Вежливые слова

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: Вежливые слова.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга.

Урок русского языка.

2 «а» класс (программа III вид; вариант 3.2)

Дата: 02.10.18.

Учитель: Мартынова Светлана Алексеевна

Тема урока: «Вежливые слова».

Цель урока: научить различать вежливые слова и использовать их в речи.

Задачи урока:

Образовательная: активизировать полученные на уроках знания по речевой культуре, умение применять их в жизни.

Коррекционно – развивающая: развить устную и письменную речь; развивать осязание пальцев рук, повышать уровень форсированности опосредованного восприятия написанных в приборе точек-букв; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитание вежливого человека, соблюдение правил поведения на уроке (правильно сидеть, поднимать руку, вставать, отвечать).

Планируемые результаты:

Предметные: учить ориентироваться в приборе и в приборе прямого письма и чтения.

Метапредметные:

Познавательные: классифицируют вежливые слова по группам.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Методы:

  • Осязательный
  • Словесный
  • Поисковый
  • Проблемный
  • Системно-деятельностный подход.

Формы организации урока:

  • Индивидуальная
  • Фронтальная

Тип урока.изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Средства обучения: приборы прямого письма и чтения, письменные приборы Брайля, грифели, массажные мячи, учебник «Русский язык» 1 класс,

Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, тетрадки и приборы

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

2.Актуализация знаний.

Игра «Я знаю много слов». Условия игры: назвать как можно больше предметов на тему «Школьные предметы».

— На какой вопрос отвечают слова-предметы, которые вы называли? (Что?)

Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик.)

Как называют девочку, которая учится в школе? (Ученица.)

Как называют человека, который учит детей в школе? (Учитель.)

Задайте вопросы к этим словам? (Кто? ученик, кто? ученица, кто? учитель.)

— Постарайтесь определить «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ.

Ученик, учитель, учебник.

Мошка, мышка, море.

Мама, мост, машин.

Пальчиковая гимнастика.

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём «пирожки») Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк») Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

3. Постановка проблемы.

«Доскажи словечко»

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

-Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

4. Самоопределение к деятельности.

— Кто из вас догадается, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответы детей)

— А все ли из вас знают что обозначают «вежливые» слова и в каких еще ситуациях важно ими пользоваться? Поднимите руку те кто думает, что все знает о вежливых словах…, кто сомневается?

— В конце урока посмотрим, изменится ли ситуация?

— На приборе прямого чтения запишите буквы: с и с п а б о. Это было слово, но какой-то шалунишка взял и перепутал буквы. Составьте это слово, пожалуйста.

СПА СИ БО

Ученики записывают правильно слово– спасибо целую строку чистописание. Объясняем правописание слова: безударный гласный – «а». Проговаривая:

— Прочитаем стихотворение автора А. Цветова.Учебник с. 25 упр. 13

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Постарайтесь определить учебную познавательную задачу урока. Заслушиваются мнения учащихся.

— Сегодня на уроке мы будем учиться различать «вежливые» слова и использовать их в своей речи.

Чтоб был здоровым каждый пальчик наш,

Всем пальчикам мы сделаем массаж.

Мизинец посильнее разотрем…(катают мяч по мизинцу)

Массировать теперь мы безымянный перейдем…(массируют мячиком по безымянному)

Погладим, посжимаем средний, указательный, большой…(нажимают каждым пальцем)

Ведь ритм письма довольно не простой.

Чтоб пальчики работали старательно,

Мы отдыхать даем им обязательно. (катают мяч по столу правой рукой и левой рукой)

7. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику с. 25, упр. 14

— Прочитайте слова-благодарения.

Подумайте, в каких случаях мы используем такие слова? Выскажите своё предположение. (Словами-благодарениями начинается просьба о чём-либо.)

Вспомните, какие ещё вежливые слова вы знаете?

(Заслушиваются ответы учащихся.)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: «Вежливые» слова делают нашу речь более теплой и доброжелательной. А человека, который употребляет в своей речитакиеслова, называют вежливым и воспитанным.

8. Первичная проверка понимания.

— Что еще помогает нам во время разговора? (Мимика, жесты) А вы хорошо понимаете жесты?

Повторяйте за мной и комментируйте жесты:

1. Палец к губам (тихо).

2. Пожимаем друг другу руку (здороваемся).

3. Раскрываем объятия (рады встрече).

4. Киваем головой (согласны – не согласны)

5. Грозим пальцем, кулаком (угрожаем)

6. Хлопаем в ладоши (радуемся, что-то нравится)

7. Машем рукой (прощаемся)

9.Закрепление знаний и способов действий.

— Отгадайте загадки:

1. Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: «Привет»

2. А сосед его ушастый,

Отвечает: «Ёжик, Зравствуй.»

3. К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «До свидания!»

4.Неуклюжий песик КостикМышке наступил на хвостик.Поругались бы они,Но сказал он «Извини!»

5.Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «Спасибо!»

6.Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «Подалуйста!»

7. Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «Благодарю!»

8. Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «Добрый день!»

9. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «Добрый вечер!»

10. Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам Аппетита»

— Как называются слова отгадки?

— Какие еще волшебные слова вы знаете?

— На какие группы можно разделить эти слова? (Вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания.)

10. Рефлексия учебной деятельности (Итог). Домашнее задание.

— Постарайтесь закончить предложения.

Теперь я знаю, что на вопрос кто? …

Теперь я знаю, что «вежливые слова» …

Мне было интересно…

Я выполнял задания…

Списать «вежливые» слова стр.25, упр.14

Вежливые слова: список вежливых слов для детей и взрослых

Поведение и манера речи играют важную роль в достижении успеха. Вежливые и воспитанные люди имеют больше шансов построить карьеру, полнее раскрыть свои способности. Они легче и быстрее находят общий язык с окружающими, пробуждают в людях симпатию и готовность помочь.

Значение слова «вежливость» — Что это такое?

Еще в средние века Владимир Мономах писал в своих «Поучениях»: «Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом».

Вежливость – это часть ежедневного, нормального поведения личности, независимо от того, что творится вокруг. Она подразумевает соблюдение речевого этикета, по которому обычно судят о человеке, а также умение тактично и учтиво обращаться с окружающими, проявлять уважение и чуткость.

Слово «вежливость» образовалось от русского слова «вежа». Так называли человека, который знал, как себя вести в той или иной ситуации. От него пошли слова «вежливо» и «вежливость».

Вежливые слова приветствия

  • Здравствуйте
  • Доброе утро
  • Привет, салют (при обращении к друзьям)
  • Пламенный привет (фамильярное)
  • Хай, хелло (заимствовано из английского, молодежный жаргон)
  • Добрый день.., вечер
  • Приветствую Вас (тебя)
  • Доброй ночи
  • Приветик (простонародное, полушутливое)
  • Мир вашему дому
  • Доброго здоровья
  • (Очень) рад вас видеть
  • Кого я вижу (просторечное)
  • Приятно снова вас видеть
  • Привет честной компании (прост.)
  • Всем добра
  • Сердечно приветствую вас (официальное)
  • (Очень) рад встрече с вами
  • Разрешите или позвольте вас поприветствовать (официальное)
  • Приветствую
  • Как дела
  • Как поживаете
  • Нижайшее почтение
  • Наше вам с кисточкой (фамильярное)
  • С прибытием
  • Рад (а) приветствовать тебя (вас)
  • Добро пожаловать
  • Моей почтение
  • Здорово живете
  • Всем привет, привет, приветик (употребляются при встрече с друзьями или близкими знакомыми)
  • Очень приятно, рад знакомству (при первой встрече)
  • Доброго времени суток (считается фамильярной фразой, может быть использовано только при встрече с очень близкими людьми)
  • Здравия тебе желаю, желаю здравия (используются в военной среде)
  • Мир вашему дому
  • Легок на помине (фамильярное)
  • Бог в помощь (приветствие работающему человеку)
  • Милости просим к нашему шалашу (дружеское, просторечное)

Слова вежливого обращения к кому-либо

  • Будьте добры
  • Извините, пожалуйста
  • Простите
  • Будьте (так) любезны
  • Добрый день, пожалуйста, подскажите
  • Не могли бы вы помочь, подсказать мне
  • (Не) могу ли я попросить вас
  • Буду признателен, если вы
  • Прошу вас (тебя)
  • Пожалуйста
  • Позвольте (вас побеспокоить)
  • Прошу вас
  • Не могли бы вы
  • Не сочтите за труд
  • Если вам не трудно
  • Сделайте одолжение
  • Окажите услугу
  • Настоятельно, очень или убедительно прошу вас (с оттенком категоричности)
  • Можно Вас спросить
  • Если вас не затруднит
  • Разрешите обратиться
  • Разрешите уточнить
  • Разрешите спросить
  • Не могли бы Вы подсказать
  • Можно ли вас попросить
  • Не сочтите за труд
  • Нельзя ли вас попросить
  • Можно вас на минуточку
  • Не затруднит ли вас
  • Прошу прощения за беспокойство
  • Будь другом (фамильярное обращение)
  • Не в службу, а в дружбу (фамильярное обращение)
  • Окажите любезность
  • Не откажите в любезности
  • Огромная к вам просьба
  • Можно к вам обратиться
  • Вы позволите
  • Не соблаговолите ли вы
  • Нижайше или покорнейше прошу (устаревшее)
  • Имею честь просить вас (официальное)
  • (Я) хочу вас попросить
  • Мне хочется (нужно) вас попросить

Благодарность вежливыми словами

  • Спасибо
  • Большое или огромное спасибо
  • Благодарю
  • От всего сердца благодарю
  • От всей души благодарю
  • Примите мою искреннюю благодарность
  • Вы очень (так) любезны
  • Вы очень добры
  • Я до такой степени благодарен вам, что трудно подобрать слова
  • Очень (вам) признателен
  • Премного благодарен
  • Очень (вам) благодарен
  • Искренне вам благодарен
  • Не выразить словами мою благодарность (высокопарное)
  • Я благодарен вам
  • Я очень доволен
  • Хочу выразить Вам свою признательность
  • Нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность
  • Я перед вами в долгу
  • Моя благодарность не знает границ
  • Я – ваш должник
  • Буду должен
  • Как мило с вашей стороны
  • Я бы не справился без вашей помощи
  • Это много значит для меня
  • Вы оказали мне большую услугу
  • Вы не можете себе представить, как я благодарен вам
  • Я ценю вашу помощь
  • Заранее благодарю
  • Пардон
  • Выражаем вам искреннюю (большую) благодарность (офиц.)
  • Должен выразить вам благодарность
  • Покорнейше вас благодарю (устаревшее)
  • Благодарствую (устаревшее)
  • Тронут вашим вниманием
  • Позвольте, разрешите выразить (большую, огромную) благодарность (официальное выражение)

Какими словами можно вежливо извиниться?

  • Прошу прощения
  • Мне очень жаль
  • (Очень) извиняюсь
  • Не сердитесь, пожалуйста
  • Тысяча извинений (фамильярное)
  • Простите, прошу
  • Мне так неудобно
  • Извините
  • Примите мои извинения
  • Я был неправ
  • Прошу меня простить
  • Виноват
  • Не сердись (-тесь)
  • Сожалею, что был неправ
  • Я не должен был этого делать
  • Я не хотел, чтобы так получилось
  • Я не хотел вас обидеть
  • Что мне сделать, чтобы исправить положение
  • Прошу извинения
  • Я сделаю все, чтобы это не повторилось
  • Боюсь, я вас огорчил
  • Я причинил вам столько хлопот
  • Искренне раскаиваюсь
  • Я виноват в том, что так случилось
  • Ты уж извини, прости (просторечное)
  • Приношу свои глубокие извинения
  • Простите мою оплошность
  • (Я) не могу не извиниться
  • Я должен извиниться перед вами
  • Простите, но я не могу исполнить вашу просьбу
  • Я не должен был так поступать
  • Я так больше не буду
  • Я очень огорчен
  • Мне так неприятно
  • Мне неловко (жаль), что так получилось
  • Я вас понимаю
  • Мне очень стыдно, что так получилось

Слова для вежливого прощания (вежливое «до свидания»)

  • До встречи
  • До скорой встречи
  • Скоро увидимся
  • Прощай (те)
  • До (скорого) свидания
  • До завтра (следующих каникул, следующего лета)
  • До новой встречи
  • До новых встреч
  • До встречи у кинотеатра
  • Рад был вас видеть
  • Буду рад новым встречам
  • Увидимся
  • Надеюсь на скорую встречу
  • Всего хорошего (наилучшего)
  • Всего доброго
  • Всех благ
  • Удачи (вам)
  • Хорошего настроения
  • Всего доброго
  • Будь(те) здоровы
  • (Желаю) всяческих благ
  • Приятно было повидаться
  • Позвольте откланяться
  • (Желаю) доброй ночи
  • Хорошего вам дня
  • Оставайтесь с богом
  • (Всем) счастливо оставаться
  • Созвонимся (дружеское)
  • Не поминайте лихом
  • Счастливого или доброго пути (говорят уезжающим родственникам и знакомым)
  • Счастливо
  • Береги себя
  • Разрешите откланяться
  • Приезжайте к нам еще
  • Пока, привет, салют, чао или чао-чао (при прощании с друзьями или очень близкими людьми)
  • Пока-пока (используется отдельными телеведущими)
  • Ну, будь (просторечное)
  • Бывай (просторечное)
  • Всего (фамильярное)
  • Разрешите попрощаться
  • Давай или ну, давай (употребляются в просторечии)
  • Спокойной ночи, доброй ночи, приятных сновидений, сладких снов (при расставании вечером)
  • Честь имею откланяться (устаревшее)

Простые слова вежливости для детей

  • Привет
  • Здравствуйте
  • Доброе утро
  • До свидания
  • Добрый день
  • Будь(те) здоровы
  • Угощайтесь
  • Приятного аппетита
  • Приятно познакомиться
  • Будьте добры
  • Добрый вечер
  • Извини(те), пожалуйста
  • Прости(те)
  • Разрешите мне спросить, узнать, поинтересоваться
  • Я больше так не буду
  • Спасибо, не хочу
  • Мне не нравится
  • Я попробую
  • Можно с вами (поиграть)
  • Можно взять
  • Давай вместе поиграем
  • Чем тебе помочь
  • Можно я помогу вам
  • Спасибо
  • Позвольте мне помочь
  • Пожалуйста
  • Благодарю
  • Простите, что перебиваю
  • Спокойной ночи
  • Возьми(те), пожалуйста
  • Подскажите, пожалуйста

Большинство родителей стараются с детства привить своим детям основы правильного поведения и правильной речи.

Взрослым важно следить за своей речью, использовать вежливые слова, изменить манеру собственного поведения. Ведь доказано, что ребенок во всем копирует своих родителей.

Стихотворение про вежливость

Если я буду вежливым или вежливой буду,

Все поймут, что я добр и что добрая я,

Будто словно добро растворяется в людях,

Оно словно теплом согревает тебя!

Синонимы слова «вежливость»

К синонимам слова «вежливость» относятся следующие имена существительные:

  • внимательность;
  • почтительность;
  • обходительность;
  • галантность;
  • любезность;
  • уважительность.

Противоположные по значению:

  • резкость;
  • грубость;
  • невоспитанность;
  • неучтивость.

Чтобы быть культурным и вежливым человеком, нужно уметь использовать уместные в каждой ситуации слова, которые так и называются – «вежливые слова». Такой манере речи необходимо приучать с самого детства.

На нас со всех сторон обрушивается поток ненормативной лексики, оставляет желать лучшего обращение взрослых друг к другу и к детям. Подрастающие дети используют сленг, противостоять которому совершенно невозможно.

Вежливые слова — большой словарь вежливости для детей и не только

Вежливым человеком быть просто, достаточно знать «волшебные» слова. Конечно, ими нельзя злоупотреблять, а применять стоит правильно, ведь если что-то сделать не так, то можно прослыть неуверенным человеком. Или, как ни странно, хамоватым.

А так ли уж важно в современном и жестоком мире быть вежливыми? Да, это важно, ведь никто не хочет, чтобы его ребенок вырос хамом и быдлом. Вежливость поможет пробиться в люди, сделает человека уважаемым, что очень важно.

Что такое вежливость?

Все же стоит разобрать определение. Итак, это —

Нравственно этическое качество личности, характеризующее проявление любви к людям. Это форма уважительного отношения одного человека к другому, выражающегося в культуре речи.

Хорошие манеры у ребенка не появятся сами по себе. Желание быть воспитанными и учтивыми надо воспитывать с детства.

Людям хочется слышать приятные слова. Они наполняют душу теплом.

Вежливые слова благодарности

  • Спасибо

  • Благодарю

  • Весьма признателен

  • Тронут вниманием

  • Премного благодарен

  • Мерси (неформальная форма благодарности)

  • Вы очень любезны

Приветствия

  • Добрый день (вечер/утро)

  • Здравствуйте

  • Приветствую

  • Привет/приветик (неформальная форма приветствия)

  • Хай (лучше использовать для приветствия друзей или хороших знакомых)

  • Хеллоу (так же как и «хай»)

  • Салют (так же как и «хай»)

  • Рад встрече

  • Мое почтение

  • Здравия

  • При знакомстве

  • Очень приятно

  • Рад знакомству

  • Взаимно (в ответ на «очень приятно» или «рад знакомству»)

Прощания

  • Всего хорошего

  • Мое почтение (это выражение можно употреблять как для приветствия, так и для прощания)

  • Удачи

  • Всех благ

  • Чао или чао-чао (неформальная форма для прощания с близко знакомыми людьми)

  • Бай (как и «чао»)

  • Пока (тоже неформальная форма, которую стоит употреблять лишь в компании хороших знакомых)

  • До свидания

  • До встречи

  • Прощайте

Если нужно что-то попросить или к кому-то обратиться

При извинении

  • Извините

  • Простите

  • Прошу прощения

  • Сожалею

  • Мне очень жаль

Слова вежливости для детей (видео)

Становимся воспитанными вместе со Смешариками.

А какие вежливые слова знаете вы? Давайте дополним список вместе, сделаем свою ромашку вежливости!

Важный шаг на пути к доброжелательности и уважительному отношению к окружающим нас людям – вежливость. О том, как правильно вести себя, чтобы быть вежливым человеком, можно узнать из представленных методических материалов для проведения тематического занятия (классного часа) «Вежливые слова».

Васильева Ольга Анатольевна

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Вежливые слова»
для обучающихся 3–5-х классов

Вариант проведения занятия
Презентация

Цель: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Задачи:

  • формировать умение правильно выстраивать диалоги со сверстниками, взрослыми людьми;
  • формировать положительный опыт поведения;
  • развивать представления о вежливости, вежливом поведении и уважительном отношении к другим людям.

Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.

Задание № 1.

Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

«Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?..»

1. Предположите, какое «волшебное» слово сообщил старик Павлику.
2. Почему оно «волшебное»?
3. Есть ли ещё слова, которые мы можем назвать «волшебными?»
4. Как вы думаете, в чём заключается «волшебство» таких слов?
5. Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?

Задание № 2.

Рассмотрите слова на слайде.

1. Выберите те слова, которые вы чаще всего используете при общении.
2. Как можно назвать человека, который постоянно пользуется такими словами? (Вежливым)
3. Какое впечатление вежливый человек производит на окружающих?

Задание № 3.

Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

«…– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове: «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
– Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки».

1. Подумайте, какую основную мысль хотела донести до читателя автор рассказа.
2. Как вы считаете, получилось у героя рассказа «волшебство» с помощью слова?
3. Почему старик обратил внимание Павлика на то, что слово нужно произносить по-особенному?
4. Порассуждайте, какой силой может обладать одно слово.

Задание № 4. Прочитайте афоризмы.

— Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес

— Вежливость – это искусственно созданное хорошее настроение. Томас Джефферсон

— Вежливость – это доброта в мелочах. Томас Маколей

— Вежливость – это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком. Франсуа Ларошфуко

1. Используя приведенные высказывания, попробуйте сформулировать определение слова «вежливость».
2. Какими словами можно дополнить понятие «вежливость»?

Задание № 5.

Прочитайте стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульской:

«Обещал отцу Петрусь….
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй «говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:
– С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
– Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
– Извините, добрый вечер!
– Ты, – вожатый закричал, –
И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!»

1. Как вы думаете, удалось ли герою стихотворения быть вежливым, как он обещал отцу? Обоснуйте свой ответ.
2. Что нужно изменить Пете в своём поведении? Обсудите каждую ситуацию, описанную автором.
3. Как вы считаете, можно ли употреблять слова, не понимая их значения? Понимал ли Петя значение тех слов, которые говорил?

Задание № 6.

Работа в группах.

Прочитайте диалоги по ролям, вставляя пропущенные слова:

1. (Разговор по телефону)
– …, позовите, …, Катю.
– Хорошо, сейчас позову.
– Большое …
– ….

1. (Разговор по телефону)
– Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.
– Хорошо, сейчас позову.
– Большое спасибо.
– Пожалуйста.

2. (Общение с незнакомыми на улице)
– Здравствуйте, подскажите мне, пожалуйста, где находится библиотека.
– Конечно, пройдите прямо, поверните налево и вы у библиотеки.
– Спасибо.
– Не за что.

Задание № 7.

Посмотрите отрывок из киножурнала «Ералаш» «Давайте говорить друг другу комплименты».

1. Какие вежливые слова употребляют герои в видеофрагменте? (Не откажите в любезности, пожалуйста, если не возражаете, позвольте, добро пожаловать, не могли бы вы, большое спасибо).

2. Как вы думаете, почему после объявления диктором окончания дня вежливости все герои стали вести себя по-другому?

3. Предположите, что должно выработаться у человека чтобы быть вежливым? (Привычка).

4. Как вы думаете, что человеку необходимо делать, чтобы выработать привычку вежливо разговаривать?

Задание № 8.

Подберите к словам как можно больше заменяющих их выражений (синонимов):

Здравствуйте –…
Спасибо – …
Пожалуйста – …
Извините – …
До свидания – …

Здравствуйте – добрый день, добрый вечер, доброе утро
Спасибо – благодарю
Пожалуйста – будьте добры, будьте любезны, на здоровье, не откажите в любезности, позвольте, добро пожаловать
Извините – прошу прощения
До свидания – до встречи

Задание № 9.

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака:
«Ежели вы вежливы»
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами…»

1. По мнению автора стихов, человек, который привык быть вежливым, вежлив сам, без принуждения и напоминания. Согласны ли вы с этой мыслью автора?
2. Поразмышляйте, почему человеку важно быть вежливым.

Уроки вежливости для наших детей

Счастливый ребенок 30.01.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.

Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.

Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.

И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.

И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Вежливые слова и благодарности. Список слов

«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:

Приветствие и прощание:

  • Здравствуйте;
  • Привет;
  • Доброе утро или С добрым утром;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • До свидания;
  • Спокойной ночи.

Слова благодарности:

  • Спасибо;
  • Благодарю;
  • Признателен.

Слова прощения:

  • Извините;
  • Прошу прощенья;
  • Простите, пожалуйста.

Слова-просьбы:

  • Разрешите мне;
  • Позвольте мне;
  • Можно спросить у Вас;
  • Пожалуйста.

Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:

  • Браво;
  • Доброго пути;
  • Будьте здоровы;
  • Добро пожаловать;
  • Угощайтесь;
  • Приятного Вам аппетита;
  • Приятно познакомиться;
  • Разрешите представиться;
  • Только после Вас;
  • Будьте так добры;
  • Можно, я помогу Вам;
  • Разрешите Вам помочь;
  • Поздравляю.

Стихотворения-загадки про вежливость для детей

Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:

Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

***

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)

***

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)

***

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

***

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)

***

Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)

***

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

***

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» — (Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!

***

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

***

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)

***

Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)

***

***

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)

***

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)

***

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

***

На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

***

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

***

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)

***

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).

Уроки вежливости в стихах

Также попробуйте читать детишкам чудесные стихи о вежливости для детей. Хороший пример — стихотворение Самуила Маршака «Уроки вежливости»:

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
— В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!

Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

Обсуждаем тему вежливости в форме беседы

Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.

Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.

Веселая игра «Вежливые часики»

Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки — стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.

Мама (или воспитатель):

Тики-так, тики-так —
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.

Мама:

Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?

Дети:

Доброе утро!

Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.

Мама:

Вот и день настал, ребята;
Что сказать при встрече надо?

Дети:

Добрый день!

Игра продолжается по такому же принципу.

Мама:

Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.

Дети хлопают в ладоши шесть раз.

Мама:

Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?

Дети:

Добрый вечер.

Мама:

Молодцы!

В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.

Шаги к воспитанию вежливости у детей

Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы. Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;

Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;

Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите, не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;

Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости:@ с кем необходимо здороваться и т.д.;

Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;

Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;

Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?

Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.

Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной. Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *