Трудовая деятельность

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:

— труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.

— процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

1. Самообслуживание — формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.

2. хозяйственно-бытовой — этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы.

3. в природе — с помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию.

4. ручной — Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

• фартуки;

• подносы;

• тазики;

• щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовая деятельность

Понятие трудовой деятельности и субъекта труда

Определение 1

Психология труда или психология трудовой деятельность – это отрасль психологии, которая направлена на изучение особенности человеческого поведения в процессе трудовой деятельности.

Основные задачи психологии труда заключаются в изучении:

  1. психологических особенностей определенных видов профессиональной деятельности,

  2. особенностей становления профессионального самоопределения,

  3. функциональных состояний субъектов труда в процессе их профессиональной деятельности.

Определение 2

Трудовая деятельность человека представляет собой определенную линию его социального поведения.

Трудовая деятельность – ряд действий, совершаемых трудовыми организациями.

Выделяют психологические признаки труда. Перечислим наиболее значимые из них.

  1. Осознание субъектом труда социальной ценности будущего результата своего труда. Уровень этого осознания может определяться в эмоциональном отношении к труду у данного индивида.
  2. Осознание обязанности выполнения задания в определенных заданных нормах.
  3. Сознательное применение орудий труда, требующих умений, знаний, навыков, соответствующей квалификации и др.
  4. Особенность межличностных отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 3

Субъект труда – это индивид или социальная группа, которые направляют свое сознание и волю на преобразование материальной реальности.

Для субъекта труда характерны следующие признаки:

  1. Высокий уровень профессиональных способностей.

  2. Высокая удовлетворенность трудом.

  3. Развитая саморегуляция.

  4. Адекватное применение общественно выработанных способов деятельности в контексте того или иного труда.

  5. Развитое чувство самооценки и самоуважения.

Задачи трудовой деятельности

Выделяют следующие задачи трудовой деятельности:

  1. Создание материальных благ,
  2. Оказание различных услуг,
  3. Разработка идей,
  4. Анализ и накопление различного рода информации,
  5. Развитие личности человека.


Рисунок 1. Результат труда

Свойства трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека, как правило, имеет общие свойства. К ним можно отнести:

  1. Набор трудовых операций,
  2. Набор определенных личностных качеств работников,
  3. Материально-технические условия трудовой деятельности,
  4. Способ организации трудовой деятельности.

Также трудовая деятельность имеет две наиболее важные характеристики:

Психофизиологические аспекты:

• Объем перерабатываемой информации;

• Степень риска,

• Межличностные отношения в коллективе.

Условия трудовой деятельности:

• Уровень автоматизации труда,

• Темп труда,

• Рациональность размещения оборудования.

Замечание

Облегчением процесса адаптации к новой рабочей среде занимается штатный психолог. В своей деятельности он, как правило, использует как индивидуальные, так и групповые приемы.

Для индивидуальных форм работы характерно консультирование; для групповых – различные тренинги по самораскрытию, «личностному росту», а также сплочению коллектива.

Этапы трудовой деятельности

Рассмотрим этапы трудовой деятельности.

  1. Профессиональный выбор,
  2. Профессиональная адаптация,
  3. Профессиональная самоидентификация,
  4. Формирование взаимоотношений с коллективом др.

Особенности современного труда:

  1. Интеллектуализация труда. В настоящее время все большая роль отводится умственному труду. Кроме того, особенно ценным становится сознательное отношение человека к трудовой деятельности.
  2. Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  3. Возрастающий аспект социального процесса.


Рисунок 2. Структура компонентов трудовой деятельности

СВОЕОБРАЗИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое отличие состоит в том, что труд детей отличается от труда взрослых людей: ребенок не создаетв своем труде общественно значимых материальных ценностей. Труд детей носит воспитывающий характер,он удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми — так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).

2. Труд ребенка тесно связан с игрой. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами.

3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

4. Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

5. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Постановка цели.Дети младшего дошкольного возрастане могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат.

Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание — своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возрастав привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осоз­нание ими цели относительны.

Мотивы труда: При формировании целенаправленной трудовой деятельности важноне только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишьв 5-7 лет ребенок способен их формулировать. У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического. Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Такой компонент труда, какпроцесс трудовой деятельноститакже имеет свою специфику. Детей младшего возрастаувлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольниковувлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольниковзачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в поло­жительной оценке взрослого. Ребенка старшего возрастаинтересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

6. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развитияи обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА:

I. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка.

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный.

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Самообслуживание ― это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся ― можно идти на прогулку, убрал игрушки ― можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками

в младших группах учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, детям доступны: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг, обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы:

При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок; показ каждого трудового действия и его последовательности, подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок (материалы М. Монтессори). Следует показывать ребенку правильные приемы, облегчающие выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Хозяйственно-бытовой труд — это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких пред­метов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, до­водить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способ­ны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

В особый вид труда выделяется труд в природе.Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Результатом этого труда может быть материальный продукт.Конечная цель — вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Цель отдалена во времени и поэтому требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами.Поэтому нужны: особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы.Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведение животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Ребята начинают понимать, что животные нуждаются в их заботе.

Обязанности детей старшего дошкольного возрастазначительно шире. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживают различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объём детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т.п.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Ручной труд осуществляется в старших группах детского сада. Но отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик — в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же, как мы говорили выше, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания, и др.). Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»).

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми, если труд носит коллективный характер.

Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников

В ФГТ выделяется отдельная область «Труд». Ставится цель формирования положительного отношения к труду. Предполагается решать следующие задачи: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к труду, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека.

Трудовая деятельность — деятельность по получению жизненно полезного результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий труда. Результат детского труда не имеет общественной значимости, но обладает большим воспитательным воздействием.

Особенности трудовой деятельности дошкольников:

· труд связан с игрой;

· трудовая деятельность дошкольников постоянно развивается;

· для дошкольников характерны предпосылки трудовой деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников предполагает:

· ознакомление с трудом взрослых;

· совместный труд педагога и детей;

· собственно трудовую деятельность детей.

Трудовая деятельность дошкольников имеет следующую структуру: цель, мотивы, планирование, трудовые действия, результат.

Средства трудового воспитания дошкольников:

· ознакомление с трудом взрослых;

· обучение навыкам труда;

· организация труда.

Формы организации труда дошкольников:

· трудовые поручения;

· дежурство;

· коллективный труд;

· совместный труд.

Виды труда дошкольников:

· самообслуживание;

· труд в природе;

· ручной труд;

· художественный труд.

Условия для труда детей:

· создание среды. Трудовая развивающая среда – это среда, стимулирующая детей на отражение в труде знаний, умений, навыков. Сайгушева Л. И., Мичурина Ю. А. включают в трудовую среду эстетически привлекательное трудовое оборудование, игровую материальную среду и детский дизайн. Авторы предлагают преобразование игровой среды с использованием различных игровых материалов; использование детского дизайна по преобразованию зон группы, изготовлению трудовых атрибутов, организацию уголков «Кухня», «Прачечная», «Офис», «Ателье», использование бытовой техники;

· выбор и использование технологии приобщения детей к труду.

Перечень трудовых умений и навыков дошкольников:

Младший дошкольный возраст: выполнение трудовых поручений взрослого по уходу за растениями и животными; высевание, высаживание крупных семян; собирание урожая; одевание, раздевание, умывание, пользование туалетом с небольшой помощью взрослого; выполнение трудовых поручений по мытью игрушек, стирке кукольного белья, уборке мусора.

Старший дошкольный возраст: самостоятельное осуществление ухода за растениями и животными в качестве дежурных по уголку природы; участие во вторичной перекопке земли; умение готовить блюда из овощей, тесто, пользоваться бытовыми приборами; умение заниматься каким-либо видом художественного труда (вязание, бисероплетение, керамика, ткачество и др.); изготовление игрушек и пособий из разных материалов.

Крулехт М. В. предлагает следующую технологию трудового воспитания с учетом возраста детей. В основе технологии лежит идея освоения позиции субъекта ребенка в труде. Суть данной технологии заключается в формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка. Автор предлагает выстраивать технологию поэтапно. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания (знания о предметном мире и труде взрослых, обучение детей труду, самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома. Первый шаг (этап) при вхождении ребенка в реальные трудовые связи — приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг (этап) — освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата. Третий шаг (этап) связан с дальнейшим освоением позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.

Сайгушева Л. И. и Мичурина Ю. А. разработали технологию, включающую три модуля.

Первый модуль — взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых).

Второй модуль — организация трудовой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, интеграция физического и умственного труда.

Третий модуль — организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн).

Методы и приемы руководства трудом детей.

Возможно использовать моделирование, например, отобрать картинки, на которых изображены орудия труда, с помощью которых можно ухаживать за комнатными растениями; пословицы о труде, оценку, поощрение, игровые формы организации труда («День добрых дел», «День Мойдодыра») (Сайгушева Л. И.).

Не во всех образовательных программах для дошкольников имеется раздел, связанный с практической деятельностью (трудовым воспитанием) детей, так как отдельные авторы считают не важным и не обязательным решение задач трудового воспитания в дошкольном возрасте. Так, например, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой раздел «Трудовое воспитание» выделен начиная с третьего года жизни. Уже на третьем году жизни дети должны уметь самостоятельно обслуживать себя, поддерживать порядок в игровой комнате, вместе со взрослым накрывать на стол, ухаживать за растениями и животными, иметь желание помогать взрослым, уважать труд людей.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с трудом детей, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, основными педагогическими условиями организации собственно трудовой деятельности дошкольников являются: создание соответствующей среды, выбор и использование технологий приобщения детей к труду.

Задания:

Запомните:

Основные термины и понятия: «трудовая деятельность», «средства труда», «формы организации труда», «виды труда».

Проверьте себя:

Средства трудового воспитания дошкольников:

— ознакомление с трудом взрослых, обучение навыкам труда, организация труда;

— совместный труд педагога и детей, собственно трудовая деятельность;

— показ приемов труда, трудовых действий, объяснение, моделирование.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте консультация

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым

становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).

Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,

находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;

— складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *