Утренняя зарядка в саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Иннесса Кривоносова
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду.

Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, «зарядить», человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо — физиологических и психических особенностей детей.

В детском саду утренняя гимнастика важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной» радости от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Во время утренней гимнастикирешаются следующие задачи:

1)Оздоровительная:

• «разбудить организм»;

• настроить его на рабочий лад;

• активизировать деятельность всех важных систем организма;

• стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

2)Образовательная:

• закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.);

• развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).

3)Воспитательная:

• развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.

Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.

Традиционная (с включением ОРУ)

Игрового характера. Построена на п\и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп\и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп\и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

С использованием полосы препятствий.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмическая музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.

Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики.

Длительность утренней гимнастики.

Млад гр. – 4 — 6 мин

Сред. гр. – 6 — 8 мин

Стар. гр. – 8 — 10 мин

Под. гр. – 10 — 12 мин

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.

I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неёвключают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастикидля предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп и т. д.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», и др.).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбу.

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. Продолжительность бега без перерыва.

Млад. гр. — 10-15сек

Сред. гр. -15-20сек

Стар. гр. — до 30сек

Под. гр. -30-40сек.

Бег вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.

II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную, а со средней группы обычно перестраивают в колонну по два (через звеньевых, к концу года через центр парами. Со старшей группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре (через середину тройками, парами). При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастикиподбираются в следующей последовательности:

1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,

2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

Количество ОРУ в комплексе

Млад. гр. – 3 — 4

Сред. гр. – 4 — 5

Стар. гр. – 5 – 6

Под. гр. – 6 – 8

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем основная стойка.

При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает, а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз»воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз «присели», вверх «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.

Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, в старшей для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

В утреннюю гимнастикувключаются разные виды прыжков:

— прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);

— перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).

Млад. гр. — 5-10

Сред. гр. -10-15

Стар. гр. — 15-20

Под. гр. — до 30

Чередуются ОРУ без предметов и с предметами. Например I неделя без предметов, II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия.

Младшие группы — флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст — флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст — обручи, палки, мячи, скакалки.

III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп\и, хороводы, дыхательные упражнения.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

— повторение упражнений без изменений;

— с изменениями;

— обучение в игровой форме;

— в соревновательной форме.

Словесные:

— название упражнения;

— его описание;

— объяснение, как правильно его выполнить;

— указания, распоряжения, команды;

— вопросы к детям;

— рассказ, беседа.

Наглядные:

— показ;

— использование наглядных пособий;

— имитация;

— звуковые сигналы;

— зрительные ориентиры.

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

— Выполнение гигиенических условий и время проведения.

— Наличие трех частей утренней гимнастики.

— Соответствие ОРУ возрасту детей.

— Продолжительность утренней гимнастики.

— Использование физкультурного инвентаря.

— Дозировка упражнений.

— Приемы регулирования дыхания.

— Совершенствование ОРУ на второй неделе освоения детьми комплекса.

— Использование музыкального сопровождения.

— Самочувствие детей и их настроение.

Требования к воспитателю.

Гимнастика проводится каждым воспитателем в своей группе и требует определенной подготовки. Поэтому необходимо предварительно изучить упражнения, которые показывают детям; знать с какой целью дается каждое упражнение, в каком темпе и сколько раз его можно повторять; уметь правильно, точно и красиво выполнять упражнения; проводить их бодро, живо, интересно; видеть всех детей и следить за качеством выполнения упражнений.

Зарядка для школьников дома и в классе

Всем известно, что малоподвижный образ жизни ведет к возникновению различных отклонений. Особенно неблагоприятно это сказывается на детях: задержка в росте, умственное и физическое отставание, снижение иммунитета. Физкультура улучшает координацию и пластику движений, прививает навыки дисциплины и способствует в дальнейшем желанию заниматься спортом в специальных секциях.

Для чего нужна зарядка для детей?

Важно понимать значение утренней зарядки для школьников. У детей до 14 лет идет интенсивный рост костей, психического и физического развития. Поэтому очень важно школьникам уделять некоторое время в день физическим упражнениям. В 14 лет начинается половое созревание, мальчики наращивают мышечную массу и начинают развиваться быстрее девочек.

Но стоит учесть, что сердечно-сосудистая система у школьников, развита еще не окончательно. Часто возникают обмороки, скачки в артериальном давлении, слабость при физических нагрузках. Но, несмотря на это, не стоит отменять физические упражнения, можно сократить их интенсивность.

Гимнастические упражнения и зарядка наоборот помогают приспособиться организму ребенка к переменам и укрепить иммунную систему. В то время как у школьника преобладает умственная нагрузка, организм начинает уставать, страдает в первую очередь иммунитет.

Поэтому так важно делать зарядку в перерывах между учебой. К тому же постоянный сидячий образ жизни школьника может навредить его позвоночнику.

Когда дети делают зарядку, укрепляются все мышцы тела ребенка.

Очень важно в первую очередь делать утреннюю гимнастику, а также нагружать ребенка физическим трудом в перерывах между занятиями.

Как приступать к утренней зарядке?

Начать можно с утренней пробежки на короткие дистанции и гимнастических упражнений на свежем воздухе. Чтобы не приносить организму дополнительную нагрузку, начинать нужно в теплое время года.

Одним из важных правил достижения результата — это систематические упражнения. Ни при каких обстоятельствах не следует прекращать заниматься физкультурой. Только тогда организм может окрепнуть.

Для того чтобы приступить к зарядке нужна консультация врача, потому как некоторые заболевания могут стать преградой для физических упражнений. Утренняя зарядка может укрепить тело и стать стартом к последующим упражнениям более сложного характера.

Для разогрева начать стоит с ходьбы или бега и только потом делать сложные упражнения.

После того как основные упражнения были проведены, заканчивать зарядку стоит также ходьбой или бегом, с последующими расслабляющими мышцы упражнениями. Если ребенок делает утреннюю зарядку, нужно начинать постепенно увеличивать нагрузки.

Комплекс упражнений утренней зарядки для детей — школьников

  1. Ходьба на месте. Зарядка выполняется 60 секунд. Ноги не должны быть далеко друг от друга, руки можно опустить или положить на пояс.
  2. Наклоны вперед. Упражнение выполняется 6-8 раз. Ноги раздвинуть пошире, руки касаются плеч. 1) на вдохе нагнуться вперед и потянуть руки в стороны.2) выдохнув, поставить руки и ноги в исходное положение.
  3. Ноги разводятся в стороны. На упражнение отводится 8-9 подходов. В начале упражнения встать нужно прямо и опустить руки по швам. 1) на вдохе руки развести в стороны, одну ногу отодвинуть влево, на втором подходе нога отводится вправо.
  4. Касание пола. Выполняется 9-10 раз. Ноги на ширине плеч руки вытянуты вдоль туловища. 1) на вдохе делается наклон вперед и руки касаются пола 2) на выдохе тело поднимается и принимает изначальное положение.
  5. Касание ног. Упражнение выполняется до 8-15 раз. Начальное положение ноги поставить на ширину плеч, руки по швам.1) делаются наклоны, касаясь правой рукой левой ноги и, наоборот, при этом вторая рука отводится в сторону. 2) возвращение в исходное положение.
  6. Подъем рук вверх рывком. Повторять упражнение до 15 раз. В начале упражнения ноги вместе, рука поднята вверх и сжата в кулак вторая рука вдоль туловища.1) Делается шаг вперед, руки сменяют положение, производится рывок назад. 2) возврат в исходное положение.
  7. Ходьба с резкими поворотами. Упражнение делается 8-10 раз. Встать прямо, руки положить на пояс. 1) Выпад правой ногой корпус поворачивается вправо, при выпаде левой ногой корпус поворачивается влево 2) После каждого выпада вернуться в начальную позу.
  8. Повороты туловища. Повторять упражнение до 15 раз. Начальное положение предусматривает ноги сомкнуты вместе, а руги поставлены на пояс. 1) Производятся развороты в разные стороны. 2) при поворотах ноги остаются в исходном положении.
  9. Еще один вариант поворотов. Упражнение выполняется как один из вариантов поворота туловища. Исходное положение ноги вместе, руки за голову. 1) выполняются повороты туловища в разные стороны. 2) возврат в исходное положение.
  10. Прыжки на месте. Выполнять до 15 раз. Руки ставятся на талию, ноги вместе. 1) делаются три прыжка на месте , затем на счет четыре прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. 2) после чего все повторяется в другую сторону.
  11. Бег с разворотами на 180 градусов. Упражнение делается 6-9 раз. Исходное положение — стойка как перед бегом. 1) начиная от старта пробежать 5-10 метров затем развернуться и добежать до исходной точки. 2) Проделывается то же самое до 10 раз.
  12. Расслабление. Делается 5 раз. Ноги расставлены в стороны, руки по швам. 1) на вдохе руки тянутся вверх, носочки вытягиваются 2) на выдохе резко туловище с руками опускается вперед.

Такая зарядка выполняется в утренние часы, но если по каким-то причинам это сделать не удается, то следует ее перенести на другое время.

Зарядка в классе

Можно проводить зарядку и во время учебного процесса. Вот несложные упражнения, которые не помешают работе в классе.

  1. Вращение головой по часовой стрелке и наоборот. До 5 вращений в одно и другую сторону.
  2. Голова наклоняется вперед, потом назад по 5 упражнения. Затем наклоны головой влево и вправо в том же количестве.
  3. Пальцы рук прикасаются к плечам и производится вращение по кругу, сначала в одну сторону а потом в другую. Так же такие упражнения выполняются до 10 раз.
  4. Стоя около парты, положить руки на пояс, делать наклоны вправо и влево. 10-15 наклонов.
  5. Прыжки на месте 10-15 раз.

Такой комплекс упражнений можно делать где угодно, например, дома, делая уроки.

Можно вовлечь в эти занятия и родителей, взрослым также необходима физическая активность.

Такие упражнения подходят не только младшим школьникам, но и старшеклассникам.

Другие рекомендации для укрепления здоровья школьников

Другими рекомендациями могут стать общее закаливание организма. Неплохо если ребенок будет получать помимо зарядки курсы массажа. Закаляться нужно начинать летом с обливания прохладной водой. Чаще гуляйте с ребенком.

Если вы живете в городе, постарайтесь хотя бы раз в год выезжать на море или в горы. У школьника должен быть полноценный сон и отдых. Не нагружайте чрезмерно ребенка учебой, он должен еще много отдыхать. Часто младшие дети ориентируются на взрослых, в особенности на родителей, поэтому займитесь сами спортом и здоровым образом жизни.

Еще одной проблемой может стать сидячий образ жизни ребенка и как следствие искривление осанки. Чтобы этого не допустить следите за положением тела детей.

Посмотрите следующее видео, в котором школьник под руководством взрослого выполняет комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки в результате малоподвижного образа жизни.

Понравилась статья?
Следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Утренняя гимнастика в детском саду 

Консультация

«Утренняя гимнастика в детском саду»

Утренняя гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» человека на весь предстоящий день. Её оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учётом анатомо – физиологических и психических особенностей детей. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.

Утренняя гимнастика в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Варианты проведения утренней гимнастики.

— Традиционная гимнастика с ОРУ.

— Гимнастика игрового характера.

— С использованием полосы препятствий.

— С использованием простейших тренажёров.

— С включением оздоровительных пробежек.

— Ритмическая гимнастика.

Структура утренней гимнастики.

Вступительная часть:

— построение;

— два-три вида ходьбы;

— один вид бега.

В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

— дыхательные упражнения и упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

— мышц туловища;

— брюшного пресса и ног.

Заключительная часть:

— ходьба, хороводы и т. д.

Планирование утренней гимнастики.

Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учётом требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и подготовленности каждого ребёнка, а так же с учётом места проведения (в помещен или на участке), сезонности, наличия физкультурных пособий и инвентаря.

Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы он описывается подробно:

— названия упражнений;

— исходные положения;

— число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.

Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.

Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.

Условия проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д.), в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Методика проведения утренней гимнастики.

В методику проведения входят:

— организация детей (построение их для выполнения упражнений);

— подготовка, раздача пособий;

— методы и приёмы обучения движениям.

Расстановка, раздача, сбор предметов.

Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приёмы раздачи предметов:

— воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения), стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;

— воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;

— воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;

— дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках;

— дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

— дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);

— предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.

Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.

Методы обучения физическим упражнениям.

Практические:

— повторение упражнений без изменений;

— с изменениями;

— обучение в игровой форме;

— в соревновательной форме.

Словесные:

— название упражнения;

— его описание;

— объяснение, как правильно его выполнить;

— указания, распоряжения, команды;

— вопросы к детям;

— рассказ, беседа.

Наглядные:

— показ;

— использование наглядных пособий;

— имитация;

— звуковые сигналы;

— зрительные ориентиры.

Требования к физкультурному оборудованию.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Оборудование подбирается в соответствии с программными задачами всестороннего воспитания детей. Количество инвентаря определяется по числу занимающихся детей, его размеры и масса – согласно возрасту дошкольников. При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.

Для хранения физкультурного инвентаря в групповых комнатах и зале используется встроенная или секционная мебель с выдвижными ящиками-тележками для мелких пособий. Они не нарушают эстетику интерьера, удобны для использования в работе с детьми. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяются воспитателем перед занятием.

Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря.

Во время утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка должна возрастать постепенно (за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между ними, общей продолжительности гимнастики), достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу занятия.

Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснение и показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

— специальным подбором упражнений;

— их повтором, дозировкой;

— темпом;

— использованием подвижных игр, бега;

— физкультурных пособий;

— правильной организацией детей;

— местом проведения (на воздухе);

— музыкальным сопровождением.

Контроль.

Старшая медсестра контролирует состояние мест для занятий физическими упражнениями на площадке, в помещении (проведение влажной уборки, проветривание), физкультурного инвентаря, чистоту костюмов, обуви. Во время утренней гимнастики она измеряет пульс, следит за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки, если нужно, страхует воспитанников.

Реакцию на физическую нагрузку можно определить по внешним признакам:

— цвету кожи лица (покраснение, побледнение, посинение);

— потливость (лица, лба);

— дыхание (через рот, одышка);

— работе сердца (усиление сердцебиения);

— поведению (снижение внимания и интереса к занятиям, рассеянность, недисциплинированность, неусидчивость, излишняя подвижность, чрезмерная активность, вялость);

— ухудшению качества выполняемых упражнений (нарушение координации движений, потеря ритмичности, снижение скорости);

— осанке.

Наблюдаемые признаки

Степень выраженности утомления

небольшая

средняя

Цвет кожи на лице

Незначительное покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряжённое

Потоотделение на лице

Незначительное

Выраженное

Дыхание

Несколько учащённое

Резко учащённое

Движения

Бодрые, задания выполняются чётко

Неуверенные, нечёткие, появляются дополнительные движения. Возбуждение или заторможенность.

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от выполнения задания

Важнейшие элементы подготовки утренней гимнастики.

— Выполнение гигиенических условий и время проведения.

— Наличие трёх частей утренней гимнастики.

— Соответствие ОРУ возрасту детей.

— Продолжительность утренней гимнастики.

— Использование физкультурного инвентаря.

— Дозировка упражнений.

— Приёмы регулирования дыхания.

— Использование музыкального сопровождения.

— Самочувствие детей и их настроение.

Работа с родителями.

Утренняя гимнастика должна стать потребностью не только каждого воспитанника детского сада, но каждого члена семьи дошкольника. Как правило, в ДОУ дети охотно выполняют упражнения, потому что заниматься вместе весело и интересно. Конечно, дома создать такие условия сложнее, но обязательно нужно найти подход к малышу, настроить его на то, что гимнастику нужно делать каждый день.

Педагогический коллектив должен вести работу с родителями, разъяснять важность утренней гимнастики, консультировать по вопросу её организации дома. Это может происходить на родительских собраниях, «показательных выступлениях» детей, консультациях воспитателя, в индивидуальных беседах.

Педагоги могут оформить специальные «Уголки для родителей», где размещаются статьи о проведении утренней гимнастики дома, комплексы упражнений, которые проводятся в данной группе в настоящее время.

С самого раннего детства необходимо формировать привычку ежедневно делать утреннюю гимнастику. И личный пример родителей – большая сила в воспитании детей. Поэтому в тех семьях, где взрослые занимаются утренней гимнастикой, ребёнок с ранних лет привыкает к правильному распорядку дня.

Совместные усилия работников ДОУ и родителей, единство требований к организации и проведению утренней гимнастики будут способствовать развитию двигательной активности детей, укреплению их здоровья.

Увлекательные упражнения

для дошкольников.

Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение.

Такие упражнения – своеобразный мостик, переход от одного вида деятельности или активности к другому. Они улучшают способность ЦНС перестраиваться, приспосабливаться, подстраиваться к новым условиям и ритму деятельности, а также ослабляют негативные эмоции, особенно у гиперактивных детей.

Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.

«Циркачи»

Текст

Движения

Циркачи – ловкачи,

Смелые ребятки.

Циркачи – ловкачи

Встали по порядку.

Весело шагают,

Плечи расправляют

И, как балерина Катя,

Выступают на канате.

Выставить ноги (скользя по полу) на носки, сделать круг (ногами), возратиться в и. п.

«Добрая кошка»

Текст

Движения

У кошки мордочка усатая,

Полосатая.

Она проснулась

И грациозно потянулась.

Грациозно выгнуть спину, голову поднять, протяжно произнести: «Мя-у-у!»

«Сердитая кошка»

Текст

Движения

Сердитая кошка

Сидит на окошке,

По сторонам глядит

И грозно шипит.

Сидя на пятках, руки держать вдоль туловища, выполнить вдох, плавно выгнуть спину, голову опустить, произнести: «Ш – ш – ш!»

«Обхвати плечи»

Текст

Движения

Руки в стороны ставим,

Себя за плечи обнимаем.

Глубоко вдохнуть, резко обхватить руками плечи, выдохнуть, руки развести в стороны.

«Наруби дров»

Текст

Движения

Дрова рубить мы начинаем,

В коленях ноги не сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Дрова рубить ты не ленись.

На глубоком вдохе поднять руки над головой, ладони соединить в «замок», быстро и резко наклониться, опустить руки, произнести: «Ух!»

«Разгоняем тучи»

Текст

Движения

Руки вверх подняли дружно,

Начинаем их вращать,

В небе тучки разгонять.

Гоним их вперёд – назад

По двенадцать раз подряд.

Поочерёдно выполнить круговые движения руками вперёд и назад. Сначала медленно, потом прибавляя темп.

«Силач»

Текст

Движения

Посмотри, силач какой –

Поднял гирю над собой.

Ты будешь в цирке выступать,

Будешь штангу поднимать.

Согнутые в локтях руки держать у плеч, пальцы сжаты в кулаки. Резко поднять руки вверх, пальцы растопырить, произнести: «Ш!»

Упражнения, активизирующие и объединяющие двигательные и речевые центры мозга.

Эти упражнения своеобразная зарядка для нервной системы, помогающая сбросить напряжение. Помимо этого, они – хорошее средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Каждое упражнение выполняется по 3 – 4 раза.

«Весёлый паровоз»

«Домашние птицы»

Текст

Движения

Наши уточки с утра

Говорят всем: «Кря – кря – кря».

Гуси серые ходили,

«Га – га – га», — они галдели.

Быстро курочки бежали,

«Ко – ко – ко», — они кричали.

Петух рано по утру

Всем поёт: «Ку-ка-ре-ку!»

Сделать вдох.

Приподнять согнутые в локтях руки («крылья»), сделать глубокий вдох. Выдыхая, опустить руки («крылья») и произнести: «Кря-кря-кря».

Вдохнуть.

Выдохнуть.

Вдохнуть.

Выдохнуть.

Расправить плечи, соединить лопатки, вдохнуть.

Выдохнуть.

«Эхо»

Текст

Движения

Эхо слышится в лесу,

Все кричат: «Ау – ау!»

Сделать глубокий вдох, наклониться вперёд, выдохнуть, произнося «ау – ау» с разными интонациями.

«Воздушный шарик»

Текст

Движения

Дуем, дуем, надуваем,

Шар большой мы получаем.

Повернулись: раз, два, три,

Шар воздушный наш, лети!

На глубоком вдохе руки поднять через стороны вверх, имитируя надувание шара.

На глубоком выдохе опустить руки через стороны вниз.

«Насекомые»

Текст

Движения

Пчёлки сидят,

На цветочки глядят,

А жуки и мошки

Скачут на одной ножке,

И жужжат: «Ж – ж – ж».

Выполнить подскоки на месте со звуком «ж – ж – ж».

Упражнения, способствующие профилактике мышечной слабости.

Введение в структуру физкультурных занятий упражнений с элементами акробатики носит игровой, сюжетный характер. Выполняются они с положительной эмоциональной составляющей и должной силовой нагрузкой после ОВД, когда мышцы уже разогреты. При выполнении упражнений воспитатель оценивает у каждого ребёнка уровень развития тех или иных мышечных групп, тем самым индивидуализируя амплитуду и количество повторений.

Каждое упражнение выполняется в течении двух недель с постепенным усложнением по 3 – 4 раза.

«Рыбки»

Текст

Движения

В голубой водице

Плывут рыбы вереницей.

Чешуёй своей сверкая,

Кружится, играет стая.

Лечь на живот, ноги, голову и руки приподнять над полом, прогнуться и покачаться (сделать «рыбку»).

Силовое упражнение

Относится к силовой части нагрузок, улучшает структурные характеристики мышц задней и передней поверхности тела.

«Акробаты»

Текст

Движения

Мы весёлые ребята

И зовёмся – акробаты.

Любим прыгать, кувыркаться

И движеньем наслаждаться.

Сесть, обхватить руками колени, выполнить перекаты на спину, со спины в сед.

Упражнение для мышц спины и живота.

Активизирует волевые двигательные качества тела.

«Лягушки»

Текст

Движения

На реке живут лягушки –

Озорницы, веселушки.

Мы в лягушек превратимся,

С ними дружно порезвимся.

Попрыгать на месте, как лягушки.

На усиление функции мышц сгибателей – разгибателей.

Повышает их выносливость.

«Достань тучку»

Текст

Движения

На носочки встали мы

И повыше стали.

И руками тучку

Ловко мы достали.

Встать на носочки, руки поднять вверх, соединить ладошки.

На координацию движений и для укрепления мышц ног.

Улучшают эластичность сосудов и нормализуют мышечный тонус.

«Бусинки»

Текст

Движения

Бусинки весёлые

Покатились в стороны.

Мы их дружно соберём

И в шкатулку отнесём.

Лечь на живот, руки вытянуть, не касаясь ладонями пола, выполнять перекаты с живота на спину.

Для укрепления мышц рук, ног, спины; на гибкость и координацию движений.

Улучшает работу вестибулярного аппарата.

«Паровоз»

Текст

Движения

Загудел наш паровоз,

Он вагончики повёз.

«Пых-чу, пых-чу,

Я на месте не стою».

Из и. п. сидя, ноги согнуть в коленях, руки в локтях прижать к туловищу. Двигаться вперёд на ягодицах, помогая себе только ногами. То же выполнить назад.

Для мышц спины, живота, ног.

Усиливает приток крови к грудной клетке, стимулирует работу двигательной системы.

«Умный ёжик»

Текст

Движения

Колючий ёж лежит на спинке,

Его ты в руки не возьмёшь –

В клубок свернётся хитрый ёж.

Лечь на спину, подняться в сед, сгруппироваться, обхватив колени руками, голову прижать к груди.

Для укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота.

«Добрый слон»

Текст

Движения

По дорожке слон идёт,

В хоботке цветы несёт.

На него мы поглядим

И за ним всё повторим.

Походить на высоких четвереньках, ноги в коленях не сгибать.

Для мышц спины, ног, ягодиц.

Улучшает работу кишечника и органов малого таза.

«Скамеечка»

Лечь на спину, не отрывая плеч и ступней от пола, приподнять туловище на 3 – 4 сек.

Упражнение на укрепление мышц тазобедренного сустава.

Способствует укреплению мышц тазобедренного сустава, подколенных связок, мышц области голеностопного сустава, усиливает каркасные мышцы спины с изменением функций мышц плечевого пояса.

«Ладошки»

Текст

Движения

Ах, ладошки вы, ладошки!

За спиною прячем вас.

Постоим мы так немножко,

А потом покажем вас.

Это нужно для осанки,

Это точно! Высший класс!

Встать прямо, завести руки за спину, соединить ладони. Затем вывернуть сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Спину выпрямить, лопатки соединить.

Для коррекции осанки.

«Весёлые медвежата»

Текст

Движения

Мишка очень любит мёд,

Быстро он к нему идёт.

Мёд ему сегодня нужен:

Он спешит к себе на ужин.

Руки расставить в стороны, походить, переваливаясь с ноги на ногу на полусогнутых ногах, как «медведи».

Для мышц ног.

Укрепляет мышцы ног и улучшает координацию движений с переносом веса тела на одну опорную ногу.

«Самолёт»

Текст

Движения

Самолёт, самолёт

Отправляется в полёт.

Производим мы посадку,

Наш полёт проходит гладко.

Из и. п. сидя, руки в упоре сзади. Поднять ноги вверх, руки расставить в стороны.

Упражнения на релаксацию.

Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться, независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини-сюжет, задействовать только слуховые анализаторы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, — одно из направлений восстановительной терапии.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз.

«Сон котёнка»

Текст

Движения

— Маленький котёнок набегался, наигрался, очень устал и

прилёг отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, друзья, знакомые животные. Мама гладит котёнка по спинке лапками и говорит ласковые слова: «Ты красивый и самый умный. Тебя все любят, и ты тоже всех любишь». Сон чудесный, но пора просыпаться. Котёнок открывает глазки, потягивается, улыбается.

Изобразить котёнка, лечь на пол, закрыть глаза и постараться расслабиться (под музыку).

«Лентяй и лежебока барсук»

Текст

Движения

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук, лентяй изрядный,

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Всё не слезть ему с кровати.

Изобразить ленивого барсука, лечь на пол и расслабиться (под музыку).

«Прогулка в лес»

Текст

Движения

— Мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Сегодня

необычайно хорошее утро. Ярко светит солнце, его лучи нас согревают. Мы входим в лес по узкой тропинке и попадаем в лесное царство. Проходим по опавшей листве, прислушиваемся к шелесту листьев. Ложимся на волшебное покрывало. Пахнет листвой и грибами. Мы наслаждаемся этими ароматами и чувствуем себя счастливыми. Где-то в вышине поют птицы, курлычут журавли. Мы лежим на мягком ковре из листьев и слушаем звуки леса.

А теперь медленно встаём, открываем глазки и видим, что мир вокруг нас так же добр и красив, как утренний лес.

Лечь на пол, закрыть глаза, дышать легко, медленно.

Включается запись птичьих голосов.

«Сон на берегу моря»

Текст

Движения

— Давайте вспомним, какой сон нам приснился. Во сне

дети видят море с прозрачно-голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, диковинных рыб и медуз, весёлых дельфинов. Какой замечательный, волшебный сон! Но нам пора пробуждаться. Мы медленно открываем глаза и встаём.

Лечь на пол, закрыть глаза и послушать шум моря.

Включается запись звуков морского прибоя.

«Тихое озеро»

Текст

Движения

— Сегодня чудесное, солнечное утро. Представьте, что

вы тихо сидите около прекрасного озера. Ярко светит солнце, и это заставляет вас чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы слышите щебет птиц, жужжание шмеля. Воздух чист и прозрачен. Затем над озером поднимается туман, и вы чувствуете себя спокойными и счастливыми.

Лечь поудобнее на пол, вытянуться, расслабиться, закрыть глаза.

«Плывём в облаках»

Текст

Движения

— Сегодня необыкновенно хороший день. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую его вершину и мягко утопаете в нём. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе. Затем ваше облако плавно плывёт вниз, опускается всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось на небо. Оно улыбается вам, а вы улыбаетесь ему. Полёт на облаке был так хорош!

Удобно лечь на пол, вытянуться, расслабиться, закрыть глаза.

Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников всех возрастных групп. статья

Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ―10―12мин.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз. Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением). Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза. Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10―20 с, для среднего ― 20―25 с, для старшего ― 25―30 с, для детей 6 лет ― 30―40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм. Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз. Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка. При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу. В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов. В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»). Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз ― «присели», вверх ― «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение. В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения. Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2―3 до 6―7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

Утренняя гимнастика строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Положительное влияние оказывают физические упражнения, воздействующие на весь организм’ и одновременно охватывающие большое число мышц. К таким упражнениям относятся движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Во время ходьбы упражняются мышцы ног, рук, мышцы брюшного пресса. Существуют всевозможные виды ходьбы. Все они различаются по способу выполнения: на носках, на пятках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., по темпу (быстро, медленно), по направлению движения (по прямой, змейкой, по кругу, в правую и левую сторону и т, д.), по построению (по одному, парами, четверками и т.п., рис. 1-6). Во время бега интенсивнее работают мышцы, усиливается работа внутренних органов. На утренней гимнастике используется бег: с различным способом выполнения (на носках, широкий), с разным темпом (быстро, медленно), со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами и т. д.).

Поскоки на утренней гимнастике также различны: на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой. Во время бега и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.

В комплексы утренней гимнастики включаются строевые упражнения (различные построения и перестроения, повороты, смыкания и размыкания, рис. 7-8). Они содействуют воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательное значение и используются с целью рационального размещения детей для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются построения: друг за другом, в колонну, в одну или две шеренги, в пары, в звенья, в круг, несколько кругов и т. д. Для детей дошкольного возраста рекомендуются повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево. Смыкание и размыкание необходимы при построениях в колонну, в шеренгу, в звенья, в круг.

Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног). Они содействуют совершенствованию координации движений, умению владеть положением своего тела.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным.

Вторая группа упражнений предназначается для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Чтобы достичь этого, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение (сидя, Выпрямив или скрестив ноги по-турецки и т. д.). Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). При наклонах колени не сгибаются.

Третья группа упражнений способствует укреплению мыши брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы. Эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседаний пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности, и четкости.

Перед началом утренней гимнастики дети приводят в порядок костюмы, старшие по команде воспитателя строятся в колонну или шеренгу, малыши строятся с помощью взрослого. Затем дается непродолжительная ходьба, переходящая в бег, и снова ходьба, которая может быть различных видов. Далее дети строятся (в круг или звенья) для выполнения общеразвивающих упражнений.

Первое упражнение в любой возрастной группе всегда дается для мышц плечевого пояса и рук. Включение в утреннюю гимнастику упражнений для формирования осанки обязательно. После общеразвивающих упражнений дети перестраиваются из звеньев в круг или колонну. Снова проводится непродолжительный бег или вместо него в комплекс упражнений включаются прыжки. Заканчивается гимнастика спокойной ходьбой.

Особое внимание следует обратить на темп проведения утренней гимнастики и каждого упражнения в отдельности. Не должно быть резкой смены темпа, например после бега дается вначале быстрая ходьба, постепенно темп ходьбы замедляется, после поскоков детям предлагается ходьба на месте. Все это объясняется физиологическими особенностями дошкольников. Надо постепенно увеличивать нагрузку и постепенно снижать ее, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому проведение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца.

Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии. Но это не значит, что они всегда легкие и простые для выполнения. В таком случае эти упражнения не будут иметь необходимой физической нагрузки, и дети быстро утратят к ним интерес.

На физкультурных занятиях дети знакомятся с новыми видами движений, с приемами организации. Они учатся строится в звенья, ходить через центр парами им впервые дают физкультурные пособия. На занятии детине только усваивают назначение пособий, но и знакомятся с приемами их раздачи и сбора. Дети учатся принимать правильное исходное положение с пособиями в руках: палку надо держать за концы, большой мяч двумя руками, маленький в одной руке и т. д.

Новый комплекс утренней гимнастики впервые разучивается на физкультурном занятии и только потом выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Если какое-либо упражнение слишком легко детям или, наоборот, они с трудом справляются с ним, то можно через несколько дней увеличить или уменьшить нагрузку, изменить исходное положение, дать другое упражнение. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, длительность ходьбы и бега зависят от возрастных особенностей детей. Воспитатель должен не только уметь правильно подбирать физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, но и в совершенстве владеть методами и приемами проведения утренней гимнастики.

В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. Нет необходимости все время выполнять упражнения самому. Конечно, отказаться от показа упражнения воспитателем пока нельзя, так как это наиболее действенный прием, при котором дети знакомятся с техникой выполнения движений. Иногда кто-либо из детей может показать упражнение. Если упражнение хорошо знакомо детям, его объясняют не показывая.

Консультация для педагогов «Утренняя гимнастика в ДОУ» консультация по физкультуре по теме

Комплекс общеразвивающих упражнений, дополненный дозированной ходьбой, бегом , упражнениями для профилактики плоскостопия, нарушения осанки — это и есть хорошо всем знакомая утренняя гимнастика.

Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.

Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха – это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака.

Виды утренней гимнастики:

  • традиционные комплексы утренней гимнастики
  • утренняя гимнастика игрового характера
  • утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий
  • утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек
  • утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

  • Строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).
  • Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном темпе.
  • Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц плечевого пояса и рук, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после интенсивного бега или прыжков в сочетании с ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм (снимают нагрузки и регулируют дыхание). Упражнения для крупных мышц сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы (особенно в старшем возрасте). Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать и разжимать пальцы.

Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей.

  • Прыжки или интенсивный бег.
  • Непродолжительная спокойная ходьба с дыхательными упражнениями для снижения общего возбуждения организма.

Комплекс утренней гимнастики дети выполняют две недели. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

Рекомендуется во всех возрастных группах использовать зрительные ориентиры.

Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике предметов, пособий, атрибутов. Они создают у детей интерес, оказывают значительное влияние на освоение движений.

Выполнение ОРУ:

— название упр. (создание образности);

-исходное положение;

-выполнение упр. под счет.

После консультации предложить педагогам пройти тест «Утренняя гимнастика в ДОУ».

Тест «Утренняя гимнастика в ДОУ»

1. Выберите правильный ответ

1. Утренняя гимнастика проводится …

а) только на воздухе;

б) на воздухе и в хорошо проветренном помещении;

в) только в групповой комнате.

2. Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной к школе группе составляет:

а) 3–5 мин;

б) 10–12 мин;

в) 15–20 мин;

г) более 25 мин.

3. В комплекс утренней гимнастики входят упражнения:

а) на этапе разучивания;

б) на этапе уточнения, исправления ошибок;

в) на этапе совершенствования.

4. Утреннюю гимнастику необходимо проводить:

а) 4 раза в неделю;

б) через день;

в) по усмотрению воспитателя;

г) ежедневно.

5. Организация утренней гимнастики в младшей группе проходит …

а) в колонну по одному;

б) в шеренгу;

в) в кругу или стайкой.

6. Основная физическая нагрузка на утренней гимнастике приходится на …

а) общеразвивающие упражнения;

б) бег и прыжки;

в) строевые упражнения.

2. Установите последовательность проведения упражнений

Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике

подбираются в следующем порядке:

а) для мышц спины, туловища и брюшного пресса;

б) для ног, стопы;

в) для рук и плечевого пояса .

3. Закончите утверждающее высказывание

1. Одежда детей на утренней гимнастике должна быть …

2. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней

гимнастике поддерживается в пределах ……, …… °С.

4. Выберите из предложенных несколько правильных ответов

1. Укажите приемы усложнения общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике:

а) изменение исходного положения;

б) введение счета;

в) введение предметов;

г) использование наглядных ориентиров;

д) увеличение дозировки и темпа выполнения.

2. Использование в ходе утренней гимнастике предметов влияет на:

а) мобилизацию индивидуальных возможностей;

б) учащение дыхания;

в) результативность качества движений;

г) эмоциональное состояние.

3. В утреннюю гимнастику обязательно включаются упражнения для профилактики …

а) плоскостопия;

б) зрения;

в) нарушения осанки;

г) простудных заболеваний.

4. Количество упражнений на утренней гимнастике зависит от:

а) сложности упражнений;

б) возраста детей;

в) этапа обучения;

г) места проведения и физической подготовки детей.

5. Отберите методы и приемы обучения, используемые на утренней гимнастике:

а) целостный показ в естественном темпе;

б) показ с объяснением;

в) напоминание и выявление знаний;

г) распоряжение к одновременному началу упражнений;

д) указания по соблюдению темпа и качества выполнения.

Ответы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *