Тренинг по конфликтам

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов».

План

1. Введение.

2. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций.

4. Способы профилактики и решения конфликтов.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

В каждой сфере деятельности человека осуществляется решение разного рода задач. В случае разрешения их на работе, отдыхе или в быту зачастую возникают разнообразные по своей силе, проявлению и сложности конфликты.

Конфликты являют собой важную значимость в жизнедеятельности человека, потому как последствия их зачастую очень ощутимы еще долгие годы. Они поедают жизненную энергию человека, или же группы людей, на протяжении многих дней, недель, месяцев, даже лет.

Человеческие мысли о конфликте, как правило, связывают его с враждебностью, агрессией, спорами, войной, угрозами. В итоге, существует мнение, что конфликт — это бессменно нежелательное явление, потому, по возможности, нужно его обходить и безотлагательно разрешать, при малейшем его проявлении.

Сколько существует человек, столько существуют конфликты. Однако, объясняющей их природу, воздействие на развитие общества, коллективов, общепризнанной парадигмы конфликтов не существует, хотя есть множество исследований по вопросам из образования, функционирования и управления ими.

Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородно выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом разрешить ее.

2. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

Существующие разнообразные объяснения конфликта акцентируют факт противоречия, принимающего форму несогласий, когда ведется речь о человеческом взаимодействии, конфликт может быть явным или скрытым, однако его основой является отсутствие взаимопонимания. Таким образом, конфликт можно определить, как отсутствие взаимопонимания меж двумя и более сторонами — группами или лицами. Любая из сторон делает все для принятия ее цели или точки зрения, и выстраивает всяческие помехи противоположной стороне для осуществления того же самого.

Конфликт — это конфронтация сторон, сил, мнений, переход конфликтной ситуации в открытую конфронтацию.

Конфликт — это противоборство за ценности, претензии на конкретные ресурсы, власть, статус, целенаправленное нанесение ущерба сопернику, нейтрализацию или его уничтожение.

Типы конфликтов по причинам:

  1. Конфликт целей — различное видение сторонами желаемого состояния объекта в перспективе.
  2. Конфликт во взглядах — расхождение сторон в мыслях и идеях по решаемому вопросу — для разрешения данного конфликта необходимо больше времени, нежели достижение взаимопонимания в конфликте целей.
  3. Конфликт чувств — различие эмоций и чувств, лежащих в основании взаимоотношений меж участниками — люди являются раздражителями друг друга собственным стилем поведения.

Типы конфликтов по участникам:

  1. Интрапсихический конфликт — это внутреннее противоречие психического мира личности, зачастую по природе являет собой конфликт взглядов или целей.
  2. В интерпсихический конфликт вовлечены две или больше стороны, в случае их восприятия себя оказывающихся в противостоянии друг к другу относительно ценностей, расположений, поведения, целей каждой из сторон. Данный тип конфликта является более распространенным.
  3. Конфликт внутригрупповой — большей частью это конфронтация меж членами или частями группы, воздействующая на групповой процесс изменения и итоги работы данной группы.
  4. Конфликт межгрупповой являет собой оппозицию или конфронтацию двух, и более групп в организации. Возможна эмоциональная или профессионально-производственная основа. Характерна интенсивность.
  5. Конфликт внутриорганизационный образуется большей частью вследствие планирования конкретных работ, в налаживании организации и в итоге формального назначения власти — существует линейно-функциональный, вертикальный, ролевой и горизонтальный.

Типы конфликтов по степени открытости:

  1. Конфликты открытые большей частью возникают на деловой основе. Несогласие сторон относится к сфере производственной, и выражает разнообразные способы разрешения проблемы. Данные конфликты в некоторой степени безвредны.
  2. Источником «тлеющих» конфликтов, скрытых, являются человеческие взаимоотношения. Значительное количество конфликтов, представляющихся деловыми, в действительности основаны на чувствах и человеческих взаимоотношениях. Данные конфликты затруднительно разрешаются — в случае урегулирования деловой части конфликта, напряженность переносится на иные проблемы с теми же сторонами.

Типы конфликтов по последствиям:

1.Конфликты функциональные имеют некоторые положительные последствия:

  • решение рассматриваемых вопросов методами, для всех сторон более подходящими, а участники ощущают свое сопричастность к их решению;
  • сложности в реализации решений сводятся к наименьшему количеству — необходимость поступать против воли, несправедливость, враждебность;
  • в перспективе расположение сторон скорее всего будет направлено на сотрудничество, чем на оппозицию;
  • уменьшение возможности выражения синдрома покорности и группового мышления;
  • улучшение качества принятия решений, выявление различных точек зрения, посредством конфликта у членов группы существует возможность проработать вероятные сложности до возникновения.

2. В случае отсутствия управления конфликтом, он становится дисфункциональным — существование негативных последствий:

  • увеличение текучести кадров, снижение производительности, плохой моральный климат, неудовлетворенность;
  • образование сильной преданности участников своей группе, представление как о «враге» о другой стороне, в перспективе уменьшение сотрудничества, сворачивание общения и взаимодействия конфликтующих сторон;
  • придание наибольшего значения победе над оппонентом, нежели решению существующей проблемы.

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций.

Первоначально необходимо уяснить — конфликт являет собой абсолютно естественное состояние личности. Безустанно, на протяжении реализации человеком сознательной жизнедеятельности, он пребывает в конфликте с самим собой, группами личностей, иными людьми. Вместе с тем, в случае освоения человеком навыков, способствующих понять, как разрешить конфликтную ситуацию, он может заметно развить, укрепить профессиональные и личные отношения. Решение конфликтов социальных – достаточно значимый, очень полезный навык.

Основой каждого конфликта является ситуация, охватывающая или несовпадение желаний, интересов, влечений сторон, или противоположные средства, цели их достижения в существующих обстоятельствах, или противоречивые позиции сторон по какому-то поводу. Вместе с тем, для развития конфликта, нужен инцидент, в результате которого одна сторона приступает к действиям, ограничивая интересы противоположной стороны.

Существует довольно-таки много причин образования конфликтов. Вне сомнения, хотелось бы их разрешать формами организационными. Имея одно представление о них можно выявить их, управлять ими.

Информационные — ненадежность свидетелей, экспертов, искажения, недостаточное доверие к информации, невольные факты, дезинформация.

Структурные — столкновение традиционных ценностей, взглядов, привычек; столкновение в результате статусных притязаний или различий; столкновения по поводу техники, эффективности ее использования; столкновения по поводу цены или качеств покупки; столкновения по поводу соглашений, контрактов, договоров о покупке.

Ценностные — ущемление чьих-либо прав, нужд, нарушение этических норм, нарушение принятых норм организационных или профессиональных.

Факторы отношений — нарушение в отношениях совместимости, нарушение в отношениях баланса сил.

Социального и экономического неравенства — несправедливое распределение власти, признания, вознаграждений, престижа меж отдельными группами, подразделениями, членами организации.

Конфликт возникает с того времени, когда одна из взаимодействующих сторон сознает отличие собственных принципов и интересов от принципов и интересов другой стороны и приступает к односторонним действиям по выравниванию данных отличий в свою пользу.

Напряженность можно считать первым признаком конфликта. Она проявляет себя в результате нехватки знаний для преодоления затруднения, противоречивости или недостатка информации. Действительный конфликт зачастую проявляет себя при поползновении убедить противоположную сторону или индифферентного посредника в своей правоте.

Фазы конфликта.

Конфронтационная или военная фаза — стремление сторон достигнуть собственного интереса путем ликвидации чужого интереса.

Компромиссная или политическая фаза — стремление сторон обеспечить свой интерес с помощью переговоров, во время которых производится замена различающихся интересов каждой стороны на взаимный согласный.

Коммуникативная или управленческая фаза — создавая линию общения, стороны приходят к соглашению, которое основано на том, что суверенностью наделены как сами стороны конфликта, так и их интересы, а также стремятся к взаимному дополнению интересов, ликвидируя только незаконные различия.

В конфликте движущая сила — это стремление или любопытство человека, победить, сохранить, улучшить собственную безопасность, устойчивость, положение в коллективе или же надежда на достижение поставленной цели. Зачастую бывает не ясно, как действовать в данных ситуациях.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека. Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта — это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченное количество ресурсов, которые необходимо делить, отличия в целях, в уровне образования, в поведенческой манере, плохие коммуникации.

4. Способы профилактики и решения конфликтов.

Можно пребывать значительное количество времени в создавшейся конфликтной ситуации, свыкнуться с ней, как с нечто неизбежным. Однако не стоит забывать о том, что непременно возникнет инцидент, какое-либо стечение обстоятельств, которые неотвратимо приведут к открытой конфронтации сторон, к проявлению несовместимых позиций.

Конфликтная ситуация является неотъемлемым условием образования конфликта. Чтобы данная ситуация переросла в динамику, в конфликт, требуется внешний инцидент, воздействие или толчок.

В одном случае решение конфликта проходит довольно таки профессионально грамотно и корректно, а в другом бывает — безграмотно, непрофессионально, с плохим исходом часто для всех сторон конфликта, где есть лишь побежденные, и нет победителей.

Для ликвидации причин, приведших к конфликту нужно провести работу в нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется описание проблемы обобщенно. В случае возникновения конфликта в результате недоверия меж группой и личностью, проблема выражается как общение. Важно определить, на данном этапе, характер конфликта, и в данное время не имеет значения, что это не полное отражение сути проблемы.

На втором этапе выявляют ведущие стороны конфликта. Можно внести в список единичные лица или целые группы, команды, организации, отделы. Существует возможность объединить вместе стороны, участвующие в конфликте, имеющие общие потребности сообразно данному конфликту. Также допускается ликвидация личных и групповых контингентов.

На третьем этапе перечисляются основные опасения и потребности ведущих сторон конфликта. Нужно определить мотивы поведения, которые стоят за позициями сторон в данной ситуации. Человеческие установки и поступки детерминированы мотивами, потребностями, желаниями, которые нужно установить.

Пять стилей решения конфликта:

  • сглаживание — поведение, будто нет надобности раздражаться;
  • уклонение — желание избежать конфликтной ситуации;
  • принуждение — давление или использование законной власти, дабы навязать собственный взгляд на ситуацию;
  • компромисс — послабление в некоторой мере иному взгляду на ситуацию;
  • разрешение проблемы — применяемый в ситуации, требующей различных данных и мнений, отличается гласным признанием различия во взглядах, конфронтация данных взглядов для выявления решения, приемлемого для обеих сторон конфликта.

В свою очередь, выбор способа преодоления сложностей детерминирован эмоциональной устойчивостью личности, имеющимися средствами защиты собственных интересов, объемом имеющейся власти и множеством иных обстоятельств.

Психологическая защита личности осуществляется бессознательно, как порядок регулирования личности для защиты сферы сознания человека от негативных психологических влияний. В результате конфликта данный порядок срабатывает непроизвольно, минуя человеческие желания и волю. Существенность такой защиты образуется при проявлении чувств и мыслей, олицетворяющих угрозу системе ценностных ориентаций, самоуважению, сформировавшемуся я — образу человека, самоуважению, снижающих самооценку индивида.

Восприятие ситуации человеком, иной раз далеко от существующего положения дел, однако его реакция на ситуацию формируется исходя из того, что ему кажется, из его восприятия, и данное обстоятельство значительно осложняет разрешение конфликтной ситуации. Возникающие из-за конфликта негативные эмоции довольно скоро переносятся с проблемы на личность оппонента — это дополняет конфликт личностной оппозицией. При усилении конфликта, становится более неприглядным образ оппонента — это, в дополнение, затрудняет его разрешение. Образуется замкнутое кольцо, которое очень трудно разорвать. Разумнее всего осуществить это на начальном этапе образования ситуации, пока не утрачен над ней контроль.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

В практике управления конфликтами выделяются три направления: управление конфликтом, подавление конфликта и уход от конфликта. Данные направления реализуются благодаря специальным методам.

Управление конфликтами — это целевое направленное влияние по ликвидации причин, способствующих возникновению конфликта, на поддержание контролируемого уровня конфликтности, на корректирование поведения сторон конфликта.

Существующую многочисленность методов управления конфликтами разделяют на несколько групп, имеющие свою отдельную сферу применения:

  1. Методы интрапсихические. Воздействуют на конкретную личность, воплощаются в корректной координации собственного поведения, в умении выразить собственную позицию, не способствуя образованию защитной реакции у противоположной стороны.
  2. Методы структурные. В основном воздействуют на стороны организационных конфликтов, образующихся из-за неверного распределения ответственности, прав и функций, несправедливость системы стимулирования работников и мотивации, плохое координирование трудовой деятельности. К данным методам относят:
  • пояснение требований к работе;
  • применение управленческих механизмов;
  • уточнение или разработку общих организационных целей;
  • выстраивание аргументированных систем вознаграждения.
  1. Интерпсихические методы модифицирование поведенческого стиля в конфликте. Предполагают необходимость выбора соответствующей формы воздействия на этапах образования конфликтной ситуации или же развития конфликта для корректировки стиля обособленного поведения его сторон дабы предотвратить ущерб индивидуальным интересам.
  2. Персональные методы. Принуждение — это поползновение человека вынудить принять его позицию какими угодными способами. Сторона, пытающаяся это осуществить, не интересуется мнением иной стороны. Сторона, использующая данный подход, в большинстве случаев ведет себя враждебно и для воздействия пользуется властью. В затруднительных ситуациях, при которых разновидность подходов являет собой значимый признак для принятия рационального решения, образование конфликтных мнений необходимо стимулировать и управлять создавшейся ситуацией, применяя стиль решения проблемы. Управление конфликтом посредством решения проблемы выполняется в следующем порядке:
  • выявление проблемы в категориях не решений, а целей;
  • определение решения, подходящего для обеих сторон конфликта;
  • заострение внимания не на индивидуальных чертах сторон конфликта, а на проблеме;
  • повышение взаимного воздействия, распространения обмена информацией и обеспечение обстановки доверия.
  1. Переговоры. Осуществляют выработанные функции, включая большинство моментов деятельности сторон. В качестве метода разрешения конфликтов переговоры являют собой комплект тактических приемов, адресованных на поиск приемлемых решений для сторон конфликта. Чтобы организовать переговорный процесс нужно гарантировать выполнение данных условий:
  • наличие взаимной зависимости сторон конфликта;
  • отсутствие существенного отличия в возможностях конфликтующих сторон;
  • аналогичность уровня развития конфликта потенциалу переговоров;
  • участие сторон в переговорах, принимающих решение в конкретной ситуации возникшего конфликта.
  1. Методы влияния на личное поведение и приведения в норму согласованных ролей сторон, учитывая их функциональные обязанности.
  2. Методы активации надлежащих враждебных действий, используемых в крайних случаях — использована потенциальность всех прежних методов. Надлежащие враждебные действия чрезвычайно нежелательны. Использование данных методов способствует разрешению конфликта силой с применением насилия. Как бы то ни было, существуют ситуации, когда разрешить конфликт можно лишь данными методами.

Достоинство направления отхода от конфликта являет собой, как правило, оперативное принятие решения.

Отход используется в случаях:

  • больших потерь от выстраивания конфликта;
  • заурядности проблемы, являющейся основой конфликта;
  • значимости иных проблем, нуждающихся в решении;
  • существенности охлаждения страстей;
  • потребности выиграть время для ухода от принятия сиюминутного решения и сбора нужной информации;
  • присоединения иных сил для решения конфликта;
  • присутствие страха перед надвигающемся конфликтом или несходной стороной.

Уход от конфликта не стоит использовать в случае важности проблемы, являющейся его основой, или при реальности перспективы достаточно долгого протекания этого конфликта.

Разнообразность данного метода — метод бездеятельности. В случае применения метода бездеятельности, развитие событий протекает стихийно, по течению.

6. Заключение.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека.

Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта — это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов, которые необходимо делить, различия в целях, в уровне образования, в манере поведения и плохие коммуникации.

Таким образом, лучше предупредить конфликты, меняя собственное отношение к проблемной ситуации, поведение в ней, и соответственно воздействуя на поведение и психику оппонента.

При предотвращении интерпсихических конфликтов, прежде всего нужно оценить, что удалось сделать, потом — что не удалось — оценивающему необходимо самому достаточно знать деятельность; давать оценку по сути дела, а не по форме; оценивающему нужно отвечать за непредвзятость оценки; выявлять и информировать оцениваемых работников о причинах изъянов; воодушевлять сотрудников на новую работу; конкретно формулировать новые задачи и цели.

Соблюдая данные рекомендации конфликтующие стороны могут предупредить конфликты, в случае же возникновения — разумно их разрешить и найти наиболее благоприятный исход конфликтной ситуации.

7. Список литературы.

2. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. Учебник. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

3. Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2004. – 224 с.

4. Н.В. Гришина, Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

5. А.П. Егидес, Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. – 368 с.

6. А.К. Зайцев, Социальный конфликт. 2-е изд. — М.: Академия, 2001. – 464 с.

Тренинговое занятие по конфликтологии

Цели:

  • формирование представления о природе конфликта;
  • развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

  • проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
  • показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
  • показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

ХОД СЕМИНАРА

1. Сообщение темы «Конфликтология» (Презентация)

2. Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», А четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется с начала.

3. Упражнение «Пишем синквейны» (Приложение 1)

4. Понятие конфликта

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Неизвестный автор выделяет следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);
2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся «выгодными» или «невыгодными», недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик – резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

Как возникают конфликты (Приложение 2)

Первопричины конфликта (Приложение 3)

5. Упражнение «Алфавит эмоций»

Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных (устно или на доске/флипчарте).

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

  • Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
  • Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
  • Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
  • Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

7. Технология разрешения конфликта (Приложение 4)

6 правил формулирования конфликтной ситуации

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация – в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость – сестра таланта».
Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под названием «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

8. Как избежать конфликтогенов (Приложение 5)

Правила бесконфликтного общения (Приложение 6)

9. Упражнение «Я в конфликте»

Цели:

  • выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
  • дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.
Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

10. Тест «30 пословиц» (Приложение 7)

11. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  • «акулы» чаще используют соревнование»;
  • «черепахи» – уклонение;
  • «медвежата» – приспособление;
  • «лисы» – компромисс»;
  • «совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Способы регулирования конфликтов (Приложение 8)

12. Упражнение «Достойный ответ» (Приложение 9)

13. Типология конфликтных личностей (Приложение 10)

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники, снижающие и повышающие напряжение.

14. Техники, снижающие напряжение:

  1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  2. Вербализация эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
  4. Проявление интереса к проблемам партнера.
  5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
  6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
  7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  8. Обращение к фактам.
  9. Спокойный уверенный темп речи.
  10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие напряжение:

  1. Перебивание партнера.
  2. Игнорирование эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
  5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
  6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
  7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
  8. Переход на «личности».
  9. Резкое убыстрение темпа речи.
  10. Избегание пространственной близости и наклона тела.

15. Упражнение «Быстроногий олень и звенящая струна» (Приложение 11)

16. Упражнение «Четыре квадрата» (Приложение 12)

17. Упражнение «Нас с тобой объединяет» (Приложение 13)

Используемая литература:

  1. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.
  2. И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.
  3. И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы», С-П «Речь» 2007.
  4. В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.

Навыки решения конфликтов. Развивайте навыки, превращающие конфликты в возможности

Конфликт — это нормальная часть здоровых отношений. В конце концов, два человека не могут быть всегда и во всем согласны. Умение действовать в конфликтных ситуациях, а не избегать их, является ключевым.
Когда конфликт не управляем, это вредит взаимоотношениям, но когда участники ведут себя в нем вежливо и позитивно, конфликт предоставляет возможности для развития, и, в итоге, связь между обеими сторонами крепнет. Освоив навыки решения конфликтов, Вы сможете сделать свои личные и профессиональные взаимоотношения сильными и развивающимися.

Осознание конфликта во взаимоотношениях

Конфликт возникает из-за различий. Он проявляется, когда между людьми нет согласия в их ценностях, мотивациях, восприятии, идеях или желаниях. Иногда эти различия выглядят тривиально, но когда конфликт запускает сильные чувства, базовые личные потребности встают в самое сердце проблемы, такие потребности, как потребность в безопасности, в чувстве собственной ценности и значимости или потребность уединения или близости.

Конфликт возникает из различия потребностей

Все нуждаются в понимании, заботе и поддержке, но пути удовлетворения этих потребностей очень разные. Различия в ощущении комфорта и безопасности создают несколько сильнейших противоречий в наших личных и профессиональных взаимоотношениях.

Подумайте о конфликте между потребностью в безопасности и стабильности, противоречащей потребности в экспериментах и рисках. Вы можете наблюдать этот конфликт между детьми и их родителями. Одна из ведущих потребностей детей – это потребность в познании; поэтому улица или отвесный обрыв – это то, что им нужно. Но родителям необходимо защитить своих детей, что приводит к тому, что ограничения в способах познания окружающего мира становятся камнем преткновения в их отношениях.

Важно, чтобы это признавали обе стороны. Потребности играют важные роли для продолжительного успеха большинства взаимоотношений, и каждый заслуживает к себе уважения и такта. В личных взаимоотношениях отсутствие понимания различий в потребностях может привести к отдалению, упрекам и разрывам. В конфликтах на работе различие в потребностях часто становится причиной ожесточенных споров. Когда Вы способны распознать подоплеку конфликтов потребностей, изучив их в обстановке понимания и сочувствия, это открывает пути для поиска решений проблемы, построения команды и улучшения взаимоотношений.

Справка по конфликтам

  • Конфликт — это больше, чем просто разногласие. Это ситуация, когда одна или обе стороны ощущают угрозу (не важно, реальна эта угроза или нет).
  • Конфликт быстрее развивается, если его игнорировать. Поскольку конфликты развивают ощущение угрозы нашему хорошему самочувствию и жизнедеятельности, они будут преследовать нас до тех пор, пока мы не сможем столкнуться с ними и решить их.
  • Мы отвечаем на конфликты в соответствии с нашим восприятием ситуации, которое не всегда соответствуют объективной реальности. Наше восприятие находится под влиянием нашего жизненного опыта, культуры, ценностей и надежд.
  • Конфликт запускает сильные эмоции. Если Вы не чувствуете себя комфортно с этими эмоциями и не способны контролировать их во время стресса, Вы не сможете успешно выйти из конфликта.
  • Конфликт дает возможность для развития. Когда Вы способны разрешить конфликт во взаимоотношениях, наградой Вам будет доверие. Вы сможете чувствовать себя в безопасности, зная, что Ваши отношения способны устоять перед трудностями и разногласиями.

Конфликт может казаться гораздо более страшным, чем это есть на самом деле

Боитесь ли Вы конфликта, избегая его любыми путями? Если конфликт воспринимается Вами, как нечто устрашающее, напоминающее о болезненных воспоминаниях раннего детства или о прежних нездоровых взаимоотношениях, то, скорее всего, Вы подсознательно ждете, что он не может быть разрешен взаимовыгодно и в любом случае закончится плохо. Возможно, Вы смотрите на конфликт во взаимоотношениях как на нечто деморализующее, оскорбительное, опасное и пугающее. Если жизненный опыт оставил у Вас ощущения потери контроля и бессилия, конфликт может быть, действительно, травматичным.

Если Вы смотрите на конфликт как на опасность, это может стать Вашей самореализующейся программой. Вы вступаете в конфликтную ситуацию уже в состоянии непомерной угрозы, и в этом случае Вам трудно решить проблему здоровым способом. Напротив, Вы, скорее, уступите или же, наоборот, взорветесь под давлением гнева.

Здоровые и нездоровые способы решения конфликтов

Нездоровые способы:

  • Неспособность распознать мысли и мотивы другого человека и дать ответ
  • Вспыльчивость, гнев, обида и реакция сопротивления
  • Подавление любви и, как результат, неприятие, изоляция, стыд и боязнь отказа
  • Неспособность к компромиссам и принятию точки зрения другой стороны
  • Боязнь и уклонение от конфликта, ожидание плохих последствий

Здоровые способы:

  • Способность распознать мысли и мотивы другого человека
  • Спокойная, необоронительная и уважительная реакция
  • Готовность простить и забыть, оставить конфликт без чувства обиды и негодования
  • Способность искать компромиссы и избегать осложнений
  • Убеждение в том, что решение конфликта — это наилучший выход для обеих сторон

Успешное разрешение конфликта зависит от вашей способности управлять стрессом и своими эмоциями

Конфликт вызывает сильные эмоции и может привести к болезненным ощущениям, разочарованию и дискомфорту. Если справляться с ним нездоровым способом, он может стать причиной непоправимых расколов, обиды и разрывов. Но если конфликт разрешается здоровым путем, это способствует росту понимания друг друга, развивает доверие и усиливает связь во взаимоотношениях.

Если Вы не в контакте с вашими чувствами или настолько возбуждены, что можете сосредоточить внимание на ограниченном числе эмоций, Вы не сможете понять Ваши собственные потребности. Если Вы не понимаете собственных потребностей, Вам будет трудно общаться с другими, не осознавая того, что Вас реально беспокоит. Например, пары гораздо чаще ссорятся из-за мелких различий (ее манеры развешивать полотенца на сушилке или его привычка укладывать волосы), чем по вопросам, которые их действительно беспокоят.

Способность к успешному решению конфликтов зависит от ваших умений:

  • Умение быстро справляться со стрессом, оставаясь спокойным и внимательным. Сохраняя спокойствие, Вы сможете точнее читать и интерпретировать вербальные и невербальные коммуникации.
  • Умение контролировать свои эмоции и поведение. Когда Вы контролируете свои эмоции, В можете донести свои потребности без раздражения, устрашения или оскорбления других.
  • Умение уделять внимание не только словам других, но и их проявленным чувствам.
  • Осознавать и уважительно относиться к различиям, существующим между людьми. Избегая обидных слов и поступков, Вы быстрее решите проблему.

Для того, чтобы достичь этого, Вам необходимо приобрести и практиковать два основных навыка: способность быстро подавлять стресс и способность комфортно чувствовать себя со своими эмоциями, чтобы конструктивно реагировать, даже когда компромиссные доводы воспринимаются в штыки.

Быстрое подавление стресса: Первый из основных навыков решения конфликтов

Умение контролировать и подавлять стресс — это ключ к сохранению равновесия, сосредоточенности и контроля, ничто не должно отразиться на Вашем лице. Если Вы не знаете, как оставаться сосредоточенным и контролировать себя, Вы будете поглощены конфликтом и не сможете ответить нужным образом.

Психолог Конни Лиллас использует аналогию с вождением автомобиля, чтобы описать три самые распространенные реакции людей, поглощенных стрессом:
Нога на педали газа. Раздраженная или возбужденная реакция на стресс. Вы горите, взведены до предела, эмоционально раскалены и не можете оставаться спокойным.
Нога на педали тормоза. Растерянная или депрессивная реакция на стресс. Вы замолкаете, чувствуете себя обделенным, практически не проявляете эмоций.
Ноги на педали газа и тормоза одновременно. Натянутая и замороженная реакция на стресс. Вы «замерзаете» под давлением и не способны предпринять что-либо. Вы выглядите парализованным, но внутри Вы чрезвычайно взволнованы.

Стресс мешает способности решить конфликт, не давая Вам возможность:

  • Правильно считывать невербальные знаки другого человека
  • Слышать то, что реально было сказано
  • Быть осведомленным о собственных ощущениях
  • Быть в контакте со своими главнейшими потребностями
  • Ясно излагать свои потребности

Научитесь как можно быстрее справляться со стрессом

Лучший путь быстро и надежно справиться со стрессом (если у Вас нет никого поблизости, с кем можно было бы поговорить) — путь ощущений: зрения, слуха, прикосновений, вкуса и запаха. Но у каждого человека свои особенности сенсорного восприятия, поэтому для начала Вам нужно найти способы, подходящие именно Вам.

Осознание эмоций: второй ключевой навык решения конфликтов

Осознание эмоций является ключом к пониманию себя и других. Если Вы не знаете, как Вы себя чувствуете, или почему Вы чувствуете именно так, Вы не сможете эффективно коммуницировать или мягко проходить через разногласия.

Даже не смотря на то, что осознание собственных ощущений может показаться очень простым делом, многие люди игнорируют или пытаются успокоить сильные эмоции, такие как гнев, грусть, или страх. Но способность руководить конфликтом зависит от Вашей связи с этими чувствами. Если Вы опасаетесь сильных эмоций или склонны, скорее, рационализировать то, что с Вами происходит, Ваша способность воспринимать и решать различия снижается.

Почему знание эмоций это ключевой фактор в решении конфликтов

Осведомленность о собственных эмоциях, осознание ежесекундного эмоционального опыта, а также способность справляться со своими чувствами адекватно – это основа коммуникационного процесса, в ходе которого появляется возможность решить конфликт.

Осознание эмоций помогает Вам:

  • Понимать, что действительно беспокоит других людей
  • Понимать себя, включая то, что реально вас беспокоит
  • Оставаться мотивированным до тех пор пока конфликт не будет разрешен
  • Общаться ясно и эффективно
  • Притягивать и влиять на других

Оцените свои способности распознавать и управлять эмоциями

Ниже приведен короткий тест который поможет определить Ваш уровень эмоциональной осведомленности. Ответьте на приведенные вопросы следующими словами: Почти никогда, иногда, часто, очень часто или почти всегда. Здесь нет правильных и неправильных ответов, только возможность лучше понимать ваши эмоциональные отклики.

Какие у меня взаимоотношения с моими эмоциями

  • У меня есть опыт ощущения потока, смены эмоций в соответствии с переживаемым опытом?
  • Сопровождаются ли мои эмоции физическими ощущениями – например, в таких местах как желудок или грудная клетка?
  • Испытываю ли я отдельные чувства и эмоции, такие как злость, грусть, страх, радость, которые очевидно отражаются на выражении моего лица?
  • Могу ли я испытывать сильные чувства, которые надолго (более одного часа) удерживают внимание, как меня самого, так и других?
  • Могу ли я сосредоточится на чужих эмоциях? Является ли это для меня важным фактором в принятии решений?

Если большинство из этих высказываний не знакомы Вам, возможно, что ваши эмоции подавлены или выключены. В этом случае, Вам возможно понадобится помощь для развития ваших эмоциональных ощущений.

Невербальные коммуникации играют важную роль в решении конфликтов

Невербальные коммуникации передаются с помощью эмоционально окрашенных выражений лица, фигуры, жестов, походки, тональности и интенсивности голоса.
Самые важные коммуникации происходят без слов.

Когда люди в отчаянии, слова редко передают смысл и потребности, лежащие в основе проблемы. Когда мы слушаем, мы фильтруем то, что было сказано, мы соотносим все со своими глубинными потребностями и эмоциями и редко с другими людьми. Слушая таким образом, мы также усиливаем себя, информируем и делаем более понятными для других.

Когда Вы в центре конфликта, внимательно ознакомьтесь с невербальными сигналами других людей, это поможет вам обозначить то, что другие на самом деле имеют в виду, нащупать путь к построению доверия и нахождению корня проблемы. Простые невербальные сигналы, такие как тон голоса, обнадеживающие прикосновения или заинтересованность на лице, помогут расслабиться и снять лишнее напряжение.

Ваша способность точно читать других людей, зависит от способности понимать собственные эмоции. Увеличивая осведомленность, Вы развиваете понимание того, как распутать бессловесный клубок чужих ощущений.

Практично используемый юмор, может эффективно снимать конфликт. Поскольку стресс и эмоции приводятся в равновесие Вашей возможностью относиться к ситуации с юмором, ощущение удовольствия и шутливости работают, как паровой поршень. Радость – обманчивый и мощный ресурс. Исследования показали, что Вы можете так долго преодолевать неприятности, как долго Вы над ними подшучиваете. Вы можете избежать множества конфронтаций и привести множество аргументов и контраргументов, если будете общаться в игривой манере или с юмором. Юмор помогает нам говорить о вещах, о которых по-другому невозможно сказать, не вызвав мощной негативной реакции. Тем не менее важным является то, что Вы смеетесь вместе с другим человеком, а не над ним. Когда юмор и игривость используются для снятия напряжения и гнева, проблемы видятся под другим углом и, в перспективе, конфликт перерастает в возможности для построения великолепных тесных взаимоотношений

Советы для управления и решения конфликтов

Управление и решение конфликтов требует способностей к быстрому подавлению стресса и обретению Вами эмоционального баланса. Вы можете гарантировать позитивность процесса, по возможности следуя правилам решения конфликтов:
Слушайте то, что фильтруется во время разговора. Когда мы слушаем, мы соотносим все со своими глубинными потребностями и эмоциями и потом с другими людьми. Слушая таким образом, мы делаем себя сильнее, информируем себя и делаем свои аргументы понятными для собеседников.
Сделайте приоритетным решение конфликта, а не победу или потребность «быть правым». Поддерживайте и укрепляйте взаимоотношения больше, чем «победу», аргументы должны всегда быть на первом месте. Уважительно относитесь к другим людям и их точке зрения.
Сконцентрируйтесь на настоящем. Если Вы храните старые обиды и возмущения, Ваша способность реально оценивать текущую ситуацию ухудшится. Чем смотреть с порицанием на прошлое, лучше сфокусироваться на том, что можно сделать здесь и сейчас для решения проблемы.
Проверяйте свои сражения. Конфликт может быть исчерпан, если Вы заранее оцените, стоит ли проблема Вашего потраченного времени и энергии. Вам не обязательно нужно сдаваться, попробуйте попросту не думать об этом 15 минут. И если против Вашей точки зрения противопоставлена уйма доводов, подумайте, стоит ли это усилий.
Будьте готовы прощать. Решение конфликта невозможно, если Вы не расположены или не способны прощать. Решение лежит в освобождении от желания наказывать, которое никогда не скомпенсирует наши потери и лишь добавит нам боли, истощая и осушая наши жизни.
Знайте, когда нужно позволить чему-либо уйти. Если Вы не можете достичь любых соглашений, согласитесь с несогласием. Это позволит двум людям исчерпать любые аргументы. Если конфликт не исчерпан, у Вас есть возможность выпутаться из него и продолжать движение.

Занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его решения».

Занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его решения».

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования; развитие способности толерантного поведения в конфликтной ситуации.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием конфликт, со стилями поведения в конфликте.

  2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

  4. Разобрать игровые ситуации, для приобретения опыта разрешения конфликта.

Возрастная группа: 14-17 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рекомендации.

Эпиграф:

1.Приветствие. Упражнение «Знакомство»

    1. Упражнение. Алексей – апельсин – Амстердам

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

— первое слово – его имя,

— второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

— заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д.

— Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

    1. Разминка. Упражнение «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение.

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

2. Основная часть занятия.

2.1. Упражнение «Руки»

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

— Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?

  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

— Вот так и возникает конфликт, то есть противоборство, сопротивление.

2.2. Игра «Собери пазл»

(Студенты садятся по группам, образуя три круга)

— объединение в 3 группы .Ситуативные картинки конфликтных ситуаций. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

— Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?( Ответы ребят)

2.2. «Мозговой штурм» — конфликт это….

— А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликт.

— Сейчас, группам необходимо сформулировать своё определение термина «конфликт». ( время 2 – мин.выступают от группы лидеры)

(Ответы ребят)

Психолог. Вы правы, конфликт — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

2.3. Работа в группах: обсуждение

Мама решила проверить конспекты своей дочери — студентки. Когда она взяла один из конспектов в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
— Кто участвует в конфликте?
— Кто виноват в конфликте?
— Каковы позиции участников конфликта?

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены — слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») — на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) — «последняя капля»= конфликт.

Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

2.4. Практическое задание бесконфликтного поиска

общего решения

Психолог: Мы теоретически обосновали это понятие.

Теперь я предлагаю вам практически применить приёмы бесконфликтного поиска

общего решения, хотя мнений будет столько, сколько вас в команде.

Каждая команда должна доказать достоинства каждого предмета.

  1. группа – чем полезна капуста,

  2. группа – чем полезен ананас

  3. . группа – чем полезна вода.

В кругу поделиться ощущениями, эмоциями.

(Каждый уверен в своей правоте и каждый прав, мнение каждого имеет право на существование).

Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).

— А теперь давайте попробуем найти пути решения конфликта.

(Ситуации работа в группах.)

2.5. Игра: Сказка о тройке.

Участники 3 – х групп выбирают по 1 участнику.

Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий

сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой

цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый

игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит.

В – глухой, но может видеть и двигаться.

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.

Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.

— Все остальные учасники находятся в роли экспертов и анализируют поведение каждой

Тройки.

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

— Психолог: На этапе возникновения инцидента конфликт еще можно предотвратить, так как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность всё же вступает в конфликт, то он начинает жить своей жизнью – развивается. В него втягиваются новые силы и способы конфронтации.

Последний этап — это спад конфликта и его разрешение.

— В зависимости от способов разрешения конфликт может быть конструктивным и деструктивным.

— Приведите примеры своих личных конфликтов и поделитесь своими ощущениями.

— Прослушав ваши примеры давайте посмотрим на модель конфликта.

— И так для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

2.6. ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играем по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Пример:

— Это хорошо я люблю кушать пирожные.

— Это хорошо, что я вышла вечером гулять.

— Это хорошо, что задали много домашнего задания.

— Это хорошо, что я решаю все сама.
— Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

2.7. Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы.

Студенты с помощью считалочки объединяются в 2 группы (+ — )

Объединяются в на 2 команды с помощью …..

— Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся5 минут.

— Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

  • Плюсы

  • конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях;

  • дает возможность увидеть скрытые отношения;

  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

  • пересмотр своих взглядов на привычное;

  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;

  • ухудшение качества работы — сложное восстановление деловых отношений;

  • представление о победителях или побежденных как о врагах;

  • временные потери — на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

— А теперь попробуем научиться разрешать конфликт.

Разрешение конфликта.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Психолог.

-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10)

Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения…

Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В нутрии группы конфликты неизбежны, так как Вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы — создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д.

В одной группе собираются студенты , имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, возможны конфликты не только между студентами, между преподавателями и студентами, между родителями и студентами.

— А теперь попробуем научиться разрешать конфликт.

2.8. Упражнение «Другими словами»

Студенты объединяются в три группы . В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, «Ты должен принести мне книгу». (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

Обсуждение: просто — сложно перефразировать?

Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

  1. Завершение занятия

3.1.Работа в группах правила управления конфликтом.

Психолог. Причины конфликтов в подростковой среде борьба за лидерство, психологическая несовместимость, не подтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

— А сейчас я попрошу каждую группу предложить свои правила управления конфликтом.

( Работа в группах ученики составляют сами правила управления конфликтом.)

— Выступают лидеры с каждой подгруппы и зачитывают.

— А сейчас обратите внимание на доску.

Чтобы управлять конфликтом, нужно:

1.Нужно знать о характере возникновения, развития, завершения конфликтов.

2.Владеть информацией и быть компетентным в конкретном конфликте.

3.Попытаться избежать противостояния.

4.Нужно найти пути сотрудничества и компромисса.

3.2.Рефлексия:

Студенты 1 группы образуют внутренний круг, студенты 2 и 3 группы внешний круг повёрнуты лицом к лицу.

— Упражнение «Пожелание»

( Друг – другу и себе по кругу)

Подведение итогов.

Беседа:

-Что нового вы узнали для себя сегодня?

— Какие стили поведения существуют в конфликтах?

— Какой стиль считается наиболее конструктивным?

-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

Список использованной литературы:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005

  2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.

Задачи по менеджменту

В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел успешно справлялся с порученными заданиями.

В связи с переводом на другую работу старого начальника отдела на его должность был назначен молодой ученый, известный своими новаторскими разработками. Свою деятельность новый руководитель начал с укрепления трудовой дисциплины: была установлена регистрация времени прихода на работу и ухода с работы, внутренних командировок, установлено время приемов по личным вопросам. Он значительно расширил тематику научных исследований отдела, заключив договоры с производственными организациями в соответствии со своей научной специализацией. Задания подчиненным старался давать как можно более подробно, считая, что сотрудники недостаточно компетентны в данных вопросах и что они строго должны придерживаться инструкций.

Через некоторое время заказчики отметили ухудшение качества научных разработок отдела. В коллективе ухудшились взаимоотношения, повысилась раздражительность, начались конфликты.

Решив, что нужно оздоровить коллектив, начальник отдела предложил уйти на пенсию нескольким сотрудникам, взяв на их место молодых специалистов. Однако положение не улучшилось.

Ваше мнение относительно возникшей ситуации и направлений ее исправления?

Определите:

  1. тип конфликта;
  2. состав конфликтующих сторон;
  3. поводы и истинные причины возникновения конфликтной ситуации;
  4. методы и конкретные пути разрешения конфликта.

Рекомендуемые задачи по дисциплине

  • Задача №258 (вопрос о мотивации работников)

    Допустим, у Вас в подчинении работает человек, который несколько перерос свою должность. Однако из-за различных объективных причин карьерный рост…

  • Задача №537 (задача по идентификации конфликтной ситуации)

    В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел…

  • Задача №591 (составление карьерного плана менеджера)

    Разработать карьерный план для менеджера по управлению персоналом. Проанализировать разделы карьерного плана.

  • Задача №539 (задача об этапах принятия решения)

    Какая последовательность из предложенных ниже шагов предпочтительнее при принятии управленческого решения, базирующегося на рациональной модели?…

  • Задача №646 (задача о коммуникациях в организации)

    Ирина Сергеевна Колесникова работает под руководством одного и того же начальника уже 11 лет. Однажды ее давняя подруга за чаем спросила, насколько…

Решение задачи:

1. Конфликт – это столкновение интересов двух или более людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Описанный в условии конфликт относится к конфликтам между личностью и группой.

Как показал в свое время Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

2. Конфликтующими сторонами в данном случае являются, с одной стороны, начальник отдала, а с другой стороны, сотрудники отдела. Структура такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках.

3. Рассмотрим истинные причины конфликта. До того, как данный пост занял новый начальник в этом отделе были установлены свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен был их соблюдать. Новый начальник оказался против установленных ранее норм поведения, поэтому отступление от принятых норм сотрудники отдела стали рассматривать как негативное явление. Таким образом, возник конфликт между личностью и группой. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

4. Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

  1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:
    • Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников.
    • Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей.
    • Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев.
    • Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:
      • актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;
      • критические высказывания в адрес конфликтующей личности;
      • ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью.
  2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:
    • Применение педагогических мер:
      • беседа;
      • разъяснение;
      • формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);
    • Применение административных мер:
        – приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта; – перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения.
  3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:
  4. разъяснение конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;
  5. объяснение лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;
  6. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:
    • первый, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;
    • второй, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *