Темы проектов по экологии

Содержание

Проекты по экологии

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты — комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:

  • Проекты. Проектная деятельность в детском саду
  • Природа, экология. Планета Земля

Включает в себя разделы:

  • Вода, капелька. Проекты, тематические недели

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 3340.
Все разделы | Проекты по экологии

Новое

Формирование экологической культуры у младших дошкольников посредством проекта «Бумагу собираем — деревья сохраняем!» Тема: Формирование экологической культуры у младших дошкольников через проект «Бумагу собираем – деревья сохраняем!» Воспитатель: Инякина Галина Анатольевна г. о. Новокуйбышевск 2020 г. 1слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема «Развитие познавательной активности ребенка…

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!» Тип проекта По содержанию — познавательно – исследовательский. По числу участников – групповой. По характеру контактов – в рамках МБДОУ. По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов. Сроки реализации: Среднесрочный — 6 месяца (июль -…

Проекты по экологии — Фотоотчет об экологическом проекте «Огород на подоконнике»

Публикация «Фотоотчет об экологическом проекте «Огород на…» Конспект занятия в группе раннего возраста «Солнышко» Тема: Экологический проект «Огород на подоконнике» Цели: — Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. — Дать представления о выращивании растений; — Научить с помощью воспитателя сажать и поливать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Экологический проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе Описание материала: Экологический проект на тему: «Огород на подоконнике» I. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители. Социальная значимость…

Фотоотчёт об участии в городском конкурсе «Семейные экологические проекты» На основании приказа министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края было утверждено положение о проведении конкурса » Семейный экологический проект » Цель — формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста экологической культуры,…

Мастер-класс для педагогов «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно…

Проекты по экологии — Экологический проект в средней группе «Огород на подоконнике»

Статья «Экологический проект в средней группе «Огород на…» Тип проекта: — познавательно – исследовательский. Продолжительность: — краткосрочный – март, апрель. Участники проекта: — дети средней группы и родители; — воспитатели. Цель проекта: 1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных…

Экологический проект в первой младшей группе «Наш чудо-огород» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: краткосрочный. Сроки реализации: март — апрель 2019 года. Участники проекта: воспитатели группы, родители, дети 1 младшей группы «Б». Актуальность проекта: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они…

Экологический проект «Белая береза» Цель проекта: Развивать творческий потенциал детей и умение самостоятельно находить нужную информацию о березе. Задачи: 1.Расширять представления детей о березе, видовом многообразии, условиях и местах произрастания, истории появления в нашей стране; 2.Формировать умение…

Экологический проект «Что нам осень принесла» Экологический проект «Что нам осень принесла» 11.03.2020. Тема проекта: «Что нам осень принесла». Цель проекта: расширение представлений об осени. Задачи проекта. Для детей: 1. Знакомить с характерными особенностями осени. 2. Учить отличать и называть по внешнему виду овощи и…

Страницы: 2 3 4 … 334

Картотека бесед на экологическую тему – о чем поговорить с детьми?

Приветствую всех моих читателей! С вами, как обычно, хозяйка блога Татьяна Сухих. Ко мне обратилась одна читательница с просьбой поделиться идеями о том, какие можно поднять проблемы в беседах с дошкольниками о мусоре и чистоте. Вот я решила рассказать, какие темы содержит моя картотека бесед на экологическую тему.

Беседа – важнейший метод работы с детьми

Есть два способа подать полезную информацию, привить хорошие привычки, дать навыки чего-то детям: беседовать с малышами на животрепещущие темы и демонстрировать личный пример. Если говорить об экологии, то воспитание ответственного гражданина начинается именно с нашего личного примера и грамотно построенных, наполненных эмоциональными примерами бесед.

Мы в детском саду с детками «разговоры разговариваем» постоянно, но не ограничиваемся нравоучениями, а стараемся, чтобы разговор получался интересным, поучительным и результативным. Ясно, что мусор – не единственная тема бесед в рамках экологического воспитания. Ниже я приведу список примерных тем для всех возрастов.

Стоит сказать, что собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно-образовательного момента в ДОУ. Так, мы различаем вводные беседы, которые организуют малышей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующая беседа – во время процесса или деятельности, заключительная беседа или уточняющая. Кроме того, различают беседы познавательного характера и этические.

Поэтому тот список тем об экологи из картотеки, который я приведу ниже, можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по случаю, если случилось происшествие, которое можно разрулить путем беседы, например, ребенок рвал цветы или ломал веточку деревца.

Еще добавлю по поводу беседы как главного, по моему мнению, метода воспитательно-образовательного процесса, что важно понимать ту силу, которую имеет человеческое слово. Оно ранит и лечит, поднимает с колен и убивает. Помните, что дети впитывают буквально каждое ваше высказывание и четко понимают разницу между тем, что вы говорите, и как поступаете в реальной жизни. Бросаешь окурки и бумажки на тротуар – нечего морализаторствовать на этические темы…

Список тем для бесед в рамках экологического воспитания

Итак, даю список тем, и помните, что он годится для любого возраста, но, естественно, информационная наполненность должна строго соответствовать возрасту ребенка. То, что понятно подготовительной группе будет абсолютно непонятно малышам. Далее я примерно распишу, как выглядит карточка из картотеки по экологии. И, конечно, даю наводку на хорошее тематическое пособие: «Беседы по картинкам «Уроки экологии». Демонстрационный материал. (16 картинок + 8 схем)».

Темы бесед по экологии:

  • Люди – друзья природы;
  • Жалеть нужно уметь;
  • Удивительное вокруг;
  • Лес: любить, беречь и не бояться;

  • Тайны растений;
  • Птицы и звери зимой;
  • Аптека на лугу;
  • Есть ли домики у зверят?
  • Как мы можем помочь природе;
  • Все живое под нашей защитой;
  • Насекомые – часть природы;
  • Мусор – болезнь планеты;
  • Не загрязняй природу!
  • Доброте нужно учиться;
  • Наш дом – природа;
  • Наши помощники – птицы;
  • Природа в искусстве;
  • Огонь: друг или враг?

Как вы заметили, названия тем универсальные, они подойдут для занятий по экологии и во второй младшей группе, да и 1 класс тоже найдет, о чем поговорить.

Как оформить карточки бесед по экологии

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!» в старшей группе. Записываем тему на карточку, затем прописываем цели беседы:

  • Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
  • Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
  • Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
  • Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);

— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);

— Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла? (Новую бумагу, стеклянны изделия);

— Какие еще бывают отходы? (Металлические, строительные, пластиковые);

— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? (Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);

— Как уменьшить количество мусора? (Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);

— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

2. Демонстрация слайдов о товарах из вторичного сырья.

— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, стеклянные, из старых ненужных вещей можно сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки и даже целые дома);

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и » Сортируем мусор».

4. Рисование на тему «Мусор и природа».

5. Заключительная беседа

— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не мусорить и стараться уменьшать количество отходов, давать вторую жизнь ненужным вещам).

Что еще добавить?

По такому же принципу нужно продумать вопросы-ответы по всем темам. В рамках статьи я не вижу смысла писать «шпаргалки» по каждой теме. Это на самом деле несложно, главное – знать, о чем говорить с детьми. Если уж совсем нет времени, можно купить готовые карточки.

С детками старшей и подготовительной групп беседы проводятся как отдельный вид воспитательно-образовательного процесса и как во время других видов деятельности.

Для младшей и средней групп лучше беседовать с детками во время прогулок, занятий по ИЗО и т.д. И обязательно использовать жизненные ситуации, чтобы воспитать у деток разумное и бережное отношение к окружающему миру. И не забудем включить в работу родителей, с ними проводим консультации и беседуем на эту же тему.

Надеюсь, пригодились мои советы? Если так, поделитесь с теми, кому они тоже могут пригодиться, а также прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Комнатные цветы в групповой: почему нельзя ставить?

Опубликовано: 24.04.2017

Приветствую Вас, дорогие читатели моего блога! С Вами снова я,…

Сценарий: экологический праздник в рамках проведения субботника

Опубликовано: 10.06.2017

Здравствуйте, мои хорошие читатели! С вами Татьяна Сухих и сегодня…

Как развить образное мышление у ребенка?

Опубликовано: 18.06.2017

Здравствуйте читатели и гости блога. С вами Татьяна Сухих, на…

Презентация и проект по экологии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

городского округа Железнодорожный Московской области

__________________________________________________________________

ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

Номинация «Глобальная экология»

Авторы проекта: Анисимова Мария,

Ганина Наталья

учащиеся 4 класса

МБОУ НШ №13

Руководитель проекта:

Анисимова Валентина Алексеевна

(социальный педагог)

г. Железнодорожный

2013 г.

  1. Введение.

  2. Лесные массивы.

  3. Животный мир.

  4. Воздушное пространство.

  5. Вода.

  6. Почва.

  7. Заключение.

  8. Список используемой литературы.

Введение

Актуальность проблемы

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.

Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.

Цель проекта:

  • Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;

  • Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Задачи проекта:

— Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

— Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

— Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

— Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Этапы реализации

Подготовительный этап

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.

Исследовательский этап

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Обобщающий
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Результат проекта

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
— систему экологических знаний;
— культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

— культуру экологически образованного поведения.

В результате работы над проектом мы предполагаем:

  • повышение природоохранного и культурного сознания;

  • приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;

  • внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.

Лесные массивы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.

А знаете ли вы?

  • Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях — значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» — как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.

Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.

Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.

Животный мир

Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.

Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:

— нарушение среды обитания;

— чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

— прямое уничтожение с целью защиты продукции;

— случайное (непреднамеренное) уничтожение;

— загрязнение среды.

Охрана животных — это, прежде всего охрана их мест обитания.

Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!

Вода

Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!

Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!

Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды — не бросайте мусор! Особенно около водоёма!

Почва

Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.

Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.

Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.

Воздушное пространство

Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.

Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.

90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.

Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.

Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.

Заключение

Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».

Список используемой литературы

Для педагога
Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. Курган «Парус – М», 1996.

Для учащихся

Приведенные ниже темы исследовательских работ по экологии актуальны и предназначены для школьников любого класса (также для 9, 10 и 11 класса), интересующихся проблемами экологии и изучающих причины ее упадка и методы ее улучшения.

В представленных довольно интересных темах исследовательских работ по экологии предполагается раскрытие проблем загрязнения окружающей среды, почв, атмосферы, воды, растений, мест обитания животных.

Также в темах проектов по экологии затрагивается проблема здорового питания, ГМО, сотовых телефонов, утилизации отходов, проблема бездомных животных, что делает научно-исследовательские работы школьников разноплановыми и интересными.

Для учащихся школы представленные на странице темы исследовательских проектов по экологии являются на данное время одними из наиболее актуальных и затрагивающих наиболее важные экологические проблемы современности.

Темы исследовательских проектов по экологии

Темы проектов учащихся по экологии:

Автомагистраль, снег, растения и почва.
Автомобиль — источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
Азбука правильного питания
Азот как необходимый биогенный элемент.
Аквариум — замкнутая экосистема.
Аквариум — искусственная экосистема в доме
Амфибии в мониторинге окружающей среды.
Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений города.
Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях.
Анализ питьевой воды в городе и влияние на здоровье.
Анализ природных источников в районе
Анализ характера питания семьи.
Антропогенное влияние на жизнедеятельность пчел на территории.
Антропогенное влияние на степные экосистемы.
Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.
Атомная энергетика — плюсы и минусы
Бездомные собаки в городе.
Бездомные собаки в городской среде и опасность для здоровья человека.
Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса.
Биоиндикационные исследования районов с разной степенью загрязненности атмосферы.
Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
Биоиндикация загрязнения окружающей среды по комплексу признаков ели обыкновенной.
Биоиндикация почв
Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.
Бытовые отходы и проблемы их утилизации (конкретный пример).
Видеоэкология долины реки (конкретный пример).
Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в устье реки (пруду)
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Влияет ли угольная пыль на растения степной экосистемы?
Влияние азотных удобрений на формирование биомассы мяты.
Влияние антропогенного фактора на экосистему луга.
Влияние внешних факторов на проращивание семян (на примере семян цветов).
Влияние выхлопных газов на растения в нашем районе.
Влияние городской среды на состояние растений (на примере изучения показателей роста и развития побегов сирени).
Влияние железнодорожного транспорта на здоровье человека (на конкретных примерах).
Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха.
Влияние излучения сотового телефона на мальков гуппи.
Влияние изменения климата на живую природу
Влияние ионизирующих излучений на живые организмы.
Влияние компьютерной зависимости на успеваемость обучающихся конкретных классов.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.

Темы исследовательских работ по экологии

Темы проектных работ учащихся по экологии:

Влияние моющих средств на организм человека
Влияние на здоровье психоэмоционального состояния и социальных условий жизни.
Влияние на здоровье человека нитратов и нитритов, содержащихся в продуктах питания.
Влияние пищевых добавок на здоровье школьников.
Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения в осенний период.
Влияние противогололедных реагентов на растительность.
Влияние радиации на здоровье человека.
Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
Влияние рекламы на психику подростков
Влияние сотового телефона на здоровье подростка.
Влияние сотовой связи на организм человека
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.
Влияние степени загрязнения окружающей среды на физиологические показатели некоторых древесных пород.
Влияние степени озеленения классной комнаты на состояние здоровье учащихся начальных классов.
Влияние стресса на человеческий организм.
Влияние транспорта на экологию и здоровье
Влияние тяжелых металлов на живые организмы.
Влияние условий окружающей среды на процесс фотосинтеза.
Влияние фитонцидов на окружающую среду в условиях школы.
Влияние экологических факторов на распределение и рост лишайников в окрестностях школы.
Влияние экологических факторов на популяции бабочек.
Влияние экологических факторов на разнообразие птиц Влияние экологических факторов на рост растений.
Влияние экологических факторов на флору и фауну.
Влияние экологических факторов среды на здоровье обучающихся нашей школы.
Влияние экстремальных экологических условий на состояние рыб в реке.
Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека.
Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.
Возможность развития экологического туризма в нашем городе.
Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
Выяснение загрязненности электромагнитным смогом среды обитания человека.
Газированная вода — вред или польза.
Газировка: сладкая отрава или спасение от жажды?
ГМО — панацея или бич божий?
ГМО: великое достижение прогресса или вред?
ГМО: пища будущего или риск для здоровья?
Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды в городе.
Динамика орнитофауны некоторых участков лесов на территории Свердловской области (конкретный участок) и воздействием антропогенной нагрузки.
Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricus terrestris) в естественных и антропогенных экосистемах (на примере пригородной зоны города Екатеринбурга или городов области).
Динамика экологического состояния парка отдыха.
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.
Жизнь пластиковой бутылки
Зависимость заболеваемости школьников ОРВИ и гриппом от содержания в пищевом рационе аскорбиновой кислоты (витамин С).
Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.
Загрязнение воздушной среды
Загрязнение и охрана окружающей среды на предприятиях газовой отрасли.
Загрязнение окружающей среды и состояние хвойных растений.
Загрязнение окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды: географический и математический аспект.
Здоровый образ жизни как социальная проблема.
Здоровье реки — здоровье человека.
Зеленый наряд моей улицы.
Значение соли в жизни человека и окружающей среде.
Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья.
Измерение содержания углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.

Изучение антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути оздоровления пришкольной территории.
Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.
Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.
Изучение домашнего рациона питания обучающихся с целью выявления в нем генетически модифицированных ингредиентов.
Изучение домашнего рациона питания обучающихся с целью выявления вредных пищевых добавок.
Изучение природной и питьевой воды в городе.
Изучение проблемы загрязнения бытовыми отходами городской среды.
Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова.
Изучение свойств природного минерала шунгита для улучшения качеств питьевой воды в домашних условиях.
Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города (поселка)
Изучение экологического состояния реки
Изучение экологического состояния реки или озёра.
Изучение экологического состояния родников и прилежащей к ним территории (на конкретном примере).
Изучение экологического состояния родников нашего поселка.
Изучение экологического состояния родникового источника.
Изучения воздействия автомобильной дороги на экологическую безопасность на примере конкретного района.
Индикация загрязнения окружающей среды
Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы плодовых деревьев и томатов.
Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов.
Использование лишайников для определения уровня загрязнения воздушной среды.
Исследование влияния визуальной среды на здоровье человека в городе.
Исследование влияния токсичности бытовых веществ на живые организмы.
Исследование воды озёр района.
Исследование демографической ситуации в городе, поселке (конкретный пример).
Исследование освещенности аудиторных помещений школы.
Исследование экологической среды жилого помещения (на конкретном примере).
Как выжить памятнику в городе (конкретный пример).
Комплексное обследование экологического состояния улицы.
Ландшафтный дизайн территории школы.
Лес просит о помощи!
Лесные пожары. Экологические изменения среды.
Липа как биоиндикатор загрязнения окружающей среды.
Методы исследования экологического состояния реки и использование его в оценке антропогенного воздействия.
Мобильный телефон: «за» и «против» (на примере обучающихся нашей школы).
Мой взгляд на проблему бездомных животных в городе и способы её решения.
Мониторинг источников питьевой воды нецентрализованного водоснабжения
Мониторинг качества водопроводной воды в городе.
Моя квартира как экологическая среда
Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания.
Нанотехнологии. Экологическое будущее
Нарушение пищевого поведения человека под влиянием социально-психологических факторов.
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Нитраты в овощной продукции (на конкретных примерах).
Обустройство родников и прилегающей к ним территории (на конкретном примере).
Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale Wigg) как индикатор загрязнения окружающей среды.
Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.
Определение экологических характеристик лугов по растительному покрову (конкретные примеры).
Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов.
Оценка воздействия шума самолета на территории, расположенной рядом с аэропортом.
Оценка интенсивности транспортного потока и его воздействия на состояние атмосферного воздуха в определенном районе города и области.
Оценка рекреационной ёмкости лесопарка или заповедной территории (конкретный участок).
Оценка состояния зеленых насаждений и влияние на здоровье человека (конкретный пример).
Оценка состояния экосистемы озера или реки.
Пестициды — необходимость или вред?
Пищевые добавки
Пищевые добавки «за» и «против».
Пищевые добавки в продуктах питания.
Пищевые добавки категории Е и их влияние на здоровье человека.
Правильное ведение домашнего хозяйства (конкретный пример).
Практические аспекты взаимодействия между людьми и птицами в городе (поселке).
Применение микроудобрения как эффективные способ утилизации бытовых отходов (на конкретном участке).
Проблема современности «Туберкулез — граница между жизнью и смертью».
Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности.
Проблемы природных экосистем окрестностей посёлка.
Продукты, которые вас убивают
Социально-психологические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье школьников.
Сравнение очищающей способности речной экосистемы реки (конкретный пример).
Сравнительный анализ биологических методов оценки качества воздуха с помощью лишайника.
Сравнительный анализ качества воды в реке и ее притоках.
Сравнительный анализ комнатных растений учебных кабинетов как фактор улучшения микроклимата закрытых помещений.
Старение населения области (района) как экологическая проблема.
Тайна воды, которую мы пьем.
Тайное становится явным, или Яды вокруг нас.
Так ли безопасна химия на кухне
Твердые бытовые отходы: экологические проблемы и возможные пути их решения.
Токсины в быту
Тяжелые металлы вокруг нас — миф или реальность?
Утилизация отходов – проблема XXI века.
Учет зимующих птиц: экологический аспект
Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе в нашей школе.
Фауна дневных чешуекрылых в районе, городе, поселке.
Фитоиндикация как метод экологической оценки среды.
Чем опасны тележки в супермаркете?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: хрустеть или не хрустеть?
Что нужно знать о пищевых добавках.
Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическая катастрофа
Экологическая характеристика водоёмов и влияние на здоровье (конкретный пример).
Экологическая характеристика классной комнаты.
Экологически грамотный потребитель.
Экологические проблемы моего села.
Экологические проблемы человечества
Экологический мониторинг состояния зеленых древесных насаждений старого парка.
Экологический мониторинг состояния почвы.
Экологический мониторинг условий обучения учащихся.
Экологический мониторинг школьного мела.
Экологический паспорт лесопарка (конкретный пример).
Экологический паспорт помещения школы
Экологический потенциал метода рисунков объектов живой природы районов города.
Экологический потенциал метода фотографирования объектов живой природы районов города.
Экологическое исследования парка.
Экологическое состояние кабинета биологии.
Экологическое состояние пруда
Экологическое состояние родников
Экология деревни: вчера, сегодня, завтра.
Экология домашнего аквариума
Экология и здоровье человека.
Экология картофеля
Экология малой родины
Экология области
Экология человека
Экология Чернобыля.
Эколого-генетическое изучение питьевой воды естественного источника.
Эколого-географические особенности жизни бобров.
Эколого-географические последствия строительства ГЭС.
Эколого-географические проблемы реки
Экомаршрут по родному краю
Экономические выгоды вторичной переработки отходов.
Экономия минеральных удобрений за счет фиксации азота воздуха бобовыми культурами.
Перейти к разделам:
Исследовательские работы по экологии
Темы проектов по биологии

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на эту страницу:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/447″ target=»_blank»>Темы исследовательских работ по экологии</a>

Код ссылки на форум:
Темы исследовательских работ по экологии

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Проект по экологии «Чистота природы начинается с меня»

Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО » РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» — БЛПК, «Братский алюминиевый завод» — БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект » Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс — принтер, цифровой фотоаппарат — видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
  • Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
  • Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

Участники проекта:

  • Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
  • Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;
  • Сотрудники Дома культуры
  • Сотрудники Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Сотрудники Эколого – биологического Центра г. Братска
  • Сотрудники водозабора г. Вихоревка;
  • Сотрудники очистных станций г. Вихоревка и г. Братска
  • Работники лесничества города и района;
  • Сотрудники «Братского лесоперерабатывающего комплекса» БЛПК, «Братского алюминиевого завода» — БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК»
  • Сотрудники Дома рыбака;
  • Жители города Вихоревка и Братского района.

Механизм реализации проекта.

  • Сбор информации по теме проекта.
  • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
  • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
  • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
  • Разработка модели управления проектной деятельностью.
  • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
  • Разработка программы.
  • Проведение исследований в соответствии с программой.
  • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
  • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
  • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
  • Выращивание рассады, озеленение территории школы.
  • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
  • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
  • Презентация итоговых результатов

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

  • Общешкольным планом учебно-воспитательной работы Школы-интерната №25
  • Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания учащихся » Чистота природы начинается с меня»;
  • Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г
  • Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»
  • Работа экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа учащихся 11 класса победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Вихоревка».

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

  • через наблюдения;
  • путем опроса;
  • интерес к поисковой работе;
  • активность в деятельности экологической дружины «Родник»;
  • востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
  • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

  • Организация деятельности школьного экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа по следующим направлениям:
    • Климат и человек
    • Химия и окружающая среда
    • Полевая экология
    • Лесной мониторинг
    • Окружающая среда и человек
    • Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
  • Эколого-просветительская деятельность:
    • Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
    • Организация и проведение городских акций
    • Создание: информационных щитов, газет, буклетов
    • Разработка и реализация школьных экологических проектов.
  • Эколого-практическая деятельность:
    • Озеленение территории школы и города
    • Благоустройство лесного родника
    • Экологический десант
    • Экологический мониторинг
    • Экскурсии на предприятия
    • Забота о птицах.
  • Организация работы по формированию здорового образа жизни
    • Школьный туристический слет
    • Тематические классные часы.

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

  • Беседы и наблюдения.
  • Викторины эколого-биологического содержания.
  • Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
  • Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
  • Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
  • Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
  • Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
  • Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
  • Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
  • Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Братска.
  • Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
  • Операция «Родник»
    • Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
    • Экскурсии на предприятия г. Братска и г. Вихоревки с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
    • Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
    • Озеленение и благоустройство школы и города.

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

  • Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Детским экологическим центром в г. Братске;
  • С Байкальской Международной Школе п. Танхой;
  • Администрацией Вихоревского городского поселения;
  • Общеобразовательными школами;
  • Промышленными предприятиями БЛПК, БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК» г. Братска.
  • С организациями ЖКХ г. Вихоревка: очистные, водозабор;
  • Городским радиоузлом;
  • СМИ и сайт школы;
  • Образовательными учреждениями: ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» (Фабрика проектов)

Информационное обеспечение включает в себя:

  • библиотечные ресурсы,
  • интернет-ресурсы,
  • информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • экскурсии на предприятия
  • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

Техническое оснащение:

  • Кабинет
  • Черно белый принтер — ксерокс
  • Компьютер
  • ТВ плазма
    Подключение к сети Интернет.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

  • Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
  • Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
  • Повысить уровень экологической культуры.
  • Развивать творческие и организаторские способности.
  • Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
    • Благоустройство лесного родника
    • Выращивание рассады
    • Озеленение школьной территории и т. д.
  • Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
  • Повысить эффективность работы экологической дружины «Родник» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
  • Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
  • Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
  • Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.

Литература.

  • Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г .
  • Красная Книга Иркутской области. Иркутск : «Время странствий», 2010 г.- 453с
  • Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
  • Литвинова Л.С., Жиренко О.Е . Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. — 204с.
  • Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
  • Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
  • Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
  • Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
  • Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
  • Фонды эколого-гидрометеорологического центра г. Братска.
  • Интернет ресурсы содержащие:
    • Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
    • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
    • Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
    • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
    • Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
    • Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *