Суффиксы енок онок

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок (львёнок — корень/суффикс/окончание);
  • бар­сук — бар­су­чо­нок (бар­сучонок — корень/суффикс/окончание).

Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

  • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
  • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
  • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
  • слон — сло­нё­нок, утка — утё­нок,
  • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го .

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

  • волк — волчонок, скво­рец — скворчонок,
  • бар­сук — бар­сучонок, соро­ка — сорочонок,
  • вер­блюд — верб­люжонок, стриж — стрижонок,
  • ёж — ежонок, уж — ужонок,
  • мышь — мышонок, индюк — индюшонок.

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки , и все­гда мяг­кий звук .

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме , а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  1. выде­лим корень в сло­ве;
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся;
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок».

Как правильно пишется слово бельчонок?

Правильный вариант написания слова: бельчонок

Правило

Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:

1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;

Примеры: изжога, шов, шорох

2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;

Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия

3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.

Примеры: девчонка, большого, свежо.

Буква ё пишется под ударением:

1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;

Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)

2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;

Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)

3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;

Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).

4) в формах местоимений и образованных от них словах;

Примеры: о чём, почём, никчёмный.

5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.

Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.

Морфологический разбор слова бельчонок

1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: бельчонок (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Ударение и состав слова

Ударение падает на 2-й слог с буквой о.
Всего в слове 9 букв, 3 гласных, 5 согласных, 3 слога.

Примеры использования и цитаты

Умный маленький бельчонок ухитрился вытащить печенье из кармана куртки, которая лежала под деревом…

Похожие слова

петушок, дружок, электрошокер

Написание суффиксов -онок-, -ёнок-

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Структура урока и ход урока

1. Вхождение в деятельность.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

Разминка пальчиков перед началом письма.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать:

– Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Учащиеся выходят к доске по очереди и записывают слова отгадки.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

Какую орфограмму вы видите в этом слове?

В написании какой буквы можно ошибиться?

Можно её проверить?

А если её нельзя проверить, что в таких случаях надо делать?

— это словарное слово, надо запомнить как это слово пишется.

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)

Какую орфограмму видим в этом слове?

Безударная гласная в корне.

Пушистый хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка,

Щёлкает орехи мелко,

Ну конечно, это (белка)

Он в лесу глухом живёт,

Он большой и косолапый.

Любит ягоды и мёд,

А зимой он спит в берлоге.

Это медведь.

Записали слова в столбик по очереди.

Объяснили слово медведь.

— что общего у данных слов?

— это имена существительные, обозначают живые предметы, одушевлённые.

— каким общим словом можно объединить все эти слова?

Животные.

Кто увидел орфограмму в этом слове, назовите её.

— жи пиши с и

Эти животные потеряли своих детей. Давайте поможем им их найти.

Заяц-зайчонок

Ворона-воронёнок

Белка-бельчонок

Медведь-медвежонок

Что можно сказать о получившихся словах?

— это новые слова.

-при помощи чего образовались новые слова?

— при помощи суффикса –онок-, -ёнок-.

— кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— о суффиксах

— я предлагаю вспомнить, что вы знаете о суффиксах?

— часть слова, пишется после корня, служит для образования новых слов.

— с какими суффиксами мы уже знакомы? Назовите их.

-к-, -ок-, -ик-, -очк-, -ечк-

— с какими будем знакомится сегодня?

-онок-, -ёнок-

Тема урока: Употребление и написание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-.

Записать заранее, закрытьбумагой, а потом снять.

Физпауза: Хомка

— сегодня на уроке нам предстоит определить, когда в слове мы будем писать суффикс –онок-, а когда –ёнок-

Обратим ещё раз внимание на слова , записанные на доске:

Зайчонок

Воронёнок

Бельчонок

Медвежонок

Можно добавить ещё мышонок

Лисёнок

Волчонок

— выделим суффиксы

Обратим внимание на согласный звук, на который оканчивается корень слова.

— согласные ж, ш всегда твёрдые, а звук ч всегда мягкий, его не нужно смягчать, после твёрдых согласных я буду писать суффикс -онок-,

А перед мягкими согласными, кроме ч я буду писать суффикс –ёнок-

Показать опорную таблицу.

Далее учимся применять изученную орфограмму.

Выпиши слова в два столбика.

-онок- -ёнок-

Стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, лягушонок, утёнок, волчонок.

Игра, крестики-нолики.

Согласен ставлю 0

Не согласен ставлю х

1 волчонок

2 моржонок

3 страусёнок

4 ежонок

5 барсучёнок

6 лягушонок

7 утёнок

8 грачонок

9 скворчонок.

Обведите ответы с 0 по порядку, какая буква получилась? О Отлично.

Итог урока:

— с какой частью слова работали на уроке? (С суффиксом)

-что мы образовали при помощи суффикса? (Новые слова, названия детёнышей животных)

— какую вы увидели орфограмму в слове?

(после твёрдых согласных и ч — пишу суффикс –онок-,

После мягких согласных, кроме ч пишу суффикс –ёнок-)

Записываем домашнее задание.

Всем спасибо за внимание.

Правописание суффиксов -онок, -ёнок.

Русский язык Тема: «Правописание суффиксов –ОНОК, -ЁНОК»

Учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ НОШ №95

город Челябинск

Черничкина Галина Валентиновна

3 класс

УМК » Перспективная начальная школа»

Мы пришли сюда

УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО!

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО!

Словарный диктант

Найди лишнее слово

  • слонёнок
  • медвежонок
  • собачонок
  • бычок
  • котёнок
  • лосенок
  • бельчонок
  • рысёнок

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

– ОНОК, -ЁНОК» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…

Исправь ошибку

стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок

Правило

  • После мягких согласных, кроме пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.
  • После твёрдых согласных и

пишется суффикс -онок-: волчонок, мышонок.

ё

ё

ут…нок

слон…нок

о

о

лягуш…нок

еж…нок

о

ё

зайч…нок

орл…нок

о

ё

Алгоритм

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок -, нужно:

  • выделить корень
  • определить, какой согласный звук перед суффиксом

После мягких согласных, кроме пишется суффик c – ёнок- тигрёнок, телёнок.

После твёрдых согласных и

пишется суффикс -онок- волчонок, мышонок.

ёнок

онок

+

ёнок

рыс…

+

бельч….

онок

+

мыш…

онок

+

страус…

ёнок

+

лис…

ёнок

+

еж…

онок

+

ёнок

лос…

+

онок

медвеж…

+

ёнок

слон…

+

ёнок

цыпл…

+

онок

волч…

+

ёнок

козл…

Самостоятельная работа

Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

  • маленький
  • глупый
  • голодный
  • Запиши название детёнышей

слона коровы тигра

волка льва страуса

лося оленя моржа

лисы барсука орла

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *