Стихотворный размер примеры

метр

упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе

Альтернативные описания

• Основная единица длины

• Единица длины

• Порядок чередования сильных и слабых долей в музыке

• Чередование слогов в стихе

• … с кепкой

• 100 см

• 2-дольный в музыке

• выдающийся деятель искусства или науки, наставник

• длинный «коллега» литра

• его эталон в Палате мер и весов

• единица длины

• квадратный …

• квартирная мера

• линейка портного

• м. греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов. Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или

• мера длины

• мера роста

• мера с кепкой

• миллион микрон

• музыкальная единица

• мягкотелая линейка

• один из 33-х в хрущевке

• погонная мера длины

• ритмическая система в стихах и музыке

• рост мужичка с кепкой

• рост недомерка с кепкой

• рост с кепкой (о низкорослом)

• сантиметр в третьей степени

• складное мерило столяра

• складной помощник столяра

• складной спутник плотника

• сотня сантиметров

• сто сантиметров

• то же, что литр, но в длину

• целых 100 см

• целых сто сантиметров

• чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана

• ямб, хорей

• длинный «коллега» литра

• до чего не дотягивает английский ярд

• единица длины, с 1983 г. определяемая как путь света в вакууме за 1/299792458 долю секунды

• основная единица длины, первоначально сорокамиллионная часть длины земного меридиана

• стихотворный размер

• чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?

• система чередования ударных и безударных слов в стихе

• единица измерения длины

• погонный …

• шаг дяди Степы

• рост карлика

• миллион микронов

• размер шага дяди Степы

• кепка

• складной измеритель

• портновская линейка

Стихотворный размер стихотворения. Примеры стихотворных размеров

Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU! Продолжим постигать азы поэтического творчества. Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров.

Кроме того, настоятельно рекомендую прочитать статью о рифмах и рифмовках: .

Стихотворный размер стихотворения

Была у меня одна знакомая, которая очень не любила следить за расстановкой ударений в стихотворениях и объясняла это тем, что поэзия идёт от души, а не подчиняется грубой силе литературной теории. Стоит признаться, что творения её читать было очень сложно, они напоминали маленьких лохматых домовых, которые прячутся от любознательного взора читателя. Точнее от его внимания, литературного вкуса и прочих атрибутов, необходимых при чтении. Стихи эти не цепляли, не покоряли и оказались невостребованными. Впрочем, человек просто писал для себя, не претендуя на большее.

Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения. Когда же ты пишешь сам, то должен прекрасно понимать: причёсанное и гладкое стихотворение легче воспринимается и больше нравится читателю. Если же хочется выделить что-то особо, то всегда есть исключения из правил. Но не более того. Отвергать значимость размера стихотворения – это значит, проявлять необъяснимое упрямство и выставлять напоказ своё невежество. Мы же — это люди грамотные, поэтому попытаемся разобраться и в этой области. Надо признаться, весьма непростой. Помните, что известный Онегин так и не научился отличать ямб от хорея?

Начнём с нескольких важных определений.

– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет.

Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.

Двусложные размеры – это как раз те самые ямб и хорей.

Примеры стихотворных размеров

Ямб

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведём несколько примеров.

Пример ямба:

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

Пример хорея:

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

Очень хочется верить, что на этом этапе каждый испытал некоторое удовлетворение и стал считать себя гораздо разумнее героя А.С. Пушкина. Что ж… Шагаем дальше.

Трёхсложные стихотворные размеры

  1. Дактиль

    В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

дактиль (примеры):

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

  1. Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

Амфибрахий (примеры):

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

Анапест

– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

Анапест примеры:

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе. Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой. Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов. Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора. Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

  1. Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

  1. Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной. О рифмовке мы говорили совсем недавно.
  2. Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Пожалуй, это то, что действительно необходимо знать каждому начинающему поэту и знатоку литературы. Сколько угодно, можно отрицать теорию и правила, однако они есть, и это факт. Никто не заставляет вас действовать так и не иначе. Мы – это явно творческие люди. Многие из нас – неоспоримые новаторы. Мы ищем всё новое и пытаемся оставить в истории литературы что-то своё. Это ценно и это очень важно. Но согласитесь, что прежде чем что-то нарушить, прежде чем выступать против чего-то, это что-то надо выучить и знать. В этом нужно разбираться. Это нужно понимать. Поэтому не стоит зацикливаться только на своей оригинальности и постоянно проявлять бунтарский дух. Мы учимся, а учиться следует всё-таки на лучших образцах. Успехов!

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление) план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема урока: «Теория литературы. Стихотворные размеры

(закрепление понятия)»

Цель: познакомиться со стихотворными размерами;

Задачи.

1. Предметные:

-Дать знания о двусложных и трехсложных размерах стиха.

-Научить самостоятельно формулировать термины по образцу.

-Показать на примере метрический анализ стихотворения.

2. Метапредметные:

-совершенствовать коммуникативные навыки учащихся при работе в паре;

— развивать речь, внимание, память, творческие способности учащихся.

3. Личностные:

— прививать интерес учащихся к поэтическому творчеству;

Формирование УУД.

1.Личностные:

-формирование желания выполнять учебные действия;

-формирование интереса к себе и окружающему миру;

1.Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия.

-способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

— формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю. спрашиваю;

-формирование умения работать в паре.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество с учителем и со сверстниками, адекватно передавать информацию.

Регулятивные УУД:

-развитие умения ставить цель, планировать работу, прогнозировать результат, контролировать способ действия и сравнивать его с заданным эталоном.

Тип урока.

Изучение нового материала.

Урок изучения теории литературы.

Словарь урока.

Стих Стопа Ритм Размер Метр Хорей Ямб Дактиль

Амфибрахий Анапест Двусложные размеры стиха Трехсложные размеры стиха

Ход урока

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С. Пушкин

I. Организационный момент:

— проверка готовности к уроку

— объявление темы урока

— формирование цели урока

II. Актуализация знаний

— Давайте для начала вспомним, о чем мы говорили на уроках литературы до сегодняшнего дня.

— Какие стихотворения вы изучали?

— Если сравнить внешне все стихотворения, они чем-нибудь отличаются? Полистайте учебник.

— А если сравнить строки у этих стихотворений?

— Как и у вас, у стихов тоже есть размер. А хотите узнать, почему размер у стихотворений разный?

III. Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Что вы хотите узнать на уроке?

Чему в хотите научиться?

IV. Изучение новой темы

Сегодня мы поговорим о том, что такое строфа в стихотворении и в каком виде она употребляется в тексте стиха.

Строфа – несколько стихотворных строк, которые объединены рифмой и сочетаются друг с другом по интонации.

Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа.

Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

Условные обозначения: ударный слог _/

безударный слог _

Примеры строф в стихотворениях

Представьте дом, в нем каждая комната нужна для чего-то определенного, в каждой – свой интерьер, который вызывает определенные чувства. Тем не менее, каждая комната в доме необходима, только все комнаты вместе создадут определенную атмосферу и целостность в доме.

Если подумать, то стихотворение можно сравнить с домом. Строфы в стихотворении похожи на комнаты в доме, каждая уникальна и необходима для завершенности стихотворения. Строфы в стихотворении располагаются в определенном порядке.

В песнях строфы чаще всего созданы при помощи синтаксического параллелизма. Это наиболее интересный вариант, так как синтаксис совершенно отделен от строфики. Говоря о количестве строф можно сказать, что наиболее часто встречаются от двустишия до пятистишия, реже от шестистишия до десятистишия.

Рассмотрим основные размеры стихосложения.

Двусложные размеры стиха:

1) ХОРЕЙ

ВЕтер, вЕтер, тЫ могУч

ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/

2) ЯМБ

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ДАКТИЛЬ

  1. ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
  2. СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
  3. МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д — дактиль)

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на первом слоге, например, зОлото.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде — это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко

На гОлой вершИне соснА

И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим

ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный — желЕзо.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных

РоковАя о гИбели вЕсть.

Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,

ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

V. Закрепление изученного материала.

Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.

Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.

Мчатся тучи, вьются тучи; Последняя туча рассеянной бури!

Невидимкою луна Одна ты несёшься по ясной лазури,

(Хорей) (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой Подруга дней моих суровых,

Влажную землю в лесу… Голубка дряхлая моя

(Дактиль) (Ямб)

На севере диком стоит одиноко Ты, солнце святое, гори!

На голой вершине сосна, Как эта лампада бледнеет

(Амфибрахий) (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий По синим волнам океана,

В тумане моря голубом! Лишь звёзды блеснут в небесах,

(Ямб) (Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи, Зреет рожь над жаркой нивой,

В окно повеяло весной… И от нивы и до нивы…

(Ямб) (хорей)

VI. Итоги урока:

— С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?

В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.

1. На уроке я работал: активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

3. Урок для меня показался: коротким / длинным

4. За урок я: не устал / устал

5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным

VII. Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.

Стихотворные размеры презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Слайд 1

Стихотворные размеры

Слайд 2

СТОПА — это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи стопа 1 2 3 4

Слайд 3

Пора! Пора! Рога трубят… СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Стихотворный размер

Слайд 4

Буря мглою небо кроет… ХОРЕЙ Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. А.С. Пушкин

Слайд 5

Мой дядя самых честных правил… ЯМБ Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. А.С. Пушкин

Слайд 6

Вырыта заступом яма глубокая… ДАКТИЛЬ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. И.С. Никитин

Слайд 7

На севере диком стоит одиноко… АМФИБРАХИЙ Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. М.Ю. Лермонтов

Слайд 8

Прозвучало над ясной рекою… АНАПЕСТ Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. А.А. Фет

Слайд 9

Богат и славен Кочубей… ПИРРИХИЙ Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее. А.С. Пушкин пиррихий

Слайд 10

Швед, русский – колет, рубит, режет… СПОНДЕЙ Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее). А.С. Пушкин спондей

Слайд 11

Как определить стихотворный размер? 1. Прочитайте строфу, расставьте ударения. 2. Подчеркните безударные гласные. 3. Запишите получившуюся схему. 4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы. 5. Определите размер.

Слайд 12

Определите стихотворный размер

Слайд 13

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом… А.С. Пушкин Четырехстопный хорей

Слайд 14

Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А.А. Фет Трехстопный амфибрахий

Слайд 15

Четырехстопный дактиль Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Н.А. Некрасов

Слайд 16

Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка… Трехстопный анапест И. Макаров

Слайд 17

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орёл молодой… Четырехстопный амфибрахий А.С. Пушкин

Слайд 18

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он. Четырехстопный ямб И. Козлов

Слайд 19

Утро туманное. Утро седое. Нивы печальные, снегом покрытые. Четырехстопный дактиль И. Тургенев

Слайд 20

Рифма, системы рифмовки

Слайд 21

РИФМА Созвучие окончаний стихотворных строк. Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на . Ждет-пождет с утра до н очи , Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядю чи С белой зори до но чи ; Не видать милого дру га ! Только видит: вьется вью га , Снег валится на по ля , Вся белешенька зем ля . А.С. Пушкин

Слайд 22

Системы рифмовки парная кольцевая перекрестная 1 – 2 3 – 4 1 – 3 2 – 4 1 – 4 2 – 3

Слайд 23

Системы рифмовки У лукоморья дуб зел ёный ; Златая цепь на дубе т ом : И днём и ночью кот уч ёный Всё ходит по цепи круг ом … … В темнице там царевна т ужит , А бурый волк ей верно сл ужит ; Там ступа с Бабою Яг ой Идет, бредет сама соб ой … …И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил . перекрестная парная кольцевая А.С. Пушкин

Слайд 24

Определите способ рифмовки Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины. Е.А. Баратынский кольцевая

Слайд 25

Определите способ рифмовки Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф.И. Тютчев перекрестная

Слайд 26

Определите способ рифмовки Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять. В.А. Жуковский парная

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд­ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви­тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон­това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме Вся русская литература XIX века в 230 карточках От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории Весь XIX век в одной таблице От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории Философия Просвещения в одной таблице Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения XX век: все главные стили живописи в одной таблице Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма Средневековая литература: главные книги в одной таблице «Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *