Тренинг на эмоциональное выгорание

Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Актуальность.В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального “выгорания” могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми.

Следовательно, профессиональное “выгорание” — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.

Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности, как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
  • Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
  • Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.
  • Тренинг проводится в течение 3-4 часов в довольно просторном помещении.

Тренинг состоит их трех частей:

  • Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
  • Вторая (основная) — это диагностический компонент и освоение навыков эмоциональнойсаморегуляции.
  • Третья (заключительная) направлена на формирование навыков позитивногосамовосприятия и рефлексии.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

  • Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение
  • Наличие стульев по числу участников

Материалы и оборудование:

  • Бумага А4 белая
  • Ручки, цветные карандаши
  • Пособие в виде отдельных листочков
  • Буклет каждому участнику тренинга
  • Интерактивная доска, проектор, компьютер
  • Презентация опорная к тренингу, презентация “Дельфинотерапия”

I часть

Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятие.

1. Введение. Актуальность проблемы (Презентация1.ppt, слайд №1-2)

2. Упражнение “Снежный ком”.

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

3. Упражнение “Самоанализ”(раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.

4. Упражнение “Пустое место” (слайд №4)

Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит — “пустое место”. Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место.Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

5. Упражнение “Карусель”(слайд №5)

Цель: Показать факторы, помогающие и затрудняющие вступление в контакт.

Инструкция: Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши образуют внешний круг и стоят на месте, яблоки — внутренний круг они делают шаг вперед. Образует два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По хлопку вы начинаете со стоящими напротив обсуждение заявленной темы, и снова по хлопку начинаете двигаться в противоположном направлении к другому партнеру. И вновь начинаете устанавливать контакт.

Темы обсуждения могут быть разными, например:

— Где я родился…….

— Как я, или мои родители стали жителями нашего города …..

Обсуждение:

— С кем было легче устанавливать контакт и почему?

— С кем было труднее всего устанавливать контакт и почему?

— Каковы полученные впечатления?

6. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”(слайд №6)

Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

— Часто чувствует усталость.

— У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

Обсуждение:Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленна на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.

II часть

1. Упражнение: “Ожидания”

Цель: Выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

— Каждый из Вас чего-то ожидает от нового дела.

— Что же вы ждете от этого тренинга?Запишите свои ожидания в правой колонке листа.

— А теперь давайте зачитаем, что же вы ожидаете от тренинга.

То, что вы записали, безусловно, может измениться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое так же будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

2. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

— Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
  • невозможность влиять на принятие важных решений
  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
  • отсутствие каких – либо интересов вне работы
  • переживание несправедливости
  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональноеистощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

3. Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “выгорания”

Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”(слайд № 8, 9,10)

Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье. (Приложение №1)

— Теперь остановитесь и проведите проверку своего состояния. Прочитайте еще раз те симптомы, которые вы нашли у себя (распечатка листов для каждого участника с симптомами “выгорания”)

— Нахмурены ли вы, читая эти строки?

— Чувствуете ли вы напряжение в глазах?

— Как вы сидите сейчас на стуле, расслабившись или сгорбившись?

— Напряжены ли мышцы вашего лица?

Если ваше тело неподатливо и не расслабленно, то вы в этот самый момент вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость.

— Что делать?

Ведь эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость.

“Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов”.

4. Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием (слайд №11).

Упражнение “Улыбка”(cлайд №12)

Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом навашем лице обязательно, но должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

Упражнение “Мышечная энергия”(слайд №13)

Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

Инструкция: Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисти руки? А дальше идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука напрягается. Проверьте.

Постарайтесь убрать лишнее напряжение. Держите палец напряжённым, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец- напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного…. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Упражнение “Маска гнева”

Алгоритм релаксации мышц может быть следующим.(слайд № 14)

Инструкция: Сидя или стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.

Упражнение “Отдых”

Инструкция: Стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширине плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Мобилизующие силы”

Инструкция: Стоя или сидя. Выдохнуть из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох- такой же продолжительный как вдох.Затем постепенно увеличиваем фазу вдоха. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, а в скобках заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха. (слайд № 15)

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки (слайд № 16)

Упражнение “Похвалилки”

Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять:

“В моей жизни случается только хорошее” (слайд № 17)

Упражнение “Дельфинотерапия” Презентация2.ppt.

III часть

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.

Упражнение: “Телеграмма”

Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух (слайд № 18).

Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).

Если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

— Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

Анкетирование “Обратная связь” Приложение №2

И в подарок каждый участник тренинга получает буклет “Психотехнические приемы саморегуляции” Приложение №3

Список литературы:

Факторы эмоционального выгорания педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является стороннее развитие личности ребенка. Главным фактором развития ребенка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества. Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональных срывов, нервно–психических заболеваний. В связи с этим в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности.

В последнее время в обществе интенсивно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания».

Актуальность работы. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения и воспитания, особую актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений «педагог-ученик».

Цель работы — исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов.

Объектом работы — является синдром эмоционального выгорания у педагогов.

Предмет работы – организационные факторы в профессии педагога и личностные качества педагогов.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Профессиональная деятельность педагога как один из наиболее напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, вследствие чего её можно отнести к разряду тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию феномена профессионального выгорания.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Как профессиональная группа, учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для педагогов, проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».

М.В. Борисова, Н.С. Пряжников и др. указывают, что психическая напряженность педагогического труда обусловливается самой его спецификой, а именно: особенностями трех основных структурных компонентов: педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя .

Среди особенностей педагогической деятельности, влияющих на повышенный уровень нервно-психического напряжения, называются: высокая социальная ответственность за результаты своих действий; информационные перегрузки мозга в сочетании с дефицитом времени на усвоение и переработку непрерывно поступающих сведений; неопределенность возникающих педагогических ситуаций; необходимость быстрого принятия решений и их реализации при дефиците информации о случившемся; повседневная рутина, выражающаяся в стандартности, повторяемости элементов, высокой технологичности труда учителя; социальная оценка – необходимость являться объектом наблюдения и оценивания как со стороны учащихся, так и со стороны администрации, а также представителей вышестоящих инстанций; организационные проблемы, включающие в себя такие недостатки в организации деятельности педагога, как несоответствующий научной организации труда режим трудовой деятельности, чрезмерная перегруженность учителей; отсроченность и относительность результатов деятельности.

К стрессогенным особенностям педагогического общения относятся:

  • психологический климат;
  • необходимость осуществления частых и продолжительных контактов с людьми (так называемый фактор «пресыщения общением»);
  • взаимодействие с различными социальными группами (учащиеся, их родители, коллеги, представители администрации);
  • специфика «объекта» труда, проявляющаяся в его собственной активности, ситуации общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождаются высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью.

Эмоциональное выгорание педагогов обусловливается, прежде всего, индивидуально-личностными особенностями.

Это, во-первых, наличие рассогласования в ценностно-мотивационной сфере учителя, в частности, невозможность реализации в профессиональной деятельности жизненных смыслообразуюших ценностей и значимых свойств личности, типов поведения и предпочтительного образа действий; во-вторых, высокий уровень нейротизма – эмоциональной неустойчивости личности как психодинамической характеристики. Эти особенности являются системными детерминантами возникновения и развития эмоционального выгорания педагогов, среди них: неумение контролировать эмоциональное состояние; неразвитость навыков моделирования значимых для достижения цели условий; программирования своих действий; недостаточная гибкость саморегуляции.

С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки, неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, и поведенческие срывы. Эти клинико-психологические проявления лежат в основе психологического феномена «выгорания» в виде эмоциональной и интеллектуальной истощенности, редуцированной работоспособности и депрессивных переживаний это, по мнению педагогов, обусловливает стрессогенный характер профессиональной деятельности и влияет на физическое и психическое здоровье. Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Эмоциональные нагрузки в педагогической деятельности возникают не время от времени, а постоянно, при определении меры поощрения и наказания, решении конфликтных ситуаций, выборе методов и приемов обучения, воспитания и т.д. Каждодневная работа педагога сопровождается большой нервно-психической нагрузкой, так как время ставит перед ним новые трудноразрешимые задачи без достаточного времени на обдумывание или расчет наиболее удачного решения. У каждого педагога возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремиться избежать.

Таким образом, постоянная психическая напряженность педагогов во многом обусловлена особенностями самой профессиональной деятельностью.

1.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания педагогов

Среди множества профессий труд педагога рассматривается как один из наиболее напряжённых в психологическом отношении видов социальной деятельности, спецификой которой является насыщенность различного рода стрессогенными факторами, способствующими появлению синдрома профессионального выгорания.

Фактор – это параметр внешних условий либо особенностей объекта, влияющий на изменение зависимой переменной . Профессиональному выгоранию педагога способствует ряд личностных факторов. Выделяют среди причинно–обуславливающих факторов синдрома «психического выгорания» три основные группы.

  • Первая группа – личностные факторы (характерологические особенности, личностные черты, самооценка, стиль сопротивления трудностям, пол, возраст, образование, семейное положение и др.).
  • Вторая группа – организационные факторы (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и. т. д.).
  • Третья группа связана со специфическими особенностями выполняемой работы, в частности в педагогической деятельности: низкий престиж профессии, массовость, высокий уровень ответственности, феминизация профессиональной среды, напряженность психологического климата в коллективе, неукоснительное соблюдение профессионального эталона и следование высоким этическим принципам и др.

В.В. Бойко, В.Е. Орел этиологию синдрома психического выгорания представляет двумя группами факторов.

Первая группа это внешние (организационные) факторы.

К данной группе относятся условия работы (рабочие перегрузки, продолжительность рабочего дня, дефицит времени), содержание труда (число клиентов, острота их проблем, глубина контакта с клиентом, обратная связь), социально-психологические (взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда) .

Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально психологические условия деятельности.

Условия работы. Практические исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так, в профессии педагога большое количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам в настоящее время чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является травмирующей для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей выгорание.

Вторую группу составляют внутренние (индивидуальные) факторы.

Среди этой группы выделяются социально-демографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы), личностные особенности (выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм (тревожность) экстраверсия).

Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж.

Личностные особенности. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания .

Исходя из теоретического анализа, психотравмирующие факторы, влияющие на возникновение и развитие у педагогов психического выгорания, можно разделить на две группы:
объективные, порождаемые условиями самой работы.

К ним относятся: взаимоотношения педагога с участниками образовательного процесса и организация деятельности педагога; субъективные – особенности личности учителя, куда входят: особенности ценностно-мотивационной сферы педагога, эмоциональные характеристики личности — биогенные, которые провоцируют чрезмерную чувствительность к определенным и, в значительной степени, естественным трудностям деятельности, и социогенные – умения и навыки использования субъектом приемов и способов саморегуляции эмоциональных состояний, в первую очередь, неблагоприятных .

Особую категорию составляют педагоги, работающие в системе специального образования.

Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предполагает повышенные требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям педагога-дефектолога. В отличие от профессиональной деятельности учителей общеобразовательных школ сферами профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе специального образования, являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, коррекционно-развивающая образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и управление образованием, участие в психологической и психотерапевтической помощи. У педагогов-дефектологов проблем в общении с учениками больше, чем у учителей массовых образовательных учреждений. Деятельность учителей-дефектологов отличают большие психоэнергетические затраты, обусловленные наличием комплекса профессиогенных факторов стресса, связанных с условиями труда и состоянием материально-технической; качественной спецификой детских коллективов; необходимостью напряжённого контроля за доступностью подачи учебного материала с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей каждого ребёнка; постоянной тревогой за уровень усвоения и подачи информации; повышенной степенью ответственности за детей с ограниченными возможностями здоровья; сложностью и непредвиденностью, возникающих педагогических ситуаций; осознанием социальной незащищенностью самих педагогов
.

Как правило, образовательная среда отличается высокой эмоциональной загруженностью, вызываемой наличием большого числа стрессогенных факторов, что не может не сказаться на состоянии психологического здоровья педагогов.

Несмотря на перечисленные стрессогенные факторы, основным является сложный контингент учащихся. Именно в связи с влиянием данного фактора чаще всего возникают симптомы эмоционального выгорания и другие нарушения психологического здоровья педагогов.

С увеличением стажа работы (но не возраста) в образовательных учреждениях у учителей-дефектологов нейтральный эмоциональный фон, доминирующий в настроении их в первые годы работы замещается страхом или печалью. Параллельно отмечается увеличение уровня тревоги и эмоциональности. Следовательно, общение в течение ряда лет со специфическим контингентом детей не просто накладывает определенный отпечаток на взрослых, работающих со сложным контингентом учащихся, а приводит к значительной деформации их эмоциональной сферы, невозможность получить эквивалентный затраченному труду результат у учащихся. У значительной части учителей-дефектологов с ростом стажа работы в школах проявляются чувство беспокойства, неуверенность в себе, нерешительность, тревожность и впечатлительность, стеснительность. Эти показатели достаточно подтверждают эмоциональное неблагополучие, которое сложилось в психической сфере многих педагогов. Недовольство собой усиливается в случае, если педагог не может сохранить спокойствие и проявляет отрицательные эмоции, либо испытывает подавленное настроение и состояние тревоги, либо переживает чувство неуверенности в своих действиях .

Наличие эмоциональных и коммуникативных перегрузок в процессе решения профессиональных педагогических задач оказывают существенное влияние на нарушение психологического здоровья педагогов.Также среди факторов, снижающих уровень удовлетворенности работой и профессией, и являющихся риском возникновения и развития синдрома выгорания, называется низкая социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).

В результате воздействия стрессовых профессиональных факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций, что влечет за собой разного рода негативные последствия для его самочувствия и здоровья, в том числе развитие синдрома профессионального выгорания. Специфика контингента учащихся может рассматриваться как один из внешних факторов, деструктивно влияющих на личность педагогов и приводящих к возникновению эмоционального выгорания.

Таким образом профессия педагога связана со значительным риском профессионального выгорания, что определяется достаточно большим количеством факторов, специфических для их деятельности.

1.2. Особенности личности и профессиональной компетенции педагогов

В основе педагогической профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Непричинение вреда, зла — первейшая обязанность каждого педагога; это то состояние души, когда нравственность, милосердие становятся внутренней сущностью личности.

Наряду с соблюдением этических норм и высоким профессионализмом педагог должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность — необходимое профессиональное качество педагога. Важно, чтобы педагог владел собственными эмоциями, умел сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость — составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание учителя к своим воспитанникам. Существенным является проявление уважения к ребенку. Учитель должен уметь адекватно строить взаимоотношения с учащимися, добиваясь при этом решения профессиональных задач .

Образовательная деятельность требует не только глубокого познания своей специальности, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с людьми. Кроме изучения той области, в которой он работает, педагогу постоянно необходимо заниматься повышением своего культурного и профессионального уровня, совершенствованием своей личности.

Наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, педагогу нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало «эмоционального топлива» уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с детьми, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств учащихся. Чаще всего педагог не решается высказывать детям подобные «неподходящие» переживания, руководствуясь формулой «не вреди» и своими представлениями о вреде и пользе. В других случаях педагог не хочет разрушать установившиеся добрые отношения, испортить впечатление детей о себе и школе в целом.

Иногда учитель скрывает «неприемлемые чувства» не только от детей, но и от себя. Тем не менее, как бы неуместны эти переживания ни были, они существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «сгорания». Позитивное восприятие этих симптомов — первый шаг на пути к пониманию себя и решению проблем, возникающих при общении с детьми.

Другой шаг — предоставление детям обратной связи о своих впечатлениях. Необходимость в этом шаге и его уместность зависит от многих обстоятельств. В некоторых случаях искренняя и правильно выраженная обратная связь полезнее, чем «пластиковые чувства». Чем глубже и длительнее контакт с детьми, тем больший эффект и большую необходимость имеет открытое выражение чувств и для учителя, и для детей. Трудоспособность специалиста во многом зависит от понимания (осознания) им спектра своих желаний, потребностей и ожиданий, связанных с работой. Каждому педагогу необходимо стать своим собственным психологом, научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в свою повседневную жизнь. Парадокс состоит в том, что способность педагогических работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами либо часть наших проблем, либо часть их решений.

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

2.1. Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая деятельность по профессиональному выгоранию педагогов может осуществляться по трём направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.

Информирование. Учителей необходимо информировать о риске, причинах и признаках выгорания; о способах саморегуляции. И эта информация не должна быть одноразовой. Регулярно в школе должны проводиться мероприятия, направленные на минимизацию риска профессионального выгорания.

Эмоциональная поддержка. Общение, хотя бы раз в неделю, в спокойной обстановке, с чаепитием, обменом впечатлениями и мнениями, с аутотренингами, профилактической гимнастикой. Мимолётные встречи на переменах, рабочие собрания и методсоветы не дают ощущения поддержки и участия коллектива.

Повышение значимости педагогической профессии. Для удовлетворения социально-психологических потребностей в признании, самоутверждении необходимо (при поддержке администрации и коллег): обобщение и распространение опыта работы педагога, участие в конкурсах («Учитель года», например), в научно-исследовательских конференциях, семинарах, в районных и городских мероприятиях, хорошие взаимоотношения в коллективе, справедливая организация работы (распределение нагрузки) .

Также важна чёткая, справедливая система поощрения — премирование, вынесение благодарности, публикации в педагогической прессе. Направление на курсы повышения квалификации также могут послужить свидетельством признания педагога как творческой личности, открытой новым знаниям.

И, как уже говорилось выше, нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни». Очень важно овладеть навыками саморегуляции. Уметь отвлекаться и расслабляться — общение с природой, хобби, кружки и клубы по интересам, освоение новыми умениями и знаниями. Если учитель устал в школе, к отдыху «пришел и упал без сил» нужно прибегать в крайних случаях. Лучше, как ни странно, сменить аудиторию — сходить в кино или театр, встретиться или поболтать «ни о чём» со старыми друзьями. Учиться отдавать себе самоприказы, чтобы сдержать эмоции, когда это необходимо. Самоприказы должны быть с позитивной направленностью (без частицы «не»). Например — «Разговаривать спокойно!», «Объясни подробнее!», «Улыбнись!». Уметь похвалить себя, отметить успехи: «А вот здесь я молодец!», «Здорово получилось!».

Если присутствует чувство юмора, можно негативную мысль довести до абсурда, сделать её смешной. Тогда по аналогии другая негативная мысль просто не приживётся в голове.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального «выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

Эмоциональное «выгорание» – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.

Рассматривая вопрос о педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что синдром эмоционального выгорания непосредственно связан не только с личностными качествами педагога, но и с его профессиональной деятельностью.

Рассматривая проблему условий труда педагога, видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.

Также эмоциональное «выгорание» инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении .

Но, обязательно, педагог, призванный не только учить, но и помогать своим ученикам, заботиться, воспитывать, отвечать за людей, должен заботиться и о себе. И уметь вовремя заметить первые признаки выгорания. Обратиться за помощью, научиться справляться со стрессами, сменить «минус на плюс». Ведь учитель, особенно на современном этапе, должен быть и психологом. И если он может найти подход к огромному количеству своих учеников, то должен уметь прислушаться и помочь себе.

ЛИТЕРАТУРА

Буклет «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»

8. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

9. Перестаньте жить за других — их жизнью. Живите своей жизнью.

10. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

11. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества».

12.У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.

13. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.

14. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

15. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

16. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

17. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.

18. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».

19. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

20. Научитесь жить с юмором.

Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.

Памятка

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущийк истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Педагог-психолог: О.В. Подсекина

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Стадии профессионального выгорания

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

возникают недоразумения с коллегами;

появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

безразличие ко всему.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

Во-первых:

хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

Тренинг «Эмоциональное выгорание педагога»

  • Кузнецова Алена Анатольевна

  • 1 квалификационная категория

  • Г.Краснослободск, Среднеахтубинский район, Волгоградская область.

  • МОУ СОШ №4 г.Краснослободска

  • психология

  • Мероприятие

  • Педагоги

  • 50 минут;

Пояснительная записка

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоровье и способность к адаптации. Общество ожидает от учителя умения: корректировать различные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение детей и подростков и др.), вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, удовлетворять потребности детей с особенностями развития и содействовать моральному и этическому их развитию.

От здоровья педагога во многом зависит и здоровье ученика. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к педагогическим кризам, истощению и выгоранию самого педагога. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан, Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко, Г.Гринберг).

Профессия педагога относится к классу профессий типа «субъект- субъект», которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Профилактика этой проблемы педагога может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста. Именно поэтому вашему вниманию представлена разработка занятия с элементами тренинга для педагогов. Данная разработка была мною апробирована на районном методическом объединении педагогов-психологов района, среди учителей общеобразовательного учреждения.

Ожидаемые результаты: умение педагогов владеть приемами и способами саморегуляции и восстановления себя; снижение «эмоционального выгорания» у педагогов; повышение уровня эмоциональной культуры педагога.

План проведения:

Проведение тренинга включало в себя следующие этапы:

— организация обучения (готовность к работе);

— информирование специалистов о причинах, симптомах и последствиях эмоционального выгорания (знания);

— диагностика (в т.ч. самодиагностика);

— ознакомление с критериями эмоционального благополучия и психологического здоровья, основными акмеологическими целями (осмысление конечной цели обучения);

— обучение методам активизации личностных ресурсных состояний и снятия стресса (обучение для достижения цели), в т.ч. формирование навыков:

  • эффективного взаимодействия с коллегами, руководителями;

  • конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  • развития креативности;

  • психологической саморегуляции.

Тренинг: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый ис­точник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.

С.Смайлс.

Цель тренинга:

— Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

— Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

— Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: ветки дерева, разноцветные листья из цветной бумага, атласные ленты, старинная прялка, бумага, ручки, макет рыбы, рыбки, аквариум

Ход тренинга:

1. Информация

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.

Иногда синдром эмоционального выгорания называют «синдром менеджера», в Японии «синдром Кароши», по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. Впрочем как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс.. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.

В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

2. Разминка

Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания психологов района.

1. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Укрась дерево»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Тех, кто выбрал красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в наших руках!

2. УПРАЖНЕНИЕ «Ранжировнаие». (Обсуждение только по желанию)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам проранжировать следующие понятия»

  • деньги,

  • семья,

  • дети,

  • я,

  • работа.

Вам необходимо поставить цифры «1»-напротив самого важного для вас понятия, «2»- -напротив менее важного для вас в жизни и т.д.

Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его «Я». Если «Я» находится на 4-5 местах- это может способствовать эмоциональному выгоранию.

3. УПРАЖНЕНИЕ «Я – дома, я – на работе».

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

— похожие черты,

— противоположные черты

— одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

— отсутствие общих черт

— какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

— каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия…

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

4. УПРАЖНЕНИЕ «Колесо удачи»

Перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку (крутить колесо). Будьте на работе легкими, веселыми, уверенными в себе, как эти летящие ленточки!!!!

3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ

«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.

Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Исследования психологов Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих воспитателей работать в две смены, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.

5. УПРАЖНЕНИЕ «Назови себя»

Цель: Создать атмосферу положительных эмоций и позитивно сказывается на настроении человека.

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Алена Активная). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Пример: Алена активная……

6 . УПРАЖНЕНИЕ «Графическая методика «Не дай человеку упасть »

Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.

Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.

Интерпретация

  • Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.

  • Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой. Испытуемый не любитель активных действий.

  • Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.

  • Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.

  • Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.

  • Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.

  • Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.

7. УПРАЖНЕНИЕ «Паутина»

«Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и рассказать, что вы себе желаете на сегодняшний день» ведущий начинает игру. Он берет клубок нити в руки и, назвав имя и пожелав себе что-то, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив: » Если хотите, то можете назвать свое имя и пожелать себе что-нибудь. Если вы ничего не хотите желать себе, то можете просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Очень часто мы попадаем в «сети-негатива, который присутствует у нас на работе» и умение так же легко из этих сетей находить выход-это залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.

8. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Цель: в результате работы Вы

  • Познакомитесь с синдромом «профессионального выгорания»
  • Сможете выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других.
  • Освоите методы профилактики синдрома эмоционального выгорания.
  • Освоите методы и приемы помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.
  • Узнаете, что делать, когда выгорание уже развивается.

Блок 1. Представление о профессиональном выгорании

Что такое синдром профессионального выгорания. Начнем с традиционных определений. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: «Запах горящей психологической проводки».

В соответствии с научной позицией, мы рассмотрим профессиональное выгорание целостно — это глубокая профессиональная деформация личности.

Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни».

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Предлагаю заполнить вам анкету (приложение 1).

Блок 2. Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х.Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция (К.Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором «шеф» не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

В первую очередь, это следующие индивидуально-личностные особенности:

  • хорошее здоровье;
  • сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, выгорания избегают люди,

  • имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способные конструктивно меняться в напряженных условиях
  • отличающиеся высокой подвижностью;
  • открытостью;
  • общительностью;
  • самостоятельностью;
  • стремлением опираться на собственные силы.

В-третьих, важной отличительной чертой этих людей являются:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Блок 3. Профилактика и помощь при выгорании. Что делать, если вы заметили признаки выгорания?

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, — он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Существуют мифы тех, кто уже сгорел

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе. Чаще всего эмоционально сгорают люди, испытывающие четыре распространенных мифа

Проверьте: не ваша ли это позиция? (Приложение 4)

Приемы антистрессовой защиты приводятся в Приложении 2

Методы саморегуляции эмоциональной сферы приводятся в Приложении 3

На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *