Стиль педагогической деятельности

Стили педагогической деятельности.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Стиль деятельности — это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя.

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:

а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

б) особенностей самой деятельности и

в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три основных вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский (А.К. Маркова).

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты».

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.

Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом :

— стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

— стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми» ;

— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;

— стиль общения — устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

— в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

— выборе методов обучения;

— подборе средств воспитания,

— стиле педагогического общения;

— реагировании на действия и поступки детей;

— манере поведения;

— предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

— применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания:

— содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

— динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

На этой основе выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют вопрос самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредствам подсказок, уточнений и т. д.), давая возможность отвечающим детально оформить свой ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Особенности стилей педагогической деятельности



Прежде чем мы начнем разбирать стили педагогической деятельности, необходимо сначала дать определение понятию «педагог». Толковый словарь Ушакова трактует это определение следующим образом: педагог — это человек, профессионально занимающийся преподавательской работой. Это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области .

Следует отметить, что само слово «педагог» образовалось от греческого «paidagogos», что в буквальном переводе означает «раб». В древней Греции педагогами считались те рабы, которые были не приспособлены к физическому труду. Их обязанность заключалась в том, чтобы провожать детей своего хозяина в школу, и заниматься их воспитанием.

Естественно в XXI веке значение этого термина кардинально изменилось. Неизменным осталось одно — воспитание. Каждый педагог должен дать своим ученикам не только академические знания, но и воспитание, что является неотъемлемой частью становления личности. Педагог не только передает знания своим ученикам, он является также проводником, гидом для своих учеников в окружающий их мир. Большинство педагогов с удовольствием берут на себя роль воспитателя, который помогает и способствует развитию способностей и талантов ученика.

У каждого педагога есть свой собственный и неповторимый стиль общения. В педагогический стиль деятельности, кроме ее специфики, входит такие понятия, как стиль управления, когнитивный стиль и стиль общения учителя. При этом под стилем общения, согласно В. А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие таких факторов, как особенности самой деятельности, индивидуально-психологические особенности субъекта данной деятельности — учителя (преподавателя), которые включают в себя личностные, индивидно-типологические и поведенческие особенности, а также особенности обучающихся (возраст, уровень знаний, статус, пол, и т. д.) .

Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя. Согласно А. К. Марковой стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, либеральный и демократический .

У каждого стиля есть свои особенности и методы, которые наилучшим образом способствуют восприятию учебного материала, а также воспитанию и развитию ученика.

В авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Преподаватель единолично принимает решения, не учитывая интересы учащихся. А также устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Своими правами пользуется без учета ситуации и, собственно, мнений учащихся. Не считает нужным обосновывать свои действия перед учениками. Результатом такого поведения является то, что учащиеся теряют активность во время уроков, а если и проявляют ее, то только при ведущей роли учителя. Педагоги данного стиля недооценивают такие качества детей, как инициативность и самостоятельность и преувеличивают их отрицательные качества: недисциплинированность, лень и безответственность. При таком стиле воздействия страдают ученики. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Все силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение новых знаний и собственное развитие, что, безусловно, является отрицательным фактором для обучающихся.

Поучения и приказы — главный метод воздействия учителя данного стиля. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данный педагог обладает профессиональной неустойчивостью и низкой удовлетворенностью своей профессией. Для учителей с этим стилем руководства главное — методическая культура. Зачастую такие учителя являются лидерами в педагогическом коллективе.

Однако нужно отметить, что, несмотря на многие недостатки авторитарного стиля педагогической деятельности, в некоторых случаях, как, например, в работе со «сложными детьми» (нарушителями) он является наиболее эффективным.

Педагога либерального стиля можно охарактеризовать такими терминами, как безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам или же своим коллегам. Организация и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы. Педагог периодически «забывает» о своих прежних требованиях. Опрос учащихся он проводит не на каждом уроке, задает шаблонные вопросы, колеблется при выставлении отметок и в основном завышает их. Часто исправляет отметки в журнале или же вовсе не выставляет их в дневник или в журнал. Хотя при этом активно использует напоминание об отметке как способ принуждения.

Характерным для учителя-либерала является нерациональное соотношение времени опроса с другими этапами урока. Их мало заботит, что ученики не успеваю или же вовсе не понимают учебный материал. Они не прилагают никаких усилий для организации учебной деятельности учащихся по исправлению текущих неудовлетворительных отметок.

Из-за нерешительности и постоянных колебаний у такого учителя в классе всегда ощущается неустойчивый микроклимат. Данный педагог не редко переоценивает возможности своих учеников, воспринимая их как инициативных, самостоятельных и общительных.

Эффективность работы коллективов, руководимых такими педагогами, обычно низкая. Будучи конформистом, такие педагоги часто избегают ссор и конфликтов, поэтому во взаимоотношениях с окружающими они максимально вежливы и доброжелательны.

Несмотря на явные различия между авторитарным и либеральным стилем, их все же объединяет отчужденность и дистанцированность от воспитанников, обособленность положения педагога в коллективе.

Третий стиль педагогической деятельности — это демократический. Педагог, который придерживается данного стиля, рассматривает ученика, как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний. Такой преподаватель доброжелателен к своим воспитанникам, он стремится создать приятную и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках. Это способствует созданию дружественного взаимопонимания между педагогом и воспитанником, и вызывает у учеников положительные эмоции, уверенность в себе и дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Кроме того, учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. В данном стиле педагог учитывает не только академическую успеваемость ученика, но и его личностные качества.

Побуждение к действию, совет, просьба — являются одним из основных методов воздействия. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности и высокой самооценки, так как учитель с этим стилем больше обращает внимание на свои психологические умения. Для педагога-демократа характерно адекватная оценка успехов и неудач учеников, самокритичность, стремление выяснить мотивы, причину и суть конфликта в коллективе и извлечь из этого пользу для дальнейшей педагогической работы.

В общении такие педагоги, как правило, корректны, терпимы и справедливы. Они отличаются высокой требовательностью к себе и к другим, способны принять на себя ответственность в случае групповой неудачи. Для таких учителей характерна большая профессиональная устойчивость и удовлетворенность своей профессией.

Исходя из нашего исследования, можно сказать, что наиболее благоприятным стилем является демократический стиль. Однако стоит отметить, что в реальной жизни тот или иной стиль деятельности в «чистом» виде обычно не встречается. Каждому педагогу, как правило, присущи проявления различных стилей деятельности при доминирующей роли одного из них.

На наш взгляд кроме стиля педагогической деятельности современный педагог должен также обладать педагогической убежденностью, умением адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, самокритичностью, педагогическим общением и поведением, педагогическим тактом и этикой, умением слушать и слышать собеседника. Также у него должен быть неподдельный интерес к познанию внутреннего мира людей. Еще одним важным качеством является умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, и при этом стараться адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние.

Как и для любого образованного человека, так и для педагога в особенности, стремление к постоянному самосовершенствованию должно быть задачей первостепенной важности. Особенно в наш век современных технологий, когда каждый год появляются новые способы и методы преподавания. Педагог должен быть в курсе всех новинок, ибо с их помощью он сможет улучшить качество обучаемого материала и сделать свой урок гораздо интереснее и познавательнее для своих учеников.

Литература:

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности -устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Стили педагогической деятельности подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще имеют высокую самооценку. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Наиболее полно собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера предложено А.К.Марковой и А.Я.Никоновой.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя Высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Но богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, не упуская закрепление знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Виды стилей педагогической деятельности

Стиль деятельности — это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип (рис. 12).

Принято выделять три основных стиля деятельности:

o авторитарный,

o демократический,

o попустительский.

Основные характеристики проявления перечисленных стилей в педагогической деятельности представлены в рисунке.
А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя.
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.
4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивнойдеятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности


· Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

o в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

o характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

o выборе методов обучения;

o подборе средств воспитания,

o стиле педагогического общения;

o реагировании на действия н поступки детей;

o манере поведения;

o предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

o применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности — 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики.

1. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

o преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

o адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;


o оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

o рефлексивность-интуитивность.

2. Аналогично выделяются динамические характеристики.

3.Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Стили педагогической деятельности:
доминирование, равноправие и безразличие

Малышева Эльвира Сергеевна

Деятельность любого педагога обязательно имеет свой определенный стиль. Это постоянный набор приемов, который в процессе данной деятельности проявляется.

Зависят стили педагогической деятельности от нескольких факторов – как от самой деятельности, так и от ее субъектов, то есть учащихся и учеников (если подразумевать при этом, что обучение и воспитание имеют субъект-субъектные отношения). Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя.

В современной педагогике стили педагогической деятельности выделяются следующие:

1. авторитарный;

2. демократический;

3. либерально-попустительский.

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От учеников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

С точки зрения психологии личности педагоги с авторитарным стилем деятельности зачастую эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия страдают ученики. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое.

Некоторые ученики пытаются противостоять такому воздействию, идут на конфликт, в результате их силы уходят на защиту он негативного воздействия педагога вместо того, чтобы направиться в нужное русло. Большинство детей теряют уверенность в себе и самостоятельность, нередки проявления агрессии.

Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви учителя к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой преподаватель доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках.

Самостоятельность в детях педагоги демократического стиля очень ценят, многие вопросы решают с учениками, зачастую доверяя им самим делать выбор и отстаивать свое мнение. При этом речь не идет о безразличии: права детей не ущемляются, но они четко понимают, какие обязанности на них возложены, существует ненавязчивый контроль. Основан он на чувстве заботы, ответственности, поэтому и учениками воспринимается как само собой разумеющееся. К тому же педагог считает нормальным и даже необходимым объяснить, почему одного не стоит делать, а другое стоит, и дети к этому прислушиваются.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуясь, что дети делают.

Сначала ощущение свободы радует учеников, но как бы они к этому не стремились, наставник им необходим. Образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них.

В последние годы появилась еще одна классификация стилей педагогической деятельности, в основу которой положены ориентированность учителя на процесс либо результат обучения и его личностный психотип. Речь идет о четырех стилях:

1. эмоционально-импровизационном (ориентация на процесс обучения, быстрота, интуитивность, недостаточное внимание закреплению материала)

2. эмоционально-методичном (ориентация на процесс и результат обучения, планирование, поэтапная отработка учебного материала, качественный контроль)

3. рассуждающее-импровизационном (ориентация на процесс и результат, склонность к традиционным методам обучения, не очень высокий темп работы)

4. рассуждающее-методичном (ориентация на результат обучения, планирование, консервативность в использовании способов и средств).

Стиль педагогической деятельности влияет непосредственно на ее результат, а также на очень многие факты: на особенность отношений в коллективе обучаемых, на формировании их знаний, умений, навыков, а также личностных качеств. Мотивация, самооценка, адаптивность, результаты учебной деятельности, особенности поведения – все это очень тесно связано со стилем работы учителя. Именно поэтому знания о видах стилей педагогической деятельности так важны.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта

Стиль педагогической деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности

Отражая специфику педагогической деятельности, педагогический стиль охватывает стиль управления, стиль саморегулирования, стиль общения и когнитивный стиль ее субъекта — учителя

Формирование стиля педагогической деятельности зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

а) индивидуально-психологические особенности учителя (индивидуально-типологические, личностные и поведенческие);

б) особенности деятельности;

в) особенности учащихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.)

зависимости от индивидуально-психологических качеств педагога выделяют следующие стили деятельности:

1 Демократический стиль. При таком стиля педагогической деятельности учитель рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только на успешность, но и на личностные качества воспитанников Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба Школьники при этом спокойны, довольны своей работой, уверены в себе Учителя-демократы много работают над собой, своими психологическими умениями их характеризует высокая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

2 Авторитарный стиль Учитель, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением задач, не обосновывает своих действий перед воспитанниками Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, вызывает агрессивность; их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение Они не довольны профессией, им присуща профессиональная неустойчивость Учителя с этим стилем деятельности заботятся прежде всего о методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

3 Либеральный стиль Учитель с таким стилем работы избегает ситуаций принятия решений, передает инициативу ученикам и коллегам Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет бессистемно, ему присущи нери ишучисть, колебания В классе это обуславливает неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

В современной психолого-педагогической науке прослеживается тенденция к определению типов личности специалиста

Тип личности учителя — совокупность сознательно выбранных или интуитивно усвоенных качеств, которые соотносятся с яркими чертами и качествами личности учителя

Он определяется установками учителя и отношением к детям, профессии

Учитывая приоритет деятельности отечественный педагог Виктор Сорока-Росинский (1882-1960) выделил \»логотропив\»(ориентированных на преподавание своего предмета) и \»педотропив\» (направленных на детей) Среди хороших учителей он различал теоретистив (у них теория преобладает над реальностью), реалистов (хорошо разбираются в реальном мире, но не способны к обобщениям) утилитаристов (прагматики, подвержены многократных повторений, тренировок, оттачивания всех деталей), артистов (обладают тонким восприятием, эмоциональные)

Польский писатель и педагог Януш Корчак (1878-1942) классифицировал воспитателей зависимости от личностных качеств: воспитатель тиран (создает множество запретов и требует их соблюдения, стремится быть очень пи ильного); честолюбивый воспитатель (ориентированный на достижение результатов по своему четкому плану, не учитывает интересов ребенка);умный воспитатель (действует только ради добра детям, понимает их)

За основу классификации профессиональных типов отечественный педагог Б. Костяшкин принял организационный склад личности учителя, характер его внутреннего мира, выделив эмоциональный, интеллектуальный, волевой и организаторский тип.

Эмоциональный тип характеризуется повышенной способностью к ощущению внутреннего состояния ребенка, его эмоционального мира, сопереживание Такой педагог успешно работает с \»тяжелыми\» учениками, к нему обращаются ученики со своими проблемами Внешне он артистичный, вдохновенный, эмоционально и ярко передает любую информацию Интеллектуальный тип отличается склонностью к научной деятельности, эрудицией, теоретическим составом Мысли гения, самостоятельностью суждений и оценок, требовательностью к себе и другим Дети уважают таких учителей. Волевой тип проявляет организованность и четкость в работе, высокую требовательность, уверенность, настойчивость Организаторский тип является универсальным Такие педагоги лучше управляют различными видами деятельности учащихся, решения Вива их способности и помогают в делах По данным исследований Е Костяшкин, в начальной школе преобладают учителя эмоционального и организаторского типов, в средних классах — волевого, а в старших – интеллектуального.

По ролевым репертуаром учителя совершил классификацию российский психолог Владимир Леви Он называет следующие типы: оратор, артист, контроллер, критик, информатор, консультант, опекун, няня на высших ступенях лях — кумир, проповедник, друг, а на низших — шут, дрессировщик, надзорач.

Классификации типов личности учителя удостоверяющих их неоднозначность, разнообразие критериев выделения, но убеждают в необходимости учитывать типологические характеристики учителя как признак и его индивидуальности и особого стиля профессиональной деятельности.

Вступление учителем индивидуального стиля профессиональной деятельности позволяет осознанно формировать образ педагога, который отражает его внутренний мир, раскрывает яркие качества личности.

Педагогический имидж (англ image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, а также в массовом сознании

При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывает ему окружения Имидж охватывает внешность, манеру одеваться, стиль общения, поведения, мышления Иначе говоря, это искусство \»управлять впечатлениями\» (Е Гоффман (Е. Гоффман).

Имидж учителя должен отражать его харизматические черты — привлекательные качества, которые ассоциируются с индивидуальностью человека и охватывают социально-персональные характеристики, а также символы Благодаря х харизматическим качествам учитель получает признание, успех, авторитет.

Практика показывает, что нередко интерес аудитории к своей личности педагоги начинающие поддерживают или экстравагантностью — необычностью вида, манер, или эпатажем- вульгаризированной форме имиджа Для достижения соответствующего имиджа нужно прежде объективно оценить то, что дано природой, определить свои преимущества и удачно использовать их Не менее важно смотреть на себя глазами других людей, оценивать свою харизматичность, уметь себя \»подать\» — самопрезентоваться.

Самопрезентация (лат, от praesentatio — передаю, вручаю) — умение человека подать себя с лучшей стороны, вызвать чувство доверия к себе и сохранить его

Имидж педагога влияет на успешность его само-презентации частности, первое впечатление о человеке складывается именно под влиянием ее внешнего вида Одежда, обувь, макияж, аксессуары — все это создает ее о БрАЗ Однако следует помнить, что и прическа, и костюм, и украшения к одежде учителя должны подчиняться решению педагогических задач и эффективному воздействию на формирование личности ученика Внешний взгляд педагога должно быть эстетично выразительным: приветливая улыбка, сдержанные движения, плавная походка, осанка

Итак, настоящие педагоги должны иметь свой \»почерк\», обладать персональными манерами и особым отношением к обучению и воспитанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *