Упражнения на равновесие

Методические рекомендации родителям по развитию координации у детей

Советы родителям

Педагог дополнительного образования

Козырева Любовь Алексеевна

Я предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций для заботливых мам и пап для развития координации.

— Длительность одной игры не должна превышать 5-6 минут.
— Перед игрой объясните малышу, что нужно делать, покажите, как это сделать.
— Пусть звучит веселая музыка во время детских игр. Если крохе менее двух лет, то желательно, чтобы сопровождающая песенка была одной и той же, так малыш будет привыкать к тому, что это сигнал для начала игры.
— Для деток до двух лет необходимо сопровождение родителя на протяжении всей игры, во всяком случае, первое время. Выполняйте задание вместе с ним пошагово.
— Если ребенок устал, сразу же завершайте игры. А если малыш не в настроении не начинайте, перенесите занятие на более удачное время.

Как же улучшить и развить координацию у детей?

Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости.

Эффективность в развитии двигательной координации у детей достигается за счет:

— применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением;

— объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений;

— а также использование специального инвентаря разного размера и веса (мячи, обручи, палки, скакалки).

Развитие координации у детей: упражнения и советы.

Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях.

К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие.

К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. А также упражнения спортивного характера, такие как: катание на коньках, лыжах, велосипеде.

Итак, рассмотрим упражнения на развитие координации для детей различных возрастов.

Развитие координации у детей 2 – 3 лет.

Самым маленьким дошкольникам 2-3летнего возраста трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта. Однако это способность необходима им, чтобы научиться правильно, выполнять более сложные основные движения. Упражнения на координацию занимают значительное место в подвижных играх на свежем воздухе.

Ребенку предлагают сначала простые, посильные для него упражнения:

― ходьба,

― перешагивание через предметы,

― наклоны,

― приседание.

Затем изучают более сложные упражнения.

Развитие координации у детей 3 – 4 лет.

Дошкольнику 3-4летнего возраста сначала предлагают сходить со скамейки (бревна), попеременно опуская ноги на пол. Прыгать с конца скамьи на коврик разрешается после того, как ребенок научится мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно, лазить по шведской стенке, веревочной лестнице. Отличный результат дают упражнения на кольцах, ходьба по специальным дорожках с препятствиями.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото.

Развитие координации у детей 5 — 6 лет.

Дошкольник 5-6летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнение этих заданий нужно обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умении ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр.) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения целесообразно и изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала выполняется на доске, которая лежит на полу, а затем, на скамейке (бревне).

Развитие координации у детей 6 – 7 лет.

Дошкольник 6-7летнего возраста получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях.

Большинство упражнений для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамичных движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну(скамейке, бордюру) навстречу друг друга. Затем постепенно разойтись держась за руки.

Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное – в стороны, за спину, за голову, на поясе.

Упражнения для улучшения координации движений.

Дыхательные упражнения

― Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.

― Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается — через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается — руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.

Растирание

― Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.

― Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.

― Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.

― Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом — к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.

― Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.

― Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.

Пальчиковая гимнастика

― Делайте круговые движения большими пальцами рук.

― Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.

― Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.

― Соедините руки в “Замок”.

― Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.

Лежа на полу

― Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.

― Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.

― Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.

― Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз-вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.

Упражнения на четвереньках

В этом комплексе упражнений важна работа рук. Попросите ребенка походить на четвереньках, поочередно перемещая руки вперед. Постепенно усложняйте упражнение: при ходьбе на четвереньках руки идут взахлест: правая — влево, левая — вправо. Суть этого упражнения: синхронизировать шаг и научиться правильно чередовать руки.

Простые и интересные упражнения на координацию можно включать в игры на свежем воздухе и дома, а придумать их могут сами родители. Для таких веселых активных игр пригодятся мячи, шары, резинки, палочки для гимнастики, скакалочки, кегли, большие и маленькие обручи, различные небольшие предметы, игрушки и так далее. Здорово, если все используемые предметы еще и имеют разную расцветку, тогда можно попутно развивать и массу других важных навыков.

Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.

За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как играть с ребенком и просто и эффективно развивать координацию у детей.

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Игры на замирание:

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?

Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действий или направления:

По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.

Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!

Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.

Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.

Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!

Как просто и эффективно развивать координацию у детей?

Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!

Устройте дома спортивный уголок, отведите ребенка в спортивную секцию, на танцы, в бассейн, отведите на спортивную гимнастику или акробатику. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок – все это развивает координацию движений.

Увлекательные игры для трёхлеток на развитие ловкости и координации движения.

Игры на развитие координации

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Снежки

Игра учит попадать в цель с расстояния и в движуюся цель

◈ Как играем: зимой очень много развлечений на улице. Поиграйте в снежки — это полезное и веселое занятие для малышей. У кого больше попаданий в цель — например, в горку или в ствол дерева, тому — приз.

◈ Закрепляем: снежки можно бросать в ведерко или коробку.

Дорожка препятствий

◈ В дождливую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиграйте дома: устройте дорожку препятствий. Например, ребенок должен спрыгнуть со стульчика, пройти по «канату» (веревке, лежащей на полу), подлезть под веревку, пропрыгать на одной ноге до стульчика, где лежит флажок, колокольчик, лента и пр., и поднять этот предмет. Если ребенок пройдет всю полосу препятствий, ни разу не ошибившись, — дайте ему приз! Он — победитель!

◈ Полосу препятствий можно менять и дополнять: бросить мяч в корзинку, прокатить мяч по дорожке и т. п.

«Девочка на шаре»

◈ У многих дома есть большие мячи, на которых полезно делать упражнения, лежа на спине, на животе; перекатываться, отталкиваясь руками от пола; садиться и ложиться. Придумайте вместе с ребенком интересные и полезные упражнения. Предложите ему перевоплотиться в циркового артиста — гибкого гимнаста. И вы увидите, на какие чудеса способен ваш малыш.

Рыболов

◈ Помните такую игру, в которой удочкой с магнитом надо зацепить рыбку? Главное, чтобы у вас был магнитик на веревочке, а рыбок вы легко смастерите сами (например, из пробок и гвоздиков). Кто больше выловит рыбок — тот и есть самый удачливый рыболов.

Вышибалы

◈ В эту игру нужно играть втроем. Двое участников стоят на расстоянии друг от друга, третий — в середине. Играющим нужно, бросая мяч, задеть участника, стоящего в центре. А его задача — увернуться в сторону. В эту игру можно играть на прогулке, на пикнике, на пляже.

Мячик, мячик, ловко скачет

◈ Сколько занимательных упражнений можно придумать с мячом! Бросать и ловить его; кидать в висящую корзину; бросать мяч, хлопать в ладоши и ловить его; бежать и отбивать его на ходу; вести мяч до прочерченной линии; отбивать его и считать количество ударов и т. д. Такие игры отлично развивают ловкость и координацию движений.

Накинь-ка

◈ Хорошо развивает ловкость и координацию движений набрасывание колец на крючки, висящие на стене, на шею игрушечных утки, жирафа. Или пусть взрослый держит в руке палку, а ребенок будет накидывать на нее кольца.

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование: шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование: 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты. Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант. 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Методика обучения упражнениям в равновесии

Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от:

— состояния вестибулярного аппарата;

— функциональной активности организма;

— двигательного опыта.

Средствами, способствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

— ходьба и бег по узенькой дорожке;

— на одной ноге;

— остановка по сигналу во время кружения;

— приземление в обозначенное место;

— ползанье по скамейке;

— ходьба на лыжах;

— передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

— высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

— способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

— угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

— сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

— положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

— используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины – приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины – приставным шагом правым боком, далее поворот на 1800 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную – кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

— поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

— фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

Комплекс простых упражнения для развития равновесия

Упражнение на координацию и равновесие позволяет улучшить общее состояние здоровья, повысить чувство баланса и ощущения контроля над своим телом. В отдельных случаях комплекс позиций позволяет избавиться от проблем с вестибулярным аппаратом.

Польза упражнений на координацию и равновесие

Упражнения на равновесие позволяют достичь определенных высот в видах спорта.

Даже при условии не профессиональных занятий подобный комплекс имеет следующий ряд преимуществ:

  • Укрепление определенных групп мышц (мышцы позвоночника).
  • Улучшение общего ориентирования в пространстве.
  • Улучшение работы вестибулярного аппарата (за счет возможности контроля равновесия тела).
  • Укрепления чувства равновесия.
  • Повышение ловкости тела.
  • Воспитание чувства музыки – темпа, ритма.

Упражнение на координацию и равновесие

Перед началом рекомендуется провести тест на чувство равновесия в теле. Необходимо встать на одну ногу. Вторую сжать в колене и подвести к груди максимально высоко. Рекомендуется оценить легкость нахождения в данной позиции по шкале от 1 до 5, где 1 – стоять легко, а 5 – тяжело.

Чем выше показатель, тем чаще рекомендуется заниматься комплексом упражнений на равновесие. Следует повторить на тест для второй ноги. После этого тест выполняется с закрытыми глазами.

Поза горы

Поза горы развивает чувство равновесия, умение правильно распределять равновесие. Является профилактическим комплексом против заболеваний спины (артрит, артроз), икроножных мышц, бедер. Суть упражнения в неподвижной стойке, которую визуально можно сравнить с горой.

Алгоритм действий:

  1. Полностью соединить стопы в ровной позиции.
  2. Проверить, соприкасаются ли пятки, пальцы ног.
  3. Постепенно перевести центр тяжести на середину стопы.
  4. Напрячь колени, попытаться «вытянуть» их к голове. Это позволит подняться коленной чашечке.
  5. Копчик опустить вниз и напрячь тазовые мышцы.
  6. Верхняя часть бедер должна быть напряжена по направлению к центру.
  7. Проверить соприкосновение лодыжек.
  8. Втянуть живот в себя, поднять мышцами как можно выше к груди.
  9. Грудная клетка должна быть выставлена вперед.
  10. Делается глубокий вдох и выдох. На втором вдохе руки необходимо поднять и вытянуть.
  11. Цель упражнения – пытаться «вытянуть» позвоночник наверх.
  12. Шея не должна вытягиваться, оставаться в прямом положении.
  13. Если с поднятыми руками тяжело, их можно держать у бедер.
  14. Пальцы рук должны быть плотно сжаты.
  15. Плечи и лопатки поднимать не нужно.

Поза дерева

Поза дерева совершенствует чувство равновесия и улучшает правильность переноса центра тяжести:

  • Для начала нужно встать ровно и сделать несколько глубоких вдохов. Это позволит телу расслабиться и сконцентрироваться на собственном положении.
  • Затем одну ногу нужно согнуть и прижать подошвой к внутренней части бедра. Колено должно смотреть точно в сторону. От правильности фигуры зависит возможность длительного пребывания в позе.
  • Пальцы согнутой ноги должны быть направлены вниз, а пятка максимально поднята.
  • Руками не нужно пытаться балансировать и выставлять вперед. Все движения должны быть плавными для реализации позы. Руки складываются у груди, как при молитве. В усложненной версии их можно поднять над головой, чтобы быть визуально похожим на дерево.

Стойка на одной ноге

Стойка на одной ноге подразумевает поочередную смену опоры. Это улучшает чувство равновесия и координации, укрепляет мышцы ног (голеней, стоп) в равномерном объеме.

Упражнение прорабатывает средние ягодичные мышцы и мышцы таза:

  1. Для выполнения необходимо стать ровно, ноги в комфортном широком положении (на уровне плеч). Важно распределить вес равномерно между обеими ногами. Руки должны находиться на поясе.
  2. Следует поднять одну ногу в согнутом состоянии на 90 градусов. Вес перенести на опорную ногу.
  3. В этом положении нужно простоять не менее пол минуты.
  4. Упражнение нужно повторить для второй ноги.
  5. Начинать рекомендуется с 5 повторов и постепенно увеличивать нагрузку.

Стойка лучника

Стойка лучника считается одной из исцеляющих китайских техник. Она влияет на суставы и сосудистую систему. Главные приобретаемые навыки: равновесие, координация, гибкость.

Существует также плюс для внешнего вида тела, так как стойка формирует правильную линию бедра:

  1. Ноги должны быть на уровне плеч, руки в свободном состоянии вытянутые вперед.
  2. Нужно сделать глубокий вдох, на выдохе шагнуть вперед для создания угла между коленом и ногой в 45 градусов.
  3. Визуально это можно отмерить точным расположением колена над щиколоткой.
  4. При шаге руки выпрямляются и стремятся вверх, ладони необходимо сложить. В этом положении стараться не пошатываться, стоять ровно.
  5. В позе рекомендуется стоять от 5 до 10 секунд или на протяжении 3 вдохов и выдохов.
  6. Для возврата в исходное положение вес тела переносится на переднюю ногу. Ею нужно резко оттолкнуться от пола и плавно вернуться в прямую стойку.

Поза ласточки

Поза ласточки в терминологии йоги называется «поза героя».

  • Для начала нужно встать ровно и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабляя тело.
  • Руки необходимо развести, создавая ровную горизонтальную линию.
  • После этого следует медленно ногу, параллельно опуская корпус тела до полностью горизонтального положения.
  • Голова может быть слегка приподнята, глаза направлены в комфортную точку.
  • В позе необходимо простоять не менее 60 секунд.
  • После этого поменять ногу и повторить упражнение.
  • Нога и руки должны быть в линии и параллельно полу.
  • Если одна из составляющих не выполнена, то долго простоять не получится.

После нескольких удачных подходов можно усложнить упражнение и закрыть глаза.

Подъём руки и ноги на четвереньках

Одновременный подъем руки и ноги в позиции на четвереньках укрепляет мышцы пресса, бедер, развивает общее равновесие тела. Ключевое умение – правильно распределять вес.

Порядок действий:

  • Упор на руки и колени. Позиция строго вертикальная. Тело должно привыкнуть к этому положению. Сделать несколько вдохов и выдохов.
  • Перед выполнением упражнения втянуть живот и напрячь ягодичные мышцы.
  • Медленно поднять одну руку и ногу, не меняя положения.
  • Поднятые части должны быть полностью выпрямлены. Поднять их нужно максимально высоко при равновесии тела.
  • В положении необходимо простоять до 30 секунд или полных 5 вдохов и выдохов.
  • После этого можно опустить руку и ногу и стабилизировать тело.
  • Следует повторить упражнение на другой стороне.

Поднимать руку и ногу рекомендуется на выдохе при напряженном теле. Упражнение также развивает мышцы кора.

При постоянном стабильном выполнении позы, ее можно усложнить. Можно поднимать руку и ногу попеременно: сначала одно, потом другое. Делается это в позиции «планка», как при отжиманиях. Ноги нужно расставить максимально широко.

Ходьба по линии

Ходьба по линии – это правильная походка с сохранением ровного положения. Одна из модернизаций упражнения заключается в переносе книг на голове. Выполняющему упражнение на голову кладутся от одной до 2-3 книг. Его задача пройти по линии ровно, чтобы книги не упали.

В базовом виде задание аналогично: помогая себе руками, нужно пройти по линии и сохранить равновесие. На улице упражнение возможно при походке по бордюру. Дома достаточно идти по сантиметровой ленте или другому подручному средству. Темп ходьбы необходимо постепенно увеличивать.

Поза воина

Поза воина отлично развивает мышцы спины, укрепляет суставную часть, действует на развитие сердечно-сосудистой системы.

Также позиция позволяет развивать вестибулярный аппарат:

  1. Начинать упражнение необходимо с ровной позиции, руки и ноги по ширине плеч.
  2. Делается выпад ведущей ногой вперед, вторая должна оставаться прямой.
  3. В этом положении необходимо простоять 3-5 секунд, чтобы стабилизировать тело.
  4. Затем руку нужно медленно отвести назад, прогибаясь в спине.
  5. Голову нужно также запрокинуть назад.
  6. Мысленно необходимо держать одну точку глазами на потолке.
  7. В этом положении можно провести от 1 до 10 минут в зависимости от уровня подготовки. Затем повторить на другую ногу.

При выполнении упражнений всегда нужно следить за правильностью дыхания и последовательностью изменения положения.

Если нарушить один из компонентов позиции, можно потерять равновесие (упасть) или не развивать координацию в нужной степени. Для повышения мотивации рекомендуется повторять тест на чувство баланса каждые одну-две недели.

2. Подвижное равновесие

Тектология имеет дело только с активностями, а активности характеризуются только тем, что они производят изменения. С этой точки зрения не может быть речи о простом и чистом «сохранении» форм, таком, которое было бы настоящим отсутствием изменений. Сохранение является всегда лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим, ему противоположным, — оно есть подвижное равновесие изменений.

Организм в своей жизнедеятельности постоянно затрачивает, теряет, отдавая окружающей среде, свои активности, в виде вещества своих тканей и энергии своих органов. Это не мешает ему оставаться, приблизительно, практически, «тем же самым», т. е. сохраняться. Взамен затраченного, он столь же непрерывно берет, усваивает из окружающей среды элементы ее активностей, в виде пищи, в виде энергии получаемых впечатлений, и т. под. В течение недель и месяцев совершенно обновляется состав главных, наиболее пластичных тканей нашего организма, в течение нескольких лет — даже состав его скелета. Он сохраняется так же и в том же смысле, как сохраняется форма водопада при постоянно меняющемся материале его воды. Это и есть подвижное равновесие обмена веществ и энергии между живым или не живым комплексом и его средою.

Оно бесконечно распространено в природе; оно одно дает возможность находить в ней какие бы то ни было устойчивые комплексы, без чего было бы немыслимо вообще познание. И по мере развития науки все чаще и чаще обнаруживалось, что там, где наивному восприятию представлялась одна устойчивость, неизменность, в действительности царит одно движение, что два потока противоположных изменений создают статическую иллюзию. Температура тела сохраняется одинаковой лишь тогда, когда оно отдает среде столько же тепловых колебаний, сколько получает от нее, безразличное электрическое состояние окружающих нас предметов — лишь при таком же обмене электрической энергии. Море живет в круговороте воды, которую отдает атмосфере в виде паров, получает из нее же в виде осадков, а также в виде впадающих рек и ручьев, несущих ему водные осадки с суши; атмосфера имеет такой же круговорот своих газов, в котором поддерживается ее химический состав, и т. д.

Всякая химическая устойчивость, по мере углубления научных исследований, все более сводится к равновесию противоположных, обменных реакций; и есть все основания полагать, что то же окажется в дальнейшем с устойчивостью электронно — энергетического состава атомов.

Прежде подвижное равновесие считалось специальной особенностью живых тел. Биологи дали двум его сторонам, двум образующим его потокам, названия ассимиляции — дезассимиляции, т. е., буквально, «уподобления — разуподобления». Первое означает усвоение элементов из внешней среды, при котором они, входя в состав данного комплекса, образуют в нем группировки, «подобные» другим его группировкам, уподобляются им; второе — разъусвоение элементов, их потерю в окружающую среду, при чем они вступают в новые сочетания, несходные с прежними, не подобные им. У нас те же термины будут относиться, конечно, ко всяким организованным комплексам, ко всем возможным тектологическим формам.

Подвижное равновесие никогда не является абсолютно-точным: не может быть полного, безусловного равенства противоположных изменений; оно всегда только приблизительное, практическое; другими словами, подвижное равновесие или сохранение формы констатируется в том случае, если разность ассимиляции — дезассимиляции практически достаточно мала, чтобы можно было пренебречь ею, и считать комплекс «тем же самым», сохраняющимся, в пределах времени, относящегося к данной задаче. Так, если дело идет о человеке, как рабочей силе, то его принимать за сохраняющуюся, постоянную величину для хозяйственных расчетов большей частью возможно в пределах недель, месяцев, иногда нескольких лет, — но не более; а для точных физиологических исследований это совсем иначе, и в тех же рамках обнаруживаются вполне уловимые, важные при научных расчетах изменения в ту или другую сторону.

Тектология всякое сохранение форм должна рассматривать, как их подвижное равновесие, и всякое подвижное равновесие, как практически — относительное равенство двух процессов, ассимиляции — дезассимиляции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *