Ткачество поясов на дощечках

Как научиться современному ткачеству?

Благодаря техническому прогрессу людям больше не нужно проводить часы перед ткацким станком. «Современным ткачеством», или Modern Weaving, занимаются в качестве рукоделия и приятного досуга. Однако некоторые мастерицы способны создавать из ниток многослойные шедевры, которые продаются на портале Etsy, например, за 652 доллара.

Как выглядит Modern Weaving?

У каждого мастера – свои материалы, специальные техники и цветовая гамма. Одни создают огромные полотна, другие работают с миниатюрой. Мастеров по всему миру объединяет одно – желание создавать красоту своими руками.

Многослойные полотна Crossing Threads создают сестры Лорен и Кассандра. Их студия находится в Сиднее, Австралия. Работы девушек отличает большое количество фактур, благодаря чему гобелены получаются объемными, интересными.

Изысканные миниатюры FibrousATX – дело рук Елены из Остина, Техас, США. В 2014 году девушка увлеклась необычным хобби. Теперь это ее полноценная работа. Как и многие, Елена начинала с настенных панно, но затем переключилась на миниатюры: серьги, подвески, клатчи.

Эксперименты с объемной пряжей UnrulyEdges. Мелисса Уошн (Melissa Washin) живет в Нью-Йорке, но ее работы разлетаются по всему миру. Девушка любит эксперименты с объемной пряжей и градиентами.

MandiSmethells – еще один интересный проект, в котором классическое плетение уступило место ярким радужным мотивам. Это хороший пример того, что от канонов можно и нужно отходить.

Сдержанные градиентные полотна wednesdayweaving – это показательный пример того, что красота кроется даже в самых простых формах.

Работы MadebyMalandro демонстрируют все самые популярные техники плетения.

Такие настенные украшения идеально сочетаются с современными интерьерами, а также обстановкой в стиле «сканди» и «бохо».

Чтобы найти еще больше вдохновения, ищите работы мастериц в Instagram по следующим хэштегам: #weaving, #wovenart, #wallhanging. Чтобы посмотреть работы мастериц из России, используйте хэштег #weavingrussia.

Какие инструменты и материалы понадобятся?

Для работы мастерицы используют упрощенную версию ткацкого станка. Его можно купить или сделать самостоятельно. Всего существует два основных вида станков: стандартная прямоугольная рама и круглая.

Прямоугольная рама:

Круглая рама:

Чаще всего используется прямоугольная. В набор входят:

  1. Рама, на которую натягивают нити для основы.
  2. Иглы разных размеров – они упрощают движение пряжи между нитями основы.
  3. Челнок для выравнивания нитей.
  4. Гребень, который помогает аккуратно пододвигать новые ряды.

Размер рамы зависит от желаемой величины изделия.

Купить раму и инструменты для ткачества можно на Etsy, а также у российских мастериц: у Светы из nitochki_weaving, Насти из loomy.sunday или Юлианы из novolovoloom.

Основной материал для ткачества – пряжа и нити различной толщины, фактуры и цветов. Интересные гобелены получаются из объемной пряжи, хлопковых шнуров и шпагата.

Где учиться современному ткачеству?

Если вы предпочитаете учиться по мастер-классам в онлайне, берите на вооружение курс Rachel Denbow на skillshare.com. Занятия проходят на английском языке, для понимания этого курса достаточно базового уровня: все детали процесса мастер показывает на видео. Еще один хороший курс – у Ellen Bruxvoort, она учит работать с миниатюрами. Подписка на skillshare.com платная, но на сайте регулярно проходят акции. Можно купить 3 месяца за 99 центов или вообще заниматься бесплатно в течение промо-периода.

Хорошие подборки уроков есть на YouTube: загляните на канал Heroic acorn, посмотрите серию мастер-классов Weaving for Beginners от Creativebug Studios.

Если вы предпочитаете учиться на живых мастер-классах, записывайтесь на занятия в Москве: zelenaya_osnova, nitochki_weaving, loomy.sunday. И в Санкт-Петербурге: novolovoloom.

На занятиях знакомят с инструментами для ткачества, учат натягивать нити основы для гобелена, объясняют основные виды плетения, учат работать с разными материалами и показывают, как правильно завершать работу. После воркшопа вы уносите готовый гобелен домой. Обычно такой мастер-класс длится от 2,5 до 4 часов. Стоимость зависит от мастера, в среднем от 1300 до 3000 рублей.

Ткачество на дощечках

Одним из самых древних видов ткачества является ткачество на дощечках. Появилось он гораздо раньше ткацкого станка, ещё в начале нашей эры. Возможно, корни его происходят из древнего Египта. Рассвет этой техники приходится на эпоху средневековья в регионах Скандинавии и Англии. Англосаксы и викинги ткали на дощечках красивейшие шнуры и тесьму, которыми затем украшали свою одежду. Раскопки археологов свидетельствуют о том, что данным способом рукоделья владели мастера разных стран. Так в своё время дощечки обнаружили в Китае, Норвегии, Германии, Швеции. У народов, издавна населявших территорию современной Ленинградской области, существовали различные виды ручного ткачества – ткачество на дощечках, на берде, на нитах.

Ткачество на дощечках – термин этнографический. В древности дощечки могли быть сделаны из дерева, кожи, рога и даже металла. Например, в Новгороде подобные приспособления изготавливались из кости. Деревянные дощечки применялись для плетения поясов в различных областях России вплоть до начала 20 века.

Это очень древний вид ткачества, это технология перехода от плетения, от витья верёвок к ткачеству.

Тканые пояса в русском костюме

Обязательным элементом и женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. Ходить без пояса, «распоясаться» считалось большим грехом и неприличием. Пояс в древнерусском костюме играл сакральное значение, выполнял функцию оберега. В разном возрасте люди носили разные пояски. Для ребёнка хватало просто кручёного шнурка, для подростков, девчонок и парней, это были потолще пояски, кручёные уже из большего числа нитей с каким-то незамысловатым рисуночком. Затем с возрастом пояс становился всё шире. И затем, самый красивый, самый нарядный пояс был бранный, выполненный на свадьбу . Или вытканной на поясе молитвой или с посвящением конкретному человеку.

Пояса различаются по технологиям, по орнаментации, по цветовой гамме.

На поясах ткались знаки отличия рода, предпочтения в выборе будущего или какие-то высказывания. Пояс – обязательная деталь костюма на Руси. Он являлся своего рода оберегом для его владельца.

Пояс надевали на ребёнка прямо при рождении, тем самым как бы привязывая его к этой жизни. Конечно, это была просто ниточка, спряденная с наговором. По мере роста ребёнка, по мере взросления менялся вид пояса.

Подготовка к тканию пояса

В наши дни это давно забытое русское ремесло начало понемногу возрождаться. Применяют его обычно для изготовления поясов, лент или тесьмы с различными узорами. Такие ленты используются для декора одежды, для галантереи, а также для интерьера дома.

Чтобы овладеть этим ремеслом, не требуется сложных и дорогостоящих инструментов. Главное – это желание и нехитрые инструменты.

В качестве инструментария мы используем пояс, нож для прибивания утка, ножницы, шерстяные, полушерстяные, льняные или шёлковые нитки, которые должны быть предварительно наснованы(намотаны).

Длина нитки берётся в зависимости от того, какое изделие вы хотите сплести. Это длина изделия плюс одна треть длины.

Существует несколько видов рисунков. Бывают пояски заправочные, т. е. в каждую дощечку заправляется определённым образом цветные ниточки и при постоянном повороте этих дощечек всё время в одну сторону или в определённой периодичности. Например, шесть поворотов в одну сторону, затем шесть поворотов в другую. Таким образом получается определённый рисуночек.

Пояса на Руси изготовляли в разных технологиях, например, в бранной технике. Или просто плели шнурки, Существовало много разных видов ручного плетения поясов.

Есть две техники ткачества на дощечках. Закладная, где узор получается из расположения цветных ниток при заправке. И техника переброса, когда рисунок получается при перемене дощечек местами.

Итак, переходим непосредственно к ткачеству. Для этого нужно изготовить специальные дощечки. Это квадратики со стороной 6 см из тонкой фанеры, из плотного картона или из пластика. По углам на квадратиках проделываются дырочки. Лучше всего пронумеровать все дощечки и каждую дырочку. Дырочки нумеруются по часовой стрелке.

Квадратики нужно сделать с гладкими краями и срезать уголки, чтобы при повороте за них не цеплялись наши ниточки.

Кроме этого, нужен челнок. Я делаю его из того же картона. На него наматывается уток.

Ширина получаемого изделия зависит от количества применяемых ниточек и от их толщины. Чем больше ниток, тем шире получится пояс.

В своей статье я расскажу о наборной технике.

Ткачество

В каждую дощечку вставляются 4 ниточки. Они могут быть одного цвета и разных цветов.

Для ткачества с орнаментом в некоторые дощечки мы будем заправлять нити только в две дырочки, те, которые расположены по диагонали.

Итак, начинаем.

Выбираем рисунок, каким будем ткать. У нас такой.

Для него нужны ниточки двух цветов. Желательно, чтобы они были контрастными.

Края изделия, как правило, делают одного цвета, заправляя ниточки во все четыре отверстия. Среднюю, узорную часть выполняем на дощечках, заправленных двумя ниточками разных цветов. Для нашего рисунка нам нужно 8 дощечек с четырьмя ниточками и 10 дощечек с двумя ниточками (дальше я их буду называть узорными).В обычные дощечки вставляем ниточки одного цвета, в узорные –двух цветов.

Начинаем заправлять ниточки. Для начала возьмём ниточки длиной около метра. По нашему рисунку нужно заправлять следующим образом. В первую, третью и четвёртую – по 4 светлые нити, во вторую – 4 тёмные нити. В следующие 10 дощечек вставляем по одной тёмной и одной светлой нити в дырочки, расположенные по диагонали. И затем в две дощечки – по четыре светлые нитки, в одну – 4 тёмные нити и в последнюю – 4 светлые нити.

Теперь собираем дощечки в стопочку. Складываем так, чтобы по верху шли ниточки того цвета, который нужен по рисунку. У нас простые дощечки расположены по краям, а узорные расположены так, чтобы по верху шли тёмные нити. Так нити располагаются для первого ряда.

Вообще я в начале пояса всегда тку несколько рядов без рисунка, просто полосками. А уже потом начинаю рисунок.

На челнок наматываем уток. Его лучше брать того же цвета, что и основная нить, но можно брать потоньше. У меня она светлая.

Края всех ниточек складываем ровненько и завязываем узел. К этому узлу привязываем шнурок или верёвочку. Это будет начало нашей работы. Второй конец закрепляем на чём-нибудь неподвижном. Чуть выше талии обвязываем себя поясом и к нему привязываем шнурок. Нити для ткачества должны быть хорошо натянуты. Когда мы натянули нити, между верхними и нижними нитками образуется отверстие – зев. В этот зев будем прокладывать нить утка.

Аккуратненько поворачиваем все дощечки на 90 градусов к себе. Нити меняются местами. И в зев снова можно прокладывать уток. Его не нужно сильно затягивать, но и болтаться свободно он не должен.

Чтобы у нас получился требуемый рисунок, нужно всё время следить за тем, какие ниточки у нас сверху. Простые дощечки всегда поворачиваются на 90 градусов, а узорные надо вращать в зависимости от узора.

Поворачивая пару узорных дощечек вместе с простыми на 90 градусов два раза, мы тем самым оставляем первый цвет наверху. Но при следующем повороте он должен уйти вниз. Поэтому мы смотрим на рисунок: если по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек как обычно, на 90 градусов.. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, т. е. на три четверти оборота, так, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. И не забываем после каждого поворота прокладывать уток.

Если вам приходится прервать работу, нужно обязательно зафиксировать дощечки в том положении, в котором они находились на конец работы. Можно закрепить их канцелярской резинкой или большой булавкой, продев её в дырочки на дощечках. Тогда, начиная работу после перерыва, вы не спутаете рисунок.

Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который на них можно выполнить. Непременным условием является только одно – по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках. А сами орнаменты можно брать самые разные.

Чтобы рисунок получился чёткий, надо быть очень внимательным. Каждый огрех буден ясно виден на изделии. С первого раза будет получаться медленно, со временем, при условии тренировки, работа будет двигаться всё быстрее и легче.

Сейчас, в век современных технологий, многие мастерицы ткут пояса на дощечках с помощью специальных приспособлений, которые позволяют ткачихе не привязываться к своему творению Вот примерно такие.

Я надеюсь, что достаточно понятно объяснила и показала весь процесс. И если вы возьмётесь за это дело, оно доставит вам массу приятных моментов и результат вас порадует.

ПРОСТЕЙШИЕ ЦВЕТНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ ТКАЧЕСТВА НА ДОЩЕЧКАХ

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

ТЕХНИКА ТКАЧЕСТВА НА ДОЩЕЧКАХ

Просмотров: 38728

Заправка дощечек. Сначала необходимо подготовить для работы дощечки размером 6х6. Для первой своей работы я использовала картон и осталась им довольна. Однако если вы всерьез собираетесь заняться «дощечным» ткачеством используйте пластиковые карточки. Главное — хорошо обработать отверстия, чтобы не перетирались нити.

Нити продеваются по четыре штуки в каждую дощечку, количество которых определяет ширину изделия. Обычно употребляется от десяти до тридцати дощечек, а в некоторых случаях и больше. Затем нити прикрепляются к неподвижному предмету и натягиваются. Перед началом тканья дощечки устанавливаются в определенном порядке, согласно желаемому узору. Различные рисунки поясов можно получить, используя различные цвета ниток для заправки дощечек и поворачивая к себе или от себя все дощечки или отдельные их группы.

Заправки Z и S

Порядок работы. При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их можно привязать к поясу. Дощечки сложить вместе, вплотную друг к другу, так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев. Затем прокинуть уточную нить в этот зев, прибить ее на себя. В самом простом случае следует поворачивать дощечки все вместе в направлении от себя на четверть оборота и в полученный таким образом зев проложить уточную нить и прибить ее к первой уточной нити. Затем снова повернуть дощечки от себя, прокладывая очередную уточную нить. Работу вести до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что трудно станет работать. Тогда нужно поворачивать дощечки в обратную сторону, и не забывать прокладывать уток. Рисунок при повороте дощечек меняется на зеркальный. Если же изменение рисунка нарушает орнамент пояса, дощечки нужно связать все вместе, плетение снять и раскрутить нити. Только не забудьте пометить верх.

Чаще всего при работе с готовыми узорами возникает вопрос, как же правильно устанавливать дощечки? Какое начальное расположение дырочек? Вот что рекомендуют для работы с узорами составленными в программе gtt:

Расположение дырочек на дощечках

Узор, получаемый при ткачестве на дощечках зависит не только от наклона дощечки или направления поворота. Хотя эти способы и их сочетания дают возможность изобразить на тканой полочке великолепные орнаменты или добрые пожелания, затканные буквицами. Но узор бывает еще перекидным,когда в процессе тканья дощечки меняются местами и орнамент начинает сиять новыми оттенками и раскрывается еще больше возможностей для творчества.

ПРОСТЕЙШИЕ СХЕМЫ УЗОРОВ

Просмотров: 36673

Простейшими схемами я буду называть двухцветные схемы. Кроме ограниченного количества цветов, в таких схемах дощечки всегда вращаются в одну сторону.

Что самое замечательное в таких схемах — не надо заморачиваться, какая же дырочка в дощечке как называется: A, B, C или D? И какая из них, и в каком положении от ткача должна находиться. Главное — это правильно расставить их относительно друг друга.

Узор «Шахматка»
На рисунке дана заправка для 10 дощечек, но ее можно распространить на любое четное число дощечек.
Схема заправки дощечек дана внизу рисунка. Положение дощечек — «елочкой». То есть, если смотреть сверху на дощечки, то они будут стоять так: VVVVV.

Если заправлять дощечки одним цветом, то получатся «Продольные полосы»:

А если напутать с установкой, то получим «Поперечные полосы»

Или пестрый «Колосок»:

Если при такой же расстановке дырочек повернуть все дощечки в одну сторону, например, так: , то получится «Волна»

Немножко изменяем положение дырочек и получаем «Диагональные полосы»:

Еще один вариант заправки «Зигзаг». Обратите внимание — расположение дощечек снова «елочкой».

Немного усложним задачу: изменим расстановку дощечек.
Если половина дощечек имеет один наклон, а вторая половина другой ////, то получим вот такие «Галочки»или «Птички»:
А если взять не 10, а 12 дощечек и расставить их по три: //////, то можно получить узор в виде буквы»W», или «М», кому как понравится:
Немного изменим заправку

Ну, а в заключение, представлю вам узор, при виде которого мой муж сказал:
— Так это ж трансформеры! «Десептиконы»!

Расстановка дощечек, как видно из схемы — «елочка». Поворачиваются дощечки, как и прежде, всегда только в одну сторону. Я только немного поиграла с заправкой.

Если вы любите экспериментировать, то попробуйте изменять направление вращения дощечек. Для начала можно ограничиться только сменой направления вращения всех дощечек сразу. При этом могут возникать самые разнообразные новые узоры: ромбы и зернышки, лягушки и круги на воде. Если же эксперимент — не ваш конек, то чуть позже я опишу, как влияет такое изменение на узоры, а также расскажу, что получится, если в простейшие схемы внести больше цветов.

ПРОСТЕЙШИЕ ЦВЕТНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ ТКАЧЕСТВА НА ДОЩЕЧКАХ

Просмотров: 42427

Для простейшего цветного ткачества на дощечках самое главное — правильно заправить дощечки, поворачивать их мы опять будем всегда в одну сторону.

Самое трудное при таком тканье —это распутывать свивающие нити. Для первых поясов я рекомендую брать микрофибру — её и распутывать легко (даже если на несотканном конце пояса уже полный кавардак и путаница, такие нити легко вытягиваются по одной), и пояс сморится очень «богато».

Итак, добавляем цвет. Для начала возьмём уже знакомые нам диагональные полосы и изменим цвета.

Чтобы сам поясок не скручивался, или хотя бы делал это не очень активно, на краях обязательно нужно вводить кромку — две дощечки, поставленные «ёлочкой», как в букве «V», или как в букве «A». В результате получается шикарный карамельный пояс:

Здесь главное — аккуратно подобрать цветовую гамму. Она должна быть «близкой»: либо тёплой, как в данном случае, либо холодной. Внимательно следите, чтобы цветовая гамма не получалась контрастной.

Вообще когда пряжу красили сами, то частенько получалось, что цвет мотков лишь слегка отличался. Эти отличия выгодно использовались именно в ткачестве на дощечках.

Наполнив цветом простейшую схему типа «W» или «М», получим вот такие треугольнички:

Или вот цветные вариации на тему трансформерских десептиконов. Эта схема хороша тем, что пояс получается «двусторонним»: у него есть узор и на правой и на левой стороне, как представлено на рисунке.

Далее мы рассмотрим несколько фотографий тканых на дощечках поясов с цветочными мотивами и попробуем подобрать к ним схему заправки.

Незабудки и розы
Оригинал:

и схема:

Полосатый пояс
Оригинал:

и схема:

А эти пояса мне напоминают земляничную полянку:

Земляничная полянка ночью:

У вас должно получиться примерно вот так:

А в конце мы представим вам очень красивый и сложный пояс. С кромкой я пока не разобралась, если есть варианты — пишите в комментариях:
Оригинал:

и схема:

ТКАНЫЕ ПОЯСА

Просмотров: 64331

Описание технологии заправки нитей в дощечки можно найти в статье Техника ткачества на дощечках. В этой статье мы продолжаем уроки изготовления поясов.

Как уже говорилось ранее, во время работы цветные нити основы должны находиться в натянутом положении. С этой целью один их конец привязывают к неподвижному предмету, а другой к поясу.

Следующая схема демонстрирует возможные формы витья:
a. Свивание волокон
b. Свивание двух нитей
c. Свивание четырех нитей при помощи «дощечки»
d. Технология тканья «на дощечках»

Как мы видим, при тканье «на дощечках» нити свиваются.
Заправив нити и натянув их, дощечки можно расположить под разным углом друг к другу. Например:
1. чередовать наклон дощечек:
2. располагать их параллельно и симметрично:
3. создавать различные комбинации:
(звездочкой обозначена середина пояса)

Рассмотрим пояса, при тканье которых, будем вращать дощечки только от себя.

От наклона дощечек зависит создаваемый узор. На рисунке представлены пояса, вытканные Г. А. Матушкиной по этнографическим образцам севера России, Костромской, Рязанской, Пензенской и Курской губерний конца XIX — начала XX веков.

«Расшифруем» один из них (второй):
Берем 8 дощечек и заправляем в них нити желтого, зеленого, красного и черного цветов следующим образом:

1 и 8 дощечки — 4 зеленые нити;
2, 3, 6 и 7 дощечки — желтая, зеленая, красная, черная нити;
4 и 5 дощечки — все жёлтые нити.

Натянув нити, располагаем дощечки следующим образом: и начинаем ткать пояс. При вращении дощечек в одной плоскости мы получимпояс №1.

Однако, не меняя заправку нитей, можно получить несколько различных узоров.

Пояс №2 выполняется следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1: , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки три раза;
б) прокинув 4-ю (во 2, 3, 5 и 6 кружках чёрную) нитку утка, меняем расположение каждой из дощечек на противоположное: в результате вместо:
получаем: Во втором положении ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза.
Снова меняем угол наклона дощечек, возвращая первоначальное положение: и продолжаем ткать, поворачивая дощечки 4 раза.
Для получения узора № 2 менять угол наклона дощечек нужно каждые четыре поворота нитей.

Пояс ткётся «снизу», поэтому схему следует изучать также снизу вверх.Плюсами обозначено первое положение дощечек, минусами — второе.

Рисунок пояса № 3 возникает следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки два раза, т. е. выполняем два ряда рисунка (читаем снизу вверх):

Обратите внимание на число поворотов в самом начале пояса, так как именно от того, какая нить «повернется», зависит то, какой рисунок получится;
б) меняем угол наклона со 2-й по 7-ю дощечки, не разворачивая 1-ю и 8-ю:

Сохранение угла наклона крайних дощечек способствует образованию более ровного края пояса. Так как угол наклона крайних дощечек не изменился, схема рисунка выглядит следующим образом: + — — — — — — +

Пятое «лицо» пояса получается в результате приемов, используемых в изготовлении пояса № 4. Отличаются эти пояса только своим началом.
Пояс №5 следует начать ткать сразу из второго положения дощечек: , выполнив четыре ряда: + — — + + — — +. И только после этого повернуть дощечки в первоначальное положение: и также выполнить четыре ряда:

Вариантов поясов может быть великое множество. Стоит только добавить пару дощечек или заправить другую нитку, и у Вас появится возможность создавать новые узоры, на свой вкус и лад.

Народные мастера давали различные названия узорам, создаваемым при помощи вышивки, ткачества, тканья и т.п. Орнамент «нашего» пояса № 1, сотканного на 8-ми «дощечках», близок рисунку пояса из собрания Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге, выполненного с помощью 10-ти дощечек ( ). Принцип изготовления обоих поясов одинаков: дощечки вращаются до тех пор, пока нити не скрутятся настолько, что работать станет трудно, после чего меняется угол наклона дощечек, в результате чего нити скручиваются в другую сторону, а рисунок меняет свое направление. Отличие же состоит в количестве свиваемых нитей:

Пояс из собрания ГМЭ (на 10-ти дощечках) собран Е. Н. Клеменцем в 1908 г. на Русском Севере, в д. Якуниха Кинешемского уезда Костромской губернии.
Название орнамента: узор каймы — «семя», узор в середине — «лента».

Желаем удачи в изготовлении поясов!

Г. А. Матушкина, «Вестник РФС»

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с требуемой скоростью и при подходящем постоянном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также известной как ткацкий навой.
  • Положительная подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Отрицательная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с постоянной скоростью. Он обеспечивает сохранение требуемого интервала между захватами и затем наматывание его на тряпочный валик.
  • Позитивная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что позволяет определить расстояние между захватами.
  • Отрицательная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик вращается с помощью веса или пружины, этот ролик вращается только тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата контролируется величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Вспомогательные механизмы. Для получения высокой производительности и хорошего качества ткани добавляются дополнительные механизмы, называемые вспомогательными. Вспомогательные механизмы полезны, но не совсем необходимы.

Читайте про: природные целлюлозные лубяные волокна: натуральный текстиль.

Они перечислены ниже:

  1. Механизм защиты от деформации. Механизм защиты от деформации останавливает ткацкий станок, если челнок обвязывается между верхним и нижним слоями зева. Таким образом, он предотвращает чрезмерное повреждение нитей основы, поперечных нитей и челнока
  2. Механизм остановки основы (преимущественно в автоматических ткацких станках). Целью остановки утка является остановка ткацкого станка, когда уточная нить ломается или истощается. Это движение помогает избежать трещин в ткани.
  3. Шпарутки. Функция шпаруток заключается в том, чтобы захватить ткань и удерживать ее в той же ширине, что и уток, прежде чем она будет поднята.
  4. Тормоз. Торможение останавливает ткацкий станок немедленно, когда это необходимо. Ткач использует его, чтобы остановить ткацкий станок для восстановления оборванных концов.
  5. Механизм остановки утка. Это остановка ткацкого станка сразу же, если во время переплетения происходит разрыв нити основы.

© 2020 textiletrend.ru

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Loading…
Поделитесь с друьями!

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Ажурное ткачество

В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Этот метод создания удивительно красивого орнамента был распространен в районах Русского Севера. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Доподлинно известно, что такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Краткая история

Судя по древнеегипетским изображениям, уже в те времена человечество изобрело некое подобие ручного ткацкого станка. У большинства народов его конструкция была похожей. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рисунки и археологические находки.

Как правило, ткали из нитей растительного (лен, шелк, конопля, хлопок) и животного происхождения (пряжа из шерсти). Естественно, такие ткани были не очень прочными и долговечными. Чтобы обеспечить семью одеждой, приходилось ткать каждый год. В связи с этим, практически у каждой крестьянской семьи был домашний ткацкий станок.

Хотя ткачеством занимались в каждой семье, существовали мастера, которые специализировались на производстве особых тканей или ковров (гобеленов). Долгие века эта профессия, была весьма прибыльной и престижной.

Все изменилось с появлением механического ткацкого станка, Теперь можно было производить большое количество тканей с минимальными затратами времени и труда. Постепенно ими стали оснащать фабрики, которые производили более дешевое полотно, чем ткачи. В скором времени последние были вытеснены с рынка. К началу XX века профессия ткача теряет былой престиж. Теперь изготовлением домашнего полотна занимались только для собственных нужд.

Как правило, для этого использовались станки, доставшиеся в наследство от бабушек. Или же приходилось делать их самим.

Информация о том, как сделать ткацкий станок, бралась в те времена из двух источников. Это было либо пособие И. Левинского, изданное в далеком 1911 г. Книга называлась «Улучшенный ручной ткацкий станок». В ней были довольно внятные иллюстрации, с помощью которых не сложно было собраться необходимое приспособление.

Второй настольной книгой было пособие В. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани», изданное в 1924 г.

Оба издания и сегодня можно найти в библиотеках.

К началу 80-х уровень жизни крестьянства стал повышаться. Это позволило многим из них отказаться от ткачества, покупая в магазинах уже готовые полотна. Теперь ткацкие станки снова пылились в кладовках и на чердаках. Сохранились они только у фанатов этого промысла. Примечательно, что сегодня большинству из них далеко за 70 лет.

Начиная с 2000-х (когда прилавки магазинов заполнились различным фабричным текстилем), снова возрос интерес к изготовлению полотна вручную.

Станки из других подручных материалов

Помимо дерева и фанеры, ткацкие приспособление вышеупомянутого типа можно делать и из других материалов. Например, из пластиковых труб. При изготовлении миниатюрных моделей используются обычные гребешки или карты. Фото такого станка представлено выше.

Также при изготовлении миниатюрных моделей используются обычные гребешки или карты. А сам станок можно соорудить из картонной коробки.

Если вы хотите проявить свою творческую натуру даже в способе создания собственного ткацкого станка, — дерзайте! У вас все получиться.

В настоящее время в магазинах можно купить почти все товары для домашнего творчества. Но иногда нет средств на покупку или хочется изготовить что-то своими руками. В последнее время разнообразие интерьеров просто зашкаливает. Дизайнеры часто используют предметы старины для создания неповторимой и уникальной обстановки в доме.

Многие люди не могут позволить себе нанять дизайнера и приобрести необычные элементы декора, поэтому можно изготовить такие предметы своими руками. Например, тканые ковры придадут интерьеру красочности. А если они сделаны своими силами, то будут радовать вас каждый день. Тем более с ними ваш дом станет уютным и теплым. Кроме ковров, можно изготовить салфетки или абажур. Все эти предметы делаются с помощью ткацкого станка.

Все эти вещи изготавливались с помощью ручного ткацкого станка. Первые ткацкие станки представляли собой большую деревянную конструкцию. Станки ткацкие стояли почти в каждом доме. И пользоваться ими учили с самого детства. Навыки узорного ткачества передавались по наследству молодому поколению. Старинные ткацкие станки были в основном бесчелночными.

Если вас привлекает такое занятие, как ткачество, то можно сделать ткацкий станок своими руками в домашних условиях. Ткацкий станок широко применяется в современном мире. Настольный ткацкий станок бесчелночный еще обозначается как СТБ. Он используется при обработке различных тканей с целью получения готовых изделий.

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники. Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными. Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Чтобы изготовить такие тканные ковры вам не потребуется ни ткацкого станка, ни каких-либо навыков. Посмотрите на работы, которые выполнены с помощью куска картона и обычной вилки, их легко повторить при желании. Такие ковры хорошо смотрятся как в квартире, так и на даче, а самое главное они теплые и достаточно толстые, чтобы защитить от холодного пола.

Картон и вилка вместо ткацкого станка

Для изготовления такого ковра вам понадобится картон, размером желаемого ковра, обычная вилка и остатки шерстяной пряжи. Вместо картона можно взять лист оргалита или любую широкую доску в которую можно вбить гвозди.

С помощью линейки нанесите на картон разметку с двух противоположных сторон с шагом в 5 мм.

Сделайте надрезыНамотайте шерстяную нитку на картонку, делая петельки в надрезах.Чем меньше будет шаг между петельками, тем более плотным получится ковер.Начинаем ткать. Вместо ткацкого челнока будем использовать обычную иголку. Протяните другую нить между всеми поперечными рядами.Повторите в другую сторону.

Сделайте несколько таких рядов. Затем с помощью вилки уплотните ряды.

Концы ниток пока зафиксируйте с помощью клейкой ленты.После концы ниток необходимо аккуратно вшить внутрьПосле окончания работы снимите петельки картонкиРазрежьте петельки пополам и завяжите узелки. По краям коврика можно сделать кисточки из остатков пряжи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *