У ребенка депрессия

10 признаков депрессии у ребенка

Плохое настроение, стресс, особенно продолжительный, чрезмерные нагрузки или физиологические нарушения могут спровоцировать депрессию. Распознать ее довольно сложно, поскольку именно в детском возрасте депрессивное состояние протекает не всегда явно.

Еще десять лет назад психологи уверяли нас, что страдать депрессивными расстройствами ребенок до 9-10-летнего возраста не может, однако последние наблюдения показали – могут и раньше. Неумолимая статистика показывает: около 12% детей от 9 до 13 лет сталкиваются с эпизодами настоящей клинической депрессии. Причем, чем ближе пубертатный период, тем чаще встречаются случаи клинической депрессии даже с попытками суицида.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Половое развитие мальчика

Нежелание идти в школу или садик, плохое настроение и легкий сплин – нормальное явление, их может вызвать усталость, плохая погода, конфликты с преподавателем или одноклассниками. Дошкольники, например, часто болезненно воспринимают расставание с мамой, порой, даже на короткое время. Но такое состояние у детей обычно не продолжительно, проходит в течение дня, его можно отвлечь, переключить, развеселить. С депрессией все несколько иначе и значительно сложнее.

1. Депрессивная триада: невозможность получать удовольствие (ангедония), сниженное настроение, негативное мышление, когда ребенок считает, что его никто не любит, он плохой и виноват во всем, характерный признак как «взрослой» так и «детской» депрессии.

2. Депрессия характерна нарушение гормонального баланса, в частности, нарушением выработки и оранного захвата серотонина и дофамина. Страдающий депрессией ребенок может грызть ногти, наносить себе раны, вырывать волосы, при этом он не в состоянии справиться с собой и не может объяснить, зачем вредит себе.

3. Повышенная тревожность становится явно заметной, ребенок проецирует на себя и на близких все неприятности, о которых слышит и знает. Очень переживает за свое и мамино здоровье, жизнь.

4. Малыш может часто, и без какой либо причины плакать, просто из-за печальных мыслей. Может нарушиться сон – либо бессонница либо, наоборот, постоянная сонливость.

5. Голос становится тихим, движения замедленны, пропадает интерес к любимым игрушкам и развлечениям.

6. Потребность в мамином внимании становится навязчивой и нестерпимой, его все время не хватает. Ребенку постоянно нужно подтверждение того, что его любят

7. Чувство вины у взрослых, страдающих депрессией, направлено на себя – у ребенка чаще вовне. Он ищет виноватого в своем состоянии и обычно кого-нибудь находит.

Burda Media

8. Как и взрослая депрессия, детская особенно тяжела утром, после пробуждения. Это не означает, что если ребенок с трудом просыпается, то нужно ставить диагноз, тем не менее, в сочетании с другими проявлениями, этот так же может послужить симптомом.

9. Ребенок отказывается общаться со сверстниками, прекращает контакты с друзьями, не хочет гулять и даже говорить по телефону.

10. Большинство из этих признаков не проходят в течение 2 и более недель. Ребенка невозможно «переключить», он отказывается от игр и развлечений, очень быстро устает.

Burda Media

Что делать, если у ребенка появились признаки депрессии

Прежде всего, не ставьте диагноз сами. Если возникли сомнения, обратитесь к специалисту – детскому психологу или психотерапевту. Постарайтесь выяснить причину, которая спровоцировала такое состояние у ребенка, побеседуйте с ним. Категорически недопустимо ругать или упрекать ребенка, который находится в таком состоянии – это может спровоцировать суицидальные мысли.

Детские депрессии не лечат антидепрессантами, тут действует только совместная кропотливая работа родителей вместе с психологом.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:
Развитие девочки от зачатия до полового созревания: все что нужно знать родителям
Как научить ребенка справляться с трудностями: советы психолога

Детская депрессия

Детская депрессия – явление, которое часто остается без внимания. Плохое настроение ребенка, боязливость, тревогу, нежелание что-либо делать родители часто трактуют, как капризы или лень. Если кроха или подросток жалуется на хандру, апатию, упадок сил, беспричинную печаль в течение всего дня, и заметные изменения в поведении сохраняются дольше двух недель, можно предположить о развитии аффективного расстройства. Депрессия в детском возрасте сопряжена с существенными страданиями и приводит к социальной дезориентации малыша.

К настоящему дню отсутствуют точные данные о распространенности депрессии у детей. Предположительно, симптомы, соответствующие критериям аффективного расстройства, присутствуют у 1% малышей в возрасте до 10 лет и у 5% подростков. В последние годы в странах постсоветского пространства наблюдается рост числа заболевших в детской и подростковой категории.

В дошкольном и раннем школьном возрасте соотношение мальчиков и девочек, страдающих депрессией, приблизительно одинаковое. В подростковом возрасте эмоциональным аномалиям больше подвержены девушки, чем юноши. Яркая выраженность депрессивных признаков у ребят в возрасте от 11 до 18 лет часто обусловлена гормональными перестройками организма, характерными для пубертатного периода. Однако изменения, свойственные половому созреванию, не являются ведущей причиной расстройств настроения.

Причины депрессии в детском возрасте

Аффективные расстройства – явления, которые распространяются в семьях. Большинство детей, рожденных от родителей, в анамнезе которых были случаи депрессии, с 50% вероятностью будут иметь проблемы в эмоциональной сфере. Эта тенденция вызвана мутациями в гене-переносчике серотонина (SERT-1), которые прослеживаются у представителей одной семьи. Также редкие вариации гена NKPD1, наследуемого от предков потомкам, определяются у детей с высокими показателями депрессивной симптоматики.

Депрессия у детей и иные невротические расстройства могут быть связаны с нарушениями развития в эмбриональный и фетальный периоды. Заложить фундамент может хронической гипоксии плода, внутриутробные инфекции. Неблагоприятное течение беременности матери, особенно первый триместр, приводит к возникновению дефектов в основных системах жизнедеятельности будущего человека. Фундаментом для аффективных расстройств может стать перинатальная или приобретенная энцефалопатия, приводящая к недостатку снабжения головного мозга новорожденного питательными веществами.

Ведущая причина депрессий в детском возрасте – конфликтная неблагоприятная атмосфера в семье. Частые ссоры родителей являются серьезным испытанием для неокрепшей психики юной личности. Нередко расстройства настроения связаны с отсутствием единого взгляда на стиль воспитания у мамы и папы. Противоречивость требований, бездумное использование «кнута и пряника» расшатывают нервную систему ребенка и угнетают адаптационные возможности организма.

Типичная причина детских депрессий – взросление в неполной семье. Развод родителей и последующий уход одного из предков – тяжелое испытание для малыша. Нередко в таких ситуациях дети винят себя, полагая, что их поведение или, вообще, существование спровоцировало разрыв брачного союза.

Классический «виновник» детских депрессий – отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей. Многие взрослые настолько увлечены созданием собственной карьеры, что не находят времени для полноценного общения со своим отпрыском. Они не интересуются жизнью малыша, не предлагают помощь в решении проблем, не делятся личным опытом и не дают конструктивных советов. Маленькая личность очень страдает от отсутствия безусловной любви и ласки. Однако ребенок не способен объективно трактовать причины отстраненности предков, и полагает, что из-за каких-то личных особенностей он вызывает чувство неприязни. Тем самым на этом фоне у крохи зарождаются и укрепляются идеи о собственной никчемности, бесполезности, ненужности.

Причиной депрессий у подростков выступают естественные возрастные проблемы. В детских коллективах всегда присутствуют лидеры, которые устанавливают свои правила и диктуют модель поведения. Те дети, которые не соответствуют устоям и нормам данного коллектива, становятся объектами насмешек или вовсе изгоняются из компании. Дефицит нормальных контактов с ровесниками, ощущение себя изгоем формирует у незрелой личности комплекс неполноценности и наводит на меланхоличные размышления.

Пусковым механизмом нередко являются частые переезды, объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка необходимого для нормального развития общения со сверстниками. Кроха не получает требуемого опыта социального взаимодействия и лишается внутренней гармонии.

Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт аффективным расстройствам могут:

  • тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
  • несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
  • вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
  • разлука с близкими людьми;
  • физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
  • пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
  • моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
  • пережитая автомобильная авария;
  • насильственное ограничение свободы;
  • предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.

В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для тинэйджеров неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Они страдают из-за отсутствия модной одежды и крутых гаджетов.

Teenage girl looking thoughtful about troubles in her life.

Нередко манифестация депрессии в подростковом возрасте связана с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков. Однако у тинэйджера отсутствуют внутренние ресурсы для верной трактовки ситуации, нет полезных навыков по коррекции характера и развития личности. Подросток не видит вариантов по изменению положения и фиксирует внимание лишь на негативных аспектах бытия.

Симптомы депрессии в детском возрасте

Депрессия в детском возрасте проявляется многочисленными и разнообразными симптомами. Признаки меланхолии могут присутствовать постоянно или возникать периодически, например: при смене времени года. Интенсивность депрессивных проявлений вариабельная и зависит от темперамента ребенка, возраста, социального окружения, условий жизни.

Первичные симптомы детской депрессии – лабильность эмоционального фона. Родители замечают, что у их отпрыска часто и беспричинно меняется настроение. В один миг малыш веселится и смеется, в последующее мгновение грустит и плачет. По мере усугубления расстройства становится отчетливым подавленное мрачное настроение. Юная личность перестает радоваться жизни и воспринимает явления в черных тонах. Его одолевает скука и апатия. Ребенок не интересуется происходящими событиями, не хочет общаться с приятелями, не играет в обычные для его возраста игры, не радуется подаркам.

Симптомы депрессии у детей – нервозность и раздражительность. Малыш или подросток очень бурно реагирует на сообщения в его адрес. Все слова других людей он воспринимает, как обидные, оскорбительные несправедливые фразы. Дошкольники и младшие школьники становятся капризными и устраивают истерики, сопровождаемые потоком слез. Депрессивный подросток ведет себя враждебно и агрессивно, особенно по отношению к членам семьи. Он недоволен тем, как к нему относятся окружающие, сомневается в любви родителей.

При депрессии маленький человек воспринимает себя никчемным и неспособным существом. Его одолевает чувство безнадежности. Он уверен, что в будущем ему не удастся добиться каких-то значимых результатов. Ребенок перестает прикладывать усилия, необходимые для освоения учебного материала. Отсутствие мотивации к учебе дополняет ухудшение когнитивных способностей – явление, характерное для аффективных расстройств. При депрессии ученик не способен сконцентрировать внимание на одном задании, он становится невнимательным и неусидчивым, что отражается на качестве его знаний.

Депрессивный больной выглядит заторможенным и вялым. Ребенок, охваченный депрессией, жалуется на разбитость и слабость. Он указывает, что быстро устает от типичных нагрузок. Ученик, страдающий депрессией, может отказываться ходить в школу, говоря, что он не понимает информацию, подаваемую преподавателями. Он считает себя глупым, неспособным, плохим. При выраженных аффективных расстройствах появляются идеи самообвинения. Школьник упрекает себя в том, что он не может овладеть учебной программой.

Часто малыш пребывает в состоянии заторможенности. Ребенок может часами сидеть на одном месте с печальным выражением лица. На смену моторной и умственной заторможенности приходят периоды ажитации. Ребенок становится суетливым и непоследовательным в действиях. Он долго безутешно плачет, причитает, стонет, требует помощи от окружающих.

В сравнении с взрослыми у детей реже встречаются нарушения аппетита и проблемы со сном. Однако в подростковом возрасте на фоне депрессии юноша или девушка может отказываться от еды или, наоборот, испытывать возросшую потребность в пище. Маленькие дети жалуются на появление у них пугающих сновидений.

Типичные признаки детской депрессии – симптомы вегетативной дисфункции:

  • головная боль;
  • головокружение;
  • дискомфорт и болезненные ощущения в области живота;
  • усиление выделения пота;
  • чувство зябкости;
  • изменение сердечного ритма;
  • частые позывы к мочеиспусканию.

Неприятные телесные ощущения при проведенном врачебном осмотре не соответствуют критериям известных соматических и неврологических болезней.

Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств. Однако у подростков риск свершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве тинэйджер, как правило, принимает при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования.

Лечение депрессии у детей

Роль медикаментозного лечения детских депрессий невысокая, поскольку большинство психотропных препаратов запрещено применять лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Ребенку могут быть назначены антидепрессанты растительного происхождения. Детям старше 6 лет рекомендован прием медикаментов на основе экстракта зверобоя. Содержащиеся в растении гиперфорин, псевдогиперицин и гиперицин способствуют улучшению работы центральной нервной системы и вегетативных отделов. Эти элементы помогают устранить подавленность, эмоциональное истощение, общую слабость.

Поскольку ведущей причиной детских депрессий выступают психогенные факторы, вызывающие интенсивный стресс, основной акцент в лечении сделан на психотерапевтической работе и психологической коррекции. Задача психотерапевта – выявить негативные компоненты в мышлении ребенка, установить нефункциональные установки и деструктивные идеи. После выявления разрушающих звеньев в сознании врач помогает маленькому пациенту провести их преобразование.

Работа специалиста также ориентирована на улучшение самооценки ребенка. Врач мотивирует малыша на принятие своей индивидуальности и рассказывает, каким образом он может раскрыть таланты и добиться авторитета среди ровесников. Психотерапевт обучает депрессивного больного навыкам контроля над своими эмоциями и поведением. Ребенок узнает, каким образом можно снять нервное напряжение и обрести внутреннее спокойствие.

Основное условие для устранения депрессивного статуса у ребенка – устранение психотравмирующих факторов. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку, приложить усилия для создания доверительных отношений между поколениями. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная неконфликтная обстановка. Взрослым следует избавиться от привычки критиковать своего отпрыска и не выдвигать ему невыполнимых требований.

Соблюдение режима дня – основное условие для преодоления детской депрессии. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.

Прекрасный способ справиться с депрессией – содействовать малышу или подростку в занятиях спортом. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы их чадо регулярно пребывало на свежем воздухе. Приобщение к здоровому образу жизни в настоящем – залог отсутствие проблем с психикой в будущем.

Взрослому человеку может показаться, что причин для депрессии у подростка нет. Ему не нужно кормить семью, заботиться о других, выполнять сложные проекты и нести за кого-либо ответственность. Однако это не так. Есть мнение, что от депрессии страдает каждый восьмой подросток, и эта ситуация ухудшается с каждым годом.

Вам, как родителю, крайне важно усмотреть первые признаки депрессии своего ребенка. Вот наиболее многоговорящие из них:

  • раздражительность, злость, враждебность;
  • беспомощность;
  • потеря интереса к хобби и всему, что раньше доставляло удовольствие;
  • изменения в привычках еды и сна;
  • чувство бесполезности и вины;
  • недостаток мотивации и энтузиазма;
  • плохая успеваемость;
  • сложности с концентрацией;
  • низкая самооценка;
  • зависимость от телефона;
  • курение и алкоголь.

Следует понимать, что депрессия у взрослых может принципиально отличаться от подростковой. Если взрослый человек может вести себя тихо и уединенно, то подросток склонен быть враждебным к окружающим.

Причин депрессии может быть несколько: проблемы в школе, семье, личной и социальной жизни Согласно исследований клиники Майо, к депрессии могут привести несколько факторов, в том числе:

  • Травматические события. У большинства детей нет хорошо разработанных механизмов преодоления психических трудностей. Травматическое событие может оставить неизгладимое впечатление.
  • Унаследованные черты. Исследования показывают, что депрессия имеет биологический компонент. Она может передаваться от родителей к их детям.
  • Выученные шаблоны негативного мышления. Подростки, регулярно подвергающиеся воздействию пессимистичного мышления, особенно со стороны своих родителей. Они «учатся» чувствовать себя беспомощными, а не преодолевать трудности.
  • Особенности подросткового мозга. Исследования показали, что мозг подростков структурно отличается от мозга взрослых. Подростки с депрессией также могут иметь гормональные различия и различные уровни нейротрансмиттеров. Нейротрансмиттеры являются основными химическими веществами в мозге, которые влияют на взаимодействие клеток мозга друг с другом и играют важную роль в регулировании настроения и поведения.

Гиппократ рекомендовал людям, страдающим от депрессии, настойку опия, получать ободрение и поддержку, массаж, теплые ванны и минеральную воду из одного известного источника на Крите. Давайте выясним, что принципиально изменилось в плане самолечения за несколько тысяч лет. Но прежде чем вы прочтете советы, важно понять одну вещь: не стоит читать своему подростку нотации. Это худшая стратегия, которой только можно воспользоваться. Вы должны, прежде всего, слушать и предлагать свои советы ненавязчиво.

1

Поощряйте социальную активность

Подростки, подверженные депрессии, склонны избегать своих друзей и другой социальной активности. Однако изоляция только усугубляет ситуацию, поэтому сделайте все возможное, чтобы этого не произошло.

В первую очередь, другом должны стать именно вы. Заранее запланируйте время для беседы, в противном случае будете всегда заняты для этого. Отключите мобильный телефон и не отвлекайтесь во время разговора на другие дела. Обычный диалог лицом к лицу может значительно снизить уровень стресса вашего ребенка.

Активно боритесь с социальной изоляцией ребенка. Сделайте все возможное, чтобы ребенок гулял с друзьями или приглашал их домой. Предложите ему записаться на курсы танцев, спорта, музыки или искусства. Несмотря на то, что у него сначала не будет достаточно мотивации и интереса к этой деятельности, со временем ситуация изменится.

2

Поощряйте занятия спортом

Физическое и психическое здоровье неразрывно связаны. Депрессия усугубляется бездействием, недостаточным количеством сна и плохим питанием.
К сожалению, подростки известны своими нездоровыми привычками: поздно ложиться, есть нездоровую пищу и тратить часы на свои телефоны и прочие электронные устройства. Как родитель, вы можете бороться с этим поведением, создавая здоровую, поддерживающую домашнюю среду.

Во время депрессии организм словно замирает и не хочет тратить дополнительную энергию на физические движения. Когда человек начинает активно двигаться, он словно посылает своему мозгу сигнал о том, что все приходит в норму.

Проблема заключается в том, что большинство подростков не любит даже само слово «спорт». Поэтому думайте нестандартно: отправьтесь с ним в поход, позвольте погулять с собакой, покататься на велосипеде или скейтборде – подойдет почти все, где есть физическая активность.

Установите ограничение на пользование телефоном и компьютером. Подростки часто выходят в Интернет, чтобы избежать своих проблем, но когда время у экрана увеличивается, физическая активность и желание гулять с друзьями снижаются. Оба этих момента являются рецептом для ухудшения симптомов.

Обеспечьте своему ребенку питательные и сбалансированные блюда. Удостоверьтесь, что ваш подросток получает необходимое питание для оптимального здоровья мозга и поддержки настроения: здоровые жиры, качественный белок и свежие продукты. Употребление большого количества сладких, крахмалистых продуктов – быстрый способ усугубить ситуацию.

Также считается, что подростки нуждаются в большом количестве сна – около 9-10 часов. Удостоверьтесь в том, что подросток получает этот отдых.

3

Знайте, когда искать профессиональную помощь

Изменение образа жизнь и поддержка – это правильные шаги, но порой этого бывает недостаточно. Если вы чувствуете, что проблема серьезная, не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью от специалиста по психическому здоровью.

При выборе специалиста обязательно прислушивайтесь к мнению своего ребенка, позвольте ему самому сделать выбор. Именно такая тактика не будет ущемлять его гордость, к тому же есть вероятность найти терапевта, с которым ребенку будет комфортно.

К сожалению, многие родители выбирают антидепрессанты, потому что они намного дешевле, чем другие методы лечения. Поэтому прибегайте к ним лишь в крайних и запущенных случаях. Терапевты обычно начинают с простых бесед и зачастую находят причину проблем.

Антидепрессанты были разработаны и протестированы на взрослых, поэтому их влияние на молодые, развивающиеся мозги еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что воздействие таких препаратов, как знаменитый «Прозак», может влиять на нормальное развитие мозга, особенно на то, как мозг управляет стрессом и регулирует эмоции.

Антидепрессанты также сопряжены с рисками и побочными эффектами, включая ряд проблем безопасности, характерных для детей и молодых людей. Поэтому, если ваш ребенок их принимает, тщательно следите за психологическим состоянием – панические атаки, чрезмерное беспокойство и агрессия могут свидетельствовать о том, что они негативно влияют на его организм.

4

Поддерживайте своего ребенка во время лечения депрессии

Если вы решили обратиться к специалисту, это не значит, что теперь не нужно ничего делать. Предлагайте поддержку и выслушивайте его. Теперь, как никогда, ваш ребенок должен знать, что о нем заботятся, что его ценят и понимают.

Жизнь с депрессивным подростком может быть сложной и истощающей. Время от времени вы можете испытывать усталость, отторжение, отчаяние или любую другую отрицательную эмоцию. Важно понимать, что ребенок делает это не со зла, поэтому не обижайтесь на него и относитесь с терпением и пониманием.

Убедитесь, что ваш ребенок четко следует инструкциям терапевта, посещает терапию и правильно принимает предписанные лекарства.

5

Позаботьтесь о себе

Крайне важно, чтобы вы не запускали свое физическое и психическое здоровье, потому что от этого зависит, сможете ли вы эмоционально справиться со всеми трудностями.

Не накапливайте свои эмоции. Чувствовать себя разбитым, расстроенным и беспомощным время от времени – это нормально. Общайтесь с друзьями и говорите о том, что чувствуете.

Избегайте лишь одного эмоционального состояния – чувства вины. Самобичевание не приведет ни к чему хорошему, а также добавит дополнительный уровень стресса.

А чтобы больше понимать своего ребенка, вы можете прочесть некоторые из следующих книг:

  • «Подростковая депрессия», Дуглас Райли.
  • «Наши неуправляемые подростки», Алексей Булгаков.
  • «Агрессивный подросток», Татьяна Авдулова.
  • «Психология подросткового возраста», Татьяна Авдулова.

Искренне надеемся, что данная статья понадобится вам лишь для общего развития. Но в любом случае желаем удачи!

Ключевые слова:1Психорегуляция

Депрессия у детей

Могут ли дети страдать от депрессии?

Да. Многие взрослые не осознают этого, но, по оценкам американских врачей, 5 процентов детей и подростков страдают клинической депрессией. До 1980 года депрессия даже не считалась детской болезнью, но сегодня мы знаем, что это серьезная и излечимая болезнь. До сих пор существует заблуждение, что депрессия это не болезнь, а слабость, лень и блажь.

Мой ребенок часто выглядит грустным. Означает ли это, что у него депрессия?

Совсем не обязательно. Это нормально для всех — включая детей — время от времени чувствовать себя подавленным или грустить в конкретной ситуации. Но депрессия не то же самое, что один из грустных моментов. Состояние депрессии характеризуется ощущением безнадежности , отсутствием энергии и энтузиазма, которое может длиться неделями, месяцами или (в редких случаях) даже годами.

Не стоит отчаиваться, раннее выявление и правильное лечение поможет вашему ребенку снова почувствовать вкус к жизни и снизить вероятность повторения депрессивных состояний.

Каковы симптомы депрессии у ребенка?

Депрессия может повлиять на поведение вашего ребенка во многих отношениях. Общие признаки депрессии включают в себя:

  • Частая грусть или слезы
  • Раздражительность
  • Гнев или неповиновение
  • Перепады настроения
  • Отсутствие интереса к вещам, которыми раньше радовали
  • Проблемы с другими детьми и членами семьи
  • Социальная изоляция
  • Недостаток энергии
  • Проблемы со сном
  • Изменения аппетита и веса
  • Неспособность сосредоточиться
  • Низкая самооценка и вина
  • Плохая успеваемость в школе
  • Чувство безнадежности и беспомощности
  • Частые жалобы на головные боли, боли в животе и другие физические недуги

Часто трудно сказать, нормальное ли поведение вашего ребенка или есть повод для беспокойства. У детей, страдающих депрессией, могут быть и другие проблемы: «У детей депрессия часто сопровождается другими проблемами, такими как беспокойство, синдром дефицита внимания, расстройства поведения, расстройства пищевого поведения», — говорит Надин Дж. Каслоу, профессор и главный психолог в Медицинской школе Эмори в Атланте.

Если у вашего ребенка есть какие-либо из перечисленных выше симптомов в течение нескольких недель или более или другие симптомы, которые мешают нормальной жизнедеятельности дома, в школе и с друзьями, то это повод обратиться к врачу.

Поговорите с педиатром вашего ребенка, который поможет вам разобраться, действительно ли поведение ребенка вызывает беспокойство. Он направит вас к психологу, психиатру или другому специалисту.

Обратите внимание! Если у вас есть основания опасаться, что ваш ребенок может навредить себе или другим, немедленно обратитесь к врачу.

Что вызывает депрессию?

Считается, что депрессия вызвана сочетанием биологических факторов и факторов окружающей среды. Многие люди, которые находятся в депрессии, имеют семейную историю депрессии или другие психические заболевания.

Ученые считают, что депрессия связана с изменениями в химии мозга, особенно с участием химических нейротрансмиттеров, которые помогают передавать сообщения от одной нервной клетки к другой. Когда происходит снижение уровня некоторых нейротрансмиттеров, мозг не функционирует нормально, что может привести к депрессии и другим формам психических заболеваний.

Но депрессия может корениться в других вещах, помимо генов и биологии. Травматические жизненные события – развод родителей, смерть собаки, хронические проблемы в школе, любое насилие (физическое, сексуальное или эмоциональное) — могут спровоцировать депрессию.

Как лечится депрессия?

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия и межличностная терапия, могут эффективно лечить депрессию. Доктор Каслоу говорит, что для легкой и умеренной депрессии достаточно терапии. Для более серьезных случаев депрессии у детей или, когда терапия не дает результатов, рекомендуется применение дополнительных методов.

Игровая терапия может использоваться с малышами, потому что они могут легче выразить себя через игру. Терапевт может также порекомендовать семейную терапию или консультирование родителей.

Даже после эффективного лечения депрессия может повториться. Недавние исследования показывают, что у дошкольников с диагнозом депрессия в два с половиной раза чаще, чем у их сверстников, диагностируется депрессия позднее в школьные годы.

Как насчет антидепрессантов?

Антидепрессанты могут помочь исправить химический дисбаланс, способствующий депрессии, но они не являются панацеей от всех болезней. Лекарства, как правило, необходимо принимать длительное время от двух недель до нескольких месяцев, но при этом для определения необходимой дозы часто требуется дополнительное время. В большинстве случаев врач вашего ребенка начнет с того, что назначит вам одно лекарство, определит, помогает ли оно вам, и проконтролирует побочные эффекты. В зависимости от реакции вашего ребенка, врач может скорректировать дозировку или перейти на другое лекарство.

К сожалению, у детей некоторые из лекарств, предназначенных для улучшения настроения, могут иметь противоположный эффект, приводя к суицидальному мышлению и даже попыткам самоубийства. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) настоятельно рекомендует семьям поговорить с врачами своего ребенка обо всех возможных рисках и преимуществах, связанных с антидепрессантами, и внимательно наблюдать за детьми, принимающими эти лекарства. Специалисты обычно рекомендуют сначала попробовать терапию детям с легкой и умеренной депрессией и резервировать антидепрессанты для постоянной, тяжелой депрессии. Мало того, что побочные эффекты вызывают беспокойство, но использование лекарств может фактически замаскировать реальную причину депрессии и помешать ребенку получить эффективное лечение. Например, ребенку, который находится в депрессии из-за семейных разногласий или конфликта с учителем, лучше всего будет служить улучшение обстановки в семье или переход к другому учителю.

Любое решение об использовании лекарства должно приниматься совместно вами, вашим ребенком и медицинскими работниками. Если у вас есть сомнения по поводу безопасности или побочных эффектов, обязательно изучите их у врача вашего ребенка. Не лишним будет узнать мнение второго врача, часто этот способ помогает определить золотую середину в лечении.

Эксперты подчеркивают, что даже когда лекарство подходит, оно должно сочетаться с терапией. Лекарство само по себе не излечит проблему, и важно внимательно следить за детьми, принимающими антидепрессанты. Кроме того, депрессия может быть хроническим заболеванием, и, чтобы успешно справиться с ней, ребенку потребуется помощь в развитии его навыков преодоления трудностей.

Как найти хорошего терапевта?

Для того чтобы найти подходящего специалиста, который поможет вашему ребенку вам придется провести небольшое исследование. Поговорите с педиатром, другими медицинскими работниками, родственниками, школьным психологом и другими людьми, которым вы доверяете. Возможно они смогут порекомендовать вам специалиста, который хорошо себя зарекомендовал. Также существуют службы психологической помощи населению, возможно стоит обратиться туда за консультацией. Когда у вас есть список врачей задайте им несколько вопросов для уточнения их компетенции.

Узнайте, есть ли у врача профильное образование, стаж работы, опыт работы с детьми. Какие виды лечения доктор планирует назначить. Сколько времени может занять лечение?

Если у вашего ребенка есть еще одна проблема с психическим здоровьем, связанная с депрессией, например, синдром дефицита внимания или расстройство пищевого поведения, обратитесь к специалисту, имеющему опыт в этой области.

Наконец, важно, чтобы вы и ваш ребенок имели хорошие отношения с выбранным вами терапевтом. Поэтому стоит потратить столько времени, сколько нужно, чтобы найти человека, с которым вашему ребенку будет удобно разговаривать. Вы можете попросить встретиться с потенциальными психотерапевтами лично или удалено, прежде чем отправиться с ребенком на сеанс. Прислушивайтесь к ребенку, если он категорически отказывается взаимодействовать с определенным доктором, возможно стоит поискать другого

Как родители могут помочь?

Родителям всегда больно видеть ребенка грустным или измученным. Будьте терпеливы и любящими, и будьте готовы слушать все, что скажет ваш ребенок. Поощряйте физическую активность, больше гуляйте, старайтесь питаться здоровой пищей, следите чтобы ребенок хорошо высыпался. Возможно, На какой то период нужно сократить нагрузку в школе и дополнительных занятиях. Однако, не стоит изолировать ребенка это может ухудшить его состояние.

Оставайтесь в тесном контакте с терапевтом вашего ребенка, он даст вам рекомендации о том, как вы еще можете помочь. Если ваш ребенок принимает лекарства, убедитесь, что он делает это в соответствии с предписаниями. Изучите возможные побочные эффекты и следите за возможными их проявлениями. Заранее уточните, что необходимо предпринять, чтобы оказать помощь ребенку.

Признаки депрессии у младших школьников и подростков

«Признаки депрессии у младшего школьного возраста»

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться галлюцинации, иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важная в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психолога всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные. На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии, связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к психологу.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния.

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией, где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблем. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

«Признаки депрессии у подростков»

Если бы это в моей было власти,

Убедила бы всех я в одном —

В жизни, кроме несчастья, все — счастье,

В каждом часе и миге земном.

В. Звягинцева

От того, насколько крепка наша нервная система, насколько готова к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям. Высшие отделы нервной системы ребенка еще не сформированы, защитные механизмы коры головного мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невроз. Неправильные приемы воспитания, стрессовые ситуации, игнорирование родителями и педагогами возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса, или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Ошибки воспитателя и переоценка психических возможностей ребенка — одни из основных причин детских неврозов и депрессии. Однако они не результат какого-либо злого умысла. В большинстве случаев они совершаются потому, что взрослые не пытаются разобраться в причинах того или иного поступка ребенка, не знают его возрастных особенностей.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, к сверстникам, к родителям. И от того, смогут ли взрослые увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие в ребенке, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Подростковая депрессия — сложное, коварное и опасное явление. Коварное потому, что трудно распознается. Опасное потому, что может привести ребенка к самоубийству.

Причины подростковой депрессии

Причинами депрессии у подростка могут стать такие «сильнодействующие» факторы, как:

  • смерть близкого человека
  • болезнь и отъезд близкого человека
  • перемена места жительства
  • жизнь вдали от родителей
  • равнодушное отношение родителей к ребенку

Особенности подростковой депрессии

Депрессию у подростков трудно распознать даже специалистам. Так, в начальной стадии подросток ведет себя как обычно, никаких внешних признаков депрессии не наблюдается. Но зная ребенка, родители могут обратить внимание на его мрачные фантазии, грезы наяву. Это легкая степень депрессии.

Средняя степень депрессии характеризуется тем, что разговор подростка чрезмерно эмоционален. Волнуют его такие темы, как смерть, болезни.

При умеренной степени депрессии подросток выглядит подавленным и уже с первого взгляда можно сказать: «У этого ребенка серьезные проблемы».

Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело ее скрывают. Никому и в голову не придет, что он бесконечно несчастлив. Такую маску подростки надевают и в присутствии посторонних людей.

Как родителям обнаружить депрессию у ребенка

Настроение ребенка — один из показателей его психического состояния. Понаблюдайте за подростком в тот момент, когда он уверен, что его никто не видит. Вы обнаружите, как меняется выражение его лица, какой у него грустный или несчастный вид. Но как только он замечает, что кто-то на него смотрит, печаль тут же прячется за улыбкой.

Симптомы подростковой депрессии

1. Ухудшение внимания.

В легкой степени подростковой депрессии характерно ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одного на другое, и он все более отвлекается. Об ухудшении внимания можно судить по тому, как ребенок делает домашние задания. Сконцентрироваться на работе ему все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, это ведет к раздражительности, потому что подросток начинает думать, что он «тупой». Все это влияет на самооценку.

2. Грезы наяву.

Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он какое-то время способен сконцентрироваться на работе. Мысли его где-то витают. Он погружается в мечты. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимаются за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака еще не позволяют поставить точный диагноз.

3. Плохие оценки

Из-за снижения внимания у подростка ухудшаются оценки. Это ухудшение происходит постепенно, а потому его редко связывают с депрессией. По сути дела, и родители, и учитель, как правило, начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он слишком увлечен чем-то другим.

4. Тоска.

Когда тоска не отпускает подростка несколько дней, это уже не нормально и должно стать сигналом о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Мало что беспокоит так сильно, как затяжная тоска, особенно в младшем подростковом возрасте. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет быть один. Он проводит время, лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в такое состояние подросток теряет интерес ко всему: к спорту, к друзьям, к учебе.

5. Соматическая депрессия

Когда подросток переходит в стадию средней степени депрессии, он начинает страдать от того, что называют соматической депрессией, т.е. ее симптомы проявляются на чисто физическом уровне. Например, подросток начинает испытывать физическую боль: в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Некоторые подростки испытывают боли в нижней трети грудины или головные боли. Это вторичное проявление депрессии.

6. Уход в себя

В этом состоянии подросток отдаляется от сверстников и не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве, что может подтолкнуть его к наркотикам. На этой стадии заболевания душевная и физическая боль подростка может усиливаться и временами быть просто нетерпимой, и он уже не в состоянии выносить ее. Отчаяние настолько овладевает им, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход.

Опасные последствия подростковой депрессии

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Более всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Его способность не признаваться в этом даже себе, поистине невероятна. Поэтому-то депрессия практически не заметна для окружающих до тех пор, пока не случается трагедия. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии».

Таких выходов из депрессии довольно много. Мальчики могут начать воровать, лгать, драться. Опасность возбуждает нервную систему и в какой-то мере облегчает боль. Девочки довольно часто пытаются выйти из этого состояния, вступая в беспорядочные половые связи. Однако, когда связь с очередным партнером заканчивается, они чувствуют себя еще хуже, становятся более подавленными, их самооценка резко падает. В состоянии депрессии ребенок может начать принимать наркотики.

Еще один способ выхода из депрессии. Самый страшный. Самоубийство.

Как помочь подростку

  1. Надо научиться быть чутким и внимательным к ребенку.
  2. Знать причины возникновения депрессии
  3. Показать ребенку, что вы к нему неравнодушны, что вы его любите и понимаете.
  4. Если же вам не удается облегчить состояние подростка, срочно обращайтесь к специалисту.

«НЕТ! – насилию в семье»

Детство должно улыбаться,
Счастьем искриться в глазах,
В сердце теплом вспоминаться,
А не слезой на глазах!

«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:

-физическое,

-сексуальное,

-психическое,

-запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

• Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

• Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

• Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

• Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

• Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

• Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

• Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

• Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

• Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

НАСИЛИЕ – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

ВИДЫ НАСИЛИЯ:

ФИЗИЧЕСКОЕ – нанесение травм ребенку при избиении, или при ранении другими способами.

МОРАЛЬНОЕ – унижение достоинства ребенка, словесное оскорбление, брань, угрозы в его адрес, демонстрация неприязни к нему, а также унижение, в сравнении с другими детьми.

ПСИХИЧЕСКОЕ – воздействие на психику ребенка, путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

СЕКСУАЛЬНОЕ – использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Выделяют также пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию.

В жизни дети обычно переживают одновременно несколько его видов.

Специалисты утверждают, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.

2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать» Я горжусь тобой!»

5. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ «О правах ребенка», Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию «жестокое обращение» (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ «О правах ребенка» также утверждает, что «каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия» (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон «О правах ребенка» (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);

опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);

нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);

нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации».

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!

Не будьте равнодушными!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *