В в бианки биография

Виталий Бианки, биография для детей 3 класса (краткая)

Виталий Валентинович Бианки – известный писатель, который создал множество произведений для детей. Он родился 30 января 1894 года в Петербурге. Отец Виталия Валентиновича работал в Зоологическом музее, поэтому мальчик тоже начал увлекаться изучением природы.

Бианки учился в гимназии, потом поступил на физико-математический факультет Петроградского университета. Нестабильная политическая обстановка в стране в период становления советской власти повлияла на жизнь Виталия Валентиновича. Он часто подвергался арестам.

Проблемы со здоровьем не позволили Бианки участвовать в боях во время Великой Отечественной войны. 10 июня 1959 года Виталия Валентиновича не стало.

Рассказы и сказки В.В. Бианки рассказывают о прекрасном мире живой природы. Виталий Валентинович создал множество интересных и поучительных произведений:

  • “Терентий-тетерев”;
  • “Снежная книга”;
  • “Лесные домишки”;
  • “Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать”;
  • “Зеленый пруд”;
  • “Анюткина утка”;
  • “Небесный слон”;
  • “Сова”;
  • “Чей нос лучше?”;
  • “Как муравьишка домой спешил?” и другие.

В произведениях Бианки доступным языком рассказывается о живой природе: животных, птицах, растениях и насекомых.

Бианки Виталий Валентинович — знаменитый детский писатель

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894 — 10.06.1959) – русский и советский писатель, произведения которого в подавляющем большинстве предназначаются детям. С помощью интересных рассказов, повестей и сказок описывал живую природу. Автор написал более 120 книг, в которые вошли порядка 300 различных произведений.

Краткая биография Бианки для детей

Вариант 1

Бианки — фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии. Сам Виталий Валентинович родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

Первая мировая война не дала закончить образование — Бианки призвали в армию. После Февральской революции 1917 г. солдаты избрали его в городскую Думу и в Исполком Царскосельского совета крестьянских и солдатских депутатов.

После демобилизации Виталий Валентинович уехал на Алтай, где при власти А. В. Колчака жил на нелегальном положении под фамилией Белянкин, был мобилизован, бежал, скрывался у партизан. После прихода красных организовал в Бийске краеведческий музей, преподавал в средней школе.

В 1922 г. вернулся в Петроград. Здесь вошёл в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В этот кружок входили К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. С. Житков и другие писатели.

В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и книги писателя. В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» — сезонный календарь природы. Он состоял из маленьких рассказов самого Бианки и сообщений «лескоров» — ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз.

В 30‑х гг. Бианки Виталий был выслан в Уральск, затем в Новгородскую область. Там были написаны книги для взрослых «Конец земли» (1933 г.), «Птицы мира» (опубликована в 1960 г.), закончена одна из самых известных повестей Бианки «Одинец» — о лосе, перехитрившем охотников.

После войны Бианки Виталий организовал в Ленинграде детский кружок любителей природы, который получил название «Клуб Колумбов»; его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей незадолго до смерти писателя.

Скончался 10 июня 1959 г. в Ленинграде. В СССР общий тираж книг Бианки превысил 40 миллионов. Его произведения изданы в 18 странах.

Вариант 2

Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Валентин Львович, был ученым-орнитологом и заведовал Зоологическим музеем. Всю жизнь Валентин Бианки посвятил изучению природы, что оказало огромное влияние на его сына. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям.

Будущий писатель часто посещал музей отца; дома, в большой квартире на Университетской набережной, располагался настоящий зоопарк с кошками, собаками, ежиками, многочисленными вольерами, клетками с птицами. В деревне Лебяжье, куда семья уезжала летом, отец часто брал Виталия с собой в лес на прогулку и рассказывал ему о птицах.

В гимназии Виталий Бианки всерьез увлекся футболом, участвовал в городских чемпионатах, а в 1913 году его команда выиграла Весенний кубок Санкт-Петербурга. После гимназия Бианки Виталий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Однако через несколько месяцев его призвали в армию, где он был направлен в артиллерийскую бригаду.

В годы установления советской власти В. В. Бианки жил на Алтае под фамилией Белянин вплоть до момента изгнания колчаковцев. Виталий Бианки работал в отделе народного образования по музейной части, а также был назначен заведующим краеведческого музея, организованным им самим, преподавал биологию в одной из школ Бийска. Бианки Виталий часто записывал свои наблюдения за жизнью лесных животных, что впоследствии дало материал для увлекательных рассказов о необыкновенном мире природы и ее обитателей.

Самой знаменитой книгой В. В. Бианки стала его «Лесная газета». Книга не имела аналогов в мировой литературе по оригинальности формы и насыщенности содержания. С помощью жанров газетной публицистики автор сообщает читателям самую разнообразную информацию о каждодневной жизни лесных обитателей. Все скрытое от глаз человека, такое обыденное для мира животных, но такое удивительное для людей, раскрыто на страницах книги.

В «Лесной газете» можно найти и объявления скворцов, и отзыв о спектакле птиц, и даже уголовную хронику. Бианки Виталий не обходит стороной и разнообразные городские происшествия: «По ночам на крышах происходят кошачьи концерты. Кошкам они очень нравятся. Концерты кончаются отчаянной потасовкой между певцами».

За свою жизнь Виталий Бианки написал более трехсот рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта и гуманность которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.

Вариант 3

Виталий Валентинович Бианки – русский писатель и автор популярных детских произведений. Родился в Санкт-Петербурге 30 января (11 февраля) 1894 года. Писатель имел немецко-швейцарские корни. Его отец был ученым-энтомологом при Зоологическом музее Академии наук. Прадед писателя был выдающимся оперным певцом. В одном из своих итальянских турне сменил фамилию Вайс (с нем. «белый») на Бианки (с итал. «белый»). Виталий получил образование в Петроградском университете на физико-математическом факультете.

В молодости он увлекался футболом и даже участвовал в Санкт-Петербургских чемпионатах города. В 1916 году был призван в армию, а через год примкнул к партии эсеров. С 1918 года Виталий Бианки работал в агитационной газете эсеров «Народ».

Вскоре его мобилизовали Русскую армию, откуда он дезертировал. Писатель скрывался под фамилией Белянин, из-за чего до конца жизни у него была двойная фамилия. В 1920–1930 годы его не раз арестовывали за участие в несуществующих подпольных организациях. За него ходатайствовал М. Горький и его первая супруга Е. П. Пешкова.

Бианки Виталий не участвовал в Великой отечественной войне из-за развившейся болезни сердца. В 1949 году он перенес инфаркт, а затем два инсульта. Творчество писателя имело оригинальную литературную форму. Первый рассказ, «Путешествие красноголового воробья», появился в 1923 году. За ним последовала книжка «Чей нос лучше?». В своих произведениях он раскрывал мир природы и учил проникать в ее тайны. Все рассказы Бианки были написаны легким и красочным языком, доступным в первую очередь для ребенка.

Одним из новшеств стала «Лесная газета на каждый год», впервые изданная в 1928 году. Это был своеобразный календарь лесной жизни. У писателя была дача в Лебяжьем поселке, где он любил собирать научное общество Петербурга. За свою жизнь он написал более трехсот рассказов, сказок, повестей, 120 книг и т.д. Произведения Бианки широко использовались в детских садах и начальных школах СССР. Его последователями были С. В. Сахарнов и Н. И. Сладков.

Умер В. В. Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

Полная биография Бианки

Вариант 1

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894–1959), русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки Виталий продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

В течение четырех лет Бианки Виталий участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок», о которых он писал: «Они лежали мертвым грузом у меня на душе.

В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить». Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой Лесной газеты на каждый год (1927).

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

В статье Об антропоморфизме (1951) писатель отвергал определение себя как писателя-антропоморфиста. Бианки Виталий рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них, к примеру, Оранжевое горлышко, (1937) сняты мультфильмы. Бианки Виталий писал также повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).

Бианки Виталий много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России, Северу. В 1926–1929 жил в Уральске и в Новгороде, в 1941 вернулся в Ленинград. Из-за болезни сердца писатель не призывался в армию, был в эвакуации на Урале, по окончании войны вернулся в Ленинград. Большую часть года, с ранней весны до поздней осени, жил за городом.

В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».

Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.

В последние годы жизни Бианки Виталий тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки Виталий создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки Виталий писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Умер Бианки Виталий в Ленинграде 10 июня 1956.

Вариант 2

Вот уже несколько поколений взрослых и детей благодаря книгам Виталия Бианки знакомятся с удивительно многоголосым и многокрасочным миром природы. Можно сказать, что Бианки создал не только литературный жанр, но и целое литературное направление, а по сути, собственную литературу, героями которой стали Жаворонки и Летучие Мыши, Коты и Медведи, Волки и Киты.

Интерес к природе Бианки Виталий унаследовал от своего отца, известного ученого-орнитолога, всю жизнь проработавшего в зоологическом музее Академии наук. С раннего детства Виталий помогал отцу зимой обрабатывать коллекции, а летом они вместе отправлялись в экспедиции или наблюдали за жизнью птиц и животных у себя на даче, расположенной на берегу Финского залива. Как позже писал сам Бианки, «отец каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени-отчеству».

Поэтому, когда Виталий заканчивал гимназию, у него не было проблем с решением вопроса, чем заниматься дальше. В 1915 году он поступил на естественное отделение Петербургского университета. Однако закончить учебу ему не удалось: он был мобилизован в армию. А после Октябрьской революции уже не вернулся в родной город и жил на Алтае в Бийске, где работал учителем в школе, а также научным сотрудником в местном краеведческом музее.

В Бийске Бианки попробовал свои силы в литературе и напечатал в местной газете свои первые рассказы и стихи о природе. В 1920 году он женился на преподавательнице французского языка Вере Николаевне Клюжевой, а через два года вместе с семьей перебрался к себе на родину, в Петербург.

Как раз в это время он познакомился с поэтом Самуилом Маршаком. Он и привел Виталия Бианки в кружок детских писателей, которым в то время руководила О. Капица. Членами и гостями этого кружка были совсем молодые, но уже известные начинающие писатели: И. Ильин, Б. Житков, Л. Пантелеев, Е. Шварц, К. Чуковский и др.

В 1923 году члены кружка начали издавать первый советский детский журнал «Воробей». В нем Бианки и напечатал свою первую сказку — «Путешествие красноголового воробья». За ней последовала целая серия детских книг, которые принесли писателю известность: «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Лесные домишки». Все эти книги давно уже стали классикой, и их с удовольствием читают и взрослые, и дети.

А в 1928 году выходит первое издание новой книги Виталия Бианки — «Лесная газета». Эта книга сразу же обрела множество поклонников. И для писателя она была не только самой любимой, но и самой главной в его жизни. Потому что это были не обычные рассказы о природе, а научно-художественное произведение для детей.

Писатель показал в книге, как меняется природа в разные времена года, и то, что в ней происходит весной, летом, осенью и зимой, — это не какие-то отдельные и не связанные между собой события, а непрерывный процесс, который повторяется из года в год. Впоследствии Бианки неоднократно перерабатывал и расширял «Лесную газету», подготовив незадолго до смерти ее десятое издание.

В 1930 году он вместе с художником В. Курдовым отправляется на север Восточной Сибири. Собранные во время поездки материалы стали основой книги «Конец земли».

А через пять лет, в 1935 году, писателя отправляют в ссылку, неизвестно за какие преступления. Виталий Валентинович попадает в Уральск. Однако и в ссылке он продолжает наблюдать за природой и писать книги. Только через год ему удается добиться перевода в Новгород. Тогда же из печати выходят его новые повести: «Одинец» и «Аскыр». Они были посвящены животным — лосю и шакалу. К счастью, у писателя оставалось много друзей и поклонников. Они не побоялись хлопотать за него, и в 1937 году ему наконец разрешили вернуться в Ленинград.

Зиму он обычно проводил с семьей в городе, а каждое лето они вместе выезжали в деревню, где писателя уже с нетерпением ждали деревенские друзья из детского клуба юных натуралистов. К ним добавлялись юные дачники, которые тоже хотели побольше узнать о природе, приезжали юннаты из города. Виталий Валентинович рассказывал им о повадках животных, о птицах и растениях, они вместе ходили на экскурсии в лес и в поле, наблюдали скрытую жизнь природы. И на основе этих бесед и наблюдений Бианки написал свою следующую книгу «Круг Колумбов».

Начало войны застало его в деревне: из-за болезни сердца писателя не призвали в армию. В 1942 году он уезжает в эвакуацию на Урал и поселяется неподалеку от Перми в маленьком городке Оса. Бианки и здесь продолжает активную работу: выступает в эвакуированных детских домах, работает в краеведческом музее, пишет новые рассказы. Писатель считал, что «человек не может жить одними мыслями о войне, надо жить мыслями о будущем».

После войны он снова возвращается в Ленинград. Постепенно налаживается привычный рабочий ритм: летом в деревне, зимой в городе. Писатель полон новых замыслов и планов. Однако больное сердце начинает сдавать: в 1948 году у Бианки случается первый инфаркт. Но, едва поправившись, он продолжает работать. Много сил и времени отдает Бианки начинающим писателям, помогает им советами, читает их первые произведения. Среди его учеников были С. Сахарнов, Н. Сладкое, Э. Шим.

Вместе с ними Бианки по материалам «Лесной газеты» организует радиопередачу «Вести из леса», которая в течение многих лет передавалась по ленинградскому радио.

Однако здоровье писателя продолжает ухудшаться. В 1951 году у Виталия Валентиновича случился инсульт, после чего ему стало трудно передвигаться. Но больше всего его огорчало то, что теперь он уже не мог пойти в лес или в поле, посидеть там и пообщаться с природой. Теперь ему оставалось только одно — сидеть за столом и писать, что он и делал с радостью: ведь писал он о том, что любил больше всего на свете, — о природе. В это время Виталий Валентинович составил антологию детских сказок и рассказов «Лесные были и небылицы».

Последней книгой писателя стал цикл рассказов, объединенных общим названием «Птицы мира». Но выхода ее он уже не дождался. Виталий Валентинович Бианки умер летом, 10 июня 1959 года, в то время, которое он обычно проводил в деревне, на природе.

Вариант 3

Вита́лий Валенти́нович Биа́нки родился 30 января 1894 в Санкт-Петербурге, с детства писал стихи.

Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) — был учёным и работал в орнитологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Известно, что род Бианки в России появился в начале XIX века. Одна ветвь рода имела итало-швейцарские корни, другая — немецкие. Прадед Виталия был известным оперным певцом. Перед турне по Италии по просьбе своего импресарио поменял немецкую фамилию Вайс (нем. weiß означает белый) на Бианки (итальянское bian­co тоже означает белый).

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. В молодости играл в футбольных командах Санкт-Петербурга в играх чемпионата города. Выступал за клубы «Петровский» (1911 год), «Нева» (1912), «Унитас» (1913—1915, 1916 весна). Обладатель Весеннего кубка Санкт-Петербурга 1913 года.

После гимназии в 1915 году Виталий поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета.

В феврале 1916 года он женился на дочери титулярного советника Зинаиде Александровне Захаревич.

В 1916 году Бианки призвали в армию. После окончания ускоренных курсов Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в артиллерийскую бригаду.

В феврале 1917 года солдаты избрали его в Совет солдатских и рабочих депутатов. Вошёл в партию эсеров. Был членом комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Весной 1918 года вместе со своей частью оказался на Волге. Летом 1918 года Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издавалась с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом эсеровского Комуча).

В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске. Здесь в 1919 году он попал в армию Колчака писарем и был переброшен в Барнаул, затем на оренбургский фронт в составе пехоты, откуда осенью сбежал и стал жить в Бийске под фамилией Белянин. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась у него до конца жизни. В то время он читал лекции и писал заметки по орнитологии, организовывал научные экспедиции, работал в краеведческом музее, преподавал биологию в школе.

К концу 1920 года его первый брак распался. В Алтайском крае он познакомился со своей женой Верой Клюжевой, преподавателем французского. Тогда же стал писать «Лесную газету», начал публиковать стихи и заметки. В планах было возвращение в Петербург и получение биологического образования. Все свои наблюдения за природой Виталий записывал и хранил, их скопилось огромное количество. Эти записи впоследствии пригодились для создания его художественных произведений.

После установления Советской власти в Бийске Бианки стал работать в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.

Бианки был активным участником Бийского общества любителей природы, читал в Алтайском народном университете лекции по орнитологии. Живя в Бийске, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году дважды арестовывался ЧК Бийска, к тому же отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника. В сентябре 1922 года В. Бианки был предупреждён о возможном аресте, и, оформив командировку, отправился с семьей в Петроград. В родном городе Бианки полностью посвятил себя литературе. Вступил в клуб детских писателей, в который входили также Маршак, Чуковский и Житков.

В 1923 году опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?».

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела.

Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

В конце 1925 года Бианки был снова арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в Уральск. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе М. Горького, обратившегося к Г. Г. Ягоде, получил разрешение переехать в Новгород, а затем и в Ленинград. В ссылке Виталий не переставал писать, к тому времени относится много произведений, в том числе «Карабаш», «Одинец», «Аскыр». Спустя три года после возвращения в Ленинград он снова был арестован, но спустя три недели освобожден из-за отсутствия обвинения.

В ноябре 1932 года последовал новый арест. Через три с половиной недели он был освобождён «за отсутствием улик».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

В марте 1935 года Бианки как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти» был еще раз арестован и приговорён к ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Благодаря заступничеству Е. П. Пешковой ссылка была отменена, и Бианки был освобождён. С 1924 по 10 июня 1959 года (за исключением ссылок и эвакуации) проживал в Ленинграде по адресу — Васильевский остров, Малый проспект, дом 4.

В эти годы перед войной В. Бианки организовал у себя дома в Ленинграде «литературную школу». Учениками школы были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Кронид Гарновский, Святослав Сахарнов, Борис Житков и др., ставшие позднее известными писателями. В. В. Бианки стал руководителем и наставником известного ученого-селекционера и начинающего писателя Н. Павловой. К этой обязанности Виталий Валентинович относился добросовестно. Перед встречей с ней тщательно готовился, делал много замечаний, объяснял формы развития сюжета, как правильно начинать и заканчивать произведение, как отражать в сочинении время.

С помощью Виталия Валентиновича Бианки писательница написала свой первый рассказ «Рекордный снимок» (1935). Новые литературные труды Нина Михайловна Павлова присылала Бианки для редактирования по почте, иногда приносила ему рукописи. Бианки читал и редактировал их. Во время её болезни (острый суставной ревматизм) письма В. В. Бианки были для нее большой поддержкой. В своём девятом прижизненном издании книги «Лесная газета» В. Бианки опубликовал 28 рассказов Н. Павловой.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50‑х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Во время Великой Отечественной войны В. Бианки из-за болезни сердца не был призван в армию, эвакуировался на Урал, затем вернулся в Ленинград.

В последние годы жизни он тяжело болел. В 1949 году перенёс инфаркт, затем два инсульта. Системное заболевание сосудов вызывало сильные боли в ногах, почти полностью лишавшие его возможности ходить. 10 июня 1959 года Виталий Валентинович Бианки умер. Похоронен на Богословском кладбище. Надгробие работы скульптора Жермены Меллуп входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг, которые были напечатаны общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. В Советском Союзе книги Бианки широко использовались в детских садах и в начальной школе.

10 интересных фактов из жизни Бианки

Имя Виталия Бианки знакомо каждому с самого раннего детства. Чуткость к природе и уникальное мироощущение, знаменитые сказки и рассказы «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Теремок», «Как муравьишка домой спешил»… Но так ли много читатели знают о его жизни, которая была не самой простой? К 125-летию со дня рождения писателя мы собрали десять интересных фактов о нём и его судьбе.

— Род Бианки имеет немецкие корни. Прадед писателя был известным оперным певцом. Перед турне по Италии он поменял немецкую фамилию Вайс на итальянскую Бианки (что означает «белый» на обоих языках).

— Виталий Бианки родился в семье ученого-орнитолога. Интерес к живой природе будущий писатель унаследовал от отца. Летом они вдвоем изучали жизнь животных и птиц в деревне Лебяжье.

— Бианки учился в Петроградском университете на естественном отделении. Однако после войны, на которую он был мобилизован, Бианки уже не вернулся в Петербург — а стал работать на Алтае школьным учителем и сотрудником краеведческого музея.

— От армии Колчака, занявшей Урал, Бианки скрывался под другой фамилией — Белянин. Двойная фамилия — Бианки-Белянин оставалась у него до конца жизни.

— Бианки провел три года в ссылке в Уральске. Он был арестован за участие в несуществующей подпольной организации. Благодаря ходатайству М. Горького получил разрешение переехать в Новгород, а затем и в Ленинград.

— Путевку в литературную жизнь Бианки дал С. Маршак. Именно он привёл начинающего автора в кружок детских писателей, познакомил со многими литераторами, помог опубликовать первую сказку — «Путешествие красноголового воробья».

— Самой любимой из собственных книг для Бианки была «Лесная газета». По мотивам этой книги писатель создал радиопередачу «Вести из леса».

— У себя дома в Ленинграде Бианки организовал «литературную школу». Учениками были Николай Сладков, Алексей Ливеровский, Зоя Пирогова, Святослав Сахарнов, Борис Житков и другие авторы, ставшие позднее известными писателями.

— В семье супругов Бианки всегда жили разные животные: от рыбок и птиц до змей и ежей.

— Сын писателя — Виталий Витальевич Бианки — продолжил родовую династию и посвятил себя наблюдению за природой. Он стал знаменитым орнитологом, доктором биологических наук. В возрасте 93 лет он продолжает изучать поведение птиц в полевых условиях.

Виталий Бианки презентация к уроку по чтению на тему

Слайд 1

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ О жизни и творчестве писателя (1894–1959)

Слайд 2

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Слайд 3

Отец работал в Зоологическом музее. И дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Слайд 4

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Слайд 5

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Слайд 6

Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Слайд 7

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Слайд 8

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Слайд 9

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

Слайд 10

Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921—1922 годах. В этом доме написал свою «Лесную Газету» Виталий Бианки.

Слайд 11

Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений)

Слайд 12

Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим, Бианки вместе вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Слайд 13

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики».

Слайд 14

В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Слайд 15

Читайте книги детских писателей о природе! Берегите и охраняйте природу!

Виталий Бианки

Биография

Виталий Бианки открыл советским малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

Детство и юность

«Все мы родом из детства» — это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.

Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.

Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).

Виталий Бианки в молодости

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал — эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.

Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

Виталий Бианки с питомцами

Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.

Книги Виталия Бианки

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Писатель Виталий Бианки

Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.

Виталий Бианки и его жена Вера

Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.

Семья Виталия Бианки

В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.

Сын Виталия Бианки

Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.

Могила Виталия Бианки

Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака легких. Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже было два сына – Лев и Анатолий. Отец был ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.

Валентин Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу.

Позднее писатель вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).

В семье Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.

В 1915 г. Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.

После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для пополнения коллекций которого он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.

В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие красноголового воробья».

С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр», «Одинец», а в 1928 г. появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».

С 1929 по 1941 год В. Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде, выезжали в деревню, где в 1941 г. их и застала новость о начале Великой Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.

В 1942 году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах: выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.

После Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный «сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с друзьями, с читателями.

Последней книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня 1959 года В. В. Бианки не стало.

Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.

Читая книги В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц, насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.

Все это писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение, основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно простой сюжет: ласточка береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд интересных сведений.

По такому же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора». Виталий Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к сказке возвращался он в разные периоды творчества.

Кроме сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры, конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.

Для самых маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении: «Перышко», «Музыкальная канарейка» и др. Иногда несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты лесной жизни.

Когда первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом, охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.

Рассказы для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы, например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».

Наряду с героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.

В произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте. Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения.

В.В. Бианки является создателем «Лесной газеты». Эта большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал, отражавший жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые книгой в 1928 г. «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий, и сегодня – это одно из самых любимых и популярных произведений литературы для детей.

Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера.

Газета эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений. «Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Эта книга – как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, который вела наука. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с забавным рассказом, хитроумной выдумкой, головоломкой, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).

«Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.

Творчество Виталия Бианки – значительный этап в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии.

БИБЛИОГРАФИЯ

Прижизненные издания В.В. Бианки в фонде ИОБДЮ

Литература о жизни и творчестве В.В. Бианки

«Лесная газета на каждый год» Виталия Бианки

Профессиональные знания литераторов оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений, что проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Этим, прежде всего, отличаются книги Виталия Бианки. Все персонажи его произведений одушевлены, что приближает их к ребенку-читателю.

Главной книгой жизни В. Бианки является «Лесная газета на каждый год» – оригинальный по жанру образец научно-художественной книги для детей. Это книга-юбиляр 2013 года.

Процесс рождения книги связан с биографией самого писателя. Еще в детстве, в годы первых лесных прогулок, отец Виталия Бианки (крупный русский ученый, знаток жизни леса) подсказал сыну идею ведения дневника наблюдений – календаря природы на круглый год.

Роль своеобразного толчка в возникновении замысла книги сыграли, вероятно, «Бюллетени природы», которые каждую весну публиковал в петербургских газетах профессор Лесного института Д.Н. Кайгородов, за ними внимательно следили в семье Бианки. Замечательный популяризатор, автор широко известных в свое время книг («Беседы о русском лесе», «Из царства пернатых» и др.), Д.Н. Кайгородов был первым русским ученым, который сумел организовать в нашей стране наблюдения любителей-добровольцев за сменой сезонных явлений в природе. Он создал армию корреспондентов-наблюдателей, первых лескоров. В.В. Бианки в своей «Лесной газете» по праву назвал его на первой же странице «главным нашим лескором».

На этой научной основе появилась «Лесная газета на каждый год» – книга о непрерывном круговороте явлений в живой природе.

«Лесная газета» была написана в 1927 году и вышла в 1928 году, сразу же завоевав общее признание критики и читателей. «Лесная газета» – книга первоначального знакомства детей с жизнью природы, преимущественно средней полосы Советского Союза.

Виталий Бианки нашел отличное решение сложной творческой задачи. Он смело и остроумно обыгрывает форму газеты, весело имитируя ее разделы и броские заголовки, ее жанровое разнообразие и периодичность выпуска номеров, всё – вплоть до публикации объявлений. Газетная подача разнообразнейшего познавательного материала – в виде телеграфных сообщений, последних известий, корреспондентских заметок – легко создавала ощущение злободневности и динамики происходящих в природе событий.

В. Бианки прибегает к литературному приему – антропоморфизму. Этот традиционный элемент сказки приобрел здесь характер занимательной шутки. Так, например, в разделе «Объявления» печатается обращение медведя, барсука и летучей мыши с просьбой не тревожить их во время зимней спячки, до весны («Лесная газета», № 8).

В день весеннего равноденствия – 21 марта – в природе происходит поворот к весне. С этого числа и начинается (по «Лесной газете») новый лесной год. В нем, как в человеческом календаре, – двенадцать месяцев. Каждому из них посвящен в газете отдельный номер. Двенадцать месяцев лесного года составляют двенадцать номеров лесного календаря. Чем наполнены они в книге? Из огромного пестрого потока быстро сменяющихся сезонных явлений природы, В. Бианки отбирает в каждый номер только самое главное и яркое. Он улавливает характерную черту каждого лесного месяца и выражает его точным и образным названием: «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц прощания перелетных с Родиной», «Месяц первых белых троп», «Месяц лютого голода», «Месяц дотерпи до весны» и так далее.

Композиция каждого номера «Лесной газеты» предельно стройна и ясна, – она вытекает из созданной писателем общей формы «книги-газеты». Номер начинается как бы «передовицей» – это материал, раскрывающий основную черту месяца. За «передовицей» следуют постоянные «газетные» разделы:

  • «Лесные происшествия» (главные лесные события и приключения);
  • «Колхозная жизнь» (описание сельскохозяйственных работ месяца);
  • «Городские новости» (сообщения обо всем интересном, что делается на улицах, в садах и парках);
  • «Охота» (большие очерки и сюжетные рассказы, которые знакомят читателя с различными способами охоты);
  • «Тир» (игра-состязание на меткий ответ).

Сама форма «Лесной газеты», с ее лескорами и разведчиками, уже давала повод для игры, но прямой игрой, в которую непосредственно втягивались читатели, были две части книги – «Тир» и «Объявления». «Тир» с девизом «Бей ответом прямо в цель» давался в каждом номере и состоял из 15 вопросов и 5 народных загадок. Игра-состязание на меткий ответ стала своеобразной проверкой того, что узнал, запомнил юный читатель из книги, что он сам наблюдал в природе. «Объявления» – веселые извещения и практические советы, включали испытания читателей и получение звания «Остроглаз».

Кроме этих разделов в «Лесную газету» введены не постоянные, появляющиеся периодически: «Зеленый друг» – об охране лесов и лесных посадках, и четыре радиопереклички по четырем временам года «С разных концов Союза» – о том, что и где происходит.

Внутри каждого раздела В. Бианки широко и свободно, как и полагается в газете, использует разнообразные литературные жанры. Здесь всё находит свое место и оправдание: корреспонденция из леса и очерк о колхозных работах, пятистрочная информация о клюкве.

По обилию и разнообразию природоведческих сведений, которые сообщает своему читателю «Лесная газета», она давно стала своеобразной биологической энциклопедией, рассчитанной на очень широкий возрастной диапазон – от дошкольников до семиклассников.

«Лесная газета» сложилась не сразу, она изменялась от издания к изданию. Происходило не просто обновление и дополнение материалов, – шел процесс роста и развития, в котором в определенной мере отразился путь творческого развития самого писателя.

В фонде ИОБДЮ сохранилось 9-е издание «Лесной газеты», которое увидело свет при жизни Виталия Бианки в 1958 году:

Бианки, В.В. Лесная газета : на каждый год / В.В. Бианки ; худож. В. Курдов. – 9-е изд., доп. – Л. : Детгиз, Ленинградское отд-ние, 1958. – 585 с. : ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *