Суффикс к уменьшительно ласкательный

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го язы­ка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

  • коробка
  • объ­явление (раз­бор по соста­ву)
  • лесник (раз­бор по соста­ву)

Определение Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые сло­ва:

  • биб­лио­те­ка — биб­лио­текарь;
  • белый — белизна;
  • тру­ба — трубач.

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, напри­мер:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Образуем с помо­щью суф­фик­са -ик- сло­во «клю­чик». Что ста­ло с его зна­че­ни­ем? Это по-прежнему тот же пред­мет, но неболь­шой и к тому же обла­да­ю­щий лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем.

Определение Уменьшительно-ласкательный суф­фикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, при­да­ю­щая осо­бый отте­нок его исход­но­му зна­че­нию.

Суффиксы -ик-/-ек-

Поупражняемся и обра­зу­ем такие же сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем с помо­щью суф­фик­сов -ик/-ек:

  • дом — домик;
  • бук­варь — бук­варик;
  • сло­варь — сло­варик;
  • каран­даш — каран­дашик;
  • веник — веничек;
  • лепе­сток — лепе­сточек;
  • ящик — ящичек.

Имеем в виду, что без­удар­ный суф­фикс -ик- пишет­ся в сло­ве, если при изме­не­нии падеж­ной фор­мы глас­ный не исче­за­ет, и напро­тив, в сло­ве пишет­ся уменьшительно-ласкательный суф­фикс -ек-, если глас­ный «е» явля­ет­ся бег­лым:

  • гвоздик — шляп­ка гво́здика;
  • чело­вечек — нет чело­вечка.

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Суффикс -к-

  • рыба — рыбка;
  • пти­ца — птичка;
  • баш­ня — башенка;
  • виш­ня — вишенка.

Суффикс -ок-/ёк

  • снег — снежо́к;
  • берег — бережо́к;
  • друг — дружо́к;
  • шаг — шажо́к;
  • день — денёк;
  • пень — пенёк.

После шипя­щих «ж», «ш», «ч», «щ» под уда­ре­ни­ем пишет­ся суф­фикс -ок-.

Суффикс -ец-/иц-

  • белье — бельецо́;
  • паль­то — пальтецо́;
  • варе­нье — варе́ньице;
  • поме­стье — поме́стьице.

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние -о. Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Суффикс -очк-/ечк-

  • кисть — кисточка;
  • трость — тросточка;
  • весть — весточка;
  • семя — семечко;
  • темя — темечко;
  • утро — утречко.

Не пута­ем с мор­фем­ным соста­вом слов, у кото­рых фраг­мент -оч- с бег­лым глас­ным «о» явля­ет­ся частью кор­ня:

  • марка — марочка;
  • шапка — шапочка;
  • куртка — кур­точка.

Суффикс -оньк-/-еньк-

Суффикс -оньк- име­ют суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый соглас­ный, -еньк— — с осно­вой на мяг­кий соглас­ный, на зву­ки «г», «к», «х» или шипя­щий:

  • голо­ва — головонька;
  • лиса — лисонька;
  • ночь — ноченька;
  • нога — ноженька;
  • река — реченька.

Суффикс -ышк-/-ишк-

  • перо — пёрышко;
  • солн­це — солнышко;
  • гнез­до — гнёздышко;
  • сын — сынишка;
  • мура­вей — муравьишка;
  • паль­то — пальтишко;
  • ружьё — ружьишко.

Суффиксы -ушк-/юшк-

  • мать — матушка;
  • зима — зимушка;
  • воля — волюшка;
  • доля — долюшка.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (50 примеров)

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го язы­ка.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

  • коробка
  • объ­явление (раз­бор по соста­ву)
  • лесник (раз­бор по соста­ву)

ОпределениеСуффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые сло­ва:

  • биб­лио­те­ка — биб­лио­текарь;
  • белый — белизна;
  • тру­ба — трубач.

Урок коррекции 5а класс. «Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами»

Урок коррекции для 5а класса

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цель урока: научится узнавать в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделять суффиксы.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

В Русском языке есть удивительные ласковые и добрые слова. Эти слова очень украшают речь. Образуются такие слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Суффикс

— Значимая часть слова, которая стоит после корня (или другого суффикса) и обычно служит для образования новых слов или грамматических форм слова:

Писать, везти, писал (формообразующие)

Учитель, боксер (словообразующие)

-Одни и те же суффиксы употребляются для образования разных по значению слов одной и той же части речи:

Высота, красота, доброта

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Значение

Пример

-к-

-ик-

-ек-

-ок-

-ёк-

-еньк-

-оньк-

-ечк-

-очк-

-ушк-

-юшк-

-ышк-

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

Рыба — рыбка

Ключ — ключик

Замок — замочек

Друг — дружок

Уголь — уголёк

Малый — маленький

Сухой — сухонький

Ваня — Ванечка

Игла — иголочка

Дед – дедушка

Поле — полюшко

Солнце — солнышко

Уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в языке в тесной связи с историей народа и его языка, в том числе с народными сказками, пословицами, народными песнями.

Задание: в тексте найти слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Чтение сказки:

Крошечка-Хаврошечка

У одной бедной вдовы была дочка Хаврошечка. Жили они счастливо, да пришла беда: заболела вдова и умерла, оставив дочку сиротой.

Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая — Одноглазка, средняя — Двуглазка, а младшая – Трехглазка.

Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.

Задаст, бывало, тетка Крошечке – Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:
— Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.
А коровушка ей в ответ:
— Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.

Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст. Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.

Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:
-Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.

Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:
— Спи, глазок, усни, глазок!
Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.

Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:
— Ну, говори, дочка, что ты видела?
А дочка ей отвечает:
— Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.

Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку. Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:
— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.
Разбудила ее Хаврошечка:
— Пойдем, — говорит, — домой пора. Я всю работу сделала.
Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.

Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.
Два глазка заснули, а третий все видел. Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.

Пошла тетка к мужу и говорит ему:
— Ступай, режь, корову!
— Что ты, жена, выдумала? Корова хорошая, жалко.
— Слушать ничего не хочу, режь.

Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:
— Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.
— Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.

Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.
А Хаврочешка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала. Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.

Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.
Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:
— Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.

Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко — высоко поднялись. Прыгают — прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут. А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.

Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки. Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать.

Ученики выписывают из текста слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выделяют их:

Крошечка-Ховрошечка, сиротинушка, матушка, коровушка-буренушка, ушко, кустик, глазок, косточки, яблочки, деревце, веточки.

Учитель:

«В повседневной жизни мы, к сожалению, все реже и реже используем в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Может быть потому, что просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу? Предлагаю почаще вспоминать такие слова и обращаться с ними к своим близким, друзьям и к окружающим людям».

Рефлексия: Какое задание тебе было сложно сделать сегодня на уроке?

Узнал ли ты что-то новое?

Какие чувства испытываешь, когда получается выполнить задание?

Урок окончен !

Уменьшительно-ласкательное к пальто

Примеры употребления слова пальтецо в литературе.

Заложено было пальтецо, как линейный крейсер, синего драпа, бортовка конским волосом, груди проектируются агромаднейшие, как у Фефелова Андрона Лукича, нате вам!

Встречает герра Уэллса очень простой человек — галстучек, пиджачок, ботиночки, пальтецо, зато на громаднейшей голове — кепка 68-го размера, с громаднейшей пуговицей.

Ходил Авдий большей частью в клетчатых рубашках, в свитере и джинсах, в холод натягивал пальтецо и старую меховую шапку, еще отцовскую.

Антошка снял с себя ларек, затем разулся, сунув под свой матрасик сверток с леденцами, надел какие-то дырявые башмаки и хотел было снимать свое намокшее пальтецо, как вдруг из-за стены донесся жалобный детский вопль, заглушаемый пьяным грубым мужским голосом.

На этот раз шарахнулся мул под Ринго — так резко шагнул из кустов тот черный в грязных сапожках и пальтеце и с пистолетом в волосатой ручке, и только глаза и нос виднеются из бороды, из-под шляпы.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Совершенствование работы по преодолению общего недоразвития речи: формирование словообразования.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

По данным современных исследователей (В.А. Гончаровой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой и т.д.) в современную школу поступает большое количество детей, имеющих те или иные нарушения устной речи. Среди них особую группу занимают дети с ОНР III уровня речевого развития. В структуре речевого нарушения таких детей особое место занимает недоразвитие лексико-грамматического строя речи, одним из проявлений которого является несформированность функций словообразования и словоизменения. Коррекция лексико-грамматических нарушений требует длительной и последовательной отработки и должна опираться на этапы появления тех или иных форм слов в речи ребёнка.

Для обеспечения эффективности работы по формированию словообразования дошкольников у меня возникла необходимость в систематизации речевого материала по данному направлению.

В представленном материале отражена систематизация речевого материала по формированию словообразования уменьшительно-ласкательных существительных. Подобранный речевой материал позволяет быстро осуществлять подбор нужных словоформ.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Инструкция: «Я говорю про большой предмет, а ты про маленький – ласково»

Суффикс – ик –

Существительные без изменения звуковой структуры корня производного слова:

Существительные с чередованием глухих и звонких звуков в корне слова:

Таз, сад, зуб, лоб, гвоздь, клюв.

Суффикс – чик –

Существительные без изменения структуры корня мотивирующего и производного слова:

Существительные с изменением звуковой структуры производного слова:

Рукав, палец, огурец.

Суффикс – к –

Существительные женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

Лапа, туча, дыня, вата, ночь, мышь, яблоня, лошадь, кровать, капуста, лопата, кабина, панама, машина, монета.

Существительные женского рода с изменением звуковой структуры корня производного слова:

Шуба, рука, муха, нога, корова, синица, берёза, бумага, морковь, книга, ладонь, капля, птица, страница.

Словообразование существительных среднего рода от основы на – ц –:

Крыльцо, яйцо, кольцо.

Суффиксы – очк -, — ечк –

Словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на –а, -я:

Ваня, Оля, Аня, Таня, Саня, Соня, Дима, Витя, Сеня, Петя.

Словообразование неодушевлённых существительных женского рода:

Суффикс – ичк –

Словообразование существительных женского рода:

Вода, коса, сестра, страница.

Суффиксы – оньк -, — еньк –

Словообразование имён собственных женского и мужского рода на – а, -я без изменения звуковой структуры корня:

Маша, Даша, паша, Саша, Надя, Петя, Коля, Поля, Витя, Слава.

Словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода

без изменения звуковой структуры корня слова:

Ива, тётя, дядя, папа, мама, липа, рыба, берёза, мимоза, печка.

Словообразование нарицательных существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня слова:

Рук, нога, щука, дорога, черепаха.

Суффикс – ушк –

Словообразование существительных мужского, женского и среднего рода:

Дед, ива, сова, зима, голова, рябина, соловей, скворец.

Суффикс – ышк –

Словообразование существительных среднего рода:

Перо, зерно, стекло, горло, гнездо.

Суффиксы – иц -, — ец -, — ц –

Словообразование существительных женского рода:

Лужа, кожа, вода, роща, земля.

Словообразование существительных мужского и среднего рода:

Мороз, холод, письмо, хлеб

Словообразование существительных женского и среднего рода:

Мыло, пыль, дерево, корыто, копыто, зеркало, одеяло.

Уменьшительно-ласкательные слова

Характерной особенностью русского языка является наличие большого количество уменьшительно-ласкательных слов. Уменьшительно-ласкательная форма в русском языке чаще всего образуется при помощи специальных суффиксов. Как вы уже наверно знаете, суффиксальная система, чрезвычайно хорошо развита в русском языке, как ни в каком другом. При помощи различных суффиксов мы можем выразить эмоции и оценки. С помощью них мы можем передать ласку, нежность, восхищение, умиление, пренебрежение, ненависть и так далее. Но в данной статье нас будут интересовать в основном способы передачи ласки, нежности и умиления.
Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамуля» или «мамочка», на «бабушку» — «бабуля» или «бабулечка».
Передача добра, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки, осуществляемые в жизни.
Уменьшительно-ласкательная форма связана с формой диминутива, то есть словом или формой слов, которые передают субъективно-оценочное значение малого размера, объема и так далее. Однако, у диминутива есть как уменьшительно-ласкательная форма (кошечка, домик, ключик), так и уменьшительно-пренебрежительная форма или же уничижительная форма (людишки, царьки, народишко), однако в этой статье мы будет раскрывать лишь уменьшительно-ласкательную форму слов.
Образование уменьшительно-ласкательных форм при помощи суффиксов служит для субъективной оценки и характерно для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы, как мы уже упоминали выше, часто используется для передачи близких отношений, в частности при общении с маленькими детьми.
Итак, какие же бывают уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые помогают нам вежливо и ласково обращаться к окружающим или описывать что-то либо же кого-то.
Суффикс -ек
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него выпадает.
Например: орешек – орешка (проверочное слово). В проверочном слове, мы видим выпадение гласной буквы е.
Сыночек – сыночка (проверочное слово). Опять же мы наблюдаем выпадение гласной е в проверочном слове.
Другие примеры: кусочек – кусочка, веночек – веночка, человечек – человечка, цветочек – цветочка.
Суффикс –ик
Он используется, когда при изменении слова по падежам, гласный звук из него не выпадает.
Например: столик – столика (проверочное слово), бегемотик – бегемотика, нолик – нолика, обормотик – обормотика, солдатик – солдатика, домик — домика.
Суффиксы -ечк, -еньк
Эти суффиксы используются после мягких согласных и после шипящих, а также после гласных.
Например: чашечка, доченька, рученька, маечка, заечка, новенький, книжечка.
Эти суффиксы часто используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Юлечка, Танечка, Сенечка, Олечка, Сашечка, Сонечка.
Суффиксы -очк, -оньк
Эти суффиксы используются во всех остальных случаях.
Например: сказочка, глазоньки, тетрадочка, парочка, яблонька.
Эти суффиксы также используются для образования уменьшительно-ласкательных форм имен личных.
Например: Димочка, Ромочка, Тимочка.
Суффикс -ул
Этот суффикс часто используется для того, чтобы образовать уменьшительно-ласкательную форму от имен личных и названий родственных связей.
Например: лапатуля, Димуля, сынуля, мамуля, бабуля, дедуля, Машуля, Сашуля.
Следует запомнить и обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не бывают ударными. Они всегда безударные.
Например: глАзоньки, дОмик, стОлик, чАшечка. Большой буквой в примерах показана ударная гласная.
Как мы заметили, уменьшительно-ласкательные слова часто используются в речи русского языка. Это помогает выразить нам нашу доброту, заботу, любовь и ласку к окружающему миру и людям. Практически от любого слова в русском языке можно образовать уменьшительно-ласкательную форму при помощи нужного суффикса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *