Упражнения телесной терапии

Польза телесно-ориентированной терапии для детей и взрослых. Основные лечебные упражнения. Отзывы и мнения специалистов

Среди огромного количества методов, способов и приемов, направленных на устранение неврозов, особняком стоит телесно ориентированная терапия, упражнения которой придуманы еще в первой половине XX века. Об уникальном методе и учении Вильгельма Райха, о том, как терапия помогает и почему это работает, вы можете узнать из этой статьи. А еще в этом обзоре для вас подробное описание упражнений для начинающих, для детей, а также для тех, кто пребывает в состоянии депрессии и страдает от панических атак.

Телесно-ориентированная терапия – что это?

Начало этому методу положил Вильгельм Райх, один из самых известных учеников Зигмунда Фрейда. Он отдалился от психоанализа и начал работать с техниками, воздействующими непосредственно на тело. У Райха было много последователей – И. Ролф, Г. Бойенсен, Ф. Александер, М. Розен. Первым же методом телесной психотерапии, получившим научную аккредитацию, стал Биосинтез авторства Д. Боаделлы. В России же под телесно-ориентированном терапией понимается и Метод Фельденкрайза.

Любые негативные эмоции и переживания приводят к возникновению «зажимов» в теле и как следствие в к болезни

Основоположник направления Райх вывел понятия характерологического панциря (мышечного или мускульного). Определенные зажимы в теле случаются в ответ на беспокойство, напряжение, тревожность. То есть, проблема психоэмоционального характера приводит к соматическим недугам. Например, защитный панцирь в области глаз удерживает слезы и страх, но приводит к ощущению неподвижной маски в зоне зрительного анализатора. И таких сегментов панциря в организме человека 7.

Если, например, у человека напрягаются поясничные мышцы, это, по мнению Райха, может быть связано со страхом падения. Панцирь в районе диафрагмы (вследствие чего может развиться искривление позвоночника) связан с подавлением сильного гнева. И так Райх и его сторонники последовательно описывают все те возможные психологические проблемы, которые приводят к мышечным зажимам и развитию телесных патологий.

Суть терапии

Телесно-ориентированная терапия строится на предположении, что тело человека «помнит» все – эмоции, чувства, значимые ощущения. И если эмоции были не отреагированы, а травматичные воспоминания сдержаны, они остаются в теле как следствие механизма работы психологической защиты.

Терапия сводится к тому, что мышечное напряжение нужно прорабатывать, а подавленным эмоциям нужно дать возможность проявиться. И это избавляет человека не только от психоэмоциональных проблем, но и учит его грамотной телесно-эмоциональной регуляции. Терапия учит пациента быть в согласии с собственным телом, правильно использовать его богатые ресурсы.

Внимание! С 1998 года Минздрав РФ включил методы телесно-ориентированной терапии в список рекомендованных к использованию психотеравтических методов.

Сегодня такая терапия не сводится только к разработкам Райха. Биосинтез Боаделлы, к примеру, работает с массажем и мышечными упражнениями. Рольфинг заключается в проработке растяжения мышц, метод Александера заключен в выработке правильной осанки и походки. А Герда Бойесен усовершенствовала метод массажа. Снимают телесное напряжение и методы, которые связаны с танцем (танцевательно-двигательная терапия, метод Фольденкрайза).

Предлагаем вашему вниманию лекцию специалиста в области телесно-ориентированной терапии, доцента, кандидата психологичеких наук Владимира Мохова.

Польза и вред

Первое и главное – человек, которые соглашается на такую терапию, должен изначально принимать ее условия и доверительно относиться к специалисту. При скептическом отношении к методу, вряд ли он сможет выполнять упражнения грамотно, а в таком случае, ожидать того, что желаемое расслабление наступит, нельзя.

Телесно-ориентированная терапия помогает:

  • избавить человека от фобий (например, страха высоты или замкнутого пространства);
  • избавиться от чувства вины и синдрома «вечного должника»;
  • справляться с агрессией;
  • учиться правильно «продышать» стресс;
  • контролировать свои эмоции.

На занятия по терапии ходят люди, которые страдают и от таких серьезных недугов как бронхиальная астма, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язва желудка, сахарный диабет и т.д. Они знают, что ухудшение состояния и обострение симптомов болезни часто связано с неумением правильно реагировать на стресс. Потому с помощью техник телесно-ориентированной терапии они стараются обрести контроль над своим телом, умением успокаиваться в сложной ситуации, владеть эмоциями и правильным реагированием.

Сеанс телесно-ориентированной терапии

Основной возможный вред телесной терапии – это отказ от всякого другого лечения. Если у больного стоит серьезный соматический диагноз, а он занимается только с психотерапевтом, ходит на телесные практики, он упускает время лечения – традиционного, классического.

Есть и такие вполне конкретные риски, как некорректное проведение лечения. Какое-то время была мода на холотропное дыхание. Так называют метод изменения сознания за счет изменения количества углекислого газа и кислорода в организме. Метод может быть действенным, но он является и потенциально опасным.

Потому подойдет телесно-ориентированная терапия людям, которые не отказываются от основного лечения (в случае его необходимости). Она подойдет и детям, если с ребенком будет работать квалифицированный специалист.

Упражнения для новичков

В данной подборке – 3 базовых упражнения, с которых можно начинать практику. Они подойдут новичкам, а также тем, кто пытается понять, подойдет ли им этот метод.

3 упражнения для начинающих:

  • Арка. Нужно встать, расставить ноги на ширину плеч, повернув немного носки внутрь. Колени следует максимально согнуть, пятки не отрывая от пола. Кулаки уприте в поясницу, постарайтесь качественно прогнуться назад. Дышите животом. Позу удерживайте около минуты. Прислушайтесь к себе: какие участки вашего тела напряжены. Если вам удается расслабиться, ноги начнут дрожать. Это нормальная реакция.
  • Снятие зажима. Вам нужно сесть в изначально неудобную для вас позу. Оглянитесь, не поворачивая при этом туловища и плеч. Прижмите к ключице подбородок. Подайте плечи вперед. Коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сконцентрируйтесь на мышечном зажиме, постарайтесь снять его усилием воли. Сразу может и не получиться, но при грамотном выполнении вы добьетесь своего.
  • Напряжение/расслабление рук. Согните руки, держите их параллельно полу перед грудной клеткой. Глаза закрыты, дыхание легкое и равномерное, кулаки крепко сжаты. Сожмите кулаки так, чтобы почувствовать вибрацию мышц. Дышите все так же легко. Напрягайте мышцы до появления приятной, легкой боли. Опустите руки, чтобы они повисли вдоль тела. Расслабьтесь, откройте глаза. Делайте упражнение, пока не почувствуете тепла в руках.

Эти упражнения дают результат быстро, если вы, конечно, стараетесь и концентрируетесь. И даже по ним можно понять, готовы ли вы продолжать дальше, и станет ли такой метод вашим помощником.

Упражнения для детей

Такими упражнениями пользуются врачи и психологи, инструкторы ЛФК, воспитатели, учителя. Они рекомендованы детям, которые часто и подолгу пребывают в плохом настроении, которые отличаются стереотипными движениями любого характера. Заикания, энурез, тики, подергивания также могут быть показаниями к телесно-ориентированной терапии для детей.

Примеры детских упражнений:

  • Объятия. Это самое простое, но действенное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева, справа, взрослого руководителя. Очень часто первые «обнимашки» сдержанные, зажатые. Но впоследствии ребенок расслабляется, и это главная цель упражнения.
  • Пингвинчики. Чтобы согреться, эти птицы сбиваются в кучу, а те, кто оказались с краю, должны попасть в центр. В данном случае педагог или медик называет имя ребенка, который оказался с краю, и его задача попасть в центр теплой кучки.
  • Мячик. Ребенку предлагают лечь на спинку и катать мячик по животику. Он может представлять, что мячик – это маленькое солнышко, которое согревает его своим теплом.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Слово «лечение» из уст взрослого появляться не должно. Родители тоже могут освоить некоторые приемы, упражнения, и проводить их с малышом дома, в семейном кругу.

Упражнения при депрессии

Первая помощь при депрессии – это работа с границами и опорами, т.е. совместная деятельность пациента и терапевта. Клиент укладывается на кушетку, по желанию укрывается теплым пледом. Терапевт может включить расслабляющую музыку, зажечь арома-свечи. По 10 минут уделяет специалист ступням клиента – именно поддерживает их. О самочувствии он спрашивает пациента. Затем ноги сгибаются, разгибаются, далее терапевт переходит к поддержке рук. В последнюю очередь специалист работает с головой – подкладывает под плечи руки, находясь позади пациента. Возможен легкий массаж.

Очень важны в случае депрессии упражнения на принятие себя. Задача пациента – определить собственные границы. С закрытыми глазами нужно отложить на стене свой рост, ширину плеч и бедер, а затем сравнить эти результаты с реальными. Следующее упражнение – изучить контуры тела, поэтапно прикладывая ладонь к разным участкам тела. Важно поймать момент напряжения: какие прикосновения заставляют мышцы напрячься, застыть? Это помогает узнать себя лучше и определить точки неприятия.

Подобных упражнений очень много, и, несмотря на их простоту, они чрезвычайно действенны. Начинать работу нужно с терапевтом, постепенно добавятся и самостоятельные занятия. Помогут они тем людям, что испытывают депрессивные состояния, и уже не видят ресурсов для самопомощи.

Упражнения от панических атак

С научной точки зрения паническая атака является приступом острой тревоги вследствие стресса, связанно с выплеском адреналина и кортизола. Первое и главное упражнение в такой ситуации – вернуть внимание с тревожных мыслей на собственное тело, постараться максимально расслабить мышцы.

3 спасительных шага при панической атаке:

  1. Сделайте 8-10 глубоких вдохов и выдохов, но комфортных для вас (не перестарайтесь).
  2. Оцените, в какой части тела мышцы наиболее напряжены. Расслабьте их, ориентируясь на самонаблюдение.
  3. Не думайте о том, что у вас болит и как бешено колотится сердце. Говорите что-то вроде: «со мной все в порядке, это просто страх, сейчас все придет в норму».

Важны любые работающие релаксационные техники. Многим помогает банальное переключение внимание, сосредоточенность на сторонних предметах (вплоть до узоров на потолке).

Среди техник, способных расслабить тело и разум, можно отметить китайскую зарядку цигун. Что это такое, читайте в нашей статье: «Оздоровительный комплекс упражнений гимнастики цигун для начинающих и пожилых людей: видеоуроки».

Отзывы

Елена Кириллова: До зрелого возраста я страдала от страхов, комплексов, вечного чувства вины. А потом сломала руку и начала ходить на ЛФК. Мне попался замечательный врач, который работал с группой именно с ориентированным на телесность подходом. Мы учились расслабляться, правильно дышать, чувствовать осанку. Так я заинтересовалась телесной терапией, и сейчас она у меня вместо фитнеса.

Игорь: По второму образованию я психолог, и по Райху писал диплом. Стал посещать группу по Биосинтезу, строго с научной точки зрения пришел туда. И, знаете, она помогла решить мне и личные проблемы. Например, я высокий с детства, вечно сутулился. А теперь хожу «плечи назад». И даже приостановил проблемы со зрением, хотя оно падало стремительно. Но ищите специалистов, уж очень много стало коучей, которые мало понимают, что они делают.

Мнение специалистов

Дмитрий Атланов, телесно-ориентированный терапевт, психоаналитик, кандидат философских наук уверяет, что человеку может помочь все – телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, смыслотерапия. Но только если все это включено в Системную психотерапию, и сам человек готов работать с ней, а не вырывать знания и умения фрагментарно.

Рекомендуем вам посмотреть полную версию лекции Дмитрия Атланова.

Если вы не считаете телесно-ориентированную терапию единственным средством возможного лечения, если не отказываетесь от той терапевтической тактики, что предлагает вам врач, у вас есть шансы применить знания и умения себе во благо. Ищите опытных специалистов, включайтесь в работу, делайте это системного и регулярно, и ваш организм станет в возможной степени управляемым, гармоничным, послушным вам.

Автор статьи Катерина Иванова: «Еще во время учебы в ВУЗе я увлеклась научно-исследовательской работой в области медицинской психологии. И уже 15 лет тема ЗОЖ интересует меня и как исследователя, и как сторонника здорового образа жизни. Фитотерапия, правильное питание (но не диеты!), физические нагрузки (ЛФК, кардио-тренировки, фитнес), забота о психологическом здоровье, активный отдых – это то, что есть в моей жизни».

Статью прочитали: 2 079

Телесно-ориентированная терапия в работе с детьми,имеющими психоэмоциональные расстройства

— Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя».
Жак Саломе

Кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика — лечебное воздействие движениями. Кинезитерапия — вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

«В здоровом теле — здоровый дух» («Spiritus sano in corpore sano») — это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином — хептика. Обычно исследователи различают слова —прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже — женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

“Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку зрения души — душа ничего не может значить без тела…» » …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»…

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом — это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж

Прикосновение матери Прикосновения отца
М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

— 76 – 100% — 51 – 75 % — 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия — это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

  • — Тревожность, возбудимость, плаксивость

  • — Агрессивность

  • — Страхи и фобии

  • — Навязчивости и стереотипии

  • — Трудности с общением, стеснительность, зажатость

  • — Замкнутость, закрытость

  • — Психосоматические проблемы:

  • — Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

• снятие стресса;

• снятие хронической усталости;

• лечение неврозов, депрессий;

• избавление от страхов;

• избавление от чувства неудовлетворенности

  • Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они — мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

— Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук .

«Поза Аиста»

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

«Возьми себя в руки»

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.

«Снеговик»

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять». Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, «обмякают», подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

«Карандаши»

Взрослый. Пальчики — это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши — разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

«Поза сердитой кошки»

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба»: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!», «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

«Тихое озеро»

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете…

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.

Спасибо за внимание!

Использованная литература

конспект тренинга «Телесно-ориентированная терапия в работе с гиперактивными детьми.» методическая разработка

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Поспелихинского района Алтайского края

Конспект тренинга

«Телесно-ориентированная терапия в работе с гиперактивными детьми»

ФИО: Безкровных Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог

Цель:

  • актуализация знаний педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения гиперактивных дошкольников, в частности использование в работе телесно-ориентированной терапии;
  • популяризация опыта через использование практических упражнений;
  • знакомство педагогов с некоторыми приемами саморегуляции эмоционального состояния детей и взрослых.
  1. Вступительная часть.

Приветствие, сообщение темы встречи, просмотр мультфильма

«Как Петя Пяточкин слоников считал»

2. Мозговой штурм «Гиперактивность — это …»

Задача: психолог предлагает педагогам продолжить предложение: «Гиперактивность — это …»

  1. Информационное сообщение
  • Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей — это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

Портрет гиперактивного дошкольника

— Находится в постоянном движении.

— Не может себя контролировать.

— Быстро и много говорит.

— Задает много вопросов, не всегда выслушивает ответы.

— Сон беспокойный.

— Частые кишечные расстройства, аллергии.

— Неуправляемый, не реагирует на запреты и ограничения.

— В каких — либо условиях ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты.

— Не контролирует свою агрессию.

Причины гиперактивности:

— Органические поражения мозга.

— Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез).

— Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может иметь семейный характер).

— Поражение ЦНС.

— Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).

— Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка

4. Упражнение: «Солнышко и тучка»

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке — отрицательные.

Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных?

  1. Упражнение «Что нужно гиперактивному ребенку»

Цель: формирование целостного взгляда на проблему психологии в педагогическом сопровождении гиперактивных дошкольников.

Два ватмана с изображением двух половинок солнышка, журналы, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры, маркеры.

Аптечка психологической помощи в работе с гиперактивными дошкольниками

— Пытаться индивидуализировать работу;

— Поощрять хорошее поведение и игнорировать провокационные поступки ребенка;

— Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

— Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться к воспитателю, просить помощи, если ему сложно, что-то выполнять (можно ввести невербальные сигналы)

— Использовать тактильный контакт.

5. Телесно – ориентированная терапия – психотерапевтические методы, позволяющие решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта.

Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).

Основная задача – понять, какие есть телесные и эмоциональные проблемы, и подобрать соответствующие методы коррекции.

Условно работу в рамках данного направления можно разделить на:

пассивная – создание условий для расслабления мышц, которые были напряжены.

активная – телесное моделирование и выражение негативных эмоций. Используются специальные мероприятия, в которых отыгрывается гнев, страх, обида и пр.

Спектр проблем, которые можно решить при помощи телесно – ориентированной терапии:

• Тревожность, возбудимость, плаксивость

• Агрессивность

• Страхи и фобии

• Трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость

• Тики, энурез, заикание, рвота на нервной почве, нарушение работы ЖКТ и пр.

Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.

Главное содержание телесно – ориентированной терапии – это работа с телесными ощущениями. Прикосновение помогает лучше ощущать свое тело. В области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание.

Признаки у детей, когда следует насторожиться

• Малыш часто и подолгу в плохом настроении.

• Тихие, послушные, крайне спокойные дети так же повод для сомнений

• Стереотипные движения любого характера – агрессивные, аутоагрессивные и безобидные

• Психосоматика – энурез, тики, подергивания, вздрагивания, нарушение работы ЖКТ, заикание и пр.

Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.

  1. Упражнения телесно-ориентированной терапии (буклет)

«Обнимашки»

Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим. Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева

«Перо-камень — желе»

Работа с мышечным напряжением и расслаблением.

Дети стоят в кругу.

Камень – напряглись, перо – расслабились, желе – выполнили пружинящие приседания (трясутся)

«Пингвины»

Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

Дети стоят близко друг к другу (сбились в кучку). По сигналу педагога дети, стоящие с краю пытаются протиснуться в середину (педагог называет имя ребенка, тот продвигается в середину или уходит на край кучи)

«Ловкачи»

Дети стоят, на голове – салфетка (можно тканевую или бумажную). Под спокойную музыку двигаются по залу. Стараются, чтобы салфетка не упала с головы.

«Марионетки»

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, удобно.

«Посудомоечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Последняя пара – «сушилка». Ребенок проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «чашка».

«Мячик»

Лечь на спину, по животу катать мячик, слегка прижимая (почувствовать мячик):

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

«Лимон»

Руки вниз опущены. Представим, что в руке лимон, надо выжать сок. Сильно сжимаем-разжимаем руки:

В руки я возьму лимон

Чувствую, что круглый он.

Свою руку напрягаю

Сок лимонный выжимай.

«Сиамские близнецы».

Дети изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих. Дети двигаются по залу, прыгают на месте, обнимают друг друга и т. д.

«Змейка»

Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения (идут на носочках, прыгают, идут на «лыжах» и т. д.)

«Живое зеркало»

Дети стоят свободно по залу. Ведущий показывает движение, дети повторяют за ним.

«Дождик»

Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)

Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)

«Танцуй — обнимись»

Дети свободно стоят по залу. Под музыку они начинают танцевать, музыка прекратилась – обнимают друг друга (вначале работа в парах)

  1. Подведение итогов

+ Просмотр видеоролика доктора Е. Комаровского «Гиперактивные дети»

Телесно-ориентированная арт-терапия

Техники телесно-ориентированной арт-терапии являются популярным методом психокоррекции. Они эффективно задействуются при работе с взрослыми и детьми, при этом применяются как с профилактическими, так и с лечебными целями.

Принципы и специфика терапевтической техники

Возможности, которыми обладают телесно-ориентированные практики – обширны. В первую очередь они направлены на физическую и эмоциональную гармонизацию: способствуют разрядке психологического напряжения, развивают навыки самоконтроля, минимизируют стрессовые проявления. Также подобные арт-терапевтические практики активно применяются при лечении психосоматических и соматических проблем.

Телесно-ориентированные арт-техники основываются на применении различных художественных средств. К примеру, это может быть: танец, рисунок, фотоискусство, лепка из глины, рисование песком и пр. В процессе творческого акта человек концентрируется на своих телесных ощущениях, которые меняются под воздействием сенсорных процессов, вызванных художественной деятельностью.

Подобные телесно-ориентированные практики позволяют расширить физиологические возможности организма, учат прислушиваться и лучше понимать «язык» собственного тела. Благодаря таким техникам исправляется искаженное восприятие собственного тела, что способствует освобождению от различных психологических комплексов.

Классические техники телесно ориентированной арт-терапии

Практика «Внутренняя картина здоровья». Это одна из наиболее простых и универсальных арт-терапевтических техник Она позволяет лучше понять свое тело, понять состояние здоровья и поспособствовать его гармонизации. Проведение реализуется в четыре этапа:

  1. В расслабленном и сконцентрированном состоянии необходимо представить, как может выглядеть картина вашего здоровья. Изобразите на рисунке образы, возникшие в сознании.
  2. Изучите нарисованную картину и попробуйте внушить себе состояние, изображенное на ней.
  3. Проведите диалог со своим телом или конкретным органом. Зафиксируйте на бумаге полученные ответы.
  4. Попробуйте проинтерпретировать результаты этого общения.

Техника «Жестовое рисование».

Еще одна классическая телесно-ориентированная практика, направленная на устранение психологических блоков, повышение эмоционального тонуса, активизацию внутренних ресурсов, развитие творческого потенциала.

Эта техника проводится на полу, на котором закрепляют несколько листов ватмана, создавая холст большого формата. Предлагается максимально комфортно устроиться на бумаге, в сидячем или лежачем положении. В ходе т.н. разогревающей фазы необходимо расслабиться, сконцентрировавшись на приятных мыслях, воспоминаниях, ассоциациях.

Во время потягивания, нарисуйте цветными мелками абстрактные каракули. После можно прорисовать красками их более четкие контуры. В полученной абстракции попробуйте рассмотреть какие-либо узнаваемые образы. Прорисуйте из более детально. В процессе диалога проговорите, на что похожи эти сюжеты? Какие из фрагментов рисунка вызывают ощущение внутреннего комфорта и безопасности?

В ходе завершающей стадии попробуйте зафиксировать в своем сознании положительные образы, запомните возникающие в этот момент телесные ощущения, свои спонтанные эмоции. Впоследствии эти состояния станут для вас ресурсными. К ним можно возвращаться в моменты физической усталости и эмоционального упадка.

Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То считали, что они никак не соприкасаются друг с другом, то называли соматику мостиком между ними. А есть и такие концепции, для которых фобии, доминирующие чувства, темперамент, некоторые психические расстройства и прочие особенности личности оставляют еле заметные отпечатки на внешности человека. И, если увидеть их и устранить, можно справиться со многими проблемами. Вплотную этим занимается телесно-ориентированная терапия, сокращённо — ТОТ.

Что это такое

Телесно-ориентированная терапия — это направление в психологии и психотерапии, устраняющее проблемы и лечащее неврозы через различные техники телесного контакта.

Основоположником является Вильгельм Райх (середина XX века) — австрийский и американский психолог, единственный ученик Фрейда. Отстранившись от психоанализа своего учителя и взяв из него только некоторые моменты, он создал собственную концепцию, как можно помочь людям разрешать трудные жизненные ситуации и лечить различные виды психических расстройств. Для этого, по его мнению, нужно определённым образом воздействовать на слабую, пострадавшую из-за психотравм «зону» человеческого тела.

С течением времени оказалось, что работа с такими проблемными участками не только реально приносила успокоение и умиротворение людям, приходящим на сеанс, но и существенно улучшала их физическое самочувствие. В связи с этим у Райха появилось много последователей, и его терапия получила широкое распространение во всём мире.

Несмотря на множество благодарных отзывов, на сегодняшний день она относится к псевдонаучным отраслям, чья эффективность не подтверждена исследованиями. Не выдерживает критики и слабо прописанная теоретическая доказательная база, что ТОТ на самом деле работает.

Основы

Основные понятия

В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой.

Согласно Вильгельму Райху, телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики.

Оргонная энергия — так Райх называл всем известное по Фрейду либидо, которое высвобождается в результате работы с панцирями.

Распускание — так в телесно-ориентированной терапии называют процесс освобождения от мышечного зажима.

Схема формирования панциря

В отличие от всех остальных направлений, телесная терапия тесно связывает то, что происходит в душе человека, с его внешностью. Согласно её учению, контакт между ними налаживается следующим образом:

1. Психотравма.

2. Конкретная ситуация, связанная с ней, вызывает беспокойство.

3. Человек стремится защититься от этого тревожного состояния и повторения произошедшего.

4. Он подавляет свой страх с помощью «мышечных зажимов» в определённой части тела.

5. Это формирует одновременно:

  • характер или паттерн поведения;
  • телесный панцирь.

Пример, как данная схема работает на практике:

1. В школе ребёнку постоянно говорят о том, что он ничего собой не представляет.

2. Он не хочет ходить из-за этого в школу.

3. Так как это необходимо делать изо дня в день, он пытается уйти от прямых контактов с тем, кто ему это говорит.

4. Не смотрит в глаза, опускает взгляд, закрывает глаза, морщит лоб.

5. Это формирует:

  • заниженную самооценку;
  • телесный панцирь «Блоки в глазном сегменте».

Схема работы с панцирем

Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:

  1. Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.
  2. Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.
  3. Попутно выявляется психотравма.
  4. Ведётся параллельная работа с ней.
  5. Высвобождается оргонная энергия.
  6. Излечиваются невротические и другие расстройства.

Долгое время в рамках телесно-ориентированной психотерапии специалисты работали лишь с мышечными зажимами, считая, что после их устранения автоматически исчезнет и психотравма. И только спустя время был сделан вывод, что удалять необходимо и то, и другое одновременно. Так можно обеспечить стойкий эффект сеансов и гарантию того, что проблема не вернётся опять.

Методы

На основе концепции Вильгельма Райха были созданы различные методы телесно-ориентированной психотерапии и подходы к взаимосвязи тела и психики.

Основные методы телесно-ориентированной терапии:

  • биоэнергосистемотерапия (биоэнергетическая системная терапия, БЭСТ) Е. И. Зуева: воздействие на разум, чувства и тело с целью лечения психики;
  • вегетативная (соматическая, телесная) терапия В. Райха;
  • двигательная практика М. Фельденкрайза, цель которой — научить человека правильно двигаться (как дети), чтобы снять мышечные зажимы;
  • организмическая психотерапия М. Брауна: панцирь рассматривается как рассогласование тела и мозга;
  • радикс (источник жизненной энергии) Ч. Келли — групповой вариант телесно-ориентированной терапии;
  • розен-метод М. Розен: работа с напряжёнными мышцами в сочетании с вербальным контактом;
  • рольфинг (структурная интеграция) И. Рольф: работа над улучшением походки, осанки, манеры сидеть, стиля общения, их взаимосвязь с поведенческими паттернами;
  • соматическая психотерапия биосинтеза Д. Боаделлы: работа с 3 жизненными потоками — энтодермой, мезодермой и эктодермой;
  • телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) А. Лоуэна;
  • хакоми (телесно-центрированная психотерапия) Р. Курца: основные методы — танцевально-двигательная терапия, йога, медитация.

Частично опираются на телесно-ориентированную терапию такие методы, как:

  • Core-энергетика Д. Пьерракоса;
  • биодинамика Г. Бойсен;
  • инсайт-терапия (телесный инсайт) М. Белокуровой;
  • первичная терапия А. Янова;
  • процессуально-ориентированная психотерапия А. Минделла;
  • психология соматического развития (бодинамика, бодинамический анализ) Л. Марчер;
  • танатотерапия (лечение смертью) В. Баскакова;
  • чувственное (сенсорное) осознавание Ш. Селвер.

И это ещё далеко не все методы. Их обилие доказывает популярность данного направления.

Виды телесного панциря

Несмотря на такое огромное количество методик, практически все они опираются в своей теоретической базе на те виды телесного панциря, которые в своё время выделил Вильгельм Райх.

Глазной

Что входит: глаза, брови, лоб, скальп.

Внешние признаки панциря:

  • ощущение неподвижной маски на лице;
  • бегающий взгляд;
  • человек никогда не смотрит в глаза;
  • глубокая вертикальная морщина на переносице и множественные — на лбу.

Внутренние проблемы: социальные страхи, неумение налаживать межличностные контакты.

Соматика: проблемы со зрением, головные боли, слезливость.

Оральный / челюстной

Что входит: затылок, подбородок, горло.

Внешние признаки:

  • напряжённая челюсть;
  • гримасничанье;
  • привычка всегда жевать жвачку;
  • «ходящие ходуном желваки»;
  • немногословие.

Внутренние проблемы: скрытность, необходимость держать всё в себе, сдерживать гнев.

Соматика: жалоб обычно нет.

Горловой / шейный

Что входит: язык, шея.

Внешние признаки:

  • невротический кашель;
  • тихий голос;
  • частое сглатывание.

Внутренние проблемы: те же, что и при челюстном зажиме, но более глубокие, уходящие в детство (например, обида на родителей).

Соматика: частые ангины, постоянный ком в горле.

Грудной

Что входит: грудь, плечи, лопатки, руки.

Внешние признаки:

  • затруднённое дыхание;
  • неправильная осанка;
  • неестественное положение плеч (опущены, приподняты, асимметричны);
  • отсутствие гибкости тела.

Это интересно! Согласно телесно-ориентированной терапии, каждый может проверить своих знакомых на наличие грудного панциря и тем самым определить, счастлив он или нет. Для этого достаточно его окликнуть, когда человек будет стоять к вам спиной. Если он повернётся всем телом — зажим и проблемы налицо. Если он повернёт только голову или только верхнюю часть корпуса — у него всё в порядке.

Внутренние проблемы: подавление в себе основных человеческих чувств — любви, мечтаний, ревности, увлечений. В социально-ориентированной терапии грудной панцирь — свидетельство того, что пациент глубоко несчастен.

Соматика: боли в плечах, одышка, гипергидроз ладоней.

Диафрагмальный

Что входит: диафрагма, солнечное сплетение, нижние позвонки.

Внешние признаки:

  • сколиоз;
  • затруднённость выдоха.

Внутренние проблемы: запрет на проявление чувств отвращения и брезгливости. Часто такой вид панциря наблюдается у тех, кто вынужден жить, работать или просто общаться с нелюбимым и даже противным человеком.

Соматика: частая рвота, лёгочные заболевания.

Брюшной

Что входит: живот, спина.

Внешние признаки: выпяченный, большой живот.

Внутренние проблемы: страх нападения, злость, неприязнь.

Соматика: ожирение, проблемы с пищеварением.

Тазовый

Что входит: таз, нижние конечности.

Внешние признаки:

  • таз выпячивается назад;
  • напряжённые ягодицы;
  • походка на полусогнутых.

Внутренние проблемы: невозможность удовлетворить возбуждение, подавление сексуального удовольствия, ощущение угрозы жизни.

Соматика: ватные, подкашивающиеся ноги, дрожащие колени.

Техники

Работая с пациентом, телесный терапевт использует различные техники для снятия мышечных зажимов. Причём некоторые из них всем знакомы:

  • различные виды массажа;
  • мануальная терапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • йога;
  • обычные комплексы упражнений из спортивных программ;
  • танцы;
  • гимнастики для лица;
  • актёрское мастерство.

В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Существуют также целые комплексы двигательных упражнений, разработанных специально для ТОТ, — например, Фредерика Матиаса Александера и Р. Лабана.

Для работы с психотравмами используются обычные техники и приёмы, типичные для всех направлений в психотерапии: беседа, групповые тренинги, аффирмации, гипноз.

На практике

Телесно-ориентированная терапия применяется для лечения различных расстройств личности и поведения и для устранения проблем психологического плана. В частности — неврозов, стрессов, посттравматических расстройств, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. Приведём несколько примеров, как это работает на практике.

Для детей

Телесно-ориентированная терапия полезна для детей, уже столкнувшихся в своей жизни со стрессом, отличающихся повышенной тревожностью, аутизмом, застенчивостью, не умеющих контролировать свои эмоции и поступки. ТОТ позволяет нормализовать их психическое состояние, помогает им успокоиться, избавиться от эмоционального возбуждения и психотравм, повысить уровень осознанности, пережить негативный жизненный опыт.

Несмотря на простоту многих упражнений, с детьми должны работать специалисты.

Есть несколько универсальных упражнений, которые помогут избавить ребёнка от мышечных зажимов по всему телу.

  • «Солдат-кукла»

Задача №1 — вытянуться в струнку, напрягая все части тела, изображая из себя солдата. Простоять, не шелохнувшись, несколько минут (в зависимости от возраста ребёнка). Задача №2 — резко расслабить тело и стать на некоторое время тряпичной куклой без костей. Менять данные положения нужно 2-3 раза. Выполнять 2-3 раза в день.

  • «Семечко»

Ребёнок в низком присесте сворачивается калачиком и изображает из себя семечко, посаженное в землю. Специалист делает вид, что поливает его, обкапывает, заботится и ухаживает за ним. Время от времени взрослый отмечает, что растение подросло, у него появились листочки, бутон, цветок. В соответствии с его рассказом ребёнок медленно расправляет тело.

При работе с детьми в ТОТ также используются сказкотерапия, дыхательные гимнастики, ролевые игры, групповые тренинги.

Для женщин

Телесно-ориентированная терапия просто необходима женщинам, потому что она, помимо психического и физического здоровья, обеспечивает красоту и молодость тела. Сейчас многие центры ТОТ открывают для этого специальные курсы. Работа ведётся со всеми сегментами, независимо от того, имеется там панцирь или нет:

  • глазной — очищение взгляда и устранение морщин на лице;
  • оральный — умение управлять своими органами речи, чтобы не пустословить;
  • горловой / шейный — умение выражать свои эмоции через пение;
  • грудной — выработка прямой осанки, улучшение работы сердца;
  • диафрагмальный — освоение дыхательных гимнастик;
  • брюшной — очищение ЖКТ, коррекция талии и боков;
  • тазовый — работа с материнскими инстинктами, репродуктивными функциями, собственной оргонной энергией.

Телесные психотерапевты обещают из любой женщины с самыми глубокими комплексами сделать настоящую королеву всего за 10 сеансов (каждый длится около 2 часов).

Упражнения

Одна из отличительных особенностей телесно-ориентированной терапии — заниматься самостоятельно достаточно сложно. Согласно данному подходу, мышечные зажимы наиболее активно откликаются на чужие руки специалиста, который точно знает, что требуется сделать с тем или иным панцирем. Поэтому подобная процедура в домашних условиях может оказаться неэффективной. Единственное, что доступно — выполнять некоторые упражнения и делать самомассаж. Но и это лишь после того, как психотерапевт правильно определит проблемную зону и что именно с ней следует делать.

Для каждого панциря ТОТ предлагает отдельный блок упражнений. Как правило, у одного человека наблюдается сразу несколько мышечных зажимов. Снимать их нужно сверху вниз.

Глазной

  1. Максимально широко раскрывать глаза.
  2. Вращения глаз в разные стороны.
  3. Движения глаз вверх-вниз и по диагонали.
  4. Любые другие упражнения из гимнастики для глаз.

Оральный / челюстной

  1. Имитировать плач.
  2. Ежедневно выполнять гимнастику для мышц лица.
  3. Работать губами: тщательно проговаривать звуки и .

Горловой / шейный

  1. Вокалотерапия.
  2. Риторика.
  3. Проговаривание скороговорок.
  4. Произнесение гласных звуков.
  5. Имитация рыданий.

Грудной

Грудной сегмент в телесно-ориентированной терапии является одной из самых важных зон человеческого тела. Упражнения для устранения панциря здесь показаны для выполнения тем, кто воспринимает всё происходящее слишком близко к сердцу, для ранимых и чувствительных людей. Параллельно идёт укрепление сердечной мышцы, что тоже положительным образом сказывается на внутреннем состоянии.

  1. Выполнять упражнения из дыхательных гимнастик.
  2. Дышать носом.
  3. Больше дышать свежим воздухом.
  4. Заниматься видами спорта, где задействованы руки: волейбол, баскетбол, теннис, плавание.

Лоуэн (автор метода биоэнергетики) предложил для снятия грудного панциря специальное упражнение. Лечь поперёк дивана или кровати. Стопы — на полу. Ягодицы слегка свешиваются. Под поясницей — валик. Руки закинуть за голову, ладони развернуть вверх. В течение получаса нужно максимально глубоко, но редко дышать. Если есть мышечный зажим в этом сегменте, человек может начать смеяться или плакать. Это говорит о правильном выполнении упражнения, выходе энергии и освобождении от панциря.

Диафрагмальный

  1. Сначала распустить панцири на первых 4-х сегментах.
  2. Только после этого выполнять упражнения из дыхательных гимнастик.
  3. Имитировать рвотный рефлекс.

Брюшной

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Упражнение «вакуум» для живота.

Тазовый

Упражнения для распускания тазового панциря Райх называл заземлением.

  1. Ходьба босиком.
  2. Степ.
  3. Скручивания таза.
  4. Велосипед.
  5. Махи ногами.

Несмотря на то, что большинство методов телесно-ориентированной терапии признаны псевдонаучными, лишёнными добротной теоретической базы и исследовательских подтверждений, она набирает обороты. В разных странах открываются всё новые и новые центры, в которых работают специалисты в данном направлении. Многие психотерапевты включают некоторые её техники в свою работу с пациентами. А также есть огромное количество благодарных отзывов от тех, кто смог с её помощью справиться со своими проблемами.

Читайте также: Логотерапия Виктора Франкла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *