Целенаправленное планомерно осуществляемое восприятие объектов в познании

Тест 3. Методы исследования

1. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

а) L – данными;

б) Q-данными;

в) Т-данными;

г) Z-данными.

2. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

а) L – данными;

б) Q-данными;

в) Т-данными;

г) Z-данными.

3. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

а) наименований;

б) порядка;

в) интервалов;

г) отношений.

4. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

а) номинальном;

б) ординальном;

в) интервальном;

г) отношений.

5. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

а) номинальном;

б) ординальном;

в) интервальном;

г) отношений.

6. Крайне редко в психологии применяется шкала:

а) наименований;

б) порядка;

в) интервалов;

г) отношений.

7. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

а) трихотомии;

б) асимметрии;

в) транзитивности;

г) дихотомии.

8. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

а) наименований;

б) порядка;

в) интервалов;

г) отношений.

9. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

а) наименований;

б) порядка;

в) интервалов;

г) отношений.

10. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

а) наименований;

б) порядка;

в) интервалов;

г) отношений.

11. Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

а) к организационным методам;

б) к эмпирическим методам;

в) к способам обработки данных;

г) к интерпретационным методам.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

а) экспериментом;

б) контент-анализом;

в) наблюдением;

г) методом анализа продуктов деятельности.

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

а) пилотажным;

б) лонгитюдным;

в) сравнительным;

г) комплексным.

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия;

б) интроекция;

в) интроспекция;

г) интроскопия.

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

а) для гуманистической психологии;

б) для гештальтпсихологии;

в) для психоанализа;

г) для психологии сознания.

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

а) контент-анализом;

б) анализом продуктов деятельности;

в) беседой;

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

а) близнецовый;

б) приемных детей;

в) семейный;

г) интроспекции.

20. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

а) полевое;

б) сплошное;

в) систематическое,

г) дискретное.

21. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

а) контент-анализом;

б) методом сравнения;

в) методом социальных единиц;

г) социометрией.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) Х. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

а) в 1850 г.;

б) в 1868 г.;

в) в 1879 г.;

г) в 1885 г.

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна:

а) с 1880 г.;

б) с 1883 г.;

в) с 1885 г.;

г) с 1889 г.

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) А.П. Нечаевым в 1901 г.;

б) С. Холлом в 1889 г.;

в) У. Джемсом в 1875 г.;

г) Н.Н. Ланге в 1896 г.

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

а) И.М. Сеченов;

б) Г.И. Челпанов;

в) В.М. Бехтерев;

г) И.П. Павлов.

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

а) наблюдения;

б) эксперимента;

в) контент-анализа;

г) анализа продуктов деятельности.

28. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

а) явления;

б) связи между явлениями;

в) причинно-следственной связи между явлениями;

г) корреляции между явлениями.

29. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

а) контент-анализ;

б) анализ продуктов деятельности;

в) беседа;

г) эксперимент.

30. Ассоциативный эксперимент для изучения неосознаваемых аффективных образований разработал и предложил:

а) П. Жане;

б) З. Фрейд;

в) Й. Брейер;

г) К. Юнг.

31. Автором естественного эксперимента является:

а) Р. Готтсданкер;

б) А.Ф. Лазурский;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

32. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

а) Р. Готтсданкер;

б) А.Ф. Лазурский;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

33. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

а) мысленный эксперимент;

б) квазиэксперимент;

в) лабораторный эксперимент;

г) метод беседы.

34. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

а) независимой;

б) зависимой;

в) внешней;

г) побочной.

35. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

а) независимым;

б) зависимым;

в) побочным;

г) внешним.

36. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

а) внутренней;

б) внешней;

в) операциональной;

г) конструктной.

37. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной реальности характеризует валидность:

а) внутреннюю;

б) внешнюю;

в) операциональную;

г) конструктную.

38. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается ва-лидность:

а) внутренняя;

б) внешняя;

в) операциональная;

г) конструктная.

39. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним понятия «валидность»:

а) внутренняя;

б) внешняя;

в) операциональная;

г) конструктная.

40. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:

а) Р. Готтсданкер;

б) А.Ф. Лазурский;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

41. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

а) селекцией;

б) статистической регрессией;

в) экспериментальным отсевом;

г) естественным развитием.

42. Эффект плацебо был открыт:

а) психологами;

б) педагогами;

в) медиками;

г) физиологами.

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте называется эффектом:

а) плацебо;

б) Хотторна;

в) социальной фасилитации;

г) ореола.

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в исследованиях:

а) психофизиологических;

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.);

в) психологии личности и социальной психологии;

г) психогенетических.

45. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее последовательно использовалась в психологических исследованиях:

а) А.Н. Леонтьева;

б) В. Вундта;

в) В.М. Бехтерева;

г) З. Фрейда.

46. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) проективные.

47. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и навыками, носящими общий или специфический характер, осуществляется с помощью тестирования:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) способностей.

48. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

а) валидности;

б) достоверности;

в) надежности;

г) репрезентативности.

49. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия области измеряемых психических явлений, представляет валидность теста:

а) конструктную;

б) по критерию;

в) по содержанию;

г) прогностическую.

50. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно, известен как:

а) конструктная валидность теста;

б) валидность теста по критерию;

в) валидность теста по содержанию;

г) надежность теста.

51. На данные личностных опросников не должно влиять:

а) использование обследуемыми неверных эталонов;

б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов требованиям опросной процедуры;

г) личностное воздействие исследователя.

52. Для установления статистической взаимосвязи между переменными применяется:

а) t-критерий Стьюдента;

б) корреляционный анализ;

в) метод анализа продуктов деятельности;

г) контент-анализ.

53. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:

а) Р. Кеттелл;

б) К. Спирмен;

в) Дж. Келли;

г) Л. Терстоун.

54. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных называется:

а) медианой;

б) модой;

в) децилем;

г) процентилем.

55. Если психологические данные получены по интервальной шкале или шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между признаками применяется коэффициент корреляции:

а) линейной;

б) ранговой;

в) парной;

г) множественной.

56. Табулирование, представление и описание совокупности результатов психологического исследования осуществляется:

а) в описательной статистике;

б) в теории статистического вывода;

в) в проверке гипотез;

г) в моделировании.

57. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в психологии допускает квантификация показателей в шкале:

а) наименований;

б) порядка;

в) отношений;

г) интервальной.

58. Дисперсия является показателем:

а) изменчивости;

б) меры центральной тенденции;

в) среднеструктурным;

г) среднестепенным.

59. К многомерным статистическим методам не относится:

а) многомерное шкалирование;

б) факторный анализ;

в) кластерный анализ;

г) корреляционный анализ.

60. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных, обеспечивает:

а) многомерное шкалирование;

б) факторный анализ;

в) кластерный анализ;

г) структурно-латентный анализ.

61. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между этими признаками называется:

а) многомерным шкалированием;

б) факторным анализом;

в) кластерным анализом;

г) структурно-латентным анализом.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное или интересующее его.

Дифференцируя предметы восприятия, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы предметы восприятия не ускользнули из поля его деятельности

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ход наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает и структуру, и содержание всех психических процессов.

Нарушение восприятия ПРИ резком физическом

или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподоб-ные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцанаторного образа не существует: «Как же вы не видите, ведь вот стоит собака, шерсть рыжая, вот она, вот…». Предполагают, что галлюцинации возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре мозга.

Выделяют псевдогаллюцинации — когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: «голоса звучат внутри головы», видения воспринимаются «умственным взором». Псевдогаллюцинации могут быть в любой чувственной сфере: тактильные, вкусовые, зрительные, кинестические, звуковые, но в любом случае они не идентифицируются с реальными предметами, хотя и являются четкими образами, в мельчайших деталях, стойкие и непрерывные. Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли человека и не могут быть произвольноизменены или изгнаны из сознания, носят характер «на-вязанности».

Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчужденности, «сделанности» («кем-то сделаны») называется синдромом Кандинского: у человека появляется чувство воздействия со стороны. Можно выделить 3 компонента этого синдрома: 1) идеаторный — «сделанность, насильственность мыслей», возникает неприятное чувство «внутренней рас-крытости»; 2) сенсорный — «сделанность ощущений» («насильственно показывают картины…»); 3) моторный — «сделанность движений» («руками, ногами, телом кто-то действует, заставляет странно ходить, что-то делать…»).

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, — главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на эффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект — кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени, воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).

Возможны нарушения мотивационных компонентов восприятия: когда внутренние конфликты между потребностями человека, «психологическая защита» могут искажать

восприятие. Исследования показали, что процесс восприятия одного и того объекта (например, «чернильное пятно некой формы) строится различно в зависимости от того, какие мотивы побуждают деятельность человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы виды и функции ощущений?

2. Охарактеризуйте строение и характеристики чувствительности анализаторов.

3. Чем отличается восприятие от ощущения?

4. В чем особенности восприятия времени и пространства?

5. Каковы свойства восприятия?

6. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

7. Что происходит с человеком в ситуации сенсорной деп-ривации?

8. Какие нарушения восприятия встречаются?

9. Разработайте структурно-логическую схему изучаемого материала, сопоставьте логические схемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брунер Д. Психология познания. М., 1977.

2. Годфруа Ж: Что такое психология. М., 1994.

3. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.

4. Ловиненко А. Д. Психология восприятия. М., 1987.

5. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. МГУ, 1975.

7. Грановская P.M. Элементы практической психологии Л., 1984.

8. Миракян А. И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992.

9. Психология познавательных процессов. Самара, 1992.

10. Психология и педагогика (под ред. Радугина А. А.). М., 1997.

11. Немое P.M. Психология. М., 1997.

12. Маккена Т. Истые галлюцинации. М., 1996.

13. Цветкова Л. С. Афазия и восприятие. М., 1997.

1.2. Внимание

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом науки детской психологии являются:

+а) закономерности формирования психики ребенка;

б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;

в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.

2. К методам детской психологии не относятся:

а) тестирование, анкетирование;

+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;

в) эксперимент.

3. Детская психология как наука является ветвью:

а) педиатрии;

+б) общей психологии;

в) психиатрии детского возраста.

4. Возникновение детской психологии как науки произошло:

+а) в середине XIX века;

б) в начале XIX века;

в) в середине XX века.

5. Принципы детской психологии:

а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;

+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;

в) истины, конкретности, объективности, системности.

6. Этапы развития детской психологии как науки:

+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;

б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;

в) зарождения, современного развития.

7. К областям детской психологии можно отнести:

+а) психологию младенчества, дошкольного детства;

б) психологию зрелого и старческого возраста;

в) педагогическую психологию.

8. Специальная детская психология изучает:

+а) закономерности психического развития с отклонениями;

б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;

в) принципы наследственной передачи заболеваний.

9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):

+а) коррекционная психология;

б) психология младенчества;

в) психология подростка.

тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:

а) проективные методы;

+б) психодиагностические методы;

в) эмпирические методы.

11. К группе проективных методов можно отнести:

а) анкетирование;

+б) тест пятен Роршаха;

в) эксперимент.

12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:

+а) бихевиористская теория;

б) теория трех ступеней Бюллера;

в) теория бессознательного Фрейда.

13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:

а) до 1 года;

+б) 3–5 лет;

в) 12–18 лет.

14. Пиаже выделил 4 стадии развития:

а) ребенка;

+б) интеллекта;

в) эмоций.

15. Стадия формальных операций приходится на возраст:

а) 2–8 лет;

+б) 11–15 лет;

в) 8–11 лет.

16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:

+а) Гетчинсон;

б) Холл;

в) Штерн.

17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:

+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;

б) бихевиористская теория;

в) психоанализ.

18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:

а) 4;

+б) 6;

в) 3.

19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:

+а) интериоризация;

б) интимизация;

в) орализация.

тест_20. Термин «зона ближайшего развития» введен:

а) Д.Б. Элькониным;

б) Ж. Пиаже;

+в) Л.С. Выготским.

21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:

а) значимой;

+б) ведущей;

в) главной.

22. Создателем теории психоанализа был:

+а) Фрейд;

б) Эриксон;

в) Холл.

23. Законы детского развития (первый — цикличности развития; второй — неравномерности развития; третий — «метаморфозы» в детском развитии; четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка) разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Фрейд;

в) Эльконин.

24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:

+а) 1–3 лет;

б) до 1 года;

в) 12–18 лет.

25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:

а) 12–13 лет;

б) до 2 лет;

+в) 2–12 лет.

26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:

+а) П.Я. Гальперин;

б) Эриксон;

в) Зигмунд Фрейд.

27. Закон формирования высших психических функций: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, сперва в социальном, потом — в психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка» разработал:

+а) Л.С. Выготский;

б) Макаренко;

в) Эльконин.

28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:

+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;

б) овладение орудийными действиями;

в) развитие предметных действий.

29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:

+а) становление «Я» и самооценки;

б) выделенность себя;

в) специфически-предметные действия.

тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:

+а) трех лет;

б) семи лет;

в) тринадцати лет.

31. Ведущая деятельность в дошкольный период:

+а) сюжетно-ролевая игра;

б) общение со взрослым;

в) предметная деятельность.

32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:

+а) для старшего дошкольника;

б) младшего дошкольника;

в) раннего детства.

33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:

+а) эгоцентрическая речь;

б) диалогическая речь;

в) контекстная речь.

34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:

+а) волевой;

б) ситуативной;

в) коллективной.

35. Ведущая деятельность подросткового периода:

а) игровая;

+б) интимно-личностное общение со сверстниками;

в) трудовая.

36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:

а) интеграция;

б) индивидуализация;

+в) адаптация.

37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:

а) псевдосотрудничеством;

+б) соперничеством;

в) изоляцией.

38. Младшие дошкольники в игре:

а) предварительно планируют игру;

б) включают в игру до 10 человек;

+в) отображают трудовые действия взрослых.

39. Первым компонентом учебной деятельности являются:

а) учебные действия;

б) учебная задача;

+в) учебная мотивация.

40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:

+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;

б) чрезмерной мягкости родителей;

в) отвергающей позиции родителей.

41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:

а) идентификацией;

б) подкреплением;

+в) пониманием.

42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:

+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;

б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;

в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.

а) социально-психологическую;

+б) интеллектуальную;

в) личностную.

44. Нерасчлененность детского мышления называют:

а) артифициализмом;

+б) синкретизмом;

в) анимизмом.

45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:

а) 5–7 лет;

б) 2–5 лет;

+в) 0–2 лет.

46. Младший школьный возраст сензитивен:

а) к освоению своего внутреннего мира;

+б) учебной деятельности;

в) игровой деятельности.

47. Четвертый компонент усвоения — это:

+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;

б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

в) положительное отношение учащихся.

48. Сензитивный период развития речи:

а) 5–7 лет;

+б) от 1 года до 3 лет;

в) 3–5 лет.

49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:

+а) самоутверждения;

б) избегания неприятностей;

в) долга.

Крылов Альберт Александрович — Психология (учебник)

Страсть — это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности — к чувствам.

Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.

Чувства — наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему то, к кому то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

Настроения — это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации и т. д.

Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — выразительные движения лица; пантомимике — выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса).

Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Общие характеристики эмоций легли в основу создания ряда шкал эмоциональных состояний.

Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции — наиболее психологические из всех выделяемых процессов.

Нет единого мнения среди ученых, занимающихся проблемой эмоций, относительно вопроса об их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античной философии высказывались мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.

На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям.

Один из самых ранних подходов к пониманию роли выразительных движений был предложен У. Джемсом и К. Ланге, сформулировавшими так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций — это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию. Они свели эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратили сознательные процессы центрального характера во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и ее не определяющий акт.

Однако выразительные движения — это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.

Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных», привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике — результат эволюционного процесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков — обезьян.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию.

Почти с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.

Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.

§ 14.2. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров

Если, говоря словами Дарвина, «выражение — это язык эмоций», то движение лицевых мышц можно считать азбукой этого языка. В. М. Бехтерев также отмечал, что в отличие от пантомимических движений и жестов мимика всегда эмоциональна и в первую очередь является отражением чувств говорящего. Многие ученые наблюдали, что сложная игра мимических мышц выражает психическое состояние субъекта красноречивее слов.

Интерес к изучению лица как к источнику информации о человеке возник еще во времена Древней Греции. Это привело к созданию целой науки о лице, названной физиогномикой. На всем протяжении истории физиогномики от Аристотеля до наших дней люди верили в существование прямой зависимости между чертами лица и характером человека. С помощью различных рекомендаций каждый стремился проникнуть в мысли собеседника, основываясь на особенностях строения и выражения лица.

Однако на сегодняшний день зависимость характера человека и его внешности (строение тела, лица) не получила убедительного научного подтверждения. Общепризнанно, что главную роль в экспрессивных выражениях лица играет центральная нервная система человека. Экспериментально подтвердилась связь сокращений мышц лица с появлением определенной мимики. Опыты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения мимических мышц с помощью электродов аналогичны естественным реакциям, возникающим при тех или иных эмоциях. Таким образом, мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения.

Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в эмоциональной коммуникации увеличивается с фило- и онтогенетическим развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры лица. Так, у беспозвоночных и низших позвоночных вообще нет поверхностных мышц лица и репертуар эмоций у них минимален. Дальнейшее развитие лицевой мускулатуры наблюдается у позвоночных, достигая высокого уровня развития у высших приматов.

Многочисленные исследования позволили сделать вывод о том, что нервно мышечные механизмы лица, необходимые для выполнения основных мимических выражений, образуют последовательность развития от высших приматов к человеку. Действительно, чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем больше эмоций оно может проявить. Самой природой лицу отведена особая роль в биокоммуникабельности.

Известно, что мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически.

Ученые установили, что все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15 18 й недели эмбриогенеза, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20 й недели эмбрионального развития. Таким образом, оба механизма, с помощью которых лица опознаются как важные категории стимулов и сами выражают те или иные эмоции, уже достаточно сформированы ко времени рождения человека, хотя, конечно, во многом отличаются по возможностям функционирования от лица взрослого человека. Другими словами, выражение эмоций на лице представляет собой важную систему коммуникации, способную функционировать с рождения.

Выразительные проявления частично являются врожденными, частично развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности некоторых проявлений эмоций состоит в том, что у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова. Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой инстинктивный акт и встречается и у слепорожденных. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но зависят от обучения и воспитания.

Эмоции и чувства

Рубрика Психология
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 11.12.2015
Размер файла 1,2 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

  • Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.
    реферат , добавлен 12.09.2006

  • Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.
    реферат , добавлен 14.03.2004

  • Эмоции и чувства как своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе; источники их возникновения. Анализ теорий эмоций (Джемса–Ланге, Кеннона–Барда, эволюционной Ч. Дарвина, атрибутивной Г. Маранона и когнитивной).
    реферат , добавлен 25.10.2011

  • Что такое эмоции. Развитие эмоций как неотъемлемая часть эволюции. Эмоции и чувства как личностные образования. Чувства как значимый фактор в формировании мотивационной части личности. Психологические теории эмоций. Связь здоровья с эмоциями и чувствами.
    реферат , добавлен 07.06.2010

  • Общее понятие об эмоциях и определение их роли в жизни человека. Изучение основных функций и видов эмоций. Общая характеристика собственной эмоции, настроения, аффекта и стресса. Анализ отличий эмоций от ощущений и оценка их индивидуального своеобразия.
    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

  • Характеристика и феноменология эмоций. Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теории эмоции. Центральные нейронные механизмы эмоций. Два класса эмоционального состояния: собственно эмоции и эмоциональные чувства. Составления айсбрейкера.
    контрольная работа , добавлен 04.02.2011

  • Классификация видов эмоций и чувств, характеристика их функций. Многообразие эмоциональных состояний и механизм управления ими. Основные положения структурной теории эмоций Пейпеца, соматической теории Джемса-Ланге, потребностно-информационной теории.
    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

  • Основные эмоциональные процессы и управление ими. Виды чувств. Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний. Процесс импульсивной регуляции поведения. Чувства как продукт эмоционального развития человека.
    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

  • Характеристика эмоций и чувств, их функции и физиологические основы. Интерпретация эмоционально-выразительных движений на основании их соотнесения с контекстом, в котором идет общение. Система нравственных, эстетических и интеллектуальных переживаний.
    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

  • Основные виды и функции эмоций и чувств. Отношение человека к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Объективная и субъективная действительность. Субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
    реферат , добавлен 24.02.2012

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *