Упражнения на мотивацию

Игры, способствующие повышению учебной мотивации у старших дошкольников

Игры, повышающие мотивацию дошкольников к обучению в школе

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

  2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

  3. формирование опыта учебной деятельности .

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.

Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.

Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста подобран комплекс специальных упражнений.

Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:

  • Сознательно подчинять свои действия правилу;

  • Ориентироваться на заданную систему требований;

  • Внимательно слушать говорящег, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

  • Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Проводя целенаправленную работу на формировании мотива учения, можно развить мотивационную готовность к обучению в школе.

Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников

«Барыня прислала сто рублей»

Народная игра для воспитания сосредоточенности

Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.

Барыня прислала сто рублей.

Что хотите, то купите.

Черный, белый не берите.

«Да» и «нет» не говорите!

После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: черный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:

— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

— Однажды.

— А видел ли там медведя?

— Видел.

— Он был бурый или белый?

— Полярный.

Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник отдает свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.

«Птичка»

Познавательная игра для развития самоконтроля

Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

«Нарисуй пароход»

Упражнение для воспитания произвольности движения

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец.». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание

а) на соотношение размеров деталей,

б) на присутствие всех деталей,

в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,

г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»?

Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!

«Узоры»

Игра для развития сосредоточенности

В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!

Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!

А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы».

Если задания не удаются, полезно поупражняться начиная с самых простых.

«Палочки»

Игра-тест

Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоем. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1 -2 секунды накрою ее листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно — это считается ошибкой. Начали!»

Первая фигурка — «домик».

Предлагаем несколько фигурок — «звездочку», «снежинку», «елочку» одновременно.

«Сокол и лиса»

Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры.

«Сосед, подними руку»

Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам-«одноклассникам»

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

«Школа наоборот»

Используется для проигрывания конфликтных ситуаций

Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце…

Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!

Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?

Ученик: — Зеленое!

Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?

Ученик: — Продолговатое!

Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?

Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

«Лесная школа»

Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучении различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения

Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство — каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д.

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра «Лесная школа» — удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.

«Кто где живет»

Коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков

Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).

Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.

«Первоклассник»

В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность (обычно эта игра проводиься, как развлекательная часть утренника)

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

Мотивационный тренинг

Размещено на http://www.allbest.ru/

Университет международного бизнеса

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Тренинг на тему «Мотивация»

Мухамади Айгерим

Проверила: д.к. Кульназарова А.Ж.

Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.

Термин «мотивация» имеет два значения. В широком значении мотивация определяет область психологических исследований, связанных с выявлением и изучением факторов, побуждающих и направляющих, поддерживающих поведение человека.

Цели мотивационного тренинга:

1. овладение приемами позитивного мышления и формирования вектора стремление к успеху (конструктивное преодоление мотива избегания неуспеха); овладение базовой стратегии мотивации «от» и «до»;

2. диагностика и осознание индивидуальной карты мотивов — выявление общих и индивидуальных особенностей иерархии мотивов;

3. овладение приемами работы с мечтами и желаниями (в том числе профессиональными); осмысления и селекция мечтаний. Трансформация значимых желаний в цель (объединения общих стандартов по индивидуальным подходам в процессе мотивации);

4. овладение методом поэтапного планирования движения для достижения цели;

5. овладение методами формирования практических навыков управления своей мотивацией;

6. формирование направленности на практическое применения результатов тренинга (в виде навыков) в практической жизни и будущей профессиональной деятельности студентов.

Задачи: создать такие условия, чтобы участники сначала смогли испытать на себе действие мотивационных сил, затем научиться управлять ими, а после этого — научиться позволять этим силам свободно проявляться и специально вызывать их, когда это помогает добиться максимального результата.

Ведущие тренинга: Дидар, Айгерим, Камалят.

Возраст: студенты 2 курса (18-20 лет).

Состав участников: 25.

Режим работы: 30 минут;

Актуальность: Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Структура тренинга:

1. Орг. момент — 4 минуты

2. Вступление — 5 минут

3. Цель задачи — 3 минут

4. Разминка — 5 минут

5. Основная часть -15 минут

6. Рефлексия — 3 минут

7. Орг. конец — 3 минуты

мотивация мотивационный тренинг

Ход тренингового занятия

1. Разминка

«Мотивирующее обращение»

Тренер озвучивает вводную: «Все мы — менеджеры фабрики по производству валенок. Положение нашей фабрики весьма бедственное. Зарплаты очень маленькие. Перспективы неясные. Сотрудники от рук отбились, работать не хотят. Поделитесь, пожалуйста, на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна подготовить мотивирующее обращение к подчиненным».

Во время выступления представителя каждой из подгрупп все остальные члены группы становятся рядовыми сотрудниками фабрики.

Тренер раздает каждой группе инструкции и дает время на подготовку (20 минут).

Успешность выполнения задачи определяется голосованием рядовых сотрудников за ту или иною группу менеджеров.

2. Игры

Инструкция

«Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломался ксерокс, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса — убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель говорил о предстоящем концерте».

Рефлексия

Как мотивация пригодиться в будущем?

Орг. конец:

Как мотивировать себя?

Всегда и при любых обстоятельствах гоните прочь от себя негативные мысли! Имейте в виду — все мысли материальны! И если Вы будете долго думать о плохом и представлять его во всех красках — это плохое с Вами и случиться!

Дайте себе обещание, что Вы будете рано просыпаться — независимо от выходных! Лучшая мотивация — это мотивация, которая начинается с утра!

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

Размещено на Allbest.ru

Тренинг внутренней мотивации, Климчук Виталий (стр. 2 из 14)

Первый раздел содержит теорию. В нем вы узнаете о концепции внутренней мотивации, о классических и современных исследованиях в этой сфере. Также будут рассмотрены прикладные аспекты теории внутренней мотивации — возможности ее использования при разра­ботке системы мотивирования персонала. Второй раздел — методи­ческий. В нем изложен наш взгляд на пути развития внутренней мотивации, общая структура Программы, а также описаны исполь­зованные в ней методы и методики (каузометрия, репертуарные решетки и терапия фиксированных ролей Джорджа Келли, возмож­ности многомерного математического анализа полученных этими ме­тодами данных). В третьем разделе представлено детальное описа­ние самой Программы со всеми предлагаемыми в ней упражнениями и особенностями их использования. И наконец, четвертый раздел по­священ анализу изменений, происходящих после завершения Про-

7

граммы. Кроме того, существует еще и приложение — в нем описан процесс проведения кластерного анализа оценочных решеток Дж. Колли в программе Statistica.

А теперь благодарности. Выражаю глубокую признательность мо­ему научному руководителю, Учителю с большой буквы Александру Леонидовичу Музыке за пробуждение интереса к проблеме мотивации человеческого поведения. Также благодарю академика Валентина Алексеевича Моляко, который для меня лично —олицетворение Муд­рости. Кроме того, я благодарен профессору Рочестерского универ­ситета Эдварду Диси за возможность ознакомиться с его ценными ра­ботами по теории самодетерминации. Огромное спасибо моей коллеге и жене Виктории Горбуновой за помощь в работе, поддержку и пони­мание дома, уют и комфорт в душе, стремление двигаться вперед в сердце…

Итак, начнем наше знакомство с Программой развития внутрен­ней мотивации с небольшого количества теории.

ВНУТРЕННЯЯМОТИВАЦИЯ КАКПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ТЕОРИЯВНУТРЕННЕЙМОТИВАЦИИ

Когда работник выполняет какую-то предложенную ему задачу, воз­никает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?» Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем возна­граждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяже­нии всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе мотороллер», «Не сдашь сессию — не поедешь отдыхать на море», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Под­нимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»…

Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не спо­собную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удо­вольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме возна­граждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внут­ренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лиша­ет этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мо­тивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» пре­вращается в замкнутый круг.

ВотккакимвыводампришелРичарддеЧармс (ХекхаузенX., 2003. С. 727): 1. Есличеловеквознаграждаетсязанечто, чтоонделаетпособственномужеланию, товнутренняямотивацияэтойдеятельно­стибудетослабевать. 2. Есличеловекневознаграждаетсязанеинтереснуюдеятельность, предпринятуюимтолькорадивознаграждения, товнутренняямотивациякнейможетусилиться.

9

Внутренняяивнешняямотивация: определения

Еще в 1970-х годах американскими учеными Эдвардом Диси и Ри­чардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, вкоторую заложено представлениеолокусе мотивации {внутреннем и внешнем). Внутренняя мотивация — это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работу — появляется ощущение потока (Чик-зентмихали М., цит. по: Хекхаузен X., 2003).

Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует во­круг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он переживает ощу­щение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. Атеперь взглянем, какребенокубира-ет в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок вы­полняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.

Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недо­статки. С одной стороны, внешне мотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено… Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), и так по возрастающей. Для внутреннего мотивирования необходимо иметь незаурядный запас терпения и изобретательности. Однако это сторицей окупается.

Исследователь В. И. Чирков (1996) на основе обобщения резуль­татов значительного количества исследований осуществил сравни­тельный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что при внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удов­летворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрас­тает уровень самоуважения. В то же время при внешней мотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреп­лением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между

10

тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих за­дач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются от­рицательные эмоции.

МихапЧикзентмихаливыделилследующиенаиболеераспростра­ненные»ощущенияпотока»(МарковаА. К., МатисТ. А., ОрловА. Б., 1 990; ХекхаузенX., 2003): •ощущениеполной (умственнойифизической) включенностивде­ятельность; •полнаяконцентрациявнимания, мыслей, чувствназанятии, ко­тораяисключаетизсознанияпосторонниемыслиичувства; •четкоезнаниетого, чтоследуетделатьвопределенныймомент времени, ясноеосознаниецелидеятельности, полноепокоре­ниетребованиям, которыеидутотсамойдеятельности»; •четкоеосознаниетого, насколькоудачновыполняетсяработа, четкаяиопределеннаяобратнаясвязь; •отсутствиетревогипоповодувозможнойнеудачи, ошибки; •ощущениесубъективнойостановкивремени; •потеряобычногоощущениячеткогоосознаниясебяисвоего окружения, «растворение»вделе.

Как видим, разница между внутренне и внешне мотивированной деятельностью огромная. Однако у практически ориентированных менеджеров, психологов, педагогов сразу же возникает вопрос:»Как же сделать так, чтобы мотивация стала внутренней?» Для ответа на этот вопрос мы и написали эту книгу. Начнем на него отвечать прямо сейчас, проследив истоки возникновения внутренней и внешней мо­тивации.

Каквозникаетвнутренняямотивация?

Развивая представление о внутренней мотивации, Э. Диси снача­лаиспользовал два вида ощущений, выделенных Р. Уайтом и Р. де Чармсом, — ощущение компетентности и ощущение самодетерми­нации (Хекхаузен Х., 2003). Ощущение компетентности — это ощуще­ние всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере. Ощущение само­детерминации — это осознание себя (и только себя) причиной своих действий. Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение, в то время когда он пытается про­тивостоять этим требованиям. Если это удается, то появляется удов­летворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и

ощущение себя причиной своих действий.Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворен­ность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самосто­ятельно строить своюжизнь…

Эдвард Диси принялза аксиому (а позже и доказал), что необхо­димость ощущать себя компетентным и самодетерминированным — базовые потребности личности. Удовлетворение этих базовых потреб­ностей в определенной деятельности приводит к появлению внутрен­ней мотивации к этой деятельности. Немного позже исследования показали необходимость выделения еще одной базовой потребнос­ти — потребности в значимых отношениях.

Мотивация достижения

Теория мотивации достижения – это одна из наиболее известных работ американского психолога Дэвида Кларенса МакКлелланда, которая также широко известна под названиями «теория удовлетворения потребностей», «теория потребностей» и «теория трех потребностей». МакКлелланд разработал данную концепцию в начале 60-х годов под влиянием трудов Генри Мюррея.

Мотивационная теория объясняет то, как меняются потребности человека с течением времени по мере изменения его жизненного опыта. Она также дает ответ на вопрос, как влияет на поведение человека потребность в достижении успеха, власти и «причастности». МакКлелланд утверждал, что мотивация каждого человека обусловлена этими тремя факторами – независимо от возраста, пола, расы или культуры, к которой он принадлежит.

Составляющие теории

Доминирующий фактор (составляющая) мотивации Характеристика человека
Успех § Продуктивно работает

§ Верит в совершенство

§ Решительно настроен на выполнение поставленной задачи

§ Рассчитывает риски работ заранее

§ Требует регулярных отзывов от начальства

§ Предпочитает работать в одиночку, нежели в группе

§ Ценит достижения, а не вознаграждения (материальные или нематериальные)

Власть § Стремится контролировать и влиять на других людей

§ Любит спорить, конкурировать и имеет напористый характер

§ Наслаждается своим статусом и признанием

§ Не любит ситуации, которые не способен контролировать

Причастность § Желает ощущать причастность

§ Ищет любовь, привязанность и признание

§ Охотно соглашается с тем, что говорят его коллеги

§ Боится, что его не примут

§ Предпочитает сотрудничество конкуренции

§ Стремится избежать серьезных рисков и неопределенности

§ Предпочитает работать в группе, нежели в одиночку

Пояснение по каждому компоненту теории

Разных людей мотивируют разные факторы. Эти факторы зависят от характера или типа личности человека, поэтому теория мотивации была разработана с учетом трех основных факторов, включающих:

Потребность в достижении успеха

Есть люди, которых мотивирует их достижения на работе. Таких сотрудников принято считать ответственными исполнителями, которые всегда с нетерпением ищут возможности показать выдающиеся результаты в своей области.

Люди, чья мотивация основана на достижении успеха, предпочитают работать над проектами, результаты которых полностью зависят от потраченных усилий и ни от чего больше. Кроме того, они предпочитают брать на себя умеренные и сложные задачи и стремятся избегать как высокого риска, так и его отсутствие. Это связано с тем, что задачи, связанные с высокими рисками, могут обернуться провалом, в то время как низкий риск не гарантирует убедительных побед.

Говоря о материальных или нематериальных наградах, стоит отметить, что они оказывают незначительное влияние на мотивацию подобного рода людей. Тем не менее, данный тип личности требует постоянной обратной связи от начальства / руководства, поскольку это помогает ему сравнивать свои ожидаемые достижения с фактическими успехами.

Потребность во власти

Согласно МакКлелланду, потребность во власти обуславливает стремление людей контролировать свои действия, а также деятельность других людей. Мотивация такого типа личности не зависит ни от признания, ни от наград, а лишь от подчинения и согласия других.

Такие люди любят спорить и конкурировать. По сравнению с теми, кто больше ценит успех и причастность, они более властны и напористы. Их также отличает трепетное отношение к вопросам дисциплины.

При этом «властолюбцы» чаще других испытывают разочарование, когда та или иная ситуация выходят из-под их контроля, поскольку они чувствуют себя беспомощными.

Потребность в причастности

Причастность выражается в позитивных, порой интимных личных отношениях. Иными словами, причастность можно определить как положительную реакцию, которую человек получает в ответ на стремление поддерживать позитивные и эффективные отношения с людьми, которые его окружают большую часть времени.

Те, кто ценит причастность выше успеха и власти, всегда рассчитывают на теплые межличностные отношения с окружающими. Хорошие отношения создают чувство привязанности, что автоматически гарантирует поддержку и сотрудничество.

Тем не менее, подобный тип людей обычно избегает неопределенных, рискованных и связанных с высоким уровнем конкуренции ситуаций, поскольку они, прежде всего, стремятся получить любовь и признание, и ужасно боятся быть отвергнутыми – именно поэтому на рабочем месте такие сотрудники обычно придерживаются принятых норм и этики.

Значение теории мотивации

Сотрудники бывают разными. Работодатели должны уметь определять тип личности своих подчиненных, чтобы должным образом мотивировать их и добиваться наибольшей отдачи на рабочем месте. Хотя разных людей отличает разный уровень мотивации, его можно в равной мере поддерживать следующими способами.

Работникам, чья мотивация заждется на достижении успеха, нужно ставить сложные задачи и предлагать серьезные цели. При этом недостаточно сложные задачи или задачи с низким уровнем риска будут восприниматься ими как работа, на которую не стоит тратить время и усилия, а задачи с недостижимыми целями и вовсе могут их демотивировать. Хорошим примером данного типа людей являются спортсмены.

Мотивация других сотрудников сильно зависит от достижения власти. Такими людьми руководит сильное желание обрести власть или полномочия управлять другими, даже когда прочие мотивационные факторы (даже оплата труда) сравнительно невелики. Примером таких людей являются все те, кто поступает на службу в полицию.

Сотрудникам, мотивация которых связана с причастностью, требуется дружная рабочая среда. Поскольку эти люди предпочитают работать в группах, нежели в одиночку, они могут сопротивляться переводу в другой отдел или место из-за своего желания оставаться рядом с друзьями и семьей. Их сопротивление можно наблюдать даже в тех случаях, когда перевод крайне выгоден для карьерного развития. Такие работники могут показывать отличные результаты, когда им поручают задачи, основанные на социальном взаимодействии – к примеру, сфера обслуживания клиентов, административная работа и т. д.

Мотивация достижений – презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к тренингам, упражнениям, видео, презентациям и т.д. Это совсем не дорого.

Тренинги для подростков

Читать: 3 мин.
Почему тренинги получили бешеную популярность? Чему можно научиться на тренинге? Чем отличаются тренинги для подростков от тренингов для взрослых?
Будь лучшей версией себя. «Если ты сделаешь то, что всегда делал прежде, то и получишь то, что всегда получал». «Ваши решения формируют ваше будущее». Какие еще мотивирующие фразы тренеров вы знаете?
Тренинги стали модным явлением среди образованных взрослых людей. Тренинги восполняют потребность в обучении, отнимают немного времени и приносят положительные эмоции. Почему бы не поучиться?
Давайте разберемся, какую пользу несет методически выверенный тренинг для подростков.

Что такое тренинг

Тренинг – это система упражнений, которая помогает человеку развить новые навыки и компетенции. У хорошего тренинга должна быть продуманная методическая основа, немного теории и много практики. Человеку нужно не только узнать способы устранения проблемы, но и с помощью практических действий научиться ее решать самостоятельно.
Тренинги делятся на 3 основные группы:

    ✔ Психологические тренинги помогают решить личностные проблемы, развить социальные и волевые компетенции, изменить неверные социальные установки и приобрести опыт межличностного общения
    ✔ Мотивационные тренинги (тренинги личностного роста) выполняют вдохновляющую функцию, чтобы начать свое дело и «изменить жизнь к лучшему» (Привет Тони Роббинсу!)
    ✔ Бизнес-тренинги учат эффективно вести переговоры, повысить продажи компании, собрать работоспособную команду, то есть научиться важным для коммерческой деятельности навыкам

Для чего нужны тренинги

Все типы тренингов помогают приобрести или развить так называемые soft skills, то есть личные качества или, как говорят психологи, универсальные компетенции, которые каждый человек воспитывает в себе сам.
Наиболее востребованными на рынке труда компетенциями сейчас являются 4К (или 4С в англоязычном варианте):

    ✎ коммуникабельность (communication)
    ✎ креативность (creativity)
    ✎ командная работа (collaboration)
    ✎ критическое мышление (critical thinking)

Читайте еще:
Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? >>
20 soft skills для будущей карьеры: как и когда развивать? >>

Чем отличаются тренинги для взрослых и тренинги для подростков

Во-первых, целью. Большинство взрослых, уже работающих людей, записываются на бизнес-тренинги или тренинги личностного роста. Работодатели сами часто организовывают корпоративные тренинги, чтобы улучшить общую производительность компании, разрешить конфликты или сплотить коллектив.
В отличие от бизнес-тренингов, подростковые тренинги решают подростковые же задачи. Обычно дети в 13-16 лет испытывают трудности в социальном взаимодействии и эмоциональной сфере. Для подобных проблем психологи уже более 50 лет разрабатывают психологические тренинги специально для подростков. Тренинги помогают повысить самооценку, научиться общаться со сверстниками, научиться брать ответственность на себя – то есть приобрести социальные и волевые soft skills, необходимые подростку сейчас и в будущем.

Тренинги для взрослых и тренинги для подростков отличаются форматом. Взрослым удобно работать в формате дискуссий, разбора кейсов или семинаров. Для школьников больше подходят психологические игры или творческие упражнения в команде. Например, в нашем тренинге «Хочу учиться», который помогает ребенку найти вдохновение для учебы, для расстановки жизненных приоритетов используется игра «Зоркий глаз». Каждый участник бросает мячик в стену с целью попасть в отметку на шкале. И перед броском он самостоятельно ставит себе цель на попадание. После броска сверяем цель и результат. Это помогает ребенку осознать, что цель достижима, если много пробовать и тренироваться.
В тренинге «Психологический театр», который помогает понять других людей и научиться коммуницировать, все участники превращаются в учеников обычного класса и наделяются определенными, непривычными ролями. Доброволец становится «новичком». Классу и новичку необходимо найти точки соприкосновения для успешного общения.

Как выбрать тренинг для подростка

Родители, а часто и сами подростки, чувствуют, какие стороны в личности ребенка можно назвать сильными, а какие в данный момент «проседают». В зависимости от того, какие личные качества нужно развить, на те тренинги и стоит обращать внимание. Например, школьник хронически не успевает выполнять домашние задания и всегда опаздывает — стоит пройти тренинг по тайм-менеджменту («Управление временем»). Улучшить социальные компетенции помогают тренинги коммуникации («Свобода общения» и «Самопрезентация»).
В выборе программы можно отталкиваться от списка компетенций, которые пригодятся в будущем. Если вы определились с профессией или профессиональным направлением, то психолог-профконсультант подскажет, какие качества нужнее всего специалистам данной отрасли, и посоветует конкретный тренинг для развития этих качеств.
Тренинги подходят как для девочек, так и для мальчиков. По нашему опыту, девочки чаще, чем мальчики проходят тренинги для повышения самооценки и уверенности в себе, а мальчики – для мотивации к учебе («Хочу учиться»).

При выборе хорошего тренинга для подростков нужно учитывать:

    ✔ Длительность. Только ознакомительный тренинг может идти 2 часа. Чтобы докопаться до сути проблемы, желательно погружаться в тренинг на несколько дней.
    ✔ Личность и квалификацию коуча. Тренер для подростков должен иметь высшее психологическое образование и опираться на разработанную методику.
    ✔ Атмосферу. Мотивационные тренинги для взрослых отличаются иногда очень жесткой и депрессивной обстановкой, чтобы вывести участников из состояния комфорта. Мы не поддерживаем такие методы. И тем более они не применимы для подростков. Лучшая среда для развития нужных подростку компетенций – это обстановка соревновательности, сотрудничества и взаимопомощи.

Желаем вам каждый день становиться лучшей версией себя!
Чтобы подробнее узнать о наших психологических тренингах, когда они проходят и какие впечатления участники уносят с собой, познакомьтесь с расписанием тренингов.
Автор Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о наших программах, подпишитесь на нашу рассылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *