Ударение это 1 класс

План — конспект по русскому языку для 2 класса по теме «Ударение.Ударные и безударные гласные»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 21 г. Могилева»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ВО 2 КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГОТЕХНОЛОГИИ

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ЗИМА́ – ЗИ́МЫ

МОРО́З — МОРО́ЗЫ

ЗА́МОК

ЗАМО́К

Валуева Ирина Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева»

Могилев, 2014

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные

Цель:

  • овладение учащимися умением определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные.

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по формированию умения определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные;

  • создать условия и ситуации для развития познавательных процессов: мышления, внимания, речи;

  • познакомить со смыслоразличительной ролью словесного ударения;

  • содействовать формированию коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие (по сказочному Легограду).

Используемые технологии: леготехнология, игровые технологии, технология деятельностного подхода, технология сотрудничества.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс. Ч. 1» Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С., плакат «Звуки» (Приложение 1), «Лесенка самооценки» (Приложение 2); карточки со словарным словом «мороз» и словом-помощником «холод» (Приложение 3, 4); магнитная шкала; магниты белого, красного цветов; набор карточек со словами (Приложение 5, 6); постройка города Легограда; плато с изображением слова «Ау!» с помощью конструктора ЛЕГО; плато и индивидуальный набор конструктора ЛЕГО (для учителя и учащихся), магнитофон, аудиозаписи звуков.

Ход урока

  1. Организационный этап

В тетрадях выпал белый снег

Так чисто, аккуратно.

Мороз оставил ровный след,

В санях проехав гладко.

И точно следуя законам,

Зима пропела вслед «Ау!»,

Мороз старательно с наклоном

Ей вывел буквы «А» и «у».

Он заглянул к нам в окна школы –

В тетрадях блеск и красота,

Спина прямая, все готовы –

Навстречу знаниям пора!

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

    1. Исследование

  • В домашнем задании (упр.171, с.106) вы провели исследование по плану:

1.Какие звуки обозначают подчеркнутые буквы?

2. Определить совпадает ли звук и буква, которую он обозначает.

2.2. Проверка «Сверь с образцом» (домашнее задание выполнено на доске учащимся до урока)

«друг» на месте подчеркнутой буквы слышим звук , он не совпадает с написанной буквой, значит, делаю проверку – друг – друга;

«рук» » на месте подчеркнутой буквы слышим звук , он совпадает с написанной буквой, значит, проверку делать не надо;

«труд» на месте подчеркнутой буквы слышим звук , он не совпадает с написанной буквой, значит, делаю проверку – труд – труды.

Вывод: если звук и буква не совпадают, значит необходимо сделать проверку.

П

Самооценка по критерию «исследование проведено правильно»

2.3. Задание по аналогии: прочитайте пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

  • В каком слове согласный звук не совпадает с написанной буквой? («Готовь».)

  • Дайте характеристику этому звуку и определите его место в слове. (Звук — согласный, мягкий, парный глухой, стоит на конце слова. Звук и буква не совпадают, делаем проверку: готовь – готовить.)

III. Сообщение темы урока. Совместное целеполагание

3.1. Подводящий диалог

  • Сегодня Мороз на своих санях отправит нас в путешествие по зимним улицам Легограда. Что обычно делают во время путешествия? (Наблюдают, слушают, запоминают, восхищаются, исследуют улицы, город.)

3.2. Игра «Доскажи словечко»

  • Вы будете путешественниками-исследователями. А что же вам предстоит исследовать? Послушайте, жители Легограда прислали вам такое приглашение:

Мальчишки и девчонки, к нам в гости приезжайте!

Как мы живём и говорим, смотрите, наблюдайте.

А если слово непонятно и вызвало сомнение,

То посоветуем, ребята, поставьте… (ударение)!

  • Ребята, вы уже много знаете об ударении, но сегодня на уроке предлагаю вам провести исследование и узнать об ударении ещё больше.

3.3. Постановка задач урока

1. Определить место ударения в слове.

2. Учиться находить ударные и безударные гласные.

3.Узнать, какую роль играет ударение в словах.

— Итак, задачи поставлены, отправляемся в путешествие.

IV. Звуковой диктант с использованием конструктора ЛЕГО.

  • В Легограде ещё ночь. В городе стоит тишина. И только изредка по очереди доносятся какие-то звуки. Давайте попробуем их услышать, и каждый звук записать на плато.

4.1. «Полётное» повторение (Приложение 1)

  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

  • Как обозначаем гласный звук на плато? (Красный кирпичик.)

  • Как обозначаем согласный по звонкости-глухости? (Звонкий – жёлтый кирпичик, глухой – коричневый.)

Согласные сегодня определите по звонкости-глухости.

4.2. Звуковой диктант

  • , , , , .

Проверка «Сверь с образцом»

Самооценка на плато по «Лесенке самооценки» (Приложение 2)

  • Если всё неправильно – красный кирпичик; больше двух ошибок – оранжевый кирпичик; 1 или 2 ошибки – жёлтый кирпичик; всё правильно- зеленый кирпичик; могу научить этому других – синий кирпичик.

4.3. Задание: составьте слово из этих звуков («Мороз».)

V. Словарно-орфографическая работа

5.1. Лексическое значение слова

  • Работа с толковым словарем. (Мороз – холодная зимняя погода.)

5.2. Алгоритм составления звуковой модели слова «мороз» на плато

1. Произнести слово хором.

2. Выделить первый (и далее каждый следующий) звук и дать ему полную характеристику, выкладывая кирпичики на плато. Например, ( – согласный твердый, непарный звонкий – синий, желтый кирпичики.)

3. Помните, кирпичики ставим без пропусков.

5.3. Задание: составьте звуковую модель слова «мороз». (1-2 звуки коллективно, 3-5 звуки самостоятельно.)

Проверка «Сверь с образцом»

  • Произнесите 3, 4, 5 звуки, дайте характеристику.

Самооценка на плато по «Лесенке самооценки»

5.4. Игра «Ошибкоопасные места»

  • Продолжите фразу: в слове «мороз» у меня вызовет опасение… (гласный – безударный; согласный — парный глухой и стоит на конце слова.)

5.5. Орфографическое исследование

Повторение правила о парных звонких-глухих

  • (Если парный звук по звонкости – глухости стоит на конце слова или в середине перед глухим согласным, то такой звук нужно проверять. Мороз – морозы. Значит, в слове мороз на конце напишу букву «з».)

Проверка безударного гласного

Вывод: звук не стал ударным, значит, это словарное слово.

5.6. Ассоциативный метод запоминания словарного слова (Приложения 3, 4)

  • Прочитайте слово «мороз» орфографически. Что вы заметили? (Пишем не так, как говорим.)

  • У слова «мороз» есть слово-помощник «холод». Под ударением в слове «холод» слышим , в слове «мороз» пишем букву «о».

VI. Чистописание

Мороз узоры рисовал,

Слова и буквы нам писал.

Ты повторить всё это рад?

Ведь это пропуск в Легоград!

  • Выполнив чистописание, вы получите пропуск в Легоград. Если Мороз так красиво с наклоном написал эти буквы, значит, вы, ребята, справитесь ещё лучше. Критерий в оценивании – письмо под наклоном.

6.1. Самооценка по шкале «Волшебные линеечки» (критерий оценки — «соблюдение наклона») Н

6.2. А у Ау Ау!

зима моро́з

  • В слове «зима» подчеркните гласные буквы.

  • В слове «мороз» поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

  • Запишите одно родственное слово. (Морозик)

  • Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

зима моро́з моро́зик

Вывод: знаю, как писать слово «мороз», значит, буду правильно писать все его родственные слова.

VII. Операционно-познавательный этап

  • Первым кто проснулся в Легораде и начал работать – это кузнец. Слышите, раздаются звуки его молота? (аудиозапись звука удара молота).

7.1. Коллективная работа со словами на доске по методу «Случайный выбор» (на деревянных палочках написаны имена учащихся, к доске выходит тот учащийся, чьё имя выбрано).

  • Ребята, сила нашего голоса – это тоже «молоточек». Давайте поставим в словах ударение. (Магнит красного цвета используется как ударение.)

город

зима

магазин

библиотека

улица

мороз

переход

автомобиль

  • Что такое ударение? (Ударение – это надстрочный знак.)

  • По какому признаку слова разделены на 4 столбика? (Ударение в словах первого столбика падает на первый слог, второго – на 2 слог, третьего — на 3 слог, четвёртого — на 4 слог.)

Вывод: ударным может быть любой слог в слове.

  • Как произносятся ударный слог и ударная гласная? (С большей силой голоса, протяжно.)

7.2. Работа в парах с этими слова на карточках (Приложение 5)

Задание: одной чертой подчеркните безударные гласные, двумя – ударные. Проверка «Сверь с образцом»

  • Какой можно сделать вывод про ударные гласные?

Вывод: ударный гласный в слове только один, как его говорим, так и пишем.

7.3. Работа с правилом

  • Утро в Легограде в самом разгаре. Слышен бой городских часов (аудиозапись звука боя часов). Сколько времени показывают часы? (Ровно 9 часов.)

  • Ребята, в Легограде открылась Академия наук, давайте зайдем и проверим, как мы выполнили задание. Откройте учебники на с. 107. (Чтение правила учащимся.)

7.4. Работа в группах с односложными словами (Приложение 6)

Задание: поставьте ударение в этих словах.

Взаимопроверка (между группами). Взаимооценка

  • Что вы заметили? (В этих словах только один слог, одна гласная и она ударная.)

  • Как называются такие слова? (Односложные)

Работа с учебником

  • Зайдите в Академию наук и прочитайте правило на с. 108.

  • Физкультминутка динамическая

Ребята, а знаете, что сейчас происходит в Легограде, и почему все люди вышли на улицу? У них сейчас Легопауза. Давайте и мы отдохнем, так же как и жители Легограда.

Жители города встретились вновь и пожали друг другу руки.

Пожать друг другу руки.

Затем они начали задавать друг другу вопросы.

Как живёшь?

Вот так! Большой палец руки вверх.

Как идёшь?

Вот так! Пошагать на месте.

Ночью спишь?

Вот так! Сложить руки под подбородком.

Как берёшь?

Вот так! Соответствующий жест.

Как даёшь?

Вот так! Соответствующий жест.

Веселишься как?

Вот так! Попрыгать на месте.

А молчишь ты как?

Не говорят, а только показать указательный палец к губам.

А сидишь?

Вот так! Садятся за парты.

IX. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения

  • Ребята, мы уже подошли к самой красивой постройке в этом городе. Здесь живет принцесса Легограда. Только ее сегодня нет дома. Уезжая в путешествие, она все в своем доме подписала и поставила ударение.

9.1. Анализ слов за́мок – замо́к.

Задание: прочитайте слова хором.

  • Что вы заметили в этих словах? (Одинаковые буквы, одинаковое количество гласных и согласных звуков, только ударение падает по-разному и от этого разное значение у слов.)

Задание: дайте лексическое значение словам за́мок – замо́к.

На холме высоком самом,
В Легограде стоит зАмок.
Я попасть в него не смог,
Ведь на нём висит замОк.

Вывод: если в одинаково написанных словах поменять место ударения, то изменится значение всего слова.

  1. Контрольно-коррекционный этап. Работа с учебником

Упражнение 174, с. 108

Задание: запишите слова парами, поставьте ударение, одной чертой подчеркните безударные гласные, двумя – ударные. В парах объясните значение слова (по выбору), которое отличается ударением.

XI. Домашнее задание

  • Жители Легограда желают вам счастливого пути домой, а также всегда правильно ставить в словах ударение. Дома вас ожидает интересное, а главное полезное домашнее задание — упр. 176, правило с. 107. (Учащиеся знакомятся с содержанием задания, задают уточняющие вопросы.)

XII. Итог урока

  • Какова тема урока? (Ударение. Ударные и безударные гласные.)

  • Вернитесь к задачам урока и скажите, на какие вопросы вы нашли ответы на уроке. (Какие гласные называют ударными, а какие безударными? Что такое ударение и какая у него роль?)

XIII. Рефлексия «Продолжи фразу…»

Сегодня мы исследовали… (ударение).

Я научился…

Я узнал…

Пока ещё я затрудняюсь…

На следующем уроке мне хотелось бы…

  • Давайте в Легограде на память оставим Легосувениры. Составьте их из кирпичиков ЛЕГО, и поставьте на улицу Легограда.

В тетрадях выпал белый снег

Так чисто, аккуратно.

Мороз оставил ровный след,

В санях проехав гладко.

А мы оставили следы

Красивых букв на строчках,

Сидели ровно, как должны –

Конец урока, точка!

Валуева Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 21 г. Могилева»

Приложение 1

ЗВУК

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

ТВЁРДЫЙ

МЯГКИЙ

ЗВОНКИЙ

ГЛУХОЙ

Приложение 2

Лесенка самооценки

Могу научить этому других

Много ошибок

1 или 2 ошибки

Всё правильно

Всё неправильно

Приложение 3

МОРО́́З

Приложение 5

город

зима

магазин

библиотека

улица

мороз

переход

автомобиль

Приложение 6

1 группа

2 группа

3 группа

в дом

пёс

стол

на чай

кот

стул

мать

торт

печь

сын

сыр

дверь

дочь

хлеб

пол

дед

мёд

свет

Приложение 7

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Конспект урока по русскому языку.

4 класс специальной (коррекционной) школы.

Учитель: Непочатых Елена Николаевна

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Цели:

1.Обучающая: развитие орфографической зоркости, систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;

2. Развивающая: развивать и корригировать память, внимание, фонематический слух, речь;

3.Воспитывающая: воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки со словами, схема предложения, звёздочки, жетоны, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг. момент

Ребята, к нам на урок пришли гости. Поприветствуем гостей. Создадим себе хорошее настроение. Каждый из вас подумает о чём-нибудь приятном. Проговорите про себя: » Я чувствую себя хорошо-хорошо». И на такой хорошей нотке начнём наш урок.

За хорошую работу вы будете получать жетон, и в конце урока мы сможем узнать, кто лучше всех работал.

Нужно подготовить наши органы речи. Сделаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

Упражнение » Именинный пирог» Слайд 2.

Сделать глубокий вдох носом, постараться задуть короткими выдохами, как можно больше свечек на именинном пироге.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Вкусное варенье» Слайд 3.

Высунуть широкий язык, облизнуть верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.

4. Проговаривание фразы: «Скоро Новый год!»

5. Сообщение темы урока.

— Мы должны определить тему нашего урока. (Доска закрыта)

На доске вы видите буквы: у а е и е

д р н

— Назовите 1 строчку.

— Какие это звуки?

— Назовите 2 строчку. Какие это звуки?

— Теперь из этих букв мы составим слово.

— Какое слово получилось? (Ударение)

— Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Чтение темы на доске)

Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог

6. Пальчиковая гимнастика.

Разомнём наши пальчики для работы.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог.

Потянули….

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

Слушаем инструктаж, слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу.

С чистотой я дружу.

На «отлично» напишу.

Запишем число. Классная работа. (Лучшая тетрадь)

7. Минутка чистописания.

— Вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква Мм. (Показ на доске)

Напишите сначала две буквы, сравните их с образцом, верно ли написано у вас и допишите аккуратно и правильно до конца строки. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Соединение буквы м с другими буквами. Прочитайте. Запишите.

ма ом ме ми му мы

Какое соединение?

8. Работа над новой темой

1) Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспомним о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения, оно тотчас теряет свой ритмический пульс и смысл.

— Как найти ударение в слове? (Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе)

— А знаете, что бывает, если неправильно поставить ударение?

— Давайте попробуем проставить ударение в слове замок. Ударение стоит на последнем слоге мо. Вдруг ударение перепрыгнуло с последнего слога на первый. Получилось замок.

Кружки-кружки, стрелки-стрелки

— Написание слов одинаково, а значение разное.

— От чего это зависит?

— От постановки ударения.

Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.

2) Словарная работа.

Сегодня мы будем работать над новым словарным словом.

Но прежде отгадайте загадку:

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в…

Что это?

Магазин. Записать слово в тетрадь. Проставить ударение. Определить ударную и безударную гласную. Выполнить звукобуквенный анализ.

Составьте предложение со словом магазин по схеме.

___ овощном ____ ____ ______, _____ и ____.

3) Выполнение задания. Учащиеся выполняют на доске.

Прочтите слова:

Парта, доска, пенал, ручка, тетрадь, книга.

— Как назовём общим словом все предметы?

Выполним задание:

— Сначала нужно проставить ударение в словах, где оно стоит на первом слоге, а потом в словах, где оно стоит на втором слоге.

Проверка: показ смайлика.

9. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

10. Продолжение работы по теме.

— Продолжаем работать по нашей теме.

2) Задание.

— В словах проставьте ударение правильно.

Листья, земля, арбуз, трава, машина, человек, берег, молоток.

Записать в тетрадь, подчеркнуть безударную гласную.

Помощь: Соколова В.- записывает слова с проставленным ударением.

Самопроверка.

11. Работа с учебником. Упражнение стр.78 упр.9

— Прочитайте задание к упражнению.

(Один ученик читает вслух. Объяснение задания).

— Над какими словами нужно поставить знак ударения?

— Как ударение изменило слово?

— Запишите предложения в тетрадь.

Помощь: Соколовой В.- запись одного предложения.

12. Гимнастика для глаз.

13. Дифференцированная работа по группам.

1 группа. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проставь ударение.

Тр.вка зелен.ет,

С.лнышко блест. т.

Л.сточка с в.сною

В сени к нам лет.т.

2 группа. Проставить ударение в выделенных словах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

3группа. Проверить, правильно ли проставлено ударение в словах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

(Проверка)

14. Работа на интерактивной доске. Выполнение задания по обучающей программе «Игры и задачи, 1-4 классы»

15. Подведение итога урока.

Что вы сегодня нового узнали ? Что было легко? Что понравилось? Что было трудно?

Оценки.( Подсчёт жетонов). Д/З.стр.80.Упр.13

16.Рефлексия.

Отгадайте загадку.

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо-зёрна.

Чтобы наука не была для нас ночью, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конверте. ( Они разного цвета) Уходя, прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

1. Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались — жёлтую.

2. Если иногда были трудности, не совсем понравилась работа — фиолетовую.

3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – серую.

Карточки по русскому языку, 1 класс

1. Раздели слова на слоги:

Телефон_______________________________

Ресторан_______________________________

Цветочница____________________________

2. Раздели слова для переноса:

Мотылёк______________________________

Книга_________________________________

Майка_________________________________

Телефон_______________________________

3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:

Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.

6. Поставь ударение в словах:

Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.

7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

8. Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:

Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.

10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.

11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.

12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Н…га — ___________________, стр…ла -_____________________,

В…да — ___________________, гр…бы — ______________________,

Арбу… -__________________, моро… — ______________________,

Гр…чи — __________________, сугро… — ______________________.

13. Вставь пропущенные буквы:

Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .

14. Вставь пропущенные буквы:

Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.

16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.

15. Вставь пропущенные буквы:

Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.

17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:

1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.

(сообщение, приказ, просьба, вопрос)

2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.

19. Посчитай в словах количество звуков и букв:

Балет: ____б., _____зв.

Медальон: _____б., _____зв.

Бельчонок: _____б., ______зв.

Ябеда: _______б., ______зв.

20. Измени число слова:

Мандарин________________________

Апельсины_______________________

Цветы___________________________

Машина_________________________

Йогурт___________________________

21. Определи число имен существительных:

Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,

диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.

22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:

Что? _____________________________________________________________

Кто? _____________________________________________________________

23. Найди в словах ошибки и исправь их:

Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,

клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.

25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:

Корова, баран, тигр, гитара, ворона.

Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.

Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.

26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:

Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар – дикие животные.

27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? – одной чертой, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – двумя чертами.

Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,

тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.

28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:

Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.

29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:

Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.

30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.

Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.

31. Запиши по 2 слова – имени собственного:

Улица: ___________________________________________________

Город: ____________________________________________________

Река:______________________________________________________

Море:_____________________________________________________

32. Запиши по 2 слова – имени собственного:

Имя:______________________________________________________________

Фамилия:__________________________________________________________

Отчество:__________________________________________________________

Клички животных:__________________________________________________

33. Вставь пропущенные буквы:

…рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.

34. Вставь где надо мягкий знак:

Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.

35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.

Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,

красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.

36. Подбери к именам существительным глаголы.

Машина____________________________________

Трактор____________________________________

Девочка____________________________________

Книга______________________________________

Учитель____________________________________

Дождь_____________________________________

37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):

Что сделал?__________________________________________________

Что сделала?_________________________________________________

Что сделали?_________________________________________________

Что делал?___________________________________________________

Что делать?__________________________________________________

38. Соедини стрелками:

Белка поёт

Трактор лает

Машина растёт

Ягода прыгает

Гром пашет

Певец едет

Дерево краснеет

Собака гремит

39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,

пышные, морозный, длинная.

40. Соедини стрелками.

Карандаш

Подушка

Платье

Стол

Ручка

Волосы

Машина

Книга

длинные

интересная

простой

красивое

новая

мягкая

шариковая

деревянный

41. Придумай и запиши к именам существительным имена прилагательные.

Цветок _________________________________.

Линейка ________________________________.

Лёд ____________________________________.

Снег ___________________________________.

Мальчик ________________________________.

Девочка _________________________________.

Морковь ________________________________.

Картофель _______________________________.

42. Придумай и запиши к вопросам по 3 имени прилагательных.

Солнце какое?__________________________________________________________.

Трава какая?____________________________________________________________.

Кот какой?_____________________________________________________________.

43. Найди и подчеркни неправильно составленные словосочетания.

Вкусный малина, яркая одежда, яркая солнце, красивое цветок, быстрый ягуар, белый карандаш, веселая ребята, голубое небо, бурая медведь, высокое дерево, сильный взрыв, рыхлый земля, красная ягода, черная ручка, белая петух.

Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».

Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

Сказка о молоточке.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

» Миш-ка, Миш-ка», — кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение — волшебный Молоточек».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  • чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.
  • Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.

Задания по русскому языку 1 класс: для самостоятельной работы

Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.

Задания по теме «Слово. Предложение»

Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.

Задание 1.

Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?

Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.

Задание 2.

Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.

крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.

Задание 3.

Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.

Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.

Задание 4.

Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.

Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк

Ответ: заяц, кот, лисица, волк.

Задание 5.

В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.

Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.

Ответ:

Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.

Задание 6.

Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.

Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.

Задание 7.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.

Задание 8.

Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.

Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.

Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»

В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.

Задание 1.

Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.

Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.

С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.

Задание 3.

Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.

Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.

Задание 4.

Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.

Огурец, Перец, Морковка, Помидор.

Задание 5.

Составить предложения по предложенным ниже схемам.

I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.

Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.

Задание 6.

Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.

Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.

Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.

Задание 7.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.

Задание 8.

Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.

Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж, Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.

Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.

Задание 9.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

Задание 10.

Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.

Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Ответ:

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»

Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.

Задание 1.

Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.

Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!

Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».

Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.

Задание 2.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».

Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.

Задание 4.

Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».

Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.

Сделать звуковой анализ выписанных слов.

Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.

Задание 5.

По предложенному образцу дописать недостающие слова.

Образец: колос – колосья.

Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).

Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.

Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»

Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.

Задание 1.

Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).

Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.

Задание 2.

Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.

Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.

Задание 4.

Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.

Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.

Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *