Вид музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности в детском саду

Наталья Владимировна Бубнова
Виды музыкальной деятельности в детском саду

Музыкальное восприятие

Восприятие – сложный психический процесс. Это — отражение увиденного или услышанного. Восприятие неразрывно связано с деятельностью и активно развивается лишь в деятельности.

Специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания – сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств выразительности.

Восприятие становится доступным раньше, чем всё остальное. Поэтому оно становится важным на протяжении всего дошкольного периода. Восприятие проходит через все виды детской музыкальной деятельности: слушание, пение, движение, игра на инструментах, творчество. Если ребёнок различает характер музыки, чувствует смену её настроений, откликается на музыку в какой-либо форме — мы может сказать, что он её слышит и воспринимает. Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку. Это считается вполне нормальным. Постепенно, приобретая опыт общения с музыкой, ребенок учится воспринимать музыкальные произведения более осмысленно, определять характер, передаваемое настроение, связывать это с образом, программным содержанием музыки.

На развитие музыкального восприятия человека оказывает влияние среда, в которой он рос, а именно: музыка, звучащая на занятиях и в повседневной жизни, отношение к ней взрослых, передаваемое ребёнку как пример для подражания, уровень музыкального и общего развития, целенаправленное музыкальное воспитание. В самом процессе воприятия участвуют как эмоции, так и мышление.

Восприятие музыки является сложным процессом познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа. Этот раздел состоит из собственно слушания и музыкально-дидактических игр и упражнений. В раздел по слушанию входят музыкальные произведения, специально подобранные для этого вида деятельности. Это музыкальные произведения различных жанров, разнообразные по передаваемым настроениям и образам, музыкальные произведения с яркими изобразительными моментами, по содержанию близкие детям.

И нужно помнить, что все виды музыкальной деятельности необходимо строить на основе восприятия. Лишь воспринимая и понимая музыку можно добиться выразительности в пении, танцах, игре в оркестре или ансамбле.

Детское исполнительство

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и танцах, игре на музыкальных инструментах. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Необходимо и развитие восприятия музыки.

Исполнительство интересно и необходимо самим детям как процесс. На первоначальных этапах важен не столько сам результат, сколько желание и положительные эмоции от участия ребёнка в том или ином виде деятельности. Также исполнительство даёт возможность самовыражения, передачи своих чувств, эмоций, переживаний. Рассмотрим виды детского исполнительства с указанием на возраст.

Движение.

Музыкальное движение является одним из важных видов деятельности детей. Это наиболее доступный вид деятельности для детей данного возраста, так как сам процесс движения заложен в детскую сущность. Именно движением ребёнок откликается на музыку. Он стремится двигаться, бегать, прыгать. Поэтому можно сказать, что музыкальное движение во второй младшей группе становится ведущим видом музыкальной деятельности. В средней группе основное внимание уделяется на развитие мягкости и выразительности движений, развитие координации и ритмичности на шаге.

В старшем возрасте наибольшее внимание уделяется раскрепощению детей. Необходимо дать возможность детям «прожить» музыку, танец – средство самовыражения. У детей возрастает способность к исполнению сложных по координации движений.

Музыкально-ритмические движения.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Пение.

В младшем возрасте важно ввести детей в певческую деятельность, первоначально побуждая к подпеванию и звукоподражанию, вызывать эмоциональный отклик на песни, характер исполнения песни связывать с содержанием, образом. Использование песенок — распевок позволяет подготовить певческий аппарат детей к пению, ввести детей в тему песни, которая будет исполняться, формировать ладовое чувство.

В средней группе начинаем работу над правильным звукообразованием, дыханием. Учим детей петь, легко, естественно, без напряжения в голосе.

В старшем возрасте идёт работа над выразительностью пения, дикцией, чистотой интонации. Развивается голосовой аппарат детей, расширяется диапазон.

В раздел «пение» я предлагаю включать разнообразные речевые и вокальные игры, которые позволяют подготовить ребёнка к пению, развивают дыхание, укрепляют голосовой аппарат детей.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Игра на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах является отличным средством приобщения детей к коллективному музицированию. Инструменты всегда привлекают детей, и они занимаются этим видом деятельности с удовольствием.

В раздел «Игра на музыкальных инструментах» можно включать упражнения на развитие чувства ритма (речевые и ритмические упражнения; упражнения, соединяющие в себе слово и звучащие жесты или движение).

Первоначально вся работа строится на воспроизведении метрической пульсации и равномерного ритма, а также развития интереса к музыкальным инструментам. Далее можно использовать все возможности музыкальных инструментов: составление партитур и игра в ансамбле или оркестре, сопровождение пения и движения, инструментальное творчество.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество.

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и. т. д.).

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т. д.). Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. Важно оснащение танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

соблюдение принципа свободы;

накопление впечатлений от восприятия искусства;

накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

развитие основных музыкальных способностей;

оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Музыкально — образовательная деятельность.

В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т. д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т. д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Виды музыкальной деятельности

Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии1.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции—сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание — восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня — ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

Все музыкально — ритмические движения выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки:

1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.

2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как спецйальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску» нестандартных способов передачи замысла и тд.

3. Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполни тельскими и творческими навыками.

Музыкальные игры — ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально — ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах — прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного — миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Виды музыкальной деятельности дошкольников

екатерина максимова
Виды музыкальной деятельности дошкольников

Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) реализуется через образовательную область «Художественно – эстетическое развитие»,ставя перед педагогами следующие задачи:

развитие музыкально – художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству;

развитие музыкальности детей;

развитие творческих способностей.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

восприятие;

исполнительство;

творчество;

музыкально – образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

1. Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

2. Музыкально – ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

3. Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20 – е годы прошлого столетия стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Благодаря этому развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

4. Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Специалистами было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, в музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально – ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Каждый из этих видов деятельности способствует развитию музыкальных способностей дошкольников.

Виды музыкальной деятельности детей

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения.

«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие».

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» (3 стр.140).

Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие восприятия.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

Проблемы:

На музыкальных занятиях редко применяются слушания музыки и игра на музыкальных инструментах, почти не используется творчество, отсутствует вокальные упражнения – попевки для формирования элементарных вокальных навыков, полностью отсутствует знакомство с нотной грамотой и основными музыкальными понятиями. Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. В процессе игры на музыкальных инструментах формируется одна из основных музыкальных особенностей – звуковысотный слух. Качество пения снижется из-за отсутствия вокальных и слуховых упражнений.

На музыкальных занятиях почти не используется творчество, игра на инструментах, дидактические пособия, наглядные пособия, полностью отсутствуют музыкально-теоретические понятия. По причине отсутствия дидактических и наглядных пособий дети не могут полноценно воспринять прослушанное произведение. Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник»

Такое использование различных видов деятельности объясняется тем, что используя на занятиях, преимущественно, пение и музыкально-ритмические движения, педагогам легче составить программу концерта для праздничного утренника.

Дошкольники, выпускаясь из детского сада, не умеют анализировать музыку, чисто петь, слушать, не имеют представления об элементарных музыкальных понятиях (направление движения мелодии, регистры, лады).

Большинство занятий проходят однообразно и очень мало используются игровые формы обучения.

Пользуясь свободой в составлении плана занятия, педагоги часто большую часть времени занятия уделяют пению. Таким образом разучивание песни длится 10-15 минут, дети начинают отвлекаться быстро утомляются. К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так – ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью». Исходя из этого утверждения и из практики работы с дошкольниками рекомендуется все виды детской музыкальной деятельности организовывать в игровой форме. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется, но на практике применение игровых форм на занятиях носит исключительный характер.

В тоже время следует помнить, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому важно не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

На музыкальных занятиях практически не используются дидактические карточки и наглядные пособия, предусмотренные во всех программах по музыкальному воспитанию дошкольников. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний и навыков. У детей в этом возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому необходимо поддерживать его посредством наглядных пособий и действий самих детей с дидактическими материалами.

Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

Общая характеристика видов музыкальной деятельности статья на тему

Общая характеристика видов музыкальной деятельности

План

Введение______________________________________________________3

1.Общее понятие музыкальной деятельности, её структура и виды______4

2.Общая характеристика музыкального восприятия у дошкольников____5

3.Общая характеристика музыкального исполнительства у детей_______7

4. Общая характеристика детского музыкального творчества__________9

5. Общая характеристика музыкально-образовательной деятельности___10

Заключение____________________________________________________11

Список литературы_____________________________________________12

Введение

Формирование духовного мира ребенка ,его кругозор, его творческие навыки, знания и умения должны развиваться во всех видах музыкальной деятельности, для его полноценного развития.

Общее понятие музыкальной деятельности, ее структура и виды.

(см.схемы .Приложение 2)

Общая характеристика музыкального восприятия у дошкольников.

Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» . В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие.

Восприятие музыки в детском саду, как вид музыкальной деятельности, включает в себя музыку для слушания, музыку для исполнения, музыкально- дидактические игры. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по- настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в детстве, когда опыт восприятия еще очень мал, педагогу необходимо развивать восприятие в разных видах музыкальной деятельности, разными средствами выразительности и обязательно тренировать его.

Основными видами исполнительства у детей в дошкольных учреждениях является пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение — деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.

Музыкально- ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями. Педагоги должны подбирать музыкальный материал, который должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

Детское музицирование или игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах еще в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов. В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них. В настоящее время современные педагоги продолжают и развивают этот вид деятельности.

Таким образом, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах — каждый из этих видов деятельности способствует развитию музыкальных способностей, накопляет опыт исполнительства, оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Общая характеристика детского музыкального творчества.

Понятие творчество характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников, развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Отсюда следует: чтобы у ребенка развилось музыкальное творчество и он мог что-то сочинить, педагогу необходимо постоянно развивать его основные музыкальные способности.

Общая характеристика музыкально-образовательной деятельности.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным и т.д.

Музыкально-образовательная деятельность не существует отдельно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия, исполнительства, творчества. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.

Например, для развития музыкального восприятия нужны общие знания (о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т.д.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).

Обобщая и анализируя музыкально-образовательную деятельность, можно сделать вывод, что каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Поэтому в процессе обучения детей музыке педагог должен использовать все виды музыкальной деятельности детей в различных формах организации обучения. Только тогда ребенок будет полноценно развит и образован.

Заключение.

Рассмотрев виды музыкальной деятельности в детском саду, и дав им общую характеристику, нужно сказать о том, что с помощью их сочетания решаются основные задачи музыкального воспитания: развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры детей. Ведущую роль здесь играет педагог, направляя детские способности в нужное русло. При целенаправленном обучении у детей будет развиваться творческая активность, расширяться музыкальный опыт, активизироваться чувства, воображение и мышление, чуткость к красоте в искусстве и жизни. Так в условиях интересной, увлекательной деятельности будет происходить художественно — эстетическое развитие ребенка.

Наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

1. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Музыкальный

руководитель, №3- 2004-С.

2. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М89М.: АСТ, Донецк, Сталпер, 2005. – 301 с.

3.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль-

ного воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

4.Ка балевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

5. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.

6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

7.Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996.

8.Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство: творческий центр, 2009.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г№1155 -раздел 4с.31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *