Урок финансовой грамотности

Классный час по финансовой грамотности 8 класс

Сценарий урока по финансовой грамотности:

«Мир денег»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. познакомить учащихся с историей денег, видами денег, денежной системой, банками как основными учреждениями, работающими с деньгами;

  2. развить навыки анализа и обобщения,работы с разными источниками информации.

  3. задуматься о том, как следует относиться к деньгам для извлечения полезных свойств.

ТИП УРОКА:

комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УРОКА:

учебники, рабочие тетради, изображения денежных единиц народов мира.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

деньги, бартер, валюта, конвертируемость валюты, золотой стандарт, инфляция, дефицит бюджета,эмиссия, стагфляция, девальвация, банк, инвестиции, банковская система, центральный банк, страхование, страховая услуга, страховщик, страховой

акт, страховой полис (страховое свидетельство).

Деньги – это то, посредством чего мы приобретаем необходимые нам товары и услуги.

Бартер – процедура, при которой осуществляется натуральный товарообмен (одна вещь меняется на другую без денежной оплаты); торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар».

Валюта – денежная система государства, а также денежные единицы этой системы; иностранные деньги.

Банк – финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Центральный банк – главный государственныйбанк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства; наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

ПЛАН УРОКА

1. История денег.

2. Функции денег.

3. Виды денег.

4. Банки и банковская система России.

Ход урока.

Актуализация, мотивация

1.Анализ стихотворного отрывка И. Бродского:

Деньги прячутся в сейфах, в банках,

В чулках, в полу, в потолочных балках,

В несгораемых кассах, в почтовых бланках.

Наводняют собою природу!

Шумят пачки новеньких ассигнаций,

Словно вершины берез, акаций!

Вопрос:

О чём это стихотворение? И тема нашего классного часа будет?

О каких свойствах денег упоминается в данном стихотворении?

2.Отношение к деньгам бывает разным, но все мы в них нуждаемся. Проанализируйте с этой точки зрения отрывок из романа Э.С. Гарднера «Дело о сонном моските»:

«– …Месторождение было богатым, и Солти продал свою долю синдикату, получив за нее пятьдесят тысяч долларов. Через несколько месяцев у него не было ни цента, и однажды утром он проснулся банкротом.

– О! – сочувственно воскликнула Делла. Серые глаза Кларка весело заблестели. Он по-

вернулся к Делле:

– Он поступил более чем разумно. Я должен последовать его примеру. Мейсон хмыкнул.

– Понимаете, – продолжил Кларк, – у нас извращенное представление о деньгах. Деньги ничего не стоят, они нужны только для того, чтобы купить что-нибудь. Но даже на них не купить жизнь лучшую, чем у старателя. Подсознательно каждый настоящий старатель понимает это. Именно поэтому многие из нас стараются избавиться от денег как можно быстрее. Я же слишком прикипел к ним – и тем совершил ошибку».

Вопросы учителя:

Для чего нужны деньги?

Почему люди по-разному к ним относятся?

Откуда вообще появились деньги?

Изучение нового материала

1. Викторина.

2. О том, как раньше осуществлялся обмен, вы знаете из курса истории. Предлагаем вам вспомнить какие деньги были поиграв в викторину.

Ребята давайте с вами вспомним функции денег, которые с вами изучали в 7 классе на уроках обществознания.

Функции денег на примерах в виде таблицы:

Расставить в таблице функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа(проговорить)

3. Вам хорошо известны виды денег и другие платежные средства (монеты, банкноты, пластиковые карты, электронные деньги). Их достоинства и недостатки можно отметить с помощью задания, выполняемого на листках( работа в группах):

Металлические деньги

Достоинства: Недостатки:

Бумажные деньги

Достоинства: Недостатки:

Электронные деньги

Достоинства: Недостатки:

(проговорить)

Вопросы учителя:

Какие товары удобнее оплачивать наличными, какие посредством кредитной карты, а какие покупки вы предпочли бы осуществить через интернет?

4.Банки – важный элемент финансовой системы.

Вопросы учителя:

А знаете ли вы где хранятся все сбережения людей?

А какие банки вы знаете? Откуда вы о них знаете?(Видеоролик)

Первичное закрепление материала

  1. Анализ стихотворного отрывка И.Бродского:

Деньги похожи на добродетель.

Не падая сверху – Аллах свидетель,-

Деньги чаще летят на ветер

Не хуже честного слова.

Ими не следует одолжаться.

С нами в гроб они не ложатся.

Им предписано умножаться,

Словно басням Крылова.

Вопрос учителя:

Почему поэты о деньгах сочиняют стихи?

3.Собирают по группам пословицы и обсуждают о чём:

О деньгах говорили не только поэты, но и правители государств и учёные. Предлагаем вам собрать выражения, которые лежат на столах.

«Деньги стоят слишком дорого» (Р. Эмерсон).

«Деньги не пахнут» (император Веспасиан).

«Чем больше у тебя денег, тем больше знакомых, с которыми ничто тебя не связывает, кроме денег» (Т. Уильямс).

«Деньги должны оборачиваться. Чем больше тратишь, тем больше получаешь» (П. Капица).

«Богаче всего тот человек, чьи радости требуют меньше всего денег» (Г. Торо).

«Когда деньги говорят, правда молчит» (русская пословица).

«Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата же денег требует искусства» (Б. Ауэрбах).

«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль).

«Нет и не может быть богатства праведного» (А. П. Чехов).

«Бедность — это рабство, но чрезмерное богатство — тоже рабство» (Ж. Жорес).

«Деньги составляют средство для умных людей, цель — для глупцов» (П. Декурсель).

Вопрос учителя:

Какие ещё пословицы вы знаете о деньгах?(Домашнее задание)

Подведение итогов урока

В заключении нашего классного часа, мы хотим раздать памятки о бережном отношении к деньгам.

Выводят сами учащиеся. А на закрепление выдаются памятки.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.

1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Спасибо за внимание, досвидание.

Урок финансовой грамотности для учащихся 10 класса

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ-Пермь

Факультет профессиональной переподготовки

Итоговая аттестационная работа

Методическая разработка урока по теме

«Личное финансовое планирование»

Работу выполнил слушатель
программы повышения квалификации педагогических работников

Чакилева Елена Альбертовна

Учитель обществознания МАОУ «Кувинская СОШ»

Пермь 2016

Урок финансовой грамотности по теме «Личный финансовый план»

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.

Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.

Задачи:

1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.

3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

4. Развивать экономическое мышление и логику.

5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.

Учащиеся должны уметь: Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.

Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.

Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.

Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.

Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.

Форма урока: практикум.

Используемые ресурсы: http://www.fgramota.org/, Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях РФ открытого урока по основам финансовой грамотности, презентация – http://ww.dnifg.ru.

Работа с эпиграфом:

Богат тот, кто считает себя таким с тем, что у него есть.

Пьер Буаст

Обобщает ответы учащихся. Выводит тему урока и цели на слайд.

Участвуют в обсуждении.

Выявляют проблему.

Выходят на тему урока.

Формулируют цель, задачи.

Построение нового знания

Знакомит с понятием «Личный финансовый план». Организует работу с определением, используя прием «Три главных слова».

Организует «мозговой штурм» по вопросу «Что нужно сделать, прежде чем составить финансовый план?». Обобщает ответы учащихся, выводит итог на слайд.

Предлагает примеры наиболее часто встречающихся финансовых целей. Предлагает учащимся составить свой список (выбрать из предложенных в случае затруднения).

Предлагает найти разницу в способах постановки финансовой цели, предложенных на слайде, сформулировать вывод.

Предлагает познакомиться с таблицей «Мои возможности» на слайде, просит определить, в чем ее смысл.

Предлагает сформулировать проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей.

Организует беседу по слайду «Управление собственным бюджетом»:

— что значит жить уверенно? эффективно? безопасно? (отсутствие навыка управления личными финансами так же опасно для жизни и здоровья, как неумелое вождение автомобиля).

— с какой проблемой сталкивается человек, составляя финансовый план? (возможности не соответствуют цели). Как расширить возможности?

Предлагают варианты определения понятия «Личный финансовый план».

Сравнивают получившиеся варианты с образцом, предложенным учителем. Выделяют в определении три главных слова.

Принимают участие в мозговом штурме. Формулируют вывод о том, что нужно сделать для того, чтобы составить личный финансовый план.

Составляют список собственных финансовых целей (выбирают из предложенных в случае затруднения).

Сравнивают способы постановки финансовой цели. Формулируют вывод о правильности постановки цели.

Изучают таблицу «Мои возможности». Анализируют. Формулируют вывод о том, в чем заключается смысл определения собственных возможностей.

Формулируют проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей (например, неумение управлять собственным бюджетом).

Изучают содержание слайда. Участвуют в беседе. Формулируют вывод о необходимости управления собственным бюджетом.

Выходят на проблему несоответствия возможностей целям. Предлагают пути решения данной проблемы (Размещение денежных средств в банке, хранение денег дома, хранение сбережений в иностранной валюте, приобретение объектов недвижимости, антиквариата и предметов искусства, покупка драгоценных камней и металлов, приобретение различных ценных бумаг).

Формулируют вывод.

Применение полученных знаний

Организует практическую работу учащихся.

  1. Заполняют таблицы «Мои цели», «Мои возможности».

  2. Сравнивают цель с возможностями.

  3. Просчитывают временные рамки осуществления цели.

  4. Ищут пути расширения возможностей (оптимизировать бюджет, найти дополнительные источники дохода, заставить свои сбережения работать – депозит).

  5. Презентуют свой личный финансовый план.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает составить синквейн «Личный финансовый план».

В качестве домашнего задания предлагает изучить причины, мешающие человеку стать богатым. В случае согласия – привести пример из жизни, в случае несогласия – аргументировать.

1.Пусть малооплачиваемая, но стабильная работа.

2.Боязнь перемен.

3.Низкая самооценка.

4.Нежелание быть активным.

5. Принцип: мне все должны.

Мозг обладает одним интересным свойством: если вы не сделали какое-либо запланированное вами действие в течение 72 часов, то он начинает считать это дело неважным и “забывает” об этом. Начните прямо сейчас!

Составляют синквейны. Выступают.

Финансовая грамотность план-конспект занятия (3 класс) на тему

Проектная работа

по курсу

«Финансовая грамотность»

Интеллектуальная игра «Деньги»

Авторы: Сенченко Ирина Александровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6, Выселковский район

Кулик Марина Ильинична, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1, Крыловский район

Войтюхова Марина Юрьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6, Крыловский район

г. Краснодар 2017г.

Интеллектуальная игра «Деньги», для обучающихся 4 классов

Технологическая карта

Продолжительность – 40 минут

Внеурочное мероприятие: интеллектуальная игра

Тема: «Деньги»

(Слайд1- 4)

Цели: формирование потребности к повышению финансовой грамотности для достижения финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;
  • проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;
  • умение слушать других;
  • предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Оборудование, дидактический материал: три ксерокопии денег разного достоинства, жетоны-монеты, карточки-задания, листы ватмана для рисования эмблемы, фломастеры, презентация «Деньги».

Технические средства обучения: ноутбуки/ компьютеры, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное мероприятие можно провести для обучающихся в 4 классах. Для организации команд берётся 3 ксерокопии денег разного достоинства. Каждая купюра разрезается на несколько частей. Все учащиеся класса при входе в кабинет получают часть, которая является фрагментом денежной купюры. Собрав эти части, участники образуют команды, создают рабочее пространство, придумывают название команды. Игру проводят двое ведущих – учащихся из старших классов.

Ход мероприятия

Часть 1.

Ведущий 1:

Путешествие зовёт
Четвероклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну – «ЭКОНОМИКУ».

Мы собрались сегодня для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Экономика». А посетим мы один из прекраснейших регионов этой страны – Финансовую грамотность.

Король этой страны прислал нас, своих друзей, проверить усвоили Вы или нет уроки Волшебницы Экономии и сбережений.

Ведущий 2:

Наше путешествие должно быть весёлым и загадочным. И, думаю, вы убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными. Вам понадобятся смекалка, сообразительность, внимание. На этой игре надо блеснуть знаниями, эрудицией, талантами.

Право ответа получает команда, первой поднявшая руку. Команда, давшая больше правильных ответов в каждом туре, получает «жетоны-монеты». Итак, в бой!

Ведущий 1:

ТУР 1. «Организационный» (Слайд 5).

Ребята, вы уже придумали название команды, и мы надеемся, что оно связано с темой нашего мероприятия. А сейчас, в течение 10 минут изобразите на листах ватмана эмблему вашей команды и придумайте девиз. На представление команды вам дается до 5 минут. За этот конкурс вы получаете до трех жетонов.

Тур 2. «Разминка»

Перед Вами вопросы:

(высвечиваются на экране – слайды 6-10).

За каждый правильный ответ вы получаете один жетон.

Вопрос 1.

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК).

Вопрос 2.

Зарплата родителей, пенсия бабушки – это (ДОХОД).

Вопрос 3.

Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности – это (РАСХОДЫ).

Вопрос 4.

Обмен товарами и услугами без использования денег — это (БАРТЕР).

Вопрос 5.

Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Ведущий 2:

Закончился 2 тур нашей игры. Подводим итоги.

И настало время отдохнуть. Ребята, давайте проведем игру «Деревья, кустарники, травы». (Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников).

Правила: при назывании дерева дети поднимают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может говорить названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты, стула.

Ведущий 1:

Переходим к третьему туру нашей игры.

ТУР 3. «Игра-лото» (Слайд 11)

Участникам раздаются карточки-задания, состоящие из двух частей, на одной части название денежных единиц, на другой название произведений, в которых герои расплачиваются этими денежными единицами. Следует правильно соединить денежную единицу и соответствующее произведение.

(За каждый правильный ответ – один жетон).

Эталон ответа:

Эре – Малыш и Карлсон
Пистоль – Три мушкетера
Грош – Тим Талер, или Проданный смех
Пиастр – Остров сокровищ
Динар – Али-баба и сорок разбойников
Фертинг – Незнайка на Луне.

Подводим итоги третьего тура.

Часть 2.

Тур 4. «Пословицы и поговорки о деньгах».

Ведущий 2:

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки». (Слайд 12-13). За каждую пословицу или поговорку вы получаете 3 жетона.

Эталон ответа:

Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время — деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой.
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил.
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.

Итак, закончился 4-ый тур, подведём итоги.

Тур 5. «Разгадайте головоломку».

(Слайд 14)

Ведущий 2:

Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете это слово. Оценивается скорость, правильность определения слова, его понимание — по 1 жетону за критерий (3 жетона).

ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ

Слово — «Деньги».

Ведущие подводят и объявляют итоги. Вручение сертификатов победителям.

Награждение.

Приложение №1

Игра-лото

Правильно соедините денежную единицу и соответствующее произведение

Эре

Незнайка на Луне

Пистоль

Остров сокровищ

Грош

Али-баба и сорок разбойников

Пиастр

Три мушкетера

Динар

Тим Талер, или Проданный смех

Фертинг

Малыш и Карлсон

Приложение №2

Разгадай головоломку

Найдите ключ и вычеркните в этой таблице буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить слово. Поясните, как вы понимаете слово.

ДЕ

ОЛ

НЬ

ГИ

Открытый урок «Финансовая грамотность»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАШКИРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» С.ИГЛИНО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ВЫЖИВАНИЯ»

Выполнила: преподаватель информатики и ИКТ

Утягулова Роза Рустамовна

ИГЛИНО, 2018

«Финансовая грамотность – не роскошь, а средство выживания»

Цель:

— повышение финансовой грамотности обучающихся,

— содействие формированию разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам,

— повышение эффективности защиты интересов обучающихся как потребителей финансовых услуг.

Задачи:

1. Развивать мотивацию обучающихся к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности

2. При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансовой грамотности;

3. Научить применять ранее полученные знания по математике, экономике, обществознанию и информатике.

Терминология: финансы, финансовая грамотность, депозит, инфляция, акция и др.

Вид: открытый урок.

Время реализации открытого урока: 45 минут

Тип: урок применения знаний.

Средства обучения:

  • Раздаточный материал

  • Мультимедиа презентация

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока.

1.Оргмомент

Грамотно распоряжаясь своими финансами — можно не только существенно снизить расходы, но и значительно увеличить толщину своего кошелька. Как правило, к финансовой грамотности приходят через огромное количество ошибок и проб, постепенно набирая опыт и игнорируя мудрые советы финансистов.

Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности процессов их функционирования и урегулирования, возможностях получения профессионального образования участниками и предлагаемых рынками для использования финансовых инструментах, видов продуктов и услуг, умение ими пользоваться с полным осознанием результатов своей деятельности и готовностью принимать на себя ответственность за принятые решения. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Что такое финансы простым и понятным языком? Финансы — это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

Финансы — система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовая наука начала развиваться в 15 веке. Ксенофонт – первый греческий автор по финансовому труду. Фома Аквинский впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с поданных.

Предпосылки возникновения финансов:

1. возник государственный фонд денежных средств – бюджет

2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер

3. товарно-денежные отношения приобрели преимущественный характер

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» — и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и многое другое.

Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

А вот и загадка, призывающая вас проявить свою эрудицию или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем, что издавна для ношения денег использовались различные приспособления вроде бумажников, кошельков. Однако существует исторический факт, что одно время деньги носили Где????? ( во рту) это очень необычное место, причем чаще всего это делали женщины, занимающиеся домашним хозяйством и часто посещающие базары и магазины. Ответ: в античной Греции существовала золотая монета очень маленьких размеров, поэтому потерять ее было очень легко, вот женщина и клали монету в рот, собираясь за покупками.

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов-всегда даст лучшие результаты.

Финансы – это одна из таких важнейших сфер, если даже не самая важная. Почему? Потому что практически все в жизни в той или иной степени зависит от финансовой составляющей, а очень часто на все 100%. Смотрите сами: чтобы удовлетворить все свои потребности нужны финансы. Питаться-нужны финансы, одеваться-нужны финансы, где-то жить-нужны финансы, даже дружить и общаться — нужны финансы и т.д.

Представляем несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание, на пути к финансовой грамотности.

1. «Подушка безопасности»

Подавляющее большинство людей считает, что какие-то накопления совершенно ни к чему: все равно все потеряешь, так зачем копить, если можно все потратить уже сейчас и купить некую нужную вещь?

Возможно, на конкретное мгновение жизни это решение может показаться и верным, но уже через некоторое время вам может потребоваться некоторая сумма на непредвиденные расходы: мелкий ремонт в офисе, повышение цен у поставщиков, и т.д.

Как оплатить эти расходы, если накоплений нет совсем? Кредит могут не выдать, и на его получение часто требуется несколько дней и даже недель, а у вас может и не быть этого времени.

Именно поэтому важно помнить про первое правило: нужно всегда иметь накопления в размере 3-6 ежемесячных расходов на непредвиденный случай.

2. Накопления «под матрасом» вместо банка

В России менее 50% населения пользуется банковскими депозитами и до 5% — являются инвесторами на фондовом рынке. И все по той причине, что мало кто доверяет каким-то финансовым инструментам, предпочитая хранить накопления дома под подушкой/матрасом/в тумбочке и др.

На самом деле, подобный вид «инвестиций» дает гарантированный доход минус 10-13% годовых! Причина проста – инфляция. Так, ваши сегодняшние 500 тыс. руб., положенные в тумбочку, через 5 лет превратятся уже в 310 тыс. руб. при инфляции 10% в год.

Поэтому правило второе: не стоит хранить накопления в тумбочке – лучше их разместить хотя бы на банковском депозите, чтобы спасти от инфляции. Вы боитесь банкротства банка? Учите, что при размещении в одном банке до 700 тыс. руб. при отзыве у него лицензии вы гарантированно вернете свой вклад в целости и сохранности благодаря системе страхования вкладов.

3. Неправильные параметры кредита

Решив взять кредит в банке, важно помнить о том, что он должен быть в той валюте, в которой вы получаете вашу прибыль. Чаще всего это рубли. Если поддаться искушению взять кредит в валюте по более низкой ставке, можно потом получить рост ваших ежемесячных платежей по кредиту на 30-50% из-за падения курса рубля.

Быть не слишком большим: берите кредит не «с запасом» на всякий случай, а именно на ту сумму, которая вам нужна. Учтите, что, взяв лишние 50 тыс. руб. в кредит, вы должны будете вернуть банку уже 75 тыс. и больше.

Поэтому кредит лучше брать в рублях, на самую необходимую сумму и на минимальный срок, чтобы платеж по кредиту составлял до 20-30% вашего дохода.

4. Инвестиции без срока

Невозможно грамотно инвестировать, если не знать, ради какой конкретной цели это делается. При этом «заработать» — не является целью. Цель должна иметь срок, стоимость и приоритет. Только четко определив ее можно грамотно подобрать подходящие именно вам инструменты для инвестиций.

Так, если вы инвестируете с целью накопить на некую важную цель через 1-3 года, то лучше предпочесть банковские депозиты и высоконадежные облигации или фонды облигаций.

Если же речь о цели через 3-10 лет, то, помимо депозитов и облигаций, вы можете добавить в свой портфель до 50% акций или фондов акций. Ну а если вы инвестируете на 10 и более лет, то можно увеличить долю акций до 70-80%.

5. Рискуйте с умом

Если ваш коллега или сосед инвестирует в акции и радуется доходности 20% годовых и более, это не значит что и вам нужно срочно покупать их. Дело в том, что у каждого человека – свой уровень склонности к риску. И если ваш сосед временами готов терпеть падение стоимости своих акций до 50%, то вы можете оказаться к этому не готовы, продадите акции как раз в самый неподходящий момент, получите убытки и будете разочарованы в инвестициях.

Поэтому очень важно правильно определить свою склонность к риску: если вы не готовы к значительным падениям стоимости ваших инвестиций, размещайте большую часть средств в депозиты и надежные облигации. Если вы готовы к резким колебаниям размера ваших сбережений – можно значительную их часть разместить в акции.

6. Финансовый план

Если человек думает только о покупке автомобиля через год, покупку квартиры через 3 года и оплату образования сына через 10 лет не планирует, то он накупит нужную сумму на автомобиль, но останется без первоначального взноса. Из-за больших кредитных выплат он не сможет накопить сумму, необходимую на обучение сына, и тот будет поступать не в самый лучший ВУЗ, чтобы попасть на бесплатное отделение. О выходе на пенсию и говорить не приходится. Весь это неблагоприятный сценарий был реализован потому, что человек имел перед собой одну цель, а не полноценный финансовый план.

7. Пренебрежение страхованием

В России страхование квартир, машин и тем более жизни непопулярно, т.к. большинство считает, что с ними точно ничего не может произойти. Расходы на ремонт квартиры, на компенсацию затопленным соседям снизу, на восстановление собственного здоровья в большинстве случаев неожиданные и требуют существенных трат, к которым далеко не все готовы. Поэтому страхование имущества, ответственности и жизни является залогом уверенности в завтрашнем дне каждого человека.

8. Начало накоплений на пенсию за пару лет до выхода на нее.

О пенсии нужно думать как минимум за 10 лет до нее.

Также интересно: Как правильно управлять сбережениями в любом возрасте.

9. Пренебрежение налоговыми льготами

Не так много людей знают и пользуются всеми видами налоговых вычетов. А между тем любой может ежегодно получить на счет до 15 600 руб., если он оплачивал обучение, лечение, инвестировал в свое пенсионное обеспечение или занимался благотворительностью. Если же вы покупали квартиру или дом, вы можете получить на счет до 260 тыс. руб. плюс дополнительная компенсация за проценты по кредиту на покупку недвижимости.

Финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках. Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир!

Бонусный вопрос.

— Посмотрите мультфильм по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

Блиц – опрос.

1. Что делает с рублём копейка? ( бережёт).

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).

4. Месяц школьных базаров — это … ( август).

5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).

6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).

8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (лягушка).

9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).

10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).

Отгадай загадку.

Приглашаются игроки №2 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке —

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

Приглашаются игроки №3 от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 ашку.

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

Проверим себя: тест из 5 вопросов (Приложение 1).

В заключение хотелось бы сформулировать основное правило, которое необходимо помнить любой семье: любая финансовая цель достижима, вопрос только в сроках и грамотном финансовом планировании. На этом наш открытый урок завершен. Спасибо за внимание.

Рефлексия.

Вариант 1.

1. За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение; б) За спрос;

в) За обучение; г) За рекламу.

2. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день; б) На полярную ночь;

в) На високосный год; г) На золотой век.

3. Как называется непрерывное движение денег в ходе их использования?

а) Обращение; б) Циркуляция;

в) Брожение; г) Круговорот.

4. На какой из перечисленных современных монет РФ можно увидеть двуглавого орла?

а) 1 копейка; б) 10 копеек;

в) 50 копеек; г) 1 рубль.

5. В каком качестве потребитель использует деньги при посещении магазинов?

а) Мера стоимости; б) Средство обращения;

в) Средство накопления; г) Мировые деньги.

Вариант 2.

  1. Какую разменную монету гражданин России не найдёт в своём кошельке?

а) 1 коп.; б) 3 коп.;

в) 5 коп.; г) 10 коп.

2. Где призывали хранить деньги граждан Советского Союза?

а) В Сберегательном банке; б) В Сберегательной кассе;

в) В кассе взаимопомощи; г) В чулке.

3. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

а) Базилио и Алиса; б) Пьеро и Мальвина;

в) Карабас Барабас; г) Директор банка.

4. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую?

а) Страдали монетки; б) Горевали рублики;

в) Плакали денежки; г) Повесились банкноты.

5. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день; б) На полярную ночь;

в) На високосный год; г) На золотой век.

Каждый выскажите свое мнение об открытом уроке, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Каждый выскажите свое мнение об открытом уроке, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Каждый выскажите свое мнение об открытом уроке, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Каждый выскажите свое мнение об открытом уроке, продолжив предложение.

Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

  1. Проявился ли интерес к теме занятия?

  1. На каком этапе занятия обучающиеся были наиболее активными?

  1. Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?

  1. Смогут ли обучающиеся применить полученные знания в повседневной жизни?

  1. Проявился ли интерес к теме занятия?

  1. На каком этапе занятия обучающиеся были наиболее активными?

  1. Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?

  1. Смогут ли обучающиеся применить полученные знания в повседневной жизни?

  1. Проявился ли интерес к теме занятия?

  1. На каком этапе занятия обучающиеся были наиболее активными?

  1. Какой эмоциональный настрой отмечался у обучающихся в ходе занятия?

  1. Смогут ли обучающиеся применить полученные знания в повседневной жизни?

Карманные деньги

— всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;

— приучают к самостоятельности, планированию.

— удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей.

— повышение своего социального статуса перед сверстниками.

— выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней.

Копилка

Копилка — особенный подарок для практически любого человека.

Как пожелание богатой и счастливой жизни без слов. А уж для ребенка это вообще своего рода символ начала взрослой жизни, возможность почувствовать первую маленькую ответственность пока ещё только за собственный маленький капитал.

Школа финансовой грамотности

Важной составляющей управления деньгами в семье и во всем государстве является финансовая грамотность населения. Образование в данной сфере нужно начинать с подрастающего поколения. Именно поэтому сегодня открываются специальные школы, где все желающие могут получить знания в данной сфере.

1. «Подушка безопасности»

Подавляющее большинство людей считает, что какие-то накопления совершенно ни к чему: все равно все потеряешь, так зачем копить, если можно все потратить уже сейчас и купить некую нужную вещь?

Возможно, на конкретное мгновение жизни это решение может показаться и верным, но уже через некоторое время вам может потребоваться некоторая сумма на непредвиденные расходы: мелкий ремонт в офисе, повышение цен у поставщиков, и т.д.

Как оплатить эти расходы, если накоплений нет совсем? Кредит могут не выдать, и на его получение часто требуется несколько дней и даже недель, а у вас может и не быть этого времени.

Именно поэтому важно помнить про первое правило: нужно всегда иметь накопления в размере 3-6 ежемесячных расходов на непредвиденный случай.

2. Накопления «под матрасом» вместо банка

В России менее 50% населения пользуется банковскими депозитами и до 5% — являются инвесторами на фондовом рынке. И все по той причине, что мало кто доверяет каким-то финансовым инструментам, предпочитая хранить накопления дома под подушкой/матрасом/в тумбочке и др.

На самом деле, подобный вид «инвестиций» дает гарантированный доход минус 10-13% годовых! Причина проста – инфляция. Так, ваши сегодняшние 500 тыс. руб., положенные в тумбочку, через 5 лет превратятся уже в 310 тыс. руб. при инфляции 10% в год.

Поэтому правило второе: не стоит хранить накопления в тумбочке – лучше их разместить хотя бы на банковском депозите, чтобы спасти от инфляции. Вы боитесь банкротства банка? Учите, что при размещении в одном банке до 700 тыс. руб. при отзыве у него лицензии вы гарантированно вернете свой вклад в целости и сохранности благодаря системе страхования вкладов.

3. Неправильные параметры кредита

Решив взять кредит в банке, важно помнить о том, что он должен быть в той валюте, в которой вы получаете вашу прибыль. Чаще всего это рубли. Если поддаться искушению взять кредит в валюте по более низкой ставке, можно потом получить рост ваших ежемесячных платежей по кредиту на 30-50% из-за падения курса рубля.

Быть не слишком большим: берите кредит не «с запасом» на всякий случай, а именно на ту сумму, которая вам нужна. Учтите, что, взяв лишние 50 тыс. руб. в кредит, вы должны будете вернуть банку уже 75 тыс. и больше.

Поэтому кредит лучше брать в рублях, на самую необходимую сумму и на минимальный срок, чтобы платеж по кредиту составлял до 20-30% вашего дохода.

4. Инвестиции без срока

Невозможно грамотно инвестировать, если не знать, ради какой конкретной цели это делается. При этом «заработать» — не является целью. Цель должна иметь срок, стоимость и приоритет. Только четко определив ее можно грамотно подобрать подходящие именно вам инструменты для инвестиций.

Так, если вы инвестируете с целью накопить на некую важную цель через 1-3 года, то лучше предпочесть банковские депозиты и высоконадежные облигации или фонды облигаций.

5. Рискуйте с умом

Если ваш коллега или сосед инвестирует в акции и радуется доходности 20% годовых и более, это не значит что и вам нужно срочно покупать их. Дело в том, что у каждого человека – свой уровень склонности к риску. И если ваш сосед временами готов терпеть падение стоимости своих акций до 50%, то вы можете оказаться к этому не готовы, продадите акции как раз в самый неподходящий момент, получите убытки и будете разочарованы в инвестициях.

Поэтому очень важно правильно определить свою склонность к риску: если вы не готовы к значительным падениям стоимости ваших инвестиций, размещайте большую часть средств в депозиты и надежные облигации. Если вы готовы к резким колебаниям размера ваших сбережений – можно значительную их часть разместить в акции.

6. Финансовый план

Если человек думает только о покупке автомобиля через год, покупку квартиры через 3 года и оплату образования сына через 10 лет не планирует, то он накупит нужную сумму на автомобиль, но останется без первоначального взноса. Из-за больших кредитных выплат он не сможет накопить сумму, необходимую на обучение сына, и тот будет поступать не в самый лучший ВУЗ, чтобы попасть на бесплатное отделение. О выходе на пенсию и говорить не приходится. Весь это неблагоприятный сценарий был реализован потому, что человек имел перед собой одну цель, а не полноценный финансовый план.

7. Пренебрежение страхованием

В России страхование квартир, машин и тем более жизни непопулярно, т.к. большинство считает, что с ними точно ничего не может произойти. Расходы на ремонт квартиры, на компенсацию затопленным соседям снизу, на восстановление собственного здоровья в большинстве случаев неожиданные и требуют существенных трат, к которым далеко не все готовы. Поэтому страхование имущества, ответственности и жизни является залогом уверенности в завтрашнем дне каждого человека.

8. Пренебрежение налоговыми льготами

Не так много людей знают и пользуются всеми видами налоговых вычетов. А между тем любой может ежегодно получить на счет до 15 600 руб., если он оплачивал обучение, лечение, инвестировал в свое пенсионное обеспечение или занимался благотворительностью. Если же вы покупали квартиру или дом, вы можете получить на счет до 260 тыс. руб. плюс дополнительная компенсация за проценты по кредиту на покупку недвижимости.

9. Начало накоплений на пенсию за пару лет до выхода на нее.

О пенсии нужно думать как минимум за 10 лет до нее.

Также интересно: Как правильно управлять сбережениями в любом возрасте.

Классный час по теме «Финансовая грамотность учащихся»

План – конспект внеклассного мероприятия

Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»

Проведен Гафаровой А.З

Участники: учащиеся 9 класса

Цель: Актуализация вопросов финансовой грамотности учащихся, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово экономической сфере.

Задачи:

-развитие мотивации учащихся к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности;

-формирование у учащихся компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления собственными финансовыми ресурсами;

-развитие у старшеклассников творческого потенциала, социальной активности, коммуникативной компетентности в контексте обеспечения финансового благополучия.

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Советы управления деньгами», домашнее задание ученикам:

1) примерные доходы и расходы семьи за месяц;

2)выполнить работу: «нарисуй фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Эти элементы можно увеличивать или уменьшать в размерах, растягивать в разные стороны, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их было ровно 10. Если ты использовал большее количество фигур, то лишние нужно зачеркнуть. Если же использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Таких рисунков должно быть три. Рисуй, не задумываясь, первое, что приходит в голову, и не смотри на предыдущие рисунки».

Оформление, оборудование, инвентарь: Интернет, проектор, экран,презентация, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа:

Учитель:

Финансы играют огромную роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Почему это так? Дело в том, что за всю жизнь человека через его руки проходит огромное количество денег. Кроме того, часто финансовая успешность, (реальная финансовая успешность, а не «раздутая» кредитами) является мерилом общей успешности человека.

Таким образом, умение управлять своими финансами (включая умение зарабатывать деньги и правильно ими распоряжаться) превращается в ключевое умение, ключевую компетенцию.

Но управлять своими деньгами можно по-разному: либо «как получится», либо используя определенные правила, принципы, методы, инструменты, которые позволяют это делать эффективно!

Вопросы к обсуждению:

-Как вы понимаете финансовую грамотность? (Анализ слайдов 2,3,4).

— Какие пословицы знаете?

— Откуда берутся деньги?

— Из папиного кошелька или маминой сумочки.

И это правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры до времени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам.

Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим бизнесменам:

«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».

Вопросы к обсуждению:

— Какова для тебя цена денег?

— Почему разная работа по-разному оценивается? (Анализ слайдов 5,6,7).

Учитель: «Андрей — школьник из небольшого подмосковного городка. Он увлекался компьютерными играми, как и миллионы его сверстников. Андрей, как человек творческий, захотел усовершенствовать эти игры и придумал новый движок, на базе которого можно создавать онлайн-игры. К его огромному удивлению, разработчики онлайн — игр оценили его идею и заплатили за нее довольно большую сумму денег. Это воодушевило Андрея. И уже через год он разработал движок, на основе которого сейчас создаются сайты для социальных сетей. Этот проект принес Андрею его первый миллион долларов».

Талант может проявиться в любой сфере и в любой момент. Важно не лениться, а искать себя, искать тот путь, на котором можно реализовать свои способности.

Вопросы к обсуждению:

— Какие способности ты видишь в себе? Продумай несколько вариантов их реализации и напиши на листочке.

-Какие таланты ты видишь у твоих друзей? Как их можно конвертировать в деньги? Напиши на листочке.

— Какие варианты подработки возможны для тебя? Напиши на листочке.

— Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая? Напиши на листочке.

Анализ Теста «Кем быть?». Ознакомление с результатами.

Анализ изречения:

«Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». (Конфуций).

Найти себе работу по душе — мечта, необходимость и путь к полноценной, интересной и благополучной жизни.

Талант может раскрыться в школе, но не может быть измерен только оценками. Талант — способность сделать что-то лучше, чем другие (анализ слайдов 8,9,10).

Вопросы к обсуждению:

— Какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня?

— Приведи примеры людей, которые сумели конвертировать свой талант в деньги.
— Почему, на твой взгляд, люди часто жалуются на нехватку денег?

— А хватает ли денег у вас дома?

— Как бы ты организовал бюджет в своей семье? (ответы по домашнему заданию)

Учитель: Часто мы совершаем покупки под воздействием прямой или скрытой рекламы. Вопрос в том, насколько эти траты осознанны и покупки необходимы. Довольно часто возникает ситуация, когда мы жалеем, что потратили деньги, потому что вещь, которую так хотелось иметь, не очень-то и нужна. Но осознание этого приходит, к сожалению, уже после того, как вещь куплена. А потом еще выясняется, что ее содержание обходится в кругленькую сумму.

Чтобы не повторять чужие ошибки, перед крупной покупкой задай себе три вопроса:

1. Нужна ли мне эта вещь? Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты, скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.

2. Сколько эта вещь стоит? Стоимость вещи складывается не только из ее цены, которую ты видишь в момент покупки. Это еще и траты на содержание, которые можно и нужно рассчитать. Например, в случае со скутером надо узнать его расход топлива и оценить стоимость технического обслуживания в зависимости от модели и пробега.

3. Насколько легко эту вещь можно потом продать? Если вещь со временем мало теряет в цене и легко найти на нее покупателя, то при покупке у тебя меньше риска выкинуть деньги на ветер. Хоть какую-то часть потраченных средств можно будет вернуть. Эти три вопроса — только начало нелегкой борьбы за финансовое благополучие. Каждый может дополнить их своими вопросами, которые помогут избежать лишних покупок.

(Анализ слайдов 11,12).

-Предложи свои советы, как экономить на покупках.

-Какие пункты нужно включить в расчет стоимости эксплуатации велосипеда, игровой приставки, компьютера?

— Сколько потеряет в цене новый телефон последней модели через полгода?

Учитель:

Каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно накопить деньги. Самый простой способ — откладывать в копилку. Однако в этом случае настоящего накопления не происходит. Шоколадка, которая раньше стоила 30 рублей, сегодня стоит уже 36 рублей. Со временем товары, как правило, дорожают, а деньги обесцениваются — это называется инфляцией. Копилка от инфляции не защитит. Нужен другой способ (анализ слайдов 13,14,15).

Учитель: Планируя ежедневные траты, каждый из нас сталкивается с насущным вопросом: Сколько взять с собой денег? Если мало — может не хватить. Если много — то зачем? Вдруг украдут или потеряешь? А потому следующий вопрос: Куда положить деньги? Желательно не класть их все в одно место, а еще лучше — убрать куда-нибудь поглубже и подальше, чтобы никто не нашел. Если речь идет о зарубежной поездке, то возникает еще несколько вопросов: Где лучше обменять валюту: дома или за рубежом? Что делать с валютой, оставшейся после поездки? И т. д. и т. п. В итоге мы получаем целый ком проблем и головную боль. Однако есть современный инструмент — банковская карта, благодаря которой практически все эти вопросы уже решены. Правда, надо понимать, что универсальной карты на все случаи жизни не существует. Есть разные типы карт, и надо уметь выбрать из них нужный. Перечень характеристик и опций, которые может иметь банковская карта, огромен. Поэтому важно с самого начала определить то, что нужно именно тебе для решения твоих конкретных задач. И выбрать оптимальный вариант карты, чтобы не переплачивать за ненужные тебе опции (анализ слайдов 16,17).

Учитель совместно с учениками делает выводы о важности финансовой грамотности и подводит итоги классного часа, например:

– финансовые вопросы приобрели колоссальное значение в жизни современного общества: они обсуждаются широкой общественностью; поиск путей решения тех или иных проблем вызывает столкновения в парламентах, противостояние между политической властью и населением, смену правительства;

– темпы развития производства, инвестиции, состояние финансовых рынков и банковских систем, сбережения, безработица, уровень жизни населения и т. д. — всё это сферы влияния финансов, так как с их помощью решаются, с одной стороны, такие масштабные задачи, как развитие той или иной отрасли народного хозяйства, а с другой, например, размер пенсии для пенсионеров;

– такое проникновение финансов во все сферы жизни общества обусловлено, прежде всего, колоссальными масштабами национального и планетарного производства, углублением общественного разделения труда, скачком в научно-техническом развитии, ростом общественного сознания, потребностью в защите среды обитания;

– изучение финансовой науки как области знания имеет большое значение для любого гражданина, для того чтобы адекватно реагировать на ситуации рыночной экономики.

Учитель: спасибо за урок.

Использованная литература:

1. Методические рекомендации по проведению классного часа «День финансовой грамотности». http://mosmetod.ru/

2. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам Алексей Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота для школьников». http://www.azbukafinansov.ru/

3.Финансовое планирование в современном мире. http://dengi.v1.ru/

4. Финансовая грамотность детей (школьников). http://fingeniy.com/finansovaya-gramotnost-detej-shkolnikov/

5.Основы финансовой грамотности школьников. http://freelly.ru/

Приложения:

Приложение №1 «Памятка»

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

12.Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет, газ, свет и т.д.)

Приложение2

Тест «Кем быть».

Тест базируется на методике Махони Энн «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Как проводить тест. В каждом из трех квадратов нарисуй фигуру человека, составленную из треугольников, кругов и квадратов. Всего элементов должно быть 10. Набор их может быть любым. Элементы можно увеличивать или уменьшать в размерах, накладывать друг на друга. Важно, чтобы все эти три геометрические фигуры в изображении человека присутствовали и их было ровно 10. Если пришлось использовать больше элементов, то лишние надо зачеркнуть. Если удалось составить фигуру из меньшего количества элементов, их надо дорисовать. Внимание! Каждый рисунок необходимо выполнить как бы заново, не глядя на предыдущий и не пытаясь вспомнить количество и сочетание элементов. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем специально не задумываясь.

Как узнать результат теста

1. Отдельно по каждому из трех рисунков надо подсчитать, сколько было использовано треугольников, кругов и квадратов.

2. Результаты запиши рядом с изображением в виде трехзначных чисел, где:

• сотни — это количество треугольников;

• десятки — это количество кругов;

• единицы — это количество квадратов.

Например, 6 треугольников, 3 круга и 1 квадрат дают число 631.

Так получается «формула рисунка», по которой можно узнать, к какому типу и подтипу работника ты относишься.

Первый рисунок определяет ведущий для тебя подтип работника из тридцати восьми возможных. Второй рисунок показывает твое актуальное состояние.

Третий рисунок отражает твое стремление к изменению и совершенствованию.

Как узнать, кем ты можешь стать? Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно считается «острой», «наступательной» фигурой, связанной с мужским началом в личности. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы построить что-либо легче всего, поэтому квадрат интерпретируется как техническая конструктивная фигура. Этот тест можно повторять через некоторое время для того, чтобы увидеть, как меняется твое отношение к выбору профессии, какие трансформации личности ты должен учесть на данном этапе развития и как сделать самый правильный выбор при ответе на вопрос «кем быть?».

I тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Они ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, у них высокий уровень речевого развития. Они обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, а доминирование над другими работниками удерживают в определенных границах. Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Подтипы «руководителя»: • жесткий ДИКТАТОР — наиболее жестко и бескомпромиссно руководит рабочим процессом и людьми; подтипы 901, 910, 802, 811, 820; • ситуативный АВТОРИТЕТ — знает, когда должен проявить жесткость, а когда ослабить давление; подтипы 703, 712, 721, 730; • вербальный ОРАТОР или «преподавательский» — для воздействия на людей использует речь как убеждающий фактор; подтипы 604, 613, 622, 631, 640.

II тип — «ответственный исполнитель», ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИ- ТЕЛЯ (или ВЕЧНЫЙ ЗАМ). Такие люди обладают многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто колеблются. Данный тип людей больше ориентирован на «уме- ние делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим и повышенной чувствительностью к правдивости. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип — «тревожно-мнительный работник», МЕЛКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. У таких людей бывают самые разнообразные способности и таланты. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии. Они могут поменять ее на противоположную и неожиданную, иметь хобби, которое, по сути, является второй профессией. Они физически не переносят беспорядок и грязь, обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Подтипы «тревожно-мнительного работника»: • 415 — «поэтический» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; • 424 — люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе. Их можно легко узнать по фразе: «Я себе не представляю, как это можно плохо работать!»

IV тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально- зрелищная режиссура, мультипликация и т. д. Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтипы «ученого»: • 316 — характеризуется способностями глобальными, может создавать теории или осуществлять большую и сложную координационную работу; • 325 — характеризуется большой увлеченностью познания жизни, биологическими дисциплинами, медициной

V тип — НОВАТОР или КРЕАТИВ- НЫЙ МЕНЕДЖЕР, «интуитивный работник». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Они легко переключаются с одной деятельности на другую. Любят во всем новизну. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими навыками в ручной работе и образным мышлением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтипы «интуитивного работника»: • 235 — часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; • 244 — обладает способностью к литературному творчеству, • 217 — обладает способностью к изобретательской деятельности; • 226 — ставит для себя очень высокие критерии достижений.

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди людей с технической жилкой. Данный тип обладает богатым воображением, пространственным видением, часто занимается различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Не приемлет никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Люди такого типа эмоциональны, одержимы оригинальными идеями. Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтипы «изобретателя, конструктора, художника». • 019 — хорошо владеет аудиторией; • 118 — обладает сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип — «эмотивный работник», СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК. Такие люди обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи из- за катастроф и трагических событий. Боли и заботы других людей находят у них такое сильное эмоциональное участие, что становится затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ, или ПИЛОТ, или ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, «работник, нечувствительный к переживаниям других». Обладает тенденцией, противоположной эмотивному типу (VII тип). Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109

Выводы (саморефлексия): Важное значение в процессе обучения финансовой грамотности имеет понимание учащимися практической значимости материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении материала я старалась приводить примеры из жизни, указать, где этот материал находит фактическое применение.

В результате проведенного классного часа я считаю, что достигла поставленной цели, классный час с такой тематикой актуален для учащихся 9 классов. Девятиклассники заканчивают основную школу и они в дальнейшем могут использовать приобретенные знании в повседневной жизни.

Ребята приходят на такие часы с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *