Уроки на флейте

Игра на блокфлейте. Занятие 1.

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, что такое блокфлейта? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться играть на блокфлейте достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть. Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам , но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

На сайте «Блокфлейта» представлены ноты некоторых упражнений из «Школа игры на блокфлейте» Ивана Пушечникова в ознакомительных целях. Приобрести полную книгу: Школа игры на блокфлейте И.Пушечников можете в магазине Озон:

«Школа игры на блокфлейте»
Автор Иван Пушечников.
Год издания 2004

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Важная рекомендация по уходу за блокфлейтой

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие: Блокфлейта для начинающих

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

ВНИМАНИЕ: В самом низу страницы есть место для ваших комментариев — расскажите о своих секретах игры на блокфлейте. Ведь, чем больше вы рассказываете как что-нибудь делать, тем лучше вы это делаете сами. Точно по поговорке — учитель, обучая, учится сам. Поэтому расскажите о своих приемах игра на блокфлейте как можно большему числу флейтистов.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель» очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию:

Мастер-класс по обучению детей игре на флейте

Ирина Ершова
Мастер-класс по обучению детей игре на флейте

Хотите научиться играть на блокфлейте? Легко!

Я давно хотела научиться играть на флейте сама – и вот теперь обучаю других! Прочитав теоретический материал,взяв в руки флейту, вы легко научитесь играть сами и научите детей. Поверьте — это так интересно!

По теме «Волшебная флейта» я дала мастер — класс на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей. К концу моего выступления (а было 42 музыканта) 15 человек уверенно играли на блокфлейте под сопровождение симфонического оркестра (—).А в 2010 году на городском музыкальном конкурсе «Зездочки магнитки» наши дети получили 1 место в номинации «Игра на музыкальных инструментах»

Преимущества блокфлейты, как музыкального инструмента для детей:

1. недорогой

2. легкий

3. удобный инструмент (ее легко носить с собой)

В настоящее время выпускают блокфлейты двух систем – германской и барочной (флейты, на которых играют наши дети, стоят 200 рублей за 1 инструмент). Материалом служат разнообразные пластмассы (цветная, прозрачная, под дерево)и различной ценности породы деревьев: от яблони до сандала и эбонитового дерева (у нас пластмассовые, но не китайские, куплены в музыкальном магазине).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА БЛОКФЛЕЙТЕ:

Возьмите в руки флейту и рассмотрите ее.

На нижней стороне 1 отверстие, сверху – 8. А теперь, указательным пальцем левой руки зажмите верхнее отверстие, а большим пальцем – отверстие с обратной стороны флейты и на слог «ТУ» дуньте. Вы извлекли звук «СИ» второй октавы.

ЗАПОМНИТЕ:

— Дуем всегда со слогом «ТУ» и с хорошей атакой.

«Упражнение для детей на дыхание» — дети подбрасывают мяч и поймав его произносят «ТУ».

— Пальцовка при извлечении звуков всегда постоянна!

— Ноты «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ» играют левой рукой.

Упражнения:

«Пение птиц» — дети играют ноты «СИ» и «ЛЯ» в быстром темпе.

«Кукушка» — дети играют ноты «СИ» и «СОЛЬ».

Мизинец левой руки не участвует в игре.

В записи нота «СИ»будет выглядеть так:

Слева кружок темный – нижнее отверстие закрыто, справа кружок темный – верхнее отверстие закрыто.

Если в записи кружок белый – отверстие открыто, если темный — отверстие закрыто.

Сыграйте и запомните ноту «СИ» еще раз.

Зажимая нижнее отверстие и сверху 2 отверстия, мы извлечем звук «ЛЯ».

«СОЛЬ»

Левой рукой зажимаем отверстие большим пальцем внизу и 3 отверстия вверху

Зажимая дальше отверстия правой рукой поочередно, мы извлечем звуки «ФА», «МИ», «РЕ», «ДО»

Остались последние 2 ноты – «ДО» и «РЕ» второй октавы.Вот они: определите сами, какое отверстие надо закрыть, а какое надо оставить открытым.

А сейчас, зная ноты и их расположение на флейте сыграйте «Перепелочку»

(«Наша перепелка старенькая стала….») в ля миноре. G

Если у вас получилось — то получится и у ваших воспитанников. Успехов вам, коллеги!

Дети разучивают мелодию русской народной песни «Я на горку шла» по картинкам.

5 фактов о мозге флейтиста

Игра на флейте — не просто занятие для души, это своего рода тренажер для центральной нервной системы. Такой вывод напрашивается после изучения многочисленных статей об исследованиях влияния музыкальной деятельности на головной мозг. Какие же изменения происходят в мозге, когда человек начинает знакомиться с флейтой и затем становится профессиональным музыкантом? Об этом и пойдет речь ниже.
Факт 1. Прочная связь между полушариями
Согласно исследованиям Готфрида Шлауга (Gottfried Schlaug), у людей, начавших заниматься музыкой до 7 лет, сравнительно больший размер мозолистого тела (увеличен примерно на 25%) — структуры головного мозга, ответственной за связь между левым и правым полушарием. По современным представлениям, у полушарий нет строгой «профессиональной ориентации» (левое — считает, правое — рисует): каждое вносит вклад в любую деятельность. Соответственно улучшенная связь между ними повышает степень координированности их реакции, предполагает большую вариативность в поведении и решении разнообразных задач.
Факт 2. Улучшение качества нейронной сети
Игра на инструменте, в частности на флейте, активизирует разные отделы мозга одновременно. Нейронная сеть обогащается новыми «магистралями», связующими до этого никогда или редко взаимодействовавшие участки. Умение быстро реагировать на команды дирижера, читать ноты с листа, слушать и слышать (в том числе игру коллег или свои ошибки), чувствовать ритм — и зачастую все это одновременно — тренируют нейронную сеть, усложняя ее и повышая ее качество, что впоследствии используется мозгом для решения любых жизненных задач.
Факт 3. Игра на флейте развивает оба полушария
Вернемся снова к левому и правому полушарию. Не секрет, что развитие мозга связано с тем, как мы используем руки. Исследования показали: игра на смычковых инструментах усиливает асимметрию полушарий. Это связано с более активным использованием руки, перебирающей струны. Напротив, игра на клавишных и духовых инструментах предполагает гармоничное развитие полушарий, поскольку нагрузка распределяется равномерно на обе руки. Это важно с точки зрения развития компенсаторных механизмов в случае какого-либо заболевания головного мозга и имеет большое значение в «обычной» жизни: хотя выраженной специализации у полушарий нет, они неодинаково «подходят» к обработке одним и тех же сигналов — одинаково натренированные зоны помогают получить более полную картину.
Факт 4. Музыка воспринимается мозгом как иностранный язык
Исследования анатомических особенностей мозга известных музыкантов прошлого и изучение аналогичных структур современных музыкантов (профессионалов и любителей) позволяет предположить, что для мозга музыка сравнима с иностранным языком. Воздействие ее оказывает влияние на те зоны (Вернике и Брока), которые ранее связывались только с речью. В исследованиях отмечается, что значение имеет именно игра на инструментах. Простое прослушивание не дает такого эффекта, так как пассивный «неподкованный» слушатель не может различить отдельные музыкальные «слова» и «фразы».
Факт 5. Мозг музыканта успешнее противостоит болезням
Тренировка нейронной сети — это еще и профилактика таких сложных состояний, как болезнь Альцгеймера. Подобно мышцам, мозг способен становиться более пластичным, сильным и «накачанным», но не за счет физических нагрузок, а благодаря тяжелому умственном труду. Таким трудом для нейронной сети становится, в частности, музыка и процесс обучения игре на инструментах. И подобно мышцам тренированный мозг способен выдерживать большие нагрузки и справляться с ними продолжительное время, что и становится профилактикой нейродегенеративных процессов.

Блокфлейта. Школа Игры.

Сайт посвящен обучению игре на блокфлейте.

Блокфлейта — духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты. Именно этот инструмент Вы видите на шапке этого сайта!

Блокфлейта обладает некоторыми незаменимыми для музыканта-любителя качествами:

  • Блокфлейта не сложна в освоении
  • Диапазон блокфлейты более 2х октав
  • Для неё переложено множество произведений.
  • Блокфлейта ученического уровня абсолютно доступна по цене
  • Для блокфлейты написано много учебников и пособий
  • Самоучитель игры на блокфлейте есть на этом сайте
  • Много нот для блокфлейты есть в открытом доступе
  • Блокфлейта хорошо звучит как соло, так и с другими инструментами, например с гитарой
  • Она не занимает много места и её всегда можно носить с собой
  • Вы найдете много единомышленников

А на нашем сайте Вы найдете много полезного материала об этом инструменте и получите ответ на многие вопросы. Вы узнаете какие блокфлейты бывают. Где купить блокфлейту и какую выбрать. Из каких материалов делаются блокфлейты.

Для пополнения своего репертуара, на сайте Вы обнаружите ноты для блокфлейты. А если Вы только собираетесь осваивать этот замечательный инструмент, то к Вашим услугам бесплатные уроки игры на блокфлейте. Если Вы не знакомы с музыкальной грамотой, обратите внимание на раздел «Уроки музыкальной грамоты».

Все уроки рассчитаны на человека, начинающего освоение блокфлейты с самого начала, со звукоизвлечения.

В том случае, если в процессе изучения уроков у вас появятся вопросы, задавайте их на нашем замечательном форуме, только не забудьте прочесть статью «Путеводитель по форуму», ссылку на которую Вы видите в левом меню

Все ноты с этого сайта Вы можете скачать на свой компьютер, а под минусовые фонограммы играть онлайн!

Абсолютно все материалы этого сайта бесплатны.

Первые уроки игры на флейте. Знакомство с инструментом. Постановка исполнительского аппарата

История создания инструмента.

Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.

Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.

В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.

Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.

Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.

Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.

Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.

Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.

Современная флейта состоит из трех частей:

  • верхняя часть называется «головка»;
  • средняя — «корпус»;
  • нижняя — «колено».

Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.

В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

  1. Музыкальное мышление.
  2. Слуховые и двигательные ощущения.
  3. Двигательный аппарат.
  4. Исполнительское дыхание.
  5. Работа губ.
  6. Артикуляция языка.
  7. Координация пальцев.

Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.
  2. Взгляд должен быть устремлен перед собой.
  3. Голова свободно балансирует на позвоночнике.
  4. Шея свободна.
  5. Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука. Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

  1. Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.
  2. Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.
  3. Сделав глубокий вдох, задержать воздух в легких на несколько секунд. Затем, сложив губы как бы для свиста (произнося букву «ю»), с силой выпустить струю воздуха на свою ладошку, не надувая щек. Ладошка нужна для того, чтобы почувствовать выдуваемую струю воздуха, контролировать ее равномерность.
  4. Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.

После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.

Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей — воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).

После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).

Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.

Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.

Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца — поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук — главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

  1. Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
  2. Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
  3. Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

Используемая литература:

  1. Рогаль-Ливицкий «Современный оркестр».
  2. Петер-Лукас Граф «20 Основных упражнений».
  3. Юрий Должиков «Нотная папка флейтиста. Тетрадь 1. Методика, упражнения, этюды».
  4. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» – методика для начинающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *