Урок этимология слова

«Основные признаки текста» (6 класс)

Основные признаки текста

Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

2.Формировать умение работать с текстом;

3.Совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

4.Обобщить сведения о тексте;

5.Выявить основные признаки текста;

6. Обогащение словарного запаса.

Развивающие:

1.Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, активизировать мыслительную деятельность;

2.Умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Учитель: Показать детям слайд с текстом. На какой половине находится текст? А почему? А как одним словом это можно назвать?

Учитель: Тема нашего урока «Основные признаки текста». Вспомним определение, что же такое текст.

Учитель: Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

Учитель: Когда Вы беседуете с друзьями, разговариваете с родителями, отвечаете на уроках, пишите сочинения, то употребляете не отдельные предложения, а связываете их в единое целое т.е. в текст.

Учитель: Само слово текст произошло от латинского «textum», что в переводе означает ткань, сплетение, соединение».

Учитель: если сравнивать каждую ниточку с отдельным предложением, то текст это особым образом связанные переплетенные ниточки образующие ткань.

Учитель: рубашку, платье или пиджак из качественной ткани очень приятно носить, а грамотно построенное произведение речи – текст, приятно читать и слышать.

Учитель: Минимальная единица текста – предложение. В тексте предложения расположены в определённой последовательности в определённом порядке.

Учитель: Это текст?

Учитель: Можно ли создать из этих предложений текст?

Учитель: Восстановите текст.

Учитель: Что вы сделали для этого?

Дети: расставили предложения по порядку.

Учитель: Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

Учитель: Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

Учитель: Озаглавьте получившийся текст.

Дети: «Мастер чемоданных дел».

Учитель: Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках.

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте». план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития речи в 6 классе

«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте».

Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района гор. Волгограда.

Цели урока:

Предметные:

  • формировать умение работать с текстом.
  • формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.
  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
  • сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте;
  • дать определение текста;
  • выявить основные признаки текста;
  • вспомнить типы, стили речи.

Ход урока.

1.Оргмомент.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Учитель :

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

2. Актуализация знаний.

Учитель:

— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

-Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

-Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений.

— Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста.

— Итак, попробуйте сами определить цели нашего урока(1. Выявить основные признаки, свойства текста; 2. Учиться анализировать чужой текст; 3.Создавать собственные тексты разных типов речи.)

3. Этап формирования новых знаний.

Задание 1. Терминологический диктант.

Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.

— Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

— Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.

— Почему?

( Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов).

— Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их. Вспомнить нам поможет таблица на странице 102 учебника. Работа с таблицей.

2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе. (Слайд)

У вас на столах распечатки.Вам следует ответить на вопросы. (Слайд)

Это текст?

Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.

Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

(Работа в группах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу «Признаки текста»

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями , т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

По какому принципу вы разделили на абзацы?

Что такое абзац?( Слайд)

Абзац:

1) красная строка, отступ в начале строки;

2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.

Обратимся к словарю.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.

Что такое микротема?

Запись в таблице»Признаки текста» абзац, микротема.

О чем этот текст? Какова его тема?

Вот тезисный конспект работы:

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

— Осень, сентябрь, денечек (время года).

— Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).

— Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).

— Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти). Цветовая гамма

3 задание. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.

4 задание.

— Какие вы знаете стили речи?( Слайд) Ответы учеников.

Художественный стиль текста.

доказательства:

— Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса),гипербола (жила грусть).

Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.

— Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

— Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.

5 задание.

Тип речи – описание:

доказательства:

— описан один факт (осень в тайге);

— этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).

Языковые приметы:

  • слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. “бордоветь”), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой),
  • синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением “одновременности”, бессоюзные сложные предложения со значением “перечисление одновременного”, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Посмотрим на свою таблицу «Признаки текста». Перечислим их.( Слайд).Появляются по очереди слова.

-Насколько вы поняли новый материал, нам поможет узнать выполненный вами тест.

4. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Задание 1. Тест»Верные и неверные высказывания» (тестовые задания у каждого учащегося).

Учитель

Ученик

Текст состоит из предложений

К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки

+
+

+
+
+
+

-Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»).

— Сегодня мы обращались к тексту об осени, но за окном уже почти зима, и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста.

Задание 2.

— Создать текст в указанном стиле и типе

Группа 1

Стиль – художественный.

Тип речи – повествование.

Текст, созданный учащимися

Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу.

Группа 2

Стиль – художественный.

Тип речи – описание.

Текст, созданный учащимися

Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным.

Группа 3

Стиль – научный.

Тип речи – рассуждение (объяснение).

Текст, созданный учащимися

Вьюга – это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе

Группа 4

Стиль – деловой.

Тип речи – рассуждение (воздействие).

Текст, созданный учащимися

Уважаемые жители таёжного посёлка! К нам приближается атмосферный фронт, который принесёт с собой сильный ветер и снегопад. Не совершайте дальние прогулки! Не подвергайте себя опасности.

-Зачитаем получившиеся тексты. Оцените работы своих товарищей из других групп с точки зрения стилевой и типовой принадлежности. Выставите отметки.

5.Подведение итогов урока.

-Что нового добавилось сегодня в «копилку» ваших знаний о тексте? Где вы можете использовать эти знания?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.Выполнить упражнение 181.Проанализировать текст по плану ( устно), упражнение 182. Создать текс-описание на тему » Первый снег» с использованием цепной связи.

урок по теме : «Этимология слов»

Урок по русскому языку для 6-го класса

Тема урока «Этимология слов».

Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.

Задачи:

— познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;

— формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;

— воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, этимологические словари разных авторов, таблицы, презентация Power Point.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. Слово учителя.

IV. Закрепление материала.

4.1. Тренировочное упражнение. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.2. Заполнение таблицы. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.3. Сообщение ученика. Этимология слова при объяснении фактов лексики и словообразования.

4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски. Этимология слова при объяснении фактов словообразования.

4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы. Этимология слова при объяснении фактов орфографии.

5. Подведение итогов урока. Слово учителя.

6. Задание на дом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова: торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.

Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.

Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.

Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.

В чём же состоят особенности этимологического словаря?

Задание.

Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?

Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.

1. Запанибрата, нареч. (разг.). Слишком бесцеремонно, фамильярно. Быть запанибрата с кем-нибудь.

2. Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова панибрат – «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.

Вывод: в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

Учащиеся делают запись в тетради.

Особенности этимологического словаря:

1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3. Большая роль автора, составителя словаря.

IV. Закрепление материала.

Учитель: Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?

Этимологический словарь способствует глубокому раскрытию значений слов. Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.

4.1. Тренировочное упражнение.

Учитель: Попробуем с помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий. Для этого определим современное толкование значения слова, слово-источник происхождения, первоначальное значение слова.

Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников. Приведём примерные ответы учащихся.

Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от слова кольцо.

Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».

Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)». Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».

Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.

Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».

Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

4.2. Заполнение таблицы.

Учитель: Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.

Заимствованное слово

От какого иностранного слова оно образовано

Что означает заимствованное слово в русском языке

Оранжевый

Территория

Ангина

Гранит

Помидор

Депутат

Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.

Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.

4.3. Сообщение ученика.

Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Заслушаем сообщение, которое было подготовлено к сегодняшнему уроку.

Ученик: Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня. Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения.

Древнее значение глагола внушить – «услышать». Он образовался от сочетания вън уши (вън – древний вариант предлога и приставки в-), т.е. внушать – «вводить, вставлять в уши». Привычное для нас значение «убедить» развилось только к началу XIX века.

Слово врач образовано от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий, волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик, лгун».

Слово обаяние образовано от глагола обаять – «околдовать словами», которое, в свою очередь, образовано от глагола баять – «говорить». Первоначально обаяние – «колдовство словами, состояние околдованного словами». Слово басня также образовано от глагола баять – «говорить». Его первоначальное значение – «сказка, рассказ».

4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски.

Учитель: Рассмотрим группы слов: завтрак – утро, висок – висеть, подол – долина. В данных словах выделим корень. Можем ли мы считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.

Приведём примерные ответы.

Завтрак образовано от за утра, утро с помощью суффикса – ок. У изменилось в в, -ок изменилось в –ак под влиянием аканья.

Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».

Подол возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.

Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.

4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.

Учитель: В слове коварный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.

Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный — ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.

Вы разделены на группы. Каждой группе предлагается проблема для самостоятельного исследования. С помощью этимологического словаря необходимо подобрать исторически родственные слова к словам печаль, запятая, колесо, текстильный, которые помогут проверить их правописание.

Приведём примерные ответы учеников.

Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.

Слово запятая происходит от древнего глагола запяти, имеющего значение «задержать». Получается, что запятая буквально означает «задержка, остановка» — именно так раньше её воспринимали писцы, да и при чтении запятая означает то же самое. Того же корня слово препятствие. Таким образом, исторически родственными словами к существительному запятая являются слова запяти, препятствие. В корнях этих слов под ударением гласный я (). Запятая – препятствие, запяти. В слове запятая в корне пишем я.

Слово колесо восходит к древнему славянскому слову коло «круг, колесо». Древний суффикс -ес- сейчас ещё в существительных телеса, небеса, словеса (когда-то это были формы множественного числа от тело, небо, слово). Колесо – коло. В корне пишем о.

Слово текстильный. Слово заимствовано из французского языка. Французское texte восходит к латинскому textum «ткань». К этому же слову восходит слово текст, которое первоначально означало «сотканное», а затем получило значение «связь», «стиль», «слог». Текстильный – текст. В корне пишем е.

Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.

V. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.

VI. Задание на дом.

Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному этимологическому словарику».

Этимология слов. 6 класс

МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого»

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы,

учитель первой категории Сергеева Н.В.

Тема урока: «Сказочная страна шахмат»

( Этимология слов)

Форма урока: урок объяснения нового материала

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с еще одним разделом науки о языке– этимологией через нестандартные формы обучения; формировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;

развивающая: развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов; воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор (или телевизор с DVD-плеером), учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.), «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю Шведовой, «Этимологический словарь» и книга «В мире слов» Н.М.Шанского ( распечатки необходимых словарных статей), выставка книг по этимологии (см.список использованной литературы).

Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint;раздаточный материал.

Ход урока:

Играйте в шахматы –

и Вы сделаете из себя ЧЕЛОВЕКА!

Г. Стаунтон

  1. Организационный момент.

(1 слайд – эпиграф)

— Прочитайте слова учёного Стаунтона , которые я сегодня взяла эпиграфом к нашему уроку.(один ученик читает вслух)

—Какую роль в становлении человека, по мнению Стаунтона, играют шахматы?

(Шахматы сделают из меня ЧЕЛОВЕКА)

— Подумайте и скажите, о чём будем сегодня говорить на уроке русского языка.

(будем путешествовать по стране шахмат; узнаем, откуда пришла к нам эта игра; проследим этимологию слов, обозначающих шахматные фигуры; узнаем пословицы, поговорки, крылатые выражения, связанные с шахматами)

-Как вы думаете, почему именно эта игра нас заинтересовала?

(Шахматы воспитывают усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность; развивают внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление)

  1. слайд – презентация с картинками шахмат)

2.Основная часть.

— Что такое шахматы?

(Ответы детей)

Подготовленный ученик читает наизусть

— Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей — на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

— Как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру?

(Ответы детей)

— Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой загадочной Индии много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

3.Инсценировка сказки учащимися о происхождении шахмат.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» — спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» — закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

-Что вы узнали о шахматах?

-Из этой сказки мы узнали этимологию слова «шахматы».

(3-й слайд – Этимология)

-Что же такое этимология?

-Что же обозначает это слово? Из какого языка к нам пришло? (Работа со словарём. Один ученик читает значение слова)

— Проведем словарную работу, из которой вы узнаете, как называются шахматные фигуры.

4. Словарная работа

— Я загадаю вам загадки, а вы угадайте, о какой шахматной фигуре идёт речь.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это… (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это… (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в углу с величием судьи,

Вступает смело в разные в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал… (ферзя)

5.Этимология слов: пешка, слон, конь, ферзь, король, ладья

Работа в группах.

У вас на столах лежат распечатки из этимологического словаря о происхождении слов, обозначающих шахматные фигуры. Прочитайте и скажите, что обозначают эти слова, из какого языка они к нам пришли.

6.Физминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо! Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть,

Потянуться, отдохнуть.

7.Работа над пословицами и поговорками.

8. Работа над созданием синквейнов .

-Составьте о пользе шахмат синквейны . Каков порядок их написания, вы узнаете из памяток, которые лежат у вас на столах.

Группы зачитывают получившиеся синквейны о пользе шахмат.

9.Рефлексия .

-Что узнали новое?

-Что особенно запомнилось?

10.Вернёмся к эпиграфу.

-Будете учиться игре в шахматы?

-Хотите стать настоящими людьми?

11.Домашнее задание: п.34, упр.179

Пословицы, поговорки, крылатые выражения о шахматах.

3.Лишней фигурой партии не испортишь.

Проект по русскому языку «Этимологический сюрприз» проект по русскому языку (6 класс) по теме

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Подсекция. Филология

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ » СЮРПРИЗ»
Информационно-исследовательский проект

Кузнецова Елизавета,

обучающаяся 6 М класса

Научный руководитель:

Кузнецова Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение:

МБОУ Уваровщинская сош,

Кирсановский район

с. Б. Уваровщина, 2015

Введение ……………………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Исследование истории происхождения группы слов …………………………..4

Раздел 2. Экспериментальное обоснование результатов исследования..….………..7

2.1 Анализ результатов опроса «Нужны ли знания этимологии слов?» среди

обучающихся 6 класса …………………………………………….……………………….7

2.2 Диагностика процента выполнения лингвистических заданий повышенной

сложности……………………………………………………………………………………7

2.3 Аналитическая деятельность по составлению буклета «Еда-яд?»………………………7

Заключение …………………………………………………………………………………7

Рекомендации …..…………………………………………………………………………..8

Список литературы ……………………………………………………. …………………9

Приложения ………………………………………………………………………………………10

Введение

Мы не часто задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значения могли измениться со временем. Между тем слова — это вполне себе живые существа. Новые слова появляются буквально каждый день. Иные не задерживаются в языке, а иные остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука — этимология. Иногда, открывая этимологический словарь, сталкиваешься с «сюрпризами». Порой знание закономерностей таких «сюрпризов» позволяет решать сложные, но интересные лингвистические задачи.

Мы ставим перед собой цель: пополнение знаний о происхождении слов русского языка

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

а) изучить историю происхождения группы слов;

б) познакомить одноклассников с результатами исследования,

в) провести опрос «Нужны ли знания этимологии?»;

г) выполнить задания олимпиады;

д) диагностирование процента выполнения заданий до и после исследования.

Методы исследования: работа с этимологическими словарями, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, диагностика.

Гипотеза — изучение этимологии слов русского языка позволяет выполнять лингвистические задачи повышенной сложности

Научная новизна работы заключается в том, что результаты исследования этимологии слова позволяют иногда решить не только проблемы правописания, морфемного разбора слова, определения его лексического значения, но и решать сложные лингвистические задачи на установление исторически родственных «связей» между словами.

Теоретическая значимость работы. В ходе исследования выяснили, что лексическое значение слова, морфемный состав, правописание, история возникновения слова взаимосвязаны, и порой решение проблемного вопроса какого-либо аспекта слова возможно через изучение других аспектов.

Практическая значимость работы. Материалы исследования целесообразно использовать при выполнении заданий по языкознанию в рамках программы, а также при решении лингвистических заданий повышенной сложности, например, в ходе выполнения упражнений предметной олимпиады.

Работа изложена на 14 страницах, в которой размещены 4 приложения (1таблица с результатами анкетирования; 2 диаграммы результатов выполнения заданий олимпиады; буклет).

РАЗДЕЛ 1. Вопрос «Почему мы так говорим?» в равной степени интересует как взрослых, так и детей. Почему лось сохатый, а не просто рогатый, ведь не соху же он носит на голове, а рога (но зато как удобно проверить слово «сохатый» через слово «сошка»)…Или почему, устав, мы непременно должны прислониться к стене, а не прижирафиться? (Абсурдно звучит, но все равно хочется добраться до истины!) На все эти вопросы можно найти ответ в этимологическом словаре, но не всякий, задающийся этими вопросами, посчитает обязательным заниматься такой кропотливой работой, как поиск интересующего слова в потоке информации. А вот проблемные ситуации иногда заставляют самостоятельно прийти к выводу, что это необходимо. Так при решении олимпиадных заданий часто сталкиваемся с необходимостью обосновать историческое родство отдельных слов. Такого рода вопросы встречаются почти каждый год, и чтобы быть готовым к их решению, следует систематически пополнять свои знания этимологии через работу со словарями. Данная поисковая деятельность способствует расширению кругозора и развитию умения самостоятельно, без помощи словарей (в случае невозможности пользования) делать предположения об истории возникновения того или иного слова, эволюции его лексического значения.

Разберем одно из заданий олимпиады по русскому языку:

Какие слова являются исторически родственными:

1 вариант — постель-стол; еда-яд; шпаргалка — лохматье;

2 вариант — врач-врать-ворон; соха-сохатый-посох; верста-сверстник-верстак.

Обратимся к этимологическим словарям в сети Интернет.

Постель-стол:

Стол- общеславянское слово, образовано от «стлать». Исходное значение — «подстилка», затем — «стул», позже — «стол». (Школьный этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского)

Вывод: слова «постель» и «стол» – исторически родственные.

Еда-яд:

Яд — общеславянское слово того же корня, что и «еда», «есть» (кушать). Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи». ( Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.)

Вывод: слова «еда» и «яд» – исторически родственные.

Шпаргалка-лохмотья:

Шпаргалка- заимствованное слово из польского языка, обозначает «исписанная бумажка», восходит к греческому слову со значением «пеленка; старье, лохмотья». (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.)

Вывод: слова «шпаргалка» и «лохмотья» – исторически родственные. Т.е. шпаргалка изначально обозначала что-то не очень хорошее. Думаю, что и не стоит ею пользоваться!

Врач-врать-ворон:

Врать – старославянское слово, образованное от «говорить». ( Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс , 1973.)

Вывод: слова «врач» и «врать» – исторически родственные ( Это, конечно, сюрприз! Но нужно помнить, что первоначальные значения слов не соответствуют современным толкованиям!) А слова «врач» и «ворон» родственными не являются, хотя и имеют почти похожие корни с полногласием-неполногласием «-оро-«/ «-ра-»

Соха-сохатый-посох:

Посох — образовано посредством приставки по- от утраченной основы, той же, что и в названии сельскохозяйственного орудия «соха». Вначале называло палку с загнутым концом.

(Крылов Г.А. Этимологический словарь. – М.: Полиграфуслуги, 2005.)

Вывод: слова «соха», «сохатый» и «посох» – исторически родственные.

Верста-сверстник-верстак:

Сверстник — исконно русское, значит «одинаковый по возрасту», имеет тот же корень, что и существительное «верста». (Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. –М.: ЮНВЕС, 2003.)

Вывод: слова «верста» и «сверстник» – исторически родственные, а «верста» и «верстак» таковыми не являются, хотя созвучны и похожи по написанию.

Итак, мы закончили исследование группы слов, которые нам встретились в задании олимпиады, но работу в этом ключе следует продолжить.

РАЗДЕЛ 2.

2.1. С материалами данного исследования познакомили обучающихся 6 класса. Провели среди них опрос «Нужны ли знания этимологии слов?» Данные опроса показали, что большинство обучающихся считают такие знания необходимыми, т.к. иногда именно они помогут решить лингвистическую задачу (разобрать по составу, составить словообразовательную цепочку, объяснить лексическое значение, правописание, родство с другими словами).

2.2. Затем повторно дали выполнить задание олимпиады по этимологии. После проверки обнаружили, что большинство обучающихся справились с ним, хотя до ознакомления с материалами исследования оно вызывало трудности у всего класса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы подтвердили истинность своей гипотезы. Действительно, изучение этимологии слов русского языка позволяет выполнять лингвистические задачи повышенной сложности

РЕКОМЕНДАЦИИ

Работу по изучению этимологии слов русского языка следует проводить систематически, т.к. это способствует расширению кругозора, обогащению речи, развитию орфографической зоркости, внимания к словам нашего русского языка, великого, могучего, на котором говорили великие люди нашей страны: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Гоголь…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Опрос «Нужны ли знания этимологии слов?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *