Тренинг это метод обучения

Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.

ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве

В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.

Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.

Key words: active learning methods, training, student, goal.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала . Среди множества методов активного обучения выделим тренинг. Согласно распространенному определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других .

Тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.

Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов, домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений .

История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг «Динамика Разума» был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры .

Существует особая классификация методов работы на тренинге:

— кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

— деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

— ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);

— групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

— мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) .

Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:

— создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;

— развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;

— проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;

— меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;

— прочный научный фундамент .

Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии . Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:

-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;

— тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику .

Существует также миф относительно тренингов: опасность «подсесть» из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс . Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.

Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно . Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.

В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов. В эпоху информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента.

Молодость — особый возраст, когда, с одной стороны, планы просто колоссальные, а с другой стороны, — уже присутствует некоторое сомнение в том, что планы эти реализуемы в принципе . Чтобы исключить сомнения по поводу устройства будущей жизни и не потеряться в многочисленных возможностях после окончания обучения в ВУЗе необходимо начать строить свое завтра уже сегодня. Человек может сделать свое будущее таким, каким хочет его видеть.

Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.

Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:

  1. Что я могу успеть за ближайшие два-три года?
  2. Какая цель для меня наиболее важна?
  3. Как я буду двигаться к реализации этой цели?

Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется . Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.

Но этому не учат в школе и особо не учат в ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.

Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:

— в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;

— студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;

— тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.

Тренинг – эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В процессе тренинга создаются ситуации, в которых студент действует и переживает, находясь чаще в дискомфортных для себя условиях. Но если есть желание получить максимальный результат, то нужно будет пройти через этот дискомфорт. В заключении хотелось бы отметить, что тренинг — не панацея от всех бед, а только лишь стимул.

Литература:

1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;

2. Что такое тренинг. Интернет-ресурс http://spbgati.moeobrazovanie.ru/chto_takoe_trening.html — словарь абитуриента;

3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров» http://planetalider.ru/history/;

4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;

5. Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;

6. Тренинги для студентов. Интернет-ресурс тренинг – центра «Добро» http://tc-dobro.ru/training-for-students.

1.1.2. Тренинг как технология интерактивного обучения

Тренинг ассоциируется не со скучными лекциями, а с активными формами обучения: ролевыми играми, ситуационными задачами, бизнес-симуляциями, групповыми обсуждениями. Иными словами, формами обучения, требующими активного взаимодействия участников между собой и с тренером. В западной и российской литературе, посвященной технологиям проектирования и проведения тренингов, такой подход называется интерактивным.

Интерактивный подход в обучении часто понимается начинающими тренерами просто как использование так называемых активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (групповые дискуссии, игры и т. д.). Такое формальное понимание приводит к выхолащиванию самой сути интерактивного подхода, а также существенному снижению эффективности тренингов в целом и использования активных методов обучения в частности.

Основа концепции интерактивного подхода в обучении – акцент на потребности обучающихся: тренинг становится решением их задач. Он ориентирован на участника, а не на тренера. Это значит, что тренер сосредоточен на том, чему хочет научиться участник, какие навыки желает развить, а не на том, чему он сам хочет научить. Такой подход требует от тренера постоянного внимания к участникам, их ситуации и потребностям, постоянной рефлексии, направленной на то, чтобы увидеть происходящее глазами участников.

Важно отметить вторую принципиально важную, сущностную характеристику интерактивного подхода в обучении: вовлечение участника тренинга как партнера в процесс поиска решения его задач. Участник не может быть пассивным иждивенцем, которому тренер должен все предоставить. Интерактивный тренинг организован так, что участник ставит свои задачи и решает их с помощью ресурсов, предоставляемых тренером.

Малкольм Ноулз, один из известных американских экспертов по андрагогике, подчеркивает, что при интерактивном обучении тренеру важно создать ситуацию, когда ответственность лежит прежде всего на обучающихся и тренер не учит, а помогает им учиться самим.

Однако мы говорили выше, что основной смысл бизнес-тренинга – в решении задач развития бизнеса. Так на что должен ориентироваться тренер? На ожидания, задачи участников? Или на задачи, поставленные заказчиком? Как тренинг может одновременно решать и задачи участников, и задачи заказчика?

Выход состоит в том, чтобы участники воспринимали задачи развития компании как свои собственные. Поэтому активное вовлечение участников в тренинг, их мотивация к повышению профессионализма и улучшению личных навыков в целях развития компании, в которой они работают, становится важнейшей задачей тренера.

В связи с этим отметим опасное заблуждение тренеров. На тренингах для тренеров при обсуждении вопроса о том, в чем заключается работа участников, я часто прошу их схематично изобразить, как они понимают суть бизнес-тренинга. Кстати, вы тоже можете прямо сейчас нарисовать свой вариант.

Среди начинающих тренеров очень распространены вот такие рисунки:

Их авторы воспринимают участников как сосуды, которые нужно наполнить знаниями, навыками, представлениями, компетенциями и т. д. При таком подходе, независимо от используемых методов, количества и качества обратной связи, высок риск того, что участники станут пассивными иждивенцами, которые ждут, что тренер решит их проблемы. А если они изначально не мотивированы к обучению, развитию и решению задач компании, поставленных руководством, риск того, что они в лучшем случае только внешне вовлекутся в процесс, возрастает в геометрической прогрессии. И это произойдет потому, что сам тренер ставит их в такую ситуацию, зачастую не осознавая этого, просто следуя своим стереотипам!

Наконец, при интерактивном подходе принципиально важно, чтобы тренер реализовывал в своей деятельности собственные ценности и основанные на них цели и задачи. В противном случае высока вероятность выгорания тренера, утраты мотивации к постоянному саморазвитию, формирования отношения к своей деятельности просто как к способу зарабатывания денег.

Таким образом, интерактивный подход означает, что тренер обязан увязать решение задач бизнеса (заказчика), непосредственных клиентов (участников) и собственное видение, вытекающее из его личной миссии как профессионала.

Схема Боба Пайка представляет эффективный тренинг в виде «табуретки», устойчивость которой придает опора на три «ножки»: задачи заказчика, участников и тренера.

Таким образом, бизнес-тренинг – форма интерактивного обучения, направленная на развитие тех ценностей, установок, мотиваций и компетенций, которые позволяют сотрудникам эффективно решать бизнес-задачи, важные для развития компании.

Опираясь на концепцию интерактивного подхода к обучению и развитию взрослых, в рамках тренинга можно сформулировать набор основных требований к деятельности бизнес-тренера и, соответственно, к тем компетенциям, которыми он должен обладать. Итак, бизнес-тренер при разработке и проведении тренингов должен быть способен:

• совместно с заказчиком и с учетом ситуации участников сформулировать цель и задачи тренинга как инструмента решения бизнес-задач компании;

• спроектировать тренинг как инструмент решения поставленных целей и задач;

• обеспечить мотивацию к активному участию в тренинге, развитию деятельности и решению бизнес-задач компании-заказчика;

• обеспечить образовательный и развивающий эффект, ожидаемый от тренинга, посредством эффективного использования интерактивных методов и технологий обучения;

• применять необходимый набор навыков и способностей, позволяющих ему эффективно использовать интерактивные методы и технологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Методический тренинг «Творческий учитель-успешный учитель»

Методический тренинг

«Творческий учитель-успешный учитель»

(Участники объединяются в группы по геометрическим фигурам)

  1. Ознакомление присутствующих с темой тренинга.

Старая народная мудрость гласит: » Если планы твои рассчитаны на год- сей хлеб, если на десятилетия- посади дерево. Если твои планы рассчитаны на века – воспитывай детей».

Школа служит лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребёнка, помогает осознать и раскрыть ученикам их собственные возможности и потребности. Наши планы рассчитаны на века, и потому главное задание для нас – это воспитание детей. Мастерство учителя обеспечивают множество факторов, среди которых, пожалуй, очень важными являются – творческое мастерство и умение общаться. Сегодня занятие в нашей творческой мастерской мы проведём тесно общаясь между собой.

  1. Правила работы в группе

Доброжелательность

Активность

Говорить по существу

Слушать и слышать

Регламент

  1. Ожидание Пишут на сердечках

  2. Теоретическая часть

Успешность учителя профессионала базируется на трёх китах.

  • Уровень профессионализма, инициативы, творчества.

— Учитель должен в совершенстве знать свой предмет, и не только в объёме школьной программы.

— Методическая подготовка на высоком уровне, участие в работе методического объединения, работа в творческих группах, участие в конкурсах.

— Заинтересованность новинками психолого –педагогической науки.

— Знание передового педагогического опыта и умение применять новинки в своей работе.

  • Владение эффективными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса.

— Быть всесторонне развитым и высоконравственным человеком.

-Организаторские способности.

— Вооружение учащихся рациональными приёмами и способами образования и самообразования.

— Развитие способностей, интересов, склонностей учащихся.

— Иметь желание и способности передавать молодому поколению достижения предыдущих поколений, а не отбывать свои уроки лишь для зарплаты.

  • Обеспечение высокой результативности, качества собственного труда.

— Наличие победителей олимпиад, конкурсов.

— Результативность методической работы.

-Наличие публикаций в прессе.

-Качество выполнения общественно-педагогических поручений.

Самое главное достоинство и успех педагога – в его умении воспитывать детей своим поведением, своим внешним видом, быть самому увлечённым, творческим и увлекать за собой других.

  1. Упражнения.

А сейчас предлагаю вам прочитать текст, где написано о Вашей геометрической фигуре. Вы узнаете себя?

«Квадрат»

Человек, который выбрал квадрат, очень трудолюбивый. Начатое дело всегда доводит до конца. «Квадрат»’ — специалист высокого класса. В любом деле старается доходить до самой сути, стремиться к знаниям, занимается самообразованием. Квадрат выбирают те люди, которые мыслят правым полушарием. Любят чистоту, порядок и спокойную жизнь. Теряются перед внезапными жизненными трудностями. Окружающие люди их уважают, доверяют им.

Недостатки: за малым не могут разглядеть большего. Не умеют выражать свои чувства, необщительные, поэтому чаще всего в жизни они одиноки.

«Круг»

Кто выбрал круг, ему повезло больше всех, потому что никто как он не пользуется в жизни уважением окружающих. Это чуткий и умный человек. Мыслит правым полушарием. Очень добрый. Считается с мнением других, умеет спокойно выслушать любого. У »Круга» сильно развита интуиция, он чувствует природу души другого человека, поэтому он может стать хорошим психологом. Рядом с таким человеком всем хорошо. Он привык отдавать, не требуя ничего взамен.

«Прямоугольник»

Прямоугольник выбирает человек с низкой самооценкой. По его мнению, все люди хорошие, и только он плохой. Он | всю жизнь старается доказать окружающим, что он не хуже других. Он наивен и доверчив, поэтому очень часто им пользуются нечистоплотные люди, совершая свои грязны дела. «Прямоугольникам» надо много работать над собой. Им следует выработать твёрдость духа и характер.

«Зигзаг»

Человек, который выбрал зигзаг, мыслит правым полушарием. Чаще всего он левша. У него сильно развита интуиция. В жизни он непостоянный, всё время что-то меняет, при этом не даёт покоя окружающим.

Недостатки: никогда не доводит до конца начатое дело, не умеет держать себя в руках.

«Треугольник»

Человек, который выбрал треугольник, активный, общительный. У Него много друзей, много сил и энергии. Он всегда старается быть впереди всех. ‘Треугольники», как и «квадраты», думают левым полушарием. Любое дело стараются выполнить быстро, поэтому не любят медлительных. Болезненно воспринимают замечания, завистливы, всё время глядят в «чужой двор», что там делается.

Недостатки: вся деятельность направлена на карьерный рост; со всеми конфликтует. Обладает твёрдым; характером, при этом совершенно не умеет жалеть. На пути к карьере никого не щадит. «Треугольников» окружающие боятся, уважают, но не любят. Поэтому «Треугольникам» нужно изменить себя, и чем раньше, тем лучше.

ЗАДАНИЕ 2

Учитесь чувствовать к себе признательность за все, что бы вы делали. Поднимите правую руку и погладьте себя по голове хотя бы за то, что вы согласились поучаствовать в тренинге: «Какой я молодец!»

ЗАДАНИЕ 3

Каждому участнику нужно передать мысль, изложенную в предложении, но другими словами(не одно слово из предложенного не должно повторяться).

1. Нынешняя зима была очень холодной.

2. Я прочитал интересную книгу.

3. В парке бегает собака.

4. Теплоход ушел далеко в море.

1. Нынешнее лето будет теплым.

2. Я посмотрел замечательный фильм.

3. На лугу летает бабочка.

4. Поезд приближается к станции.

— Этот приём используется для развития связной монологической речи, лексико-грамматического строя речи, умения передать информацию своими словами, умение оперировать словами, коррекции мыслительных процессов (установление причинно — следственных связей, наглядно — образного мышления, выделение существенных признаков) и творческих способностей.

ЗАДАНИЕ 4

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: «Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток». Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого». В ходе обсуждения проделанной работы можно группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?

ЗАДАНИЕ 6

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

Инструкция. «Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали.

При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

ЗАДАНИЕ 7

«Телеграмма ученику»

Задание участникам:

У каждого из вас в жизни был, а, может быть, и есть такой ученик, с именем которого у вас связаны не самые лучшие воспоминания.

Прошли годы. Вы решили отправить своему бывшему ученику телеграмму.

Каким будет её текст? Можете ли вы представить себе этого ученика?

Участники группы оформляют телеграмму ученику. Форма телеграммы, её содержание произвольно.

Вопрос: Трудно ли было вам выполнять это задание? Почему?

  1. Создание модели успешного учителя.

Учитель — это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Предлагаю вам назвать качества успешного учителя и то , что может помешать учителю стать успешным.

уравновешенность

недоверие

Доброта и доброжелательность

Вредные привычки

честность

пассивность

справедливость

безответственность

толерантность

грубость

оптимизм

Сведение счётов

Педагогический такт

вспыльчивость

Творчество…

Мстительность…

  1. Итог тренинга.

Оправдались ли ваши ожидания? Нарисовать на цветочке образ своего настроения.

Притча

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

— Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал:

— Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Методический тренинг «Творческий учитель- успешный учитель»

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Завет-Ленинская школа»

Нижеголенко Ольга Николаевна

с. Завет-Ленинский, 2015

Тренинг как технология активного обучения

В статье рассматриваются тренинг в качестве технологии активного обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: традиционное обучение, тренинг, иноязычная коммуникация, общение.

Проблема качества образования является национальным приоритетом в российских вузах, так как именно качественное образование способствует формированию у будущих специалистов систематического мышления, производственную, правовую, информационную, коммуникативную, экологическую культуры, предпринимательскую и творческую активность, умение анализировать, проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия.

В настоящее время процесс обучения иностранным языкам в неязыковом требует поиска, разработки и использования эффективных технологий, направленных на повышение качества иноязычной подготовки будущих специалистов. Особый интерес сотрудников кафедры иностранных языков Института неразрушающего контроля вызывает интерактивное обучение, организация которого предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, выработки совместного решения на основании анализа соответствующей ситуации. Интерактивное обучение, в данном случае английскому языку, эффективно способствует развитию навыков и умений иноязычной коммуникации, созданию атмосферы содружества, взаимодействия на занятиях. Рассмотрим далее педагогические технологии и методы, позволяющие продуктивно реализовать интерактивное обучение.

Опыт работы в группах студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», «Приборостроение» (бакалавр) показывает, что одной из эффективных является технология тренинга, способствующая развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков .

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX века. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления .

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие коммуникативных умений, а для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации .

В методике обучения тренинг можно рассматривать как запланированный процесс модификации знания, навыков и умений обучающегося, метод активного обучения, целью которого является развитие социальных установок, умений и навыков. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ и, по своей сути, является формой передачи информации и усвоения знаний. В то время как тренинг, прежде всего, ориентирован на постановку вопросов и поиск ответов.

В отличие от традиционных, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т. д. Так же, как и любое учебное занятие, тренинг в процессе обучения иностранному языку имеет определенную цель: информирование и приобретения участниками тренинга новых навыков и умений иноязычной коммуникации; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

— тренинговая группа;

— тренинговый круг;

— правила группы;

— атмосфера взаимодействия и общения;

— интерактивные методы обучения;

— структура тренингового занятия;

— оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, навыков анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как результата самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем. Различают такие виды упражнений тренинга: организационные; мотивационные; коммуникативные; креативные, развития когнитивных процессов; рефлексивные .

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения. Например, в коммуникативные тренинги, которые проводятся в группах студентов Института неразрушающего контроля (Томский политехнический университет), включаются следующие задания: сравнить стереотипы поведения россиян с англо-американскими стереотипами поведения; обсудить пословицы и поговорки англоязычных народов, связанные с будущей специальностью обучаемых, а также задания, направленные на развитие умений иноязычной коммуникации в области межличностного и межкультурного взаимодействия в различных социальных средах (написание личных писем однокурсникам о проблемах, хобби, составление правил учебной деятельности и поведения, обязательных для студентов группы и преподавателя) и другие.

Следует отметить, что учебный языковой материал при подготовке заданий тренингов коррелирует с освоением языкового материала базового учебно-методического комплекса, рекомендованных в качестве источников освоения дисциплины, а также соответствуют Рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Системное и последовательное выполнение заданий тренинга в течение академического года обеспечивает развитие лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной составляющих иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература:

Тренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей. Если вам интересен онлайн-формат, прочтите статью про организацию вебинара. В онлайн-тренингах все устроено примерно так же, а основная разница связана с большим объемом предлагаемого материала.

Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.

Далее мы будем говорить о том, как организовать свой первый тренинг. Составим инструкцию, которая может пригодиться при подготовке к выступлению. Она не будет включать в себя организационные моменты, связанные с продажей билетов, взаимодействием с организаторами конференции и прочими второстепенными вещами – вы взрослые люди и сможете самостоятельно обо всем договориться. Сэкономленное время мы уделим нюансам, которые не видны с первого взгляда.

Рассмотрите возможность отказаться

В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.

Юмористический ролик про правду на липовых тренингах.

Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:

  • У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях. На тренинге этот опыт будет конкурировать с новыми знаниями, и из-за этого у многих участников будет низкая мотивация к обучению и приобретению дополнительных навыков. Часто такие люди посещают десятки мероприятий, знают всю необходимую теорию, ничего не делают для результата и всегда требуют от вас повышенного внимания. В итоге вы потратите силы и время, а вашими советами никто не воспользуется.
  • Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
  • У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т.д.
  • Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.

Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.

Определите направление тренинга

Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.

Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.

А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля.

Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.

Напишите программу тренинга

Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:

  • Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
  • Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
  • Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
  • Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.

Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:

  • 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
  • 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
  • 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.

Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.

Подкорректируйте составленную программу тренинга

Когда вы заполните все блоки, вы столкнетесь со множеством ограничений. Например, даже в арендованном кафе вам могут запретить демонстрировать приемы самообороны или у вас не получится найти хорошо подготовленных людей, которые смогут сделать качественную подготовку и без вреда для здоровья напасть на участников тренинга. В этом случае программу придется переписывать и адаптировать ее под те ресурсы, которые есть в наличии. Здесь важно подключить творческое мышление, чтобы не превратить интересную задумку в пресный урок.

Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах

Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу. На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных.

Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.

Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!

Ключевые слова:1LLL

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *