Условия развития и саморазвития личности в семье

Условия для саморазвития личности обучающихся в семье

Условия для саморазвития личности обучающихся в семье

«Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг».

Вирджиния Сатир

Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.
Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Что такое формирование личности ребенка? Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания. Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение. Этапы воспитания ребенка: Родитель имеет свой характер. Ребенок начинает уважать своих родителей. Уважая, ребенок подражает родителям. Ребенок задает какие-то вопросы. Родители ненавязчиво дают советы. Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым. перейти наверх Итоги воспитания Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к социуму, это уже другой вопрос. Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

1.Изучение национального семейного опыта (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций, семейного уклада);

2. Организация и проведение совместного досуга вместе , участие родителей в жизни классного коллектива и школы, организация взаимного творчества учащихся и родителей.

3. Кружковая работа. В ходе кружковых занятий родители могут вести целенаправленную работу по развитию у подростков и старшеклассников не только профессиональных умений и навыков, но и формировать у учащихся интерес к творчеству, способы творческой деятельности. Многие родители — руководители кружковых занятий — имеют возможность проводить часть занятий со школьниками на своем основном месте работы. В этом случае подростки и старшеклассники видят творческий процесс работников на деле.

4. Экскурсионная работа Своеобразно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе. Родители могут совместно с учителем определить объект предстоящей экскурсии, выделить основные задачи ее проведения, а также провести перед экскурсией вводное занятие, на котором дать школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. В процессе проведения экскурсии родители могут выступать как экскурсоводы-обозреватели и как экскурсоводы-консультанты. А по завершении экскурсии — как аналитики, эксперты выполненных учащимися работ.

4. Вечера, спектакли, КВН При подготовке вечера, спектакля, КВН родители сотрудничают с подростками и старшеклассниками в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию), в настройке аудиовизуальной техники, в репетициях Иногда родители выступают на вечере, спектакле вместе с детьми как актеры. Родители также помогают школьникам в процессе проведения таких мероприятий. Нередко они выступают в роли аккомпаниаторов, играя на различных музыкальных инструментах.

5. Игры, викторины, конкурсы, совместные чтения. При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов взрослые могут оказать школьникам помощь в отборе теоретического материала. Нередко в этих формах внеурочной деятельности родители выступают в качестве арбитров. Еще интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители.

6. Познавательные выставки Партнерство взрослых и детей осуществляется и при подготовке познавательных выставок. Родители выступают в этом случае в качестве консультантов, осуществляют совместно с детьми разработку плана проведения таких выставок, ведут отбор экспонатов, готовят школьников к выступлению в роли экскурсоводов по выставке, изготовляют необходимый наглядный материал, а также в случае необходимости проводят магнитофонные записи, ведут кино- и фотосъемки.

7. Совместное изучение информационных технологий

8. Создать для ребенка ситуацию успеха в обучении, выяснить его способности, интерес к будущей профессии, подобрать для него спецкурсы для полного и достаточного объема знаний , для успешной сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ.

Формирование личности в семье

Воспитание ребенка в семье является одним из самых древних видов человеческой деятельности. Еще на самых начальных ступенях социальной жизни возникла потребность приучения ребенка к тем нормам или правилам, по которым существовали взрослые. Постепенно сформировалось традиционное знание и понимание воспитания как процесса выработки взрослыми у ребенка необходимых для его жизни с их точки зрения качеств. Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям .

Специфика семейного воспитания выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, базируется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Исходя из условий семьи, проявляющихся как факторы развития и воспитания личности ребенка (его позитивные и негативные стороны), может быть построена система принципов семейного воспитания:

Ш дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

Ш родители обязаны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

Ш воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

Ш диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней необходимо положить в основу семейного воспитания;

Ш личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

Ш воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Ш все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, целесообразно построить на игре;

Ш оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Ш Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский (либеральный). При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гиперопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

Следующие типы родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития:

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Влияние семьи на личность

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Существуют и неполные семьи, и семьи с детьми-инвалидами и т.д. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, то есть, сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности 1, с.21. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать или отца, бабушку или дедушку и т.д. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию личности 2, с.53.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим человеку обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, так как возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.д. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи – в детдомах и интернатах. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, так как недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Многие люди ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на человека. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, так как жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи – создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека.

Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей.

В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности 3, с.124.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это – гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье – система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие – гиперопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”.

Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Существует 3 стиля родительского поведения – авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.

Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.

Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения.

Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”. Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей и т.д. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Литература:

2. Семья: понятие, функции, типы семей.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций.

В юридическом смысле,

Семья — представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Функции семьи:

1. Репродуктивная: рождение детей.

2. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

3. Защитная: забота о здоровье, содержание и защита семьи.

4. Экономическая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

5. Образовательная: обучение детей.

6. Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

7. Эмоциональная: удовлетворение потребностей в уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

8. Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

9. Социальная: передача детям социального опыта.

10. Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Типы семьи.

1. В зависимости от форм брака:

— моногамная семья — состоящая из двух партнёров

— полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров (например, полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами и полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. (народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

— однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей.

— разнополая семья

3. В зависимости от количества детей:

— бездетная семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья; многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

— простая семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

— сложная семья — большая семья из нескольких поколений..

5. В зависимости от места человека в семье:

— родительская — это семья, в которой человек рождается

— репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

6. В зависимости от проживания семьи:

— матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

— патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

— неолокальная — семья проживающая отдельно от родителей

3. Порядок и условия заключения брака.

Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

2. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

3. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

4. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

5. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Условия заключения брака

1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,

2. Достижение ими брачного возраста.

3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

1. Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2. Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3. Усыновителями и усыновленными;

4. Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Признаки функциональной семьи

1. Проблемы признаются и решаются.

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

Рис. 2. Основные компоненты функциональной семейной системы

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.

5. Родители делают то, что говорят.

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

7. В семье есть место развлечениям.

8. Ошибки прощаются, на них учатся.

9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.

10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

Сравнение характеристик функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

На рис. 2 схематически изображена функциональная, а на рис. 3 – дисфункциональная семейная система. Рисунки взяты и адаптированы из книги Джона Бредшоу «Семья». (Bradshaw J., 1988).

На рисунке отчетливые кружочки и квадратики означают, что каждый человек имеет четко выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, так что другие могут входить на территорию другого, но каждый член семьи может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; знак ? свидетельствует, что каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой. Стрелками между членами семьи обозначены контакты.

Рис. 3. Дисфункциональная семейная система

Здесь соблюдаются правила функциональной семьи (см. выше перечисление).

Изображенная на рисунке функциональная система воплощает следующие основные принципы.

1. Целое больше, чем сумма частей.

2. Система динамична – постоянно ищет открытости и роста, приспосабливаясь к стрессам, и использует обратную связь.

Рис. 4. Непроницаемые границы в дисфункциональной семье

3. Правила открыты и обсуждаются.

4. Имеется баланс взаимного уважения: «Мы вместе» – «Каждый индивидуален».

5. Индивидуализация обеспечивается низким уровнем тревоги как внутриличностной, так и межличностной.

На рисунке показана смешанность границ членов семьи, они как будто частично растворяются один в другом и не знают, где кончается один человек и начинается другой.

Дисфункциональная система воплощает следующие принципы.

1. Высокий уровень хронической тревоги.

2. Слитность границ.

3. Неясные скрытые правила.

4. Система закостенелая и статичная (таковы и роли).

5. Недифференцированность эго каждого члена семьи.

6. Утрата свобод.

7. Псевдовзаимность, псевдосплоченность.

На рис. 4 показана дисфункциональная система, в которой границы между членами напоминают железобетонные стены (солидность линий). Границы прочные, непроницаемые. Удаленность фигур отражает большую эмоциональную дистанцию. Обращает на себя внимание отсутствие контактов (нет стрелок) между родителями. Контакты отца с детьми не всегда двусторонние. Фигурные стрелки внутри кружочков и квадрата показывают плохие взаимоотношения с собой. Семья воплощает в себе:

1. Высокий уровень тревоги.

2. Закостенелые роли и границы.

3. Утрату свобод (спонтанности).

4. Отсутствие взаимности.

5. Одиночество и излишняя рациональность.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Дисфункциональные семьи Функциональные семьи
Негибкость ролей, функции ригидны. Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций.
Правила негуманны, им невозможно следовать. Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность.
Границы либо отсутствуют, либо непроницаемы (молчание, отгороженность). Границы признаются и уважаются.
Коммуникации непрямые и скрытые. Коммуникации прямые.
Чувства не ценятся. Чувства открыты.
Запрет на выражение некоторых чувств. Свобода говорить.
Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность. Поощряется рост и независимость.
Индивиды не способны разрешать конфликты. Индивиды способны видеть конфликты.
Исход: неприемлемый и деструктивный. Исход: приемлемый и конструктивный.

Само собой разумеется, что в степени дисфункциональности семей могут быть различные градации – менее нарушенные в своей функции семьи, более нарушенные. Разделять подтипы можно лишь условно. На практике лучше всматриваться в неповторимые особенности каждой отдельной семьи. Говорят, и я с этим согласна, что у каждой семьи есть свой язык, свои правила, свои традиции, и пока их не поймешь, не стоит входить в семью со своими советами и установками.

Тем не менее меня привлекла одна схема (я ее взяла в программе семейной терапии, где сама лечилась). Схема делит семьи не на 2 группы, как вышеприведенные, а на 3. Это дает представление о переходных случаях между функциональными (нормальными) семьями и дисфункциональными (семьи химически зависимых пациентов). Приведу эту схему здесь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *