Традиции и обычаи белоруссии

Обычаи и традиции белорусского народа

Обычаи белорусов имеют общие корни с традициями славянских соседей. Предками этой тихой и миролюбивой нации были древляне, волыняне, дреговичи, северяне, кривичи. Праотцы белорусов в течение жизни вбирали в себя разнообразные черты литовской, польской, русской, украинской и еврейской культур, и, несмотря на постоянные разорительные войны, сохранили самобытность и свое национальное лицо.


Обычаи белорусского народа

Семейные обычаи белорусов

Белорусская свадьба

Главой в семье всегда был «бацька», который являлся защитником и добытчиком. Женщина исполняла свою часть обязанностей и была равноправным членом семьи, распорядительницей и хозяйкой, заботливой матерью и терпеливой хранительницей очага. Детей в семье было немного, и они воспитывались в любви, послушании и уважении к старшим. Разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов:

  • металлические и деревянные изделия назвали «мужскими»;
  • плетеные и тканевые «женскими».

Белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой.


Семейные традиции белорусов
Совет Имея бизнес-партнера белоруса, следите за тщательным соблюдением договоренностей, здесь не принято опаздывать или нарушать достигнутые соглашения.

Свадебные обычаи

Белорусское «вяселле» похоже на свадьбы других славянских народов и традиционно состоит из нескольких этапов. Начинается все со сватовства, которое проходит в доме невесты в присутствии родителей с обеих сторон. Если будущая жена дает согласие, через несколько недель в доме у жениха происходят смотрины, для того, чтобы семья девушки убедилась в том, что дочь будет жить в хороших условиях. Дата церемонии бракосочетания назначалась во время заручин. Накануне свадьбы молодая организовывала девичник у себя в доме, куда приходили ее подружки и родня, чтобы подготовить невесту к свадьбе – одеть, заплести косу, сопровождая все действия песнями. Вяселле начиналось с посада – будущих супругов сажали на деревянную кадушку, накрытую кожухом, что было олицетворением достатка в семье. Праздничное застолье проходило в доме у жениха, новобрачных одаривали, гости шутили и веселились. Заканчивалось мероприятие обрядом «сладкой водки» — восхвалением девицы, которая вышла замуж невинной.


Белорусская свадьба
Что происходило, если одна из сторон отказывалась от свадьбы после заручин? Отказавшиеся компенсировали второй стороне все понесенные расходы.

Белорусские коляды

Белорусские коляды

Белорусам удалось сочетать в своей культуре языческие и христианские праздники, которых у этого народа довольно много, например, коляды. Их начинали отмечать за день до Рождества и заканчивали на Крещенье. Пели песни, переодевались, разыгрывали сценки, гадали и угощали традиционными колядными блюдами. Для детей устраивали кукольные представления, а в селе выбирали самую красивую девушку.


Белорусские коляды

Празднование масленицы

Масленица в Белоруссии

Белорусы называют ее масленкой или сырницей. Гнали гарэлку (самогон), пекли блины, варили холодец, в зажиточных семьях к столу подавали жареную свинину. Заканчивалось празднование прощеным воскресеньем, в хате прибирали и готовились к посту.


Масленица у белорусов

Кликанье весны

Кликанье весны

Отмечается 7 апреля на Благовещенье, когда «прилетают аисты», принося с собой весну. Белорусы считают этих птиц символом достатка и удачи, убить аиста или разорить гнездо с птенцами, значит, накликать беду на свою семью. Зазывали весну девушки, стоя на высоком холме и распевая веснянки, а вечером разводили костры и водили хороводы.


Кликанье весны

Радуница

Радуница

Справляется через 9 дней после Пасхи. Люди шли на кладбище, где на могилах наводили порядки, вспоминали ушедших, оставляя на погосте еду, крашенки, куличи и самодельную водку. Дома правили тризну, при этом количество блюд должно быть нечетным.


Радуница

Петров день

Отмечается 12 июля в честь апостолов-мучеников Петра и Павла и является продолжением Ивана Купала. Заканчивался пост, устраивались посиделки с едой и напитками, разжигали костры, гадали, выбирали себе кумовьев, даря им платки, кольца или приятные безделушки.


Петров день
Вывод: Белорусы – спокойный и дружелюбный народ, которого не обошли стороной ни радости, ни горести. Сохранив свою самобытность и культуру, жители Белоруссии отличаются национальным самосознанием, уважением к своим традициям, песням, обрядам и праздникам.

Белорусские традиции

Народы Беларуси: культура и традиции

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств — России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов — региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города — евреи, на северо-западе — поляки, а на востоке — русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды — клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются — печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы — Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки — он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

Интересные традиции белорусского народа

Интересные традиции белорусского народа

Белорусская культура — одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

Праздник Дожинки

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

Праздник Купалье

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни. Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» — означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова «купать», так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде.

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось

Коляды

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды — особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким.

Праздник Гуканне вясны

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист — самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хоровод.

Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы.

Белорусы — открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).

Пасха

Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленнымиветочками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью,верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу жесъедал одну пупырышку — чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербнымпрутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровьеживёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждойпрутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же потри раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могилесвояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.

Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходилана пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

Радуница

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

В Троицкой летописи 1372 года написано:

«Литва и ляхи и жемоть приедоша изгоном к Переяславлю по Велице дни на другой недели во вторник назаутрие на радунице».

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухеяйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на которыйставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители,ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились. выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Моиродители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «нарадуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Троица

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.

Традиции Беларуси

Опубликовано 15.02.2018 by booking

Характер народа виден в его культуре. Из поколения в поколение беларусы хранили историю предков и традиции. Самобытность и почтение истоков сохранились до сегодняшнего дня. Память остается в виде традиций и обычаев, устном народном творчестве, предрассудках и приметах, в особенностях национальной кухни.

Традиции Беларуси — основа белорусской культуры

Заповеди об укладе повседневных обязанностей и привычек касаются каждой стороны. Строительство дома начинается после проведения эксперимента. Выбрав участок для будущего дома, хозяин должен взять кувшин и поместить в него паука. Место считается удачным, если за ночь образовалась паутина в сосуде.

Пословица «Хлеб – всему голова» реализуется через закладку кусочка хлеба между первыми венцами сруба фундамента. Торец крыши украшает пара скрещенных рогов, символизирующих любимое животное, козу.

  • Если у русского народа принято запускать в дом первой кота, то у беларусов сначала запускали петуха. В случае гибели хозяева отправляли кошку, чтобы наверняка очистить жилище от отрицательной энергии.
  • Даже вход человека в дом – это не простое действо. Кто первый шагнет за порог, тому и умирать раньше других. По этой причине право зайти уступали старшему поколению – бабушкам и дедушкам.

Традиции белорусской культуры представляют собой переплетение христианства и язычества, семейных и общественных праздников. Сохранились общеславянские традиции. Среди православных традиций отмечается Пасха, Радоница, Троица, Петров день, Илья, Яблочный Спас, Покров. Масленица, коляды и Иван Купала – это пережитки языческой культуры, соединенные с крупными календарными праздниками и постами.

К особенным традициям белорусов можно отнести: Громница, кликанье весны, Юрьев день, дажинки, толока, деды, сорочины и родины.

Коляды

Как и у других славянских народов мероприятия проходят всю неделю от Сочельника перед Рождеством до Крещения. Традиция заимствована из католической Польши. Отличительными особенностями стал кукольный театр и выбор самой красивой девушки.

Громницы

Согласно легенде 15 февраля можно услышать гром. Жители деревни шли в церковь освятить свечи – громницы, чтобы защитить родных и хозяйство от злых сил. По возвращению домой глава семьи обжигал свои волосы свечой, осуществляя крестообразное движение. Обряд способствовал снятию боли. Оставшиеся свечи использовали в качестве защиты в разных случаях. Будь то рождение малыша или выгон скотины на выпас.

Гуканне весны

Кликанье весны совпадает с Благовещением на 7 апреля. В этот период особое внимание уделяли природе: по приметам предсказывали срок наступления оттепели. Девушки пели песни-веснянки, сидя на побережье речки.

Слава Богу,
Что весна пришла!
Я, молода, мимо жита пошла.
Расти, жито, коренистое,
Коренистое, лопушистое,
Чтоб под небо закачалося,
Чтоб я, молода, нажалася
И снопочков наносилася!

Говорило старшее поколение так: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает». Народный фольклор иногда сложно понять в виду специфики наречия. Но одно ясно точно: Сараки – вспоминание сорока мучеников по церковному календарю, отсюда следует вывод, что даты примет связаны с церковным календарем. А аист – символ скорого потепления и удачи. Хозяева двора были счастливы, когда птица поселялась на их территории. Конечно, поэтому к ней было особенное отношение.

Свадебные традиции белорусского народа

Мечтали о замужестве на колядовании, после Петрова поста и на праздник Покрова. Мало отличается белорусская свадьба от типичной у славянских народов. Главная особенность — это свадебный чин или сундук с приданным, который привозили в дом жениха. После брачной ночи свадьба завершалась «сладкой водочкой», славящей девичью честь, сбереженную для мужа. Спустя семь дней супружества устраивали порезвы, то есть приходили в гости к родителям невесты.

Белорусские бытовые традиции тесно переплетены с православными. Это отразилось в календарных празднествах и обычаях. Ежегодно в деревенских семьях проводятся различные мероприятия, посвященные каждому событию в жизни. Традиция – это культура народа, его изюминка и дань истории.

Пасха — одна из основных традиций белорусской культуры

Подготовка начиналась за неделю до Праздника. После освящения верб было принято съедать одну почку, после чего глава семьи легонько хлестал ветвями домашних, чтобы были здоровы. Как и у других славян, дом начищался до блеска. Жены пекли пшеничный кулич и красили луковой шелухой яйца. Всю Пасхальную седмицу, то есть неделю после Пасхи, по деревне ходили или, иначе говоря, волочились, волочебники. Так называли тех, кто пел песни с пожеланиями всего доброго. Их угощали и приглашали в дом. После каждого куплета следовало традиционное восклицание «Христос воскресе!».

По окончанию светлой седмицы с наступлением Радоницы белорусская семья идет на могилу родных, которую поливают водкой и накрывают рушником с едой. Количество блюд, как правило, нечетное. Перед трапезой вспоминают родителей: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». По этому обычаю и пословица соответствующая есть: «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Лето и его урожайность в традициях

В теплое время года народ почитает Святых, которые помогают с животноводством и пашней. В начале мая отмечают Юрьев день в память Георгия Победоносца. Ему молятся о домашнем скоте. 6 мая принято варить овсяный кисель и пасти животных весь день. Когда хозяева выводят животных на поле, молятся Победоносцу Георгию, кропя стадо Святой водой. Хлестать нужно обязательно вербой, что была освящена перед Пасхой. Утренняя роса в этот праздник считается целебной. Ею омывали коров и мазали глаза. Так говорили в народе:

Святой Юрий, Божий посол,
К Богу пошёл,
Взял ключи золотые,
Отворил землю сырусеньку,
Пустил росу теплюсеньку
На Белую Русь и на весь Божий мир.

На Петров день, празднуемый 12 июля по окончанию поста Петра и Павла, земледельцы садят гречку. Апостол Петр – их покровитель в косьбе, в огородничестве и в скором созревании урожая. Об этом свидетельствуют народные летописи: «Святы Пятро — жыта ядро».

2 августа белорусы, как и все славянские народы, чтит пророка Илью, который имеет власть над погодой. Он, как и Петр, покровитель земледелия. Если сезон выдавался сухим, в этот день народ собирался, служили молебен, после чего следовала гроза. Этот же день почитали концом работы пчельника, потому как дело шло к жатве.

Воспользуйтесь нашим туристическим порталом для аренды усадьбы в Беларуси — окунитесь в удивительный белорусский был и традиции белорусов.

Категория: Культура и традиции, О Беларуси Поделиться

Белорусские традиции

Белорусы – восточноевропейский народ, предками которого были волыняне и древляне, дреговичи и кривичи. Испокон веков они жили в гармонии с природой – с бескрайними полями, тихими озёрами и древними пущами. Связь с природой и календарным циклом отражают белорусские традиции, некоторые из которых сохранились до наших дней, хотя и тесно переплелись с христианскими верованиями.

Традиции зимы

Самым значимым календарным праздником для белорусов были Коляды. В наше время Коляды – это гуляния в честь рождения Христа, но в древности это празднование было посвящено зимнему солнцестоянию. По одной из версий, само название праздника происходит от слова «Коло» — Солнце. Колядные святки отмечают с 6 по 19 января.

В городах в это время шумят ярмарки и гудят игры, а в домах хозяйки спешат навести порядок и чистоту. Закалывали свинью – для бедных семей зимние гуляния были редким поводом отведать мяса. Хозяева в этот период выплачивали зарплату рабочим, которым, в свою очередь, разрешалось высказать все накопленные обиды.

14 января отмечали Щедрец. В каждой деревне выбирали самую прекрасную девушку – Щодру. Большой и шумной толпой, во главе которой шла Щодра, люди проходили по деревне и распевали песни.

И, конечно, не обходились святки и без гаданий – незамужние девушки кидали через левое плечо сапожок. И с той стороны, на которую указывал носок сапожка, нужно было ожидать прихода жениха.

Колядные Цари – традиция в деревне Семежево, включённая в список культурного наследия ЮНЕСКО. История этого праздника началась в XVIII веке – тогда возле посёлка расположились царские войска, и солдаты ходили по домам, разыгрывая театральные сценки. Это так понравилось местным жителям, что они продолжили традицию, которая со временем превратилась в настоящее карнавальное действие.

Другой зимний праздник – Громницу – отмечали 15 февраля. На Громницу хозяин дома должен был сам сделать свечу, а затем освятить её в церкви. Дома же от свечи необходимо было слегка поджечь волосы всем членам семьи, после чего полагалось опалить шерсть домашней скотине. Считалось, что это служит оберегом от нечистой силы.

Традиции весны

Гуканне вясны – праздник призыва весны, который проводится в конце марта. В этот день жители деревень кличут весну и призывают аиста – главного символа празднества. Деревья украшают яркими лентами и «буськами» — птичьими фигурками, сделанными из теста. Эти фигурки должны были привлечь птиц. Много внимания уделяется музыке – молодёжь поёт, водит хороводы. Гуканне вясны – один самых радостных праздников, встречать который полагалось с лёгким сердцем.

К весенним праздникам можно отнести и Масленицу – традиционные проводы зимы у восточных славян. В Беларуси встречаются другие названия масленичной недели – Сырница, Масленка. Празднества сопровождались обильными яствами, народными гуляниями и, конечно, сжиганием чучела.

Традиции лета

Особый день в году – Купалье, который отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Это древний языческий праздник сближения с магическим миром: в озёрах распевают песни русалки, в реках купаются души умерших предков, а в лесу расцветает загадочный цветок папоротника, найти который смогут только смелые и отважные люди. Предки верили, что травы в Купалье обретают целебную силу, поэтому заготавливали их на целый год вперёд.

Спать в купальную ночь запрещалось – такое поведение считалось греховным. Разжигали огненные колёса, жгли большие костры. Существовало поверье, что если бросить в огонь одежду больного ребёнка, то малыш вскоре исцелится.

С размахом праздновали и Петров день, который отмечался 12 июля. Молодые девушки проводили обряд кумления – обменивались друг с другом украшениями, после чего целый год считались кумами.

Традиции осени

Осень – время тихое и грустное, поэтому осенние праздники проходили без шумных гуляний и разгульного веселья. Каждый год в одну из суббот осени отмечается праздник Осенние Деды (Дзяды) – день поминовения умерших родственников. В этот день в семьях накрывают стол и выставляют дополнительные тарелки – так призывают покойных присоединиться к застолью. Хотя повод для Осенних Дедов довольно грустный, праздник не принято проводить в печали – наоборот, нужно стремиться вспомнить радостные и счастливые моменты из жизни умерших близких.

За ужином хозяин дома должен был задуть свечу. Если дымок потянется к потолку – год будет счастливым, а коль потянется к двери – не избежать печальных событий.

Семейно-обрядовые традиции

В древности свадьба была одним из самых значимых событий в жизни человека, поэтому свадебные празднества всегда сопровождались обрядами и ритуалами. Были периоды, в которые играть свадьбы запрещалось – например, во время православных постов или же в начале января. Люди внимательно относились к приметам и суевериям, и если дорогу свату перебегала чёрная кошка, то свадьбу могли отменить.

В дом к невесте сваты приходили с подарками и угощениями. Если родители или невеста отказывали в свадьбе, то сваты могли унести угощение обратно. Бывало, обиженный сват разбивал о порог дома невесты бутылку, и это становилось для девушки почти проклятьем – считалось, что она не сможет найти себе жениха.

Сама свадьба длилась три дня. Перед свадьбой невесту было принято наряжать в чужом доме. Для этой цели подходил лишь дом, находившийся на одной стороне улицы с домом невесты. Его владельцы не должны были быть вдовцами, погорельцами или потерявшими детей.

Традиция, сохранившаяся до наших дней – выкуп невесты, после которого свадебный кортеж направлялся в церковь. После венчания молодожёны отправлялись навестить могилы предков, чтобы почтить их память. Медовый месяц продолжался с девятого по сороковой день после свадебного обряда.

Большое значение имеют именины и крестины – православное таинство крещения младенца. К этому дню подходили очень ответственно, заранее выбирая будущих крёстных родителей ребёнка. Обязательно накрывали праздничный стол, за которым собирали семью.

Традиции Беларуси, впитавшие в себя обряды и обычаи соседних народов, сохранили свой неповторимый колорит. Сегодня многие из забытых традиций возрождаются, и люди вновь обращаются к культуре далёких предков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *