростью пособить в нуждах… иная форма парализует своей волокитой деятельность, дающую всем жизнь…»

«Предрасположение к деспотизму… прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки… Едва посмеешь сказать, что они такие же люди, как мы, и даже когда я сама говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями…»

«Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого кроме них не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми».

Словесный портрет
революционера

Задание. Используя источники, нарисуйте словесный портрет революционера-народника. Особое внимание обратите на черты характера, интересы, привязанности, нравственные принципы. Какие цвета красок будут преобладать в вашем портрете? Почему?

1. Текст романа Ф.М.Достоевского «Бесы»

Примечание. Поводом к написанию романа послужило дело революционера-террориста С.Г.Нечаева, которому удалось получить на свою деятельность деньги у богатых эмигрантов. Нечаев вернулся в Россию, где организовал хорошо законспирированную группу «Народная расправа». Он пользовался в группе неограниченными полномочиями. Когда один из участников организации Иван Иванов попросил поставить его в известность о использовании финансов, Нечаев организовал убийство Иванова, обвинив его в предательстве. Убийство раскрыли, под суд были отданы 87 человек, из которых осудили 33. Нечаев бежал за границу, но был выдан властями Швейцарии и до смерти содержался в крепости.

Пётр Верховенский. «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно».

Ставрогин. «Право на бесчестье — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»

Пётр Верховенский. «Ну, это, пожалуй, хороший народ (чистые мошенники), иной раз выгодный очень, но на них много времени уйдёт, неусыпный надзор требуется… Самая главная сила — цемент всё связующий, это стыд собственного мнения. Вот это так сила! И кто это работал, кто этот «миленький” трудился, что ни одной собственной идеи не осталось ни у кого в голове! За стыд почитают».

Пётр Верховенский. «Горы сравнять — хорошая мысль, не смешная. Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию… Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание, мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство… Необходимо лишь необходимое — вот девиз земного шара отселе. …У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безразличность…»

2. Факты

1 марта 1881 г. Александр II выехал из дворца на развод войск. Террористы, принадлежащие к организации «Народная всея» и руководимые Софьей Перовской, поджидали царя на улицах Петербурга. Кортеж императора был встречен бомбометателями на набережной Екатерининского канала. Первая бомба убила мальчика, который случайно оказался рядом с каретой императора, и возницу. Александр вышел из кареты, и в этот момент второй террорист бросил бомбу ему под его ноги. Государь скончался через несколько часов.

В начале 1878 г. Вера Засулич записалась на приём к санкт-петербургскому генерал-губернатору Ф.Ф.Трепову и ранила его выстрелом из пистолета.

На суде Засулич объяснила свою акцию тем, что её возмутили действия Трепова, приказавшего за дерзкое поведение выпороть во дворе тюрьмы подсудимого Боголюбова. Суд присяжных под председательством юриста Кони оправдал террористку. Публика аплодировала «героине»; её и защитника вынесли из зала заседаний на руках. Вскоре Засулич переправили в Швейцарию.

Убедившись в сочувственном отношении общественности, исполнительный комитет начал осуществлять террористические акты в отношении лиц, занимавших государственные должности. Всего без учёта случайных жертв было совершено 18 убийств, занимать некоторые посты в государственном аппарате стало смертельно опасно.

2 апреля 1879 г. А.Соловьёв совершил покушение на императора, террорист был схвачен и казнён.

3. Документы

Из «Катехизиса революционера» С.Г.Нечаева

1) Революционер — человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни чувств, ни дел, ни привязанностей, ни даже имени. Всё в нём поглощено единым исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью — революцией…

4) Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех… проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует делу революции. Безнравственно и преступно всё, что мешает ему.

23) Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции порядка и классы в России…

25) Мы соединяемся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

Из программы «Земли и Воли» (май 1878 г.)

Конечный политический и экономический наш идеал — анархия и коллективизм…

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путём насильственного переворота, и притом возможно скорейшего…

…две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено всё внимание русской соц(иально)-революционной партии:

1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства и

2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать силу государства.

4. Статистический материал

Таблица

Социальный состав участников
революционного движения 1870-х гг.

Социальное положение

Число
участников

Рабочие

Ремесленники

Крестьяне

Солдаты

Мелкие служащие

Служащие

Земские служащие

Собственники предприятий, купцы

Священники

Адвокаты, актёры

Офицеры

Литераторы

Учителя

Врачи, фельдшера

Учащиеся школ

Семинаристы

Военные гимназисты, юнкера

Студенты и вольнослушатели

ИТОГО:

Тексты источников по изданиям

Словесный портрет

Словесный портрет — методика описания внешности человека (чаще всего преступника) на основе алгоритма описания стандартизированного набора характеристик.

Методика словесного портрета была предложена в конце XIX века Альфонсом Бертильоном.

Правила описания внешности человека

Упорядоченное описание проводится по разработанным криминалистикой правилам описания внешности человека. Они основаны на таких принципиальных положениях, как системность отражения признаков, т.е. последовательное описание всех разработанных криминалистикой групп признаков внешности человека (общефизических, признаков строения отдельных элементов внешности, функциональных и т.д.), полнота их описания (отражение по возможности наибольшего количества признаков внешности человека), использование единой терминологии, и заключаются в следующем.

1. В ходе составления упорядоченного описания последовательно отражаются:

  • анатомические признаки внешности человека: пол, возраст, национальность, рост, телосложение, а также признаки строения отдельных элементов внешности человека, например: при описании головы описываются её высота (средняя, большая или малая), форма (округлая, куполообразная, килевидная и т.д.), отмечаются особенности и т.д.;
  • функциональные признаки, такие, как осанка, походка, жестикуляция и т.д.,
  • сопутствующие признаки, например: одежда, аксессуары и т.д.;
  • особые приметы, например: наличие горба, постоянное ношение парика и т.д.

2. Любой из элементов внешности описывается по следующей схеме: от общего — к частному и сверху вниз, например: при описании лица сначала приводится характеристика лица в целом (общая конфигурация, полнота, черты лица в целом), далее отмечаются признаки волосяного покрова головы (длина волос, линия роста волос, густота, вид и т.д.), затем последовательно описываются признаки, характеризующие лоб, брови, глаза и т.д.

4. Размеры описываемых элементов должны рассматриваться и описываться относительно других элементов внешности и характеризоваться по ширине, длине, высоте, глубине, количеству и т.д.

5. Взаиморасположение элементов внешности, их положение определяются относительно вертикальных или горизонтальных плоскостей тела (вертикальное, наклонное, горизонтальное и т.д.).

6. При описании цвета глаз, волос и других анатомических особенностей внешности человека (пигментных и родимых пятен, родинок, прыщей и т.д.), а также сопутствующих признаков используют колористическую (цветовую) терминологию, например: красные прыщи, черные брови, рыжие волосы, черные брюки и т.д.

7. При описании применяют единые общепринятые в методе словесного портрета понятия и термины. Существенную помощь в этом может оказать классификация анатомических и общефизических элементов признаков внешности человека с унифицированной терминологией словесного портрета, разработанная специалистами ВНИИ МВД СССР.

8. Элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремлённым вперёд.

В соответствии с указанными правилами и с учетом, особенностей описания выявленных признаков составляется словесный портрет человека.

Особенности описания внешности человека по методу словесного портрета

Описание анатомических признаков внешности человека

Пол: мужской, женский.

Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.

Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).

Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).

Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.

Рис. 1. Формы головы.(а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная)

Рис. 5. Глаз ( 1 – бровь, 2 — верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка)Рис. 2. Формы лица (а — овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное)Рис. 6. Нос (1. Переносье, 2. Спинка, 3. Кончик, 4. Основание, 5. Крылья, 6. Ноздря)Рис. 3. Усы (а – высокое расположение; б – среднее расположение; в – низкое расположение)Рис. 4. Лоб. (а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий)Рис. 7. Губы (а – тонкие; б – средние; в – толстые)Рис.8. Ухо. 1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок Рис. 9. Морщины Волосяной покров. В целом характеризуется такими общими признаками, как жесткость (жесткие, мягкие), густота (может отмечаться как густой или редкий на разных участках тела и на голове), форма (определяется по виду изгиба стержней волос, как прямые, волнистые, вьющиеся, курчавые), цвет (чаще всего описывается широкоупотребимыми терминами — темноволосый (брюнет), светловолосый (блондин), темно-русый (шатен), а также могут отмечаться особенности — седые, с проседью, окрашенные и т.п.

Голова. Описывается по высоте (относительно роста человека — малая, средняя, большая) и форме (по силуэту — округлая, куполообразная, яйцевидная, килевидная, уплощенная); если имеются, могут быть отмечены особенности, выражающиеся в существенных отклонениях от крайних значений указанных признаков (см. Рис. 1).

Растительность на лице. У мужчин может быть отмечено наличие бакенбардов, усов, бороды, щетины (при этом описываются их форма, размер, цвет густота и т.д.), а у женщин — чрезмерный рост волос над верхней губой и на подбородке (см. Рис. 3).

Морщины и складки на коже. Отмечается их контур (прямые, дугообразные и т.п.), глубина (по рельефу — глубокие или мелкие), длина (по протяженности относительно того элемента лица, на котором они расположены, могут описываться как длинные, короткие и средние), местоположение — лобные, межбровные, внешнеглазничные или внутреннеглазничные и другие морщины, щечные, подбородочные и другие складки, взаиморасположение и количество (единичные, множественные, двойные и т.д.) (см. Рис. 9).

Глаза. Среди признаков глаз выделяются: строение глазной щели (миндалевидные, овальные, круглые, щелевидные и т.д.), цвет радужки (темные и светлые разных цветов), особенности (различные аномалии и патологические изменения — широко расставленные, асимметричные, косые, разноцветные, покрасневшие, с бельмом, катарактой и т.д.) и другие признаки (см. Рис. 5).

Скулы и щеки. Отмечается степень их выступания вперед, форма и особенности щек (пухлые, отвисшие, с прожилками, тонированные и т.д.).

Нос. Рассматриваются отдельные его элементы — переносье, спинка носа, основание носа, кончик его, крылья носа, ноздри, носовая перегородка, носогубная выемка по следующим признакам: величина, размер, ширина, контур, особенности и другие (см. Рис. 6).

Ушные раковины. Особое идентификационное значение имеют признаки, отличающие ушные раковины: величина, положение, оттопыренность, форма и контур, а также признаки частных ее элементов, таких, как завиток, противозавиток, козелок, противокозелок, межкозелковая выемка и мочка. При этом наибольшее значение имеют особенности этих признаков, описываемые с учетом атипичных проявлений (см. Рис. 8).

Шея. Описывается по высоте (определяется видимая ее часть от подбородка до плеч в соотношении с высотой лица и может характеризоваться как средняя, длинная или короткая), толщине (также определяется в анфас по соотношению видимого ее участка к ширине нижней части лица как толстая, средняя и тонкая), положению (в профиль определяется по степени отклонения видимой части шеи от вертикального положения и характеризуется как прямое, наклоненное вперед или отклоненное назад), виду поверхности кожи (гладкая, складчатая, жирная, мускулистая и т.д.), особенностям (отмечается, например» наличие кадыка, зоба и т.п.).

Плечи. При их описании отмечается ширина, которая определяется по соотношению ширины плеч и таза, что заметнее всего при наблюдении анфас, и могут быть охарактеризованы как узкие, средние и широкие, также их положение относительно горизонтали (прямые, опущенные, приподнятые) и особенности, т.е. заметные отклонения от отмеченных выше критериев либо кособокость, чрезмерная худоба, округлость и т.д.

Туловище. В целом описывается по длине (определяется по расстоянию от основания шеи до лобка и характеризуется как среднее — примерно равное длине ноги, длинное — заметное превышающее длину ноги, короткое) и особенностям строения, в качестве которых могут быть отмечены величины, значительно отличающиеся от указанных выше и описаны как огромное, маленькое, перекошенное.

Грудь. Могут быть отмечены форма (при наблюдении в профиль заметна выгнутость или впалость грудной клетки в отличие от плоской, встречаемой чаще всего), ширина (рассматривается относительно ширины таза) и особенности (сильное выступание мускулатуры, молочных желез, патологические деформации грудной клетки и т.п.).

Живот. Выступание этой части туловища относительно плоскости грудной клетки может быть описано как среднее, большое, малое. Дополнительно живот может быть охарактеризован как отвислый, мускулистый, гладкий и т.д.

Спина. Форма, контур или особенности спины также являются заметными признаками, характеризующими внешность человека. При этом по форме спина может быть выпуклая, т.е. сутулая, или плоская. Контур спины определяется схожестью с такими геометрическими фигурами, как трапеция, прямоугольник, конус. Наличие горба, сильно выступающих лопаток, заметного искривления позвоночника должны быть отмечены как особенности.

Таз. Определяется по его наибольшей ширине на уровне тазобедренных суставов и может характеризоваться как средний, широкий, узкий, а также женский (у мужчин, если таз шире плеч), мужской (у женщин, если таз уже, чем плечи).

Руки. Описываются по длине (средние, длинные, короткие), толщине (тонкие, очень тонкие, толстые, очень толстые) и особенностям, характеризуемым как мускулистые, костистые, жилистые, парализованные, атрофированные и т.п. Могут быть отмечены такие дефекты, как отсутствие руки или ее части, укороченность руки, наличие протеза и пр.

Кисти. Длина ее измеряется от запястья до конца среднего пальца и может быть по отношению к длине предплечья отмечена как средняя, длинная и короткая. Ширина кисти определяется отношением ее длины (без учета длины пальцев) к ширине ладони. Описываются также особенности, которыми являются необычное строение кисти (заметно выделяющиеся по величине — крупные, имеющие слишком малые размеры — маленькие, напоминающие по форме треугольник, четырехугольник и пр.) либо дефекты (отсутствие кисти, паралич, искривление), а также наличие татуировок, мозолей, шрамов и т.п.

Пальцы. При их описании отмечаются длина, которая определяется отношением длины среднего пальца к длине кисти (средние, длинные и короткие); толщина (описываются их крайние величины, например: очень тонкие или очень толстые пальцы) и особенности строения. Последние могут характеризоваться как искривленные, утолщенные, узловатые, волосатые, татуированные и пр.; может отмечаться наличие мозолей, рубцов, отсутствие пальцев или фаланг и т.п.

Ногти. Могут быть охарактеризованы по разным их признакам: форме — изогнутости ногтевой пластины (выпуклые и плоские), рельефу — виду ее поверхности (гладкие и ребристые), контуру — очертаниям ногтя (миндалевидный, закругленный, прямоугольный и т.п.), длине и ширине ногтевой пластины, цвету (матово-белые, розовые, желтоватые, коричневатые и т.п.), величине свободного края — выступанию, и особенностям — наличию дефектов, необычного строения или состояния (недоразвитие ногтей, отсутствие части ногтя, искривление ногтя (ногтей), очень длинные, очень короткие, расслоенные, вросшие, обломанные или обкусанные, с маникюром, с педикюром (на ногах) и т.д.).

Ноги. Как элемент внешности человека являются заметной ее частью. По контуру внутренних сторон ног определяется их форма (О-образная, Х-образная, прямая), по отношению ноги к длине туловища — длина, толщина ног описывается в случае, когда их можно охарактеризовать как очень тонкие или очень толстые. Описывая особенности строения ног, развития мышц, вида кожных покровов или дефектов можно давать этому следующие характеристики: мускулистые, костистые, волосатые, с татуировками и пр., также может быть отмечено наличие протеза, паралича ног (ноги), отсутствие ноги, укороченность или утолщенность какой-то ее части и т.д.

При выявлении могут описываться и другие анатомические признаки отдельных элементов внешности человека.

Описание функциональных признаков внешности человека

Осанка. При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.

Жестикуляция. Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.

Мимика. При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).

Речь. При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.

Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.

Описание сопутствующих признаков внешности человека

Одежда. При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.

Обувь. Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.

Аксессуары. Прежде всего — это предметы, которые носятся их владельцами не постоянно, а с той или иной степенью периодичности — зонты, сумки, мобильные телефоны, ремни, украшения, часы, четки и пр. Тем не менее, идентификационная значимость этих признаков существенна, т.к. позволяет порой, помимо дополнения внешнего облика их владельца, выявления индивидуальных особенностей личности, устанавливать по ним и другие обстоятельства события преступления либо условия исчезновения разыскиваемого лица и т.д.

Описание особых и броских примет

Особые и броские приметы являются важнейшими идентификационными признаками, а поэтому должны быть детально охарактеризованы и тщательно описаны. Таковыми могут быть шрамы, татуировки, родимые пятна, врожденные и приобретенные уродства тех или иных частей тела, то есть это сравнительно редко встречающиеся признаки, которые зрительно легко обнаружить. При описании важно отмечать их местоположение, цвет, размер, форму, содержание (татуировки), выраженность и т.д.

При составлении описания внешности по методу словесного портрета необходимо исходить из принципа полноты. Однако это не означает, что в каждом случае выявления признаков необходимо всем им давать полные характеристики. При включении в описание тех или иных признаков следует исходить из целей составления портрета и включать в описание тот комплекс признаков, который будет максимально индивидуализировать составленный словесный портрет.

Дополнительная литература

  • Топорков А. А. Словесный портрет

Смотри также

  • Габитоскопия
  • Субъективный портрет
  • Словесный портрет — пример составления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *