Татарские узоры и орнаменты

Татарский орнамент

Пример татарского орнамента

Как и любой народ, татары имеют древнюю и интересную культуру. Все события, уклад жизни, верования находят свое отражение в творчестве. Так как татарская история насчитывает множество столетий, ее проявления в реальной жизни весьма своеобразны. Обособленность народа от обитавших рядом представителей иных народов не могла не наложить отпечаток на татарский орнамент.

Применяли его с давних времен для украшения домов, предметов мебели, посуды, одежды.

Татарский орнамент имеет несколько типов ключевых элементов. Это геометрические, растительные и зооморфные мотивы. В целом, все детали орнамента подвержены влиянию земледелия в большей степени, чем животноводства.

Самым широко используемым и распространенным является цветочно-растительный орнамент. Он встречается в наиболее разнообразных сферах жизни татар. Цветовая гамма такого орнамента очень богатая и хорошо продуманная. Стилизованные мотивы расположены в определенном последовательном порядке. Каждый из них имеет свое особенное значение.

Мотивы с изображением животных используются достаточно мало, но заметить их можно, хоть и с трудом. Такое отношение к данным символам объясняется требованиями религии.

Геометрический орнамент также редко можно обнаружить как самостоятельный узор. Чаще он играет роль дополнения к растительным и цветочным орнаментам.

Как и в традиционном орнаменте любого другого народа, в узорах татар каждый символ имеет свое значение. Одним из важнейших изображений в татарском орнаменте является тюльпан. Он является символом возрождения и присутствует даже на флаге республики. Кроме того, по религиозным воззрениям мусульман, тюльпан ассоциируется с именем Аллаха (название растения состоит из тех же букв, что и имя бога на арабском языке). Именно потому тюльпан является любимым элементом многих мастеров. Изображаться он может самыми различными способами.

Ранее орнамент использовался повсеместно. Девушки вышивали элементы на своих платьях и другой одежде, мастера украшали посуду и предметы быта. В настоящее время использование узоров также широко распространено. Используются они в качестве дополнения к каким – либо предметам, либо как самостоятельная деталь украшения помещений – всевозможные фрески на стенах, посуда с символическими рисунками, и современная одежда с элементами орнамента — всегда будут притягивать внимание и радовать глаз.

Татарская вышивка: «каляпушный промысел», мишарский крест и стилизованные намазлыки

Золотая нить и растительный узор татарских рукодельниц

Фото: Елена Сунгатова / art16.ru

Этнический орнамент в последние годы словно обрел второе дыхание. И теперь на улицах российских городов можно встретить модниц, чья одежда вышита национальным узором. Подобные элементы декора можно встретить и во многих квартирах. Отдельного внимания достойна и татарская вышивка. Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» в сегодняшней колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает, какой шов был традиционным у татар и какими узорами мастерицы украшали ткани.

«Татарки — большие рукодельницы»

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».

Калфак. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Тамбурный шов и золоченые нити

Начиная рассказ о вышивке, первое, что вспоминается, — это вышивка тамбурным швом (ряд петелек, выходящих одна из другой), который был повсеместно распространен как среди Волго-Уральских татар, так и среди многих других тюркских народов. Причем одна из узнаваемых особенностей — полихромия, когда узор из одного цвета, перетекал в другой, и за этой хаотичностью и многообразием, складывался органичный и приятный для восприятия орнамент. Основной мотив — растительно-цветочный, переплетающийся между стежками в нескончаемый узор.

Сам шов был разный. Низкий тамбур вышивался шелковой, хлопчатобумажной нитью по контуру, крупными стежками, создавая практически невесомый рисунок. Для высокого тамбурного шва использовали крученые, достаточно толстые шелковые, хлопчатобумажные или гарусные (шерстяные) нити. Представлял собой множество мелких стежков, которые из-за «маленького шага», получались объемными. К 70-м годам XIX века среди татарских мастериц широкое распространение получает вышивка на тамбурной машине, которую, рассылали французские и американские торговые фирмы-производители. К тому же вторая половина XIX века подарила обилие новых, насыщенных и богатых по палитре цветов в анилиновых красителях. Все это позволило ускорить процесс изготовления и еще более расцветить вышивку.

Не менее известным, а может и более, было золотное шитье, получившее широкое распространение среди татар с конца XVIII века. Прежде всего, это связано с «каляпушным промыслом», который в конце XIX века кормил многих мастеров и мастериц Казани и Заказанья. Основная продукция — вышитые золотом бархатные калфаки, тюбетейки и обувь. Бархат для головных уборов закупали высших сортов, и привозился он из Западной Европы, Средней Азии, Турции, Ирана и даже Индии. Причем эти изделия продавались не только в лавках Сенного базара в Старо-Татарской слободе, а вывозились на ярмарки Российской империи, в Москву и Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, а также в Среднюю Азию.

В Национальном музее Республики Татарстан сохранились замечательные ранние образцы полотенец, где для вышивки, наравне с шелковыми, применялись плоские золоченые нити — бить. Узор был более графичный, чем в более поздних изделиях, а цвета — менее насыщенные из-за того, что краски были натуральные.

Полотенца. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru

В запасниках музеев сохранилось больше всего изделий с золотной вышивкой периода XIX — начала ХХ века. В это время использовались не золотые и серебряные, а металлические, очень плотно навитые на основу из бумаги нити: канитель — металлическая проволока, скрученная в виде спирали и трунцал, представляющий из себя плоскую металлическую нить, скрученную также в спираль. Причем для украшения применяли не только вышивку золотом, но и жемчуг, бисер, стеклярус, пайетки, позумент, бахрому, металлические спирали и кисти, а также разнообразные монеты и другие декоративные нашивки из металла и камня. Для татарской золотной вышивки была характерна техника гладь «вприкреп». Шов в вышивке покрывал только лицевую часть изделия, оставляя с изнаночной стороны маленький стежок.

Нельзя забывать и о знаменитых полотенцах «казан сөлгесә», где золотная вышивка выполнялась тамбурным швом. Подобные полотенца в основном изготавливались на заказ и шли на экспорт. Основа была из фабричной хлопчатобумажной ткани, к которой пришивались концы, из той же материи или шелка, обильно украшенные не только вышивкой, но и бахромой, пайетками и прочими декоративными элементами.

Мишарский акцент

Относительно украшения тканей Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура Казанских татар», описывая их декорирование, отмечал, что среди татар бытовала и аппликация, когда узор создавался при помощи пришитых полос лент, бантов и розеток из них. Другая техника, приведенная им, ко второй половине XIX века вышла уже практически из бытования. Ее название «ушковая», здесь каждый лепесток нашиваемого цветка (чаще астры и георгина) делался отдельно из кусочка ленты свернутого в «ушко», создавая объем.

Среди татар разных регионов распространены были не только описанные выше техники вышивки. К примеру, как было отмечено С.В. Сусловой, у мишарей и приуральских татар в ходу была вышивка «по выдергу» или цветная перевить — из тонких шерстяных нитей по разреженному холсту, когда более тонкой нитью обвивались образовавшиеся после разрежения ткани, освободившиеся нити основы и утка. У мишарей окско-сурского междуречья, была распространена вышивка гладью с использованием разноцветных шелковых нитей. Причем гладьевой шов использовался только при заполнении внутреннего поля узоров, а сами контуры, как правило, выполняли тамбурным швом. Широко распространена была вышивка в технике «крест» у мишарей (темниковско-азеевские мишари вышивали традиционные белые домотканые рубахи) и в большей степени у татар-кряшен (впрочем, уже в ХХ веке стало распространено повсеместно). Они украшали головные уборы «сурәкә» и свадебные мужские рубахи.

Интересно отметить, что уже к середине ХХ века вышивка гладью и «крестом» стала наиболее распространенной среди татарского сельского населения. И когда сегодня многие наши современники вспоминают свое детство в деревне, то именно эти образцы для них более привычны, чем ранние.

Намазлык. Начало XX века. Фото izo-museum.ru

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

ОбществоКультураИстория Татарстан

Гримуар

Символика крымскотатарских орнаментов
О значении символов мне рассказал прекрасный мастер — керамист из Бахчисарая Эльдар Гусенов. Он является автором работ из керамики, на которых я рассказываю о символике и значении символов в орнаментах живописи, керамики, филиграни (восточной, крымскотатарской). Что означают гранат, ромб, кипарис и другие символы? Сейчас разберемся с его помощью что же означают треугольники, ромбы, полумесяцы, гранат, тюльпан и др.
___________
Путь Женщины в крымскотатарской символике

Путь Женщины. Мастер Eldar Gusenov (Бахчисарай, Крым).
О значении символов в орнаменте рассказывает мастер — керамист из Бахчисарая Эльдар Гусенов.
«Сюжеты своих изделий я создаю при помощи языка крымскотатарского орнамента. В рисунке на этом блюде использована схема женского знака эгри дал, часто встречающегося на женских головных уборах – марама.
Этот знак выражает такие свойства женской психики: как гибкость, динамичность, изменчивость, способность к развитию.
В данном случае, примененный мною композиционный приём, усиливает эти качества. Визуально соединив линии двух фрагментов, мы получим 3 комбинации S – образных линий, воспринимаемых одним аккордом.
Знаки, использованные мною в этой композиции, соответствуют трем основным этапам в жизни каждой женщины – юность, зрелость, старость.
Все элементы рисунка связаны в один, вращающийся круг, ассоциирующийся с колесом времени.
Стилизованное изображение ядра миндального ореха (бадем) — знак девушки. Изображение этого символа с лепестками – знак девушки готовой к замужеству.
Роза – обозначает женщину.
Гвоздика – символ пожилой женщины, жизненного опыта, мудрости.
Коготки – обозначение защищенности.
Нюансированные изображения листочков призваны выразить, любовь, заботу и ласку.
Ритм мелких элементов – символизирует берекет, ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие».
____________
Истина. Символика в крымскотатарской живописи

Рыба была одним из первых символов Христа, что объясняется использованием на заре христианства для зашифровывания имени Христос первых двух букв слова «ихтиос».Первые буквы греческого слова Ichthus, обозначающего рыбу, составляют первые буквы слов Iesous Christos Theou Huios Soter, т. е. Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Рыбы — в них находятся большое количество икринок поэтому во многих культурах они.являются символом богатства и изобилия.
Мечеть (Храм) -Символ веры и покорности Богу.
Замкнутая композиция этого произведения и повтор элементов напоминает людям взаимосвязь поступков в этой жизни с результатом итогов в Судный день и месте пребывания в вечной будущей жизни после смерти.
__________
Достаток, изобилие, плодородие в крымскотатарской символике

«БЕРЕКЕТ». Автор Эльдар Гусенов
В переводе c крымскотатарского «берекет» означает «достаток», «изобилие», «плодородие».
В этой композиции собраны воедино три древних символа изобилия.
У крымских татар Гранат – плод с большим количеством зёрен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток.
Ромб с точкой в центре это символ плодородия и изобилия (знак засеянного поля). Аналоги есть в славянской культуре. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае Рыба — являлась символом плодородия, богатства и изобилия (в том числе духовной плодотворности) Эта образная ассоциация связяна, повидимому, с наличием в ней множества икринок.
Кипарис — это дерево в культурах мусульманских народов было символом бессмертия, древом жизни.
У крымских татар кипарис — мужской знак
_______
Материнская любовь в крымскотатарской символике

Материнская ЛЮБОВЬ. Мастер Eldar Gusenov.
Фигура состоит из следующих элементов: на самой вершине – знак женского детородного органа – символ женщины.
С двух сторон располагаются руки — олицетворяющие силу, верность, защиту и мощь.
В центральной фигуре расположен, как в лоне матери ребёнок,тюльпан — знак юноши, мужчины.
Треугольник — символ земли.
Женщина — мать ещё до рождения своего ребёнка проявляет всю свою любовь, терпение, заботу и готова пойти на любые жертвы ради своего чада. В связи с этим у мусульман женщине — матери отведено высокое положение.
Полумесяц — «свет в ночи» символ мусульман «божественный свет для людей пребывающих во тьме» Когда Пророк Мухаммад (с.а.в) совершал Хиджру было начало лунного месяца и поэтому растущий полумесяц стал эмблемой мусульман . Именно с Хиджры, т.е. переселения Мухаммада (с.а.в) из Мекки в Медину начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю.
Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: О Посланник Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем? Пророк ответил: Твоя мать. А кто еще? — спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. А кто еще? — снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: Твоя мать. Кто же еще?- спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: Твой отец.
(Аль-Бухари и Муслим).
____________
Благополучие домашнего очага в крымскотатарской символике

БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОМАШНЕГО ОЧАГА. Автор Эльдар Гусенов
Кувшин — символ дома, материнского лона, источника жизни и живительной влаги.
Ромб в орнаментах вышивки крымских татар встречает как знак поля. Аналогии мы можем найти в славянских культурах.
Мелкие элементы вокруг кувшина — Берекет — труд, духовное, материальное и физическое благополучие.
_____________
Новобрачные в крымскотатарской символике

Новобрачные. Мастер Eldar Gusenov
Изображение на этой тарели составлено из трех мотивов.
Центральный — кипарис, символизирует мужчину. На него опирается и прикасается к его вершине виноградная лоза — знак женщины. Кипарис выражает силу, стабильность и целеустремленность, а виноградная лоза – гибкость, нежность.
Гроздья ягод – символ изобилия и плодородия. Лоза имеет S образный изгиб – сув, вода, обозначая изменчивую, подвижную женскую стихию. В месте соприкосновения мужского и женского знаков, рождаются новые лепестки — новое потомство.
Третий символ, использованный в этой композиции — лодка, корабль выражает пожелание благополучного существования новой семьи во времени и пространстве.
___________
Продолжение рода в крымскотатарской символике

Продолжение рода. Мастер Eldar Gusenov
В целом в работе зашифровано пожелание найти свою половинку.
Главными акцентами в этой композиции являются три Яйца, по направлению часовой стрелки. Яйцо – символ жизни, возрождения. Каждое из них состоит из гармонично расположенных двух знаков: Миндальное зернышко (Бадем) — знак молодой девушки и Кипарис – символ Мужчины ( идеальная совместимость супругов)
Число три— это символ высшего синтеза двух противоположностей.
В центре композиции расположен Треугольник — знак земли. На каждой Пальметта — обозначающая продолжение рода. Мелкие элементы, заполняющие пространство — Берекет — труд, духовное, материальное и физическое благополучие.
Трудясь и духовно преображаясь воспроизводить новую жизнь на Родной земле.
_______________
Корабль Магомета в крымскотатарской символике
«Корабль Магомета». Автор Эльдар Гусенов
Символика орнамента — мы созданы Аллахом и посланы на землю для поклонения. Выполняя его законы, переданные нам пейгъамбером – посланником, мы плывем в рай и возвращаемся к Нему.
Тюльпан — символ человека, мужчины, юноши — находится внутри изображения храма — мечети, символе поклонения и покорности Аллаху, расположенной в свою очередь на корабле.
Лодка – знак движения, пути.
По правую и левую стороны, мы видим плоды и стебли с мелкими элементами, говорящие нам о повседневных заботах, сопровождающих человека в его жизни.
Поверх веточек сидят два ангела, записывающие деяния человека. По трактовке глаз можно различить, кто из них записывает правильные и добрые, а какой неверные деяния. Только при верном выборе своих целей и поступков можно получить блага в этом и в ином мирах.
_________________
Прямой путь в крымскотатарской символике
«ПРЯМОЙ ПУТЬ». Автор Эльдар Гусенов
Мечеть является главным элементом орнамента — это знак веры и покорности Богу.
Изображение мечети опирается на Полумесяц — «свет в ночи» , символ мусульман «божественный свет для людей пребывающих во тьме».
Когда Пророк Мухаммад совершал Хиджру, было начало лунного месяца, и поэтому растущий полумесяц стал эмблемой мусульман . Именно с Хиджры, т.е. переселения Мухаммада из Мекки в Медину начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю.
Мощное здание мечети обрамляет контрастный, S- образный растительный мотив – Эгридал (изогнутая ветвь), который означает динамичность, гибкость, движение и развитие, ассоциируется со знаком воды.
Мелкие элементы — Берекет- символизируют труд, духовное, физическое и материальное благополучие
__________
Художник — керамист Гусенов Эльдар
Узнаёте? Чебурек.
Гусейнов: «Хочу, чтобы люди всего мира знали, какая она – крымскотатарская керамика, какие аутентичные формы присущи нашей нации и, конечно же, могли понимать и считывать ту информацию, которую я зашифровываю в свои изделия. Для меня крымскотатарский орнамент – это сокровищница бесценного богатства как материального, так и духовного. Безусловно, орнамент обладает огромной положительной энергетикой и является средством важной социально значимой информации»
Автор статьи — ЛН-ПозитивнаЯ, liveinternet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *