Стили семейного воспитания

Стили взаимодействия родителя с ребенком статья

Стили взаимодействия родителя с ребенком

Социально- психологический климат семьи непосредственным образом отражается на личностном развитии детей, на их отношении к родителям и сверстникам.

Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как

правило, — результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее

жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или окружающим.

Родительское отношение как структурный компонент родительства представляет собой относительно устойчивое явление, включающее

амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах, реализующееся в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании взаимоотношениям.

Отечественные психологи подчеркивают многомерность родительского отношения, в структуре которого выделяются четыре образующих:

1)интегральное принятие или отвержение ребенка;

2)межличностная дистанция («симбиоз», отстраненность);

3)формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация, попустительство);

4) социальная желательность поведения.

Каждая из этих образующих представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих.

Выделяют четыре типа родительского отношения.

— принимающе-авторитарное отношение.

Принятие, одобрение, поддержка ребенка родителями сочетаются с требованиями социальных успехов.

-отвергающее с явлениями инфантилизации.

Отношения между родителями и ребенком строятся на эмоциональном отвержении ребенка, недооценке его индивидуально-личностных качеств.

Взрослые приписывают ему социально неодобряемые черты, наклонности,

воспринимают и относятся к нему как маленькому.

симбиотическое отношение.

В общении с ребенком выражены симбиотические тенденции, выражена гиперопека.

симбиотически-авторитарное.

Симбиотические тенденции в общении с ребенком сочетаются с гиперконтролем.

Содержание родительского отношения противоречивостью, амбивалентностью, зависит от выраженности различных элементов его структуры.

Родительское отношение является родовым для таких понятий как

стиль семейного воспитания, родительская позиция, родительские

установки, родительское взаимодействие и т.д. А.Я. Варга указывает,

что родительское отношение к ребенку лежит в основе семейного стиля

воспитания.

Родительское отношение определяет стиль воспитания и оценку ребенка.

Тип семейного воспитания является интегративной характеристикой

воспитательной системы, характеристикой родительско-ценностных

ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня

родительской компетентности. Он определяет становления Я – концепции

в детском возрасте, влияет на развитие познавательной сферы ребенка,

его отношение к миру.

Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа:

1.Авторитетный стиль: теплое эмоциональное принятие ребенка и высокий уровень контроля с принятием и стимулированием самостоятельности и независимости детей.

2.Авторитарный стиль: отвержение или низкий уровнем эмоционального принятия ребенка и высокий уровень контроля.

3Либеральный стиль: снисходительность, либеральность, попустительство, слабый контроль поведения детей. Так как от детей не требуется ответственности и самоконтроля, то они импульсивны, агрессивны.

4.Индифферентный стиль воспитания: низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодность и дистантность в отношении ребенка, игнорирование интересов и потребностей ребенка, недостатток протекции.

Под стилем воспитания понимается неопределенная стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени.

Выделяются два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

При демократическом стиле выражена высокая степень общения между родителями и детьми, дети включены в обсуждение семейных проблем, дети успешны, родители всегда готовы оказать поддержку и помощь, стараются быть объективными в оценке результатов деятельности ребенка, его поведения.

При контролирующем стиле поведение ребенка значительно ограничивается. Ему четко и ясно объясняют смысл ограничений.

Родители и дети едины в мнении по поводу мер, принимаемых в случае

нарушения дисциплины.

Доказана взаимосвязь между воспитательным воздействием и формированием аномальных характерологических особенностей ребенка.

Продолжительное пагубное влияние семейной дисгармонии и неправильное воспитание способствует развитию личности ребенка по психопатологическому или невротическому типу.

Существует три типа неправильного воспитания.

Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) характеризуется неприятием индивидуальных особенностей ребенка, жестким контролем, навязыванием ему единственно правильного типа поведения, недостатком контроля, полным попустительством.

Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) характеризуется тревожностью, мнительностью родителей по поводу состоянии здоровья ребенка, его социального статуса среди товарищей. Беспокоятся об ожидаемых успехах в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Воспитание по типу С (эгоцентрическое) характеризуется

сосредоточенностью всех членов семьи на ребенке, порой в ущерб другим

детям или членам семьи.

Существует три варианта семьи:

традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская

(демократическая).

В традиционных семьях воспитывается почитание, уважение старших.

Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз.

Подчинение – основное требование.

Обеспечение «счастья ребенка» — главная задача в детоцентрической

семье. Ребенок характеризуется высокой самооценкой, ощущением

собственной значимости. Однако частыми являются конфликты с

социальным окружением вне семьи. Это может создать впечатление у

ребенка, что мир враждебен и агрессивен. Высока вероятность

возникновения социальной дезадаптации.

Взаимодействие и принятие характеризуют демократическую семью.

Ребенок усваивает демократические ценности, у него отсутствуют

рассогласования представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Он отличается активностью, самостоятельностью,

доброжелательностью, адаптивностью, уверенностью в себе и эмоциональной

устойчивостью. Хотя возможны проблемы с необходимостью подчинения социальным требованиям.

Очень часто в методах воспитания матерей и отцов отсутствует согласованность, выражены противоречия. Результат этого – отсутствие

желания принимать и руководствоваться социально желаемыми формами

поведения; низкий самоконтроль; безответственность. Так как у детей не

выработано чувство независимости и ответственности, то они импульсивны, в ряде ситуаций агрессивны. Их суждения незрелы, самоконтроль низкий, самооценка занижена.

Выделяются следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля, недостаточное внимание к ребенку, его интересам, к его делам, физическая заброшенность и неухоженность.

Доминирующая гиперпротекция: повышенное, чрезмерное внимание и забота, опеке и мелочный контроль поведения, слежка, запрет и ограничения, ребенок не самостоятелен и безответственен.

Потворствующая гиперпротекция: освобождение ребнка от малейших

трудностей, потакание его желаниям, чрезмерное покровительство, восхищение минимальными успехами, требование такого же признания от других.

Эмоциональное отвержение: ребенок в тягость, воспринимается как обуза, полное игнорирование его потребностей,открытое и частое выражение недовольства ребенком.

Жестокие взаимоотношения: несдержанность в общении, озлобленность, применение насилия, эмоциональная холодность, равнодушие, враждебность.

Повышенная моральная ответственность: требование от ребенка открытости, искренности, правдивости, ответственности, уровень развития которых не соответствует возрасту ребенка, игнорирование интересов, возможностей, потенциала ребенка, возложение на него ответственности за благополучие близких.

Кроме указанных отклонений в стиле родительского воспитания,

определенная часть родителей способствует развитию женских качеств у

мальчиков, предпочитает мужские качества у девочек, старается как

можно дольше сохранять детские качества. Страх утраты ребенка, незрелость

родительских чувств, проецирование собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, — все это также примеры аномалий в стилях родительского воспитания.

При исследовании семей, в которых дети, страдали различными формами неврозов, выделены следующие параметры воспитательного процесса:

1.Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям:

а) гиперопека; б) опека; в) приятие; г) не-1 приятие.

2.Параметр контроля:

а) разрешительный; б) допускающий; в) ситуативный; г) ограничительный.

3.Последовательность — непоследовательность.

4.Аффективная устойчивость – неустойчивость.

5.Тревожность – нетревожность.

Кроме того, отмечаются различные сочетания этих параметров, их соотнесение с различными видами неврозов.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания.

1.Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.

2.Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.

3.Выраженная степень опеки и ограничительства к каким-либо сферам жизнедеятельности детей.

4.Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.

Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.

Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.

В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.

Что такое демократичный стиль воспитания

В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.

Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.

Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.

Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:

  • родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
  • родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
  • родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
  • родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.

Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.

Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.

Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.

Почему демократичное воспитание работает

Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.

Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.

Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.

Демократичный и авторитарный стили воспитания

Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.

Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.

Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.

Некоторые родители склонны к демократичному стилю воспитания, некоторые – к авторитарному или индифферентному. Но даже не имея склонности к демократичному воспитанию, вы можете развивать соответствующие привычки у ребенка. При любом стиле воспитания нужно развивать у ребенка дисциплину, самостоятельность и контроль над эмоциями. Старайтесь не быть слишком суровым или снисходительным. Начните с того, что дайте ребенку возможность принимать больше самостоятельных решений, но при этом обсуждайте их с ребенком. Будьте гибкими, учитывайте потребности ребенка – и со временем ваш метод воспитания станет более эффективным.

Оцените публикацию

Стили семейного воспитания кратко

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Стили воспитания детей в семье

Представление о моделях поведения и стилях общения, которых ребенок, скорее всего, будет придерживаться в своей взрослой жизни, формируются в семье. Окружение, социальные и наследственные факторы тоже играют свою роль, но не обладают таким сильным влиянием на становление личности ребенка. Гораздо большее влияние, по утверждению современных психологов, имеют стили воспитания детей. Они отражаются на уровне их самооценки, школьной успеваемости, подверженности вредным привычкам, а также на склонности к депрессиям и антиобщественному поведению.

К основным стилям воспитания детей в семье относят следующие:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Предлагаем подробно их рассмотреть.

Авторитарный стиль воспитания детей

Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Следует отметить, что зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные».

Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность.

В подростковом возрасте дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

В подростковом возрасте дети из таких семей легко позволяют манипулировать собой своим сверстникам и часто попадают в «плохие компании». Кроме того, они редко обращаются к родителям за поддержкой в трудный период. В таких семьях нет привязанности и душевной близости, что проявляется у детей изолированностью и враждебностью по отношению к окружающим. Авторитарный стиль воспитания детей приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок из такой семьи, как правило, разочаровывается в родительских ценностях.

Либеральный стиль воспитания детей

Для данного стиля воспитания характерно практическое отсутствие дисциплины, запретов и ограничений. Родители, которые его придерживаются, в основном, не возлагают на собственного ребенка особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним.

В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что взрослые не проявляют заботу о ребенке. На самом деле они желают ему счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать.

Следует отметить, что у детей из таких семей во взрослом возрасте довольно часто возникают различные психологические проблемы, депрессии, фобии и т.д. Помимо того, они не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.

Демократический стиль воспитания детей в семье

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность.

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. Во взрослом возрасте, человек, выросший в семье с демократическим стилем воспитания детей, будет верить в свои силы и знать, что родители ценят и уважают его мнение.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Другие стили воспитания

Наряду с основными стилями воспитания детей выделяют еще такие стили как хаотичный и опекающий. В первом случае у родителей отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Для разных членов семьи характерно собственное видение воспитательного процесса, либо у одного из родителей (зачастую у матери) имеют место эмоциональные перепады. В данном случае влияние взрослых на ребенка нивелируется, он не считается с их требованиями и становится неуправляемым. Таким детям свойственна неуравновешенность и высокая потребность в упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родителей лишает их ощущения защищенности. Во взрослом возрасте они становятся инфантильными и безответственными.

Что касается опекающего стиля воспитания, называемого гиперопекой, то он также является крайне деструктивным для малыша. В семьях с таким отношением дети очень часто вырастают с повышенным чувством своей значимости и неуверенностью в себе одновременно. Многие из них становятся агрессивными и возбудимыми, а также имеют неустойчивую психику.

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *