Типы речи урок

Типы речи

В русском языке существует несколько типов речи, каждый из которых имеет собственные характеристики. Понимание того, чем один тип речи отличается от другого, очень важно для ученика 5 класса, поскольку это необходимо не только для того, чтобы работать с литературными текстами, но и для того, чтобы самому выражать мысли в правильной форме.

Типы речи в русском языке

Проще всего объяснить их можно на принципе фотографирования с помощью таблицы:

Тип текста

Вопрос

Прием «фотографирования»

Повествование

Что и как произошло?

Можно сделать несколько снимков происходящего с разных ракурсов

Рассуждение

Почему?

Нельзя сделать ни одного снимка

Описание

Какой?

Можно сделать один снимок

Прием фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают. Это самый простой и наглядный способ, помогающий определить тип текста.

Особенности и примеры типов текста

Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.

Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.

Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.

Наконец, рассуждение, – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.

Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.

Описание:

Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.

Рассуждение:

Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.

Повествование:

Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.

Что мы узнали?

В русском языке существует три типа речи – повествование, описание и рассуждения, два из которых – повествования и описание – противопоставляются друг другу. У каждого из них есть свои отличительные признаки и важные характеристики, которые позволяют его определить.

Тест по теме

Стили текста и типы речи в русском языке с примерами

Евгения Никитина Обновлено: 2019.10.28 8172 Шрифт A A Нет времени читать?

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стили текста:

Стиль текста Описание стиля Функции Где используется
1. Научный стиль Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. Информационная, обучающая, доказательная. Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стиль Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. Информационная, мотивационная. Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стиль Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. Информационная Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стиль Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Информационная, эстетическая. Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стиль Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Информационная Диалоги, личный блог

Типы речи:

Тип речи Описание типа В каком стиле используется Примеры
1. Описание Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. Во всех стилях 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.

2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.

2. Повествование Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. Художественный, особенно мемуары, воспоминания.

Публицистический

Разговорный

В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. Рассуждение Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Научный

Художественный

Публицистический

Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

Урок развития речи «Типы текста» (5 класс)

2. Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

Типы речи.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

  1. Познакомиться с…

  2. Учиться различать …___ ___ …

А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Работать с текстами.

Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.

Наша задача:

  • Познакомиться с тремя типами русской речи;

  • Научиться отличать их друг от друга;

  • Применить полученные знания при работе с текстом.

3. Повторение.

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила :

  • Что такое текст?

  • Как связываются предложения в тексте?

  • Что такое тема текста?

  • Что такое основная мысль текста?

4.Изучение новой темы.

В русском языке различают 3 типа речи:

  • повествование

  • описание

  • рассуждение

Давайте подумаем,

  • От каких глаголов образованы эти существительные?

  • Что значит повествовать ,

  • описать,

  • рассуждать?

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

  • Тема текста – случай с собакой.

  • Основная мысль – собачья преданность.

  • Связь предложений в тексте – цепная.)

О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?

Узнали ли мы ,

  • как выглядит пёс?

  • какой он породы?

  • почему он понравился хозяину?

Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

    • Что произошло?

Представим, что мы очевидцы этой истории.

Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

  • Что на них будет изображено?

  • 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.

  • 2.Шляпа летит в речку.

  • 3.Песик поймал шляпу.

  • 4.Он принес шляпу хозяину.

Обобщим наши суждения

  • Какой вопрос мы подобрали к тексту?

  • Что произошло?

  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?

  • На нескольких.

  • О чем говорится в тексте?

  • О последовательных действиях.

  • Перед нами тип речи повествование

2) Анализ текста типа описание.

У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

Тема текста – Нордик.

  • Основная мысль – красивая у нас собака.

  • Связь предложений в тексте — параллельная.

Что мы узнали о собаке в данном тексте?

(о ее внешних признаках)

  • Какой вопрос мы подберём к тексту?

  • Какой пёс ?

  • На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?

  • На одной .

  • Перед нами тип речи описание.

3. Анализ текста типа рассуждение.

Очень хочет, чтобы его прочитали и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

Вот почему мы все любим Нордика.

  • Тема текста – почему мы любим Нордика?

  • Основная мысль – Нордик – наш большой друг.

  • Связь предложений в тексте – цепная.

  • О чём мы узнали в данном тексте?

  • О том, почему собаку любят.

  • Какой вопрос мы подберём к тексту?

  • Почему мы любим Нордика ?

  • Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?

  • Нет .

  • Перед нами тип речи рассуждение

5.Обобщение. Выстраивание определения.

Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?

  • Собака Нордик.

Если текст отвечает на вопрос: что произошло?

Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,

Значит, это тип…

6. Физкультминутка.

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи и их признаки, примеры

Чтобы сформировать у детей коммуникативную грамотность, на уроках словесности изучают типы речи. Эти знания в дальнейшем помогут четко определять характер изучаемого текста, определять его грамматические и лексические особенности, а также разовьют навыки детей по написанию сочинений.

Фото: .com

Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки

Тексты, с которыми ежедневно встречается человек, отличаются характером изложения мыслей, способом рассмотрения объектов и предметов действительности. У них различная коммуникативная цель и задача. Они отличаются композиционно, приемами изложения. Систематизация этих особенностей позволила вычленить функционально-смысловые типы речи.

Расскажем детальнее, какие бывают типы речи, как их различать, какие цели преследует каждый из видов. Начнем с того, что не следует путать типы и стили речи. Это разные понятия. Функциональные стили речи — это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования — в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.

Фото: .com

Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения. Различают такие типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение. Эти коммуникативные формы встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).

Рассмотрим детальнее специфику каждого типа речи:

Рассказ о действиях, которые совершает объект или которые происходят с предметом в определенной последовательности, называют повествованием. Основной вопрос, на который отвечает этот тип речи, — что, когда и с кем произошло? Он характеризуется:

  • событийностью или сюжетностью;
  • последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий;
  • логичностью и связанностью изложения;
  • ведется от первого или третьего лица;
  • имеет четкую композицию, в которой различают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;
  • преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.

Повествование — это история, точно воспроизведенная рассказчиком. Оно бывает информативным (приводятся интересные факты) или изобразительным (акцент делается на героях рассказа).

Фото: .com

Тип речи текста, в котором рассказывается об особенностях предмета, явления или живого существа, называется описание. Его цель — дать характеристику объекту, поэтому описание отвечает на вопрос — каков он (предмет или человек)?

Этот тип речи имеет такие признаки:

  • оценочность;
  • воссоздание посредством слова яркого изображения объекта реальности;
  • перечисление признаков, черт и особенностей;
  • статичность излагаемого;
  • в основном используют существительные и прилагательные, глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые и обстоятельства места.

Объектом описания могут быть: люди, животные, растения, явления природы, местность, интерьер, эмоциональные состояния и т. д.

Среди текстов такого рода встречаются:

  • портреты;
  • описания-характеристики;
  • характеристики состояний;
  • пейзажные или интерьерные зарисовки.

Описание от иных типов речи отличает композиция. Текст такого рода состоит из трех компонентов — частей:

  • Общее впечатление от описываемого объекта, его предназначение.
  • Перечисление его основных признаков и свойств.
  • Оценка, которую дает автор, описываемому объекту.

Задача, которую преследует описание, — дать читателю представление о том или ином предмете действительности.

Фото: .com

Словесное изложение, пояснение и подтверждение какой-то мысли, называется рассуждением. Автор стремится объяснить определенное видение проблемы читателю, максимально полно раскрыть свою мысль, доказать ее состоятельность, подтвердить фактами или аргументами. Текст-рассуждение отвечает на вопрос — почему и зачем?

Этот тип речи отличите по таким признакам:

  • изложение построено на причинно-следственных связях: «это так, потому что…»;
  • каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;
  • аргументированность высказываний (приведение доказательств);
  • преобладает абстрактная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.

Рассуждение имеет трехчленную композицию: тезис — доказательства высказанного положения (не менее трех аргументов) — резюме (итог).

В зависимости от цели рассуждение может быть: доказательством, пояснением или размышлением. Часто в текстах сочетаются различные типы речи: повествование включает элементы описания, рассуждение — элементы повествования.

Представленная информация поможет быстро распознать индикаторы того или иного типа речи, а знания о композиции и словесных формах — точно выполнить задание учителя-словесника.

Эссе: руководство к написанию и примеры

Типы речи: примеры

Наглядные примеры из художественной литературы и периодики помогут протестировать полученные знания о типах речи, увидеть отличия в изложении, его особенности:

Повествование: пример

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне. Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило — коренастый малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все, затаив дыхание, горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… — р-р-раз! — срезал. (Василий Шукшин «Далекие зимние вечера»).

Фото: .com

Мышонка несло да несло на легком сосновом кораблике. Кругом плескались высокие волны. Весь мир был против него. Ветер дул, точно хотел опрокинуть суденышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в темной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против него. Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лету разбить себе клюв о твердую кору. А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. (Виталий Бианки «Кораблекрушение»).

Текст описание: пример

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. ( По Н. Гаршину.).

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — Карлсон, который живёт на крыше. Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится, как следует, Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше. (Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Текст рассуждение: пример

Пример текста рассуждения поможет понять особенности построения изложения такого типа:

Зачем притворяться добродетельным или верующим? Человеку необходимо чувствовать, что его ценят, уважают, одобряют и любят. Он думает, что будет принят другими, лишь если покажет себя «хорошим». Он считает, что если проявит свои слабости, то потеряет уважение и одобрение людей, и потому не способен признаться в них даже самому себе. На более глубоком уровне психики необходимость человека в уважении и одобрении связана с потребностью чувствовать, что другие признают в нем личность. Эта потребность патологична: получается, что сам человек не способен чувствовать себя личностью. Его внутренний мир нестабилен, неустойчив и зависим, поэтому он несамодостаточен и не уверен в себе. Уверенность в себе может основываться только на собственных чувствах и способностях. (Хуан Пабло Вильянуэва).

Фото: .com

Пример текста рассуждения позволит составить представление о тезисах и их аргументации — главной отличительной особенности сочинений такого рода:

Сейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель. В чем же польза чтения, и есть ли она вообще? Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий). Книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание, чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение. Во-вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются. В этом можно убедиться самому: после прочтения классического произведения легче с помощью слов выражать собственные мысли, из лексикона уходят разные слова-паразиты. Чтение — неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Он начинается в раннем возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста. Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение делают нас людьми.

Чаще всего встречаются тексты, в которых сочетаются различные типы речи. Поэтому важно знать их смысловые, композиционные, лексические и синтаксические особенности, чтобы легко распознавать и аргументированно доказывать свою позицию. Разобраться с этим непростым вопросом помогут представленные теоретические описания и примеры.

Урок «Типы речи»

Цель урока:

  1. Образовательная: углубить общие понятия о типах речи, научить приемам разграничения описания, рассуждения, повествования, вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях.
  2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, его структуре, сознательность, дисциплинированность, аккуратность.
  3. Развивающая: способствовать развитию речи и логики мышления.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

I. Организация урока.

II. Речевая разминка (на доске заранее записано стихотворение Ю.Кушак).

По виду я птица,
По имени – мышь.
Но кто же я все же –
Не знаю, малыш.

Ах, если я птица,
К чему эти ушки,
И шерстка, и нос,
Как у мышки-норушки?

Но если я мышка,
Не знаешь ли ты,
Чего же за мной
Не летают коты?

– Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

– Можно ли назвать это стихотворение текстом?

(Да. Есть тема (Описание внешности и повадки летучей мыши).)

– Можно подобрать заголовок, если это текст?

(Да “Летучая мышь”).

– Итак, это текст, т.к. речь идет о летучей мыши.

– Что она рассказала о себе? Каков ее вид? Как ее зовут?

(По виду – птица, зовут ее мышь).

III. Тема урока. (Объяснение нового материала)

– Откроем тетради, запишем тему урока.

– Вспомним, какие типы текста мы знаем?

(Описание, рассуждение, повествование).

– К какому типу текста можно отнести это стихотворение?

(Рассуждение. То есть мышь пытается решить какой-то вопрос).

– Давайте посмотрим, какой вопрос занимает мышь?

Кстати, она заявляет о нем в первых четырех строчках, прочтите их (но кто же я…?).

В языке это называется положением, основным вопросом, главной темой рассуждения, т.е. тезисом. Задается вопрос ПОЧЕМУ?

Дальше она пытается решить эту проблему, доказать. Об этом две следующие строфы. Все доводы летучей мыши называются доказательством или аргументами.

– Но приходит ли мышь к какому-либо решению?

(Нет. У ее рассуждения – нет вывода).

– Почему же мы сделали вывод о том, что это летучая мышь?

(Доказательство в названии стихотворения (у автора то же)).

– Назвать составные части рассуждения?

(Общее положение (то есть тезис; доказательство, то есть аргумент; вывод.). Вывода может не быть в тексте.).

А вот Малыш из “Повести о Малыше и Карлсоне” Астрид Линдгрен довел одно из рассуждений до конца.

Зачитать отрывок № 1. Во время чтения подумайте, какие составные части рассуждения можно выделить в его монологе?

“По доносящемуся из кухни запаху жарящихся мясных тефтелей Малыш понял, что скоро будут обедать. Подумав, он решил свести Карлсона познакомиться со своими родными после обеда. Во – первых, ничего хорошего не получается, если маме мешают жарить тефтели. А кроме того, вдруг папа или мама вздумают завести с Карлсоном разговор о паровой машине или пятнах на книжной полке. А такого разговора ни в коем случае нельзя допустить. Во время обеда Малыш постарается объяснить и папе, и маме, как надо относиться к лучшему в мире специалисту по паровым машинам. Вот когда они пообедают и все поймут, Малыш пригласит всю семью к себе в комнату.”

– Итак, какова основная мысль, т.е. тезис рассуждения?

(Малыш решил познакомить Карлсона со своими родными и раздумывает, когда это лучше сделать, до обеда или после обеда. Он решает, что лучше после обеда, и доказывает ПОЧЕМУ?)

– Какие доказательства он приводит к своему тезису?

(Во-первых, этот разговор помешает маме жарить тефтели и ничего хорошего не получиться. Во-вторых, мама или папа вздумают завести разговор о паровой машине или пятнах на книжной полке, а этого нельзя допустить.

– Еще какое доказательство приводит мальчик?

(В-третьих, во время обеда Малыш постарается втолковать родителям, как надо относиться к Карлсону).

– К какому выводу он приходит?

(Когда пообедают, то родители все поймут, и Малыш пригласит их в свою комнату и познакомит с Карлсоном).

– Итак, тип текста – рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

– Запишем структуру его в тетрадь, кратко объясним термины.

Рассуждение (Почему?)

Аргумент (доказательство)

Общее положение (тезис) Вывод – (может не быть в тексте).

Тезис – общее положение, которое надо доказать.

Аргументы – доказательства

Аргументы – это доказательства, они вводятся в текст словами; во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (может этих слов и не быть).

Вывод – это краткое обобщение того, что доказывалось. Часто используются слова: итак, следовательно, значит.

– Подумайте, когда мы пользуемся типом текста рассуждение?

(Да на каждом уроке русского языка. Например, сколько звуков в слове ЕЕ?) Это тема-вопрос, т.е. тезис. Как он звучит? Повторите?

Тезис – Я знаю, что в слове ее четыре звука.

Доказательства: во-первых, буква Е стоит в начале слова и обозначает два звука ЙЭ, во-вторых, Е стоит после гласной и также обозначает два звука ЙО .

Вывод: Следовательно, в слове ее четыре звука.

Итак, на уроке русского языка каждый раз, отвечая на вопросы, мы строим текст-рассуждение, правда, иногда без строгого соблюдения трехчастной структуры, чаще всего опускается вывод. Очень часто в этом типе текста используются наречия.

Теперь вернемся к содержанию книги о “Малыше и Карлсоне”. Вспомним кое-что из их жизни. В частности, как они познакомились.

Зачитать отрывок № 2.

“Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронесся мимо Малыша, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий.

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения, и по спине побежали мурашки – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

А человек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:

– Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

– Да, да, пожалуйста,– поспешно ответил Малыш и добавил: – А что, трудно вот так летать?

– Мне – ни капельки, – важно произнес Карлсон, – потому что я лучший в мире летун. Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.

Малыш подумал, что на “мешок с сеном” обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.

– Как тебя зовут – спросил Карлсон.

– Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

– А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. привет, Малыш.”

– К какому типу речи вы отнесете этот текст?

(Повествование, т.к. события развиваются последовательно).

– С чего начинается текст?

(С того, что Карлсон посмотрел на Малыша и полетел дальше).

– Это начало действия, т.е. завязка.

– А дальше о чем говорится?

(О том, как Карлсон сделал первый круг, второй, третий и стал разговаривать с Малышом).

Это развитие действия.

– Чем заканчиваются эти действия?

(Малыш и Карлсон знакомятся).

– Это развязка – завершение действия.

– Запишем структуру повествования в тетрадь.

Повествование (что произошло?)

(Что будет дальше?)

Развитие действия

Начало действия (завязка) Завершение действия (развязка)

– Структура и этого текста состоит из трех частей, но какой вопрос мы можем задать к повествованию?

(Что произошло)?

Запомним, что в этом типе текста используются глаголы, т.к. они дают развитие действию.

Но есть, ребята, в повести, с которой мы сегодня работаем, еще один персонаж, без которого не было бы столь увлекательных страниц. Послушайте и подумайте, к какому типу текста можно отнести отрывок о первой встрече Малыша и Фрекен Бок.

Зачитать отрывок № 3.

“Малыш надеялся, что домработница будет молодая, красивая и милая девушка, вроде учительницы в школе. Но все вышло наоборот. Фрекен Бок оказалась суровой пожилой дамой высокого роста, грузной, да к тому же весьма решительной и в мнениях, и в действиях. У нее было несколько подбородков и такие злющие глаза, что Малыш поначалу даже испугался. Он сразу ясно понял, что никогда не полюбит Фрекен Бок”.

– Что описывается в этом тексте?

(Внешний вид Фрекен Бок).

– К какому типу отнесем этот текст?

(Описание. Описывается внешность пожилой дамы).

– Обратите внимание, сначала Малыш говорит о своем первом впечатлении, затем подробнее описывает Фрекен Бок, оправдывая и доказывая свое первое впечатление. Наконец, он дает оценку, т.е. говорит, что никогда не полюбит Фрекен Бок.

Вероятно, вы заметили, что здесь та же трехчастная структура.

– Запишем структуру описания в тетрадь.

Описание (Каков?)

Подробное описание

Первое впечатление. Оценка.

– Ребята, вы заметили, что в повествовании используются глаголы, которые дают развитие действия. А какая часть речи чаще используется в описании?

(Прилагательные).

Ребята, можно ли сделать фотографии (рисунки) ко второму и третьему текстам? (Да).

А можно ли сделать фотографии к 1 тексту?

(Нельзя, т.к. в тексте рассуждения выясняются причины каких-то явлений).

Когда выясняются причины, например, почему в слове домик корень дом, то нарисовать, что есть однокоренное слово нельзя.

Недавно прошел Новый год, украшали елку. На рисунке представлены на эту тему три типа текста.

Первый рисунок: собрали шишки, посадили семена на участке, который предназначен для вырубки елок к Новому году, из семян выросла маленькая елочка, потом большая, наступили Новогодние праздники. Что случилось с елкой, которую специально выращивали?

(Ее срубили, остался пенек).

Ребята, смотрите можно сделать четыре фотографии (рисунка) и более.

– Какой это тип текста?

(Повествование).

– Второй рисунок: в кружке нарисована елка? Мы можем задать вопрос

“ Какая это елка?”

(Большая, маленькая, пушистая, раскидистая).

– Сколько рисунков? (Один).

– Какой это тип текста.

(Описание).

– Почему празднуем Новый год?

(Закончился год, прошло 365 или 366 дней)

Ребята, какой вопрос мы задали? Почему?

– А фотографию или рисунок мы можем сделать? (Нет).

– Итак, на какие вопросы отвечают каждый тип текста?

IV. Терминологический диктант.

Как назвать тип речи, если:

1. В тексте сообщается о последовательности действий и событий

(вопрос ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?), можно сделать несколько рисунков – фотографий, употребляются глаголы.

(Повествование).

В тексте говориться о признаках предмета (вопрос КАКОВ?),

можно сделать один рисунок – фотографию, употребляются прилагательные.

(Описание).

В тексте доказывается, объясняется что – то (вопрос ПОЧЕМУ?)

нельзя нарисовать – сфотографировать, употребляются наречия: во – первых, значит, следовательно, поэтому.

(Рассуждение).

– Ребята, как вы думаете, зачем надо знать все три типа речи?

(Они необходимы для жизни).

V. Слово учителя. Иногда надо знать внешность предмета, его признаки, например: каков день? От этого зависит одежда человека. В других случаях важно выяснить причины каких – то явлений, чтобы использовать их в жизни или избегать встречи с ними. (Почему нельзя собирать в лесу все грибы?), иногда надо подчеркнуть последовательность событий. (Как я готовлю уроки?)

В художественных произведениях встречаются все типы речи: описание внешности героев, повествование о сменяющихся действиях, рассуждения о причинах и следствиях поступков героев. Мы в этом убедились, когда читали отрывки из повести о “Малыше и Карлсоне”.

VI. Задание на дом.

Подготовить сообщение о своей любимой книге.

  • 1-й ряд – “О чем говорится в моей любимой книге”.
  • 2-й ряд – “Мой любимый герой”.
  • 3-й ряд – “Почему прочитанная книга понравилась мне?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *