Упражнения для развития речи

Назначение теста

Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Инструкция к тесту

«Посмотри, здесь написано два слова – «лошадь» и «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа (после знака равно) то же – одно слово – корова, а под ним – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову «корова» как «жеребенок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит нужно вначале установить как связаны между собой слова – вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Тестовый материал
Ключ к тесту
Вопр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Отв. 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4
Вопр. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Отв. 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4

Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.

Интерпретация результатов теста

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Использование словарно-логических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников статья по развитию речи на тему

Использование словарно-логических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Поэтому очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач:

— воспитание звуковой культуры речи;

— обогащение, закрепление и активизация словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

— формирование разговорной (диалогической) речи;

— развитие связной речи;

— воспитание интереса к художественному слову;

— подготовка к обучению грамоте.

Как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами невольно воспринимает её и мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Педагоги закладывают в детях образец правильной речи, постоянно заботясь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подводят к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии.

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Ведь еще Я.А.Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками, при это развивается речь и мышление.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Одним из видов таких игр является словарно-логические игры. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

Словарно-логические игры окажут существенное влияние на формирование речи у дошкольников при соблюдении следующих условий:

— игры должны учитывать особенности психического развития детей ;

— игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;

— игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности дошкольников;

— игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Проводить словарно-логические игры, можно на разных этапах занятий с дошкольниками:

— при объяснении нового учебного материала;

— при усвоении и закреплении учебного материала

— при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является наиболее актуальным). Здесь ребенок должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса.

Специальные упражнения и словарно- логические игры имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1. развивать понимание обобщающего смысла слова,

2. развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3. развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4. развивать языковое чутье в области морфологии,

5. добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6. развивать стилистическое чутье,

7. добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой)

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников

1) Исключение понятий

Из пяти слов необходимо определить одно, которое является лишним. И назвать все это общим словом (оценивается правильность обобщения и наличие – отсутствие классификации , т.е.называние обобщающего слова).

Примерные группы слов:

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

4. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

5. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

6. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

7. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

8. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

9. Тигр, пингвин, лев, кот, леопард.

10. Хоккей, футбол, теннис, игра, баскетбол.

2) Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Ребенку задаются следующие вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

9. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

10. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).

12. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

13. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

14. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

15. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

16. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

17. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

18. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка – это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

3)Замените букву.

Замените подчеркнутую букву, чтобы получилось новое слово:

балет – билет,

олень –

машина –

Толя –

Маша –

белка –

салат –

речка –

стол –

сетка –

норка –

4) Игра «Перепутались слова»

Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.

1. Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2. Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3. Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4. Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5. Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

5) Игра «Узнай предмет»

Необходимо узнать предмет по заданным признакам.

— Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый (овальный), кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

— Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

— Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

6) Игра «Что в коробке?»

Из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья. Необходима большая коробка, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов (или сами предметы). Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, об этом говорит тот факт, с каким энтузиазмом включаются родители в процесс игр со словами, с какой гордостью дети рассказывают им о своих достижениях. Поэтому применение словарно-логических игр повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Список использованной литературы

Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «Что на что похоже и почему?»

Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Вид упражнений — скороговорки.

Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи эти слова:

o кошка, книга, крыша;

o число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки:

o яблока и арбуза;

o кошки и собаки;

o стола и стула;

o ели и сосны;

o голубя и дятла;

o ромашки и гвоздики.

• Чем отличается:

o ручка от карандаша;

o рассказ от стихотворения;

o сани от телеги;

o осень от весны;

o дерево от кустарника;

o лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

o покупать –

o открывать –

o помнить –

o встречать –

o толстый –

o мелкий –

o полный –

o знаменитый –

o голодный –

o брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

сахар сладкий, а перец. ,

дорога широкая, а тропинка. ,

пластилин мягкий, а камень. ,

чай горячий, а мороженое. ,

кисель густой, а морс. ,

лист наждака шершавый, а лист бумаги.

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.

Днем светло, а ночью.

Другой вариант:

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”

Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

• Кого больше зверей или насекомых?

• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание №4. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Задание №5. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Задание № 6. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание № 7. «Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

«Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?

— Кто главный герой?

— Что происходит?

— Какие герои нарисованы на картинке?

— Какой у них характер?

— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.

Практикум «Речевые упражнения как средство развития речи детей»

Светлана Бруева
Практикум «Речевые упражнения как средство развития речи детей»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Белоснежка»

Тема выступления на МО:

Речевые упражнения

как средство развития

речи детей

(Практикум)

С. Н.Бруева:

педагог

дополнительного

образования

Новый Уренгой

Слайд 3, 4

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Но важнейшим условием является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет театр, игровое общение детей.

Для развития выразительной художественной речи, с детьми необходимо проводить упражнения по технике речи.

Техника речи включает в себя:

— речевое дыхание;

— голос;

— дикцию;

— интонационную выразительность – самое главное в театральных играх.

Задача и состоит в том, чтобы расширить диапазон голоса, научить ребенка правильно пользоваться голосом. Работа над дикцией и дыханием – начало речевой постановки голоса.

Слайд 5

Дыхательная гимнастика:

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения, глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

— вдыхать глубоко носом и ртом;

— вдыхать бесшумно;

— пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно); — не задерживать дыхания в паузах;

— не расходовать весь запас воздуха.

Упражнения:

1. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя, задержка воздуха на счёт «раз» (про себя, медленный, плавный выдох на звук «ф», «с», «ш» (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

2. Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом, но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох.

Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается чувство опоры дыхания.

3. «Цветочный магазин» Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 — 4 раза.

4. «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуть 3, 5… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

Слайд 6

Упражнения на постановку голоса

1. Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л,н: ммм…ллл…ннн…

2. К согласным звукам м, л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у,ы и произнести плавно и протяжно:

мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.

Упражнениявыполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот,с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.

3. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;

б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и наоборот.

Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

4. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.

Скороговорки:

— Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

— От топота копыт пыль по полю летит.

— Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

— Говори, говори, да не заговаривайся.

— На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

— Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

— Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Упражнение на развитие силы голоса.

Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте,который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче, легче, мелодичнее.

Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.

Белокрылый мощный «ТУ»

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точки крыши…

Вот уже он выше туч… А теперь – меж облаками…

Вдруг ударит солнца луч!

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится «ТУ»,

Покоряя высоту…

6. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.

Колокола

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем – гул

На целый дом:

Бим – бом! Бим – бом!

Вот в головном Чистейший звон:

Динь-дон! Динь- дон!

И всё звенит,

Гудит им в тон.

Бум-бом! Динь- дон!

Бум-бом! Динь-дон!

(З. Савкова)

Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.

Слайд 7, 8

Упражнения на развитие дикции

Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.

Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнениявыполняются перед зеркалом:

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок»:

1. На счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;

2. Вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;

Пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;

3. Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

2.Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3.Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау.», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер — ССССССС.

Шумят деревья — ШШШШШ.

Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.

Комар звенит — 3333333333.

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1

Пилит пила — С! С! С! С!

Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!

Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.

Например: мотоцикл.Заводим мотор: Р! Р! Р. РРРРР! РРРРР! РРРРР!Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПОЗОНА ГОЛОСА

Чудо-лесенка

1. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи.

А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че.

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

2. Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.

Как на горке, на горе.

Как на горке, на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)

На горку – ух! (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Бух!

Захватывает дух!

(А. Прокофьева)

Слайд 9

Интонационная выразительность

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.

Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.

Игра «Чья интонация богаче?»

Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.

Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.

Прочитать тихо, чуть громче, громко.

Льдинка

— Льдинка, льдинка! Что за чудо!

Приплыла ты к нам откуда?

— Я из озера большого приплыла издалека,

Принесла меня сегодня полноводная река.

Светлячки

— Светлячки, светлячки,

Голубые огоньки!

Как же вы в траву попали?

С неба что ли вы упали?

— Нет! Не с неба мы упали.

А в траву не зря попали.

Ночью – звёзды-светлячки.

Днём – простые червячки.

Стихотворение для тренировки длительности речевого выдоха

Три Емели

Как за тридевять земель

Жили тридевять Емель:

Три Емели всё умели

Три Емели так сидели

Три Емели спать хотели

Три Емели заболели,

Три стелили им постели, Три Емели пили-ели

Три Емели песни пели

Три играли на свирели

Три Емели мыли мели

Мыли мели на мели.

Вы бы дома не сидели –

Помогать бы им пошли!

Скрюченная песенка (К. Чуковский)

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот

Скрюченные волки. И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она.

Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом

Скрюченная баба

По болоту босиком

Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней

Скрюченная палка,

И летела вслед за ней

Скрюченная галка.

При развитии голоса нужно использовать проговаривание различных стихотворений с движениями. Эти упражнения помогают снять мышечное напряжение тела у детей.

«РАЗ, ДВА — КРУЖЕВА»

РАЗ, ДВА — КРУЖЕВА;

ТРИ, ЧЕТЫРЕ – НОС В ЧЕРНИЛЕ;

ПЯТЬ, ШЕСТЬ – КАШУ ЕСТЬ;

СЕМЬ, ВОСЕМЬ – СЕНО КОСИМ;

ДЕВЯТЬ. ДЕСЯТЬ — АКУЛИНА ТЕСТО МЕСИТ.

ПОЗВАЛА КОТА ДОМОЙ,

НАЛИЛА ЕМУ ПОМОЙ.

ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ –

ТЫ ЗАЧЕМ РАЗБИЛ КУВШИН?

КУВШИН СТОИТ ПЯТАЧОК,

А ЗА ЭТО — КУЛАЧОК!

«С К А К А Л К А»

СО СКАКАЛКОЙ Я СКАЧУ,

НАУЧИТЬСЯ Я ХОЧУ

ТАК ВЛАДЕТЬ ДЫХАНЬЕМ, ЧТОБЫ

ЗВУК ДЕРЖАТЬ ОНО МОГЛО БЫ,

ГЛУБОКО, РИТМИЧНО БЫЛО

И МЕНЯ НЕ ПОДВОДИЛО.

Я СКАЧУ БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ

И НЕ ЧУВСТВУЮ ОДЫШКИ.

ГОЛОС ЗВУЧЕН, ЛЬЁТСЯ РОВНО

И НЕ ПРЫГАЮ Я СЛОВНО.

РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА – РАЗ!

МОЖНО ПРЫГАТЬ ЦЕЛЫЙ ЧАС.

(ПАУЗА)

КОНЧУ ПРЫГАТЬ. СЯДУ Я –

РЕЧЬ ЛЕГКО ЗВУЧИТ МОЯ.

1 – добор дыхания через две сточки,

2 – добор дыхания после каждого стишия,

3 –варианты повторяются несколько раз:

в присяде; на коленях; лёжа на животе;

лёжа на спине; делая ногами свечу.

Слайд 9

В работе над голосом важна осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона, перегружать речевой аппарат ребенка, особенно у детей с нарушениями речи. Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции. Упражнения по дикции проходят в форме хорового и индивидуального произнесения. Они даются в игровой форме. Упражнения по дикции желательно соединять с упражнениями на силу звука (проговаривать тише, громче, шепотом, высоту голоса.

12 упражнений для улучшения речи и голоса

Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность. Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал, занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос

1. Приоткройте губы

Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).

  • Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

2. “Фыркающая лошадь”

Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.

  • Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне.
  • Сделайте выдох с вибрацией губ.
  • Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).

Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.

Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

Голосовая система

3. “Радист”

  • Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.

Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

Упражнения на расслабление гортани

4. “Зевающий лев”

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

  • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
  • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

Упражнения на расслабление диафрагмы

Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.

Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.

Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

6. “Пузатик”

  • Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
  • Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
  • Рука на груди должна оставаться неподвижной.

Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.

Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.

Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

7. “Дрожь земли”

  • Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
  • Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
  • Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).

Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.

Польза двойная:

1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению

2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

8. “Выйдите из туалета”

Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению.

Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

9. Делайте выдох дольше

Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.

Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

10. Лежите на лопатках на болстере

Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.

  • Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.

Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания.

  • Дышите, как всегда, животом.

11. Дыхание через одну ноздрю

  • Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.

В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

12. Бег

Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.

Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.

Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.

Из минусов — бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.опубликовано econet.ru.

Александр Герасименко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *