Упражнение для развития голоса

Как увеличить свой диапазон голоса?

Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила.

Возможности голоса и возраст исполнителя

Диапазон голоса изменяется в течение жизни. Даже у талантливых детей он намного уже, чем у взрослого вокалиста со средними способностями, поэтому расширять его до 7–9 лет бесполезно. Дело в том, что у маленьких детей голосовые связки ещё только формируются. Получить красивое звучание в этом возрасте и пытаться расширять диапазон искусственно – пустая трата сил и времени, потому что детский голос очень хрупкий и ему легко навредить неправильно подобранными упражнениями. В процессе распевания его диапазон сам расширяется, без дополнительных усилий. Начинать активные упражнения для его расширения лучше всего после окончания младшего подросткового возраста.

После 10–12 лет формирование голоса достигает активной фазы. В это время грудная клетка расширяется, голос постепенно начинает приобретать своё взрослое звучание. Наступает первый этап переходного возраста, у некоторых детей (особенно мальчиков) – мутационный или предмутационный период. В это время диапазон голоса начинает расширяться в различные стороны. У высоких голосов могут стать более яркими и выразительными фальцетные ноты, у низких диапазон может нижний участок диапазона окажется ниже на кварту или квинту. В переходный период (с 10 до 13 или 14 лет) также не стоит искусственно расширять диапазон голоса, потому что можно навредить его природному формированию и вызвать травму.

Когда мутационный период закончится, можно начинать постепенно расширять диапазон. В это время возможности голоса позволяют сформировать широкий диапазон и научиться петь в разной тесситуре. Даже узкий диапазон в пределах 2 октав можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

Что нужно знать вокалисту о диапазоне голоса

Диапазон голоса состоит из следующих зон:

– примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

– рабочий диапазон;

– нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений.

У каждого голоса есть своя примарная зона. Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.

Рабочий диапазон – это участок голоса, на котором удобно петь вокальные произведения. Он значительно шире примарной зоны, и его можно постепенно изменить. Для этого нужно не только петь правильно, используя все необходимые резонаторы, но и регулярно делать специальные упражнения. С возрастом, при регулярных занятиях вокалом, он будет постепенно расширяться. Именно широкий рабочий диапазон больше всего ценится у вокалистов.

Общий нерабочий диапазон – это полный охват голосом нескольких октав. Обычно он достигается во время пения распевок и вокализов. Этот диапазон включает в себя рабочие и нерабочие ноты. Обычно крайние ноты этого большого диапазона в произведениях поют очень редко. Но чем шире будет нерабочий диапазон, тем более сложные произведения с большой тесситурой станут вам доступны.

Рабочий диапазон обычно недостаточно широкий у неопытных вокалистов. Он расширяется по мере пения при условии, если оно правильное. Связочное, горловое пение не поможет вам расширить рабочий диапазон вашего голоса, зато приведёт к профессиональным заболеваниям вокалистов. Поэтому расширить диапазон можно только при условии, если вы поёте правильно.

Упражнения: Как расширить диапазон вашего голоса

Для этого перед пением нужно делать несколько простых упражнений.

  1. Найдите примарные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Если да, то это и есть самый низкий участок вашего рабочего диапазона.
  2. После этого упражнения выберите распевку в диапазоне октавы и пойте её вверх на гласных звуках. Например, на слоги «да», «ю», «лю» и многие другие. Эта распевка значительно расширит ваш диапазон в верхних нотах, и вы сможете постепенно петь произведения с широким диапазоном. Многие преподаватели вокала имеют большой арсенал упражнений, которые помогут вам расширить диапазон голоса любого типа, от контральто до высокого лирико-колоратурного сопрано.
  3. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками. Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Таким произведением может стать песня «No Me Ames» из репертуара Дженнифер Лопес или «Аве Мария» Каччини. Начинать её нужно в удобной для вас тесситуре, близкой к примарному звучанию голоса. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить диапазон голоса на практике.
  4. Вот ещё одна рекомендация, как расширить диапазон голоса. Нужно постараться петь в одной манере делая скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения.
    Успехов!

Автор — Аристархова Мария

Программы для изменения голоса в онлайн-играх

  1. AV VOICE CHANGER
  2. MORPHVOX PRO
  3. AV VOIZGAME
  4. FAKE VOICE
  5. VOXAL VOICE CHANGER

В популярных онлайн-играх доступна возможность голосового общения. Для отыгрывания роли персонажа игроки могут изменить собственный голос с помощью специальных программ.

AV VOICE CHANGER

AV Voice Changer — программа для изменения голоса в компьютерных игра и приложениях для голосового общения: Skype, Discord, TeamSpeak и т.д. С помощью утилиты можно применить различные эффекты на голос. Поддерживаются все популярные форматы аудио: MP3, OGG, WAV, AIF, MP2. Доступен инструмент для записи голоса с микрофона.

Программа совместима с операционной системой Windows (32 и 64 бит), но не переведена на русский язык. ПО распространяется на условно-бесплатной основе. Чтобы получить полную версию AV Voice Changer, нужно купить лицензию за 100 долларов. Также за загрузки доступна бесплатная пробная версия на 14 дней.

Преимущества лицензионной версии:

  1. Бесплатный доступ к дополнительным плагинам, которые используется для расширения базового функционала.
  2. Пожизненный доступ ко всем обновлениям утилиты.
  3. Круглосуточная техническая поддержка.

После запуска утилиты откроется главное окно, в котором расположены основные инструменты для изменения голоса. В окне «Tibre» можно настроить тембр голоса. Для этого необходимо перемещать ползунок по рабочей области до получения нужного эффекта звучания.

Ниже расположена строка «Forman Pitch». С помощью этого инструмента можно настроить высоту голоса. В правой части интерфейса расположено окно «Voice Effects». Здесь можно применить различные эффекты для изменения голоса. Для этого следует нажать кнопку «Add Voice Effects» и выбрать понравившиеся варианты.

Ниже находится окно «Voice Beautifying», которое используется для украшения голоса. Регулирование звучание выполняется с помощью доступных ползунков. Можно загрузить готовые шаблоны настроек нажав кнопку «Load» или сохранить пользовательские параметры с помощью кнопки «Save». «Reset» используется для отмены всех внесенных изменений.

Преимущества программы AV Voice Changer:

  • большой набор инструментов для изменения голоса в реальном времени;
  • инструмент для записи голоса с микрофона;
  • простой и удобный интерфейс на русском языке.

Недостатки:

  • отсутствует официальная поддержка русского языка.

MORPHVOX PRO

MorphVOX Pro — небольшая утилита, которая позволяет изменять голос в режиме реального времени. С помощью приложения можно изменить голос в популярных программах для общения (Skype, TeamSpeak, Discord) и компьютерных онлайн-играх. В библиотеке софта есть готовые шаблоны голосов и функция применения эффектов для изменения фона (звук шумного торгового центра, улицы и т.д).

Утилита имеет полную совместимость с операционной системой Windows (32 и 64 бит), но интерфейс здесь англоязычный. Программа условно-бесплатная, а для получения полной версии MorphVOX Pro придется купить лицензию за 40 долларов. Также можно загрузить бесплатную пробную версию с ограничениями.

Преимущества полной версии:

  1. Возможность создания пользовательского голоса со своими настройками.
  2. Бесплатный доступ ко всем обновлениям утилиты.
  3. Доступ ко всем эффектам для изменения голоса.
  4. Круглосуточная техническая поддержка.

После запуска программы откроется главное окно, в котором расположены все основные инструменты для работы с голосом. В левой части интерфейса расположен раздел «Voice Selection». Здесь пользователям утилиты следует выбрать голос: детский, мужчина, женщина, робот, демон.

В разделе «Tweak Voice» выполняются настройки голоса. Здесь пользователи могут изменить тембр и тональность звучания. Для этого используются специальные ползунки. Также есть возможность установить каждый параметр в численном формате.

Ниже находится раздел «Sounds». Здесь пользователи программы MorphVOX Pro могут применить звуковые эффекты и наложить звук на задний фон: городские пробки, торговый центр. Выбранные эффекты можно прослушать перед применением на голос.

В раздел «Graphic Equalizer» можно выполнить более точные настройки голоса с помощью эквалайзера: отрегулировать громкость звучания, тональность, высокие и низкие частоты. Кнопка «Preset» позволяет выбрать уже готовые шаблоны для настройки.

Последний доступный раздел — «Voice Effects», который используется для применения различных эффектов на голос: эхо, хор, реверберация и т.д.

Преимущества MorphVOX Pro:

  • большой набор инструментов для редактирования голоса в режиме реального времени;
  • возможность использования готовых шаблонов для настройки звучания;
  • богатая библиотека эффектов.

Недостатки:

  • отсутствуют эффекты для изменения фонового звучания.

AV VOIZGAME

AV VoizGame — утилита для изменения голоса в компьютерных играх. Пользователи могут применить различные эффекты на голос и сохранить получившийся результат в любом удобном формате аудио. С помощью приложения можно изменить тембр, высоту звука, также есть готовые шаблоны для быстрого изменения голоса в реальном времени.

Утилита работает на Windows (32 и 64 бит), но не переведена на русский язык. Модель распространения AV VoizGame — условно-бесплатная. Чтобы получить доступ ко всем инструментам приложения, необходимо купить лицензию за 30 долларов. Также можно скачать бесплатную Demo-версию на 14 дней.

После запуска программы откроется главное окно, где находятся основные инструменты для изменения голоса. В нижней части интерфейса есть раздел «NICKVOICES». Здесь пользователи могут выбрать готовые голоса из списка. Готовые пресеты разделены по категориям: мужской и женский голоса. Также есть особые эффекты: животные, персонажи компьютерных игр — орки, эльфы, хоббиты, драконы.

В разделе «ADVANCED» расположены расширенные настройки голоса. Здесь пользователи могут настроить низкие и высокие частоты звучания. При необходимости можно воспользоваться уже готовыми шаблонами. Для этого следует нажать кнопку «PRESET». Пользовательские параметры можно сохранить в отдельный файл, нажав кнопку «Save».

В главном окне, расположенном по центру интерфейса расположен конфигуратор тембра голоса и тона звучания. При необходимости параметры изменения тона и тембра можно отключить.

Преимущества AV VoizGame:

  • простой и удобный интерфейс;
  • готовые шаблоны для изменения голосов;
  • инструмент для записи голоса с микрофона.

Недостатки:

  • нет официальной поддержки русского языка.

FAKE VOICE

Fake Voice — небольшая программа для изменения голоса в компьютерных играх и программах для голосового общения. В приложении нет готовых шаблонов для настройки голоса. Пользователям нужно самостоятельно регулировать основные параметры.

Утилита имеет полную совместимость с операционной системой Windows (32 и 64 бит) и англоязычный интерфейс. Программа полностью бесплатная.

После запуска утилиты откроется небольшое окно, в котором нужно выбрать микрофон для работы, подключенный к компьютеру.

На первом этапе работы с приложением нужно включить функцию изменения голоса. Для этого следует выбрать пункт «On» в строке «Voice Changer», которая расположена в левой части интерфейса главного окна.

Ниже расположены доступные эффекты для применения на голос: робот и эхо. Чтобы активировать эффекты нужно выбрать пункт «On». В правой части интерфейса расположено окно с основными инструментами для регулирования голоса. Здесь пользователи могут настроить тональность, тембр, басистость, порог шума. Для этого нужно передвигать ползунки вверх или вниз.

Функция «Playback», которая расположена в нижней части интерфейса дает возможность прослушивать все внесенные изменения в голос в реальном времени. В меню «Settings» пользователи могут сбросить все измененные параметры до состояния «По умолчанию».

Преимущества программы Fake Voice:

  • простой и удобный интерфейс;
  • бесплатная модель распространения;
  • детальная настройка голоса;
  • возможность прослушивания изменений.

Недостатки:

  • нет официальной поддержки русского языка;
  • нельзя записать голос на микрофон;
  • отсутствуют готовые шаблоны для изменения голоса в реальном времени.

VOXAL VOICE CHANGER

Voxal Voice Changer — удобное приложение для изменения голоса в играх и программах для голосового общения: Discord, Skype, TeamSpeak. С помощью утилиты пользователи могут применить различные эффекты на голос: добавить эхо, повысить или понизить тон, исказить звучание. Есть функция записи голоса на микрофон.

Приложение совместимо с Windows (32 и 64 бит) и имеет интерфейс на английском языке. Модель распространения ПО — условно-бесплатная. Пользоваться основными функциями Voxal Voice Changer можно бесплатно, но есть коммерческого версия за 15 долларов.

На первом этапе работы с утилитой необходимо выбрать готовый шаблон голоса из списка. Доступные варианты разделены по категориям: люди, фантастические существа, локации, эффекты.

После выбора шаблона можно прослушать голос. Для этого следует нажать кнопку «Play» в правом окне. Любой из доступных пресетов можно отредактировать, нажав кнопку «Edit», которая расположена на верхней панели инструментов.

В открывшемся окне пользователи могут применить или отключить дополнительные эффекты у шаблона: вибрация, эхо, реверберация, хоровое звучание. Также здесь есть возможность настройки высоты голоса. Для этого нужно указать данный параметр в процентах для повышения или снижения высоты.

Преимущества:

  • инструмент для записи голоса на микрофон;
  • возможность применения эффектов для изменения фона;
  • простой и удобный интерфейс;
  • возможность использования готовых шаблонов;
  • пользоваться утилитой можно бесплатно.

Недостатки:

  • отсутствует официальная поддержка русского языка.

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины

Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. «Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.

Общие рекомендации

1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

Методический материал «Упражнения на дикцию, интонацию, голос»

Упражнения на дикцию, интонацию, голос
1.Разминка
2.Скороговорки
3.Грузинский хор
4.Игра в метрдотеля
5.Тексты
6.Художественное чтение
7.Читаем, как дети
8.Правила чтения
1. РАЗМИНКА
Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И А О У Ы
После этого рекомендуется заняться скороговорками
]2. СКОРОГОВОРКИ
Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.
1.Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
2.Мама мыла Милу мылом.
3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа
4. Купи кипу пик (3раза)
5.Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.
6. Петр – повар, Павел – повар (3 раза)
7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. Пришел Прокоп – кипит укроп
Ушел прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.
10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.
4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ
Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:
ИЕРОВААМ
ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)
Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам — смешно, потому что «ам»!)
· Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· Н глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.
]5. ТЕКСТЫ
Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе — художественное чтение.
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т.е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как…
1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.
2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!
3. «Суетливое чтение». Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: «так, ну это я уже читал!» или » так, это уже было!» или «угу!». Можно во все время чтения водить пальцем по книге.
4. «Голос сострадания, скорби, печали». Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.
5. «Голос Дьявола». Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!
5 а. Голос Дьявола может быть не только громким и злым. Он может быть и лукавым и хитрым. Идеальное место для чтения — сцены искушения Христа в пустыне.
В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на «скамейке запасных». Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!
7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ
Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).
8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Громкость речи: Говорите так, чтобы вас услышали

15 сентября 2016 Александр Харин

Рубрика: Ораторское искусство, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о речи, общении и влиянии на людей, Тайны скрытого влияния

Громкость речи.

Говорить громко или тихо во время ораторской речи? Этот вопрос ставят себе многие начинающие ораторы.

Но знаете ли вы, как заставить себя слушать? Какая громкость речи будет уместна и эффективна?

Иосиф Сталин, например, говорил негромко, с длинными паузами. Но люди боялись его тихой и спокойной речи. Троцкий орал во время своих пламенных речей. Его слушали с восхищением и считали его основным идеологом, рупором революции.

Какой должна быть громкость речи оратора

Оказывается, для нашего слуха есть прямая идентификация. И на вопрос по поводу громкости, ответ могут дать грудные дети. Они на громкий крик в ответ плачут, на тихий протяжный шепот – улыбаются или засыпают.

«Почему именно дети?» – спросите вы. Дело в том, что у маленьких детей еще не успели сформироваться психические защиты. Они реагируют естественно, природно на внешние раздражители.

Как именно реагируют дети?

Тихая речь вселяет спокойствие. Громкая речь детьми воспринимается как вторжение в их личное пространство.

Другими словами, громкой речью люди заставляют себя слышать. К тихому голосу хочется всегда прислушаться. Отсюда для громкой и тихой речи существует ряд условий.

Громкий голос и громкая речь используются если:

1. Необходимо заявить о себя или о ситуации.

Обычно у человека в таких случаях вырывается такое: «Больше не могу молчать!»

2. Хочется выразить сильное чувство – от бешеной страсти, до невероятной злости.

Все сильные чувства просятся в «громкий голос».

3. Нужно надавить на зал во время ораторской речи или на собеседника во время дебатов.

Читатели не раз видели, что желание перекричать собеседника появляется даже в Думе, Верховном Совете и Палате лордов. Это ораторское оружие буквально нарасхват.

4. Требуется «зажечь» зал, замотивировать на серьезное дело.

Громким и мощным голосом, как правило, говорят революционные, мотивирующие, изобличающие речи.

5. В большой аудитории, усиленной микрофонами, используется громкая речь, чтобы разбудить людей.

Чем больше людей, тем больше психической энергии нужно послать в зал, чтобы оратор смог произвести впечатление. Для этого используется громкая речь, даже крик.

6. В критической ситуации, в переломный момент, либо в момент речевой кульминации, используется речевой приём «на повышенных тонах».

Этот приём обладает большой внушающей и убеждающей силой.

7. Необходимо напугать, вывести из равновесия. В этих случаях используется громкая речь мгновенно, вспышкой. После чего можно снова переходить на тихие нотки голоса.

Запомните, повышенная громкость речи нужна, если выступающий хочет докричаться до аудитории. Она вызывает страсть, протест, сильные чувства, но никогда не оставляет слушателей равнодушными.

Тихий голос и тихая речь используется тогда, когда:

1. Хочется создать интригу своей речью; показать, что рассказываем секрет, тайну.

Помнится, что когда дети и взрослые сплетничают, они переходят на шепот.

2. Создать интимную атмосферу.

Для этого мы не только говорим шёпотом. Мы находим тихое место для беседы, приглушаем музыку.

3. Показать, что говорится важное.

Важные моменты жизни должны быть восприняты каким-то шестым чувством. Поэтому всякие «важности» мы говорим тихо и вкрадчиво.

4. Слова любви, нежности, душевного тепла всегда говорятся тихим голосом.

5. Сыграть или показать эмоциональное бессилие, слабость, поверженность.

Такие речи часто можно обыграть нарочно, чтобы вызвать подходящую снисходительную реакцию или уменьшить поток страсти от собеседника.

6. Говоря тихо и спокойно, можно показать свое спокойствие и даже безразличие.

Это очень сильно сбивает спесь и гонор с некоторых людей.

7. Тихой речью можно расположить к себе эмоционально ранимых и восприимчивых людей, а также детей и стариков.

Знайте, что тихая речь сама заставляет прислушаться. Она сама, помимо воли собеседника, способна внушать или входить в доверие.

А теперь пройдите маленький тест. Вспомните и дайте для себя ответ, в каких случаях речь должна звучать громко, в каких тихо.

  • Рассказывать сказки нужно…
  • Ужасные истории всегда говорятся…
  • Спортивный матч озвучивается…
  • Признание в любви звучит…
  • Во время бешеной страсти голос…
  • Клясться, просить прощения, уговаривать на интимную встречу следует…
  • Обвинять, нападать, разить словом собеседника можно и нужно…
  • Во время недружелюбной критики голос звучит…
  • Милые комплименты озвучиваются … голосом
  • Хвалебные слова, поздравления перед аудиторией следует говорить … голосом
  • Страх передается …
  • Гнев звучит…
  • Во время интриги используется … голос
  • Свое безразличие можно показать голосом …
  • Раздраженность можно понять по … голосу.

Если ваши ответы совпадают с идеей, изложенной выше, для вас пришла пора выходить на сцену и ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО. Что ж, определяйте свою громкость речи, берите микрофон в руки и бегом в аудиторию!

Овладеть умением красиво говорить, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *