Сценарий традиции и обычаи Русского народа

Сценарий мероприятия «Славянские традиции и обычаи в современной России»

КВД Тема: «Славянские традиции и обряды в современной России»

Время проведения: 18 час. 00 мин.

Место проведения: Актовый зал.

Добрый вечер, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня м ы с вами поговорим о традициях и обычаях Руси, русского народа.

Возрождение традиций и обрядов, прежде всего, – это возрождение нравственности, интереса молодежи к своей истории – истории Руси. Это и является основной целью мероприятия.

Интерес молодежи к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

Цели занятия:

Образовательная: Дать понятие традиции и обряда. Рассмотреть славянские традиции и обряды, которые используются в современной России. Пояснить происхождение этих традиций.

Развивающая: Развитие речи, развить способность грамотно вести диалог, развивать умения применять знания на практике.

Воспитательная: Показать величие народа. Воспитывать нравственные понятия.

Ход занятия:

Ведущий: Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок, стресс. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: «Чтобы тебе жить в век перемен». Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены — образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.

Слайд 4

Коренная область расселения русского народа — Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство , объединяемое понятием Русь и Россия.

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

Слайд 5

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет — каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» — важнейшие элементы культуры каждого народа , эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Слайд 6
Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки.

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)

Слайд 7

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях . Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.

(Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).
Задание.

В обычном разговорном приветствии — здравствуйте, в древности вкладывалось пожелание здоровья другому человеку. Такое пожелание можно было давать только с открытым сердцем. Задание: — «Вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается вооруженный до зубов отряд, на узкой дороге. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит поставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?». Единственный верный вариант – положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони.

Задание: Как вы думаете, почему это единственно верное решение? (в открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и означают, что никому вреда принести не могут). Позже в обычай вошло — рукопожатие, как знак полного доверия к другому человеку.

Слайд 8
Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая культура — это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.

Слайд 9

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.

Слайд 10

Празднично-обрядовая культура

Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой («чтобы был урожай»), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, а язычество — Масленицу.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка.

Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) — церковный праздник

На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга:

«Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!»

На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день — посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни.

Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик — в четверг, а Троицу — в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи.

Слайд 14

Посиделки (супредки) устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу — пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Слайд 15

Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Слайд 16

Обряд русской свадьбы.

Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл — таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье .

Слайд 17

Обряд крещения

Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест.

Слайд 19

Русская изба

Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Слайд 25

Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов.

Слайд 27

Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Не зря веник является не только символом русской парной бани, её украшением, но и инструментом лечения или профилактики болезней. Веники, собранные из разнообразных пород деревьев и лекарственных трав используются для лечения самых разных заболеваний и недугов.

Раньше русские делали это каждый день, так как «банятерапия» помогает при лечении простудных заболеваний, а также при снятии стресса и психических расстройств. Теперь же эта традиция переросла в развлечение. Сейчас в баню ходят раз в неделю или месяц, чтобы пообщаться с друзьями, попить пива. Некоторые современные бани имеют кабины для одного человека, а также для целой компании. Главные атрибуты русской бани: пар, березовый или дубовый веник, душистый чай с травами, квас или пиво.

Слайд 31

Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

Слайд 32

Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Обязательным элементом праздника является молитва. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи .

Слайд 36

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки.

Слайд 38

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.
слайд 40

Писанка — оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни — от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны — каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое — земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.
слайд 41

Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Сценка. Перенос домового из старого дома в новый.

Хозяйка дома берет из старого дома горшочек с углями переносит в новую избу , ставит горшочек в печь и приговаривает: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди домовиху госпожу – как умею, награжу!»

У домового может быть семья. Его жену зовут «доманя» или просто «соседка». Семья домового не очень разборчива – согласна обосноваться не только у печи, но и в чулане, под порогом. По разным поверьям, домовых-домовиков могло быть несколько. По одному на каждого члена семьи, причем с персональной ответственностью за подопечного.

Преподаватель: Обереги, заклинания, заговоры

В последнее время многие россияне и не только обращаются за помощью в делах, жизни к заклинаниям, заговорам, оберегам. Только дело в том, что сейчас большая часть людей, предлагающих такие услуги просто напросто шарлатаны. Но у славян такие люди были потомственными колдуньями, знахарями, шаманами и простой народ, склонный к суеверию, часто пользовался их услугами. Обряды, проводимые при лечении, заговорах и заклинаниях, проводились только для того, чтобы прикрыть таинственностью свои действия. Заговоры и создание оберегов относится к дохристианским обрядам. Сейчас огромное количество различных организаций или частных знахарей, которые предлагают всевозможные обереги на счастье, на удачу, здоровье, к деньгам, благополучие и т.д. такие обереги покупаются за деньги, а традиционно русский человек, чтобы оберег помогал, должен был сделать оберег своими руками.

Ответы на вопросы

  1. Существуют ли традиции в вашей семье?

  2. Какие традиции существуют в вашей семье?

  3. Какие традиции вы бы хотели иметь в своей дальнейшей жизни?

Вот такие обычаи и обряды сохранились и в наше время. Мы не забываем о домовых, справляем праздники дохристианские и христианские, обращаемся за помощью к знахарям, колдунам, гадалкам, сами гадаем на Рождество и Крещение. И именно то, что мы помним и чтим наши традиции, позволяет нам не забывать о том, что мы русские люди, а попросту славяне.

Спасибо за внимание. До свидания!

Как на Руси проходили посиделки, зачем тушили свечи и за что отрезали косу


Посиделки на Руси.

Привычное современному человеку слово посиделки на Руси имело несколько иное значение. Говорило оно о особом обычае, когда молодые незамужние юноши или девушки проводили время вместе. Такие игры, как жмурки и ручеек пошли именно оттуда. На посиделках завязывались романтические отношения, но при этом всё было куда сложнее, чем сегодня.

«Молодое время» — время веселое?

Раньше молодых людей, которые уже не были детьми, но еще не вступили в брак, в деревнях называли «молодое время». И все они участвовали в молодежных сборищах, даже, более того, должны были на них приходить. Если кто-то не хотел посещать гуляния, посиделки или игрища, то это считалось признаком неполноценности или болезни. Только серьезно больным, или давшим обет безбрачия парням и девушкам разрешалось пропускать сборы.


Художник А. Архипов. Гости.

Почему так происходило? Старшие полагали, что посиделки позволяют дать свободу накопившийся энергии, правда относилось это к полностью здоровым молодым людям, которые могли продолжить род. Совместное времяпрепровождение рассматривалось не просто как бездумное гуляние, пустая трата времени, наоборот — здесь молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием, и в тоже время присмотреть себе пару для дальнейшей жизни. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение шить, готовить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать.
Не стоит думать, что всё было пущено на самотек, на каждом увеселении присутствовал взрослый человек, который присматривал за молодёжью, стараясь при этом остаться незаметным и не вмешиваться в происходящее.

Какие бывали посиделки, и чем они отличались

Посиделки, то есть собрания холостых парней и незамужних девушек, проводились обычно осенью и зимой, когда народ отдыхал от тяжелой работы в полях. В разных регионах посиделки носили разное название, но все они происходили от слова «сидеть»: посидухи и посиды, поседки и седелки, заседки и писидки.


Посиделки в русской избе./Фото: 1sg.ru

Были и названия, относящиеся ко времени суток. Например, вечерины или вечорки – понятно, что речь идет о вечерней встрече. Молодежь собралась, чтобы поболтать и посплетничать — пожалуйста, вот вам и беседка с бесёдой. Девушки будут прясть? Тогда добро пожаловать на супрядки.
Чаще посиделки устраивали девушки. Они готовили вкусное угощение, если посиделки были праздничными, то красиво одевались, и ждали в гости парней, которые тоже должны были принести с собой что-нибудь вкусненькое – орехи, подсолнухи, пряники, калачи. В праздники девушки переодевались по нескольку раз, пели песни, рассказывали сказки, стараясь привлечь к себе внимание.
В будничные посиделки девушки работали, чаще пряли. При этом они громко пели хором, чтобы зазвать в гости парней. В праздники работой было более творческое занятие – вышивание, и то не всегда. Людей было больше, особое внимание уделялось играм и пляскам. В разных регионах были свои правила. В некоторых местах, например, разрешали приходить солдаткам и молодым вдовам.

Нескромное поведение

На посиделках юноши и девушки вели себя достаточно вольно. Исполнялись неприличные частушки, парни отпускали «жгучие» остроты, девушки вели нескромные разговоры. Иногда молодец и девушка могли даже поцеловаться, обняться. Бывали и «гаски» — свечи задували, и тогда в темноте раздавались лишь звуки поцелуев.


В посиделках участвовали неженатые парни и незамужние девушки. Картина Е. Честнякова.

Если посиделки проводились в будний день, то они были более тихими и спокойными. Парни вели разговоры, стараясь развлечь девушек, говорили им приятные слова и комплименты. Если же красны девицы не обращали на них внимания и продолжали работать, то у них даже могли отнять рукоделие. Конечно, в шутку.
Заигрывание поощрялось: парни могли спрятать платок или прялку и потребовать выкуп в виде поцелуя. Парень мог схватить юную красавицу и высоко поднять. Никто не обижался. Все шутки, даже не слишком тактичные, было принято воспринимать как удачу, то есть повышенное внимание со стороны противоположного пола.

Поиграем, позабавимся

Игры на посиделках были разные. Например, хоровод с демонстрацией сценок из семейной жизни. Муж хочет развлечься и собирается в город, а жена не пускает – чем не тема для будущих супругов.


И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812

Игры были разные, но обязательно веселые. Кроме старинных игр часто использовали карты, парни при этом старались потихоньку положить в рукав соседке «котелку» (кренделек) или «груздик» (мятный пряник). Это был знак расположения. Но есть эти лакомства следовало только дома.
Играли в ручеек. Эта игра сохранилась до сих пор, и в школе на перемене дети часто устраивают «ручейки», когда нужно брать за руку человека и проходить вместе с ним под руками остальных, сложенных куполом.
Популярна была и «веревочка» — парни и девушки брались за руки и принимались водить хоровод по сложной траектории, при этом все пели песни. Можно было отцепиться от веревочки, присесть у стены, а потом снова принять участие. Молодежь пела, играла на музыкальных инструментах. До сих пор известны жмурки и колечко, которые на посиделках очень любили.

Как ночевали вместе парни и девушки, и чем это заканчивалось

Праздничные посиделки затягивались допоздна, и девушки ложились спать все вместе. В некоторых регионах с ними оставались и парни. Речи о половых контактах в этом случае не шло.


Русский хоровод./Фото: itd1.mycdn.me

Ночевки происходили, если дом был нанятым. Девушки приходили в него со своими «постельками». Если оставались парни, то каждый выбирал ту девушку, за которой ухаживал в течение последних посиделок. Кстати, девушек, которые на каждом сборе оказывали внимание разным парням, называли заблудшими и порицали. Полагалось отвечать одному претенденту и проводить все посиделки по возможности с ним.
Если все же молодая пара не могла удержаться и вступала в интимную связь, то последствия были суровыми. «Губителя» могли изгнать из девичьего общества и лишить права выбирать невинную невесту. Девушкам доставалось больше: отрезание косы, избиение, общественное презрение – вот что могло с ними произойти. В некоторых губерниях неженатых любовников могли заставить поменяться одеждой и в таком виде ходить по деревне.
Юрий Арбузов

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Русский народный фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового и художественного воспитания. Через знакомство с фольклором прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В настоящее время многие сомневаются, нужно ли детям, родившимся в ХХI столетии, возвращаться в «преданья старины глубокой», давно исчезнувшей из жизни взрослого человека? Оказывается, нужно. К этому мнению пришли участники фольклорных посиделок «Красна изба пирогами», которые прошли 29 июля в Инкинской сельской библиотеке.

Придя в библиотеку, дети окунулись в мир фольклора – русских народных сказок, песен, загадок, частушек, скороговорок, в мир народного искусства и творчества. Юных гостей с шутками и прибаутками встречала библиотекарь Одинокова Ольга Александровна. Она и ее помощники баба Марфа и дед Агап предложили ребятам послушать сказки-небылицы. Затем, под русскую народную песню «Крутись, веретенце», девчонки и мальчишки водили хоровод, разучивали скороговорки, играли в веселую игру «Карусель», отгадывали народные загадки, приняли участие в веселом конкурсе на лучшее исполнение русской народной частушки.

Посиделки удались на славу! Но не зря в народе говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами», вот и хозяева с гостями в заключение отведали ароматного чая с пирогами.

Рекомендовать:

Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину».

•Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

•Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

•Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

•Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Задачи

• Расширять представления, о традициях и обычаях народов России.

• Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

• Воспитывать уважение к культурам других народов.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

•Познавательная цель: — Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа. — Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

•Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление:

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование: — Компьютер,

— мультимедийный проектор,

— мультимедийная презентация «Обычаи, традиции и обряды русского народа.

Музыкальное оформление: —

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь».

— Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения:—

Действующие лица:

— Демьяненко О. Н

-Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Ведущий

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Хозяйка

-Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, —

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз.-Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

-Вот так немножко!

-Да пошутила я. Зачем пожаловали?

-Чайку попить,хозяйку повеселить.

—Рассказать,послушать,пирогов покушать.

—Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а — ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

3: На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

4: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

5: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая:Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Ведущий

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе — баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки —)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски:

Наташа

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Юля

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Ведущий

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская …. (Матрёшка)

В 19 веке жил — был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая

А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й — прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Ведущий

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться — в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ — русскую.

Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь — один раз отрежь»

Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке — дует воду».

Финская: «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку».

«Много шуму из ничего»

Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».

— «Яблоко от яблони недалеко падает».

Ведущая

Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1—Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2— Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3—Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

Ведущая.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

Ведущая.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье».

Старшая группа.

Ведущая.

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.»(младшая группа).

Ведущий.

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Сценарий русского обрядового праздника «Кузьминки»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий русского

обрядового праздника

Автор-составитель:

Варга Л.Н. педагог-организатор

ЦРТДЮ «Созвездие»

СП «Вдохновение»

Орск, 2017

Пояснительная записка

В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.

Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данном сценарии представлен русский обряд «Кузьминки». Кузьминки (Курьи именины) — день народного календаря славян, отмечаемый 14 ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки на три дня снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили. Нередко ремесленники и девушки обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением.

Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.

В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: /См. Приложение 1/ набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником «Кузьминки».

Задачи:

  • воспитание уважение к русской народной культуре;

  • воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

  • создание условий для развития творческих способностей школьников.

Возраст: младший школьный возраст

Предварительная подготовка:

Этапы подготовки

Сроки

1. Создание инициативной группы, подбор литературы и материала по теме.

3-4 неделя октября

2. Написание сценария, распределение обязанностей по подготовке

  • Подготовить и распечатать текст;

  • Подготовить необходимый реквизит;

  • Подготовить оборудование для проведения мероприятия;

4. Приготовление угощения (выпечка, сладости, фрукты)

4 неделя октября

1-2 недели ноября

12-13 ноября

3. Проведение мероприятия.

14 ноября

Действующие лица:

Хозяйка

Маша

Кузнец

4 девочки

2 Мальчика

2 Мальчика

Ход праздника:

Сцена оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти. Лавки покрыты домоткаными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу.

Хозяйка ставит на стол угощения, девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво! (Руками показывает на стол и лавки).

Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша: А кто к нам в гости придет?

Хозяйка садится на лавку.

Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают.

Маша: Это почему же, тетушка?

Хозяйка: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Много веков назад жили святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Под русскую народную музыку входят 4 девочки в русских народных костюмах.

Девочки: Можно, хозяюшка?

Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!

Девочка 1: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка 2: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров, сколько для тепла уйдет!

Девочка 3: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девушки вручают хозяйке дрова, бочонок с медом, горшочек с маслом.

Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь (Показывает на лавку) на лавке да за работу принимайтесь. А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за рукоделие: прядут на прялке, сматывают пряжу, вышивают, вяжут. Запевают первые два куплета песни «Уж, ты прялица». /См. Приложение 2/

По окончании песни раздается стук в дверь, входят мальчики.

Мальчики: Добрый день, молодки-лебедки!

Девочки: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Мальчики: (На мажорном аккорде) Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девочки: (Речитативом)

Летом ягодки берем,

С Кузьмы куделечку прядем.

Девчата начинают петь частушки, парни танцуют.

Девочка 1:Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится,

Не дождаться, когда сядет,

Он, наверно, сердится.

Девочка 2: Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами, минутками.

Девочка 3: Не стой, миленький, в порожке!

Не большая тебе честь!

Иди, сядь ко мне на лавку –

Для тебя местечко есть!

Пропускают мальчиков в избу, сажают на лавку.

Хозяйка: (Обращаясь к зрителям в зале) А сейчас давайте проверим, молодцы, веселые удальцы, какие вы проворные. А вы, дорогие зрители, будете жителями деревни Кузьмы (Показывает на левую сторону зала), а вы (Показывает на правую сторону зала) жителями деревни Демьяна.

Пока звучит музыка, каждый из вас должен бегать по кругу. По сигналу водящего: «Уголки!» вы должны занять свое место в углу. Тот, кто останется в центре – проигравший, занимает свое место в зале. Задание понятно? (Ответы игроков). Начали!

Звучит веселая русская народная музыка.

Русская народная игра «Уголки»

Хозяйка: А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник! Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. По сигналу, стоя в кругу, руки за спиной, каждый из вас должен попытаться грудью вытолкнуть соперника из круга. Победит тот, кто первый вытолкнет соперника из круга. Задание понятно? (Ответы игроков). Тогда музыку!

Звучит веселая русская народная музыка.

Игра «Петушиный бой»

Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. А нам нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину зала, изображая курочку. Остальные, (фольклорная группа) сидя на лавках, запевают песню «Курочка-рябушечка». Все спрашивают, курочка отвечает.

Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

Курочка: На речку!

Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

Курочка: За водой!

Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, кому та вода?

Курочка: Цыпляткам!

Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, цыплятки чьи?

Курочка: Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Курочка: Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

К курочке подбегают 4-6 человек из зала и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу». По окончании мелодии все останавливаются, образуя круг. Водящий (девочка-курочка) выходит на середину круга.

Фольклорная группа:

Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры и занимает свое место в зале.

Игра «Куры-курченяточки»

Хозяйка: Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Варите кутью.

Поминать Кузьму.

Хозяюшка, кузнецы нужны?

Хозяюшка: А что вы умеете делать?

Кузнец: А вот что!

Все поют первые 2 куплета русской народной песни «Во кузнице»./См. Приложение 5/ Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец: Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (Подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец: Нужны!

Хозяйка: Ну, так принимай!

Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.

Фольклорная группа: (Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец: (Отвечает)

А чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)

Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом.

Игра «Эй, кузнец»

Хозяюшка: Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец: Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас — кузнецов именуют ещё «кашниками».

Хозяюшка: На Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Давайте сварим кашу и мы.

Дети: (Водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона кашу варила,

На порог становила, деток кормила:

«Идите, дети, кашу есть»

Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть.

Игра «Сорока-ворона кашу варила»

Зрители повторяют слова и движения на своих местах в зале.

Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. Пришло время поиграть в игру «Подушечка».

Ребята, встаньте в круг, чередуясь, через одного мальчик-девочка. Пока звучат слова, вам нужно идти по кругу взявшись за руки. После сказанных слов водящий должен выбрать себе пару (мальчик–девочка или девочка-мальчик). Затем под музыку станцевать в кругу. Как только вы станцевали, водящий встает в хоровод, а игрок, стоящий в кругу продолжает игру. Задание понятно? (Ответы детей). Начали!

Русская народная игра «Подушечка»

Хозяюшка: Кузьма-Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму-Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ». /См. Приложение 7/

Хозяюшка: Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу, дорогие гости! Чайку с пирогами попить!

После чаепития.

Девочки, мальчики: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Уходят со сцены.

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Текст русской народной песни «Уж, ты прялица»

Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Ты красавица, красавица моя.

Ты расписана листочками,

Разукрашена цветочками.

Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Сослужи-ко службу верную,

Сопряди-ко нитку тонкую,

Нитку тонкую, шелковую.

Я ткачам те нитки шелковы отдам.

Нитки шелковы отдам да прикажу,

Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

Я на праздник, на гулянье соберусь,

Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Буду прясть, да попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Приложение 3

Игра «Угол на угол»

С каждой деревни приглашается по 1 участнику+2 молодца, веселые удальца. Водящий – участник фольклорной группы. Четверо участников стоят по углам «дома» а пятый водит (он стоит в центре). По сигналу водящего: «Уголки!» все меняются местами, а задача водящего занять освободившийся угол. Тот, кто останется в центре – проигравший, он выбывает из игры. Далее выбирается новый водящий. Игра проигрывается несколько раз.

Приложение 4

Игра «Петушиный бой»

С каждой деревни приглашается по 1 участнику. Два участника стоят в очерченном кругу из ленты, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга. Игра проигрывается несколько раз.

Приложение 5

Текст русской народной песни «Во кузнице»

Во ку… во кузнице,

Во ку… во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Приложение 6

Русская народная игра «Подушечка»

Для игры приглашается 3 девочки из деревни Кузьмы и 3 мальчика из деревни Демьяна, чтобы образовались пары. Участники, чередуясь, мальчик-девочка, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених» — мальчик. Участники ходят по кругу, фольклорная группа приговаривает:

Подушечка, подушечка,

Молодушечка, молодушечка,

Кого я люблю, кого я люблю,

Того я и поцелую, тому подарую.

После этих слов мальчик – «жених» выбирает себе «невесту» (девочку). Под музыку танцует с ней в кругу. Мальчик оставляет девочку в середине круга, а сам уходит в хоровод. Игра продолжается (девочка выбирает себе жениха).

Приложение 7

Текст песни «Собирайся, народ»

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Музыкальное оформление:

  • фрагменты веселой русской народной музыки для проведения игр;

  • звук стука в дверь;

  • музыка для частушек;

  • русская народная мелодия «Посею лебеду на берегу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *