Цель от задачи

Процессы управления проектами

В самом общем виде методология проектного менеджмента определяет и формализует процедуры, методы и инструменты реализации пяти групп управленческих процессов (согласно стандарту PMBOK Guide):

  • Инициации проекта
  • Планирования
  • Организации исполнения;
  • Контроля исполнения;
  • Завершения проекта.

Группы процессов управления проектами
(согласно стандарту PMBOK Guide 3-d Edition)

Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является авторизация и санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.

Инициация проекта может включать следующие процедуры:

  • Разработка концепции проекта:
    • Анализ проблемы и потребности в проекте;
    • Сбор исходных данных;
    • Определение целей и задач проекта;
    • Рассмотрение альтернативных вариантов проекта.
  • Рассмотрение и утверждение концепции.
  • Принятие решения о начале проекта:
    • Определение и назначение менеджера проекта;
    • Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.

Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации.

Основным результатом этого этапа является План проекта. Однако, процесс планирования не завершается разработкой и утверждением первоначального плана проекта. В ходе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного перепланирования. Поэтому процессы планирования могут осуществляться на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и заканчивая детальным планом работ завершающей фазы проекта.

Планирование – комплексная, многокритериальная функция, предполагающая рассмотрение, анализ и прогнозирование нескольких функциональных областей проекта. Планирование проекта может включать следующие процедуры:

  • Планирование целей и содержания проекта
  • Календарное планирование работ проекта
  • Планирование затрат и финансирования проекта
  • Организационное планирование
  • Разработку сводного плана проекта.

При этом очень важно не забывать, что по ходу реализации проекта, происходит уточнение и более четкая детализация планов, а также возможно перепланирование проекта .

Организация исполнения проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей.

Организация исполнения проекта может включать следующие процедуры:

  • Распределение функциональных обязанностей и ответственности
  • Постановку системы отчетности
  • Организацию контроля выполнения расписания проекта
  • Организацию контроля затрат по проекту
  • Организацию контроля качества
  • Оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков
  • Распределение информации в проекте
  • Подготовку и заключение контрактов
  • Управление изменениями в проекте

В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта сильно потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.

Контроль исполнения проекта — процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений.

Контроль проекта может включать следующие процедуры:

  • Сбор отчетности о ходе работ по проекту
  • Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (результаты, стоимость, время)
  • Прогнозирование достижения целей проекта
  • Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий
  • Принятие решений о воздействиях и изменениях

Завершение проекта – процесс формального окончания работ и закрытия всего проекта.

Завершение проекта может включать следующие процедуры:

  • Сдача результатов проекта Заказчику;
  • Заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет);
  • Заключительный отчет по проекту и проектная документация;
  • Список открытых вопросов и заключительных работ;
  • Разрешение всех спорных вопросов
  • Роспуск команды проекта
  • Документирование и анализ опыта выполнения данного проекта.

В рамках данных процессов производится архивация основных управленческих и содержательных проектных документов для последующего использования при реализации других проектов.

Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока статья на тему

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Триединая дидактическая цель урока,

образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока

Комарова Марина Владимировна, преподаватель высшей категории ЧПОУ «ПТЭИТ»

выступление на методическом семинаре «Школы молодого педагога»

_____________________________________________________________________________________Кто хочет достичь цели, должен знать ее

«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет»

Кромвель

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели — нет управления, без цели — нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения.

Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный.

Триединая цель урока — это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.

Ключевое слово здесь «триединая». То есть цель по своей сути одна! И урок — единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. То есть, в планируемом результате проявляются три вышеназванных аспекта.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

Познавательный (образовательный) аспект цели.

Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.

3. Формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.

4. Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук которая считает, что «…целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».

Развивающий аспект цели

Развивающий аспект цели — это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:

1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.

2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:

— развитие речи;

— развитие мышления;

— развитие сенсорной сферы;

— развитие двигательной сферы;

Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.

Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие — это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:

— анализировать;

— выделять главное;

— сравнивать;

— строить аналогии;

— обобщать и систематизировать;

— доказывать и опровергать;

— определять и объяснять понятия;

— ставить и разрешать проблему.

Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели.

Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель — конкретные знания, умения и навыки — и отдаленную цель — развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.

Развитие сенсорной сферы — это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.

Воспитывающий аспект цепи

По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать — как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка — творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным».

Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):

1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке — первостепенная задача учителя.

2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.

3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других — все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке — в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.

4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.

5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.

Вывод: цели занятия ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться только как передача обучающимся готовых выводов науки и “целям организации” занятий – “изучить такой-то объем нового материала”, “повторить такие-то разделы программы” и т.п. Такая постановка цели в современном образовании несостоятельна. Цель занятия в современном образовании должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом на конкретные дидактические задачи.

Приложение

Рекомендации по формулировке целей занятий

Настоящие рекомендации разработаны для преподавательского состава колледжа в целях упорядочения работы преподавателей по оформлению необходимых при осуществлении учебного процесса внутренних документов. Приступая к формулировке целей урока, учитель:

— изучает требования программы;

— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть студенту;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность студента в результатах обучения.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной деятельности студентов.

1. Общие положения

1.1. Формулирование цели занятия позволяет организовать деятельность студентов в конечном виде и осуществлять руководство ею. Четко сформулированная цель занятия позволяет преподавателю определить ход предстоящей на уроке работы и уровень усвоения материала:

а) уровень представления;

б) уровень знаний;

в) уровень умений и навыков;

г) уровень творчества.

1.2. Преподавателем должна ставиться цель, в выполнении которой он уверен, в связи с чем необходимо производить диагностику целей, при необходимости в группах с более слабым контингентом цель должна быть изменена.

2. Требования к формулированию целей

2.1. Цель должна быть

1. четко сформулированной;
2. понятной;
3. достижимой;
4. проверяемой;
5. конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия — это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения.

Примеры неправильной постановки цели:

  1. Изучить тему: «…………»;

2. Углубить знания студентов по теме «………»;
3. Расширить кругозор студентов.

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.
2.2. Нa занятиях преподаватель должен решать триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; следовательно ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, перед преподавателем ставится методическая цель. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знаний студентов, используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

3. Формулирование учебных (дидактических) целей

3.1. Уровни усвоения знаний студентами определены государственным образовательным стандартом.
3.2. Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях, что является 1 уровнем усвоения. Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня усвоения материала.

1. Обеспечить знакомство студентов с методами определения-«…………..»

2. Обеспечить усвоение понятие «………….».

3. Обеспечить формирование представления (понятия)

4. Обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем …

5. Обеспечить формирование умений…

Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

3.3. 2 уровень — это уровень знаний, пересказа (репродуктивный уровень). Пример постановки целей данного уровня:

1. Обеспечить узнавание при внешней опоре…

2. Обеспечить воспроизводение по образцу;

3. Обеспечить воспроизводение по предложенному алгоритму;

4. Добиться усвоения учащимися понятий;

5. Установить уровень знаний по теме…

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3.4. 3 уровень — уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1. Способствовать овладению техникой «……………»;

2. Стремиться к выработке навыка работы с «………..»;
3.Способствовать отработке навыка определения «………….»;
4. Обеспечить систематизацию и обобщение изученного материала по теме «……»;

5. Обеспечить отработку умений учащихся.

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

4. Развивающие цели урока

4.1. В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели. Пример формулировки развивающих целей занятия:

создать условия для:

1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

2. развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

3. развития мировоззрения;

4. развития навыков устной и письменной речи;

5. развития памяти;

6. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

7. развития эстетических представлений и художественного вкуса;

8. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

9. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

10. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

11. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

12. развития у обучающихся рефлексивной деятельности

13. развития способности четко формулировать свои мысли;

5. Воспитательные цели урока

5.1. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Примеры формулировок воспитательных целей:

создать условия для:

1. воспитания уважения к своей Родине;

2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;

3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;

4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;

5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;

6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;

7.подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;

8. формирования взглядов (привычек, идей…);

9.воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;

10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;

11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;

12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;

14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;

15.воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;

16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.

6. Задачи урока

6.1. В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи — это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.

6.2. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Если задача воспринимается студентом, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов студента, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  • выяснить основные отличия…
  • раскрыть особенности…
  • продолжить формирование навыков работы с документами.
  • развивать умения высказывать свою точку зрения…
  • формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:

  • развивать организаторские качества;
  • развивать инициативу творчества и т.д.

Образцы формулировки некоторых развивающих задач:

  • развивать критическое мышление;
  • развивать умения вести диалог;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать элементы воображения и т.д.

Урок 10§2.1 Решение задач на компьютере

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) | §2.1 Решение задач на компьютере

Ключевые слова:
• постановка задачи
• формализация
• алгоритмизация
• программирование
• отладка и тестирование
• выполнение расчётов

Чтобы решать задачи на компьютере, необходимо владеть языком программирования, обладать знаниями в области информационного моделирования и алгоритмизации.

2.1.1. Этапы решения задачи на компьютере

Решение задачи с использованием компьютера включает этапы, представленные на рис. 2.1.

На первом этапе обычно осуществляется постановка задачи, происходит осознание её условия. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть чётко выделены существенные свойства рассматриваемого объекта, указаны связи между исходными данными и результатами.

Рис. 2.1. Этапы решения задачи на компьютере

На втором этапе описательная информационная модель формализуется, т. е. записывается с помощью некоторого формального языка.

Для этого требуется:
• понять, к какому классу принадлежит рассматриваемая задача;
• записать известные связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений;
• выбрать наиболее подходящий способ для решения задачи.

На третьем этапе осуществляется построение алгоритма — чёткой инструкции, задающей необходимую последовательность действий для решения задачи. Алгоритм чаще всего представляется в форме блок-схемы ввиду её наглядности и универсальности.

На четвёртом этапе алгоритм записывается на одном из языков программирования. Вы учитесь записывать программы на языке Паскаль.

На пятом этапе осуществляется отладка и тестирование программы.

Отладка программы — это процесс проверки работоспособности программы и исправления обнаруженных при этом ошибок.

Ошибки могут быть связаны с нарушением правил записи программы на конкретном языке программирования. Их программисту помогает найти используемая система программирования; она выдаёт на экран сообщения о выявленных ошибках.

Проверка правильности разработанной программы осуществляется с помощью тестов. Тест — это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат.

О правильности разработанной программы свидетельствует также соответствие полученных данных экспериментальным фактам, теоретическим положениям и т. д. При этом может возникнуть необходимость уточнить разработанную математическую модель, полнее учесть особенности изучаемого объекта. По уточнённой математической модели снова составляется программа, анализируются результаты её выполнения. Так продолжается до тех пор, пока полученные результаты не будут достаточно точно соответствовать изучаемому объекту.

На шестом этапе по уточнённой программе проводятся необходимые вычисления, результаты которых позволяют ответить на поставленные в задаче вопросы.

Рассмотренные этапы являются основой разработки современного программного обеспечения, но при этом называются они несколько иначе (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Этапы разработки программного обеспечения

На этапе подготовки разработчик уточняет у заказчика требования к программному продукту, осуществляет предварительное планирование этапов работ, сроков, ресурсов и стоимости разработки.

На этапе проектирования составляются требования к программе, определяются её технические характеристики, выбираются алгоритмы реализации программы.

На этапе создания происходит разработка интерфейса программы (кнопки, иконки, расположение и т. д.); создаётся программный код — пишется программа, реализующая ранее выбранный алгоритм; осуществляются отладка и тестирование программы. На этом же этапе создаётся пакет документации, включающий различные описания, инструкции и руководства. Наличие подробной документации обеспечивает в том числе возможность передачи накопленных знаний другим разработчикам.

На этапе поддержки происходит установка разработанного программного обеспечения (внедрение), исправление выявленных ошибок и поддержка пользователей (сопровождение).

2.1.2. Задача о пути торможения автомобиля

Рассмотрим последовательность этапов решения задачи на компьютере (см. рис. 2.1) на примере простой задачи.

Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной скоростью, увидев красный свет светофора, нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться каждую секунду на 5 метров. Требуется найти расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.

Первый этап. Дано:

υ0x — начальная скорость;

υх — конечная скорость (равна нулю, так как автомобиль остановился);

ах — ускорение (равно -5 м/с2).

Требуется найти: sx — расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.

Второй этап. В данной ситуации мы имеем дело с прямолинейным равноускоренным движением тела. Формула для перемещения при этом имеет вид:

Упростим эту формулу с учётом того, что конечная скорость равна нулю: . При аx = -5 м/с2 получим: (при условии задания скорости в метрах в секунду и вычислении пути в метрах).

Третий этап. Представим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:

Четвёртый этап. Запишем данный алгоритм на языке программирования Паскаль:

Пятый этап. Протестировать составленную программу можно, используя информацию, что при скорости 72 км/ч с начала торможения до полной остановки автомобиль проходит 40 метров.

Шестой этап. Выполнив программу несколько раз при различных исходных данных, можно сделать вывод: чем больше начальная скорость автомобиля, тем большее расстояние он пройдёт с начала торможения до полной остановки.

Применяя компьютер для решения задач, всегда следует помнить, что наряду с огромным быстродействием и абсолютной исполнительностью у компьютера отсутствуют интуиция и чувство здравого смысла и он способен решать только ту задачу, программу решения которой ему подготовил человек.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Этапы решения задачи с использованием компьютера:

1) постановка задачи;

2) формализация;

3) алгоритмизация;

4) программирование;

5) отладка, тестирование;

6) выполнение расчётов.

Для решения многих задач на компьютере необходимо владеть языком программирования, обладать знаниями в области информационного моделирования и алгоритмизации.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Перечислите основные этапы решения задачи с использованием компьютера.

3. Что происходит на этапе постановки задачи? Что является результатом этого этапа?

4. Что происходит на этапе формализации? Что является результатом этого этапа?

5. Что происходит на этапе алгоритмизации? Что является результатом этого этапа?

6. Что происходит на этапе программирования? Что является результатом этого этапа?

7. Что происходит на этапе компьютерного эксперимента? Что является результатом этого этапа?

8. Какой этап решения задачи на компьютере, по вашему мнению, является наиболее трудоёмким?

9. Как вы считаете, по силам ли одному специалисту реализация всех этапов решения сложной практической задачи? Обоснуйте свою точку зрения. Проведите аналогию между этапами решения задачи на компьютере и этапами разработки программного обеспечения. Обсудите эти вопросы в группе.

10. Как правило, сложные практические задачи решаются большими коллективами разработчиков. Отдельные группы в этих коллективах специализируются на выполнении одного или нескольких этапов решения задачи. Нужно ли в таком случае им иметь представление обо всех этапах решения задачи с использованием компьютера? Обоснуйте свою точку зрения.

11. Может ли пригодиться в жизни представление об этапах решения задачи с использованием компьютера? Обоснуйте свою точку зрения.

12. В аэробусе, вмещающем 160 пассажиров, три четверти мест находятся в салонах экономического класса и одна четверть мест — в салоне бизнес-класса. Стоимость билета в салоне бизнес-класса составляет х рублей, что в два раза выше стоимости билета в салонах экономического класса. Разработайте программу, которая вычислит сумму денег, полученную авиакомпанией от продажи билетов на этот рейс, если известно, что остались нераспроданными а билетов бизнес-класса и b билетов экономического класса. Выделите все этапы решения этой задачи и опишите свои действия на каждом из них.

13. Уличный продавец газет получает а рублей с продажи каждой из первых 50 газет. С продажи каждой из последующих газет он получает на 20% больше.

Разработайте программу, которая вычислит заработок продавца, если он продаст за день 200 газет. Зафиксируйте свои действия на каждом из этапов решения этой задачи.

Электронное приложение к уроку

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЭОР

Cкачать материалы урока

Требования к формулированию целей

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. предвосхищаемый результат деятельности;

  2. предметная проекция будущего;

  3. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Достижимые в ходе урока.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», » понять».

Целеполагание является проблемой современного урока.

Ошибки при постановке целей урока:

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  • Постановка собственной цели учителя. Если цель ориентирована только на деятельность учителя, а не учащегося, то мотивация студентов будет намного ниже, чем, если определена цель и для них тоже.

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Практические цели:

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия — это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства, которое закладывает основу для успешного проведения урока. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, значит и весь сценарий урока преподавателем построен без логического завершения. Примеры неправильной постановки цели:

— Изучить тему: «Достопримечательности Лондона»;

— Углубить знания студентов по теме «Определенный артикль»;

— Формирование лексических навыков;

— Развитие монологических умений и т.п.

Для постановки практических целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»

«рассказать»

«описать»

«обсудить»…

При озвучивании цели студентам в начале урока более эффективным будет использовать глаголы в форме повелительного наклонения: «выберите», «сгруппируйте», «укажите»…

Соотношение цели и задач — это соотношение общего и частного. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения, поскольку достижение цели может быть рассчитано на несколько уроков.

Помимо основной практической цели, формулируются сопутствующие развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.

Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата» статья по теме

Доклад

«Комплексный подход к планированию образовательного процесса.

Единство цели и планируемого результата»

Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен руководствоваться учитель при правильной постановки целей – это планирование результатов учебного занятия. Формы и методы, определённые учителем как ведущие в данном учебном мероприятии, должны быть нацелены на реализацию поставленных целей и достижения планируемых результатов. Для того, что бы решить все эти задачи, в первую очередь, учителю необходимо выполнить требования при постановки целей.

Требования к целям

  1. Диагностичность (реальность, проверяемость, направленность на результат.)
  2. Достижимость ( работа учащихся всегда должна быть направлена на зону ближайшего развития, в которой они обязательно должны добиться усвоения целей ).
  3. Напряжённость (ориентация на максимум возможностей учеников )
  4. Конкретность.
  5. Перспективность.
  6. Осознание цели учащимися.
  7. Пластичность. Отсутствие точно и правильно поставленных целей обучения настолько задерживает успех школьной работы учителя, что большинство учащихся, закончив первую ступень самосовершенствования в стенах средней школы, раскрывают лишь на 0, 1 % своих потенциальных возможностей человека. А подлинными причинами этого являются следующие:
    во — первых, не было установлены границы, до которых учащихся необходимо было доводить в течение каждого года, каждого месяца, каждого дня; во — вторых, не были указаны пути, которые безошибочно вели бы к намеченной цели.

Выправить положение нам обязательно поможет качественная постановка целей. В практике работы российских школ принята постановка триединой дидактической цели: обучающей (познавательной), развивающей и воспитательной.

1. Обучающие цели урока (возможные формулировки):

  1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.
  2. Содействовать организации деятельности учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы.
  3. Содействовать выявлению степени усвоения знаний, умений и навыков, способов действий, изученных или сформированных на предыдущих уроках.
  4. Актуализировать субъективный опыт учащихся.
  5. Содействовать обеспечению усвоения знаний и способов действий по теме урока.
  6. Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, способов действий.
  7. Содействовать обеспечению закрепления понятий, правил…
    — применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.
  8. Содействовать организации деятельности учащихся:
    — по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
    — по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы.
  9. Содействовать обеспечению проверки и оценки знаний и способов действий учащихся по теме.
  10. Содействовать организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий.
  11. Содействовать обеспечению условий для формирования ключевых компетенций…

Ключевые компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явление и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картин мира, расширяющиеся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательный компетенции. Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание. Исследование, интеллектуальная деятельность.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных проблемах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, компьютер и т.д.) и информационными технологиями (СМИ, Интернет и т.д.).

Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе. Владение различными социальными ролями. Ученик должен представить себя, написать письмо, анкету. Заявление, задать вопрос, завести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникаций и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Здоровьесберегающие компетентности. Знание соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Общепредметные компетенции. Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции. Частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

  1. Содействовать формированию (продолжить формирование, закрепить) уровней сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.

— уровня сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

— уровня владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение конфликтов;

— уровня владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;

— уровня владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести диалог, монолог, знание и соблюдение традиций, этикета.

2. Развивающие пели учебного занятия.

Конаржевский Ю.А. предлагает следующие блоки развивающих целей:
1) развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3) развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировка в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы звуков, оттенков речи.

4) развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения и т.п.

Необходимо дополнить такие блоки, как:
5) развитие познавательных интересов;
6) развитие творческих способностей, как способностей создавать что-то новое, оригинальное.

При планировании развивающих целей Шамова Т.И. и Давыденко Т.М. рекомендуют использовать следующие виды целей и их содержание.

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

— актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
— содействовать учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость учебного материала.

2.Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
— содействовать осознанию учащимися ценностей совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

— создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (тест, определение понятия, задачу и др.);
— обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
— содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правила, задаче, законе );
— обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

— содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
— создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников культуры самоуправления учением:

— обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность;
— создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
— содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию своёй деятельности.

6. Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

— создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
— обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

— содействовать развитию у детей умений общаться;
— обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

— обеспечить у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
— содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
— обеспечить у школьников развития умения объектизировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных представлений на язык общих положений, принципиальных схем и т.п.

3. Воспитательные цели. Воспитательный аспект целей должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности для формирования и развития различных качеств личности, нравственных отношений (к другим людям, к себе — «Я», к обществу и коллективу, к труду, к Родине)

Возможные формулировки воспитательных целей:

  1. Содействовать формированию мировоззренческих понятий…
  2. Осуществлять нравственное, эстетическое, физическое воспитание.
  3. Способствовать формированию опыта нравственного поведения.
  4. Содействовать формированию основ здорового образа жизни.
  5. Способствовать формированию ценностных ориентаций — осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни; формирование любви и уважения к
  6. Способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма.
  7. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.
  8. Способствовать формированию толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
  9. Способствовать воспитанию уважения к правам человека и демократическим ценностям, социальной ответственности.
  10. Способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву.
  11. Способствовать формированию позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своего региона.
  12. Способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира.

Таким образом, для решения поставленных учителем целей и достижения планируемых результатов на данном учебном занятии, от учащихся требуется владение целым набором творческих, познавательных и организационных умений и способностей:

  1. самостоятельно мыслить,
  2. проявлять инициативу,
  3. генерировать идеи,
  4. видеть и решать проблемы,
  5. ставить цели,
  6. проявлять лидерские качества,
  7. привлекать знания из различных источников,
  8. прогнозировать результаты,
  9. предвосхищать возможные последствия разных вариантов решения проблем,
  10. устанавливать причинно-следственные связи,
  11. обобщать, систематизировать данные.

А от учителя – правильное использование тех или иных методов и технологий

1-Технологии компетентностно-ориентированного образования

  1. ПОРТФОЛИО
  2. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
  3. ДЕБАТЫ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
  1. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
  2. На первом этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации.
  3. На втором этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.

2- ТЕХНОЛОГИЯ- МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

  1. КРИТЕРИИ И ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНИКУ
  1. ОЦЕНКА НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С НИМИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ;
  3. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ – НАЧАЛО РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ;
  4. ОТМЕТКА ФИКСИРУЕТ ПРИРАЩЕНИЕ В УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА

Компетентностные методы обучения

  1. Обращение к опыту учащихся
  2. Открытое обсуждение новых понятий
  3. Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  4. Дискуссия, столкновение субъектных позиций
  5. Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
  6. «Метод проектов»

КМС на обучаемость

  1. I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
  2. II уровень — прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в измененной ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки.
  3. III уровень — творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

При этом важно заметить, что данные способности успешно формируются именно в процессе правильной постановки целей и планируемых результатов, которые должны выступать в условиях современного биологического образования как единое целое.

Сформированность ключевых компетенций, необходимо для дальнейшего общего среднего, начального и среднего профессионального образования:

Овладение основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности необходимо для дальнейшего общего среднего образования:

УМЕНИЯ И НАВЫКИ а) Основными мыслительными операциями ( анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).

б) Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.

в) Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.

г) Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером и другой вычислительной техникой

д) Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

е) Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.

ж) Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми умениями и навыками владения иностранным языком.

► Технологическая компетенция

то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, — позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

► Готовность к самообразованию

то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, — позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

► Готовность к использованию информационных ресурсов

то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, — позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

► Готовность к социальному взаимодействию

то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, — позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

► Коммуникативная компетенция

то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, — позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *