Технология дифференцированного обучения

Центр подготовки педагогов к аттестации

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение — это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств ‘гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

— по уровню умственного развития (уровню достижений);

— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп — «репетитор».

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

• Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

— региональную — по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

— внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);

— в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

— внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик)

Гузик Николай Петрович — заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина, Крым).

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый — уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй -комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти); третий — уроки обобщения и сиетематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый — уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий); пятый — уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, ни всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя — работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их. ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне Уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на Уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

Смешанная дифференциация (модель сводных групп)

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения — по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы.

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых — достижение обязательных результатов обучения.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.

Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации — по уровню достижений и по интересам, действует в параллелях V-IX классов. Переформирование групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года. Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Литература

1. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

2. Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. — .V5.

3. ГузикН.П. Обучение органической химии. — М.. 1988.

4. ГузикН.П. Учить учиться. — М., 1981.

5 Дифференциация как система: В 2 ч. — М., 1992.

6. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. — М., 1994.

7. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. — Ярославль, 1995.

8. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика. 1990.

Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.

Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.

Дифференциация

Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием. Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.

Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.

Определение 1

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

Что такое дифференцированный подход?

Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

Что такое дифференцированное обучение?

Определение 2

Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.

При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.

По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:

  • значимость типологических и индивидуальных особенностей для обучения;
  • выявление и учет особенностей в общеобразовательном заведении;
  • распределение среди детей.

Основываясь на этом, должны быть исключены:

  • особенности функционирования внутренних органов;
  • конституционные особенности личности;
  • состояние здоровья;
  • задатки способностей при отсутствии необходимой аппаратуры для их выявления;
  • особенности нервной системы;
  • половые различия и возраст;
  • темпераменты;
  • дефекты физического здоровья.

Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:

  • интересов;
  • психофизиологических особенностей;
  • профессиональных ориентаций;
  • религиозных принадлежностей;
  • способностей;
  • этнокультурных особенностей;
  • обученности.

Виды дифференциации

На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.

Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.

Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:

  • модульная;
  • полное усвоение знаний.

Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.

Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.

В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:

  • академические (общие);
  • специальные.

Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.

Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.

Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.

Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Технология дифференцированного обучения

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:

— по уровню развития памяти

— по уровню умственного развития

— по темпам работы

— по уровню самостоятельности в процессе познания

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:

— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет:

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии:

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ — Шпаргалки по педагогике

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение — форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

-часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Дифференцированный подход в обучении – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их особенностей;

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

можно выделить два вида дифференциации:

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

1. Внешняя дифференциация.

2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации – создать условия для осознанного профессионального самоопределения. внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа:

— предпрофильная подготовка (8-9 классы);

— профильное обучение (10/11 классы).

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебн6ой информации в течение урока.

Внутренняя дифференциация основывается на ряде методологических положений:

  • неодинаковость усвоения информации — это естественное явление, поскольку все дети разные;
  • усвоение информации бывает эффективным и неэффективным;
  • необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации;
  • неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся, воспитанников;
  • дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные или слабые), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия);
  • причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации;
  • деление на группы – это следствие дифференциации по причинам отставания.

Понятие дифференцированного обучения

Понятие дифференцированного обучения

Пищугина Надежда Александровна.

Классификация форм дифференцированного обучения

В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

В нашей школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

Понятие дифференцированного обучения

Дифференциация происходит от латинского differentia, – что в переводе означает – «различие, разделение».

В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по- разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Выделяют два основных вида дифференциации обуче­ния школьников.

1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).

Предполагает создание особых типов школ и классов, в кото­рые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.

Школы особого типа ориентированы на учащихся:

— имеющих определенные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т. д. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

— с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные клас­сы с учетом предполагаемой профессии, интересов, склонностей учащихся и др. В Начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например: классы компенсирующего обу­чения (ККО), классы коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание про­филя обучения, уровневая — учет уровня развития учащихся.

2. Внутренняя дифференциация (дифферен­циация учебной работы).

Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее ус­тойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация учителем внутриклассной дифференциации вклю­чает несколько этапов:

  1. Определение критериев, в соответствии с которыми создают­ся группы учащихся для дифференцированной работы.

  1. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

  1. Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.

  2. Определение способов дифференциации, разработка диффе­ренцированных заданий для выделенных групп учащихся.

  3. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

  4. Диагностический контроль за результатами работы учащих­ся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Рассмотрим каждый этап внутриклассной дифференциации.

Определение критериев дифференциации.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, на­зывая их «сильные», «средние» и «слабые» ученики. При этом од­ни педагоги считают главным критерием деления на группы успе­ваемость школьников, другие — способности учащихся.

Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах.

1. Готовность к обучению.

Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (на­пример, умение ребенка читать), так и психологическую готов­ность.

2. Об у ченность.

«Обученность -это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения… это определенный итог предыдущего обучения…-про­шлого опыта».

Обученность включает «как наличный, имеющийся к сего­дняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составля­ет то, чему ребенка обучили».

Умение учиться связано с уровнем сформированности различ­ных компонентов учебной деятельности.

Для изучения состояния знаний учителю важно определить, че­го именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

В практической деятельности удобно ориентироваться на сле­дующие уровни усвоения знаний:

  • нулевой уровень — узнавание;

  • первый уровень — репродукция (воспроизведение) знаний;

  • второй уровень — применение знаний в знакомой ситуации;

  • третий уровень — применение знаний в измененной и новой
    ситуации.

Важно также учитывать, какого этапа развития навыка или уме­ния достиг ученик.

Выделяют четыре этапа развития навыка:

  • Ознакомительный (ориентировочный) этап — ознакомление с приемами выполнения действия, общее осмысливание действий и их представление, то есть общая ориентация в задании.

  • Аналитический (подготовительный) этап — овладение отдель­ными элементами действия, анализ способов их выполнения. Для этого этапа характерно сознательное, но неумелое выполнение дей­ствия.

• Синтетический (стандартизирующий) этап — сочетание и объединение отдельных элементов в единое целое, автоматизация элементов действия.

• Варьирующий (ситуативный) этап — овладение произвольным регулированием характера действия. Достигается гибкое, целесообразное выполнение действия, пластическая приспособляемость действия к ситуации.

3. Обучаемость.

Обучаемость — это восприимчивость школьника к обучению, то есть «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых спо­собов их добывания, а также готовность к переходу на новые уров­ни умственного развития».

Если обученность является характеристикой актуального раз­вития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость -характеристикой его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию «зона ближайшего развития», предложенному

Л. С. Выготским.

Обучаемость — это совокупность интеллектуальных свойств че­ловека, от которой при всех прочих равных условиях зависит ус­пешность обучения, те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.

Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относятся глубина, гиб­кость, осознанность, самостоятельность ума, обобщенность и эко­номичность мыслительной деятельности.

Показателями обучаемости также являются:

  • активность ориентировки в новых условиях;

  • самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
    — настойчивость в достижении учебной цели;

— умение работать в ситуациях помех, препятствий;

— восприимчивость к помощи другого человека;

— способность к самообучению;

— работоспособность, выносливость и др.

«Для высокого уровня обучаемости характерны: умение дейст­вовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обуче­ния.

Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности».

Кроме общей выделяют специальную обучаемость.

Соотношение обученности и обучаемости бывает разным.

Как правило, высокая обученность является результатом высо­кого уровня обучаемости и наоборот. Но у педагогически запущен­ных детей обученность может быть низкой, а обучаемость доста­точно высокой. Про такого ученика учителя обычно говорят: «Он учится не в полную меру своих сил».

Кроме основных критериев дифференциации — готовности к обучению, обученности и обучаемости, могут использоваться и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и др. Но все они взаимосвязаны с тремя основными критериями и являются част­ными по отношению к ним.

Далее приводятся примеры дифференцированных заданий, рас­считанных на три группы учащихся:

  • первая группа — с низким уровнем обучаемости;

  • вторая группа — со средним уровнем обучаемости;

  • третья группа — с высоким уровнем обучаемости.
    Учитель в своей практической деятельности выбирает критерии

дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, за­дач и содержания конкретного урока и других факторов.

В.К. Шишмаренкова считает, что в школе должна присутствовать и внутренняя, и внешняя дифференциация. При этом в средней школе осуществляется внутренняя дифференциация по способностям, результаты которой не афишируются для учащихся. Внешняя дифференциация может реализовываться только на основании склонностей и интересов, учащихся в форме кружков, факультативов, лабораторий, профильных классов. Таким образом, автор сводит понимание дифференциации только к дифференциации по общим интеллектуальным способностям и интересам учеников.

Классификация форм дифференцированного обучения.

В изученной литературе многие авторы конкретные проявления дифференциации называют формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализованы на различных уровнях. Виды дифференциации определяются, исходя из тех индивидуально-типологических особенностей учащихся, которые в данном случае учитываются. Традиционно выделяются следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, но интересам, склонностям, по проектируемой профессии. В основании деления, лежат те признаки, те индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют разделить их на группы.

К традиционным видам дифференциации в настоящее время добавилась дифференциация по национальному признаку, когда создаются специальные школы для детей различных национальностей, например в г. Москве — это армянские, грузинские, еврейские школы (сейчас они называются школами с этнокультурным компонентом); по религиозной принадлежности — православные школы; по социальному и имущественному положению родителей — в некоторых негосударственных образовательных учреждениях могут учиться только дети обеспеченных родителей, т.к. велика плата за образование.

Изменение парадигмы образования, постановка в центр учебно-воспитательного процесса личности ученика привели к усилению роли психофизиологических особенностей человека в дифференциации: выделению групп учащихся с сильной, слабой нервной системой, преобладающим типом памяти, уровнем развития произвольного внимания и т. д.

Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот выделил три уровня. 1-й микроуровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной. 2-й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями. И 3-й макроуровень — дифференциация между школами, создание различных типов школ. 2-й и 3-й уровень представляют собой дифференциацию внешнюю.

Если классифицировать имеющиеся в практике формы дифференцированного обучения по видам и уровням, то результат можно представить в виде таблицы (см. таблицу №1).

Виды

Уровни

По общим способностям

По специальным способностям

По индивидуально психофизиологическим особенностям

По интересам

По проектируемой профессии

По национ. признаку

По религ.

принадле.

По социальному и имущественному положению родителей.

Микроуровень (внутренняя дифференциация)

Выполнение заданий различного уровня сложности.

Дозирование помощи учителя.Уровневая дифференциация.Групповая работа в рамках модели полного усвоения знаний.

Учет психофизиологических особенностей детей при конструировании содержания и организации учебного процесса в классе

Выполнение творческих исследовательских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников.

Мезоуровень (внешняя дифференциация)

Гимназические классы.

Классы различного уровня обучения.Коррекционно-развивающие классы.Общеобразовательные классы.

Групповые занятия с одаренными детьми

Классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Профильные классы.

Факультативы, кружки.

Выбор вариативных учебных дисциплин (элективная дифференциация)

Классы гибкого состава

Классы, спрофилированные на вуз.

Лицейские классы.

Групповые занятия по подготовке в вуз.

Макроуровень (внешняя дифференциация)

Гимназии

Специальные школы для одаренных детей (физические, математические, художественные и др.)

Школы для слабослышащих, слабовидящих, детей с отставанием в умственном развитии.

Лицеи.

Колледжи.

Подготовительные курсы при вузах.

Национальные школы (армянская, татарские и др.)

Дифференциация широко применяется практически в каждой школе в настоящее время, это, прежде всего, выражается в создании специальных классов. При изучении доступной литературы нами были выделены следующие внутришкольные деления, существующие в современных общеобразовательных учреждениях.

Классы повышенного уровня обучения относятся к такому виду дифференциации как дифференциация по общим способностям учеников. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Такие классы создаются, начиная с первого класса и после окончания детьми начальной школы – в параллели пятых классов. Критериями отбора детей в 1-й класс являются готовность к школе, степень развития школьно-значимых психофизиологических функций (памяти, внимания, мышления), общий кругозор ребенка.

В таких классах создается атмосфера напряженной интеллектуальной деятельности, обучение организуется с учетом высокого уровня интеллектуального развития всех детей.

Дифференциация по психофизиологическим особенностям детей предполагает не только приспособление учебного процесса к определенным психическим и физическим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций. Дифференциация в такие классы осуществляется при выявлении у ребенка отклонений в умственном развитии, слабослышащих, слабовидящих, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В таких классах ведется оздоровительная работа, учебная – в соответствии с возможностями детей, работа по социальной адаптации детей (формирование простейших бытовых навыков, доступных профессиональных).

Классы коррекционно-развивающго обучения являются формой дифференциации, в которой учитываются общие интеллектуальные способности учеников и их индивидуальные психофизиологические особенности. Данные классы создаются в школе для обучения детей, испытывающих затруднения в освоении базового содержания образования. Эти классы могут быть созданы как в начальной школе, так и в средней.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы являются формами дифференциации по интересам учеников. Это – наиболее широко распространенные на практике формы дифференциации. Особенности организации и функционирования профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов это создание таких классов в школе для удовлетворения познавательных потребностей детей, имеющих ярко выраженные склонности и способности к изучению определенных предметов.

В классы гибкого состава чаще трансформируют классы повышенного уровня обучения в 8-9-х классах. У детей, обучающихся в этих классах, к 13-14 годам формируются познавательные интересы и предпочтения, а класс к этому времени представляет собой сложившийся коллектив со сформировавшимся стилем интеллектуальной деятельности.

Элективная дифференциация – форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора ряда предметов. В число выбираемых не входят базовые учебные дисциплины. Предметы по выбору могут расширять и углублять знания ученика в выбранной сфере познания: гуманитарной, естественнонаучной, математической. Как предметы по выбору могут преподаваться валеология, психология, история религий, история искусств.

В организации элективной дифференциации важно соблюсти условие обязательности выбора каждым учеником определенного количества вариативных предметов или спецкурсов.

На данный момент времени часто осуществляется деление учеников по уровню общих специальных особенностей, где за главное берется в основном, интеллектуальное развитие каждого ученика и такое деление называют внутриклассной дифференциацией.

Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне — прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне — прочитать пара граф, дать аннотацию и рецензию на него.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: задания, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части — порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем % дозированной помощи определяет сам ученик.

Формой внутриклассной дифференциации по общим способностям учащихся является уровневая дифференциация, разработанная В.В.Фирсовым, В.А. Орловым, В.М. Монаховым. Авторы исходят из того, что в процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивал этот максимум, его знания оценивались 5 баллами, если были незначительные пробелы или неточности – 4 баллами и т.д. Добросовестный ученик ориентирован был именно на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это, естественно, вызывала перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам.

Авторы идеи уровневой дифференциации предложили перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым дол жен овладеть ученик, без которого он не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета.

Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, перед началом изучения очередной темы знакомит учеников результатами, которых они должны достичь.

Таким образом, В уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

Формой внутренней дифференциации является и групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний. Модель полного усвоения знаний предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Причем, очень важна технологичность целей: их достижение должно быть проверяемым, т.е. должен существовать инструментарий проверки. После изучения определенной темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, в ходе которого и определяется достижение поставленных целей, класс делится на две группы: первая — ученики, усвоившие тему, с ними организуется расширенное и углубленное изучение материала, и вторая группа не усвоивших тему, с этими учениками проводится дополнительная работа по усвоению содержания.

Во второй группе идет отработка знаний, способов действий, которые недостаточно усвоены. К такой отработке могут подключаться и ученики первой группы в качестве консультантов, помощников учителя. Таким образом, дифференцированное обучение в рамках данной модели определяет различный характер деятельности групп учеников после проведения итогового контроля по результатам усвоения определенного фрагмента содержания.

Внутренняя дифференциация чаще всего осуществляется по общим интеллектуальным способностям учеников, но в практике присутствуют и другие ее виды: например, внутренняя дифференциация по специальным способностям, которая выражается в том, что, давая ученикам задания, учителя принимают во внимание их художественные, музыкальные и другие способности. Реализуется внутриклассная дифференциация и по индивидуальным психофизиологическим особенностям учеников.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации

Виды домашних заданий

Приемы

Три уровня домашнего задания:

  1. Обязательный минимум (по силам любому ученику).

  2. Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

  3. Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом).

Домашнее задание «Снежный ком»

Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности

1.Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Особое домашнее задание

В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вызов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *