Тест для родителей будущих первоклассников

Диагностические задания.

  • Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)
  • ФИО мамы и папы.
  • Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
  • У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  • Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?
  • Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день).
  • Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь?, что может показать нам это).
  • Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой адрес.
  • Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа).
  • Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  • Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (весна — снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц).
  • Когда можно кататься на санках – зимой или летом, почему? (летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле).
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?
  • Что делает почтальон, врач, учитель?
  • Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять).
  • Ты хочешь пойти в школу?
  • Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура…).
  • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?
  • Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное).
  • Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких (домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца).
  • Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?
  • У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  • Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
  • Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?
  • Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать).
  • Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр — это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку).
  • Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.
  • Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи.

  • Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…
  • Какие достопримечательности есть в твоем городе?
  • Чем отличается город от деревни?
  • Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?
  • Луна — это планета?

Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше может рассказать ребенок, подробнее, тем лучше.

Исследование памяти.
Слуховая память.
Назвать 10 слов : стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно.
Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.
Зрительная память.
Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.
Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.).
Смысловая память.
Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.
Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.
Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.
Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Прочитайте фразы:
1. Летом ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.
Логическое мышление.
Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок (надо объяснить свой выбор).
Разложить картинки по порядку и составить рассказ.
Объяснить, почему снег растает в комнате.
Нога — носок — ботинок. Рука — ? надо продолжить. Ответ – варежка, перчатка.
Разложить картинки по категориям: машины к машинам, фрукты к фруктам и т. д.
Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т. п.
Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга.
Чтение. (Во многих школах не проверяется)
Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.
Прохлопать слово по слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками.
Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные.
Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.
Описать картинку (детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае).
Математика.
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т. п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика — у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, берем 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы).
Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати — на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?
Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?
Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети — 3 пары. Сколько носков у них было?
В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку. К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?
Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т. д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… (некоторые преподаватели говорят — по диагонали, некоторые — наискосок).
Основные понятия.
1. Семья.
2. Место жительства.
3. Школа.
4. Животные: дикие и домашние.
5. Птицы: дикие и домашние.
6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.
7. Овощи, фрукты.
8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.
9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.
10. Материалы: естественные — искусственные.
11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.
13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
14. Мебель.
15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.
16. Профессии: врач — лечит, учитель — учит и т. д.
17. Праздники.
Другие тесты.
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.
Корректурная проба — вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки — плюс, палочку…
Найди отличия.
Лабиринты.
Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.
Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?
Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.
Психологическая готовность к школе.
— Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.
— Способность слушать, понимать смысл прочитанного.
— Умение пересказывать.
— Качество мышления.
— Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.
— Легко устанавливает связи, контактен.
— Считается с другими детьми.
— Умеет играть по правилам.
— Умеет обосновать свой выбор.

< Предыдущая

Тесты при поступлении детей в 1 класс

Тесты при поступлении в школу

КОГДА ЧТО БЫВАЕТ?

Когда загораются звёзды?

Когда поёт соловей? Когда закат солнца?

Когда восход солнца?

Когда солнце в зените?

Когда мы завтракаем?

Когда мы обедаем?

Когда мы ужинаем?

Когда мы ложимся спать?

Когда мы встаём?

ПОГОДА — солнечная, пасмурная, дождливая…

ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ

В какое время года снегопад?

В какое время года листопад?

В какое время года ледоход?

В какое время года половодье?

В какое время года идёт дождь?

В какое время года бывает гроза?

В какое время года появляются листья на деревьях?

В какое время года птицы вьют гнёзда?

В какое время года появляются птенцы?

В какое время года день равен ночи?

В какое время года можно увидеть росу?

В какое время года бывает град?

В какое время года бывает иней?

В какое время года появляются подснежники?

В какое время года птицы улетают на юг?

В какое время года у клестов появляются птенцы?

В какое время года у медведицы рождаются медвежата?

В какое время года бегут ручьи?

В какое время года появляются комары?

В какое время года река покрыта льдом?

В какое время года у животных линька?

В какое время года желтеют листья?

В какое время года бывает сенокос?

В какое время года сеют озимые?

В какое время года собирают урожай?

В какое время года сажают семена?

В какое время года готовят сани, а в какое — телегу?

СКАЖИ КОРОТКО

Остаться на зиму (зимовать)

Остаться на ночь(заночевать)

Мелкий дождь (дождик)

Капля дождя (дождинка)

Место, где проводят зиму (зимовье)

КОНФЕТЫ — ирис, леденцы, шоколадные конфеты, карамель…

ПИРОЖНЫЕ — безе, эклер, песочное пирожное, бисквит, суфле, наполеон, картошка…

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ — зефир, халва, конфеты, пастила, помадка, шоколад, мармелад…

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ — сыр, кефир, масло, брынза, йогурт, молоко, сливки, творог, ряженка, сметана, мороженое…

МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ — рагу, фарш, сало, гуляш, шашлык, ветчина, колбаса, фрикадельки, котлеты, сосиски, тефтели, сардельки…

СУХИЕ ФРУКТЫ Из винограда — изюм.

Из абрикосов — урюк, курага.

Из сливы — чернослив.

ОРЕХИ — фундук, грецкий, миндаль, фисташки, кедровый, бразильский, кешью…

ПРИГОТОВЛЕНЫ ИЗ…

Котлеты из мяса — мясные.

Котлеты из курицы — куриные.

Котлеты из рыбы — рыбные.

Котлеты из капусты — капустные.

Котлеты из моркови — морковные.

Котлеты из свёклы — свекольные.

Котлеты из риса — рисовые.

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ:

Дорога, путь

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Холод, мороз, стужа;

Дети, детвора, ребята;

Восторг, восхищение, радость;

Друг, приятель, товарищ;

Враг, противник, неприятель, недруг;

Праздник, торжество;

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника;

Лентяй, лодырь, ленивец;

Шалун, проказник, баловник;

Волшебник, кудесник, маг, чародей. Аккуратный, опрятный, чистый.

Быстрый, проворный, резвый.

Печальный, грустный, унылый, тоскливый.

Душистый, ароматный, пахучий.

Мокрый, сырой, влажный.

Старый, ветхий (о вещах), дряхлый.

Страшный, ужасный, чудовищный.

Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный.

Вкусный, аппетитный, лакомый.

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий.

Холодный, морозный, ледяной.

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.

Грустный, печальный, скучный.

Вежливый, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный.

Верный, надёжный, преданный.

Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.

Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый.

Глупый, неразумный, несмышлёный.

Умный, неглупый, мудрый, разумный.

Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный.

Сильный, мощный, могучий.

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Бояться, пугаться, робеть.

Сказать, молвить, произнести.

Смеркаться, темнеть, вечереть.

Видеть, наблюдать, замечать.

Грустить, печалиться, унывать.

(Дождь) моросит, накрапывает, идёт, льёт.

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.

Сердиться, дуться, злиться.

Блестеть, сиять, сверкать.

ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ

Что делают из муки? (хлеб)

Что делают из молока? (сметану, сливки, сыр,творог, кефир, ряженку, йогурт)

Что делают из шерсти овец и коз? (нитки, одеяла)

Что делают из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)

Что делают из песка? (стекло)

Что делают из глины? (посуду, кирпич)

Что делают из металла? (инструменты, посуду)

Что делают из нефти? (бензин)

Что делают из хлопка? (ткани, вату)

Что делают из древесины? (мебель)

Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

ОБЪЯСНИ

Баклуши бить — бездельничать.

После дождичка в четверг — никогда.

Задать головомойку (баню), намылить шею, голову — сильно отругать.

Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрым, кротким, безобидным.

Витать в облаках — фантазировать невесть о чём.

Душа в пятки ушла — человек перетрусил, испугался.

Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко.

Из мухи делать слона — превращать мелкий факт в целое событие.

На краю земли — где-то очень далеко.

Съесть пуд соли — хорошо узнать друг друга.

На седьмом небе — быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.

Ни зги не видно — так темно, что ничего не видно.

Скатертью дорога — уходи, без тебя обойдёмся.

Работать засучив рукава — работать горячо, со старанием.

БОЛЬШОЙ — большущий — огромный — огромнейший — гигантский — крупный — громадный -громоздкий — великанский.

МАЛЕНЬКИЙ — малюсенький — небольшой -крохотный — крошечный — махонький — миниатюрный — словно игрушечный.

ВЫСОКИЙ — высоченный — рослый — длинный — длиннющий — долговязый.

НИЗКИЙ — низенький — низкорослый — коротыш — невысокий.

ШИРОКИЙ — широченный — просторный — вместительный — глубокий — толстый.

УЗКИЙ — узенький — тесный — мелкий — тонкий.

ИЗМЕНИ ПО ЧИСЛАМ

День – дни

Метро — метро

Верёвка — верёвки

Флаги — флаг

Мост — мосты

Глаза — глаз

Ручей — ручьи

Какао — какао

Тучи — туча

Почка — почки

Кол — колья

Друг – друзья

Пальто — пальто

Пол — полы

Коньки — конёк

Воробей — воробьи

Какаду — какаду

Ветка — ветки

Луг — луга

Скворечник — скворечники

Брат — братья

Цыплёнок — цыплята

Ухо — уши

Кофе — кофе

Просьба — просьбы

Пианино — пианино

Брюки — брюки

Шахматы — шахматы

Сыры — сыр

Стул — стулья

Шашка — шашки

Стрекоза — стрекозы

Чернила — чернила

Звенья — звено

Сын — сыновья

Жильцы — жилец

Туманы — туман

Лыжи — лыжа

Карандаши — карандаш

Ягнёнок — ягнята

Полено — поленья

Барсуки — барсук

Муравей — муравьи

Шорты — шорты

Ножницы — ножницы

Огонёк — огоньки

Хлопья – хлопья

СДЕЛАНО ИЗ …

Шапка из меха-меховая.

Сковорода из чугуна — чугунная.

Посуда из дерева — деревянная.

Монета из золота-золотая.

Венок из цветков — цветочный.

Кувшин из глины — глиняный.

Стол из пластмассы — пластмассовый.

Подсвечник из меди — медный.

Платок из шерсти — шерстяной.

Блузка из шёлка — шёлковая.

КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?

Что бывает гладкое, а что шероховатое?

Что бывает круглое, а что плоское?

Что бывает длинное, а что короткое?

Что бывает толстое, а что тонкое?

Что бывает прямое, а что кривое?

Что бывает острое, а что тупое?

Что бывает жидкое, а что густое?

Что бывает упругое, а что ломкое?

Что бывает твёрдое, а что мягкое?

Что бывает прочное, а что хрупкое?

ЧТО С ЧЕМ ДЕЛАЮТ?

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп …

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …

Верёвка толста, но канат …

Ясень крепок, но дуб …

Малина сладка, но мёд…

Сосна горит жарко, а берёза…

Молоко жидко, а вода …

Озеро глубоко, а море…

Стол можно сломать, а стакан …

Воду можно разлить, а горох …

Сено косят, а волосы…

Нитки прядут, а холст…

Платье шьют, а шарф …

Поступление в первый класс.

Диагностические задания.

1 Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)

2 ФИО мамы и папы.

3 Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?

4 У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5 Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?

6 Назови свой день рождения. (желательно год, месяц и день)

7 Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь?, что может показать нам это.)

8 Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

9 Где ты живешь? Назови свой адрес.

10 Кем работают твои родители? ( ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа.)

11 Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

12 Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (Весна — снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц)

13 Когда можно кататься на санках – зимой или летом? (почему? Летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле.)

14 Почему снег бывает зимой, а не летом?

15 Что делает почтальон, врач, учитель?

16 Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять.)

17 Ты хочешь пойти в школу?

18 Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура…)

19 Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку

глаза, уши, рот?

20 Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное.)

21 Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких.( Домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца.)

22 Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

23 У кого больше лап: у собаки или у петуха?

24 Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

25 Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?

26 Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать)

27 Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр — это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку.)

28 Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.

29 Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. (28, 29 и 30 вопросы очень сложные для дошкольников. Эти вопросы появились только в прошлом году. Если у Вас их не будет на собеседовании — Вам крупно повезет. И все же эти вопросы очень интересные и если Вы поговорите с ребенком на эти темы — будет только польза. Вы можете узнать много интересного о своем ребенке.)

30 Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…

31 Какие достопримечательности есть в твоем городе?

32 Чем отличается город от деревни?

33 Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?

34 Луна — это планета?

Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше может рассказать ребенок, подробнее, тем лучше.

Исследование памяти.

Слуховая память.

Назвать 10 слов : стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно.

Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.

Зрительная память.

Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.

Смысловая память.

Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.

Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.

Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.

Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.

Прочитайте фразы:

1. Летом ярко светит солнце.

2. Дети играют в мяч.

3. Машина едет по дороге.

4. В поле растут ромашки и васильки.

5. Бабушка вяжет носки.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышление.

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок. (надо объяснить свой выбор)

Разложить картинки по порядку и составить рассказ.

Объяснить, почему снег растает в комнате.

Нога — носок — ботинок. Рука — ? надо продолжить. Ответ – варежка, перчатка.

Разложить картинки по категориям: машины к машинам, фрукты к фруктам и т.д.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)

Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Прохлопать слово по слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку. (Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают… )

Математика.

Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика — у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати — на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?

Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?

Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было?

В этом году (2006) в некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку. К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… (Некоторые преподаватели говорят — по диагонали, некоторые — наискосок. Я же говорю так и так, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.)

Основные понятия.

1. Семья.

2. Место жительства.

3. Школа.

4. Животные: дикие и домашние.

5. Птицы: дикие и домашние.

6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.

7. Овощи, фрукты.

8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.

9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.

10. Материалы: естественные — искусственные.

11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.

13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.

14. Мебель.

15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.

16. Профессии: врач — лечит, учитель — учит и т.д.

17. Праздники.

Другие тесты.

Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.

Корректурная проба — вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки — плюс, палочку…

Найди отличия.

Лабиринты.

Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.

Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?

Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.

Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки — будет хороший почерк.

Психологическая готовность к школе.

— Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.

— Способность слушать, понимать смысл прочитанного.

— Умение пересказывать.

— Качество мышления.

— Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.

— Легко устанавливает связи, контактен.

— Считается с другими детьми.

— Умеет играть по правилам.

— Умеет обосновать свой выбор.

Тесты для детей 6-7 лет при поступлении в школу

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.

Основные требования к зачислению в первый класс

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.


Узнать о том, какие необходимы документы при поступлении в школу, а также о школьных принадлежностях первоклассника, вы можете здесь: Что нужно для первоклассника в школу: список

Тестирование по состоянию здоровья

Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:

  • хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
  • окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
  • отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка);
  • стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
  • кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
  • логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
  • невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
  • гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Тестирование интеллектуальных способностей

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.


Более подробно об умениях и навыках будущего первоклассника, вы можете узнать здесь: Памятка для родителей будущих первоклассников

Тесты для будущих первоклассников

Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.

В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.

Тест №1 – Общие сведения

Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.

  1. Назвать свое имя и фамилию
  2. Назвать свою полную дату рождения
  3. Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)
  4. Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности
  5. Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)

Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим – если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.

Тест №2 – Общие знания

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.
  2. Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).
  3. Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.
  4. Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).
  5. Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).
  6. Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.
  7. Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.

Оценивание результатов: 10-14 баллов – отличный результат. 6-9 баллов – хороший результат, 2-5 баллов – удовлетворительный результат, менее 2 балов – неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №3 – Математические знания и ориентация в пространстве

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Посчитать от одного до десяти и назад.
  2. Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.
  3. Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.
  4. Уметь определять числа-соседи.
  5. Уметь определять состав числа.
  6. Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.
  7. Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.
  8. Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).
  9. Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).
  10. Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).

Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Более подробно об играх и заданиях для обучения устному счеты, вы можете узнать здесь: Как научить ребенка считать в уме
Более подробно о рекомендациях, когда можно знакомить ребенка с часами, вы можете узнать из нашей статьи: Как научить ребенка понимать время по часам

Тест №4 – Грамота и развитие речи

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Уметь отличать гласные звуки от согласных.
  2. Уметь отличать твердые от мягких звуков.
  3. Уметь определять количество звуков в слове.
  4. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.
  5. Рассказать стихотворение.
  6. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.
  7. Уметь подбирать синонимы к заданному слову.
  8. Уметь подбирать антонимы к заданному слову.
  9. Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.
  10. Уметь группировать предметы по общим признакам.

Оценивание результатов: 15-20 баллов – отличный результат. 10-15 баллов – хороший результат, 5-10 баллов – удовлетворительный результат, менее 5 балов – неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Более подробно о том, как учить стихи с маленьким ребенком, вы можете узнать из нашей статьи: Как быстро выучить стихотворение наизусть
Об особенностях развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста, вы можете узнать здесь: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности

Тест №5 – Логика и внимание

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ – 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

  1. Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.
  2. Найти отличия на предложенных картинках.
  3. Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).
  4. Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).

Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.

По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.

Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Узнать более подробно о том, как подготовить руку к письму, вы можете из нашей статьи: Как научить ребенка правильно держать ручку

Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования

Записывая ребенка в первый класс, родители неизбежно задумываются о готовности к обучению своего сына или дочери. Попытаемся сжато сформулировать те навыки и умения, которыми должен обладать любой ребенок, чтобы поступить в нормальную, массовую школу и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальном ее звене.

Итак, поступающий в школу ребенок должен:

  1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
  2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т.д.
  3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
  5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2…20; 20, 19…1).
  6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
  8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
  9. Находить сходство и различия между предметами.
    • Что общего между морковкой и картошкой?
    • Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.
    • А чем они отличаются друг от друга?
    • Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.

  1. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т.д.)
  2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  3. Запомнить 5–7 из 10 четко названных простых слов.
  4. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  5. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  6. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?»
  7. Знать 10–12 основных цветов.
  8. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

В большинстве школ тестирование при поступлении сейчас не проводится. Есть и такие учебные заведения, для которых данный список умений и навыков будет слишком короток или прост. То, что мы перечислили — базовый уровень: если он есть, значит, ребенку в принципе по силам учиться и осваивать программу начальной школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *